Нередко родители сталкиваются с проблемой, когда малыш не хочет укладываться спать и засыпать в одиночестве. В этой статье мы разберемся, когда нужно учить детей засыпать самостоятельно, как это правильно делать, и почему ребенок плохо засыпает.
Грудной малыш до 1-1,5 лет нуждается в том, чтобы постоянно находиться рядом с мамой. В этом возрасте еще рано начинать учить малыша засыпать одному в кроватке. Отметим, что грудничок до 7-8 месяцев с большим трудом может заснуть сам. Если малыш не готов спать один в кроватке до года, не заставляйте.
Подходящим возрастом педиатры называют 2-3 года, когда младенец уже готов к самостоятельному сну. В два-три года ребенка начинают приучать к определенному порядку действий перед сном. Важно, чтобы приучение к кроватке сопровождалось положительными чувствами. Важно также и выработать график. К четырем-пяти годам малыш уже должен самостоятельно засыпать в определенный час.
Приучение к кроватке следует начинать в два года, однако засыпать малышу самому без укачивания можно научить уже в один-два месяца. Это подготовит ребенка и облегчит процесс засыпания в отдельной кроватке. Засыпать малыша самостоятельно нужно научить до года.
Если малыш не спит самостоятельно в кроватке в 1-2 года, нет ничего страшного. Критический возраст – пять лет. Если до этого возраста малыш так и не научился спокойно спать один в кроватке, в дальнейшем таких детей ожидают расстройства сна и бессонница. Таким образом, засыпать самостоятельно без укачивания и колыбельных грудничок должен до года, а спать в отдельной кроватке – до пяти лет. А теперь давайте узнаем, как приучить ребенка засыпать самостоятельно.
Приучать малыша к полноценному сну ночью и самостоятельному засыпанию можно после одного-двух месяцев. В первое время применяйте различные методы, которые помогут грудничку сразу заснуть без капризов и плача. Что для этого можно использовать:
После трех месяцев ребенка нужно отучать от укачивания и колыбельных, в этом возрасте малыш уже должен начинать засыпать самостоятельно. Причем научить этому нужно до года.
Чтобы младенец сразу уснул, используйте эти методы:
К полугоду ребенок должен засыпать самостоятельно. Не вставайте к ребенку по первому зову, подождите, пока он успокоится сам. Многих родителей волнует вопрос, почему ребенок плохо засыпает, не хочет спать или сразу просыпается. Причин этому может быть множество.
Малыша может беспокоить голод, грязный подгузник или боли. Поэтому важно перед сном устранить моменты, которые могут принести дискомфорт ребенку. Обязательно покормите кроху и поменяйте подгузник, перед сном выключите или приглушите свет и музыку.
Кроме того, заснуть малышу может помешать перевозбуждение или привычка к соске или груди. О плюсах и минусах использования пустышки читайте по ссылке http://vskormi.ru/general-questions/pustishka-za-i-protiv/. Не используйте активные игры перед сном. Лучше сделать расслабляющий массаж, провести прогулку или спокойное купание перед сном.
После четырех месяцев причины беспокойного и плохого сна кроются в прорезывании зубов. Снизить дискомфорт помогут специальные прорезыватели и безопасные детские гели. Иногда малыш плачет из-за нехватки внимания. Можно встать и недолго покачать малыша. Напоминаем, что не нужно подходить к ребенку по первому зову!
Нарушение сна часто вызывает малая активность ребенка днем. Не забывайте о зарядке, прогулках, играх и различных упражнениях. Кроме того, для комфортного сна в детской комнате должна быть подходящая температура, которая составляет 18-22 градусов. Регулярно проветривайте помещение и следите, чтобы воздух не был слишком сухим или слишком влажным.
Это довольно жесткая и спорная методика, которая, однако, быстро дает результаты. Учтите, что методику можно применять только для здоровых детей старше полугода! Кроме того, у малыша уже должен быть выработан четкий распорядок дня. Важно, чтобы грудничок находился в комнате один, и по соседству никто не спал.
Такая методика предполагает, что ребенка оставляют одного в комнате и заходят в комнату через определенное время после плача. В таблице подробно указаны интервалы ожидания.
Через сколько минут подходить к грудничку, когда он заплакал | |||
День | 1ый раз | 2ой раз | 3ий раз и последующие |
Первый | 1 минуту | 3 минуты | 5 минут |
Второй | 3 минуты | 5 минут | 7 минут |
Третий | 5 минут | 7 минут | 9 минут |
Четвертый | 7 минут | 9 минут | 11 минут |
Пятый | 9 минут | 11 минут | 13 минут |
Шестой | 11 минут | 13 минут | 15 минут |
Седьмой | 13 минут | 15 минут | 17 минут |
Таким образом, если малыш заплакал в первый день начала обучения, то мама может подойти через минуту. Если младенец заплакал снова, то она уже ждет три минуты, в следующий раз – пять минут. И так время расписано для каждого дня.
Действительно, это жесткая методика, и далеко не все родители готовы к такому способу приучения. Но, как показывает практика, он реально может научить ребенка засыпать за одну неделю.
Метод Фербера-Эстивиля-Спока нельзя использовать, если малыш заболел! Кроме того, если ребенок постоянно плачет более 10 минут, это может говорить о каких-либо проблемах со здоровьем.
vskormi.ru
Чтобы новорожденный ребенок уснул, родители его укачивают. Со временем этот процесс надоедает, и мама и папа задаются вопросом: как научить грудничка засыпать самостоятельно? На сегодняшний день существует несколько способов решения этого вопроса, что позволяет родителям выбрать наиболее приемлемый вариант.
О том, что делать, если грудничок плохо спит, задумывается большинство родителей. Многие с самого рождения приучают спать малыша в кроватке. От покачиваний новорожденный, как правило, засыпает.
Приучать младенца засыпать самостоятельно необходимо с полугода. Это объясняется сокращением количества кормлений крохи в ночное время. Дитя может более длительное время находиться в кроватке и не просить грудь у мамы. Чтобы не расстраивать нервную систему чада, необходимо обеспечить безболезненность данной процедуры.
Чтобы ребенок научился самостоятельно засыпать в кроватке, укладывать грудничка спать необходимо в одно и то же время. Это обеспечит дисциплину и приучит организм малыша к определенному режиму. Если чадо плохо засыпает, то перед сном родители должны выполнять определенные ритуалы, которые будут для крохи максимально приятными. Например, чадо необходимо научить спать в одной и той же пижамке. Ее одевание будет свидетельствовать о том, что необходимо ложиться спать.
Родители могут почитать любимую сказку или дать на ночь поиграться интересной игрушкой. Если малыш сильно капризничает, то его рекомендуется перед сном выкупать и сделать массаж. Грудничку можно приобрести оригинальный ночник, включение которого будет свидетельствовать о необходимости засыпать.
Если ребенок еще не может уснуть в кроватке, то в период его перекладывания нужно исключить возможность возникновения стрессовых ситуаций. В противном случае дети спят достаточно беспокойно. Это объясняется тем, что процедура для них неприятна.
Укладывать спать кроху без укачивания необходимо не более 10 минут. Более длительный процесс достаточно сложен для восприятия. В данном случае малыш будет спать беспокойно всю ночь. Если грудничок заснул раньше, то это очень хороший показатель. Когда родители увидят своего ребенка засыпающим, то необходимо выключить свет.
Перед тем как приучить грудничков засыпать самостоятельно, родителям необходимо ознакомиться с определенными правилами, что значительно облегчат этот процесс.
Если ребенок в 5 месяцев плохо спит, то его можно приучить засыпать самостоятельно по методике доктора Спока. В соответствии с ней малыша кладут в свою кроватку и рассказывают ему, что он должен спать со своим мишкой, зайкой и т. д. В таком возрасте чадо может не понимать, о чем ему говорят, но оценивает поведение родителей, которое в дальнейшем должно стать своеобразным ритуалом. Не стоит укладывать дитя раньше привычного для него времени – в данном случае малыш будет капризен.
Изначально ребенок будет выявлять свой протест. Несмотря на это, грудничка необходимо положить в кровать, рассказать об игрушках, выключить свет и покинуть комнату. Самостоятельно засыпать у новорожденных сразу не получается.
Именно поэтому родителям необходимо периодически заходить в комнату малыша. В первые дни проверять ребенка необходимо каждую минуту. Постепенно время посещения детской комнаты должно увеличиваться.
