Развитие недоношенного ребенка по месяцам: все будет хорошо! Что должен уметь ребенок в 4 месяца недоношенный ребенок


основные признаки проблемы, варианты ее решения, советы специалистов, поучительное видео

Существуют некоторые стандарты по определению того, каким родился ребёнок — доношенным или нет. Недоношенным считается тот малыш, который появился на свет в период с 22 по 37 неделю беременности.

В развитии новорожденного по неделям, а также по месяцам есть свои особенности, о которых стоит знать мамам. К тому же необходимо разбираться в том, что необходимо купить к рождению ребенка, особенно если он появится на свет раньше срока.

Помимо особенностей развития крохи, советуем изучить и вопросы административного характера, а именно: где получить СНИЛС на ребенка и какие документы нужны для прописки новорожденного ребенка. В связи с этой темой для родителей, живущих в столице, желательно знать, как получить СНИЛС на ребенка в Москве.

Теперь более подробно рассмотрим особенности развития недоношенных деток.

Признаки проблемы

Ребёнок, родившийся раньше положенного срока, отличается от деток, появившихся на свет после 37 недель. Отличительные признаки зависят от срока и веса малыша.

Одним из основных признаков недоношенности можно считть то, что ребёнок не успел набрать необходимый вес:

Не все недоношенные детки похожи между собой, но есть некоторые сходства:

Правильное развитие по месяцам недоношенных детей часто предполагает их наблюдение медперсоналом в специальном инкубаторе.

Специальный инкубатор устроен так, что в нём созданы все условия, приближенные к утробе матери. В достаточном количестве поступает кислород и питание подаётся через зонд.

Надо знать

Каждый малыш индивидуален и развивается по-разному. Специалисты разработали определённый шаблон того, что должны уметь недоношенные детки на разных этапах развития.

Основное внимание родителям необходимо уделить развитию недоношенных детей до года. Правильный подход и забота помогут малышу быстрее догнать обычных деток.

До года родителям необходимо соблюдать условия ухода и кормления новорожденного. Остановимся на этом подробней.

Требования к климатическим условиям

Абсолютно для всех деток необходимо соблюдать нормы температуры и увлажнённости комнаты.

Требования к одежде

Необходимо соблюдать следующие правила в отношении одежды:

Требования к купанию и прогулкам

Прогулки очень важны для правильного развития малыша. Условия их можно обсудить с педиатром.

Мамам также важно придерживаться правил в отношении купания крохи.

Как происходит развитие

Приведём таблицу развития недоношенных детей:

Возраст в месяцах

Навыки

Увеличение веса (г) Увеличение роста (мм)
1 Появляется сосательно-глотательный рефлекс, но сил мало и требуется докорм с ложечки может убавить 37-39
2 Задерживает взгляд на одной точке; начинает поднимать и удерживать голову; улыбается. 400-800 35-40
3 Чёткая звуковая реакция, заинтересованность в происходящем вокруг и быстрое перемещение взгляда в сторону звука; улыбается в ответ на мамину улыбку. 600-800 36-42
4 Слуховые рефлексы выражены очень хорошо, появляются мимические проявления; натыкается на игрушки, висящие в кроватке; начинает гулить; более активны движения ногами и руками; голова хорошо удерживается даже в вертикальном положении; необходимо чаще менять положение тела. 600-900 35-38
5 Делает поворот головы на звук, ищет глазами родителей, громко смеётся, захватывает руками игрушку, издаёт звуки; проявления судорожности в теле исчезают; ребёнок готов к активному общению и развитию. 650-800 23-37
6 Начинает переворачиваться, различает своих и чужих, громко смеётся и издаёт звуки, берет из рук взрослого игрушку, более активен. Происходит выравнивание в развитии с обычными детьми. 700-800 28-37
7 Ест с ложки, переворачивается, ползёт, хорошо захватывает игрушку и начинает произносить слоги, активен. 500-950 20-30
8 Активно ползает, находит предмет, о котором спросили, начинает присаживаться, хорошо берет игрушки, много балакает и смеётся. 500-700 15-25
9 Интересуется игрушками и долго ими играет, сидит и стоит у бортика, произносит много звуков, хорошо ест, можно вводить каши. 500-700 15-18
10 Играет в развивающие игры (ладушки, сорока, дай предмет и т. д.) Много играет с игрушками, ползает, общается с окружающими, различает предметы. 400-500 15-25
11 Психически и физически не отличается от обычных детей, пытается делать первые шаги, реагирует, когда зовут по имени, повторяет звуки и движения взрослых. 300-500 10-22
12 Начинает ходить, открывает/закрывает предметы, складывает игрушки, реагирует и выполняет многие команды. Хорошо ест. 300-500 12-17

