Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Развитие ребёнка: как привить ребёнку чувство заботы, рекомендации. Как привить внимание ребенку 8 лет


Как научить ребенка быть внимательным

Если вы замечаете, что ваш ребенок не способен усидеть и досмотреть любимый мультфильм, никогда не дослушивает до конца сказку, убегает, когда вы хотите сказать ему что-то важное, забывает про ваши просьбы и поручения, небрежен к выполнению заданий, то это первые признаки того, что он растет невнимательным. Это проблема многих современных детей.

Учим ребенка внимательности

Внимание – это качество, которое следует развивать и воспитывать в ребенке начиная с 2-3 лет, когда он уже способен запоминать и понимать все, о чем ему говорят.

Внимание – это способность сосредоточиться, сконцентрироваться на определенном событии, явлении или объекте.

Многие родители ошибочно полагают, что внимание необходимо только в школе. Если не задуматься о том, как научить ребенка быть внимательным в более раннем возрасте, то сделать это в школе будет очень сложно.

Ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Внимательность – это особенность, которую следует тренировать и наращивать, но делать это необходимо регулярно и систематически. Без постоянных занятий она будет уменьшаться и ослабевать.

Советы родителям:

  • проявлять твердость и последовательность
  • помнить, что чрезмерная подвижность, болтливость, недисциплинированность не является умышленным
  • избегать лишнюю мягкость и высокие требования
  • повторять просьбу много раз
  • не настаивать на том, чтобы ребенок принес извинения
  • не разрешать откладывать выполнения задания
  • уделять ребенку достаточно внимания
  • не допускать ссор в присутствии ребенка

Важно- не упустить время!

Внимательность как единица измерения

Педагоги и психологи отмечают, что внимательность ребенка и взрослого человека можно разделить на несколько сегментов:

  • Объем внимания. Это единица, которая определяет количество действий совершенных ребенком одновременно, например, сложить, вычесть, классифицировать, сравнить. Также этот показатель говорит о наличии логического мышления.
  • Устойчивость. Ребенок может фокусировать свое внимание на одном действии или предмете долгое время. Такие дети хорошо учатся, все доводят до конца, старательны и исполнительны.
  • Распределение внимания – ребенок может улавливать все и сразу, слышит, понимает и запоминает все, о чем говорит учитель, кроме этого видит, что делают одноклассники, успевает улыбнуться над шуткой соседа и одновременно вспоминает, что ему задали по другому предмету. Такие дети учатся хорошо, однако не потому, что они долго учат уроки и проводят много времени в библиотеке, а потому, что все запоминают быстро и без особенных усилий.
  • Оперативность переключения внимания – ребенок может быстро переключиться с одного занятия на другое, но эффективность его запоминания и работы не снизится.

Прекрасный тренажер для внимательности и усидчивости- это игры для развития внимания детей.

Упражнения и игры для развития внимания у детей

Воспитание и развитие в ребенке внимательности – это серъезная и ответственная работа родителей. Приучайте детей к порядку. Дела и обязанности формируют собранность. Для того чтобы привить это качество понадобится время, усидчивость и терпение. Игры, развивающие память и внимание детей разного возраста, отличаются.

Для того чтобы начать воспитывать внимание младенца понадобятся простые красочные игрушки, которые увлекут его. Покажите малышу яркую погремушку и начните водить ее из стороны в сторону, пусть малыш следит за ней и фокусирует свое внимание.

  • Игра для развития внимания ребенка 3-х лет
Возьмите разноцветные пазлы, разложите их перед ребенком и начните складывать. Пусть в пазлах будет несколько простых составляющих, чтобы ребенок трех лет смог складывать их самостоятельно. Это простые, но очень эффективные занятия. Деревянные развивающие игрушки для детей, которые складываются в фигуры – отличный помощник в развитии внимательности и усидчивости.
  • Развитие внимание у детей 6 7 лет

Привить ребенку это качество в школьном возрасте намного сложнее. В первую очередь перед занятиями необходимо исключить все, что сможет отвлекать ребенка (телевизор, телефон, музыка, вид из окна). С ребенком такого возраста уже можно договориться. Психологи и педагоги советуют попросит ребенка, чтобы после того, как вы произнесете слово «внимание», он положил руки на стол и слушал вас.

Внимание детей 4-5 лет и раннего школьного возраста можно развивать, используя игру «В гости в мультфильм». После просмотра мультфильма попросите ребенка рассказать как можно больше деталей из него, во что были одеты герои, что они ели, чем занимались. Путешествия с детьми – еще один метод развития детского внимания. Попросить ребенка рассказывать все интересное, что он видит за окном. Так развивается зрительное внимание у детей.

Если постоянно использовать игры и упражнения для развития внимания и усидчивости, то уже вскоре появятся первые результаты. Ребенок будет быстрее и легче запоминать, станет менее рассеянным, более собранным и самостоятельным.