Если ребенок в пять месяцев развивается нормально, то он будет на несколько секунд просыпаться пару раз за ночью. Если при открытии глаз малыш видит, что ситуация в комнате не изменилась, то он их закрывает и спит дальше. Если раннее родители приучили его засыпать в коляске или возле маминой груди, то приучить ребенка к самостоятельному сну будет достаточно сложно, но все же возможно.
Перед применением данного метода родители должны определить, что ребенок действительно готов засыпать самостоятельно. Об этом свидетельствуют определенные признаки. Если женщина прекратила грудное вскармливание или дает грудь новорожденному не чаще одного раза в день, то можно переходить к проведению процедуры.
Если малыш спит в ночное время 5 часов без пробуждения, то его можно научить засыпать самостоятельно. Данная процедура проводится только после появления у крохи зубов, хотя бы первых резцов, моляров или клыков. В противном случае спящий ребенок будет чувствовать боль и требовать помощи у мамы. Подходить к процедуре необходимо в том случае, если бодрствование малыша проходит на руках не более чем на 1/3. Предварительно необходимо научить чадо оставаться в комнате одному. Если он играется без беспокойств в течение 10 и более минут, то грудничка можно приучать к самостоятельному сну.
В большинстве случаев психологическая готовность ребенка к самостоятельному сну наблюдается в 1,5 – 2 года. В этом возрасте дети любят, чтобы им читали. Сказка перед сном – очень хороший ритуал, с помощью которого осуществляется разделение сна и бодрствования. В период чтения родители могут лежать возле крохи. После прочтения книги нужно придумать любую причину, чтобы встать с кровати. При этом необходимо учитывать, что повод должен быть весомым для малыша. Перед сном чаду необходимо в обязательном порядке пожелать спокойной ночи.
Не стоит пытаться уложить кроху пораньше, так как данные попытки в большинстве случаев неудачны. Родители должны быть готовы к тому, что ребенок может приходить к ним в комнату досыпать. Причиной этого может стать плохое самочувствие или плохой сон. Чтобы исключить ночные похождения, родители должны максимально ласково сопроводить ребенка в свою комнату. Очень часто с этой целью мама и папа ударяются в хитрости: просят малыша принести подушку или одеяло с его комнаты. Если малыша ничего не беспокоит, то он дойдет до своей кровати, ляжет на нее и снова уснет.
Категорически запрещено оставлять ребенка в кроватке, если он плачет. Это стрессовая ситуация, так как кроха не может понять, почему мама находится в соседней комнате, но не с ним. Если родители крепко спят или дом очень большой, тогда необходимо в комнате дитя поставить радионяню.
Большинство родителей думает, что сразу же после того, как они покинут детскую спальню, малыш уснет. Но это далеко не так: практически все дети начинают плакать и звать родителей. В некоторых случаях может наблюдаться истерика. Это свидетельствует о том, что чадо борется за собственный комфорт. Если родители слышат детский плач, то выжидают короткий промежуток времени и все же мчатся на помощь малышу. После такого поведения мамы и папы ребенок понимает, что его план сработал. В данном случае будет осуществляться постоянное применение этого нехитрого приема.
В данном случае родителям рекомендуется использовать метод секундомера. С его помощью обеспечивается максимально комфортное обучение малыша спать самостоятельно. После выхода из комнаты родителям необходимо засечь три минуты. Если в этот период ребенок продолжает плакать, то необходимо зайти к нему в комнату. При этом доставать малыша из кроватки или брать на руки категорически запрещено. С малышом необходимо поговорить, вытереть ему слезки и успокоить. После пожелания приятных сновидений родители снова выходят из комнаты, только уже на 4 минуты.
Если ребенок не успокаивается, тогда необходимо повторить – зайти в комнату, успокоить малыша и выйти. После каждого выхода из комнаты режим выжидания должен быть продлен на минуту.
Категорически запрещается успокаивать чадо криком, так как это может испугать его еще больше. Родители должны разговаривать мягко и нежно. В соответствии со статистикой, в первый день ребенок уснет после 12 – 15 заходов в комнату. На второй день время отсутствия родителей необходимо увеличить на одну минуту. В этот раз придется зайти в комнату всего лишь 5 – 6 раз.
Приучить ребенка самостоятельно спать достаточно сложно, но вполне возможно. Родителям необходимо всего лишь набраться терпения, и по истечению нескольких недель необходимость укачивать малыша отпадет.
grudnichky.ru
Ниже приведены выдержки из книги Светланы Бернард «100 простых способов уложить ребенка спать» о том, как научить ребенка засыпать самостоятельно и как делать это с самого рождения, рассмотрен вопрос создания ритуала укладывания. Освещена тема: как отучить малыша вылезать из своей кроватки. Не обошла автор вниманием метод Фербера и метод тайм-аута.
Одна из важнейших предпосылок спокойного и продолжительного ночного сна малыша – это умение засыпать самостоятельно в своей кроватке. Но как его к этому приучить?
Почему даже очень усталый, засыпающий у вас на руках малютка начинает плакать, когда вдруг оказывается в кроватке один? И отчего более старший ребенок редко пойдет спать сам и иногда погружается в сон прямо во время игры, можно сказать, против своей воли?
Научить малыша засыпать без помощи родителей и без каких-либо вспомогательных средств можно в любом возрасте. Но наиболее легко привыкают к этому дети в возрасте от 1,5 до 3 месяцев. Поэтому начинать с приучением лучше постепенно с самого рождения, пока ребенок еще не привык к разного рода неблагоприятным ритуалам, от которых его потом не так просто отучить. Если такие привычки уже сложились, родителям потребуется несколько больше терпения, потому что малыш вряд ли откажется от них добровольно. Но и в этом случае задача вполне решаема, и на ее решение потребуется скорее всего не больше недели!
Чем раньше вы начнете приучать малютку к самостоятельному засыпанию, тем проще вам будет сделать это!
Вы значительно облегчите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы его последний час перед сном прошел в спокойной, привычной, полной любви обстановке. Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впечатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою…
Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания – действий, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности и вырабатывающих у малыша своего рода условный рефлекс – установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, например, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, «ложащаяся спать» вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!
У детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.
Детишкам же, привыкшим засыпать только с помощью разного рода вспомогательных средств (бутылочка, укачивание на руках, в коляске и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит переход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.
Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание должно изменяться в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.
Все приведенные в этой главе элементы ритуала – примеры. Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка – что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает.
Даже если у вас целый день не было возможности заниматься с малышом, вы можете наверстать упущенное во время вечернего ритуала. Используйте эти драгоценные минуты для близости и ласки, бесед, секретов и спокойных игр. Именно эти счастливые мгновения останутся в памяти ребенка на всю жизнь!
Но вот вы ввели ритуал засыпания и четкий режим, подобрали время укладывания, когда ребенок действительно устал, но ваш малыш по-прежнему наотрез отказывается засыпать один (и обычно, как следствие этого, часто просыпается ночью).
Что делать, если ваша усталость достигла предела? Что, если у вас больше нет сил вставать по ночам? Как быть, если вы вечером больше не можете носить на руках невероятно уставшее, но не желающее укладываться в кроватку существо?
В этом случае вы можете как последний выход испробовать метод американского профессора Ричарда Фербера. Будучи врачом детской клиники города Бостона, Ричард Фербер основал там специальный центр по изучению детского сна. Фербер предлагает последовательно укладывать ребенка в кроватку одного, оставаясь при этом поблизости (например, в соседней комнате), и, если малыш плачет, возвращаться к нему через определенные небольшие промежутки времени, утешая его, но не вынимая из кроватки. Так малютка очень быстро поймет, что криком ему желаемого не достичь, и научится засыпать самостоятельно.
Только не слушайте знакомых, рекомендующих оставить кричащего ребенка одного, пока он не уснет. Уснуть-то он уснет – что же ему еще останется сделать, если его долгие отчаянные призывы на помощь останутся без ответа! (В пору, когда наши бабушки и дедушки были молодыми, детей обычно так и укладывали, и они прекрасно спали всю ночь.) Но что происходит в маленьком существе, на крик которого никто не отзывается? Как чувствует себя такой малыш и какие выводы он сделает для себя на будущее? Он чувствует себя одиноким, всеми забытым и никому не нужным. Он смирится с этим и уснет, но страх одиночества и неуверенность в себе останутся, скорее всего, на всю жизнь. А если вы не выдержите и после долгого крика все же вынете малютку из кроватки, он усвоит и еще одну истину: «Если достаточно долго кричать, то в итоге добьешься своего». Эту истину малыш попробует применить и в следующий раз.
