Гимнастический комплекс для детей третьего-четвертого месяца жизни включает медицинский массаж верхних и нижних конечностей, грудной клетки, области живота, ступней ног, а также гимнастические упражнения для позвоночника и ступнекй ног, упражнения для стимуляции шагового рефлекса и занятия с мячом.
Комплекс включают следующие упражнения:
1. Охватывающие движения руками (скрещивание рук на груди и разведение их в сторону) (6-8 раз). Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Свои большие пальцы взрослый вкладывает в ладонь малыша, остальными пальцами фиксирует лучезапястные суставы ребенка. Руки малыша разводят на 90° по отношению к туловищу, затем сводят на груди. При перекрещивании сверху должны ложиться то левые, то правые руки. Упражнение укрепляет мышцы рук и плечевого пояса.
2. Массаж рук (поглаживание с растиранием, разминание). Исходное положение лежа на спине. Ребенок лежит на спине ножками к переднему краю стола. Взрослый вкладывает большой палец правой руки в левую ладонь малыша, а остальными пальцами захватывает его лучезапястный сустав. Поглаживание производят левой рукой по направлению от кисти к плечу, преимущественно в области сгибателей. Массаж правой руки ребенка взрослый проводит правой рукой. После исчезновения повышения тонуса мышц добавляют растирание и разминание ручки.4. Поворот со спины на живот (влево, вправо) (1-2 раза). Исходное положение: лежа на спине. Взрослый обхватывает голени ребенка в нижней трети левой рукой, а правой берет малыша за левую руку и активно переворачивает его со спины на живот. Движение повторяется, но уже вправо. Необходимо менять положение рук: левая захватывает правую ручку ребенка, правая придерживает его за ножки. Упражнение укрепляет мышцы спины, грудной клетки, живота.
5. Массаж спины (4-6 раз). Исходное положение: лежа на животе ногами к переднему краю стола. Взрослый производит поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти, а от головы к ягодицам — поверхностью ладони. Затем проводят растирание и разминание кончиками пальцев в виде спиралевидных, полукружных движений с умеренным нажимом. В ответ ребенок приподнимает головку, плечевой пояс и смотрит вперед, выпрямляет ручки. Далее следуют слабое щипцеобразное разминание, разминание подушечками пальцев и растирание.
6. «Положение пловца» (разгибание головы назад в положении на весу) (1-2 раза). Исходное положение: на животе ногами к взрослому. Берут правой рукой ноги малыша в области голеней. Приподнимают ноги, после чего подводят левую ладонь под живот малыша, поднимая его тело над столом. Головка и плечевой пояс приподнимаются, позвоночник разгибается. Ребенок принимает позу пловца. В работу включают мышцы спины, позвоночника, бедра и голени.
7. Массаж живота (1-6 раз). Исходное положение: на спине ногами к взрослому. Ладонью одной руки или ладонями обеих рук производят поглаживания прямых мышц живота вверх и вниз. Растирание косых и поперечных мышц живота проводят ладонями обеих рук, перемещая их, начиная с боков до соединения ладоней под пупком малыша. Затем продолжают круговые поглаживания и растирания живота правой рукой (ладонью) по ходу часовой стрелки. Заканчивается массаж прерывистым растиранием мышц пупочного кольца.
8. Массаж и рефлекторные упражнения для стоп (1-6 раз). Исходное положение: лежа на спине ногами к взрослому. Левой рукой взрослый берет левую ногу малыша, так чтобы голень легла между большим и указательным пальцами. Большим пальцем правой руки круговыми движениями энергично растирают стопу. Указательный и средний пальцы при этом лежат на наружной поверхности стопы. Или же похлопывают тыльную сторону стопы и растирают ее.
Штриховое раздражение первым пальцем наружного края стопы ребенка от пятого пальца к пятке вызывает отведение его стопы кнаружи и веерообразное разведение пальцев. Вторым и третьим пальцами взрослый в области голеностопного сустава захватывает стопу ребенка, а первым пальцем нажимает на ступню у основания пальцев. Это вызывает сгибание пальцев. Затем штриховым движением первый палец взрослого продвигается по внутреннему краю стопы к пятому пальцу ребенка. Происходит сгибание стопы.
