Движения малыша становятся все более ловкими, он учится владеть своим телом, намного лучше держит равновесие в положении на животе. В этот период заметно сокращается время дневного сна. Кроха больше бодрствует, изучает свое тело, окружающий мир и людей. Период бодрствования — самый подходящий момент, чтобы понаблюдать за развитием двигательных навыков и психоэмоциональных реакций.
Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Какие двигательные навыки закрепляются и развиваются? Какие рефлексы исчезают?
Шаговый рефлекс в 4 месяца исчезает. Об этом рефлексе, а также о навыках ребенка в 1, 2, 3 месяца читайте в других наших статьях.
Часто родители задают вопрос: существуют ли различия в темпах развития мальчика и девочки? Мышечная сила, быстрота, ловкость, выносливость — эти гендерные параметры будут актуальны уже в дошкольном возрасте. Но пока что никаких различий, кроме прибавки массы тела и роста, не наблюдается. По крайней мере, такой информации нет в современных источниках. Но в старых медицинских справочниках можно встретить таблицы темпа моторного развития девочек и мальчик. Здесь указывается, что сроки формирования навыков у мальчиков и девочек зависят от типа телосложения. Некоторые девочки могут раньше держать голову, переворачиваться на живот, садиться, вставать, начинать ходить. Может быть, поэтому среди представителей старшего поколения бытует мнение, что девочки опережают мальчиков в развитии.
Зрительные и слуховые навыки ребенка в 4 месяца значительно усовершенствуются. В 3 месяца грудничок проходит плановый осмотр у офтальмолога и отоларинголога. Крайне важно выявить патологии и отклонения на ранней стадии развития. Как развивается зрение и слух у здорового ребенка?
К 4 месяцам у грудничка появляется избирательность в играх и игрушках. Кому-то нравится лежать на животе и рассматривать пространство, кто-то совершенствуется в плавании, кто-то с замиранием слушает Вивальди. Но все дети любят находиться на руках. Теперь у малыша уже может появиться любимая погремушка. Во время самостоятельной игры и взаимодействия с близкими малыш издает восторженные крики, что подтверждает его эмоциональную включенность в процесс.
Кроха дает понять, что ему нравится, а чего он не любит. И это уже будут осознанные реакции, а не рефлексы. Малыш в 4 месяца может выражать радость, испуг, заинтересованность, неудовольствие. Как развивается эмоциональная сфера ребенка?
Положительные и отрицательные эмоции малыша — главное средство невербальной коммуникации в этом возрасте. Осознанная улыбка грудничка носит социальную природу. Он уже понимает, что внимание уделяется ему, узнает свое имя. Но отрицательные эмоции малыш еще не способен адресовать конкретному взрослому, не может проявить обиду. Его плач, крик, неудовольствие посылаются в пространство как призыв о помощи.
Лишь к 6 месяцам появляются звуки, близкие к родной речи. А пока что все младенцы говорят на одном, универсальном языке. Что происходит в речевом развитии? Какие звуки и интонации малыш в 4 месяца умеет воспроизводить?
Закрепляются старые речевые навыки:
Новые речевые достижения:
Молчаливого кроху можно подталкивать к диалогу. Если наклониться над его лицом и ласково заговорить, ответ будет незамедлительным.
Что должен уметь малыш в 4 месяца? Главный успех моторного развития — уверенное держание головы в положении лежа на животе, захватывание игрушки и удерживание ее в ладони. Речевое развитие обогащается новыми звуками, интонациями, окрашивается эмоциональной тональностью. Также развиваются коммуникативные навыки, происходит разграничение людей на «своих» и «чужих».
РаспечататьПоддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
kids365.ru
На 5-м месяце вес тела увеличивается меньше: 400- 600 г в месяц, в среднем 20 г/день или 140 г в неделю.
В возрасте 5 месяцев нормальный грудной ребенок удваивает вес, который он имел при рождении.
Исключение составляют дети, родившиеся с малым весом; они удваивают свой вес раньше, чем родившиеся с большим весом.
По сравнению с длиной при рождении, 5-месячный ребенок вырастает на 13-15 см. За последний месяц он вырос на 2 см. Впредь он будет расти еще медленнее: около 1 см в месяц.
Невозможно предвидеть окончательный рост человека, исходя из того, как он вырос в течение первого года жизни. Как мы указывали на других страницах, окончательный «скачок» роста происходит в период полового созревания, между 12 и 16 годами.
К концу 5-го, месяца, многие грудные дети могут поворачиваться с одного бока на другой. Некоторым удается повернуться даже со спины на живот. Около 25 % из них, однако, не удается это делать, несмотря на то, что у них нормально развитые нейромоторные способности.
Ребенок схватывает ножки и подносит их ко рту. Лежа в постели, он трогает собственное тело уже раскрытыми руками. Иногда он максимально вытягивает позвоночник, упирается головкой и ступнями о кровать, подымает ягодичную часть, будто пробуя делать «мост».
Иной раз он подымает голову и одновременно вытягивает остальное туловище. Если ему протягивают какой-нибудь предмет (ярко раскрашенную, легко схватываемую игрушку), он хватает ее еще неловко, всеми пальцами, но держит ее крепко, трусит ее, ударяет о решетку кроватки, «охватывает» ее главами и подносит ко рту. Упускает ее произвольно. Ему нравится хватать одеяльце и тянуть его ко рту, чтобы сосать.
Туловище находится в симметричном положении по отношению к голове. Нижние конечности повернуты наружу и слегка расставлены. Чаще всего ребенок сучит поочередно то одной ногой, то другой, но нередко вытягивает и сгибает одновременно обе нижние конечности, может хорошо вытягивать колени, а ноги обладают хорошей подвижностью в лодыжечном суставе. Движения кажутся координированными.