Поэтому для успешного применения метода Фер-бера очень важно не оставлять плачущего ребенка одного долгое время. Возвращаясь в детскую через короткие промежутки времени и с любовью утешая малыша, вы покажете ему, что вы рядом и любите его, просто настало время сна, и он должен заснуть один.
Идеальный вариант – это, конечно, укладывать ребенка спать без слез. Метод Фербера рекомендуется только в том случае, если вам это по какой-то причине не удается и если у вас действительно нет больше сил. Ведь вы знаете, что состояние родителей, особенно матери, мгновенно передается малышу. Так что же лучше – день изо дня носить его на руках, падая от усталости, или выдержать детский плач несколько дней, чтобы потом, ежедневно отдыхая и высыпаясь, с радостью посвящать себя ребенку? Решать вам. Для тех, кто захочет испробовать метод Фербера, описываем его подробнее.
Для успеха в использовании метода Фербера очень важны следующие предпосылки.
Определите заранее, через какие промежутки времени вы будете заходить к малышу, чтобы успокоить его. Составьте точный план, которому вы потом будете следовать. Основное правило: в первый раз время ожидания составляет пару минут, потом оно постепенно увеличивается. Определяя временные промежутки, положитесь на свою интуицию и не делайте ничего против внутреннего голоса. Время ожидания может варьироваться от 1 минуты до получаса (многим слишком большие промежутки, предложенные Фербером, кажутся неуместными).
Начать применять метод лучше всего вечером – в то время, когда ребенок обычно засыпает, или немного позже. Проведите последние минуты перед сном вместе с малышом, постарайтесь подарить ему в это время все ваше внимание и нежность. Очень хорошо, если у вас уже есть сложившийся вечерний ритуал, к которому ребенок привык и который означает для него переход ко сну.
Откажитесь на этот раз от всех «помощников», ранее облегчавших малышу засыпание (бутылочка, грудь, ношение на руках, укачивание в коляске и пр.). Все это должно происходить минимум за полчаса до сна. После вечернего ритуала объясните ребенку, что он уже большой и должен теперь учиться засыпать самостоятельно; потом поцелуйте его, положите в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и покиньте комнату. Укладывая малыша, говорите каждый день одну и ту же фразу, например: «А теперь, мой родной, настало время спать». А выходя из комнаты, вы можете, к примеру, сказать: «Спокойной ночи! Я тебя очень люблю!».
Поскольку ребенок не привык засыпать один, он, скорее всего, начнет плакать. В этом случае действуйте согласно составленному плану и подождите несколько минут перед тем, как вернуться в его комнату. Можно начать с 3 минут, потому что обычно родители не в состоянии в первый раз выдержать дольше. Но и 3 минуты могут показаться невероятно долгими, если стоишь за дверью и слышишь плач любимого крохи, поэтому многие предпочитают начать ожидание с 1 минуты. Обязательно смотрите на часы, потому что собственное ощущение времени в эти минуты растягивается до невероятности.
Если ребенок по-прежнему плачет, зайдите на пару минут в комнату и постарайтесь успокоить его, не вынимая из кроватки. Вы можете поговорить с малышом или погладить его. Старайтесь говорить спокойным, твердым голосом, потому что ребенок прекрасно почувствует любую неуверенность в ваших действиях. Очень важно также, чтобы голос звучал без раздражения и нетерпения, с любовью. Повторите снова, что настало время спать, что малыш уже большой и должен учиться засыпать один. Скажите, что мама поблизости и любит его. (Даже если малютка еще не понимает слов, он почувствует тепло и любовь, а также уверенность в вашем голосе.) С этими словами снова покиньте комнату, даже если малыш еще плачет. Важно, чтобы ваше пребывание в комнате не длилось слишком долго. Ни в коем случае не давайте ребенку бутылочки и не берите его на руки.
Если он встал в кроватке, положите его, перед тем как выйти из комнаты (но только 1 раз).
Некоторые дети реагируют на появление родителей еще более возмущенным криком. В этом случае пребывание родителей в комнате может быть еще короче. Но возвращаться в комнату через определенные промежутки времени обязательно, чтобы малыш не почувствовал себя покинутым.
Выйдя из комнаты, следуйте составленному плану: пережидайте установленное вами время, после чего возвращайтесь в детскую, повторяя прежние действия, и так до тех пор, пока малыш не уснет. Если ваше присутствие в комнате не успокаивает ребенка, то время ожидания можно несколько растянуть.
На следующий день действуйте так же, увеличив только количество минут согласно плану. Максимальное время ожидания (10 минут) лучше не превышать. Заходите к ребенку, только если он действительно плачет. Хныкающий малыш часто успокаивается самостоятельно. Поэтому в этом случае лучше немного подождать.
Если периоды ожидания кажутся вам очень длинными, можно сократить их, начиная с 1 минуты и не оставляя ребенка одного дольше чем на 5 минут. Даже в этом случае вышеописанный метод увенчается успехом.
Какой бы план вы ни выбрали, главное – чтобы вы были в состоянии осуществить его до конца. Если вас грызут сомнения, выберите лучше самый мягкий вариант. Только если вы будете уверены в том, что делаете, ваши действия дадут желаемый результат. Ребенок почувствует вашу уверенность и не будет долго сопротивляться. По этой же причине не рекомендуется изменять длительность периодов ожидания больше одного раза. Частые отклонения от плана внесут в ваши действия неуверенность и непредсказуемость. Старайтесь придерживаться одной линии. Зная, что делать дальше, вы будете чувствовать себя спокойнее.
Если вы боитесь оставлять малыша одного (есть мнение, что страх разлуки может иметь негативные последствия для развития и будущей жизни ребенка), то можете, выйдя из комнаты, разговаривать с ребенком из-за закрытой или приоткрытой двери. Так он будет уверен, что вы поблизости и не покинули его. Повторяйте, что любите своего кроху, но что пора спать, что он должен научиться засыпать в кроватке один, а завтра вы пойдете с ним гулять… (и дальше в том же духе).
Ну а если вам кажется суровым и этот совет,то вы можете оставаться в комнате, пока малыш не уснет. Но действуйте и в этом случае по плану, подходя к малышу только время от времени, чтобы утешить его. Затем найдите в себе силы отойти и сесть, скажем, на стул вдали от кроватки ребенка, но так, чтобы он вас видел. Сделайте вид, что читаете или чем-то заняты (свет обязательно должен быть приглушенным). Если ребенок при этом плачет, то вы, по крайней мере, можете быть уверены, что он плачет не от страха, а просто потому, что не получает того, чего хочет. Главное – чтобы малыш самостоятельно уснул в своей кроватке, без вашей помощи, без бутылочки или других прежних «помощников засыпания». Конечно, в этом случае вам понадобится гораздо больше терпения и времени, пока он начнет засыпать самостоятельно. А если ваше присутствие в комнате не помогает и ребенок все равно плачет каждый день, то стоит подумать, не перейти ли к обычному плану, описанному выше (если, конечно, ваш внутренний голос не будет возражать).
Во время применения метода очень важно будить ребенка утром и днем в то время, когда он обычно просыпался раньше. Если малыш, заснув позже обычного, имеет возможность наверстать это время потом, то весь режим нарушится, и к моменту укладывания ребенок не будет достаточно усталым. В этом случае метод самостоятельного засыпания действовать не будет.
Мама и папа могут сменять друг друга, укладывая малыша в кроватку (но лучше не в одну и ту же ночь). Начать должен тот, кто более уверен в необходимости применения метода и кто сможет довести начатое до конца.
Привыкший засыпать с вашей помощью малыш поначалу протестует, перестав ее получать. Он кричит, пытаясь криком достичь желаемого. Но что происходит? Мама или папа время от времени утешают его, не давая, тем не менее, того, чего он хочет. Малютка ужасно устал, ведь утром его разбудили в обычное время. «А стоит ли кричать дальше, – думает он, – если все равно от этого нет никакого толку? Я только зря трачу силы, уж лучше поспать самую малость…» Потребность в сне побеждает в итоге над старой привычкой, которую малыш хотел восстановить.
Поскольку время ожидания родителей постепенно увеличивается, малыш понимает, что кричать дольше тоже бесполезно. Этим он все равно не добьется от родителей того, чего хочет.
Засыпая от усталости день ото дня, ребенок привыкает погружаться в сон самостоятельно, это постепенно входит в привычку. А ставшая привычной ситуация перестает вызывать у малыша тревогу и заменяет в подсознании прежнюю неблагоприятную привычку.
Это зависит от темперамента ребенка, от того, с какой энергией он сопротивляется новым обстоятельствам и какие «уроки» ему приходилось «учить» в своей еще совсем недолгой жизни.
