Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что делать, если ребенок «не слышит» взрослых? Ребенок 7 лет не слышит что ему говорят с первого раза


Почему дети нас не слышат или не хотят слышать?

«Я ему 10 раз уже сказала – а он «ноль» реакций! Ты вообще меня слышишь?» Порой, родителей может довести до бешенства ситуации, когда ребенок игнорирует их просьбы, делает вид, что не слышит, не делает так, как просят родители. Он мирно продолжает свои увлекательные занятия или наоборот протестует, восстает и делает все наоборот. Варианты действий ребенка на наши высказывания могут быть разнообразны, но упрек родителей один – он меня не хочет слушать, такое ощущение, что он меня вообще не слышит!

Почему же так происходит? Ведь маленький ребенок не строит планы о том, как бы доконать своих родителей, проучить их, и воспитать. Его реакции больше напоминают автоматические реакции, отражение наших с ним отношений. И если ребенок вас не слышит, то это лакмусовая бумажка, показывающая, что вы существуете на разных волнах со своим ребенком, что отношений сотрудничества между вами нет.

А что могло послужить этому. Хотелось бы перечислить причины, которые приводят к такому результату:

Самый безобидный и легко исправимый вариант, когда ребенок действительно вас не слышит в силу того, что погружен в состояние игры, в мир своих фантазий. Он настолько увлечен этим, что доносящийся голос просто не замечается. Вообще, игру ребенка лучше не перебивать, без особых поводов. Но если повод действительно важный, то сначала убедитесь, что когда вы говорите  ребенок смотрит на вас, что его внимание полностью переключилось с игры на вас и только тогда говорите – об этом больше читайте в статье «Мир глазами ребенка».

Во всех же остальных случаях ребенок действительно не хочет слушать своих родителей. Для того чтобы лучше прочувствовать эти причины, мысленно поменяйтесь ролями с ребенком и представьте:

  • А вам хочется слушать людей, которые постоянно нудным и авторитарным голосом повторяют одно и то же «Я тебе сказала…». И при этом хочется ли вам начать меняться в лучшую сторону, исправиться, быть хорошим?
  • А хочется ли слушать людей, которые чаще говорят обидные фразы и сравнивают тебя с другими не в лучшую сторону, нежели говорят слова поддержки и одобрения?
  • А вам хочется слушать людей, которые почти всегда говорят: «Нет, Нельзя, опасно, упадешь, не трогай»…
  • А хочется прислушиваться к людям, которые не обращают никакого внимания, когда ты действительно ведешь себя безупречно. Но всегда обратят внимание при малейшей ошибки и оплошности, и укажут на это.
  • А может быть вам хочется слушать людей, которые игнорируют ваши просьбы и заняты разговорами с подругами по телефону или, не отрываясь, смотрят телевизор, лишь отвечая сейчас-сейчас, подожди, подожди, и это в лучшем случае.
  • Или, быть может, вам хочется слушать людей, которые уже давно все за вас решили, когда и чем заниматься, куда ходить и где присесть, и даже кем вы будете в будущем, и мифическая свобода выбора вам теперь может только сниться.

Ведь ребенок вовсе не монстр, который приходит, чтобы отвлекать от важных дел. Кстати он даже понимает, когда делает что-то не то, но порой, это единственный способ обратить на себя внимание, вызвать очень яркие эмоции своих родителей. Он бы и сам рад что-то сделать для любимой мамы, но встречая нудно-поучительный настрой, просто не может уже делать так, как просит мама, чтобы сохранить свое Я.

И еще, на мой взгляд, самый важный фактор, который часто не берется вообще во внимание при разборе полетов непослушных детей: Ребенок нас не слышит и не выполняет наши просьбы, когда видит не покорную и независимую маму – он просто берет с вас пример. Если на каждое высказывание папы – у мамы есть свое мнение и аргумент против, то есть мама не слушает папу – ребенок не будет слушаться.

Да и еще, обратите внимание, слушаете ли вы своих собственных родителей? Или все время спорите с ними?

Как видите, за банальным не послушанием, скрывается разнообразное множество причин. По сути, причины непослушания кроются вовсе не в ребенке, а в нас самих. И с ребенком-то, собственно, делать ничего не надо.