9. Упражнение для стимуляции шагового рефлекса.
Исходное положение: ребенка ставят на ножки. Взрослый придерживает ребенка за подмышки и ставит его на стол до соприкосновения с поверхностью. Ребенка слегка наклоняют вперед, и он делает несколько шажков. Так стимулируется шаговый рефлекс.
10. Вибрационный массаж грудной клетки. (4-6 раз)
Исходное положение: лежа на животе. Ребенок лежит на спине ножками к переднему краю стола. Взрослый обхватывает грудь малыша так, чтобы большие пальцы легли спереди на уровне сосков, к наружной стороне от них, остальные пальцы сзади по околопозвоночным линиям. Затем снизу вверх производят быстрые ритмичные движения пальцами.
11. Сгибание и разгибание рук с кольцами (6-8 раз). Исходное положение: сидя лицом к взрослому. В ладони малышу дают кольца. Взрослый также держится за кольца руками. Ребенок подтягивает кольца попеременно то одной, то другой рукой. Упражнение укрепляет мышцы кисти. После 11 месяцев это упражнение можно проводить стоя.
Массаж верхних конечностей. Приём массажа - поглаживание. Количество массажных воздействий - 5-6 на каждой конечности. Приём массажа -растирание. Количество массажных воздействий - 2-3 на каждой конечности. Повтор поглаживания.
Упражнение «перекрест верхних конечностей». Количество повторов - 6-8.
Массаж нижних конечностей. Приём массажа - поглаживание. Количество массажных воздействий - 2-3 на каждой конечности.
Приём массажа - растирание. Количество массажных воздействий - 5-6 на каждой конечности. Повтор поглаживания.
Упражнение «шаг со скольжением». Выполняется с приёмом массажа «вибрация». Количество повторов - 5-6 на каждой конечности.
Переворачивание со спины на живот. Количество повторов - 2-3 налево и направо.
Массаж в области спины. Приём массажа - поглаживание. Количество повторов - 2-3. Приём массажа - растирание. Количество повторов - 2-3. Выполняется по всей площади спины. Повтор поглаживания.
Выгибание позвоночника. Исходное положение - на боку. Упражнение на рефлекс. Количество повторов - 2-3.
Упражнение «пловец». Количество повторов - 1.
Массаж области живота. Приём массажа - поглаживание. Направление - по кругу. Количество повторов 2-3. Поглаживание навстречу. Количество повторов - 2-3. Косое поглаживание. Количество повторов - 2-3. Приём массажа - растирание. Область воздействия - вся площадь живота. Повтор поглаживания.
Упражнение поднятие головы и поднятие туловища. Исходное положение - лёжа на спине. Количество повторов - 2-4.
Массаж ступнёй. Приём массажа - поглаживание. Количество повторов - 2-3 на каждой ступне. Приём массажа - растирание. Количество повторов 5-6 на каждой ступне. Приём массажа - постукивание. Количество повторов - 8-10 на каждой ступне. Повтор поглаживания.
Упражнение «согнуть-разогнуть ступню». Количество повторов - 5-6.
Хождение. Упражнение на рефлекс.
Массаж области груди. Приём массажа - поглаживание. Количество повторов - 2-3. Приём массажа - вибрация. Количество повторов - 3-4. Повтор поглаживания.
Упражнение «бокс» (на развитие верхних конечностей). Количество повторов 5-6. Занятия на мяче.
Особые указания.