Первые дни будут в любом случае испытанием и для вас, и для малыша. Но некоторые детишки не плачут дольше 15 минут и через 2-3 дня засыпают в кроватке самостоятельно. Другие же не могут успокоиться поначалу час или два, и родителям приходится по десять раз или чаще заходить в их комнату со словами: «Я здесь, я люблю тебя, но тебе пора спать. Ты уже большой и должен засыпать один в своей кроватке».
Однако если вы будете терпеливо и последовательно применять составленный вами план, то вы можете ожидать первого улучшения, а иногда даже решения проблемы уже на третий день. Ведь дети учатся гораздо быстрее взрослых и умеют довольно быстро приспосабливаться к новым ситуациям.
Некоторым детишкам требуется несколько больше времени. Но приобретение новой привычки редко длится дольше недели и только в отдельных случаях дольше двух недель. После того как вашему малышу удалось десять раз подряд заснуть самостоятельно, вы можете считать, что самое сложное позади! Вы можете откинуться на спинку дивана и с облегчением вздохнуть.
Время, которое вы раньше тратили на укладывание ребенка, лучше провести вместе с ним за уютным вечерним ритуалом!
А за несколько сложных дней, которые вам понадобятся, чтобы приучить малыша засыпать самостоятельно, вы будете вознаграждены спокойным вечером и беспробудной ночью.
Хорошо, если вам удалось научить ребенка засыпать самостоятельно, пока он был маленький и не мог выбираться из своей кроватки. А что, если в момент, когда вы читаете эту книгу, боковины кроватки уже перестали быть для малыша непреодолимым препятствием? Или если малютка, раньше засыпавший без вашей помощи, научился садиться, а потом и вставать в своей кроватке и уже пытается закинуть ногу на верхнюю перекладину? Теперь вы не можете оставить его одного и просто выйти из комнаты. Желая последовать за вами, малыш удвоит свои силы и рано или поздно «возьмет барьер».
Дожидаться исхода этого опасного предприятия однозначно не стоит. Если вы уже опустили матрас в самое нижнее положение и даже спальный мешок больше не в силах удержать маленького скалолаза от первых попыток восхождения, то настало время обеспечить малышу более безопасную возможность «выхода на свободу». Чтобы предотвратить падение с большой высоты, вам придется опустить переднюю боковину кроватки или вынуть из нее несколько вертикальных перекладин.
Получив возможность беспрепятственно вылезать из кроватки, ребенок обрадуется новой возможности открывать мир вокруг себя. Все, что раньше было для него недоступным, покажется вдруг близким и интересным, и малыш не замедлит отправиться в «исследовательское путешествие». Думаете, теперь он спокойно ляжет спать? Легко ли оставаться в кровати, когда вокруг столько всего нового, волнующего и, главное, с недавних пор доступного? И почему бы, проснувшись ночью, не попытаться забраться в уютную родительскую постель?
В этот переломный момент изобретательности родителей нет цены. Если более старших ребятишек можно как-то уговорить оставаться в постели, то младших придется приучать с помощью терпения и последовательности.
Если вы будете действовать уверенно и последовательно, то решение проблемы не займет больше нескольких дней. А вы, обнаружив, что любимое создание спокойно дремлет в своей кроватке, воскликнете: «Ну надо же, наконец-то у меня появилось вечером свободное время!»
Дети слушаются охотнее, если у них есть выбор. Объяснив им, какие последствия для них будет иметь то или иное решение, вы тем самым подтолкнете их к правильному выбору. Ведь гораздо лучше остаться в кроватке при открытой двери в детскую комнату, чем вылезти из нее, оказавшись отрезанным от внешнего мира закрытой дверью…
Упорно вылезающий из кроватки малыш пытается уже в раннем возрасте меряться силами со своими родителями. Поэтому закрытая на короткое время дверь в детскую комнату может стать для него одной из первых границ, очень важных в детском воспитании. Граница означает: «Стоп! Дальше нельзя!». Чтобы научиться жить в обществе людей, ребенок обязательно должен знать, что существуют границы дозволенного поведения.
Барьер, дверь или просто пространственное отдаление от малыша лучше всего символизируют понятие границы, которую не следует переступать. Это касается, конечно, не только отхода ко сну, но и поведения ребенка днем. Поэтому в случае, когда малыш делает что-то недопустимое (бьет младшего братика или сестричку, кидается едой, бросается на пол в приступе гнева и пр.), психологи советуют пользоваться методом, называемым «тайм-аут».
Метод тайм-аута, показывает ребенку, что он переступил границу допустимого поведения, но что он не безразличен родителям и любим ими. Для этого, заметив поведение малыша, громко скажите: «Стоп!» Посадите ребенка на стул в другом углу комнаты со словами: «Этого делать нельзя. Сейчас ты должен посидеть один». Если он слезает со стула, отнесите его в соседнюю или в детскую комнату. Для маленьких детишек достаточно барьера, для старших необходимо закрыть дверь.
Старайтесь не кричать, но действовать решительно. Ребенок должен понимать, что это не наказание, а логическое следствие его собственного поведения. И что в его власти изменить ситуацию. Для этого достаточно прекратить нежелательное поведение. Поэтому тайм-аут не должен быть долгим. Как и в методе открытой или закрытой двери, он не должен превышать нескольких минут. Потом вы открываете дверь или приближаетесь к барьеру и делаете ребенку «мирное предложение». Вы можете спросить: «Ты понял, что так делать нельзя?». Или: «Ты не будешь больше так поступать?». И потом: «Мы снова друзья?».
Обычно дети быстро успокаиваются и ведут себя хорошо, слишком уж непривлекательна перспектива остаться одному за закрытой дверью. Но может случиться, что ваши действия только разожгли гнев ребенка, он стучит в дверь, бьет в нее ногами и т. п. В этом случае стоит обождать, пока он не успокоится и агрессивное поведение не перейдет в жалобный плач. Тогда вы можете повторить предложение о мире и утешить малыша. Если он при вашем появлении вновь ведет себя агрессивно, то тайм-аут нужно повторить, снова закрыв дверь на несколько минут. Только когда ребенок успокоился и согласился сотрудничать с вами, он может покинуть свою комнату. Важно, чтобы малыш понимал, что выбор за ним и что он изменением своего поведения в любой момент может закончить неприятную для него ситуацию.
Некоторые дети не любят, когда их относят в угол или другую комнату, и предпочитают идти туда самостоятельно. Если ребенок действительно идет туда, куда вы ему сказали, и остается там некоторое время – замечательно. Это первый признак того, что он сознает недопустимость своего поведения. Если же ребенок, обещая уйти в комнату, попытался обмануть вас и, едва вы выпустили его, спрятался, то не повторяйте эту ошибку еще раз.
Очень важно, чтобы тайм-аут удался в первый раз. Впоследствии может оказаться достаточным напомнить малышу об этом или спросить, не хочет ли он прогуляться в свою комнату, чтобы ребенок добровольно перестал «дебоширить».
Какой бы символ границы вы ни выбрали, главное – чтобы ребенок знал, что дальше нельзя. Границы нужны не только родителям, чтобы дети «не сели им на голову», но и в первую очередь самим малышам, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Границы, проведенные родителями с любовью и строгостью, дают детям ощущение уверенности и защищенности!
Любите себя, работайте над собой, приводите в порядок свою жизнь, и ваши дети будут спокойны, счастливы и послушны!
mamenazametku.ru
СОН - Методы засыпания и корректировки снаКак помочь ребенку заснуть и не просыпаться?
Есть один момент, по поводу которого я имею очень глубокое убеждение – неприемлемость методов «проораться», или «контролируемого плача». Есть другие методы и инструменты как научить ребенка спать, без того, чтобы подрывать выстроенное доверие между мамой и малышом. Малыш же не может понять, почему мама не приходит на его плач.
Методы укладывания:
Похлопывание - шипение; можно использовать, чтобы помочь детям перейти циклы сна, пока они не научатся делать это сами. Если ребенок спит на животе или на боку, мягко похлопывайте его ладонью по спине (а если спит на спине, то по плечу), в ритме сердца. Одновременно наклонитесь к уху и издавайте достаточно шумное шшшшшшшш. Это напоминает ребенку о том, что он чувствовал в животе у матери – отзвук сердца и ровный шум.
Альтернативой может быть белый шум – звук фена, пылесоса, запись звуков природы, я лично ставила радио между станциями очень громко, и ребенок (учитывая темноту, пеленание, соску и режим) почти сразу начинал смыкать глаза и засыпать. Белый шум также отсекает звуки, которые могут будить.