И какой же выход? Простой и в то же время сложный в своем исполнении, требующий выхода из своих собственных автоматических реакций и осознания своих порой эмоциональных поступков и высказываний. Изменение собственной позиции по отношению к ребенку: требовательной, авторитарной и поучительной – на позицию открытую к диалогу и сотрудничеству, принимающей мнение ребенка: его желания чего-то делать или, напротив, не делать.

Никогда не унижайте ребенка, прислушайтесь к нему, почему он «закрывает уши», запишите свой голос на диктофон – и послушайте себя, хочется ли вам слушать такого человека? Практикуйте активное слушание, спокойно объясняя чувства ребенка ему самому (подробнее об этом читайте в книге Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»).

Будьте истинной женщиной, которая никогда не спорит со своим мужем и следит за своей речью. Только тогда ребенок будет с радостью или из чувства долга слышать и слушаться своих родителей.

А еще глубже понять эту тему вам поможет отрывок из лекции О.Г.Торсунова «Секреты воспитания»:

Если информация в статье может быть полезна кому-то еще, поделитесь ею в социальных сетях!

kkrasnova.ru

Что делать,если ребенок вас не слышит. - запись пользователя М@рин@ (MARISHka80) в сообществе Воспитание, психология - от года до трех в категории Воспитательные моменты

(мини-статья для чутких родителей)

По телевизору идет очередная передача о детях (развитие, кормление, воспитание и т.д.). Слушаю вполуха, так как все это уже слышано много раз. И тут звучит фраза о том, что же делать, если ваш ребенок вас не слышит, когда вы повторяете ему по 20 раз, и полностью игнорирует ваши просьбы. Честно говоря, у нас это иногда происходит, поэтому я прислушалась. Психолог стала говорить, что к ней обращается много родителей с такой проблемой, и первый вопрос, который она им задает, это "а как вы разговариваете со своим ребенком? По-взрослому, как с равным или по-детски?" И очень многие отвечают, что по-взрослому и что с самого рождения. В этом оказывается и заключается наша ошибка. Чтобы ребенок нас слышал, с ним нужно общаться, соблюдая три золотых правила:

1. По-детски, играя2. Эмоционально3. Переключая внимание.

Это относится к детям примерно от 2 до 5 лет. Ребенок в таком возрасте воспринимает мир и отношения в игровой форме, и когда мы общаемся с малышом обычным тоном, ему становится скучно с нами, и он нас игнорирует. Поэтому общение должно быть эмоционально окрашенным, то есть все свои фразы нужно произносить таким тоном, чтобы заинтересовать ребенка. Еще важно одушевлять окружающие вас предметы. Например, ребенок не хочет одеваться. Вместо того, чтобы 20 раз повторять что пора одеваться и при этом с каждой минутой все больше раздражаться, превратите одевание в игру, одушевите колготки, скажите: "Колготки, идите скорее сюда, нам уже пора одеваться!" Кстати, по поводу одевания припомнилось собственное детство, когда мне было уже лет 7. Одевалась уже сама, но уж очень медленно, почему-то было ужасно скучно натягивать вещи одну за другой. В итоге я сама для себя придумала игру, которая помогла мне одеваться быстро и с интересом. Игра заключалась в том, что каждая вещь в зависимости от цвета превращалась в частичку Природы. Например, голубые колготки превращались в речку, а желтая маечка - в песочный берег, скучная школьная форма (коричневая, если кто помнит) была табуном коней и т.д. Я в этой игре была голой планетой, а "части природы" соревновались между собой, кто же будет первый, и даже вели друг с другом оживленные переговоры (у меня в голове). Например, песок (желтые трусики) хвастался, что он первый, на что речка (колготки) отвечала, что она хоть и не первая, зато закроет собой весь песок. И дальше в том же духе.

Знаете, вспомнила я о своей игре только после той передачи и попробовала ее (игру) использовать уже при одевании собственного ребенка. Эксперимент прошел на "ура". А потом подумалось, что ведь это не просто отвлечение внимания от каждодневной скучной процедуры, а еще и развитие творческого потенциала ребенка, возможность ему пофантазировать, придумать что-то свое, личное. Мне кажется, эта возможность очень важна именно в наше время, когда так много игрушек, в которых уже все предусмотрено и которые не дают работы воображению (эта тема шире раскрыта в статье "Творческие игры").