Видео по теме

www.tikitoki.ru

Как развить внимательность у ребенка и научить концентрировать внимание

При оценке способности детей к сосредоточению необходимо рассматривать формирование и развитие разных видов и свойств внимания в онтогенезе. С рождения детям свойственно проявлять непроизвольное внимание – вызванное внешними факторами и не зависящее от воли самого ребенка.

Однако, для любого обучения необходимо произвольное внимание – способность сосредоточиться на занятиях усилием воли, по своей инициативе - которое не является врожденным качеством и нуждается в специальной тренировке. Особенно важно его наличие для школьных занятий, предполагающих достаточно высокий уровень самостоятельности, работу в коллективе и множество отвлекающих факторов.

Поэтому к 6-7 годам родителям необходимо научить детей своими силами концентрировать усилия на занятиях и предметах, развить внимательность.

Свойства внимания и их влияние на качество обучения

Различают такие свойства внимания как:

  • Объем – количество объектов, информации, воспринимаемой одновременно;
  • Распределение – способность к одновременному выполнению нескольких задач;
  • Концентрация (устойчивость) – степень сосредоточенности на одном занятии;
  • Переключение – способность переносить внимание с одного объекта на другой.

Все эти свойства необходимы человеку как в быту, так и при обучении.

Если вы считаете, что у вашего ребенка есть трудности с внимательностью, для начала необходимо выяснить, какие именно свойства ему необходимо развить. Чаще всего это концентрация и распределение. Для их тренировки существует целый ряд эффективных упражнений, которые помогут научить ребенка самостоятельной работе и подготовят его к особенностям школьного обучения.

Важно помнить, что влияет на детскую способность концентрировать мысленное усилие: общее физическое и психоэмоциональное состояние, особенности темперамента, присутствие интереса к предлагаемым занятиям, условия, в которых учится ребенок.

Презентация: "Развитие внимания у младшего школьника, Признаки дефицита внимания. Анкета "Мудрые мысли о воспитании"

Общие условия для повышения сосредоточенности

 

В качестве общих рекомендаций для того, чтобы развить внимательность и научить детей фокусироваться, можно дать следующие:

  • Постарайтесь избавиться от посторонних раздражителей. В помещении, где занимаются дети, должно быть тихо, необходимо убрать из поля зрения яркие или движущиеся предметы.
  • Составляйте задания как список наиболее простых действий, чтобы ребенок понял суть задачи как можно лучше. Ясность цели способствует лучшей концентрации и более быстрому достижению результата.
  • Участвуйте в занятиях наравне с детьми. Ваш эмоциональный и интеллектуальный отклик придадут им интерес к выполнению задач, уменьшат детскую неуверенность в своих силах. Постарайтесь избегать общих негативных оценок, мыслите и говорите конструктивно.
  • Необходимо избегать пауз в занятиях, если ребенок увлечен процессом. Таким образом, вы избавите его от необходимости заново концентрировать мысли на учебе раз за разом после вынужденных перерывов.

Хорошо влияет на развитие концентрации наличие у детей хобби или увлечения. Детей, с интересом выполняющих некоторые действия, легко научить переносить это умение на другие занятия, необходимые для учебы.

Также помогают постепенно повысить уровень сосредоточенности задания, немного превышающие по сложности те, что были даны раньше.

Презентация: "Развитие внимания"

Упражнения на улучшение концентрации и распределения внимания

Сюжетность и смысловая нагрузка упражнений будет зависеть только от фантазии родителей и детских склонностей, но можно выделить несколько типов занятий по общим методам, которые в них используются:

  • Упражнения на развитие памяти, состоящие в запоминании ряда предметов или слов. Родители предлагают детям последовательности и просят их воспроизвести. Длина последовательности должна увеличиваться постепенно, когда дети начинают с легкостью справляться с предыдущим уровнем.
  • Самостоятельное составление последовательностей. Это может быть восстановление событий во времени (например, по картинкам с временами года или перечисление действий, которые дети совершают каждый день перед сном), составление фигур из предметов по примеру родителей, словесные ряды.
  • Нахождение предметов по заданным характеристикам. Так, малышам можно предложить во время прогулки заметить и указать на все красные машины, а старшим дошкольникам – дополнительно подсчитать их количество.
  • Игры с текстом. Как правило, словесные упражнения даются детям труднее всего. Чтобы помочь им освоиться и снять напряжение, можно предложить найти определенные буквы в тексте или усложнить задание, попросив сказать, каких букв не хватает.
Для повышения эффективности обучения и интереса ребенка к занятиям очень важна родительская вовлеченность. Одним из самых удачных подходов является совместное решение задач, придание упражнениям характера соревновательности.

Кроме того, можно просить детей проверить, как вы сами справляетесь с предложенными задачами – такая смена ролей резко концентрирует внимание со стороны ребенка и придает занятиям новый смысл.