Темнота: В темноте у человека выделяются гормоны, способствующие сонливости. Зашторьте плотно окна, если ребенок плохо засыпает – купите непроницаемые жалюзи или заклейте фольгой. Моя дочь относится к Возбуждаемому типу темперамента и спала только в кромешной тьме. Непроницаемая штора, которую мы возили с собой везде стала спасением.
Пеленание: Сейчас много мнений, но большинство детей лучше спят спеленутыми. Когда ребенок достигнет 3-4 месяцев, можно пеленать с одной ручкой наружу, чтобы он мог найти палец себя успокаивать. Есть разные методики пеленания, miracle blanket, woombie, австралийское пеленание с ручками наверх. Многие дети поначалу выдираются из пеленок, но повыдиравшись пару минут засыпают. Это не противление пеленанию, а поиски наиболее удобной позы.
Соска-пустышка: Сосательный рефлекс силен, и многим детям нужно сосать, чтобы заснуть. В естественной природе такую роль выполняет мама, но не все мамы готовы спать с ребенком все его сны, и тем самым назревает конфликт: либо мама вынуждена жертвовать своим режимом и жить режимом ребенка до 2 лет, либо (что обычно случается) жертвуется снами ребенка, который не может заснуть без мамы. В этом случае соска несколько гуманнее. Ребенок не разовьет привязанности к соске если:- родители не дают ее как способ успокоиться, а только как способ заснуть- когда уходя в глубокий сон ребенок соску выплевывает, родители не подскакивают и не вставляют ее снова.
Методы, которые приводят к Вынужденным Зависимостям (и требуют корректировки и отучения)
Укачивание на рукахСон на руках, на животе у мамыКатание и качание в коляске, кресле, качеляхПоездки в автокреслеЗасыпание и сон с грудью во рту
Если вы укачиваете или по иному усыпляете, а потом перекладываете ребенка, велики шансы, что:- он проснется, так как на ваших руках он чувствует себя невесомым, а при касании кровати «обретает» свой вес- он испугается, проснувшись, и не сможет продолжить сон (а что бы почувствовали вы, если заснув в спальне, по просыпании оказались бы на полу в туалете?:)Старайтесь класть ребенка в кровать ДО того, как он уснет – это поможет потом отучиться от укачивания на руках и приучить к засыпанию в кроватке.
Методы коррекции нарушений сна
Обнять-уложить: это трудозатратный метод, но он приносит результаты. Если ребенок плачет, вы подходите к нему, берете его, обнимаете, успокаиваете, и укладываете снова. И повторяете, пока он не заснет. Этот метод так же помогает научиться самостоятельному сну, но не может применяться на детях моложе 4 месяцев, так как он их только возбуждает. На детях старше 8-9 месяцев ребенка уже не надо поднимать, так как они встают сами, соответственно вы успокаиваете стоящего ребенка, и укладываете его, пока он снова не вскочит, и снова успокаиваете и укладываете. Всегда попытайтесь сначала успокоить в кровати, но если не получается – берите на руки. Обнять-положитьВыполните ритуал укладывания, и отойдите от кроватки. Когда ребенок заплачет, попробуйте успокоить, не вынимая из кровати, если это не получится, возьмите на руки, успокойте. Уложите его снова. Даже если он продолжает плакать, и сделайте шаг назад, будьте рядом. Не уходите из комнаты – вы не «преподаете урок», и не бросаете его, вы с ним рядом помогаете ему заснуть. Повторяйте столько, сколько потребуется, пока ребенок не успокоится и не заснет. Если ребенок не встает, а лежит и плачет, подойдите к нему, погладьте, скажите несколько ласковых слов и снова станьте рядом. Если ребенок стоит и не плачет, просто постойте рядом. Метод может занять до 50 «обнял-уложил» поначалу, но за несколько ночей станет лучше.Не используйте с детьми младше 4 месяцев. Если ребенок не успокаивается на руках, и вы видите, что его только раздражает, просто сядьте рядом, опустите боковину, обнимите ребенка в кровати, гладьте и успокаивайте его, пока он не успокоится и не заснет. На дневные сны применяйте этот метод 40 минут, если сон не получился, поднимите ребенка, погуляйте 20 минут, и ложитесь снова.
Разбудить для сна: Метод используется для коррекции нарушений, связанных с циклами сна (слишком короткие дневные сны, ранние подъемы) Поставить будильник за час до обычного пробуждения, легонько разбудить ребенка не до конца, а до полусонного состояния, чтобы он заснул снова. Это позволяет изменить цикл сна. То же самое можно делать на 30 минутах, чтобы изменить цикл в 45 минут.
Постепенное отучение от засыпаний с мамойЕсли ребенок привык засыпать с вами, и вы хотите это изменить, можно использовать метод постепенного отучения. Он потребует больше сил и времени, чем жесткие методы «контролируемого плача», однако не нанесет травм ребенку и не разрушит доверие между вами.
Положите матрас рядом с кроваткой ребенка, снимите бортик у кровати, положите на него руку, пусть засыпает с ней, спите рядом на матрасе. Через 3 ночи погладьте, потом мягко заберите руку, и просто спите рядом. Через 3 ночи передвиньте матрас поближе к двери, и так сколько нужно, пока не сможете оказаться за дверью, и ребенок будет засыпать сам. Если на какой-то из стадий ребенок начинает плакать и сопротивляться, вернитесь на шаг назад, на следующую ночь попробуйте то же самое. Таким же образом можно
Зайти-выйтиВыполните ритуал укладывания, и выйдете из комнаты. Когда ребенок заплачет, посчитайте до 5 или 10 (в зависимости от того, сколько вам нужно, чтобы распознать плач ребенка), зайдите, успокойте его, уложите, и выйдите снова, даже если он еще плачет. Повторите сколько нужно. Не удлиняйте промежутки, заходите сразу - у вас не стоит задачи, чтобы он разуверился, придете ли вы. Если ребенок перестал плакать, не заходите в комнату. Если ребенку нет 4 месяцев, или если он проходит через этап страха отделения от мамы, этот метод лучше не использовать.
Как отучить засыпать с грудьюВо-первых, проводите больше времени с ребенком, начните с дневных кормлений, сократите те, которые на успокоения, предложив другие методы успокоения – пообниматься, поиграть вместе, поваляться на кровати. Вы должны сами ПОВЕРИТЬ, что успокоение и комфорт исходят от ВАС, а не только от вашей груди – ребенок переймет ваше состояние.
Укладывание – ждите знаков усталости.Первые 3-4 дня Дайте ему перекусить что-то, что он любит Пойдите в спальню и кормите 10 минут. Купите таймер, и поставьте его на 10 минут, в конце скажиет «когда часы зазвонят, мы закончим кушать молоко» - вовлеките его в процесс. Когда звонок зазвонит, снимите ребенка с груди и положите в кровать, успокойте, скажите «мы ложимся спать, мама здесь». Если он плачет, успокойте, возьмите на руки, скажите, что вы здесь, снова уложите. Это может занять до 40 минут или более. Когда он успокоится, продолжайте гладить его по спинке и остановитесь, когда он заснет. Останьтесь рядом еще 20 минут, пока он не заснет глубоко. (По опыту, первый раз ребенок может вообще не заснуть в кровати, но заснуть на руках без груди – это уже прогресс. Однако на 3-4 раз ребенок по звонку может отпустить грудь и заснуть)
Следующие 3-4 дня поставьте таймер на 4 минут, и введите в ритуал сказку (книжку с картинками и так далее). Войдите в комнату, возьмите книжку и начните читать, пока кормите. Через 5 минут после звонка, снимите ребенка с груди, и продолжайте читать еще 10 минут, потом закройте книгу, и уложите его спать. Идея в том, чтобы заменить одну привычку другой, нельзя отобрать что-то, не давая ничего взамен. Через 9 дней перестаньте кормить на дневной сон, только читайте книгу. Еще через несколько дней – отмените кормление на ночной сон.
Не занимайтесь обучению засыпанию или отучением от зависимостей, если ребенок болен.
Какой бы метод вы не выбрали, важно придерживаться его хотя бы 2 недели, и быть последовательным. Не начинайте метод, чтобы через 30 минут вытащить ребенка из кроватки и снова начать укачивать.
baby-secret-net.livejournal.com
В период вынашивания ребенка женщины представляют себе радужную картину – розовощекий карапуз сладко спит в кроватке. Но реальность бывает такова, что многие дети испытывают трудности с засыпанием и мамам приходится подолгу их укладывать. Существует несколько методик относительно того, как приучить ребенка засыпать самостоятельно, о них и пойдет речь.