Еще одна возможность проверить на практике советы психолога появилась вечером, когда нужно было чистить зубы. Ребенок играл машинками и все мои призывы прекратить игру и прийти в ванну, успешно игнорировались. Тогда на помощь пришла одушевленная зубная щетка, которая изменившимся маминым голосом стала причитать из ванной, что ее покинули и забыли, что она замерзла и очень ждет своего маленького хозяина, который ее согреет в своей ручке. Ну что вам сказать - зубки были почищены в рекордно короткие сроки!

Да, наши детки нуждаются в игре, они живут в ней. И если мы чуткие и любящие родители, то должны удовлетворять эту потребность в игре. Тем более так не будет всегда - в один прекрасный момент ребенок даст вам понять, что не нужно с ним разговаривать как с маленьким. И тогда вы вдвоем будете готовы перейти на качественно новый уровень общения.:)

www.babyblog.ru

Если ребёнок вас словно не слышит

- Ну почему я всё должна повторять по 10 раз?! Неужели нельзя послушаться сразу?- Сказала раз, сказала два - он не реагирует. Наорала - сразу пошёл и сделал! Спокойные слова не понимает, только крики. Ну вот как с ним ещё?- Повторяю, повторяю - а он меня не слышит. Слушает, но не слышит, смотрит сквозь меня, о чём-то своём думает.- Да всё он слышит, просто не хочет прекратить. Делает всё наоборот, что ни скажи. Совсем от рук отбился!Не все дети одинаково реагируют на слова. Одному ребёнку достаточно сказать один единственный раз, чтобы он внял просьбе, другой не воспримет и на десятый. «Перестань стучать ложкой по кастрюле, я ни слова не слышу из телевизора! Ты что не слышишь меня? Я говорю, перестань стучать! Так, повторяю в последний раз – прекрати этот ужасный стук! Да что это такое! Ну, ты сам напросился!» Бах! И шлепок по попе. Теперь услышал.

В чём причины такой реакции? Почему он не слышит, а если слышит, то почему не реагирует?

Во-первых, ребёнок действительно может вас не слышать. Когда он поглощён своим делом, да ещё и достаточно шумным, окружающие звуки для него становятся просто фоном. Белый шум, из которого родительская речь не вычленяется.

Во-вторых, может он и слышал, что ему сказали, но ещё не успел среагировать. У некоторых детей переключение между разными видами деятельности отнимает много сил и времени. Они просто физически не способны остановиться сразу. Их нервная система так не умеет. А если родители настаивают и принуждают, то ребёнок может начать раздражаться или обижаться.

В-третьих, если ребёнка по многу раз в день отрывать от интересных ему занятий, не давать ему делать то, что ему хочется, он просто перестанет слушать родителей. Потому что ему необходимо развитие и познание, и когда оно пресекается из раза в раз, приходится как-то отстаивать свои права.

Так что делать тем родителям, которые не хотят ни кричать, ни шлёпать по попе? Как достучаться до своего чада?

1. Использовать короткие фразы. Не больше 3-4 слов. Как правило дети, для которых слуховое восприятие не является ведущим, теряют нить повествования уже на третьем слове. Им становится не интересно и они отключаются, погружаясь в свои мысли. Поэтому чтобы завладеть их вниманием, нужно говорить коротко и по существу.

2. Установить контакт глаз. Это наиважнейший момент! Мы слишком полагаемся на силу слов, постоянно используя "дистанционное управление" детьми. Но оно просто до смешного малоэффективно. Мы не пульты, а дети не телевизоры. Чтобы общаться, слышать и понимать друг друга взгляд глаза в глаза и прикосновения необходимы. Если мы хотим, чтобы нас услышали, чтобы поняли важность наших слов, нужно подойти к ребёнку, обратить на себя его внимание, взять за руку или плечо, или приобнять, посмотреть в глаза: "Антон, этот грохот мешает мне слушать новости. Перестань, пожалуйста, стучать". И подождать. Не требовать немедленно реакции, дать ребёнку время на осознание и переключение.