Оцените статью:

(0 голосов, среднее: 0 из 5)

Поделитесь с друзьями!

tonusmozga.ru

Советы родителям: как развить внимание у детей

Развиваем самостоятельностьВнимательный ребенок - это самостоятельный ребенок. Ежедневные дела и обязанности способствуют формированию собранности. Стремитесь, чтобы в доме вещи и игрушки не лежали повсюду, а хранились в специально определенных местах. Благодаря этому малыши начинают ценить порядок.

Создаем благоприятный микроклиматЕсли в вашем доме будет преобладать доброжелательная атмосфера, ребенок станет эффективнее концентрировать свое внимание. Телевизор не должен быть фоном во время приема пищи, выполнения уроков и игр.

Выдвигаем целесообразные требованияСледите, чтобы темп жизни ребенка не был чересчур напряженным. График повседневных занятий должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, его самочувствие. Важно придерживаться распорядка дня, особенно – в положенные часы ложиться спать. Недостаток сна негативно влияет на состояние ребенка.

Строим отношенияГиперактивным детям показано спокойное и благожелательное отношение близких людей. Крайности в воспитательном процессе, например вседозволенность или чрезмерные запреты, вредны этим детям. Не нужно устанавливать жесткие правила, любые указания со стороны взрослых должны быть аргументированы. Твердость следует проявлять в отношении безопасности ребенка и его здоровья. Гиперактивным детям противопоказаны телесные наказания, но они чувствительны к любому варианту поощрения. Хвалите их за любой положительный поступок и послушание, подчеркивайте даже незначительные заслуги.

Оборудуем место для занятийДля формирования внимания необходимы физические нагрузки, при выполнении которых высвобождается лишняя энергия. Речь идет о спортивных упражнениях и закаливании. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, так как в замкнутом пространстве много ограничений. Прекрасно, если у ребенка появится собственное увлечение. Занятия любимым делом и отдых должны проходить там, где отсутствуют зеркала и яркие предметы, которые могут отвлечь малыша.

Ищем общий языкОбращаясь к ребенку, ни в коем случае не кричите из соседней комнаты. Начинайте разговор только тогда, когда вы сможете поймать и удержать взгляд ребенка, привлекая его внимание. Скажите: «Подойди и сядь со мной, пожалуйста. Я хочу с тобой поговорить».

Обратите внимание на эти темы:
  1. Родителям будущих первоклассников
  2. Внимание ребенка
  3. Действия по предупреждению самовольных уходов детей из дома.
  4. Почему детям необходимо здоровое питание?
  5. Как обеспечить здоровое питание своим детям?
У нас искали:
  • как развивать внимательность на уроке
  • как развить память у ребенка 12 лет
  • как развить внимательность память ребенку
  • как развить внимание и память
  • как развить внимание школьника
  • как развить внимательност у ребенкаь
  • как развить внимание в условиях школы
  • как развить внимательность и память
  • как развить внимательность у первоклассника
  • как развить внимательность в 6лет

scl9.com

Как развить внимание у ребенка?

Считает ворон, витает в облаках, допускает элементарные ошибки… Наверняка каждый родитель слышал подобные жалобы от педагога на невнимательность ребенка. И вроде развивали малыша, как могли, и времени ему уделяли достаточно. Однако мозг ребенка должен постоянно подвергаться нагрузке. Только тогда функции памяти и внимания не будут тревожить родителей и педагогов. И хоть развитие внимания детей – процесс увлекательный и в то же время сложный, попробовать все же стоит.

Особенности внимания у детей

Внимание – это, прежде всего, устойчивая реакция ребенка на внешнее воздействие окружающей среды. Обычно выделяют три вида внимания:

  • непроизвольное – не требует усилий и возникает само по себе. Проявляется в реакции ребенка на все яркое, шумное и необычное;
  • произвольное – обычно формируется к 7-ми годам и развивается по мере развития человека. Характеризуется тем, что человек сосредотачивается на том, что он должен сделать, а не том, что хочется. От таких действий требуется усидчивость, сила воли и самодисциплина;
  • послепроизвольное внимание – возникает аналогично с произвольным, однако харакеризуется тем, что человек выполняет деятельность с удовольствием, вдохновением и без напряжения.

Если для вас актуален вопрос: «Как удержать внимание ребенка?» для начала следует запомнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает его непроизвольный вид. Заинтересовать ребенка в этот период можно чем-то новым или ярким. С началом обучения в школе важна тренировка произвольного внимания у детей. Сделать это можно с помощью повышения мотивации к обучению (поощрение, обещание награды на хорошую оценку и т.п.), а также с помощью игр и упражнений.

Игры на внимание для детей

Прежде чем вы начнете какие-либо упражнения, запомните некоторые особенности развития внимания у детей:

  • не прячьте свои эмоции. Играя с ребенком, проявляйте интерес, восторг или удивление;
  • придумывайте неординарные способы привлечь внимание ребенка. Не забывайте, что привлечь его можно с помощью чего-то неожиданного, наглядного или эмоционального;
  • в любом упражнении давая ребенку задание, следите за тем, чтобы оно было внятным, конкретным, доброжелательным и пошаговым;
  • занимайтесь с ребенком, когда этому располагают его настроение и самочувствие, а также когда рядом нет помех, в виде ярких игрушек, шумов, музыки и различных движущихся объектов;
  • если ребенок занят, не отвлекайте его чтобы дать новое задание.