Содержимое статьи (оглавление)
Ребенок первого полугодия жизни постоянно нуждается в маме. До 3 месяцев он в принципе не осознает, что он – отдельная личность. В этот период она служит проводником в новый мир, защищает от потенциальных опасностей. Эмоциональная зависимость от мамы настолько сильна, что не стоит даже думать о приучении ребенка к самостоятельному засыпанию. Все, что может сделать мама в первые 6 месяцев жизни младенца – любить его, дарить ласку и почаще носить на руках.
Не нужно бояться приучить к рукам – тактильный контакт очень важен для психологического развития ребенка, он должен получать ровно столько материнского тепла, сколько ему требуется в данный момент. Пройдет немного времени и малыш сам не захочет бесконечно находиться на руках. Дети, которых в этом не ограничивают, обычно вырастают уверенными и успешными людьми.
После достижения 6-месячного возраста нужно озадачиться тем, чтобы приучить ребенка засыпать самостоятельно и днем и ночью, без дополнительных усилий.
В этом возрасте дети могут спать всю ночь либо просыпаться на кормление 1 раз, поэтому нет необходимости постоянного пребывания малыша рядом с материнской грудью.
В промежутке от 6 месяцев до 2 лет закладывается способность к комфортному засыпанию и снятию стресса. Она влияет в дальнейшем на всю жизнь. Но не стоит дожидаться 2 лет – чем раньше ребенок научится самостоятельно засыпать, тем спокойнее будет его нервная система.
Любой ребенок болезненно реагирует на все изменения, научить его засыпать самостоятельно сложно, важно в этот период запастись терпением и уверенно идти к цели.
Первые попытки редко приводят к успеху, ребенок долго плачет – это стресс для всех участников процесса. Только выдержка родителей поможет довести дело до конца, если сдаться, повторные попытки могут быть безрезультатны.
Главная сложность – нежелание ребенка засыпать одному. Одиночество вселяет в него страх, в период приучения важно дать понять, что родители рядом и придут на помощь в любой момент. Нужно четко осознать свою роль, мама и папа – не участники, а наблюдатели процесса.
Ребенок, который живет по режиму, быстрее научится засыпать сам. Как правило, такие дети покладистые и легче переносят изменения, в том числе касающиеся сна.
Ребенок, не подчиняющийся определенному распорядку, трудно привыкает к новым условиям отхождения ко сну. Родители в этом не виноваты, очень много детей, не поддающихся жизни по расписанию, они гиперактивны, эмоциональны и чаще капризничают. К ним нужно находить особый подход и действовать более мягко.
Сложности с самостоятельным засыпанием добавляют привычки, без которых малыш не может заснуть – грудь, укачивание на руках, в кроватке, автомобиле и т.д. Избавление от них также не будет легким.
У каждого ребенка имеются ассоциации со сном. В какой-то момент мама решает, что они неправильные и пора приучать малыша к самостоятельному засыпанию. Как это сделать?
Необходимость отучить ребенка от груди перед сном возникает в двух случаях:
В первом случае рекомендуется не ставить цель исключить грудь за 1 день. Важен постепенный переход к новым условиям, так ребенок не испытает сильного стресса.
Мягкий метод предполагает показать младенцу, что грудь – не единственный способ заснуть, но и не убирать ее на первых порах. Например, спеть ребенку колыбельную, почитать сказку, сделать легкий массаж и т.п. Когда просит грудь – дать, но остальные действия прекратить. После этого снова увлечь ребенка чем-то другим.
Поначалу сосание на ночь останется, важно другие способы сделать частью вечернего ритуала, но чтобы они не ассоциировались с грудью.
Постепенно ребенок начнет забывать о груди на ночь, как только это произойдет, можно отучать от нее днем – убирать или максимально сокращать по времени одно кормление, отвлекая книжками или песнями, затем все остальные.
Для того, чтобы сломать ассоциацию еда-сон, нужно провести небольшую подготовку, занимающую 2-3 дня:
Кормить следует за некоторое время до сна – минимум за полчаса. Затем отвлекать ребенка сказками, поглаживаниями и пр., то есть проделывать те же действия, как в первом случае.
На время отучения можно поручить укладывать ребенка другому человеку. Обязательно покормить, но в процессе отхождения ко сну не участвовать.
Несмотря на очевидные плюсы совместного сна, наступает время переселения ребенка в собственную кроватку. В каждой семье это происходит в разное время – кто-то отучает от сна с родителями в полгода, кто-то – в 3-4 года. С психологической точки зрения оптимальным считается 2х-летний возраст. Ребенок уже достаточно крупный и занимает много места, сон родителей становится поверхностным и они не получают должного отдыха, сводятся на «нет» отношения между мамой и папой.
Переселение не должно быть внезапным – важно, чтобы ребенок не заметил колоссальных перемен, на это потребуется время. Сначала можно придвинуть кроватку вплотную к родительской, сняв переднюю каретку. Так малыш будет чувствовать присутствие мамы, а она сможет быстро успокоить его ночью.
Когда ребенок привыкнет, нужно немного отодвинуть кроватку. С каждым разом она должна быть все дальше. Если квадраты позволяют, то лучше перенести ее в детскую комнату. К этому времени ребенок без проблем должен засыпать самостоятельно. В случае возникновения у мамы страхов, она может одну-две ночи провести в комнате с малышом.
Эта проблема часто возникает у родителей детей на искусственном вскармливании. Мама не имеет возможности успокоить грудью и ребенку прививаются другие привычки – долгие укачивания на руках, в коляске, даже в машине.
В первые месяцы это не доставляет неудобств, но ребенок стремительно растет и набирает вес. Укачивания становятся трудными и опасными для здоровья мамы (долгие укачивания ребенка весом более 10 кг могут привести к межпозвоночной грыже).
Приучить ребенка засыпать без укачивания сложно, важно принять правильный настрой – от эмоционального и физического состояния мамы зависит настроение ребенка. Вряд ли она будет довольна, когда приходится подолгу качать тяжелого малыша.
Главное правило переучивания – сделать акцент на других процессах вечернего ритуала. Купание, колыбельная, массаж – все эти действия направлены на расслабление ребенка.
Он будет плакать и это закономерно – распорядок меняется, он таким образом высказывает несогласие. Совесть не должна сбивать маму – она действует во благо обоих и не имеет цели издеваться над малышом. Важно это понимать и не сдаваться. Ребенок, которого то качают, то не качают, запутается в том, чего от него хотят.
Можно сидеть рядом: гладить, петь песни, читать сказки, но не брать на руки. После долгих безуспешных попыток лучше ненадолго отлучиться из комнаты и умыться холодной водой, снять раздражение и жалость и с новыми силами повторить те же действия. Нужно говорить с ребенком ласково, дети чутко реагируют на настроение мамы.
Не стоит бояться трудностей, важно смотреть в будущее, где ребенок будет засыпать в своей кроватке без укачивания, груди и прочих усилий.
Во время переучивания нужно соблюдать несколько правил:
Начинать процесс переучивания рекомендуется перед ночным сном, в это время организм ребенка максимально готов к отдыху. В дневные часы он сможет учиться засыпать сам только после того, как будет без слез засыпать на ночь.
Ричард Фербер и Бенджамин Спок – американские ученые и педиатры, которые разработали методики, помогающие ребенку засыпать самостоятельно. У них общий смысл – переучить через плач. С момента их публикации педиатры и родители разделились на 2 лагеря: одни утверждают, что способы жесткие, но эффективные, другие – что длительный плач подрывает нервную систему ребенка и он вырастает психически неуравновешенным. Какую сторону принять, должна решать каждая мама.
Метод Бенджамина Спока действительно жесткий. К нему обычно обращаются изможденные и потерявшие надежду на отдых мамы. Он заключается в том, чтобы соблюсти вечерний ритуал, уложить ребенка в кровать… И уйти! Даже если он впадет в истерику, не давать слабину и не подходить, тем более не брать на руки. Сторонники этого метода считают, что ребенок не может не спать, рано или поздно он уснет, устав кричать. Противники говорят, что таким образом малыш не засыпает, а теряет сознание, подобно телефону, который разрядился – от усталости его организм просто «выключается». К тому же он начинает осознавать, что когда ему плохо, мама не приходит на помощь.
