Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов. Как научить ребенка бегло читать в 7 лет в первом классе


Как научить ребенка читать бегло (быстро)

Хорошие навыки чтения – это залог успешной учебы в школе. Если ребенок научится читать бегло, то и весь учебный материал будет усваиваться быстрее и легче. Многих родителей волнует вопрос, как научить ребенка  быстро читать, какие методики и упражнения для этого использовать, как привить желание читать самостоятельно.

Многие дети учатся читать еще до школы. Но оказывается, научить ребенка читать — это лишь вершина айсберга. Конечная цель — научить его читать быстро (бегло) и правильно!

Давно замечено, что те дети, кто осваивал технику чтения с трудом, кто долго корпел над слогами и так и не освоил беглое чтение в начальной школе, в средних и старших классах не входят в число успевающих учеников. Стоит задуматься, ведь в современном мире огромные объемы информации, читать быстро — это значит пропускать через себя и фильтровать все лишнее и неважное.

Самые главные критерии обучения быстрому чтению – это совпадающая скорость речи и скорость чтения, а также включение в работу слуховых анализаторов. Мотивация самого ребенка в этом деле очень важна, поэтому, путь кнута и муштры тут никак не подойдет, только «пряником». Скорость чтения — на панацея, но этому моменту стоит уделить внимание, особенно в 1-2 классе. Поэтому и существуют нормативы по технике чтения для детей — это ориентир, но ни в коем случае не бич современной школы.

Как научить ребенка читать бегло: методики и упражнения по увеличению скорости чтения

Если хотите, чтобы у ребенка не возникало проблем в школе из-за недостаточной скорости чтения, необходимо подобрать для него подходящую методику и выработать комплекс упражнений. 

1. Чтение на время. Выберите небольшой отрезок текста, который подходит ребенку по возрасту. Как только ребенок начинает его читать, вы засекаете время. А по прошествии определенного отрезка времени (оптимально начинать с одной минуты) просто подсчитываем прочитанные слова. После подсчета попросите ребенка опять прочесть тот же отрезок и снова засеките время.

Такой метод позволит наглядно показать ребенку, как стремительно увеличивается скорость с каждым разом – ребенок должен видеть и осознавать собственные успехи.

2. Выделение главного. Чтобы увеличить не только скорость, но и понимание прочитанного, сделайте такое упражнение. Предложите ребенку прочитать фрагмент текста как можно быстрее, а потом задайте несколько вопросов по содержанию. Ребенок должен научиться при чтении выделять главное для себя и уметь уверенно отвечать на поставленные вопросы. Не беспокойтесь – если с первого раза не получилось, повторите попытку.

3. Разделение слов. К этому упражнению необходимо подготовиться заранее. Напишите на листочках бумаги 10-15 слов, а потом каждую карточку разрежьте пополам так, чтобы слово было разделено на 2 части. Для привлечения внимания ребенка можно украсить карточки. Задача ребенка – правильно сложить слова из перемешанных карточек.

4. Деформированные предложения. Перемешайте слова в предложении. Предложение не должно содержать слишком много слов – это запутает ребенка. Начинайте с простых и понятных предложений, тогда ребенок устанет не так быстро. Для одного упражнения вполне хватит 5-7 предложений.

5. Ролевое чтение. Увлечь ребенка чтением поможет ролевое чтение. Возьмите отрывок из любимой сказки ребенка – пусть он читает реплики своего любимого героя и старается воспроизвести подходящую интонацию. Вообще полезно учить ребенка читать текст с разной интонацией – тихой и спокойной, громкой и злой, веселой и возбужденной, грубой и отрывистой…

6. Наращивание слов. Подготовьте несколько коротких слов, напишите каждое на отдельной бумаге и предложите ребенку это слово делать больше. Например, кот, котик, котенок, котеночек. Чтобы облегчить его задачу, можно сделать для ребенка картинки-подсказки.

7. Разнообразие. Выберите текст, разделите его на 3 небольших отрезка. Попросите ребенка каждый абзац читать по-разному. Пусть он прочитает один абзац громко и четко, второй – тише, а третий – шепотом. А после прочтения всего текста попросите ребенка пересказать смысл всех прочитанных абзацев.

8. Игра с ударениями. Это упражнение рассчитано на то, чтобы научить ребенка правильно ставить ударения в словах и быстрее понимать текст. Подберите слово. Предложите ребенку по очереди ставить ударения на разные слоги. Спросите, где ребенку наиболее удобно поставить ударение, а если он назовет ошибочное положение, тут же исправьте его.

9. Поиски нужного слова. Подберите небольшой текст и поиграйте с ребенком в игру – кто быстрее найдет нужное слово в тексте. Элемент соревнований помогает ребенку, дает ему мотивацию, помогает быстрее воспринимать материал и развивает словесную память ребенка.

10. Вовлечение ребенка в чтение. Подберите произведение, которое наверняка заинтересует ребенка (например, сказка). Начните читать сами, а на интересном месте скажите, что вам начали болеть глазки. Может ли ребенок помочь вам и почитать продолжение? Вполне достаточно, если ребенок прочтет 2 абзаца, после этого можно задавать вопросы о прочитанном, какие слова чаще остальных употреблялись в тексте.