3. Написать или нарисовать важное. Информация показанная воспринимается лучше, чем просто услышанная. Дети с удовольствием реагируют на различные схемы, рисунки, порядок действий в картинках, записки и пр. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Не надо настаивать на аудиальном контакте, если это не язык вашего ребёнка. Лучше использовать те способы взаимодействия, которые ему более доступны.

4. Не поощрять неправильно поведение. Когда ребёнок делает что-то, что не нравится родителю, он получает шквал внимания к своей персоне: не делай, не трогай, не лезь, нельзя, упадёшь, разобьёшь и т.д. Плюс длительные лекции на тему, почему именно так нельзя и что воспитанные дети так не делают, и что мама в шоке. А если потребность ребёнка во внимании родителей как раз не удовлетворена, то будьте уверены, что самый эффективный способ получить к себе интерес, он уже нашёл. Неприемлемое поведение нужно игнорировать. Не ребёнка! Поведение. Как с младенцем. Намочил штанишки? Переодели и всё. Ну намочил, и намочил. Разбил чашку - бывает. Дерётся - коротко объяснить, увести. Суёт пальцы в розетку - так же и т.д.

5. Поощрять хорошее, "правильное" поведение. И вот чтоб ребёнку не пришлось идти от противного и стоять на ушах ради того, чтоб с ним пообщались, нужно замечать его именно тогда, когда он "хороший". А то ведь обычно, если дети играют сами, делают вовремя уроки, остаются опрятными на улице, делятся игрушками, общаются с младшими братьями и сёстрами - это считается нормальным, не требующем похвалы, это то, что ребёнок делать должен, так зачем его за это хвалить или благодарить. Если ребёнок ведет себя хорошо, родители не обращают на него внимания. Хорошее поведение воспринимается как само собой разумеющееся. Если же ведёт плохо, то наказывают. Если сам играет, мама делает свои дела, а вот если орёт - тогда мама всё бросает и бежит к нему. Так, получается, орать-то лучше. Невозможно воспитать, постоянно ругая за ошибки, наказывая за плохое. Это подавляет ребёнка, делает минимальной возможность его развития. Нужно хорошее поощрять. Замечать его и радоваться за ребёнка, радоваться вместе с ним.

Поделитесь в социальных сетях:

Читать другие статьи:

Самое важное правило в общении с ребёнком

То, как мы реагируем на событие (словами или проявлением чувств), может существенным образом изменить атмосферу в доме.

Волшебство

kseniadmitrieva.livejournal.com

Что делать, если ребенок «не слышит» взрослых?

Мама просит ребенка убрать игрушки. Один раз, второй, третий. Потом не выдерживает, срывается: «Ты что, издеваешься надо мной?!» Как сделать так, чтобы ребенок все слышал с первого раза, чтобы не доводить родителей  до крика, а ребенка — до слез? Отвечает учитель-логопед Светлана Бабич.

Если ребенок сразу не отзывается на призыв родителей, для начала стоит показать его специалисту. Если со слухом все в порядке, родители должны соблюдать алгоритм действий, который поможет наладить взаимоотношения с ребенком.

1. Убедитесь, что вас внимательно слушают. Установите с ребенком зрительный контакт, если необходимо, прикоснитесь к его руке, плечу.Сформулируйте свою просьбу в соответствии с возрастом ребенка и начните так: «Сделай, пожалуйста…»Излагайте распоряжение или просьбу кратко, спокойным тоном, без раздражения и упреков. Дети очень хорошо чувствуют эмоции взрослых и от этого во многом зависит их дальнейшая реакция. Постарайтесь свести напоминания к минимуму.

Говорите с ребенком уважительно: маленькому человечку так важно чувствовать, что мама и папа любят его и он им нужен. Приказы не приведут ребенка к послушанию, а наоборот, усугубят его протест. При систематичес­ких обидах ребенок перестает доверять родителям и начинает хитрить и обманывать.

Если ребенок младше пяти лет, он еще не в состоянии отвечать за свои поступки, планировать деятельность. Предложите ему вместе убрать игрушки или что-то сделать наперегонки. Если ребенок неохотно ест нелюбимый суп, предложите ему, например, представить, что ложка супа — это грузовой самолет, который доставил срочный груз для любимого героя из мультфильма и просит срочной посадки на аэродроме, и т. д.