Рожденные на 36 неделе беременности

Развитие недоношенного ребенка на 36 неделе беременности более похоже на развитие полноценного малыша, чем детей, которые родились на 24 недели беременности или чуть позже.

Возникают некоторые отклонения:

Такой малыш быстрее восстанавливает все функции и выравнивается в развитии с обычными детьми к шести месяцам.

Глубоко недоношенные дети

Развитие глубоко недоношенных детей происходит по-особенному. Такие детки родились на срок от 22 до 34 недель беременности, их масса ниже 1500 г. Это более сложные случаи, но медики помогают и таким малышам стать здоровыми и без каких-то отличий.

Их развитие происходит с отставанием на 3–4 месяца от других новорожденных. В первую очередь необходимо набрать вес.

Нельзя сказать, что детки, родившиеся раньше срока, не способны стать полноценными и здоровыми детьми. Все зависит от желания родителей помочь малышу. Любите своих малышей и все получится.

Молодым мамам придется узнать еще очень много всего в отношении развития и правильного воспитанию малыша. Советуем для начала изучить, почему бывает белый налет на языке у грудничка. Причины такого явления могут быть разные.

Многие малыши в первые месяцы жизни сталкиваются и с другими недугами. Мы подготовили для мам специальный материал, посвященный золотистому стафилококку у грудничка. Надеемся, что новоприобретенные знания вам не пригодятся!

Видео в помощь маме

Следующее видео расскажет о проблемах развития недоношенных малышей.

А этот сюжет поведает вам об уходе за крохой в первые месяцы жизни и особенностях развития недоношенных детей.

Читайте также:

ladynumber1.com

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: навыки и их развитие

Вы, наверное, замечали, что ни один уважающий себя психолог или педиатр, отвечая на ваш вопрос: «Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?» — не скажет: «Вот то-то и то-то!» А построит фразу таким образом, что этот месяц окажется посередине, между 3-м и 5-м. Например: «До 4-х месяцев ваш малыш учится тому-то и тому-то, а с возраста 4-х месяцев он постигает то-то и то-то!»

И дело тут не в профессиональной этике, дело в самом малыше: каждый младенец развивается индивидуально, а этот месяц является «мостиком» между ранним младенчеством и тем временем, когда ваш малыш перестаёт быть просто новорожденным младенчиком, а становится карапузиком – живым и щекастым человечком маленького роста. И этот человечек, «вооружённый» накопленными за эти 15 — 17 недель жизни умениями смотреть, слушать, осязать, вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с окружающим его миром.

Четыре месяца – переходный возраст приспособления, когда кроха уже «стремится» покинуть колыбель, но ещё не способен обследовать новый для него мир без вашей помощи. Он развивается, а степень его развития зависит не только от наследственности, но и от факторов окружающей среды и от индивидуального темпа роста.

Недоношенные детки, которым пришлось несладко при рождении, к четырём месяцам, как правило, уже мало отличаются от своих сверстников, и их труднее выделить взглядом. К тому же особенности величины массы тела и его длины уже перестают отражаться на общем развитии крохи, как это было при рождении.