Лежа на животе, ребенок легко подымается, опираясь на предплечья. Лежит в симметричном положении, приподняв голову под углом 90°. Вертится на одной руке, причем тяжесть переносится на руку, на которую он опирается и таким образом высвобождает другую руку, которую протягивает вперед. Пробует ползти, но ему не удается продвинуться всем телом вперед. Начинает вертеться.
Таз прилягает к плоскости кроватки.
Ребенок, крепко зацепившись всеми пальцами за один палец одной и другой руки взрослого, подымается переходя из положения лежа на спине в сидячем положении при полном контроле головы.
Если грудной ребенок не участвует в этом движении (не цепится за палец взрослого, не имеет силы держать этот палец и/или не пытается поднять голову и грудную клетку) следует обратиться к врачу.
После того как его подняли на ягодицы и поддерживают в этом положении, ребенок держит хорошо голову, приводит ее вперед и поворачивает по сторонам. Во время поднятия нижние конечности вытягиваются. Руки сгибаются в локтевом суставе.
Начинается стабильность туловища. Спина еще не держится прямо, но ее можно привести на короткое время в прямое положение.
Поддерживаемый за плечи ребенок пытается сидеть: голова держится твердо, но туловище еще недостаточно окрепло и поэтому наклоняется вперед, ребенок протягивает ручки перед собой, чтобы опираться, но без полного переноса тяжести.
Бедренные суставы сгибаются, нижние конечности поворачиваются и наклоняются в сторону, колени согнуты, а лодыжки обладают хорошей подвижностью.
Грудкой ребенок протягивает ножки к плоскости кроватки и принимает тяжесть тела.
Ему еще не удается опереться на ноги: он сгибает бедренный сустав, сгибает и выпрямляет колени, опирается незаметно и на короткое время на кончики пальцев ног, покачивается наподобие «Ваньки-встаньки».
В любом положении голова устанавливается правильно. Очень хорошо развитые дети с нейромоторной точки зрения хорошо реагируют на любое положение головы по отношению к телу и тела по отношению к голове. Эта реакция известна педиатрам под названием реакции Ландау.
Следует отметить, что эта реакция не наблюдается у всех детей на 5-м месяце, но в последующие месяца надо следить за тем, как она происходит.
Если ребенок находится в стабильном положении, он может хватать обеими руками, всей ладонью (хватание «по-обезьянему»).
Когда кто-нибудь из взрослых подымает его в сидячее положение и поддерживает его, ребенок следит с интересом за предметами, которые падают сбоку от тела. Он протягивает руку к ярко раскрашенной игрушке; схватив ее, он сопротивляется, когда мать хочет ее отнять; игрушка хватается открытой кистью, всеми пальцами; благодаря этой манере схватывать, ребенок упускает ее без какой-либо цели и уже не может ее рекуперировать.
Грудной ребенок чувствует потребность совать все предметы в рот. Это для него путь познания этих предметов. Губы и язык очень хорошие органы осязания. Поэтому мать должна предлагать ребенку только те предметы, которые он может брать в рот без опасности, такие как пластмассовые крупные кольца, резиновые игрушки. Предметы должны иметь такие формы и размеры, чтобы ребенок не мог их проглотить, а если они падают на пол, их надо всякий раз мыть.
Нельзя также разрешать, чтобы этими предметами играли братья и сестры грудного ребенка (опасность инфекции). Если грудному ребенку не дают игрушек, он начнет жевать, по всей вероятности, свою рубашку, одеяльце, край кроватки.
Издаваемые грудным ребенком звуки остаются пока гортанными, без участия языка и губ. Ребенок лепечет и «вокализирует». Во время бодрствования он долго вокализирует, связывает звуки, «напевает», прекращает и снова начинает «петь».
От времени до времени он ясно произносит звук «а» или «е», хорошо округляя их, умолкает на несколько секунд или минут и повторяет их как бы прислушиваясь к самому себе. Говорит сам с собой, начинает произносить слога (да, де, гу) и сочетает их прогрессивно в цепи ритмичных слогов.
Когда мать имитирует эти звуки, удовлетворение ребенка возрастает и, будто ободренный успехом, начинает своеобразную «беседу».
Как только устанавливается такой «набросок» диалога, ребенок громко смеется, поворачивается, протягивает ручки и возобновляет вокализы, как бы предлагая и матери повторять их. Ребенок перестает плакать, когда слышит музыку.
Вместо глобальных реакций (радость, удовлетворение, страх, крики), чувства нюансируются, его выразительные средства обогащаются: радость, ярость, скука.
Ему все больше начинает нравиться «общество» других, он чувствует потребность иметь кого-нибудь возле себя каждый раз, когда он бодрствует; когда с ним разговаривают он счастлив.
У ребенка начинает все отчетливее обрисовываться собственная личность («веселая», «ленивая», «активная», «чуткая», «мечтательная»), В этом отношении невозможно сделать окончательных выводов.
Всех нас, занимающихся грудными детьми, поражает тот факт, что некоторые дети «ленивы» и отказываются принимать более густую пищу или «участвовать» в еде, что иные начинают плакать, как только тон голоса повышается, а другие проявляют безразличие. При пробуждении некоторые лепечут, поворачиваются во все стороны, пытаются «улавливать» малейшее движение взрослых.
Иные перестают плакать, когда с ними разговаривают. Начинают различать близких от посторонних лиц.
У грудного ребенка хороший слух и он поворачивается к источнику звуков. Когда испытывается слух грудного ребенка, важно, чтобы он был спокоен, а вокруг него, полная тишина.
Ребенок различает качество звуков. Он узнает звуки и радуется некоторым из них, отвергая слишком шумные или непривычные. Повторяет собственные звуки, радуется им. Издает нюансированные звуки. Повторяет и меняет репертуар звуков. Громко кричит, когда нуждается в чем- нибудь или хочет привлечь внимание.