Развивающие внимание игры для детей делятся на несколько видов в зависимости от того, на что они направлены. Прежде чем начать заниматься с ребенком, определите, что именно вы хотите развивать.

1. Развитие концентрации внимания. Основное упражнение, которое рекомендуется всем, кто не знает, как повысить внимание у ребенка – «корректурная проба». Ребенку предлагается два варианта этого занятия. Крупный текст на бланках или обычная книга с крупным шрифтом. По инструкции нужно в течение 5-7 минут найти одинаковые буквы (например, только «а» или «в») и зачеркнуть их. Пока ребенок занимается поиском важно не помогать ему и следить, чтобы он искал их по строчкам. В 7-8 лет дети должны успевать за 5 минут посмотреть около 350-400 знаков и допустить не более 10 ошибок. Заниматься следует ежедневно по 7-10 минут. Постепенно можно усложнить задание и увеличить количество букв до 4-5.

2. Увеличение объема внимания и развитие кратковременной памяти. Развивающие внимание игры для детей в этом блоке характеризуются запоминанием определенного количества и порядка расположения предметов. Хорошим примером могут стать следующие упражнения:

  • расположите перед ребенком от 3-х до 7-ми игрушек. Дайте задание малышу закрыть глаза и уберите одну из них. Открыв глаза, ребенок должен сказать какой игрушки не хватает;
  • дайте ребенку две почти одинаковых картинки и попросите найти все отличия;
  • задание обратное предыдущему. На рисунке ребенку нужно найти несколько одинаковых предметов.

3. Тренировка и развитие распределения внимания. Ребенку дается сразу два задания, которые он должен выполнять одновременно. Например: ребенок читает книгу и на каждом абзаце хлопает в ладоши или стучит карандашом по столу.

4. Развитие умения переключаться. Здесь также подойдут упражнения на развитие внимания детей с помощью корректуры. Только слова и буквы должны постоянно меняться. Также к этому блоку можно отнести старые добрые детские игры «съедобное-несъедобное», или «Ухо-нос». Во второй игре ребенок по команде должен показывать, где у него ухо, нос, губы и т.д. Можно путать малыша, называя одно слово, а держась за другую часть тела.

Впервые задумавшись, как развить внимание у ребенка, прежде всего, помните, что вы сами должны быть к нему внимательны. А главное – это систематичность и регулярность занятий. Вы можете играть с ребенком в любом месте, по дороге в магазин, в очереди или в транспорте. Такое развлечение принесет ребенку огромную пользу и разовьет в нем не только внимание, но и уверенность в себе.

 

womanadvice.ru

Как развить внимание у ребенка?

Как развить внимание у ребенка?

Как развить внимание у ребенка? фото 1

Считает ворон, витает в облаках, допускает элементарные ошибки… Наверняка каждый родитель слышал подобные жалобы от педагога на невнимательность ребенка. И вроде развивали малыша, как могли, и времени ему уделяли достаточно. Однако мозг ребенка должен постоянно подвергаться нагрузке. Только тогда функции памяти и внимания не будут тревожить родителей и педагогов. И хоть развитие внимания детей – процесс увлекательный и в то же время сложный, попробовать все же стоит.

Особенности внимания у детей

Внимание – это, прежде всего, устойчивая реакция ребенка на внешнее воздействие окружающей среды. Обычно выделяют три вида внимания:

  • непроизвольное – не требует усилий и возникает само по себе. Проявляется в реакции ребенка на все яркое, шумное и необычное;
  • произвольное – обычно формируется к 7-ми годам и развивается по мере развития человека. Характеризуется тем, что человек сосредотачивается на том, что он должен сделать, а не том, что хочется. От таких действий требуется усидчивость, сила воли и самодисциплина;
  • послепроизвольное внимание – возникает аналогично с произвольным, однако харакеризуется тем, что человек выполняет деятельность с удовольствием, вдохновением и без напряжения.

Если для вас актуален вопрос: «Как удержать внимание ребенка?» для начала следует запомнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает его непроизвольный вид. Заинтересовать ребенка в этот период можно чем-то новым или ярким. С началом обучения в школе важна тренировка произвольного внимания у детей. Сделать это можно с помощью повышения мотивации к обучению (поощрение, обещание награды на хорошую оценку и т.п.), а также с помощью игр и упражнений.