Возрастные изменения

Ребенок лежит на полу и тянет ручки к игрушке

  1. Мышечная гипертония. Где-то в 3,5-4 месяца у деток постепенно уменьшается мышечная гипертония – повышенное напряжение мышц-сгибателей рук и ног. К 4,5-5 месяцам она исчезнет полностью, установив равновесие между сгибательными и разгибательными мышцами, что позволит ребёнку совершать новые для него произвольные движения.
  2. Вертикальное положение. Поскольку к 4-м месяцам практически все малышата уверенно держат головку, когда находятся на руках у взрослых, то они часто рефлекторно занимаются зарядкой самостоятельно в вертикальном положении: сгибают туловище в разные стороны, «взбрыкивают» ногами, резко разгибая их полностью, беспорядочно и радостно машут ручками. Думаю, что совет держать взрослеющего кроху почаще на руках не покажется странным, особенно если родители умеют брать его правильно: не прижимая к себе рукой вдоль спинки, а подсунув ему ладони под подмышки. Так у него увеличивается «зона обзора», да и привычные предметы выглядят совершенно по-иному, чем в положении лёжа.
  3. Интерес к окружающему. Малыш и сам стремится изменить угол обзора: выложенный на животик, старается как можно выше поднять головку, глубоко прогибая пока ещё хрящевой позвоночник, повертеть ею в разные стороны.
  4. Новые движения. Учится опираться на ручки, лёжа на пузе, крепко расставляя их на уровне плеча. У самых «продвинутых» получается даже не только «приподняться – зафиксироваться», но и «приподняться – зафиксироваться – выкинуть вперёд одну ручку на несколько секунд». С 4-х до 5-ти месяцев обучается переходить на положение с животика на бочок и обратно. Пытается освоить переворот со спинки на животик и легко сделает это, если вы окажете ему помощь, аккуратно потянув за ручку. Но и лёжа на спине, продолжает совершенствовать свой навык по держанию головы: приподнимает её и старается удержать на весу. И это у него получается!
  5. У ребёнка появляется потребность в движении. Лёжа на спинке и кряхтя, пытается занять положение сидя. Но не стоит торопиться помочь крохе в этом нелёгком деле, особенно, если кроха – девочка. Потребность в движении присутствует и у недоношенных деток, но потребность ещё не значит умение! Придётся подождать 2-3 недели, они обязательно всему научатся!

Глаза и взгляд

В возрасте 4-х месяцев ребенка интересуют уже не только погремушки, но и разные сидячие и лежачие мягкие игрушки

Первые 10 дней после рождения младенцы вообще видят всё вверх ногами, а к 4-м месяцам уже различают цвета по интенсивности (тёмно-жёлтая уточка на ярком светлом, опять-таки, жёлтом фоне), любят контрастное сочетания цветов (оранжевая погремушка-цветочек на зелёной ручке-стебельке) и пр.

К тому же если до 4-х месяцев грудничок мог разглядывать лишь те игрушки, которые висели у него «перед носом» на расстоянии 20 — 30 см (до 3-4 месяцев этого вполне достаточно), то теперь он становится «зорким соколом», и ему очень нравится «окидывать взором» гораздо большие пространства, попутно развивая своё зрение-умение дальше.

Мышцы глаза становятся также совершеннее, чем у новорожденного, и карапуз может плавно переносить свой взгляд с одного предмета на другой, провожать и встречать глазами, а главное — теперь он может распознавать любимых и родных не только по голосу и запаху, но и по лицам.

Смешных случаев с «косоглазием» становится гораздо, гораздо меньше, а к 5-ти месяцам это младенческое ложное косоглазие и вовсе сойдёт на нет.

Взаимодействие и эмоции

Получив возможность разглядывать лица, малыш ещё издалека радостно приветствует мать или отца, повернув к ним голову, улыбается, активно и вразнобой размахивает-сучит ручками и ножками, всем своим поведением излучая переполняющее его счастье от встречи.

Если вы пройдёте мимо, то на лице малыша отразится самая настоящая растерянность, которая быстро сменится расстройством и вполне может завершиться горьким плачем. Эмоции крохи тоже совершенствуются! Но стоит вам лишь заговорить с роднулей ласковым голосом, как плач утихнет, и малыш вновь начнёт «оказывать» вам знаки внимания, внимательно следя за вашей реакцией. Так же радостно он будет встречать вас, даже если вы покинули его всего минуту назад.