С каждым днем наблюдается большое разнообразие в оттенках и тональности плача.
Грудной ребенок фиксирует взглядом предметы и координирует движения глазных яблок с движениями головы в адекватном положении. Он следит за ярко раскрашенной погремушкой на 90° от средней линии, во всех планах (разглядывает предмет в положении сидя и лежа на спине).
В нормальных условиях, у 5-месячного ребенка уже нет страбизма (косоглазия). В случае детей, у которых еще не совсем координированы движения глазных яблок или которые еще смотрят «косо», мать должка проводить на расстоянии 30-40 см от лица, лежащего на спине ребенка какой-нибудь блестящий (очки) или ярко раскрашенный предмет. Это упражнение следует проделывать по несколько раз в день, но на очень короткое время (менее одной минуты), так как ребенку эта игра быстро «надоедает».
sevia.ru
В этом возрасте грудного ребенка надо продолжать взвешивать еженедельно.
Рост начинает замедляться, средняя прибавка веса равна 140-175 г в неделю, или 600-750 г в месяц.
Не надо забывать, что прибавление веса весьма различно от одного ребенка к другому.
Моторное развитие продолжает прогрессировать от головы к конечностям. Помимо того, что грудной ребенок уже хорошо держит голову, он и поворачивает ее справа налево. Когда его носят на руках, он держится сам.
К концу четвертого месяца он может сидеть - если его слегка поддерживают - короткое время, но при этом у него получается изгиб спины, как горб, что неприятно действует на некоторых матерей.
а) Лежа на спине. Грудной ребенок может лежать на спине в симметричном, хорошо вытянутом положении.
Он держит голову стабильно по средней линии, но поворачивается предпочтительно в одну сторону; ребенок может легко менять положение.
б) Руки. Грудной ребенок приводит руки к средней линии и следит за ними координированным взглядом. Пальцы рук разжаты.
в) Нижние конечности находятся в наружном вращении, наклоненные снаружи; грудной ребенок сучит ножками поочередно; колени еще согнуты (в флексии), но временами он их вытягивает. Ноги согнуты в лодыжном суставе, который обладает хорошей подвижностью.
г) Лежа на животе, грудной ребенок хорошо опирается на предплечья, подымает голову под углом 90° и смотрит вперед и по сторонам.
Туловище и бедра более вытянуты. Грудной ребенок намекает движения ползания. Отличаются активные движения нижними конечностями; он «работает педалями».
Если ребенка берут за руки и подтягивают вверх, он участвует в этом движении, хорошо контролирует голову; одновременно он подымает и вытягивает нижние конечности, слегка согнув колени.
Движения хватания еще нескоординированы. Грудной ребенок хватает предмет, крепко его держит и двигает его одновременно с рукой. Упускает его случайно, непроизвольно. Однако грудной ребенок внимательно наблюдает, что происходит с его рукой и с предметом и пробует повторить «штуку» с помощью матери.
Ребенок всовывает пальцы в рот и сосет их.
Он играет своими руками и подносит игрушку ко рту.
Грудной ребенок обращает внимание на шум. Он начинает различать звуки по качеству и проявляет предпочтение к некоторым из них (песни, музыка).
Грудной ребенок может хорошо схватывать взглядом предметы, находящиеся на расстоянии 20- 30 см. Следит взглядом по сторонам средней линии и поворачивает голову. Движения глазных яблок координированы; ребенок уже не косит глазами. Если мать проводит блестящий предмет (очки) или яркую погремушку (красную, светло-голубую или желто-оранжевую) на расстоянии 20- 30 см, грудной ребенок следит за ним взглядом во всех направлениях: вправо, влево, вверх и вниз. При этом опыте ребенок лежит на спине.
Лепет становится более выразительным и разнообразным, в зависимости от выражаемых чувств. Грудной ребенок играет звуками. Иногда различаются гласные «е», «а»... но в большинстве случаев этот прогресс появляется позже.
Грудной ребенок улыбается, когда с ним разговаривают, иногда громко смеется. Поворачивает голову к матери, которая с ним разговаривает, лепечет, иногда радостно вскрикивает. Радуется своему «щебетанию» и повторяет его. Поворачивается в сторону источника шумов и утихает прислушиваясь. Пробует получать желаемое при помощи плача. Модуляция голоса хорошо дифференцирована.
Личность грудного ребенка развивается. Он хорошо узнает свою мать. Если с ним разговаривают, ласкают, грудной ребенок выражает радость более чем простой улыбкой. Он издает звуки похожие на смех.
Принимает живое участие во всем, что происходит вокруг. Отрицательно реагирует, когда его оставляют одного. Смотрит пристально на обследывающее его лицо (врач, мать). Наблюдает внимательно за лицом смотрящих на него людей. Реагирует скорее и целенаправленнее на присутствие матери, наблюдая за ней и что-то ей лепеча.
Следя за тем, как она готовит для него еду, ребенок выражает радость или нетерпение, так как уже знает «по опыту», что означают эти приготовления. Если его берут за руки или за ноги, это представляет для него важный стимул, грудной ребенок, осознавая, таким образом, свое тело и себя самого. Его можно успокоить, взяв на руки, разговаривая с ним, лаская его, давая почувствовать тепло материнского тела.
sevia.ru
Ребенок в 4 месяца умеет следить за движущимися предметами в течение 5-6 минут, хорошо улавливает направление голоса и поворачивает в ту сторону голову.
Увидев грудь или бутылочку с молоком, следит за ними, а когда сосок (соска) приближается ко рту, сознательно раскрывает рот. Лежа на животе и опираясь локтями и предплечьем, приподнимает туловище, переворачивается со спины на бок и хорошо держит голову. Движения рук становятся координированными.