11. Война с согласными. Две подряд стоящие согласные – частый враг детей, который мешает быстро прочесть слово. Каждый день прорабатывайте частые сочетания согласных. Напишите около 30 слов с этим явлением и давайте ребенку для прочтения, каждое слово нужно прочесть не менее 2-3 раз.

12. Записки для ребенка. Необходимо дать ребенку понять, насколько важно чтение в жизни людей. Каждый день оставляйте ему перед уходом записку с мелким заданием – вынести мусор, убрать игрушки, помыть за собой тарелку, помочь папе и пр. А приятные слова в конце записки помогут ребенку понять, насколько вы его любите (например, я тебя люблю, чаще улыбайся, ты сегодня спал, как котенок и т.д.).

13. Артикуляционная гимнастика. Для увеличения скорости чтения и произношения слов необходимо выполнять такую гимнастику. Она учит правильному дыханию во время речи, а также существенно улучшает произношение слов. Подберите 13-15 скороговорок и учите их вместе с ребенком. Каждый раз старайтесь менять темп, интонацию, громкость произношения. Малыш должен четко проговаривать каждое слово. Если ребенок не может самостоятельно или с вашей помощью правильно произнести определенные слова даже после многократного повторения, обратитесь к логопеду.

14. Смысловая догадка. При чтении дети боковым зрением видят, как начинается следующее слово. Хорошо развитое боковое поле зрения помогает ребенку без прочтения догадаться о значении этого слова. Это поможет малышу быстро улавливать смысл. Тренировка включает в себя карточки со словами, в которых пропущены буквы или слоги. Ребенок должен устно или письменно восполнить пробелы.

15. Тренировка внимания. Подбираем небольшой текст. Предлагаем ребенку начать его читать, а в процессе чтения резко остановите его по команде «Стоп!». После этого сигнала ребенок должен резко закрыть глаза и отдохнуть пару секунд. После этого резко дайте команду заново приступить к чтению («Начать»), быстро отыскав фрагмент, на котором он остановился.

Поощрение! Ни в коем случае не забываем этот момент, потому что это очень важный этап упражнений. Каждый раз показывайте ребенку, как он продвинулся, а также как вы этому рады. Делайте ему маленькие подарки или угощайте вкусностями.

Занятия должны быть ежедневными, регулярность играет огромную роль в обучении чтению и увеличении скорости чтения. Не забывайте о позитивном настрое, каждое занятие обязательно оканчивайте положительной ноткой. При правильном подходе и систематических занятиях ваш ребенок научится беглому (быстрому) чтению в минимальные сроки.

Уважаемые читатели! Как вы прививаете детям любовь и интерес к чтению? Есть ли у вас свои действенные методы, упражнения, как научить ребенка быстро читать? Делитесь советами в комментариях.

rastishka.by

занятия для развитии техники чтения

Как научить ребёнка быстро читать? В первом классе этот вопрос возникает после проверки техники чтения. Нередко выясняется, что первоклассник не может прочесть определённое количество слов за 1 минуту.

Предупредить отставание помогут несложные упражнения. Главное: настойчивость, совместные занятия, помощь логопеда, правильная организация мини-уроков. И, конечно, личный пример. В семьях, где родители любят читать, проще привить уважение к литературе.

Проблемы с литературой у первоклассников

Вчерашний малыш гордо носит школьную форму. Игры отошли на второй план, теперь учёба стала важнее. Но школьники всё равно остаются детьми, не терпят скуки и монотонности.

Чтение – несомненно, интересное занятие. Почему же некоторые первоклашки к концу учебного года разочаровываются, отказываются читать не только дополнительную литературу, но и то, что задают учителя?

Причин несколько:

  • невнимание родителей к развитию речи;
  • логопедические проблемы;
  • отсутствие у членов семьи культуры чтения;
  • застенчивость, излишняя скромность, боязнь задать вопрос учителю;
  • дислексия – проблемы с чтением;
  • упрямство, нежелание учиться;
  • неправильный подход к обучению;
  • неинтересная подача материала.

Знаете ли вы, как лечить конъюнктивит у ребенка? Узнайте эффективные методы.

О правилах применения и дозировке детского Панадол сиропа прочтите в этой статье.

У многих хромает техника чтения, что тянет за собой «целый воз» проблем:

  • сложность с восприятием новых тем по другим предметам. Первоклассник плохо понимает непонятные термины;
  • при долгом чтении фразы ребёнок часто не может связать воедино начало и конец предложения;
  • отставание от коллектива. Большинство учеников уже прочитали задание, начали работать, а некоторые детки всё ещё пытаются понять, что же им делать;
  • неуверенность в своих силах, нередко, насмешки одноклассников, хвастающихся высокой техникой чтения;
  • к сожалению, бывает и такая ситуация. Первоклассника ранят замечания учителя, называющего медлительного ученика «копушей», другими обидными словами.

Совет! Не отчаивайтесь, если дочка или сын относятся к категории медленно читающих детей. Ваша настойчивость, знание маленьких секретов и хитростей поможет исправить положение. Если вы уделяли недостаточно внимания развитию речи, обучению чтению до школы, придётся в первом классе навёрстывать упущенное.