Метод Ричарда Фербера более гуманный. Он состоит в том, чтобы пожелать ребенку спокойной ночи и уйти, озвучив, что она подойдет к нему через минуту (это самый наилучший вариант для начала, но, в зависимости от настроения малыша, он может быть увеличен). Эту минуту нужно выдержать обязательно, несмотря на плач. Затем снова подойти к кроватке, ласково погладить и успокоить словами, сказать, что мама рядом и вернется через 2 минуты. И снова выдержать этот интервал.
С каждым разом и последующим днем длительность выходов увеличивается, а ребенок легче переносит отсутствие мамы, зная, что она рядом.
Метод рассчитан на 7 дней (в таблице 1 представлены оптимальные временные интервалы выхода мамы из комнаты), по истечении которых малыш с большой вероятностью сможет засыпать самостоятельно.
Таблица 1 – длительность выходов из комнаты
День | Выход 1, мин. | Выход 2, мин. | Выход 3, мин. | Последующие выходы |
1 | 1 | 2 | 3 | 5 |
2 | 3 | 5 | 7 | 9 |
3 | 5 | 7 | 9 | 11 |
4 | 7 | 9 | 11 | 13 |
5 | 9 | 11 | 13 | 15 |
6 | 17 | 19 | 21 | 23 |
7 | 19 | 21 | 23 | 25 |
В процессе переучивания нельзя идти на поводу у эмоций. Если кто-то из родителей возьмет ребенка на руки и начнет успокаивать, он поймет, что сильнее мамы и папы и будет продолжать ими манипулировать с помощью слез и капризов. Крайне важно, чтобы оба родителя и проживающие с ними родственники были согласны на проведение этой методики и психологически готовы к сложностям.
babynolog.ru
Спустя несколько месяцев после рождения первенца многие родители осознают, что они оказались совершенно не готовы к многим моментам, связанным с уходом за малышом. В первую очередь — к тому, что касается вскармливания грудного ребенка и организации его сна. Примерно половина карапузов вместо того, чтобы безмятежно засыпать каждый вечер в колыбели, с неисправимой регулярностью требуют укачивания/ношения на руках/титю. И к концу третьего-четвертого месяца изможденные родители озадачиваются вопросом: как же научить ребенка засыпать самостоятельно?
Усугубляются родительские переживания еще и поучениями доброжелателей из числа родственников и знакомых: мол, село чадо вам на шею, срочно пусть привыкает засыпать сам, а не то будете укачивать его до института. Затем подключается педиатр, рассказывающая, что у нее на участке все дети вашего возраста уже засыпают самостоятельно (у бедной мамы даже не возникает вопроса, откуда у мадам врача столь исчерпывающая информация). И «контрольный выстрел» делает невролог, заявляющая, что «сформированный в первый год жизни условный рефлекс засыпания с мамой вам придется преодолевать годами». И вконец запуганные родители начинают пичкать чадо неврологическими пилюлями и оставляют его покричать перед сном, только бы не расхлебывать последствия условного рефлекса.
Суть этой изрядно утрированной, истории — в том, что все ее участники — и «доброжелатели», и врачи — транслируют собственное представление о том, что есть «норма» применительно к засыпанию младенца (с их точки зрения это самостоятельное погружение ребенка в сон без помощи родителей). Между тем, согласуются ли их представления с современными медицинскими данными?
По результатам ряда исследований, трудности с самостоятельным засыпанием испытывают более 50% детей в возрасте до полугода, и около 30% детей после года. При этом врачи-сомнологи (специалисты в области исследований сна) признают, что проблема детского сна только начинает серьезно исследоваться, и что показатели могут оказаться значительно выше. Значит, дети, чье засыпание «завязано» на родителе либо на каком-либо «постороннем» успокоителе (например, соске) — это такая же норма, как и засыпающие самостоятельно (читайте статью Должен ли младенец засыпать самостоятельно? Точки зрения врачей и психологов)!
Врачи приводят разные объяснения этому феномену, но самое популярное — специфика нервной системы конкретного ребенка. Чрезмерно возбудимые дети, склонные концентрироваться на внешних раздражителях или на своих неприятных ощущениях, в определенный момент просто не могут отключиться, расслабиться и задремать — им нужна помощь. Кстати, помните, что тип нервной системы часто передается по наследству. Если у вас или у вашей половины были или есть проблемы со сном, то не удивляйтесь, что они возникают и у вашего карапуза.
Усложнить ребенку процесс засыпания могут колики, другие болезненные состояния, усугубляющиеся перед сном. Они приводят к тому, что для малыша погружение в сон ассоциируется с физическим дискомфортом, он каждый раз начинает нервничать и не может расслабиться.
Выбор того или иного пути решения проблемы зависит от того, что важнее родителям в данный момент: побыстрее «отвязаться» от карапуза, чтобы он укладывался без их помощи, или добиться того, чтобы в будущем у ребенка был качественный здоровый сон. В первом случае лучший путь научить ребенка засыпать самостоятельно — укладывать его в кровать в положенное время, выключать свет и уходить из комнаты. Безусловно, через какое-то время цель будет достигнута — малыш перестанет обращаться к маме и папе за помощью. А вот насколько здоровым и комфортным будет его погружение в сон — это вопрос дискуссионный. Есть малыши, которые через какое-то время действительно приучаются засыпать сами. В то же время многие дети, так и не наученные расслабляться и погружаться в сон, лежат в своей постели по много часов, так и не засыпая. Со временем эта привычка перерастает в хроническую бессонницу.
Если такой вариант развития событий вас не устраивает, и вы готовы потратить еще какое-то количество времени во благо своего чада, предлагаем вам другу схему, как можно научить ребенка засыпать самостоятельно.
В этом подходе важны две составляющие. Во-первых, создать у ребенка устойчивые положительные ассоциации с моментом укладывания и со сном в принципе. Во-вторых, в буквальном смысле слова научить малыша техникам «выключения» внимания, расслабления и постепенного погружения в сон. Кстати, именно так проходят популярные сейчас тренинги по лечению расстройств сна у взрослых.
Проект под кодовым названием «как научить ребенка засыпать самостоятельно» предлагается разбить на три этапа, специфика каждого из которых будет зависеть от возраста ребенка и уровня его психического развития.
Первый этап — до года. Ваша задача в этот период — обеспечить ребенку все те физиологические условия, которые необходимы для комфортного погружения в сон. Главный критерий — чтобы ребенок в процессе засыпания как можно меньше плакал.
Второй этап ориентировочно приходится на возраст между 1 и 2,5 годами. Если до этого у вас не были сформированы ритуалы, связанные с укладыванием ребенка спать — пришло время их придумать. При этом ритуал не должен восприниматься малышом как «обязаловка» — это должно быть нечто по-настоящему интересное для него. Чтение ребенку сказок на ночь, прослушивание музыки, сбор паззлов — пусть занятие вызывает у него только приятные ассоциации. И важный момент — оно должно не будоражить ребенка, а расслаблять.
Между первым и вторым годом также есть возможность уменьшить степень вовлеченности родителя в процесс засыпания (точнее, поменять качество этой вовлеченности). Если ребенку первых месяцев жизни необходим очень интенсивный тактильный контакт, то более взрослый карапуз готов к другому типу взаимодействия. Так, титю можно хотя бы попробовать заменить на поглаживание; маме уже не обязательно лежать рядом и прижимать малыша к себе — во время укладывания она может сидеть на краю дивана. Если раньше вы укачивали малыша, попробуйте рассказывать ему какие-нибудь ритмичные монотонные стишки. Таким образом, со временем карапуз поймет, что дистанция с мамой — это не так страшно, и не ведет ни к каким фатальным последствиям.
Этап третий, после 2,5-3 лет. Ну вот, теперь ребенок полностью готов к тому, чтобы учиться. Засыпать самостоятельно — в том числе! Он готов воспроизводить определенные действия, которые вы ему демонстрируете, и нужно этим пользоваться. Найдите прием, который наиболее быстро и эффективно погружает в сон вашего малыша. Возможно, помогут вам специальные упражнения по релаксации для детей. Или включайте ему любимую спокойную музыкальную композицию, и договоритесь с малышом, что он заснет к ее завершению. Научите его расслаблять свое тело, «отключать» органы чувств. Возможно, научить ребенка засыпать самостоятельно вам поможет прием «планирования снов». Спросите у крохи, что бы ему хотелось увидеть сегодня во сне. Пусть он продумает все детали — так у него у самого будет мотивация заснуть побыстрее.