Вы уже заметили: как только ребенок сообразил, что руки слушаются его, он сначала очень удивился, а потом, начал все активнее применять руки по назначению, т. е. стал все хватать ими, ощупывать, тянуть к себе. Малыш уже постигает окружающий мир не только посредством органов зрения и слуха, но и на ощупь. А спустя некоторое время - и на вкус, он все предметы тянет в рот. Бесполезно ему в этом препятствовать - малыш находится по власти инстинкта. Ваша задача состоит в том, чтобы не дать ребенку какой-нибудь предмет, содержащий на себе чересчур много микробов (в небольшом количестве микроорганизмы присутствуют всюду, кроме, конечно, предметов, подвергшихся специальной обработке).
В этот период ребенок уже узнает мать, начинает агукать. Когда у него хорошее настроение, он улыбается, а свое неудовольствие выражает плачем. Говорите с ним почаще, улыбайтесь ему, повторяйте различные слова. Младенец испытывает наслаждение от теплого знакомого голоса, от склоненного к нему улыбающегося лица и т. п. Все это ускоряет общее развитие ребенка.
Все время, пока ваш ребенок бодрствует, ему полезно двигаться. Не препятствуйте движениям малыша, не пеленайте его туго, когда он не спит. Наоборот, положите его у окна на солнышке, разденьте. Пусть подрыгается в собственное удовольствие, а заодно и примет воздушные и световоздушные ванны. Всегда помните, что дети развиваются в движении.
4 месячный ребенок, заметно подросший после роддома, все еще слишком слаб и требует осторожного обращения - всегда помните об этом. Когда берете ребенка на руки, держите его правильно, чтобы не повредить, не искривить позвоночник - он ведь еще такой нежный. Если вам надо подержать ребенка на руках, то пусть он лопатками и спиной лежит у вас на предплечье, а нижнюю часть тела придерживайте свободной рукой.
У вас уже есть опыт, и вы не трясетесь, когда держите малыша на руках. Не сковывайте ему движения. Малыш хочет шевелить ручками и ножками - пусть шевелит; хочет потянуться - пусть потягивается, у него от долгого лежания, возможно, затекли мышцы, и потянуться так приятно.
Ребенок этого возраста становится очень любопытным. Ему уже не лежится спокойно на месте. Он поворачивает голову туда-сюда, рассматривает предметы, старается дотянуться до них. Иногда даже пробует сесть. Это, конечно, повод порадоваться родителям. Но не спешите ребенка салить. Если ребенок еще не сел сам, значит, он не готов сидеть (недостаточно окреп позвоночник, недостаточно сильны мышцы спины). Природа подготовит организм ребенка, и он сядет сам.Впрочем, иногда вы можете как бы помогать малышу присаживаться. Это будет своеобразная игра, укрепляющая мышцы спины ребенка. Вы подставляете ему пальцы, он хватается за них и пытается сесть. Позвольте ему сесть на секунду и опять положите. Время от времени возвращайтесь к этой игре.
1. Лежа на животе, ребенок поворачивается на бок, упирается руками в матрасик и слегка приподнимает туловище.
2. Когда его берут на руки, хорошо держит головку.
3. Когда он лежит на спине, иногда поднимает голову и делает попытки самостоятельно сесть.
4. Во время бодрствования активно двигает ручками и ножками, хватает все оказавшиеся вблизи предметы.
5. Во время кормления придерживает руками бутылочку.
6. Очень интересуется всем, что происходит вокруг; осматривается, узнает голос, отвечает улыбкой на улыбку; определяет, где находится источник звука и старается повернуться к нему.
7. Пробует голос, лепечет, смеется.
8. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки. Выражает радость при появлении новой.
9. По звуку отыскивает предмет, поворачивая голову к источнику звука. Если в соседней комнате начинает играть музыка, замирает и с любопытством вслушивается.
best-mother.ru
В четыре месяца грудной ребенок уже достаточно большой, с ним можно общаться, он узнает близких и начинает бояться чужих. В этом возрасте ребенка уже нужно оберегать от заражения различными инфекциями, так как в его крови заканчиваются антитела, переданные во время беременности матерью.
Анатомо-физиологические особенности ребенка в четыре месяца
В этом возрасте грудные дети уже начинают постепенно терять иммунитет, переданный им матерью, поэтому могут заразиться возбудителями детских болезней и заболеть корью, ветряной оспой, краснухой. Течение этих заболеваний в грудном возрасте обычно тяжелое.
Начинают проявляться врожденные особенности конституции, например, атопия – врожденная аллергия – многочисленные высыпания на коже, которую раньше называли экссудативным диатезом.
Интенсивный рост скелета, повышенная ранимость процессов пищеварения и обмена веществ создают у грудного ребенка предрасположенность к нарушениям фосфорно-кальциевого обмена (рахиту и спазмофилии). А вот деятельность желудочно-кишечного тракта постепенно налаживается, так как в кишечнике уже вырастает достаточный объем полезной микрофлоры.
Интенсивность нарастания показателей физического развития уже несколько снижается и если в первые месяцы он прибавлял по 800 г в месяц, то в последний месяц прибавил только 700 г. Постепенно начинают функционировать потовые железы, нарастает подкожно-жировой слой. Подкожно-жировая клетчатка у грудных детей содержит больше твердых жирных кислот (пальмитиновой и стеариновой) и меньше олеиновой кислоты. Окончательно проходит повышенный тонус мышц, и ребенок начинает активно двигаться. Появляется постоянное четкое дифференцирование нескольких запахов.