Упражнения для развития техники чтения

Вначале несколько советов родителям:

  • настройтесь на регулярные занятия, верьте в результат, запаситесь терпением;
  • внимательно изучите предложенный материал, подберите несколько упражнений, на которые у вас будет время. Некоторые упражнения несложно выполнить по дороге домой, в транспорте, магазине и так далее;
  • не относитесь к чтению, как к повинности. У вас такой настрой? Сложно заинтересовать первоклашку, если родители отрицают важность литературы;
  • чаще объясняйте малышу, что компьютер, планшет, другие гаджеты – это правильно, современно, но бумажная книга также актуальна. Подберите интересную литературу с яркими картинками, крупными буквами, увлекательными сюжетами;
  • проводите занятия дома, на улице, в поликлинике, на прогулке;
  • учитывайте характер сына или дочки. Непоседе требуется больший перерыв между занятиями, его сложнее заинтересовать, чем усидчивого ребёнка. Приложите фантазию, создайте приятную атмосферу для занятий. Обучение проводите в игровой форме;
  • не сетуйте на недостаток финансов: многие игры «в слова» не требуют ни копейки средств, важно лишь ваше желание.

Совместное обучение

Во время занятий усадите рядом любимую игрушку: с мишкой или куклой читать интереснее. Пусть ребёнок покажет «другу», как он хорошо читает. Предложите развлечь зверюшек, прочитать мишке сказку на ночь. Обычно детки с радостью соглашаются, чувствуют себя покровителями, «родителями», читают с важным видом.

Секретная переписка

Простой приём, поощряющий малыша читать как можно чаще. Игра с практическим значением.

Первый вариант:

  • перед уходом из дому объясните, что идёте по делам, но не можете сказать куда, чтобы не нарушились планы;
  • сохранить тайну поможет записка, где вы указываете причину, место нахождения;
  • дети любят секреты, охотно соглашаются поиграть в «спецагентов»;
  • такие записки могут писать другие члены семьи;
  • отличная развивающая игра для мальчиков. Многие девочки также с удовольствием принимают условия.

Второй вариант игры:

  • поиск «клада» в квартире;
  • каждый следующий шаг, направление движения указано в новой записке;
  • пишите не слова или словосочетания, а короткие предложения.

Рациональное чтение

Предложите короткий текст интересной тематики. Задача – предупредить сильную усталость глаз, избавить от понятия «чтение – это повинность».

Материал даётся тяжело? Достаточно 3–4 строки, затем отдых. Не провоцируйте отвращение, упрямство слишком настойчивыми занятиями.

Занятия перед сном

Вспомните наблюдение о том, что хорошо запоминается последнее из прочитанного. Купите интересную книгу, каждый день перед сном давайте первокласснику немного почитать, чтобы сохранилась интрига. История должна быть увлекательной, но без монстров и погонь.

Найди предложение

Полезное упражнение тренирует внимание, развивает восприятие на слух. Возьмите книгу с крупным шрифтом, скажите ребёнку, пусть внимательно слушает вас. Начните читать предложение, остановитесь. Задача ученика – найти прерванную фразу, продолжить дальше.

Меняйтесь ролями: пусть первоклассник побудет учителем, проделает ту же работу.

Скороговорки

Отличное занятие не только для деток, которые учатся выговаривать букву «р». Короткие фразы, забавные четверостишия тренируют речевой аппарат, учат чётко, бегло произносить слова.

Скороговорение чем-то напоминает скороговорки, но быстро, чётко произносить нужно не две-три фразы, а целый текст. Покажите пример, дайте тот же текст первокласснику. Регулярно проговаривая слова в быстром темпе, с максимально чёткой артикуляцией, ребёнок учится бегло читать, развивает речевой аппарат.

Хорошая библиотека

Подберите интересные книги. На полку поставьте познавательную литературу, подходящую по возрасту. Предложите сказки, детские энциклопедии, развивающие игры, рассказы с любимыми героями. Младших школьников заинтересуют панорамные книжки. Выбирайте больше интересных стихов о животных с яркими иллюстрациями.

Обучение между делом

Занятия аналогичны обучению счёту. По дороге домой предложите ребёнку почитать вывески на магазинах, кафе, названия продуктов на ценниках, наименования учреждений.

В поликлинике часто вешают плакаты (информацию по профилактике) с крупными картинками. Дети часто интересуются, что там такое, на большой картинке. Объясните, что он может сам понять смысл, предложите изучить плакат «для взрослых детей». Расскажите по ходу прочтения надписей, что такое микроб, профилактика дизентерии и так далее, доступно раскройте сложные понятия. Двойная польза: чтение и ознакомление с правилами предупреждения многих болезней.

Узнайте интересные подробности о симптомах и лечении краснухи у детей.

Как выбрать детскую смесь для новорожденных? Посмотрите характеристику в этой статье.

На странице http://razvitie-malysha.com/zdorovie/bolezni/drugie/pnevmoniya.html прочтите о симптомах и первых признаках пневмонии у ребенка.

Игра в слова

Эффективное упражнение для развития речи, пополнения словарного запаса, концентрации внимания, улучшения скорости мышления.

Самая простая игра:

  • выберите гласную или согласную букву, например, «к»;
  • подбирайте названия животных, растений, явлений, овощей, имена девочек/мальчиков, начинающиеся с «К».