Если ребенок не хочет чистить зубы, скажите: «Ой, я слышу чей-то плач!»  Осмотрите зубки малыша: «Это твои зубки плачут, они хотят, чтобы их скорее почистили». Можно «оживить» щётку маминым голосом, а потом снова осмотреть зубки и рассказать, как они рады, что стали такими чистыми.

Чтобы малыш быстрее ел, одевался, убирал за собой, можно попросить его, например, научить мишку аккуратно есть, правильно одеваться: посадить игрушку рядом, и пусть ребенок ей все показывает и рассказывает.

2. Убедитесь, что вас услышали.

Слушал и услышал — разные вещи. Сделав паузу (для осмысления просьбы), переспросите ребенка, но без нажима: «Ты меня слышишь?»

3. Рассуждайте с ребенком о том, что было бы, если бы он не помог вам или медленно одевался и т. д. Скажите ему, как вы рады его помощи и как гордитесь им.

Если же ребенок не выполняет вашу просьбу, не кричите, не ставьте ультиматумы. Подойдите, возьмите его за руку и отведите куда нужно, уберите игрушки вместе с ним его руками.

Можно завести «Дневник добрых дел», куда в конце дня записывать все, что он сделал хорошего. Можно придумать награду по итогам недели.

Всё, что вы требуете от ребенка, вы должны соблюдать и сами — выполнять просьбы ребенка с первого обращения, слушать малыша до конца, не перебивать. Малышу очень важно не просто находиться рядом с родителями, а общаться с ними.

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

foma.ru

Как научить ребенка слышать с первого раза.

Вопрос непростой. Даже взрослые люди, бывает, не слышат с первого раза. Ведь и про мужей, и про сотрудников часто можно услышать подобные жалобы: «Я говорю, говорю, а как об стенку горох. Вот как еще человеку сказать?» Но, может быть, эти взрослые выросли из детей, которых не научили слышать с первого раза? Попытаться научить этому ребенка все же стоит.

Алгоритм следующий:

✏ 1. Прежде всего, убедитесь, что вас внимательно слушают

Так бывает, что ребенок поглощен игрой или творчеством и действительно не слышит. Кстати сказать, я, когда пишу текст или разрабатываю программу тренинга, настолько сконцентрирована на процессе, что совершенно выключена из окружающей действительности. Чтобы я что-то в этот момент услышала, нужно либо очень-очень громко позвать, либо прикоснуться. Второй вариант приятней. Не люблю громких звуков. Поэтому сама в аналогичной ситуации тоже подхожу, кладу руку на плечо, привлекая к себе внимание, могу даже немного к себе развернуть. И только убедившись, что я таки попала в центр внимания, начинаю говорить.

Вы когда-нибудь разговаривали с маленьким ребенком, который очень хочет сказать вам нечто важное? Который аж захлебывается словами, чтобы успеть рассказать вам все, что рвется наружу. Ребенок в таком случае обычно даже фиксирует голову взрослого двумя руками, чтобы удержать внимание. Да-да, обхватывает пухлыми ладошками, так, чтобы взрослый не смог отвернуться. А то вдруг отвернется и не услышит важную важность. Я помню забавный случай, когда папа сказал двухлетнему Арсению: «Я тебя внимательно слушаю. Только, пожалуйста, отпусти мои уши».

Держать ребенка за уши совершенно лишнее. Но можно держать его за плечи. В принципе, достаточно установить глазами зрительный контакт. Если меня 100% увидели, то вероятность, что меня услышат, существенно возрастает. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это очень трудно пропустить мимо ушей. Я много раз наблюдала, как дети младшей группы детского сада, когда что-то хотят сказать приятелю по играм, руками разворачивают его к себе. Они искренне хотят быть услышанными.

Еще очень важно обращаться по имени. Или даже просто обращаться. Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда и эффект от этого никакой. По опыту педагогической деятельности могу сказать, что «Прибираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня подняли! Подошло время обеда. Начинаем все прибирать игрушки»

✏ 2. Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал.

Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями где-то очень далеко был. На всякий случай лучше переспросить. Что-то типа этого: «Ты меня услышал? О чем я сейчас попросила? Катя, что мы сейчас будем делать?» И если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили – поздравляю, вы услышаны. Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается.

— Арсений, заканчивай игру, через 5 минут ужин

— Угу

— Что значит «угу»?

— Я понял, через пять минут ужин.

Как говорится, слушайте и не говорите, что не слышали.

✏ 3. Договоритесь о последствиях.

«Я говорю, говорю, а как об стенку горох». Конечно. Если «говорю, говорю», то можно и дальше говорить, говорить, говорить… Зачем слышать с первого раза, если будет и третий, и пятый? Чтобы научить слышать с первого раза, нужно говорить один раз. И предупреждать о последствиях. «Я не буду накрывать на стол дважды» Тот, кто вовремя не придет к столу, останется голодным. Либо будет сам себе разогревать и накрывать на стол. Зависит от договоренностей.

Тот, кто не услышал, что надо прибирать игрушки, будет вечером сидеть без игрушек. В детском саду общее правило: «Кто не прибирает, тот и не играет»

Тот, кто не услышал «Несите мне грязные вещи, я запускаю стирку», будет сам руками стирать свои брюки. Не потому что я вредная. А потому что брюки нужны уже завтра, а стиральную машину поздно вечером я не включаю, ибо во время отжима её звук нарушает сон безвинных соседей по панельной многоэтажке.

Тот, кто не услышал «Надо быстро одеваться. Если через 10 минут не выйдем, то опоздаем в кино», опоздает в кино.

Конечно, чтобы это сработало, надо, чтобы договоренности всегда исполнялись и последствия наступали.

Кстати, на взрослых этот алгоритм тоже работает. Я проверяла. «Контрольные, не сданные до указанного срока, проверять не буду. Опоздавшим со сдачей автоматически в журнале в колонке за контрольную рисую 2» Сурово. Зато сроки сдачи студенты слышали с первого раза.

‼ ВНИМАНИЕ! Очень важные дополнения по применению алгоритма. Обязательны к прочтению.

Не применять третий пункт без первых двух. Это негуманно.

Учить детей не только последствиями, но и личным примером. То есть, обязательно слышать своего ребенка с первого раза.

www.baby.ru

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ С ПЕРВОГО РАЗА.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ С ПЕРВОГО РАЗА

Вопрос непростой. Даже взрослые люди, бывает, не слышат с первого раза. Ведь и про мужей, и про сотрудников часто можно услышать подобные жалобы: «Я говорю, говорю, а как об стенку горох. Вот как еще человеку сказать?» Но, может быть, эти взрослые выросли из детей, которых не научили слышать с первого раза? Попытаться научить этому ребенка все же стоит.

Алгоритм следующий: 1. Прежде всего, убедитесь, что вас внимательно слушают

Так бывает, что ребенок поглощен игрой или творчеством и действительно не слышит. Кстати сказать, я, когда пишу текст или разрабатываю программу тренинга, настолько сконцентрирована на процессе, что совершенно выключена из окружающей действительности. Чтобы я что-то в этот момент услышала, нужно либо очень-очень громко позвать, либо прикоснуться. Второй вариант приятней. Не люблю громких звуков. Поэтому сама в аналогичной ситуации тоже подхожу, кладу руку на плечо, привлекая к себе внимание, могу даже немного к себе развернуть. И только убедившись, что я таки попала в центр внимания, начинаю говорить.

Вы когда-нибудь разговаривали с маленьким ребенком, который очень хочет сказать вам нечто важное? Который аж захлебывается словами, чтобы успеть рассказать вам все, что рвется наружу. Ребенок в таком случае обычно даже фиксирует голову взрослого двумя руками, чтобы удержать внимание. Да-да, обхватывает пухлыми ладошками, так, чтобы взрослый не смог отвернуться. А то вдруг отвернется и не услышит важную важность. Я помню забавный случай, когда папа сказал двухлетнему Арсению: «Я тебя внимательно слушаю. Только, пожалуйста, отпусти мои уши».