Игры на внимание для детей

Прежде чем вы начнете какие-либо упражнения, запомните некоторые особенности развития внимания у детей:

  • не прячьте свои эмоции. Играя с ребенком, проявляйте интерес, восторг или удивление;
  • придумывайте неординарные способы привлечь внимание ребенка. Не забывайте, что привлечь его можно с помощью чего-то неожиданного, наглядного или эмоционального;
  • в любом упражнении давая ребенку задание, следите за тем, чтобы оно было внятным, конкретным, доброжелательным и пошаговым;
  • занимайтесь с ребенком, когда этому располагают его настроение и самочувствие, а также когда рядом нет помех, в виде ярких игрушек, шумов, музыки и различных движущихся объектов;
  • если ребенок занят, не отвлекайте его чтобы дать новое задание.

Развивающие внимание игры для детей делятся на несколько видов в зависимости от того, на что они направлены. Прежде чем начать заниматься с ребенком, определите, что именно вы хотите развивать.

1.Развитие концентрации внимания. Основное упражнение, которое рекомендуется всем, кто не знает, как повысить внимание у ребенка – «корректурная проба». Ребенку предлагается два варианта этого занятия. Крупный текст на бланках или обычная книга с крупным шрифтом. По инструкции нужно в течение 5-7 минут найти одинаковые буквы (например, только «а» или «в») и зачеркнуть их. Пока ребенок занимается поиском важно не помогать ему и следить, чтобы он искал их по строчкам. В 7-8 лет дети должны успевать за 5 минут посмотреть около 350-400 знаков и допустить не более 10 ошибок. Заниматься следует ежедневно по 7-10 минут. Постепенно можно усложнить задание и увеличить количество букв до 4-5.

2.Увеличение объема внимания и развитие кратковременной памяти. Развивающие внимание игры для детей в этом блоке характеризуются запоминанием определенного количества и порядка расположения предметов. Хорошим примером могут стать следующие упражнения:

  • расположите перед ребенком от 3-х до 7-ми игрушек. Дайте задание малышу закрыть глаза и уберите одну из них. Открыв глаза, ребенок должен сказать какой игрушки не хватает;
  • дайте ребенку две почти одинаковых картинки и попросите найти все отличия;
  • задание обратное предыдущему. На рисунке ребенку нужно найти несколько одинаковых предметов.

3.Тренировка и развитие распределения внимания. Ребенку дается сразу два задания, которые он должен выполнять одновременно. Например: ребенок читает книгу и на каждом абзаце хлопает в ладоши или стучит карандашом по столу.

4.Развитие умения переключаться. Здесь также подойдут упражнения на развитие внимания детей с помощью корректуры.

Как развить внимание у ребенка? фото 3Только слова и буквы должны постоянно меняться. Также к этому блоку можно отнести старые добрые детские игры «съедобное-несъедобное», или «Ухо-нос». Во второй игре ребенок по команде должен показывать, где у него ухо, нос, губы и т.д. Можно путать малыша, называя одно слово, а держась за другую часть тела.

Впервые задумавшись, как развить внимание у ребенка, прежде всего, помните, что вы сами должны быть к нему внимательны. А главное – это систематичность и регулярность занятий. Вы можете играть с ребенком в любом месте, по дороге в магазин, в очереди или в транспорте. Такое развлечение принесет ребенку огромную пользу и разовьет в нем не только внимание, но и уверенность в себе.

Источник: http://womanadvice.ru/kak-razvit-vnimanie-u-rebenka#ixzz2h7fcAZFA Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни

www.happy-giraffe.ru

как привить ребёнку чувство заботы,

Содержание статьи:

  1. Обмен записками (4-7 лет)
  2. Расскажи мне о своих чувствах (4-8 лет)
  3. Поменяться местами (5-10 лет)
  4. «От всей души» (4-8 лет)
  5. Чем я могу помочь? (9-12 лет)
  6. Близкие люди (7-12 лет)
  7. Автопортрет (7-12 лет)
  8. Такие разные
  9. Герои среди нас
  10. Мне обязательно помогут
  11. Я дарю тебе своё время

Обмен записками (4-7 лет)

Договоритесь с ребёнком о том, что у вас в семье появляется новая традиция: вы будете обмениваться записками друг с другом. В них должны содержаться приятные слова, отражающие хорошие поступки, черты личности человека, которому данная записка адресована.

К примеру: «Ты отзывчивый, и всегда мне помогаешь», «У тебя красивые глаза», «Я люблю, когда ты мне читаешь». Если малыши ещё не овладели навыком письма, они могут диктовать текст письма старшим.

Уместно определить место, где будет происходить обмен; прикрепляйте их к холодильнику (с помощью магнитов), вкладывайте в ежедневники, дневники, передавайте во время семейного ужина вечером.

Расскажи мне о своих чувствах (4-8 лет)

Посредством этого упражнения дети учатся понимать чувства других людей. Ребёнку предлагается составить описание внешности какого-то человека (это может быть вымышленный герой, персонаж фильма, его друг, тренер или учитель).