Города:

  • популярную игру знает не одно поколение;
  • суть: каждое следующее слово начинается на букву, которая стоит на конце предыдущего. Например, Москва – Анкара – Армавир – Ростов и так далее;
  • если ребёнок плохо знает названия населённых пунктов, предложите другую тему, например, животные. Например, кот – тигр – рысь – слон – носорог – гиена и так далее;
  • играть можно до бесконечности, тем достаточно. Игра в слова долго не надоедает, позволяет содержательно провести время в транспорте, поликлинике.

Параллельные упражнения

Ещё одно эффективное упражнение. При регулярных занятиях улучшается память, проходит тренировка концентрации, активизируется восприятие на слух.

Суть метода:

  • у взрослого и ребёнка одинаковые тексты;
  • «учитель» читает фразы в разном темпе, «ученик» следит за словами карандашом или пальцем;
  • взрослый читает текст чётко, громко, первоклассник – про себя;
  • текст не очень длинный, 8–10 коротких предложений;
  • после прочтения взрослый выясняет, заметил ли ребёнок изменение темпа, может ли показать отрывок, где скорость была быстрее/медленнее;
  • поменяйтесь ролями. Пусть первоклассник побудет учителем, выразительно прочитает текст, а взрослый выполнит ту же задачу.

Борьба с регрессией

Иногда быстрому чтению мешают возвратные движения глаз: ученик всё время «оглядывается» на прочитанные фразы, медленнее выговаривает новые слова в следующем предложении. Логопеды предлагают простой способ решения проблемы.

Что делать:

  • предложите ученику закладку или лист бумаги, желательно плотной;
  • ребёнок читает, взрослый сразу закрывает прочитанное слово;
  • получается, что видны только новые предложения;
  • постепенно детки перестают смотреть на предыдущую фразу, увеличивается скорость чтения.

Устранение логопедических проблем

К школе ребёнок должен правильно произносить все звуки. Если у первоклассника до сих пор неверное произношение, непременно посещайте логопеда, исправляйте огрехи. Без чёткого произношения всех букв сложно составить правильные слова.

Нередко над учеником, плохо выговаривающим «р», «теряющим» часть слова или окончания, смеются одноклассники. Первоклассник боится ответов на школьных занятиях, опасается насмешек. Со временем нежелание читать вслух отрицательно скажется на скорости чтения. Задача родителей – поддержать сына или дочку, подбодрить, поговорить с логопедом, подобрать комплекс эффективных упражнений.

Не отчаивайтесь, если ребёнок пока не может бегло прочесть предложение. Некоторые детки читают медленнее, но более вдумчиво. Возможно, литература не его конёк: сделайте упор на любимый предмет, но чтение всё равно не запускайте.

Регулярно занимайтесь сыном или дочкой, придумывайте интересные игры для развития речи, подавайте личный пример. Чем чаще у вас в руках будет книга или журнал, тем скорее ребёнка заинтересует полезное занятие. Ещё раз изучите советы, подумайте, все ли приёмы вы использовали, чтобы научить первоклассника быстрому чтению.

Далее видео о том, как развить технику чтения у детей методом «стихотворения»:

razvitie-malysha.com

Как научить ребенка в 1 классе читать

Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.

Обучение чтению — главная задача в 1 классе

Техника чтения

В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.

Что такое техника чтения у детей

Причины медленной скорости чтения

  • Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
  • Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
  • Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
  • Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
  • Отсутствие заинтересованности к чтению.

Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги — и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?

Совместное чтение — лучший способ привить любовь
  • Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше – с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
  • Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
  • Дислексия – серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам – дефектологу и логопеду.
Причины дислексии — нарушения чтения

Полезные советы для родителей

Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.

Надо ли научить ребенка читать до школы

Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:

  1. Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
  2. Совет №2.  Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
  3. Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
  4. Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
  5. Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
  6. Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
  7. Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
  8. Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.
О пользе семейного чтения

Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.

Занятия

Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.

Чтение игрушкам — увлекательная игра

Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.

Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.

Нельзя наказывать за не успехи в чтении

Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.

Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.

Чтение «между делом». Читать можно не только книги. Во время прогулки изучайте вывески магазинов, в поликлинике рассмотрите полезные плакаты о болезнях и их профилактике.

Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.

Таблицы Шульте для скорочтения

Таблица Шульте

Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.Вы прочитали статью о том, как научить ребёнка быстро читать. Но помните: какой бы вариант занятий вы ни выбрали, самое главное, что должны понимать родители – привить у детей любовь к книгам можно только собственным примером. Читайте сами, обсуждайте интересные книги за семейным ужином, посещайте всей семьёй библиотеку, и ваш ребёнок не просто научится бегло читать, но и будет делать это с удовольствием.

detki.guru

Проверенный метод, как правильно научить ребенка читать бегло по буквам

Многие из нас еще помнят тот самый красный букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное — правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними — и их ребенок.

И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.

Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.

Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.

— С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.

— В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.

— Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.

Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.

Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?

— у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;

— у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;

— ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;

— фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.

Как правильно научить ребенка читать, чтобы не вызвать слез, упреков и обиды ? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки, а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.

Так же как малыши учатся понимать устную речь, они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.

Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.

Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.

Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать. Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.

Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.

Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.

КАК ЛЕГКО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ

10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно :

СОВЕТ 1

Какой методики обучения чтению придерживаться ? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.

СОВЕТ 2

В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.

СОВЕТ 3

Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.

СОВЕТ 4

Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.

Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.

СОВЕТ 5

Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.

СОВЕТ 6

Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.

СОВЕТ 7

После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы — ло».

СОВЕТ 8

Как легко научить ребенка чтению по слогам ? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.

СОВЕТ 9

В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.

А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.

СОВЕТ 10

Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.

Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕГЛО ЧИТАТЬ 

Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное — правильно. Заниматься обучением ребенка шести — семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день — не более 4 уроков.

УРОК 1

Как правильно развить у ребенка зоркость

Попробуйте выполнить такое задание:

— В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

— Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

УРОК 2

Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка

Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.

Игра «сложи слово из половинок»

Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

УРОК 3

Как быстро натренировать внимание

Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

УРОК 4

Смысловая догадка (антиципация)

Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

УРОК 5

Учите ребенка параллельному чтению

Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

УРОК 6

Чтение на время

Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст.

УРОК 7

Игра «сделай ударение»

Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

УРОК 8

Смотрите диафильмы

Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения.

УРОК 9

Как развить у ребенка поле зрения

а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

б) Предложите ребенку прочитать незнакомый текст про себя. Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем предложите пересказать прочитанное. Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.

Потренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами.

УРОК 10

Поиграйте в ролевое чтение.

Читать текст нужно с разной интонацией: медведь – грубым голосом, зайчик – тоненьким и тихим голосом.

УРОК 11

Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно.

www.vospitaj.com

как научить ребенка бегло читать

Безусловно, каждый родитель мечтает, чтобы малыш рос смышленым умницей, умел формулировать свои мысли и вести диалог, находить общий язык с другими людьми и чувствовать себя комфортно в любом коллективе.

Обучение чтению можно начинать с 3 лет

Удивительно, но во всем этом ему может помочь умение бегло читать, ведь именно оно будет способствовать более быстрому мышлению и формулированию мыслей, а также расширению кругозора и словарного запаса.

Роль умения читать в развитии малыша

Начать развивать этот навык никогда не рано. И первое, что вы можете сделать для создания благоприятной основы для обучения чтению, — это привить малышу интерес к книгам. Для этого вы можете с первых дней жизни читать сыночку или дочке детские книжки, вместе рассматривать картинки, переворачивать странички. Последнее будет также способствовать развитию мелкой моторики, что в свою очередь, опять же простимулирует развитие речи и навыка чтения.

Подрастая, ребёнок будет проявлять все больший интерес не только к картинкам, но и к словам и буквам.

Чтение на ночь — очень хорошая семейная традиция

Сделать ребенка увлеченным читателем абсолютно в ваших силах, а хорошие семейные привычки, к примеру, чтение книг на ночь, только спровоцируют еще больший интерес к чтению.

Современные методики

Существует достаточное количество методик для того, чтобы научить ребенка читать и читать бегло, и чем младше ваш малыш, тем большим выбором вы обладаете. Остановимся более подробно на самых популярных из них.

Методика Глена Домана или методика обучения чтению целыми словами

Этот метод универсален и подходит для обучения деток с первого месяца жизни. Его суть заключается в обучении чтению целыми словами, что изначально формирует способность «схватывать» слово целиком, что впоследствии способствует развитию у ребёнка навыка скорочтения. Малышу показывают карточки с различными словами на протяжении времени озвучивания написанного слова, т.е. показ одной карточки занимает 1-2 секунды. В течение одного показа малыш видит до 10 карточек со словами.

Метод Домана — этапы обучения

Через определенный период (у каждого малыша по-разному) мозг маленького человечка самостоятельно выходит в понятие буквы, и с этого момента ребенок может читать любые слова.

Мамы и папы, ограниченные во времени для занятий с малышом, будут рады узнать о большем количестве готовых видеоуроков по методике Глена Домана, которые можно показывать своему малышу.

Вот один из них:

С их помощью можно научить малыша читать без особых временных затрат со стороны родителей. Конечно же, идеальной будет ситуация, если вы будете находиться рядом с ребенком во время просмотра, поддерживая малыша и комментируя происходящее на экране. Но даже если малыш будет смотреть видео в одиночестве, вы всегда будете уверены в том, что он проводит время с пользой.

Карточки Домана можно купить в книжных магазинах

Пожалуйста, следите за гигиеной зрения и дозируйте время просмотров.

Методика обучения чтению по слогам

Смысл метода заключается в поэтапном изучении сначала букв, начиная от простых, к примеру, открытых твердых гласных и звонких согласных, постепенно продвигаясь к более сложным (шипящим и свистящим) звукам.

Чтение по буквам и слогам — самый сложный способ

Буквы озвучиваются не по их названиям, а непосредственно звуком, который они обозначают в слове, т.е. не «ЭЛ», а просто «Л», не «КА», а «К».

После этого переходят к непосредственному соединению букв в слоги и поэтапному изучению слогов также от простых к сложным. Сложными являются слоги со сложными звуками либо те, где гласная стоит перед согласной. Когда ребёнок научился читать слоги, он переходит к чтению простых слов.