Выполнение массажа верхних конечностей. Первый приём массажа — поглаживание. Выполнение 5-6 повторов данного приёма массажа вдоль всей руки малыша по направлению от кисти вверх до плеча. Второй приём массажа — растирание кольцом. Возьмите левую кисть ребёнка правой рукой, дав ему схватить свой большой палец. Из большого и указательного пальца своей левой руки сделайте кольцо на его запястье. Интенсивно разотрите руку, оказывая большее воздействие на наружную поверхность руки. В течении 3-4 повторов переместитесь к области локтя, далее за 5-6 движений к плечу. Количество повторов данного комплекса приёмов массажа — 2-3. Добиваемся того, чтобы кожа руки стала розового цвета. Окончание — приём массажа поглаживание. Количество повторов — 2-3. Проделайте то же самое с другой рукой, выполняя все действия массажа зеркально. Упражнение «перекрест верхних конечностей». Положите малыша на спину. Дайте ему схватить ваши большие пальцы, остальными пальцами накройте и мягко зафиксируйте ручку. Раздвигайте руки ребёнка в стороны, мягко потряхивая их, и перекрещивайте на груди. Когда руки оказываются скрещёнными, то верхней должна бывать то левая, то правая. Выполняйте упражнение в медленном темпе, все движения должны быть плавными, включая встряхивание. Количество повторов данного упражнения — 6-8. Массаж нижних конечностей. Первый приём массажа — поглаживание. Количество повторов — 2-3. Направление от ступни к ягодице. Следующий приём массажа — растирание кольцом. Для этого сделайте кольца из больших и указательных пальцев левой и правой руки. Этими кольцами интенсивно делайте массаж приёмом «растирание» голеням малыша. Более энергично воздействуйте на наружне-заднюю поверхность. Продвижение к колену осуществите за 3-4 повтора. Далее — массаж бёдер растиранием согнутыми пальцами. Количество повторов — 5-6. Не делают массаж в области коленей, ахиллесовых сухожилий. Повторите приём массажа поглаживание. Упражнение «шаг со скольжением». Положите малыша на спину. Обхватите левой рукой его правую голень, а правой левую, ближе к щиколотке. При этом большие пальцы должны располагаться на передней поверхности, а остальные — на задней поверхности голени. Теперь, сопровождая свои движения лёгкой вибрацией, распрямите ножку малыша, и сгибайте её, ведя скользящим движением ступню по поверхности. Делайте скольжение, попеременно каждой ногой. Количество повторов — 5-6. Данное упражнение направлено на совершенствование навыка опирания на ступню. Если физиологический гипертонус ребёнка пока не позволяет полностью осуществить разгибание ноги, даже после приёма массажа «растирание», то пока вам рано выполнять это упражнение. Вместо него делайте «топ-топ» попеременно согнутыми ножками по опоре. Ни в коем случае не делайте резких движений во время выполнения данного упражнения во избежании травмы. Переворачивание со спины на живот. Рассмотрим переворот через правую сторону налево. Положите малыша на спину. Дайте ему схватиться за ваш левый указательный палец одноимённой рукой. Мягко зафиксируйте кисть малыша остальными пальцами. Другой рукой сделайте «вилку» и придержите ножки на уровне голеней. Затем немного распрямив их помогите малышу перевернуть таз налево. После этого движения ребёнок уже сам повернёт плечевой пояс и головку в одноимённую сторону. Для тренировки и укрепления мышц шеи остановите вращение на положении «на боку», после этого мягко потяните руку малыша вперёд, пока он не окажется лежащим на животе. Выровняйте его руки, расправьте пальчики. Данное упражнение основано на координационном равновесном рефлексе, в соответствии с которым ребёнок лишь выполняет с вашей помощью движения в той последовательности, в какой они заложены природой. Бывает так, что дети и более младшего возраста случайно могут закинуть ногу за ногу, вслед за тем, произойдёт рефлекторный поворот тазовой области, а за ним и плечевого пояса и головы в том же направлении. Теперь остаётся только извлечь из под себя ручку и малыш уже лежит на животе. Для здорового ребёнка это как правило не вызывает затруднений, но у детей с различными врождёнными патологиями, недоношенных случается сбой или отсутствие данного врождённого рефлекса. Результатом такого сбоя является то, что ребёнок переворачивается, выгибая позвоночник, до тех пор, пока вес тела не перетянет его в положение на животе. Это в свою очередь влечёт за собой деформацию позвоночника в поясничном отделе. Количество повторов — 2-3 для каждой стороны. Для того, чтобы помочь ребёнку перевернуться в другую сторону выполните все те же действия зеркально. Переворачиваться на живот