Если у ребёнка закончились эпитеты, он может прибегнуть к рисунку, и изобразить героя своего рассказа на бумаге. После этого попросите чадо рассказать об этом человеке, его чувствах; задавайте наводящие вопросы: «Это добрый персонаж? Как он помогает людям?», «Он участвовал в соревнованиях. Он рад своей победе?», «Он простудился. Нужна ли ему забота?».

Поменяться местами (5-10 лет)

Пусть ребёнок попробует поставить себя на место родителей; как он будет вести себя в типичных ситуациях (с которыми постоянно сталкиваются взрослые), что чувствовать: «Когда после уборки, домочадцы занесли в дом грязь с улицы?», «Когда приходится кого-то уговаривать (например, убрать игрушки, сделать домашнее задание)».

Поставьте себя на место вашего чада, когда он первый раз пошёл в школу, получил плохую оценку, забил решающий мяч, выиграл в конкурсе.

«От всей души» (4-8 лет)

Детям очень нравится создавать своими руками поздравительные открытки, подписывать их и дарить. Мотивируйте их к этому; напомните, что таким образом ребята не только проявляют творческие способности, но и напоминают близким людям, что о них помнят и заботятся. Идеи можно почерпнуть из интернета, а вот в качестве материала использовать цветную бумагу, старые открытки, вырезки из журналов, лоскутки ткани, фольгу.

Попросите ребёнка вспомнить, кто в последнее время нуждается в тёплых словах поддержки, кто скоро будет праздновать день рождение или другой праздник. Возможно, он вспомнит про одинокого старичка, живущего по соседству, который наверняка обрадуется такому знаку внимания, или про новых соседей, которые не так давно переехали в ваш дом.

Главное определиться с адресатом, и затем приступать к самой приятной части – созданию открытки, подключив воображение. Поздравление обязательно будет воспринято с радостью, а чадо получит удовлетворение от содеянного.

Чем я могу помочь? (9-12 лет)

Возможно, рядом с вами живёт человек (пожилого возраста или с ограниченными возможностями), которому ваш ребёнок сможет в чем-то помочь, выполнив какую-либо простую посильную (в зависимости от возраста) работу. К примеру, сходит до ближайшего магазина за покупками, в аптеку, вынесет мусор, протрёт пыль, прочитает вслух газету.

Ребёнка может заинтересовать общественная работа на добровольных началах – волонтёрская деятельность, благодаря которой он приобретёт новые трудовые навыки и научится осознавать нужды и потребности других людей. Дома престарелых, детские дома и другие центры социальной поддержки, общественные организации приглашают в качестве волонтёров подростков.

Если ребёнок изъявил желание вступить в волонтёрский отряд, предварительно познакомьтесь с его организаторами, убедитесь, что ребёнок действительно чему-то сможет научиться, уточните несколько немаловажных моментов:

  • — «сколько времени займёт эта работа»,
  • — «предусмотрено ли предварительное обучение»,
  • — «с какой категорией людей предстоит общаться».

Не стоит беспокоиться о том, что суровые жизненные реалии, с которыми они встретятся, травмируют незрелую эмоциональную сферу. Как показывает опыт, дети наблюдавшие за страданиями других людей, начинали ценить то, что имели и испытывали гордость о того, что могли оказать помощь кому-либо.

Близкие люди (7-12 лет)

Ребёнку полезно время от времени смотреть на себя со стороны. В этом ему поможет обратная связь, которая поступает от остальных членов семьи. Возьмите за девиз вашей семьи слова: «Твои чувства не безразличны мне!». После воскресного ужина или перед просмотром фильма в кругу семьи, предложите домочадцам дать друг другу оценку (она должна быть обязательно позитивной, исключающей всяческие претензии и обидные реплики). Вам в помощь следующие наводящие фразы:

  • — «Чем я порадовал тебя сегодня?»,
  • — «Я хорошо справляюсь со своими обязанностями в работе по дому?»,
  • — «Не огорчил я тебя вчера своим поступком?».

Во время таких бесед с ребёнком сделайте акцент на том, что дарить радость человеку легко, окружающие могут оценить любую мелочь, подаренную или сделанную для них (крепкие объятья, поцелуй, ободряющее слово, приготовленный завтрак утром, чашка горячего чая).

Зная о подобных моментах, дети возьмут себе за правило радовать окружающих (прежде всего своих родителей, близких) словами и поступками. Чаще беседуйте с ребятами на тему заботы о ближних; расскажите какую пользу получает человек, который внимателен к окружающим и щедро делится с ними всем, что у него есть.

Автопортрет (7-12 лет)

Чтобы ребёнок смог лучше узнать себя и поведать о своих переживаниях, эмоциях, качествах окружающим, предложите это упражнение. Ему необходимо будет продолжить высказывание. Вы можете также закончить предложения, а после сравнить получившиеся ответы и обсудить их. Приведём примеры.