Игра со слогами детям очень нравится

Методика обучения чтению по слогам по кубикам Зайцева

Н. Зайцев утверждает, что элементарной частью речи нужно считать слог, а не букву, поэтому эта методика сразу же останавливается на слогах и составлении из них слов, дополнительно уделяя много внимания яркости кубиков (они могут быть разноцветными), их размеру и звучанию (внутрь кубика могут насыпаться различные наполнители). Таким образом, при игре с кубиками активизируются различные зоны памяти в мозге, что, безусловно, способствует более быстрому непроизвольному овладению информацией и позволяет научить ребенка читать в достаточно сжатые сроки.

Кубики Зайцева можно разложить по всему дому

Буквы на кубиках читаются с расстояния 10 метров, что не создает зрительного напряжения и не требует излишней концентрации внимания малыша.

В готовые комплекты часто входят также таблицы со слогами и буквами, а также диски с музыкальным сопровождением для подпевок. Последнее особенно нравится деткам и без труда запоминается в первую очередь.

Методика обучения чтению по кубикам Чаплыгина

Эта оригинальная методика появилась совсем недавно — она была запатентована в 2008 году. В готовые комплекты входят одинарные кубики и двойные вращающиеся кубики на одной подставке, которые формируют различные слоги. Благодаря этой методике вы сможете легко научить малыша читать путем увлекательной игры. Очень скоро он сможет самостоятельно выстраивать слоги и слова, используя эти кубики. А чуть позже даже выражать свои мысли целыми предложениями, таким образом, по сути, обучаясь еще и письму.

Набор Чаплыгина состоит из динамичных кубиков и карточек

Сравнение методов

Долгое время применяемая методика обучения чтению по буквам является, пожалуй, самой неудачной, если мы говорим о последующем желании научить ребенка читать бегло с постоянным увеличением скорости озвучивания текста. Дело в том, что ребёнку, обучаемому по этому методу, часто свойственно зацикливаться на конкретной букве. Со стороны можно наблюдать, как он старательно водит пальчиком от одной буковке к другой с черепашьей скоростью. Именно этот пальчик на букве не дает ему увидеть не то, что слово или предложение целиком, но часто даже слог. Поэтому для таких деток чтение часто превращается в мучение с максимальным нервным и зрительным напряжением.

Учимся читать без напряжения — это лучший споспоб

Убедить такого малыша в том, что чтение — это прекрасный захватывающий и увлекательный мир, довольно тяжело.

Если ваш малыш уже умеет читать и ходит в школу, то для него становится особенно актуальна высокая скорость чтения, т.к. от нее порой зависит общая успеваемость. Сама школа уделяет немало внимания технике чтения, часто концентрируюсь на нормах и цифрах слов в минуту, и этому, безусловно, есть объяснение. Беглое чтение позволяет быстро читать и понимать условия задач и упражнений, осваивать информацию по истории или географии, что не приводит к излишнему напряжению и усталости ребенка.

Не стоит надеяться только на школу

Способность бегло читать значительно увеличивает оперативную память ребёнка, способствует повышению концентрации внимания и помогает развитию мышления.

Могу ли что-то сделать я, как мама или папа? Конечно!

У вас, как у родителей, также есть возможность научить своего малыша читать с хорошей скоростью и сделать этот процесс более приятным и увлекательным. Существует множество игр, в которые вы можете играть вместе с вашим ребенком.

Занятия с малышом должны быть регулярными

Приведем несколько примеров:

  1. Найди предложение. Вы зачитываете предложение, а ребенок быстро ищет его местонахождение в тексте.
  2. Вы начинаете предложение, ребенок подхватывает и быстро дочитывает его до конца.
  3. Ребенок ищет слова в заранее подготовленных вами буквенных сетках.
  4. Вы читаете текст, ребёнок водит пальчиком в аналогичном тексте вслед за вами.
  5. Вы даете ребёнку небольшой текст и буквально пару секунд для того, чтобы бегло с ним ознакомиться. А затем задаете вопросы по тексту. Это очень эффективное упражнения, требующее максимальной фокусировки внимания и провоцирующее активное использование бокового зрения, соответственно расширяя потенциальное оперативное поле зрения ребенка.

Еще несколько советов для заинтересованных родителей

  1. Жужжите вместе с малышом! Откройте один и тот же текст и вместе с малышом одновременно прожужжите его. Кто первый справился, тот и молодец! Этот метод дает хорошие результаты, т.к. не требует полноценного произношения слова, а, следовательно, позволяет увеличить реальную скорость чтения «про себя».
  2. Проговаривайте скороговорки с преувеличенным усилием. Эта артикуляционная гимнастика способствует чистоговорению и чистому чтению, снизит потерю скорости на проблемных для проговаривания местах.
  3. Играйте со словами! Показывайте малышу, как при добавлении суффикса или приставки получаются новые слова. Прячьте карточки со словами по дому и просите принести определенные, разрезайте слова на две половинки и просите составить из половинок слова.
  4. Чередуйте чтение вслух и чтение про себя. К примеру, один абзац вслух, один про себя. Чтение про себя, как известно, гораздо быстрее, а при подобном чередовании скорость «немого» чтения может передаваться чтению вслух, таким образом, увеличивая его реальную скорость.
  5. Дайте ребёнку набор слов, из которых нужно составить предложение, пусть он решает головоломку.
  6. Устраивайте гонки на скорость с самим собой! Контролируйте технику чтения с секундомером в руках. Подстегивайте малыша. Озвучивая результат, говорите: «Здорово! Вот это да! А можешь еще быстрее?»
Учите с ребенком скороговорки — это поможет быстро читать

Вы также можете провоцировать использование навыка чтения в жизни и в домашних условиях, к примеру, оставлять записки различного содержания, подписывать предметы, развешивать картинки с названиями по дому, успевать читать вывески и рекламу из окна во время хода автобуса.