дети любят, выполняют упражнение с радостью. Делайте его по нескольку раз за день. Массаж спинно-ягодичной области. Первый приём массажа — поглаживание. Выполняется по всей площади спины и ягодиц. Малыш твёрдо лежит в этом возрасте на животе, следовательно, поглаживающий массаж можно делать двумя руками сразу. Количество повторов — 2-3. Выполнение приёма массажа «растирание». Массаж выполняется слегка согнутыми пальцами. Непосредственное воздействие осуществляется подушечками. Прямой растирающий массаж — пальцами правой руки сдвигаем кожу вверх, а пальцами левой руки — вниз. И наоборот. Амплитуда движений — через всю спину. Следующий приём массажа — растирание по спирали. При этом виде массажа пальцами левой руки сдвигают кожу против хода часовой стрелки, а пальцами правой руки — по ходу. Можно согнуть пальцы и воздействовать их тыльной стороной. Делайте этот приём массажа каждой рукой по очереди, чтобы не перерастягивать кожу малыша и не сделать ему больно. Массаж ягодиц также выполняется попеременно, сначала одну, потом другую. В конце массажа данной области проведите поглаживание. Разгибание позвоночника. Исходное положение — лёжа на боку. Упражнение основано на рефлексе выгибания спины в ответ на проведение вдоль позвоночника пальцами. Данный приём массажа выполняется подушечками прямых пальцев. Количество повторов 2-3 для каждого бока. «Плавание». Положите малыша на живот. Сделайте кольцо из большого и указательного пальцев левой руки и обхватите левую щиколотку малыша. Остальные пальцы в это время фиксируются на щиколотке правой ноги. Далее, поднимите ножки малыша, заведите ладонь правой руки под его живот для создания опоры и поднимите ребёнка над поверхностью стола для массажа. Положение малыша при этом — горизонтальное. Плечевой пояс и голова подняты, спина выпрямлена и все мышцы тела на задней его поверхности находятся в напряжении. Количество повторов — 1. Продолжительность — несколько секунд. Массаж области живота. Первый приём массажа — поглаживание осуществляется в 3-х направлениях. (По кругу, встречно, по направлению косых мышц пресса). Количество повторов — 2-3. Следующий приём массажа — растирание. Осуществляется подушечками пальцев. Пальцы при этом полусогнуты. Начните массаж правой рукой от пупка по концентрическим кругам, увеличивая их диаметр. После этого делайте поглаживающий массаж по прямым мышцам пресса. Движения по кругу выполняются только по часовой стрелке и обходя область правого подреберья. В окончание массажа области живота повторите приём массажа поглаживание. Подъём плечевого пояса и головы, из позиции лёжа на спине. Положите малыша на спину вложите в его ладони свои большие пальцы рук. Мягко зафиксируйте кисти ребёнка остальными четырьмя пальцами. После этого распрямите руки малыша, и, ласково с ним разговаривая и улыбаясь ему, слегка потяните его за ручки, как бы понуждая сесть, он должен оторвать от поверхности голову и плечи, но не поднимайте его до положения сидя. После этого не спеша и бережно уложите ребёнка в положение на боку, дабы он не стукнулся затылочным отделом головы. Данное гимнастическое упражнение хорошо укрепляет мышцы живота и передней поверхности шеи. Количество повторов — 2-4. Укладывать ребёнка нужно поочерёдно, то на один бок, то на другой. Массаж ступнёй. Первый приём массажа — поглаживание. Следующий приём массажа — растирание подошвы малыша. Приём массажа растирание осуществляется при помощи подушечки большого пальца, по кругу или рисованием цифры 8. После этого по направлению к пальцам от пятки нужно растирать наружный край ступни и внутренний. При массаже ступнёй включается новый приём — постукивание. Для постукивания ступнёй выпрямите указательный и средний пальцы на правой руке и мягкими равномерными постукиваниями делаем массаж подошвы. Количество повторов — 8-10. Направление движения — пятка-пальцы и в обратном направлении. Упражнение на разгибание и сгибание ступнёй. Упражнение на основе рефлекса. Нажимание на подушечки у основания пальчиков вызовет в соответствии с врождённым рефлексом сгибание пальцев и ступни, приём массажа растирание наружного ребра ступни вызовет разгибание. Упражнение «ходьба». Основано на врождённом рефлексе, который присутствует у малышей в возрасте первых четырёх месяцев. Возьмите малыша за подмышки, и, слегка касаясь его ступнями поверхности, проведите его по направлению к себе или наоборот. Помогайте ему переносом веса тела то на одну ногу, то на другую. Внимательно смотрите, чтобы малыш правильно ставил ноги. Массаж области груди. Приём массажа поглаживание. Количество повторов — 2-3. Приём