Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Формирование умений и навыков у ребенка 6-7 лет. Навыки ребенка в 6 лет


Формирование умений и навыков у ребенка 6-7 лет

 

Ваш ребенок растет с каждым годом, он все больше умеет и понимает. Давайте посмотрим, что должен уметь будущий школьник в 6-летнем возрасте и поможем ему подготовиться к школе.

Внимание и память дошкольника шести лет пока не обладают высоким уровнем произвольности, зачастую ребенок оказывается во власти эмоций, впечатлений, ярких событий, происходящих вокруг. Дети по-прежнему могут легко отвлекаться, быстро уставать, нуждаться в частой смене деятельности. Неинтересные, однообразные занятия, для выполнения которых нужна сила воли, могут отвергаться ребенком. Между тем именно в предшкольный период развитие произвольного компонента (сознательно управляемого ребенком) необходимо. Поддержка и обучение взрослым ребенка должны содержать постепенное формирование произвольности внимания, памяти, ответственности в выполнении тех или иных заданий, тем более что и уровень морально-нравственного развития малыша уже позволяет это. Взрослым стоит побуждать ребенка к тщательности в выполнении заданий, поддержке, помощи на первых порах, если необходимо.

О возможности оказания помощи детям, поддержки хочется поговорить отдельно. Все мы знаем такой банальный вид деятельности, как раскрашивание книжек-раскрасок. Несмотря на простоту, оно может быть весьма полезно и для развития мелкой моторики, и для тренировки усидчивости, выносливости, и для формирования произвольности.

В моей практике иногда встречаются дети, которые в силу слабой координации движений пальцев и низкой зрительно-моторной координации совершенно не могут работать даже с простыми раскрасками. Кроме имеющихся внутренних трудностей (недостатков в развитии процессов), ситуацию еще может усугубить и элементарное сравнение ребенком самого себя со сверстниками. Ребята не могут не видеть, как получается у них самих и как у других. Более того, они не могут не видеть разницу в прилагаемых усилиях, притом что их результат чаще всего далек от совершенства. Все это не добавляет у ребенка желания продолжать эту деятельность. Выход из такой ситуации не так сложен, хотя и очень кропотлив и долог.

Итак, дайте ребенку небольшую (работать важно постепенно, по чуть-чуть) и несложную раскраску. Предложите раскрасить ее, и когда ребенок начнет выполнять задание, предложите свою помощь. Дети обычно соглашаются, помощь принимают. Далее я обычно спрашиваю: «Что мне можно раскрасить?», «Каким карандашом?» Я делаю только то, что позволяет мне ребенок, при этом работаем мы с ним одновременно на одном листе бумаги. За 10 минут (время, на которое хватит внимания шестилетнего ребенка, у которого данный вид деятельности не очень получается без слишком больших усилий) можно таким образом успеть раскрасить рисунок: взрослый больше, ребенок меньше, но это нестрашно. Важно поддержать и дать возможность увидеть, что все возможно и все достижимо. И в данном случае очень важно увидеть, что он тоже может, ведь это он раскрасил рисунок, а вы только рядом были. Постепенно пропорцию работы взрослого и ребенка нужно изменять, время увеличивать, и так постепенно можно добиться определенной положительной динамики. Таким образом мы учим ребенка кропотливости и усидчивости, и развиваем его пальчики, и оказываем ему поддержку, давая возможность понять, что все получится, что все будет хорошо (а это очень важное ощущение, оно дает веру в собственные силы).

Зрительное восприятие, как правило, уже к шести годам развито довольно неплохо. Сложнее обстоит дело с восприятием времени, но и здесь не все так страшно. К концу седьмого года жизни ребенок ориентируется не только в категориях «прошлое — будущее — настоящее», но и в днях недели, временах года, месяцах. Несколько сложнее для ребенка научиться определять длительность событий, понимать показания часов — этот навык обычно приобретается уже в школьные годы.

На бытовом уровне ребенок может ориентироваться в пространстве. Фразы вроде «спуститься по лестнице вниз», «зайти за угол», «встать между родителями» могут использоваться им свободно и без ошибок. В течение седьмого года жизни важно научить ребенка и ориентации в пространстве листа бумаги, тетради. Это умение обязательно пригодится будущему школьнику, когда в условиях группового обучения необходимо будет понимать словесную инструкцию учителя при выполнении тех или иных заданий в тетради, альбоме, прописи.

В этом возрасте уже хорошо видны различные специфические особенности детей. Так, по-разному проявляются механизм запоминания, различные склонности и способности, уже могут быть заметны личностные особенности. Конечно, всю гамму индивидуальных особенностей не стоит скидывать со счетов и, организуя обучение и развитие ребенка, стоит ориентироваться на них в первую очередь. Да, безусловно, малыша необходимо развивать всесторонне, но все же было бы неплохо основываться на том, что ему дано от природы.