Психомоторное развитие ребенка в четыре месяца
В возрасте четырех месяцев, лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимися предметами, ощупывает материнскую грудь, реагирует на незнакомое лицо, узнает не только мать, но и других близких. Он уже может узнавать людей и по голосам. Особенно активно он реагирует, услышав голос матери. В этом возрасте он начинает реагировать на свое имя: если мать его часто ласково повторяет, то это ему нравится.
Движения его становятся более свободными и разнообразными из-за того, что окончательно проходит повышенный тонус мышц ног. Поднимаясь на руках, ребенок опирается только на ладони, поворачивается со спины на живот, делает мостик, хватает, гладит и внимательно рассматривает предметы. Лежа на спине, он может приподнимать голову и плечи.
Гуление становится более длительным, появляются певучие гортанные звуки, иногда даже проскальзывают слоги. Если малышу что-то не нравится, то свое неудовольствие он проявляет хныканьем или сильным плачем. Он вообще улыбается и плачет только по делу, реагируя на какой-то внешний раздражитель.
После кормления с ребенком можно поиграть, он в хорошем настроении и ему нравится играть с яркими игрушками или слушать песенки и ритмичные стишки в исполнении мамы. Он живо реагирует на игры гулением, смехом и двигательным возбуждением. Такие игры и постоянное лаковое обращение к ребенку мамы создают тесную эмоциональную связь между ними и являются основой для развития ребенка. Именно из-за недостатка такого общения и любви отстают в развитии дети, которые воспитываются в доме ребенка.
Как сделать так, чтобы ребенок лучше развивался в четыре месяца
Для того, чтобы ребенок лучше развивался физически, с ним нужно больше гулять на свежем воздухе, заниматься гимнастикой и массажем, делать воздушные ванны.
На свежем воздухе нужно бывать ежедневно не менее трех часов, при этом лицо ребенка, даже зимой, нужно показывать солнечным лучам, ведь под их воздействием в коже вырабатывается такой необходимый для ребенка витамин D. В теплое время года солнечным лучам можно подставлять и другие участки тела, в первую очередь ручки. Летом лучше это делать не под прямыми солнечными лучами, а под рассеянным светом в тени деревьев.
Гимнастикой лучше заниматься между кормлением. Лучше, если ребенок при этом будет полностью раздет – получится сочетание гимнастики с воздушными ваннами. При этом нужно двигать ручками и ножками ребенка, переворачивать его в живота на спинку и обратно. Закончить гимнастику можно легким похлопыванием ребенка по ручкам, ножкам, спинке и ягодицам, а животик осторожно погладить по часовой стрелке.
Для того чтобы ребенок лучше развивался психически, с ним также уже можно заниматься: петь ему песенки, рассказывать стишки, показывать яркие игрушки и говорить их голосами. Постепенно малыш начинает понимать, что зайчик говорит совсем не так, как волк или медведь. Ребенок живо реагирует на такие игры.
К четырем месяцам мать начинает особенно хорошо понимать, что ребенок – это не только хлопоты и заботы, но еще и радость.
Галина Романенко
Статьи по теме
www.womenclub.ru
Но с момента рождения он уже обладает рядом физиологических безусловных рефлексов, обеспечивающих процесс жизнедеятельности. Здоровый ребенок с первого дня жизни сосет грудь матери и тянется к ней в начале кормления, в положении лежа на животе поворачивает голову в сторону, что позволяет ему дышать. Только что родившийся ребенок может демонстрировать шаговые движения (передвигать ноги по опоре), пытаться ползать, ориентироваться глазами на источник света, хватать палец или предмет, прикоснувшийся к ладони ребенка, «разбрасывает» руки при неожиданном громком шуме и многое другое. Все эти рефлексы сохраняются обычно 1-3 месяца и потом угасают.
Ослабление или асимметрия указанных рефлексов у новорожденных либо их сохранение в том возрасте, когда они должны уже исчезнуть, может говорить о патологии нервной системы. В этих случаях следует непременно проконсультироваться у опытного детского невропатолога.
На первом году жизни ребенок не только растет, но и развивается. Чтобы оценить правильность и своевременность психомоторного развития ребенка и своевременно принять меры в случае существенного отставания в развитии, мама должна ориентироваться, когда и что ее малыш должен уметь делать.
В возрасте 1 месяца малыш, лежа на животе, начинает ненадолго поднимать голову, реагирует на звук, прислушивается к тому, что происходит вокруг, вздрагивает или мигает при громких звуках, начинает замечать яркие предметы, вглядываться в лица, улыбаться, хватает вас за палец. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползать. Появляются первые неопределенные звуки — гуление. Малыш пока еще не умеет осознанно управлять руками и ногами, его движения беспорядочны, тонус мышц-сгибателей повышен.
В 2 месяца ребенок способен довольно продолжительно (20-30 сек.) следить глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову на звук, прекращает сосать, если ему показать яркий предмет. Он активно пытается определять местоположение звучащего объекта, поворачивает голову вправо-влево, пытаясь его найти. Малыш реагирует на человеческие голоса. Если заговорить с ним, находясь вне его поля зрения, он повернет голову в вашу сторону. Он улыбается в ответ на улыбку, издает горловые и воркующие звуки, гулит более отчетливо и, лежа на животе, поднимает голову и 1-2 минуты удерживает ее вертикально.
В 3 месяца малыш, находясь в вертикальном положении, уверенно удерживает голову и контролирует ее положение, может сосредоточить взгляд и 5-6 минут следить за предметами, узнает ваше лицо, четко определяет направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается.
Он уже умеет быть собеседником — пока, правда, не особенно разговорчивым.
Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, он поворачивает голову и фиксирует взглядом лицо обратившегося к нему человека. При кормлении ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот при ее приближении.