В период с 3-го по 5-й месяц нарастает и окончательно закрепляется привязанность малыша к тому, кто ухаживает за ним и общается. В правильном варианте, это, конечно, мама.

Отношение к людям

Попробуйте ласково заговорить с любым 3-месячным незнакомым малюткой. Он обрадуется, оживится и заулыбается.

В четыре месяца ребёнок действительно начинает не просто сообщать плачем о своих нуждах, он «призывает» того, от кого привык получать защиту и успокоение.

В содружестве с рукой

Ребенок в 4 месяца радуется любому человеку, а в особенности маме и папе

Ваше чадо-чудо ещё в 3-месячном возрасте, беспорядочно водя ручкой вокруг себя, случайно коснувшись игрушки, крепко схватывает её пальцами почти инстинктивным движением. И замирает. В 4 месяца младенец уже не замирает, а начинает второй ручкой ощупывать то, что сумела захватить первая, и пытается отправить «добычу» в рот, ощутить вкус победы, так сказать. Это – начало «разумного действия» руки.

Раз начало положено, нужно дать «пищу» для дальнейшего развития – материал для действия в виде всё тех же игрушек. И мы обязательно повесим яркие игрушки разных размеров и на разном расстоянии от чада.

Сначала карапуз будет случайно наталкиваться на «материал», но, вдохновлённый удачей, начнет стремиться к повторению раз за разом, пока не научится захватывать мелкие игрушки одной рукой и перекладывать их из руки в руку, потом пробовать на вкус и вновь отодвигать от лица для подробного изучения «на глаз». А это уже отточка координации движений!

При дальнейшем развитии этой координации вы заметите, что ручка малыша 4-5-ти месяцев уже не двигается хаотично, пытаясь натолкнуться на игрушку, которую он видит и жаждет получить, а движется конкретно по направлению к желанной цели. Признаем честно: движение это производится пока не по кратчайшей прямой, а по дуге, выписывая петлю в воздухе.

Хаотичными остаются лишь движения сбоку, если карапуз выронил вожделенный предмет, и тот пропал из зоны видимости. Тогда малютка будет настойчиво шарить руками по бокам, пытаясь его нащупать, и крутить головой, стараясь найти предмет глазами. Когда он увидит, где лежит «потеря», то немедленно завладеет ею не дрогнувшей рукой.

Взаимодействие глаз – предмет – рука успешно освоено! Новый полезный навык приобретён!

Возраст от 3,5 до 4,5 месяца — ответственное время стремлений хватать, удерживать и определять расстояние. Все эти навыки очень пригодятся чудному человечку, когда он начнёт пробовать стоять и ходить. А как иначе он научится браться руками за сетку манежа или перекладину кроватки и крепко держаться за неё?! Правда, кроха будет одинаково хватать все предметы, независимо от их формы, пытаться прижать их пальчиками к ладошке. Зато он уже вполне может сам справиться с бутылочкой, нужно лишь научить его этой манипуляции!

Недоношенные детки обязательно научатся делать то же самое, но позже на 2-3 недели. И пусть это вас не расстраивает!

Слух и первые осознанные звуки

Если до 3-3,5 месяцев малыш, вслушиваясь в ваш голос, воспринимал лишь его тембр (по которому, кстати, прекрасно ориентировался, кто конкретно из родных над ним «воркует»), то в возрасте 3-4 месяцев он уже слышит отдельные звуки, из которых состоят ваши слова, охотно и с радостью откликается на собственное имя, поворачивая голову и активно суча ручками и ножками: «Это – я! Я – здесь!»

И в один прекрасный день вы обнаруживаете, что ваш кроха выделяет из общих голосов, окружающих малыша, именно ваш голос, и именно с вами он начинает «гулить» — издавать отдельные звуки, пытаясь подражать именно вашему голосу. Буквально через 3-4 дня кроха начнёт «гулить» и со всеми остальными членами семьи, но первое «агу» будет принадлежать вам!