массажа вибрация. Количество повторов — 3-4. Техника выполнения приёма массажа вибрация: мягко и равномерно, не оказывая сильного давления на рёбра малыша, одновременно двумя руками нажимайте на область грудной клетки. Направление движения — от грудины к бокам. В завершение массажа области груди повторите поглаживание. Гимнастическое упражнение «бокс». Упражнение предназначено для развития мышц верхних конечностей. Положите ребёнка на спину. Дайте ему ухватиться за ваши большие пальцы и остальными четырьмя пальцами мягко фиксируйте кисть ребёнка. Согните его левую руку с одновременным выпрямлением правой, затем поменяйте положение, то есть согните правую, с одновременным выпрямлением левой. Разгибая руку следите, чтобы движение было направлено в центр, одновременно с этим слегка поднимая плечо малыша и разворачивая его немного на бок так, чтобы ваши движения были похожи на движения боксёров. Упражнение выполняется медленно, без резких движений. Количество повторов — 5-6. Занятия на мяче. Исходное положение: ребёнок лежит на мяче животом, ноги раздвинуты широко. Качайте ребёнка вперёд и назад с таким расчётом, чтобы он опирался на стол то ступнями, то ладонями. Старайтесь добиться того, чтобы он отталкивался сам ногами, а чтобы лучше раскрывал ладони, постукайте его ладони о поверхность мяча. После этого уложите малыша спиной на мяче и придерживая его за грудь качайте в различных направлениях. Мяч может находиться рядом с ребёнком не только во время занятий гимнастикой и массажем, он может находиться в кроватке, чтобы ребёнок пинал его. Это будет способствовать развитию опирания ступнёй.
www.manuolog.ru
Занятия с ребенком (3 месяца)
Практические советы
Игрушки над детской кроваткой
В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.
Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.
Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.
Пригласите гостей: Пригласите в гости какого-нибудь малыша. Разумеется, дети слишком малы, чтобы играть вместе, но они обязательно заметят друг друга. В то же время вам будет интересно поделиться опытом с другими родителями.
Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.
Время игр
Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.
Делаем открытия
Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.
Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.
Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)
Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.
Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.
Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза. Ты сначала мне скажи, Как жу-жу пчела жужжит. Потом я тебе скажу Про пчелиное жу-жу. Пусть малыш попробует произнести звук «ж».
Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.
Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку: По кочкам, по кочкам, По рыхлым дорожкам. Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз. В ямку – бух!
Развитие координации
Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая: Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.
Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения: Вот малышка мой садится, Вот малышка мой ложится. Смотрит он па погремушку Как качаются игрушки. Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.
Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.
Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.
Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.
Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.
Развитие мышления
Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.
Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.
Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.
Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?
Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.
Повседневные дела
Время кормленияЛасковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.
Время купанияПусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.
Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои. Голова и плечи, колени и пальцы, Колени и пальцы, колени и пальцы. Голова и плечи, колени и пальцы, Глазки и ушки, рот и нос.
Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.
Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.
Время одевания
Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.
Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.
Время отдыха
Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.
Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!
«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.
www.baby.ru
Загрузка...