Лежа лицом вниз на твердой поверхности, он обычно способен приподняться на согнутых в локтях руках. Делает попытку повернуться на бок (может упасть!). Движения его рук становятся свободнее и осмысленнее: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушками, хлопает в ладоши и тянет пальцы в рот. Теперь малыш узнает не только маму: он улыбается родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то не так.
В этом возрасте интенсивно продолжается подготовительный этап развития речи — гуление. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку. С каждой прожитой неделей звуки, издаваемые ребенком, становятся все разнообразнее — они нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у», что свидетельствует о хорошем настроении ребенка.
4 месяца. В этом возрасте ребенок проявляет ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение к нему, проявляющуюся не только внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. На разговор с ним он отвечает воркованием, дольше гулит, и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем и умеет сразу выделять собственную мать из окружения. Увидев незнакомое лицо, он может испугаться или, наоборот, заинтересоваться.
Он способен различать яркие цвета, может уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его поля зрения.
Большинство детей этого возраста уже не просто рассматривают предметы (в том числе и на значительном удалении), но и пытаются дотянуться до них руками, ощупать, а то и схватить. Во время кормления ребенок уверенно пускает в ход свои руки — старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Заметно совершенствуется работа мышц, появляются новые движения. Стремясь дотянуться до заинтересовавшего его предмета, малыш поворачивается со спины на бок и пытается перевернуться на живот либо подползти к игрушке. Приподнимаясь на руках, опирается только на ладони, хватает, гладит предметы. На четвертом месяце он уже легко поднимает голову из положения на спине. При поддержке хорошо опирается на ноги.
Особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети, которых он изучает с повышенным вниманием.
В 5 месяцев малыш по-разному реагирует на разных людей (отличает «своих» и «чужих»), поворачивается лицом, услышав голоса и другие звуки, подражает звукам, пускает пузыри, уверенно перекатывается со спины на живот и обратно. Появляется способность рассматривать предмет на близком расстоянии, различать основные цвета и формы. Он узнает маму, папу и тех родственников, кто ухаживает за ним. Эмоции становятся богаче и ярче. Малыш реагирует на тон речи, улавливает смысл обращения к нему по интонации, не понимая слов. Подолгу певуче гулит. Свое отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.
С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, когда мама читает ему детские стихи.
Теперь малыш удерживает голову устойчиво и прямо, переворачивается со спины на живот, хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, получая удовольствие от нахождения в вертикальном положении, уверенно хватает предметы руками и тянет их в рот. В 5 месяцев ребенок открывает для себя новый предмет для сосания — свои ноги.
6 месяцев. Быстрыми темпами идет психическое развитие. Это возраст становления эмоционального общения. Малыш поворачивается в сторону звуков и голоса, умеет смеяться, хныкать, плакать, реагировать на эмоции окружающих, подражать звукам речи (лепетать). Он пытается произносить слоги — «мама», «ба-ба», начинает искать исчезнувшие предметы, хватает их одной рукой, поднимает выпавшую игрушку, размахивает ею, пытается ползать. Если его поддерживать — поднимается на ножки и делает первые попытки переступить с одной ноги на другую. К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно и есть с ложки.
7 месяцев. Его движения становятся целеустремленными. Например, он умеет перекладывать предметы из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает уверенно неосознанно повторять слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» (не обращаясь к кому-либо конкретно), сидит, встает на колени, становится на четвереньки, начинает ползать, шагает при поддержке. В ответ на вопрос «Где?» находит предмет, находящийся на постоянном месте. Он тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему, самостоятельно поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку. В этом возрасте его уже можно учить пить из чашки.
8 месяцев. Малыш начинает понимать слово «нет», слитно произносит слоги, издавая звуки, напоминающие слова, улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового, очень любит заводные игрушки, мячи, за которыми активно ползает. Он сам садится и сидит без поддержки, встает из положения лежа и стоит, держась одной рукой, а при поддержке пытается пройтись. Он учится играть в «ладушки» — старается хлопать в ладоши. Подползая к опоре (краю манежа или стене), ребенок пробует встать на ноги, падает и снова повторяет попытку. Некоторые дети уже достаточно хорошо стоят с опорой. Многие ползают так быстро, что с трудом удается их догнать.
К 9 месяцам ребенок уже знает свое имя и поворачивает лицо к тому, кто его зовет, начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и др., осваивает жесты, например качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет, машет ручкой при прощании. В возрасте 8-9 месяцев ребенок начинает испытывать тревогу при расставании с матерью. Иногда произносит слова-обозначения: «кис-кис» (кошка), «ав-ав-ав» (собачка), «би-би» (машина).
С игрушками предпочитает играть сидя, совершая повороты корпусом, садится и встает из любого положения, глазами следит за падением предметов, сам их ищет и может собирать, захватывая всей кистью. Он делает попытки стоять самостоятельно и ходить с опорой (например, держась за спинку стула и двигая его вперед), уже может переступать при поддержке за одну или обе руки.
В 10 месяцев малыш поднимается без опоры и стоит в течение нескольких секунд, делает попытки передвигаться, держась за подвижную опору или мамину руку и переступая с ноги на ногу. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет объекты отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение. По просьбе «Дай» дает знакомый предмет, играет в ладушки.
РекомендацияВ это время рекомендуется, по-называя ребенку новый предмет, громко и четко его называть. Ребенок пока еще не в состоянии повторить это название, но может его запомнить.
11-12 месяцев. Осознанно произносит первое слово (помимо «папа» и «мама») . В конце первого года жизни малыш уже может положить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается, не приседая, чтобы поднять что-либо, хорошо ходит, держась за одну руку, делает первые шаги сам. Он знает названия многих вещей, понимает слово «нельзя», различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова. Узнает на фотографии знакомых, с удовольствием имитирует действия других людей.