Развивающий коврик и другие полезные вещи очень увлекут малыша в возрасте 4-х месяцев

Отличие «бормотания» от «гуления»

Уже в 2-3 месяца младенец начинает «бормотать», но эти звуки он издаёт сам для себя, когда сыт и всем доволен. Обычно это отрывистые, чуть гортанные а-а-гыхг, кха-а-а-гр и пр., но у маленького дитяти эти звуки непроизвольны.

С 4-х месяцев это уже протяжные, певучие а-а-а, о-а-о, а-га, ги-ги-а, а-бы-абу. Вот это уже осознанные звуки, которые манюня издаёт сознательно, повторяя вновь и вновь и получая явное удовольствие от их повторения. Поздравьте себя: ваш крохотуля вступил в стадию развития речи – «гуления». Теперь вы воочию убедились, что ваши песни малышу и «воркование» над ним не пропали даром, а дали чудесные плоды!

Поддержите малыша в его новом умении, поиграйте с ним в «перекличку»: услышав от ребёнка какой-либо часто повторяющийся звук, повторите его сами, а потом «предложите» человечку повторить за вами ваш звук. Как правило, детки охотно подключаются к этой игре. Вот вам и новый уровень общения, развитие речевого слуха и получения обоюдного удовольствия!

Вот тут недоношенные ребятишки могут даже дать фору деткам, родившимся в положенный срок! С этими малышатками больше возятся, проводят с ними больше времени, больше «воркуют» и «тетёшкают», а значит, у них есть все шансы начать «гулить» раньше.

Сон и бодрствование

От того, сколько и как спит ваш малыш, будет зависеть и его возможность освоения новых навыков во время бодрствования. В 4 месяца сон малыша переходит в волнообразную стадию, то есть, перетекания от глубокого сна к поверхностному становятся малоразличимы: за 12 — 14 часов сна малыш может отключаться, а потом начать плакать или «гулить», не просыпаясь. К этому времени из режима убирают одно кормление – ночное.

Не торопитесь кидаться укачивать кроху, возможно, вы его только разбудите своими действиями и не дадите выспаться. Прислушайтесь: возможно, ваш малыш плачет «не всерьёз».

Немного по-другому обстоит дело со сном-бодрствованием недоношенного крохи. У него чередование стадий снов «устаканится» месяцам к 6-ти, и у таких деток будет сохраняться ночное кормление до полугода.

Читайте также

prochado.ru

Развитие навыков недоношенного - Здоровье вашего малыша

А что он умеет? или развитие навыков недоношенного ребенка.

 

Очень часто родители недоношенных малышей спрашивают меня – что с ним будет дальше? Масла в огонь подливают родные и знакомые, рассказывая страшные истории о глубокой умственной отсталости и тяжелой инвалидности таких малышей. Но это не верно – глубокая недоношенность совершенно не значит, что ребенок станет инвалидом или будет неправильно развиваться. Конечно, они другие, к ним предъявляются другие требования – но это не значит – что такие дети ущербны. Чтоб развеять сомнения – поговорим об особенностях развития навыков недоношенных, об их нервно-психическом развитии и особенностях, которые надо знать вам, родителям.

 

В чем их отличие?

Основные навыки и возрастные умения (удержание головы, ползание, сидение, стояние и другие) у большинства недоно­шенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно­шенных ребят. Недоношенные позже начинают сосредоточиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружа­ющие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, хо­дить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от того, насколько недоношен кроха. При сроке после 32 недель, навыки малыша будут формироваться позже примерно на 1-1,5 месяца, при рождении ранее 30-31 недели все они будут замедляться примерно на 3-4 месяца. К концу первого года жизни большинство детей с небольшими сроками недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2-3 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные малыши, рожденные с массой 500 и даже менее грамм. У дли­тельно болеющих детей, детей с пороками развития или при отсутствии необходимого ухода, отставание в нервно-психическом развитии более выражено.

Для контроля за нервно-психическим развитием недоно­шенного ребенка, особенно с массой тела до 2500 г, используют специальные пока­затели нервно-психического развития недоношенных детей первого года жиз­ни. Обычно все значения указываются в сравнении с возрастом для доношенных малышей и указываются границы колебаний, когда может проявиться новый признак у недоношенного крохи в зависимости от массы тела при рождении.