Если ваш ребенок все еще не умеет читать, целесообразно уделить этому особое внимание. Если обучение чтению происходит с существенными трудностями, необходимо обратиться за консультацией к специалисту — дефектологу, логопеду, психологу, возможно, сходить на прием к невропатологу. Рекомендация научить ребенка читать — это вовсе не желание снять ответственность за данный процесс со школы, с учителя (как, к сожалению, иногда говорят родители, «выполнить за учителя его работу»). Просто когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача за первый год обучения овладеть чтением и письменной речью, а одновременное усвоение этих двух принципиально разных навыков может привести к значительным затруднениям. Обусловлено это особенностями функционирования головного мозга, в силу чего стоит в шесть лет или даже раньше, если ребенок к этому уже готов, учить его читать, а с приходом в школу — в семь лет — учить писать. С различными технологиями и приемами обучения чтению можно ознакомиться в специальных изданиях.

Кроме самого обучения технике чтения не забывайте продолжать читать ребенку различные книги вслух — сказки, рассказы, истории, статьи. Это, с одной стороны, стимулирует развитие речи, увеличивает активный словарный запас ребенка, а с другой — побуждает его научиться читать самостоятельно, подхлестывает интерес к усвоению грамоты. И конечно, когда вы читаете ребенку, не забывайте обсуждать с ним прочитанное. О чем прочитали, кто главные герои, что происходит, последовательность событий, отношение к тому, что услышал. Такая практика стимулирует развитие творческого мышления ребенка, фантазии — предложите ему придумать другое окончание к сказке или рассказу, нарисовать по описанию какого-нибудь таинственного жука или придумать, как могла бы выглядеть машина с супердвигателем.

Ребенок активно растет и развивается как личность, и в нем «этажик за этажиком» формируются новые качества, черты характера. Ребенок уже смог доказать себе, что он может что-то сделать сам, у него появился девиз «Я сам». Когда что-то получается, он может что-то выполнить, и так возникает девиз «Я могу». И в пять-шесть-семь лет он может доказать себе «Я могу сам, я справлюсь». Ребенок в шестилетнем возрасте продолжает учиться проявлять инициативу, ставить задачу и выполнять ее. И именно в этом возрасте человеку как никогда важно что-либо создавать. Это может быть все что угодно — домики, картинки, пластилиновых человечков, бусы из ягод и т. д. Важно, чтобы были результаты его труда, его замысла. Взрослые должны помнить — ребенок сам ставит цель и ее достигает, и, чтобы не загубить на корню инициативность ребенка, его веру в собственные силы, необходимо поддерживать его начинания. Поэтому задача взрослых на данном этапе — поддержать ребенка, похвалить результат его труда, даже если им так совсем не кажется. Устраивайте выставки детских работ, раскладывайте и развешивайте их на видном месте, показывайте и дарите друзьям и знакомым, ведь этого ребенок достиг сам.

Сам придумал, сделал, довел начатое до финала. Все это дает ребенку возможность верить в собственные силы, знать, что он может быть компетентен в чем-либо. И пусть пока что он еще совсем мал, но пройдет время, старые детские забавы давно забудутся, а вера в себя, свои силы, возможности останется с ним на всю жизнь.

P.S. Вашему ребенку будет приятно получить в подарок детские наборы. Но перед его покупкой реально оцените возраст ребенка и площадь, которую займет такой набор.

www.kraskizhizni.com

Развитие ребенка в 6 лет: основные навыки и умения

Празднование шести лет позади. Теперь перед родителями встаёт вопрос о том, пора ли в школу или ещё рано? Вопрос этот всегда актуален.

У детей 6 лет активно развивается мышление, желание узнать, как устроен внешний мир, природа, человек. А основным отличием от малышей являются их многочисленные умения и уже достаточный жизненный опыт.

Какие умения есть у шестилетки?

  • Словарный запас

У шестилетнего ребёнка большой запас слов. Его речь понятна не только близким взрослым, но и другим детям, с кем дружит и общается ребёнок. Ведь чтобы играть со сверстниками эффективно и с интересом, нужно уметь объясниться. А для этого нужно уметь использовать непростые грамматические формы. Например, предлоги, падежи и склонения глаголов. Использовать союзы, чтобы речь была грамотной и понятной. Если это умение не сформировано, то соратник по игре, не поняв, что от него хотят, начнёт играть сам по себе. Самое важное приобретение этого возраста – хорошее владение своей речью. Дальше это умение нужно развивать и совершенствовать.

Вывод: шестилетний ребёнок умеет донести свою мысль не только до понимающего его близкого взрослого, но и до ровесника.