На втором году жизни малыш самостоятельно ходит, начинает бегать, сначала поднимается, а затем и спускается с лестницы, придерживаясь одной рукой за перила, сам может снять что-то из одежды. Он учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых. Он знает и показывает, где находятся нос, глаза, различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Его словарный запас постоянно расширяется, но следует отметить, что возраст, когда ребенок начинает разговаривать, может быть различным.
В возрасте 15 месяцев большинство детей правильно называют 4-6 предметов, когда им на них указывают. К двум годам они употребляют до 50 слов и начинают строить предложения из двух слов. Но иногда и совершенно здоровые дети до 18-месячного возраста, а то и позднее могут вообще не произносить слов. В дальнейшем они быстро наверстывают упущенное и, как большинство их сверстников, к 2 годам способны произнести предложение из нескольких слов. Мальчики несколько отстают в моторном развитии и по сравнению с девочками немного позже начинают сидеть, ходить, разговаривать.
www.sweli.ru
Так педагоги называют совокупность психических реакций, движений и умений малыша. Психомоторное развитие включает речевые, адаптационные умения ребенка, его моторно-ручную активность. Итак, детально узнаем об этой составляющей взросления детей.
До 12 месяцев наиболее ярко проявляется динамика развития моторной и психической активности крохи.
В 1 месяц он может кратковременно фиксировать взгляд на ярких, больших, блестящих предметах. Дитя начинает реагировать на звуки, вздрагивает при шумах. Головку держит только в лежачем положении.
В два месяца малыш уже способен поворачивать голову в сторону источника шума. Он недолго следит за предметами. Малыш уже держит головку в вертикальном положении, реагирует на речь близких родственников. Появляется первая улыбка как знак удовлетворенности, реакции на маму.
Третий месяц — это период первых «агу», реакции на речь близких родственников улыбкой. В этом возрасте дитя тянется к игрушкам, может более длительно фокусировать взгляд на интересном предмете. Малыш уже уверенно держит головку, в горизонтальном положении опирается на коленки. В три месяца исчезают так называемые рефлексы новорожденного.
В четыре месяца малыш делает первые попытки переворачиваться со спинки на бок, он смеется и тянется за игрушками, интересными предметами. Кроха узнаёт близких людей, реагирует на их появление так называемым комплексом оживления. Малыш хорошо держит голову в позе на животе.
В пять месяцев ребенок более четко распознает незнакомых и близких ему людей. Возможна реакция страха на чужих — плач. Звуки, которые малыш произносит, выстраиваются в определенную цепочку. Он подолгу рассматривает игрушки, берет их в руки. При поддержке мамы может стоять на ножках.
Период полугода — это активное переворачивание малыша со спины на живот, игры с игрушкой, ее перекладывание из руки в руку. Дитя сидит самостоятельно, просится на руки. Остановить плач ребенка может появление мамы, а вызвать его — присутствие чужих людей.
В 7 месяцев малыш стоит на полную ногу, при поддержке взрослого «пританцовывает», сам держит спину, активно двигает конечностями, тянется к предметам в позе сидя и переворачиваясь. В этом возрасте он начинает требовать внимания, а если его не хватает, то плачет.
В 8 месяцев кроха может самостоятельно лечь и сесть, удерживать по предмету в обеих руках. Он чётко произносит буквосочетания: «ма», «па», «ба». Лепет становится более активным. Малыш реагирует на речь родителей улыбкой, кивком головы, смехом.
В 9 месяцев дети уже стоят, если их держать за руку. Самостоятельно забавляются игрушками, бросают их, следят за падением. Малыши этого возраста могут выполнять простые просьбы взрослых: отдать игрушку, взять, повторять слоги. Произношение становится удвоенным, гласные звуки протягиваются.
В 10 месяцев малыш копирует действия взрослых: разговор по телефону, удерживание ложки, начинает самостоятельно ходить с опорой, говорит первые простые слова.
В 11 месяцев у детей проявляется «щипковый» захват, то есть взятие предметов двумя пальчиками. Ребенок сам стоит, ходит более уверенно, самостоятельно делая шаги, машет руками в знак прощания, приветствия.
В 12 месяцев малыш произносит 5-6 слов; знает, что можно, а что нет; выполняет простые просьбы взрослых — целует, обнимает, дает игрушку. С игрушками играет дольше. Дитя уже способно узнавать места, в которых бывало, и людей, которых видело.
Помесячный календарь психомоторного развития составляют эксперты Всемирной организации Здравоохранения, ориентируясь на среднее развитие малышей. Показателями развития являются:
Такие малыши входят в группу риска по возникновению психического и моторного развития. До полугода оно протекает медленнее, а далее (на 8-9 месяце) возможно выравнивание показателей психомоторного развития. К 13-18 месяцам у недоношенных деток происходит полное наверстывание моторного отставания. Но может наблюдаться неуклюжесть, не очень четкие и синхронные движения руками. К 18 месяцам у этой категории малышей происходит выравнивание в понимании речи, но активный словарный запас может быть бедным до 3 лет. Такие дети пользуются словами, понятными только им, сопровождая произношение мимикой, жестами.
В три года при надлежащем внимании родителей недоношенные дети наверстывают отставание в словарном запасе, развитии связной речи, произношении сложных звуков. Поэтому очень важно папе и маме приложить максимум усилий для выравнивания показателей психического развития таких малышей. Если же в 3 года еще ощущается дисбаланс, то необходимо прибегнуть к помощи коррекционных педагогов.
В разном возрасте психическое и моторное взросление мальчиков и девочек имеет свои особенности. Владеть информацией о них должны не только педагоги, но также родители и опекуны.