Ведь гораздо проще научить ребенка бегло читать — это показать ему реальную необходимость в этом навыке!

Имейте в виду, что если ваш ребёнок по-прежнему  читает медленно и неохотно, то вам необходимо сокращать время каждого занятия или игры, но проводить их чаще. Таким образом, малыш не будет успевать уставать от игры и терять к ней интерес.

Не забывайте также важное правило: быстро читает тот, кто читает много. Поэтому не жалейте времени на чтение вместе с ребенком, ведь это не только полезно, но и приятно и увлекательно!

Букварь для самых маленьких интересен с 2-х лет

Всегда можно подобрать захватывающую книгу именно для вашего малыша, которая откроет для него другой особенный мир. Также избегайте распространенной ошибки: не прекращайте чтение вслух для своего ребенка после того, как он научился читать самостоятельно, ведь скорость чтения у него еще не высока, да и просто послушать интересную историю или сказку, в спокойном режиме отслеживая текст глазками, так приятно для малыша! Это позволит вам избежать потери интереса к чтению, который нередко настигает родителей, излишне настаивающих на самостоятельном чтении практически сразу после того, как ребёнок научился читать.

В общем, не лишайте ребенка волшебных минут с книжкой и мамой или папой перед сном! Позвольте ему уютно устроиться рядом с вами и почувствовать себя маленьким и защищенным.

Подводя итог, хочется сказать, что навык беглого чтения ни для кого не будет лишним, т.к. создает фундамент для более быстрого поглощения информации и ее последующей обработки, что дает возможности для успеха в школе и в дальнейшей жизни.

Видео. Как научить малыша читать

detki.guru

Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.

* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»

* Средняя группа - учат различать мягкие и твёрдые согласные (бы-би, ма–мя)

* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.

В современных детских садах теперь отменили такую подготовку, хорошо, если развивающими играми занимаются. А программа первого класса рассчитана на то, что ребёнок уже прошёл эти этапы. На уроке он знакомится с новым звуком и буквой, учится отличать гласные и согласные звуки, читает слоги и слова, пишет изученную букву. На следующем уроке - новая буква. Если в классе много детей, то каждому учитель может уделить 2 минуты, чтобы почитать слоги. Как вы думаете, сможет ли ваш ребёнок научиться в школе читать, если вы не будете дома закреплять пройденную букву? Часто же, когда родителей просишь читать и дома слоги, они заявляют: «Он меня не слушается, читать не хочет» или «Я его зачем в школу отдала, вот вы и учите». Поэтому мои советы для тех родителей, кому небезразлична судьба собственного ребёнка.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Начинаем обучение:

Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.

Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.

Их 6.

А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.

С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.

Сначала 3–5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.

«Два столба наискосок, посредине поясок. Посмотрите, какова! Перед вами буква А.»

«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»

Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?

Учим алфавит в игровой форме - с помощью животных и веселых стихотворений про них!

Читать дальше

Дидактические игры:

«Кто больше придумает слов на А?» (можно имён), «Кузовок» (сложить в корзинку предметы на А). Напечатайте на цветном принтере гласные звуки красным цветом, крупным шрифтом и по мере изучения наклеивайте на домашние предметы (А - аквариум) и т.д.

После изучения этих букв начинаем ежедневно петь песенку гласных, именно петь, а не читать: А А А А А, У У У У У, О О О О О, И И И И И , Ы Ы Ы Ы Ы , Э Э Э Э Э.

Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).

АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.

Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.

Таблица 1.

ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).

После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.

Таблица 2.

мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата

Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)

ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги

Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я ( произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)

Таблица 4. (У, Ю) (Э, Е) (Ё ,О) (А, Я)

му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня

Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)

за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка

Таблица 6. (Учимся читать слова с закрытым слогом)

он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил

боч-ка кош-ка мыш-ка миш-ка шиш-ка лож-ка печ-ка рыб-ка дыр-ка кор-ка лод-ка бул-ка гор-ка пуш-ка

Таблица 7. (Отрабатываем произношение твёрдых и мягких согласных)

Мал-мол-мыл-мул-мил-мел   вал-вол-вёл-вил   бак–бок–бык–бук   был–бил-бел   кот-кит  лак–лик-лом–лес–лис  нос–нёс   сук–сок-сыр–сер– сел  рыл–рёв-рот-рис–рад  ток-тик–тук

Дидактические игры со словами

Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)

«Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова,

Станут новые слова.»