  • Понимание речи взрослых

Ребёнок в 6 лет сможет разобраться в сложных разговорах между взрослыми. У него сформировано много речевых навыков, он задаёт интересные и сложные вопросы и будет очень внимателен к рассказам и ответам взрослых.

Итак, шестилетка уже обладает более глубоким пониманием речи.

Ребёнку 6 лет уже проще усидеть на месте долгое время, занимаясь одним делом. Мозг и нервная система меняются и укрепляются. Особенно важная роль принадлежит лобным долям головного мозга. Именно здесь происходит контроль действий и деятельности в целом.

  • Интерес к образованию

Дошкольник к шести годам способен с большим вниманием и сосредоточением изучать интересный ему предмет. Он просит у родителей конкретную книгу или игру для изучения. Мамы и папы в такие счастливые моменты готовы сделать вывод о том, кем будет их чадо в будущем.

Шестилетний малыш может выполнить сложную работу-проект. Например, подарок к празднику для мамы или папы. Он, что очень важно, способен прислушаться к себе и регулировать своё состояние. Например, сказать взрослым, что плохо себя чувствует и поэтому отложит какое-то дело на потом. Это очень важная способность, которая поможет в дальнейшем обучении в школе и развитии.

Вывод: ребёнок ведёт себя более осознанно, произвольно и может контролировать как свои внешние, так и внутренние ощущения и менять своё поведение.

Бесстрашие – один из важных положительных моментов в развитии детей шести лет. Все новое вызывает любопытство, а не отторжение. Ребёнок готов пробовать все новое и неизведанное. Это происходит, так как нет внешних оценок, например, как у первоклассников.

Шестилеток одобряют даже за маленькую попытку и интерес к новому делу. А первоклассник уже доложен делать не просто хорошо, а на оценку «5». Если он получит неудовлетворительную внешнюю оценку, значит, он плохо старался, значит, нужно ещё трудиться, хочет он этого или нет. Шестилетний малыш ещё свободен от оценивания, поэтому он бесстрашен в освоении нового.

А теперь попробуем ответить на главный вопрос: так пора ли в школу? Шестилетка имеет широкий круг интересов, большой багаж знаний об окружающей жизни. Его высшие психические процессы, такие как внимание и мышление достигают нового высокого уровня. Познавательные процессы требуют всё больше новой информации, а бесстрашие и тяга к новым знанием с каждым днём обогащают среду развития ребёнка.

Этот возраст самый чувствительный для развития творчества и впитывания новых знаний. Тем не менее, это не повод бежать в школу, если нет уверенности и необходимости. Так как следует помнить, что школа прививает ещё и социальные правила и нормы. Там есть свои ограничения и запреты, а ребёнок к шести годам ещё не сможет следовать всем правилам. Ему будет нелегко как морально, так и физически. До школы нужно ещё «дозреть» и подходить к ней с полностью сформированной познавательной деятельностью и готовностью именно к обучению.

Тогда, какой выход?

Есть множество развивающих центров, занятий и кружков, где можно создать все необходимые условия для развития способностей шестилетнего ребёнка. А школу можно отложить на следующий год!

friendlymama.ru

Способности к обучению детей 5-6 лет Навыки и умения детей

Способности к обучению детей 5-6 летПриветствую Вас на сайте "Поцелуй ребенка"! В сегодняшней статье хочу завести речь о способности к обучению детей 5-6 лет. Мы уже рассматривали такие способности в возрасте 3-4 лет. И там мы давали подсказки родителям. А сегодня мы просто рассмотрим сами способности к обучению детей в возрасте 5-6 лет, навыки и умения детей, на что способен ребенок и что он умеет делать.

Способности к обучению детей 5-6 лет

В 5 лет дети с энтузиазмом могут решать возникающие проблемы. Они предлагают всё более творческие идеи, придумывая, чем заняться, и способны решать долгосрочные задачи. Например, ребёнок может целый день строить крепость из стульев и одеял. Если занятие пришлось прервать, то потом он с удовольствие возвращается к строительству и продолжает играть.

Малыш может задумать долгосрочный и сложный проект, к которому будет возвращаться каждый день в течение длительного времени. Например, он может вести дневник наблюдений за погодой.

Дети в состоянии думать о решении проблемы, возникшей неожиданно, и используют разнообразные подходы к решению абстрактных проблем. Например, если друзья запланировали играть на улице, но день выдался дождливым, они решают, где играть, чтобы не промокнуть и что делать с ограниченным пространством.

Ребёнок 5-6 лет анализирует сложные задачи, чтобы точно определить, нужна ли ему помощь, и если да, то какая.

Малыш предлагает творческие и необычные идеи по выполнению задач и каким-либо действиям. Например, он может спросить, где взять старые коробки, чтобы построить космический корабль или машину.