Сегодня мы поговорим о примерном комплексе физических упражнений для детей от 3 до 4 месяцев (для доношенных детей) по Е.И. Янкелевич.К 4-му месяцу, к массажным комплексам и рефлекторным упражнениям добавляем пассивно-активные и пассивные упражнения для туловища, рук и ног ребенка. Пассивно-активные упражения, это когда движения частично выполняет ребенок, а частично – взрослый. При пассивных упражнениях взрослый выполняет различные перемещения ребенка.1. Массажируем (растираем) руки. Исходное положение – малыш лежит на спине. Правую кисть ребенка слегка придерживаем своей правой рукой. Левой рукой производим спиралевидные растирающие движения в направлении от кисти малыша к плечу. Левую руку ребека массируем своей правой рукой. Повторяем 5-6 раз.
2. Упражнение со скрещиванием рук. Исходное положение – малыш лежит на спине. Вкладываем в ручки ребенка по пальцу, а когда он ухватится за них, разводим его ручки в стороны, а затем скрещиваем перед грудью. Повторяем 6-8 раз.
3. Массажируем (разминаем) ноги. Исходное положение – малыш лежит на спине. Правую ногу ребенка ложим на свою правую ладонь, поддерживающую ногу в области нижней трети голени. Тремя пальцами своей левой руки разминаем мышцы передней и наружной поверхности бедра по направлению от стопы вверху. Повторяем 4-6 раз. Левую ножку массируем правой рукой.
4. Упражнение на сгибание ног. Исходное положение – малыш лежит на спине. Ножки ребенка берем за голени так, чтобы наши указательные пальцы находились сверху. Затем одновременно сгибаем ноги ребенка, приводя бедра к животу, а потом – разгибаем. Повторяем 4- 6 раз.
5. Массажируем живот. Исходное положение – малыш лежит на спине. Ладони рук ложим под поясницу малыша. Руки передвигаем по ходу косых мышц живота по направлению сверху вниз и сзади наперед до соединения их ладонями над лобком. Повторяем 6-8 раз.
6. Масажируем грудь ребенка. Исходное положение – малыш лежит на спине. Согнутые пальцы соих рук передвигаем по ходу межреберных промежутков от середины к бокам грудной клетки, разминая при этом межреберные мышцы. Не нажимаем на ребра. Повторяем 6-8 раз.
7. Рефлекторный поворот со спины на живот ребенка. Исходное положение – малыш лежит на спине.Правой рукой обхватываем снизу среднюю часть голени ребенка, указательный палец левой руки вкладываем в его левую руку, которая согнута в локтевом суставе. Затем слегка выпрямляем ножки ребенка, поворачиваем его таз влево. Одновременно с этим тянем за согнутую в локте левую рукчку вперед, провоцируя его повернуть плечевой пояс, туловище и голову до поворота на живот. Повторяем 1-2 раза.
8. Упражнение на прогибание спины. Исходное положение – малыш лежит на животе. Одной рукой берем ножки ребенка сверху около голеностопных суставов, другую руку ложим ему на поясницу. Приподнимаем ножки малыша над столом, при этом фиксируя его туловище другой рукой. При этом избегаем чрезмерного прогибания поясницы. Повторяем 4-6 раз.
9. Упражнение на рефлекторное ползание. Исходное положение – малыш лежит на животе. Ставим ладони напротив стоп ребенка, постепенно продвагая его ножки вперед. Ребенок долженн отталкиваться от наших рук и пытаться ползти. Повторяем 3-4 раза.
10. Упражнение на прогибание спины во время «полета». Исходное положение – малыш лежит грудью и животом на руках у взрослого. Вытягиваем обе руки вперед, приподняв их над столом. При таком положение у ребенка происходит рефлекторное разгибания спины, он отводит голову и выпрямляет ноги.Повторяем 2-4 раза.
11. Упражнение на переход в положения сидя. Исходное положение – малыш лежит на спине.Берем обеими руками туловище ребенка, держа его за бока. Переводим малыша в положение сидя и осторожно опускаем на спину. При опускании передвигаем одну руку к затылку и поддерживаем голову, чтобы не допустить ушибов. Повторяем 2-4 раза.(По материалам «Энциклопедии для мам и пап» под редакцией академиков РАМН Г.М.Савельевой и В.А.Таболина)
www.childnmom.ru