Это период от трех до семи лет. На конец дошкольного детства мальчики и девочки овладевают массой двигательных умений: перестраивание во время движения, его выполнение в разном темпе, катание на коньках, лыжах, самокате, велосипеде. Дети уже умеют плавать, играть в теннис, бадминтон. Хорошо развита у них мелкая моторика пальцев, что готовит руку к овладению письмом. Дошкольники умеют вдевать в иголку нитку, пришивать пуговицы, пользоваться молотком.
Если говорить о сенсорном развитии, то в 7 лет мальчики и девочки должны называть простые и сложные геометрические формы, указывать на различия между ними, знать основные цвета и оттенки. К началу обучения в школе дети должны считать до 10, устанавливать причинно-следственные связи. Речь детей грамматически оформленная, предложения сложные, развернутые. Семилетний ребенок предпочитает групповые игры, создает новые, анализирует свою роль в них. Он умеет выполнять простые задания по поручению взрослых: полить цветы, подмести в комнате, помыть посуду, застелить кровать, завязать шнурки. К школьному периоду ребенок должен уметь самостоятельно и быстро одеваться, есть, пользуясь вилкой.
Следует отметить, что всеми указанными умениями и навыками дети быстрее овладевают в коллективе. Этому способствует программа воспитания и развития детей дошкольного возраста в детсаду, которая реализуется на ежедневных и планомерных занятиях.
В период до 11 лет у детей совершенствуется координация движений. Для многих деток это начало занятий спортом и приобретения профессиональных навыков.
Активно развивается письменная и устная речь. Расширяется словарный запас родного языка, легко усваивается иностранный. Качественное развитие речи благотворно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. У них стремительно развивается слуховое и зрительное внимание, возрастает усидчивость — умение длительно удерживать статическое положение тела. Активно развивается память, а сам процесс запоминания приобретает осмысленный характер.
К концу младшего школьного возраста дети уже дифференцированно относятся к изучаемым предметам, у них усиливается интерес к одному из них и нелюбовь к другим.
На смену игровой приходит учебная деятельность, но все же первая продолжает выполнять свою роль во внеурочное время.
Развитие личности младших школьников происходит в коллективе, где формируется чувство долга, ответственности, умение помочь, объяснить, оценить себя и сверстников.
Нормальное психомоторное развитие возможно только при постоянной и качественной связи малыша с внешним миром. Это означает, что он должен хорошо видеть и слышать.
Неполный объем получаемой зрительной информации и впечатлений может привести к недостаточной психической и моторной активности ребенка, отставанию в развитии от уровня хорошо видящих деток. И родители замечают это уже в возрасте 3 месяца. Ведь у здорового малыша в данный период появляется бинокулярная фиксация взгляда. У детей с глубоким нарушением зрения происходит отставание в развитии навыков, связанных с собственной подвижностью. Они лишены возможности копировать взрослых, которые для них являются главным примером и образцом двигательной активности. У слепых слабо развивается акт хватания, дифференциация движений. Им гораздо труднее овладевать вертикальным положением тела. Недостаток пространственной ориентации способствует также недоразвитию походки, мелкой моторики пальцев.
У слабовидящих и слепых детей долго сохраняются примитивные манипуляции с предметами, замедляется и развитие мышления, проявляется тенденция к аутизму.
При восприятии действительности у таких деток важное значение имеет слух. Обычно у слабовидящих детей он развит острее, что и дает возможность частично компенсировать недостаток зрительных возможностей.
Детки с общим нарушением речи отличаются моторной неловкостью. Они ритмично не организованы, могут иметь плохую координацию движений. Мальчики и девочки с ОНР испытывают трудности в овладении письмом, стойкостью внимания. У них снижена вербальная память, инициативность, общительность. Такие дети обладают заниженной самооценкой, им свойственно проявление агрессивности, тревожности, неумение общаться.
Речевые нарушения тормозят социализацию ребенка, негативно сказываются на его отношениях с окружающими. Поэтому очень важно, чтобы родители вовремя диагностировали проблему и вместе с коррекционными педагогами исправляли ее. Специалисты советуют родителям таких детей больше внимания уделять развитию моторики рук. Кисть руки надо рассматривать как часть артикуляционного аппарата, орган речи. Руки для таких детей являются еще одной речевой зоной мозга.
У таких малышей основы психического развития возникают к концу первого — началу второго года. Форма общения к концу дошкольного возраста — внеситуативно-познавательная. Дети с умственной отсталостью лишены возможности копировать движения взрослых, реагировать на их обращения и просьбы ввиду недоразвития мозга. Ведь именно этот орган обеспечивает биологическую основу развития психомоторики.
Большинство детей с умственной отсталостью проявляет крайне низкую либо чрезмерно высокую двигательную активность. Но она хаотична, движения таких детей не синхронны. Им тяжело учиться координировать движения рук и ног. Поэтому для таких ребят существуют специализированные заведения с разработанными программами. Обучаясь в них, дети овладевают навыками двигательной активности, развивается их психика. Таким образом, до конца обучения они могут быть полноценными и самостоятельными членами общества.
Особенность этих деток — сниженный запас знаний и представлений. Дефицит информации объясняется двигательными дефектами, затрудняющими передвижение и познание свойств предметов. Дети с ДЦП имеют сенсорные дефекты — аномалии рефракции, нарушения слуха, суставно-мышечных ощущений. Это и уменьшает их возможности накопления информации.
С такими детьми должны заниматься педагоги, психологи, реабилитологи. Вместе с родителями специалисты могут существенно ускорить психомоторное развитие своих детишек. Но основой для этого должно стать ранее выявление проблемы и вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начать лечебные мероприятия, тем успешнее и быстрее можно компенсировать нарушенные функции. А пластичность детского мозга позволит наверстать отставание психического и моторного развития детей с ДЦП.
Специально для nashidetki.net- Диана Руденко
nashidetki.net