 

что мы можем?

Остановлюсь подробнее на точных сроках появления навыков, чтобы вам было легче ориентироваться в том, есть ли проблема или все у вас хорошо. Ненормальным будет считаться отставание от установленных сроков более чем на месяц. 

Кроха с массой тела меньше 1500 грамм фиксирует взгляд, впервые улыбается, делает попытки удержать голо­ву, лежа на животе в возрасте 2-4 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 2-3 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 1-2.5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 1-2 месяца жизни.

Малыш пытается следить и прислушиваться к вам, быстро отвечает вам улыбкой -  при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 3.5-4.5 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 3-5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 2-3 месяца жизни.

Ваш кроха сосредотачивается зрительно, прислушивается, оживляется при вашем появлении, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью, хорошо удерживает голову и сосредотачивает взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном положении, упирается ножками, начинает гулить. Эти навыки формируются при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6,5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 4-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 4-5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 3-4 месяца жизни.

Ребенок находит невидимый источник звука, громко смеется, захватывает подвешенную игрушку, гулит - при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 5-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 5-6 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 4,5 месяца жизни.

Ваш малыш может различать тон обращенной к нему речи, отличить чужих от близких, четко брать игрушку из рук взрослых, может поворачиваться на живот, устойчиво стоять при поддержке, подолгу гулить. Такое приобретается при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6,5-7.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 6-7 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6-6.5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 5.5-6 месяца жизни.

Кроха умеет свободно брать игрушки из разных положений, может переворачиваться с живота на спину, подползать, начинает лепетать, может кушать с ложки и снимать пищу губами - при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 7.5-8.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 7-8 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6.5-7 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 6-7 месяца жизни.

Малыш научился хорошо ползать, подолгу лепечет, на вопрос «Где?», находит предмет, расположенный в одном и том же месте - при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9-11 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 8.5-10 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 8-9 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 7.5-8.5 месяцев жизни.

Ребенок долго занимается игруш­ками, сам садится и встает, держась за барьер, переступает, громко и повторно про­износит слоги, выполняет «ладушки», «дай ручку», «до свида­ния», сам ест хлеб, льет из чашки, которую держит взрослый - при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9,5-12 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 9.5-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 9-10 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.

Действует с предметами по-разному: катает, вынимает, ходит, слегка придержи­ваясь, повторяет различные слоги за взрослыми, знает свое имя, на вопрос «где?», находит предмет в разных местах, проявляет навык опрят­ности - при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 11.5-13 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 10.5-11 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.

Малыш открывает, вкладывает игрушку, влезает на высокую по­верхность и слезает с нее, по просьбе «дай» подает знакомые предметы - при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 12.5-14 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-13 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11.5-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 10-11 месяцев жизни.

Кроха накладывает кубики, снимает кольцо с пира­мидки большим отвер­стием, самостоятельно стоит, употребляет первые с лова-обозначения: ав-ав, кис-кис - при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 13.5-14.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11.5-12.5 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 11-12 месяцев жизни.

Начинает самостоятельно ходить, имеет запас слов около 10 простых, по просьбе выполняет действие: покачай лялю, где глазки и прочее – эти навыки малыш приобретает при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 14-16 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-15 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 12-13 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 13-13 месяцев жизни.

как же узнать, когда есть проблемы?

При оценке развития недоношенного ребенка сравнивается фактический уровень развития, что он уверенно умеет из предложенных навыков на сегодня и это сравнивается с норматив­ными показателями в данном возрасте. Так определяется инди­видуальный темп созревания ребенка (замедленный, нормаль­ный, ускоренный, мозаичный). Проблемами считается замедление освоения навыков на 1-2 месяца, и более чем по 2-3 линиям навыков.

Конечно, совершенно не правильно ровнять малыша. который родился в срок с малышом, который родился с весом менее килограмма – они очень сильно будут отличаться в развитии. Но, чтобы знать основные закономерности и уметь вовремя понять, что что-то идет не так, медики разрабатывают много схем оценки развития умений малыша.