Игра "Авария" (напечатать слоги, вразброс по листу: зеб – ра, бе – ге - мот, жи - раф, кро - ко - дил, шим - пан - зе, ге - пард, пан - те - ра, дико - браз, ли - си -ца, ма - ка - ка)

«Дело было в воскресенье

У слона на день рожденья.

Гости пели, веселились

И на части развалились.

Помогите поскорей

Из слогов собрать гостей».

Игра "Слово в слове". (Отыщите другие слова в большом слове)

Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).

Игра "Перевёртыши". (анаграммы), (составьте слово наоборот).

Нос – сон, кот – ток, кит – тик, насос – сосна, мала – лама, лом – мол, налим – лиман, вол-лов, лес – сел.

Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).

Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни.

Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)

«Неизвестно что случилось.

Только буква заблудилась.

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.»

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

***

Забодал меня котёл

На него я очень зол.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

***

Бежит волна за кораблями.

Летают майки над волнами.

На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

А о чём они кричат?

Вы спросите у врачат.

***

Врач напомнил дяде Мите:

"Не забудьте об одном -

Обязательно примите

Десять цапель перед сном".

Наращивание слов. (Добавьте новый слог)

Рог – пирог, бок – грибок, бор – забор, ход- поход, сук- барсук, нос – поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ – карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.

Собери слова в корзинку.

Скок, скок, поскок.

Мы отправились в лесок.

Соберём слова на –ОК

И положим в кузовок.

Грибок, лесок, голосок, колобок, песок, носок, чулок, колосок, волосок, замок, мысок, сучок, щенок.

Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези) Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С Б ___К Л_____К М____Л В______Л Б ___К Л_____К М____Л бак лак мал сок вал нос бок лук мол сук вол нёс бук лес мул выл бык лис мыл

Лишнее слово (Прочитать, назвать лишнее слово, объяснить, почему)

Чашка ложка кошка тарелка. Лиса рыба волк рысь. Шкаф кровать диван слон. Дождь лето осень зима весна. Лыжи санки коньки велосипед. Зебра крокодил тигр медведь.

Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.

Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.

Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.

Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.

Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.

Фото: https://www.pexels.com, http://www.globallookpress.com/

www.u-mama.ru

Как научить ребенка беглому чтению. Может кому-нибудь интересно)

Как правильно развить у ребенка зоркость

Попробуйте выполнить такое задание:

— В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.

— Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.

УРОК 2

Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка

Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, http://bebi.lv/detskie-bolezni/iskrivleniye-nosovoy-peregorodki-operatsiya.htmlи помогают сделать речь четче.

Игра «сложи слово из половинок»

Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.

УРОК 3

Как быстро натренировать внимание

Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.

УРОК 4

Смысловая догадка (антиципация)

Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.

Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, http://bebi.lv/zagadki/russkie-narodnye-zagadki-i-pro-russkiy-yazyk.html. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.

УРОК 5

Учите ребенка параллельному чтению

Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.

УРОК 6

Чтение на время

Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.

Для развития http://bebi.lv/poslovici/dlinnaya-i-slozhnaya-liguriya-skorogovorka.html. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.

Как научить ребенка хорошо читать? Малыш должен научиться читать про себя. Когда ребенок читает вслух, глаза видят текст и посылают сигнал в мозг. При этом подготавливаются органы речи, а уши воспринимают проговариваемый текст. УРОК 7

Игра «сделай ударение»

Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.

Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.

УРОК 8 Смотрите диафильмы

Это занятие http://bebi.lv/poslovici/schitalki-dlya-shkolnikov.html.

УРОК 9

Как развить у ребенка поле зрения

а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.

б) Предложите http://bebi.lv/poslovici/skorogovorka-zhili-byli-tri-kitaiytsa.html. Делать это нужно максимально быстро и с сомкнутыми губами. Затем http://bebi.lv/poslovici/samye-slozhnye-skorogovorki.html. Теперь можно прочесть текст снова, но уже вслух.

Предложите ребенку почитать вслух под сопровождение музыки.

Потренируйте ребенка читать слова, написанные разными шрифтами.

УРОК 10

Поиграйте в ролевое чтение.

Читать текст нужно с разной интонацией: медведь – грубым голосом, зайчик – тоненьким и тихим голосом.

УРОК 11 Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу, а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому http://bebi.lv/poslovici/raznye-skorogovorki-dlya-detey.html.

УРОК 12

Игра «найди слово»

Проговорите любое слово и предложите ребенку быстро его найти в тексте. Так происходит формирование способности видеть целостный образ слова и развивается словесная память.

УРОК 13

Ритмическое упражнение

Во время чтения незнакомого текста, ребенок должен простучать карандашом определенный ритм, который выучен заранее.

УРОК 14

Игра с согласными буквами.

Предложите ребенку сделать вдох: а во время выдоха быстро прочитать любой набор из пятнадцати согласных букв. Например: р, т, д, к, ш, в, н, г, с, ч, х, б, ф, ж, п.

Теперь вы знаете, как научить ребенка хорошо и бегло читать. Но ни в коем случае не пытайтесь http://bebi.lv/poslovici/skorogovorki-smeshnye-dlya-trenirovki-proiznosheniya-u-detey.html, если ему не исполнилось 6 лет или он еще плохо подготовлен (знает не все буквы, часто произносит слова неправильно во время чтения простого текста, написанного большим шрифтом).

www.baby.ru