  1. Мне радостно, когда…
  2. Я боюсь…
  3. Меня может огорчить…
  4. Мне весело, когда…
  5. Меня беспокоит…
  6. Если мне одиноко, …

Взаимопонимание между взрослыми и детьми возникает, когда они делятся своими «эмоциональными» воспоминаниями, то есть не событиями как таковыми, но чувствами, испытываемыми в те моменты, порой имеющие очень личный характер.

Такие разные

Самое главная идея, которую должны усвоить дети – все люди разные. Друг от друга мы отличаемся стилем одежды, манерой общения, поведением. Поинтересуйтесь у чада, есть ли у него в группе, классе, среди знакомых, ребёнок, который испытывает трудности в общении с окружающими. Попроси его назвать причины, мешающие коммуникации и рассказать, каким образом он может помочь своему однокласснику.

Во время очередной беседы затроньте тему «физических недостатков и людей, которые ими страдают». Ребёнок должен познакомиться с новым чувством – сострадания; только тогда он сможет понять, как непросто живут люди-инвалиды.

Если вам попадётся статья о мужестве людей с ограниченными возможностями, или вы увидите в телевизионной передаче сюжет о том, как такие люди, несмотря на проблемы со здоровьем, живут полной жизнью (занимаются спортом, путешествуют), поведайте об этом своему ребёнку. Будет лучше, если чадо лично познакомится с таким человеком, получит опыт из первых рук. Помните, если ваш ребёнок смеётся над недостатками других, значит, вы недостаточно проинформировали его или вовсе не разговаривали на эту тему.

Предложите ребёнку отправиться на поиски необычных людей. Возможно, в вашем окружении есть человек-полиглот, владеющий в совершенстве несколькими иностранными языками, или родственник-долгожитель, который недавно отметил своё девяностолетие, или ваш друг хорошо поет. Прогуливаясь по парку с чадом, обращайте его внимание на прохожих, чем-то явно отличающихся от других: старичка в необычной шляпе, инвалида в коляске, слепого с собакой-поводырём. Попросите его предположить, что этот человек чувствует, куда спешит, с какими проблемами ему приходится сталкиваться каждый день, и как он с ними справляется.

Герои среди нас

Пересмотрите старые газеты, журналы и вырежьте из них статьи, где говорится об обычных людях, которые благодаря своим поступкам стали настоящими героями. К примеру, кто-то спас человека или животное из огня, подросток предотвратил гибель малыша, тонувшего в реке, мужчина, заступился за девушку, на которую напал неизвестный человек.

Возможно, вам вспомнятся эпизоды из вашей жизни, когда именно вы помогали людям в сложной ситуации. Попроси ребёнка перечислить те качества, которыми должен владеть настоящий герой. Пусть он предложит алгоритм из шагов, которые каждый может предпринять, дабы стать похожими на своих смелых кумиров, народных героев.

Мне обязательно помогут

Если у нас возникает проблема, в окружении всегда найдутся люди, которые обязательно помогут. Главное самим понять, в какой именно помощи мы нуждаемся.

Возьмите лист бумаги, и разделите его на две колонки. В левой колонке вверху напишите: «Какая помощь требуется», правую колонку озаглавьте: «Кто мне поможет». Предложите детям, остальным домочадцам заполнить таблицу, обозначив проблему, которую необходимо решить в ближайшее время или вписать свое имя напротив той строчки, где кто-то просит о помощи (если у него есть возможность оказать её).

К примеру, дочке необходимо принять участие в школьном конкурсе талантов и сшить платье на выступление, а её бабушка до выхода на пенсию работала швеёй. Саше надо выполнить упражнение по английскому языку на знание грамматики, а старший брат выразил готовность ему помочь, ведь он владеет этим языком в совершенстве.

Главная идея задания – сформировать у детей привычку использовать свои знания и умения для помощи окружающим. Как можно чаще напоминайте им известную народную мудрость: «чем больше мы отдаём людям, тем больше получаем взамен»; если мы бескорыстно поможем кому-то, то и нам в сложной жизненной ситуации протянут руку помощи. Приведите детям примеры из жизни (возможно, своей), как доброта и забота вознаграждались сторицей.

Я дарю тебе своё время

Предложите ребёнку подумать, какие подарки и сюрпризы могут доставить человеку радость. Сделайте акцент на тех, которые могут обойтись очень дёшево либо вообще ничего не будут стоить. Можете даже составить список подобных подарков, включив в их число нематериальные (свободное время, поддержка, любовь, дружба).

К примеру, дети могут сделать своим близким следующие «подарки»: «полчаса после уроков играть с младшей сестрой», «три дня мыть посуду вместо брата». Взрослые также могут «подарить» чадам своё свободное время, и даже целый выходной: «в воскресенье отправиться в аквапарк», «в пятницу вечером покататься вместе на велосипедах». Самыми лучшими подарками, которыми могут обмениваться родители и дети, по-прежнему остаются бесплатными; но, пожалуй, самый ценный из них – забота друг о друге.