Оценивают его способности, обязательно делая поправку на степень недоношенности. То есть, на сколько недель он поторопится на свет, это обычно 40 недель минус срок родов. С возрастом уровень психического развития недоношенного ребенка меняется и приближается к нормальному показателю, в результате чего со­хранение начальной поправки утрачивает смысл, и для оценки уровня развития в возрасте 12-14 месяцев оптимальной стано­вится ориентация на нормативы для обычных здоровых доношенных малышей. Если возникают проблемы в развитии – или вас волнует отсутствие того или иного навыка, не медлите – обратитесь к педиатру или неврологу. Врач оценит малыша по специальной углубленной шкале и скажет точно – есть или нет проблем у крохи. Тогда и лечение в случае надобности будет правильным и своевременным.

 

какие могут быть трудности?

Психологическую реабилитацию недоношенного младен­ца принято основывать, в первую очередь, на теплых эмоци­ональных контактах и благоприятном режиме получения слухового и двигательного опыта, создающих ощущение психологического комфорта и помогающих ребенку справляться с воздействием внешних и внутренних стрессов. С ними нужно говорить, носить их на руках, прижимая к животу, заниматься гимнастикой, развивающими методиками, много гулять. Это особенно важно глубоко недоношенным крошкам, ведь в первые годы жизни такие дети заметно отстают от нормы.

К сожалению – бывает, что недоношенность сопровождается повреждением нервной ткани, что может вызывать некоторые последствия. Чем меньше вес при рождении, тем значительнее наруше­ния. Большая часть нарушений интеллекта сохраняется на всю жизнь. Во всех случаях начальные проявления психических рас­стройств касаются вегетативно-инстинктивной сферы, сенсор­ного развития (органов чувств), моторики, эмоциональной сферы, сферы обще­ния, познавательного развития, социального поведения и фор­мирования прообразов самосознания.

В структуре психических нарушений в раннем возрасте у недоношенных детей наиболее часто встречаются поведенчес­кие и эмоциональные расстройства, нарушения психологичес­кого развития и органические психические расстройства. Среди поведенческих и эмоциональных отклонений у  де­тей преобладают патологические привычные действия в виде кусания ногтей, сосания пальцев и пустышки. Органические психические расстройства (эпилепсия, судороги) у таких де­тей встречаются гораздо реже. Дефекты поведения и характера у преждевременно родив­шихся детей в дошкольном возрасте — наиболее частая при­чина обращения родителей к психиатру. У дошколь­ников это расстройства аппетита, сна, снохождение, патологи­ческие привычки, эмоциональная лабильность, страхи, нару­шение адаптации в коллективе.

Однако, это совсем не значит, что ваш ребенок будет таким – вовремя начатая работа приводит к полноценному развитию и малыш вырастет здоровым. Просто вам потребуется больше сил, настойчивости и терпения в занятиях и развитии способностей, потребуется более тщательный уход за ребенком.

У детей, родившихся глу­боко недоношенными, довольно низкий уровень развития в детстве. Осо­бенно страдает речевое, сенсорное развитие, в старшем возрас­те — мышление, внимание, память. Лишь 35% детей, у которых есть недоношенность, готовы к поступлению в школу, 9% не готовы, остальные условно готовы. Основными психологическими признаками у этих детей являются тревож­ность, незащищенность, трудности в общении, конфликтность, враждебность.

Что понадобится таким малышам? Первое – это ваша любовь, ласка, забота и внимание – это 90% успеха в лечении, выхаживании и полноценном развитии. Остальное – помощь врачей – педиатра, невролога, психолога, других специалистов, если понадобится. Медицина шагнула далеко вперед – мы умеем оказать помощь крохам весом в полкило, но!!!! Только любовь матери творит чудеса, она поднимает с постели безнадежно больных, она внушает веру и надежду в то, что все будет хорошо. Любите своего крошку, говорите ему о своей любви, плачьте и смейтесь вместе, всегда будьте месте и ваш кроха вырастет крепким и здоровым мальчиком или девочкой! 

Парецкая Алена. педиатр

www.detskydoctor.ru


Смотрите также