Несколько недель отрабатывайте выбранный метод вместе с ребенком, а потом предложите ему попробовать самому. Сначала, конечно, все равно потребуется ваше присутствие. Но через какое-то время, когда у малыша начнет получаться, он войдет во вкус и захочет все делать сам. Цель будет достигнута!
Релаксационная музыка поможет вам научить ребенка расслабляться и засыпать самостоятельно:
detyvradost.ru
1. Уловите появление признаков усталости. 2. Проведите минут 5-10 (по состоянию ребенка) в спокойных занятиях с деткой. 3. Положите детку в кровать в предпочитаемую ею позу, при необходимости - укройте. 4. Недолго похлопывайте (поглаживайте, слегка покачивайте одной рукой - выберите только одно движение) и произнося что-то успокаивающее (звук "чшшшш-чшшшшш", колыбельная...). Выйдите из комнаты. 5. Если ребенок расплакался (в момент вашего отсутствия) - дайте ему поплакать в течение 1-3 минут (от себя: прямо лучше засечь по часам, так как это очень успокаивает нервы, тем, что ты тоже чем-то занят, и дает время снова проговорить про себя, что все это направлено в первую очередь на помощь детке). 6. Вернитесь в комнату и повторите похлопывания (т.е. выбранное вами движение), покачивание кровати, пение колыбельной в течение 3 минут. 7. Снова покиньте комнату на 3 минуты. Если кажется вам слишком долгим, находитесь вне пределов комнаты сначала одну минуту, в следующий раз 2 минуты, в следующий - 3 минуты. 8. Некоторым деткам, когда они спят, очень помогает негромкий монотонный звук в комнате - это может быть радио, играющее тихо, колыбельные, любая спокойная и расслабляющая музыка. 9. Повторите пункт 6. 10. Повторите пункт 7. Время вашего отсутствия в комнате может постепенно - по 1 минутке - увеличиваться в зависимости от возраста ребенка и от того, как вы и ваш партнер чувствуете себя во время плача ребенка. В этом возрасте рекомендуется не покидать комнату дольше, чем на 5 минут. Прислушивайтесь к характеру плача вашего ребенка и решайте по ситуации - как скоро войти в комнату и повторить шаг 6. Если детеныш плачет настолько сильно, что вы не можете успокоить его, производя манипуляции шага 6, - возьмите его на руки и делайте то, что делаете обычно для успокоения детки (кроме кормления). Но! - не допускайте, чтобы ребенок заснул у вас на руках; как только состояние деточки стабилизировалось - снова положите его в кроватку (еще раз заострю внимание - не спящего)и повторяйте всю процедуру снова.
Шаги 4-10 можно продолжать делать не дольше 45 минут. Если ваш ребенок по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выйдите с ним на прогулку (в коляске или слинге), сделайте ему мягкий массажик или сделайте ему расслабляющую ванну. Эти процедуры должны занять не дольше 30 минут. Затем снова повторите всю технику сначала. Если к этому времени подойдет время очередного кормления, покормите ребенка, не повторяя шаги 1-10; недолго поиграйте с деткой в спокойные игры и повторите всю технику сначала.
ТЕХНИКА ЗАСЫПАНИЯ ДЛЯ ДЕТОК возраста 6-9 МЕСЯЦЕВ.
1. Уловите появление признаков усталости. 2. Проведите минут 5-10 (по состоянию ребенка) в спокойных занятиях с деткой. 3. Положите детку в кровать в предпочитаемую ею позу, при необходимости - укройте. 4. Недолго похлопывайте (поглаживайте, слегка покачивайте одной рукой - выберите только одно движение) и произнося что-то успокаивающее (звук "чшшшш-чшшшшш", колыбельная...). Выйдите из комнаты. 5. Если ребенок расплакался (в момент вашего отсутствия) -дайте ему поплакать в течение 3 минут (от себя: прямо лучше засечь по часам, так как это очень успокаивает нервы, тем, что ты тоже чем-то занят, и дает время снова проговорить про себя, что все это направлено в первую очередь на помощь детке). 6. Вернитесь в комнату и повторите похлопывания (т.е. выбранное вами движение), покачивание кровати, пение колыбельной в течение 3 минут. 7. Снова покиньте комнату на 3 минуты. Если кажется вам слишком долгим, находитесь вне пределов комнаты сначала одну минуту, в следующий раз 2 минуты, в следующий - 3 минуты. 8. Некоторым деткам, когда они спят, очень помогает негромкий монотонный звук в комнате - это может быть радио, играющее тихо, колыбельные, любая спокойная и расслабляющая музыка. 9. Повторите пункт 6. 10. Покиньте комнату на 5 минут. Если вы считаете, что это слишком долго для вас/вашего ребенка, начните с 1-2 минут, постепенно увеличивая время (на третий день проведения техники время должно уже дойти до 5 минут). 11. Повторите шаг 6. 12. Снова выйдите из комнаты на 5 минут (или на то же время, на которое вы покидали комнату в шаге 10, если это время меньше 5 минут). 13. Продолжайте повторение шагов 6 и 12. Время, проводимое вами вне комнаты, помогает вашей детке найти механизмы самоуспокоения. Продолжительность вашего отсутствия в комнате можно немного увеличить в зависимости от того, как вы и ваш партнер переносите плач вашего ребенка и насколько сильный этот плач (так как на этих стадиях могут быть только похныкивания, а не рев). В этом возрасте не рекомендуется находиться вне комнаты во время выполнения техник дольше. чем 7 минут.
Прислушивайтесь к характеру плача вашего ребенка и решайте по ситуации - как скоро войти в комнату и повторить шаг 6. Если детеныш плачет настолько сильно, что вы не можете успокоить его, производя манипуляции шага 6, - возьмите его на руки и делайте то, что делаете обычно для успокоения детки (кроме кормления). Но! - не допускайте, чтобы ребенок заснул у вас на руках; как только состояние деточки стабилизировалось - снова положите его в кроватку (еще раз заострю внимание - не спящего)и повторяйте всю процедуру снова.
Технику можно продолжать делать не дольше 45 минут. Если ваш ребенок по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выйдите с ним на прогулку (в коляске или слинге), сделайте ему мягкий массажик или сделайте ему расслабляющую ванну. Эти процедуры должны занять не дольше 30 минут. Затем снова повторите всю технику сначала. Если к этому времени подойдет время очередного кормления, покормите ребенка, не повторяя шаги 1-10; недолго поиграйте с деткой в спокойные игры и повторите всю технику сначала. Если это был перерыв ночного сна, то технику можно выполнять до засыпания ребенка (т.е. не только 45 минут).
ТЕХНИКА ЗАСЫПАНИЯ ДЛЯ ДЕТОК возраста старше 9 МЕСЯЦЕВ.
1. Уловите появление признаков усталости. 2. Проведите минут 5-10 (по состоянию ребенка) в спокойных занятиях с деткой. 3. Положите детку в кровать в предпочитаемую ею позу, при необходимости - укройте. 4. Выйдите из комнаты на 3 минуты. Если вы считаете, что это слишком долго для вас/вашего ребенка, начните с 1-2 минут, постепенно увеличивая время (на третий день проведения техники время должно уже дойти до 3 минут). 5. Если ребенок за это время не успокоился - зайдите в комнату и успокойте его, не поднимая на руки, похлопывая (поглаживая, слегка покачивая одной рукой - выберите только одно движение) и/или произнося что-то успокаивающее (звук "чшшшш-чшшшшш", колыбельная...). Постарайтесь находится в комнате не дольше 30 секунд. Ваша цель в эти 30 секунд - успокоить ребенка до монотонного поскрипывания, снять сильный плач. 6. Снова покиньте комнату на 5 минут. 7. Повторите шаг 5. 8. Покиньте комнату на 7 минут. 9. Если необходимо - продолжайте выполнять шаги 5 и 8. Всегда помните, что время, проводимое вами вне комнаты, позволяет вашему ребеночку научиться успокаивать себя самостоятельно и засыпать.
Прислушивайтесь к характеру плача вашего ребенка и решайте по ситуации - как скоро перейти к следующему шагу, но в любом случае не оставляйте ребенка одного во время выполнения техники более 7 минут. Если ваш ребенок по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выньте его из кроватки, успокойте и начните с ним играть, покормите его - т.е. продолжайте "обычную" жизнь до следующего времени отхода ко сну (это относится только к дневным вкладываниям). В следующее укладывание повторяйте технику с первого шага. Всегда помните, что вашими действиями помогаете своему ребенку самостоятельно заснуть.
Опубликовано: 16 Апрель 2010Смотрите также:
Не пойду стричься!Закаливаниеwww.maminasamara.ru