Как можно чаще «одаривайте» своих детей одобряющими словами, которые дают им понять, что их ценят, любят, ими дорожат: «я рада за тебя», «я тебя понимаю», «ты предложил хорошую идею», «на тебя всегда можно положиться». Такая словесная поддержка создаёт обстановку взаимного уважения в семье.

автор статьи Гуляева Анастасия Алексеевна, педагог-филолог

love-mother.ru

Как привить ребенку внимательность | FOT.KY : Новый Женский Портал

1. Невнимательность и рассеянность на уроках часто является признаком того, что ребенок озабочен домашними проблемами — например, ссорами родителей. Это не дает ему сконцентрироваться на задачах.

Что делать: Убедите ребенка в том, что взрослые дела — это взрослая ответственность, родители сами справятся. А для него они всегда -любящие мама и папа. Не «грузите» чадо лишними неприятностями.

2. Сын или дочка жалуются, что в школе с ними не дружат, они боятся контактировать с одноклассниками и воспринимают случайные прикосновения как агрессивные (не «толкнул», а «ударил», не «задел», а «врезал»).

Что делать: Важно убрать телесный страх заведите доматрадицию играть в подвижные игры (догонялки), даже псевдоагрессивные (бои подушками). Приобщите чадо к какому-либо виду спорта, лучше командному.

3. Ребенок ворует вещи у одноклассников — это может говорить о том, что он хочет позаимствовать у них какое-либо качество, то, чего ему самому не хватает. Или же пытается «восстановить справедливость» — это касается тех случаев, если в семье много детей и братья-сестры отбирают у него игрушки. Хочется же иметь что-то свое!

Что делать: Акцентируйте внимание на сильных сторонах ребенка и его достижениях. Повторяйте ему, что он талантливый, умный, интересный. Не сравнивайте с другими детьми! Не ругайте за то, что взял чужую вещь, а объясните, почему так делать нельзя, и помогите вернуть ее владельцу. Не лишним будет позаботиться, чтобы дома у вашего малыша было личное пространство.

4. Расстраивается или злится из-за любой неудачи, проигрыша (не получил высшую оценку, не справился с заданием). Это свидетельство того, что ребенок стал жертвой перфекционизма и завышенных ожиданий взрослых. Часто дети боятся потерять любовь родителей, если будут неидеальными. Что делать: Говорите ребенку, что любите и цените его независимо от успеваемости и количества побед. Не нужно бояться показаться слабым, даже смешным — в жизни всякое бывает. Приводите примеры из своей жизни, а главное, не ругайте чадо при других людях.

5. Медленно собирается в школу, тянет время — верный признак, что не хочет идти на занятия. Возможно, ваш школьник просто не выучил урок, но причина может быть и серьезнее — нелады с одноклассниками, проблемы с учителями. Или просто ваше чадо — копуша, который не умеет организовывать свое время.

Что делать: В последнем случае -изначально оставляйте больше времени на сборы, составьте четкий хронометраж утренних действий и неукоснительно ему следуйте. Можно срежиссировать «ритуал прощания». Также подробно расспросите ребенка о школьных делах. Если он молчит или что-то мямлит, значит, ему есть что скрывать. Обязательно сходите в школу, поговорите с учителями и ребятами, проведите «разведку на местности».

6. Чадо ломает и портит игрушки, мебель, ведет себя агрессивно, грубит.

Таким образом ребенок компенсирует (возвращает) агрессию, направленную на него. Возможно, он чего-то боится и таким образом предвосхищает «нападение».

Что делать: Понаблюдайте за собой. Как разговариваете с малышом -резко, командным тоном? Прислушиваетесь ли к его мнению, желаниям? Не в этом ли разгадка?.. Кроме того, узнайте, как обстоят дела в школе -может, там его обижают. Предложите свою помощь в решении проблем, учите ребенка себя защищать. Позволяйте дома выплеснуть злость и агрессию физически: потопать ногами, побить подушку. Примите в этом участие — превратите все в веселую игру.

7. Занимает вторые и третьи места на олимпиадах, нарочно не дотягивая до первого — видимо, боится, что потом придется все время «держать планку». Что делать: акцентируйте внимание на том, что потенциал человека безграничен. Можно делать то, что нравится, и делать на отлично! Все получится, если очень захотеть. Кроме того, важно убирать свою взрослую вовлеченность из успехов ребенка. Это его жизнь и достижения, а не ваши.

8. Громко и быстро говорит, не слыша окружающих. Возможно, ребенок опасается, что его игнорируют, не слушают или не дослушивают, и всеми силами стремится донести свои мысли. Что делать: Возьмите за правило выслушивать ребенка, не отмахиваясь от него и не отговариваясь нехваткой времени или усталостью. Важно, чтобы он чувствовал себя значимым, ценным, важным.

Не существует общих рецептов и только одной причины возникновения детских проблем. Давайте не ставить диагнозов, не вешать ярлыков, а своей любовью, вниманием и пониманием помогать справляться со сложностями взросления.

fotky.com.ua