Держать ребенка за уши совершенно лишнее. Но можно держать его за плечи. В принципе, достаточно установить глазами зрительный контакт. Если меня 100% увидели, то вероятность, что меня услышат, существенно возрастает. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это очень трудно пропустить мимо ушей. Я много раз наблюдала, как дети младшей группы детского сада, когда что-то хотят сказать приятелю по играм, руками разворачивают его к себе. Они искренне хотят быть услышанными.

Еще очень важно обращаться по имени. Или даже просто обращаться. Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда и эффект от этого никакой. По опыту педагогической деятельности могу сказать, что «Прибираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня подняли! Подошло время обеда. Начинаем все прибирать игрушки»

2. Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал.

Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями где-то очень далеко был. На всякий случай лучше переспросить. Что-то типа этого: «Ты меня услышал? О чем я сейчас попросила? Катя, что мы сейчас будем делать?» И если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили – поздравляю, вы услышаны. Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается.

— Арсений, заканчивай игру, через 5 минут ужин

— Угу

— Что значит «угу»?

— Я понял, через пять минут ужин.

Как говорится, слушайте и не говорите, что не слышали.

3. Договоритесь о последствиях.

«Я говорю, говорю, а как об стенку горох». Конечно. Если «говорю, говорю», то можно и дальше говорить, говорить, говорить… Зачем слышать с первого раза, если будет и третий, и пятый? Чтобы научить слышать с первого раза, нужно говорить один раз. И предупреждать о последствиях. «Я не буду накрывать на стол дважды» Тот, кто вовремя не придет к столу, останется голодным. Либо будет сам себе разогревать и накрывать на стол. Зависит от договоренностей.

Тот, кто не услышал, что надо прибирать игрушки, будет вечером сидеть без игрушек. В детском саду общее правило: «Кто не прибирает, тот и не играет»

Тот, кто не услышал «Несите мне грязные вещи, я запускаю стирку», будет сам руками стирать свои брюки. Не потому что я вредная. А потому что брюки нужны уже завтра, а стиральную машину поздно вечером я не включаю, ибо во время отжима её звук нарушает сон безвинных соседей по панельной многоэтажке.

Тот, кто не услышал «Надо быстро одеваться. Если через 10 минут не выйдем, то опоздаем в кино», опоздает в кино.

Конечно, чтобы это сработало, надо, чтобы договоренности всегда исполнялись и последствия наступали.

Кстати, на взрослых этот алгоритм тоже работает. Я проверяла. «Контрольные, не сданные до указанного срока, проверять не буду. Опоздавшим со сдачей автоматически в журнале в колонке за контрольную рисую 2» Сурово. Зато сроки сдачи студенты слышали с первого раза.

ВНИМАНИЕ! Очень важные дополнения по применению алгоритма. Обязательны к прочтению.

Не применять третий пункт без первых двух. Это негуманно. Учить детей не только последствиями, но и личным примером. То есть, обязательно слышать своего ребенка с первого раза.

Автора не нашла..

www.baby.ru

Как научить ребенка слышать с первого раза. / Академия развития

Главная / Родителям

 

 Вопрос непростой.

Даже взрослые люди, бывает, не слышат с первого раза. Ведь и про мужей, и про сотрудников часто можно услышать подобные жалобы: «Я говорю, говорю, а как об стенку горох. Вот как еще человеку сказать?» Но, может быть, эти взрослые выросли из детей, которых не научили слышать с первого раза? Попытаться научить этому ребенка все же стоит.

Алгоритм следующий:

1. Прежде всего, убедитесь, что вас внимательно слушают Так бывает, что ребенок поглощен игрой или творчеством и действительно не слышит. Кстати сказать, я, когда пишу текст или разрабатываю программу тренинга, настолько сконцентрирована на процессе, что совершенно выключена из окружающей действительности. Чтобы я что-то в этот момент услышала, нужно либо очень-очень громко позвать, либо прикоснуться. Второй вариант приятней. Не люблю громких звуков. Поэтому сама в аналогичной ситуации тоже подхожу, кладу руку на плечо, привлекая к себе внимание, могу даже немного к себе развернуть. И только убедившись, что я таки попала в центр внимания, начинаю говорить. Вы когда-нибудь разговаривали с маленьким ребенком, который очень хочет сказать вам нечто важное? Который аж захлебывается словами, чтобы успеть рассказать вам все, что рвется наружу. Ребенок в таком случае обычно даже фиксирует голову взрослого двумя руками, чтобы удержать внимание. Да-да, обхватывает пухлыми ладошками, так, чтобы взрослый не смог отвернуться. А то вдруг отвернется и не услышит важную важность. Я помню забавный случай, когда папа сказал двухлетнему Арсению: «Я тебя внимательно слушаю. Только, пожалуйста, отпусти мои уши». Держать ребенка за уши совершенно лишнее. Но можно держать его за плечи. В принципе, достаточно установить глазами зрительный контакт. Если меня 100% увидели, то вероятность, что меня услышат, существенно возрастает. Когда вы что-то говорите глаза в глаза, это очень трудно пропустить мимо ушей. Я много раз наблюдала,как дети младшей группы детского сада, когда что-то хотят сказать приятелю по играм, руками разворачивают его к себе. Они искренне хотят быть услышанными. Еще очень важно обращаться по имени. Или даже просто обращаться. Сказанное без обращения – это чаще всего обращение в никуда и эффект от этого никакой. По опыту педагогической деятельности могу сказать, что «Прибираем игрушки» пролетает мимо гораздо чаще, чем «Ребятки, глазки свои на меня подняли! Подошло время обеда. Начинаем все прибирать игрушки»

2. Убедитесь, что ребенок вас действительно услышал. Слушал и услышал – это не одно и то же. Визуально человек вроде бы и слушал, и в глаза смотрел, и, может быть, даже кивал или «угукал», а сам мыслями где-то очень далеко был. На всякий случай лучше переспросить. Что-то типа этого: «Ты меня услышал? О чем я сейчас попросила? Катя, что мы сейчас будем делать?» И если ответ совпал с тем, что вы до этого говорили – поздравляю, вы услышаны. Это только первое время кажется, что слишком много всяких «реверансов». Потом это входит в привычку и всеми нормально воспринимается. - Арсений, заканчивай игру, через 5 минут ужин - Угу - Что значит «угу»? - Я понял, через пять минут ужин. Как говорится, слушайте и не говорите, что не слышали.

3. Договоритесь о последствиях. «Я говорю, говорю, а как об стенку горох». Конечно. Если «говорю, говорю», то можно и дальше говорить, говорить, говорить… Зачем слышать с первого раза, если будет и третий, и пятый? Чтобы научить слышать с первого раза, нужно говорить один раз. И предупреждать о последствиях. «Я не буду накрывать на стол дважды» Тот, кто вовремя не придет к столу, останется голодным. Либо будет сам себе разогревать и накрывать на стол. Зависит от договоренностей. Тот, кто не услышал, что надо прибирать игрушки, будет вечером сидеть без игрушек. В детском саду общее правило: «Кто не прибирает, тот и не играет» Тот, кто не услышал «Несите мне грязные вещи, я запускаю стирку», будет сам руками стирать свои брюки. Не потому что я вредная. А потому что брюки нужны уже завтра, а стиральную машину поздно вечером я не включаю, ибо во время отжима её звук нарушает сон безвинных соседей по панельной многоэтажке. Тот, кто не услышал «Надо быстро одеваться. Если через 10 минут не выйдем, то опоздаем в кино», опоздает в кино. Конечно, чтобы это сработало, надо, чтобы договоренности всегда исполнялись и последствия наступали. Кстати, на взрослых этот алгоритм тоже работает. Я проверяла. «Контрольные, не сданные до указанного срока, проверять не буду. Опоздавшим со сдачей автоматически в журнале в колонке за контрольную рисую 2» Сурово. Зато сроки сдачи студенты слышали с первого раза.

ВНИМАНИЕ! Очень важные дополнения по применению алгоритма.

Обязательны к прочтению. Не применять третий пункт без первых двух. Это негуманно. Учить детей не только последствиями, но и личным примером. То есть, обязательно слышать своего ребенка с первого раза. Анна Быкова http://annabykova.ru/zadat-vopros/kak-nauchit-rebenka..

www.ar71.ru