Дети проявляют интерес к более сложным умениям и навыкам. Например, хотят научиться кататься на коньках или роликах, помогать готовить на кухне или помогать папе в починке машины.

Ребёнок в этом возрасте осознанно делает свой выбор и может его проанализировать. Например, он может долго думать, пойти ли в магазин с мамой, погулять с папой или остаться дома с бабушкой.

Малыш становится более социальным, с удовольствием учится новому и предпочитает виды деятельности, в которых принимают участие и другие дети.

В играх принимает на себя всё более сложные роли и разыгрывает разнообразные ситуации. Например, может обыгрывать знакомую сказку, выступая в роли, как людей, так и животных.

Дети 5-6 лет задают сложные вопросы. Например, что будет, если дождь будет идти так долго, что затопит улицы? Почему солнце светит днём, а луна ночью? Родители! Будьте готовы к этому 

Ребёнок проявляет интерес к учёбе! Как к академическим навыкам: обучению письму, чтению, счёту; так и  к физическим: езда на двухколёсном велосипеде, роликах, коньках, скейтборде и многим другим.

Вот мы и рассмотрели основные способности к обучению детей 5-6 лет. А Вам остается только изучить, проанализировать, что умеет ваш ребенок и начать действовать по его "интересам", чтобы развитие ребенка было продуктивным для него, да и для Вас.

А так же изучите обязательно тему развития интеллекта у дошкольников с помощью развлечений.

И напоследок хочу предложить Вашему вниманию интересное видео - на что способен физически развитый ребенок 5-ти лет. Интересно было бы посмотреть на него - каким он будет, когда вырастет?!

Если Вам есть, что добавить или поделиться интересной информацией по теме статьи, то пишите комментарии внизу поста. И не забудьте поделиться с друзьями статьей, используя кнопки социальных сетей.

До новых встреч!

С уважением,  Ирина

Копирование текста статьи и размещение его на сторонних ресурсах только с добавлением активной ссылки на источник.

ПОЛУЧАЙ НОВЫЕ СТАТЬИ САЙТА НА ПОЧТУ САМЫМ ПЕРВЫМ

Зачем нужна подписка на новости сайта?

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Материалы по теме:

Еще интересненькое:

kiss-kids.ru

Ребенок в 6 лет: навыки самообслуживания / Малютка

Взрослея, ребенок глубже познает мир и ощущает себя его частью.С каждым днем у него появляется больше знаний, умений и навыков. И если в первые дни жизнималыш умел лишь «агукать», то к 6 годам – это уже маленький, но вполне взрослый человек. В таком возрасте отпрыск уже вполне самостоятельный, он учится все больше и больше вещей делать сам. Например, уже совсем несложным заданием для него сталоприготовление завтрака. Как минимум, насыпать в тарелку хлопья и залить их молоком чадо вполне сумеет, и это доставит ему немало удовольствия.Развитие навыков самообслуживания Как правило, родители относятся к растущей самостоятельности своего ребенка двойственно. Они рады, что отпрыск уже может сам одеться, но переживают, что он в любой момент может сбежать играть на улицу с друзьями – ведь мамина помощь ему теперь не нужна. Умение заботиться о себе – неотъемлемая составляющая социально-личностного развития ребенка.Самообслуживание шестилетки Когда ребенок становится относительно взрослым, лет в 6, он продолжает учиться самообслуживанию. Только теперь основные силы бросаются не на познание чего-то нового, а на усовершенствование и усложнение уже освоенных навыков. В этом возрасте большое значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это помогает повысить чувство ответственности и осознания значения своего труда. Так у чада вырабатывается понятие, что в жизни для достижения результата нужно приложить усилия.Мама Лариса с форума UAUA.info воодушевленно рассказывает: «Я была в гостях и была просто поражена навыками 7-летней девочки. Она сама может поставить чайник, ребенок моется и даже голову моет сама (!), родители даже в ванную не заходят. Больше всего меня поразило то, что она сама себе собирала одежду на завтрашний школьный праздник. Моему сыну – 6,5. Он до сих пор одевается с папиной помощью, подсказками, когда надеть свитер, и на какую ногу надеть сапог. Умывается разве что из-под палки».Своей историей поделилась и мама Ира: «Сыну – 6 лет. Пожалуй, чайник он бы согласился поставить, но я сама ему этого еще не разрешаю. Одевается… в зависимости от ситуации. Утром в школу приходится на него все самой надевать: он утверждает, что не умеет надевать носки или курточку застегивать. Зато как на улицу к друзьям бежит – так сам всё за 5 минут надевает. Мыться может сам, но только, если есть настроение. В общем, ребенок у меня самостоятельный, но многое зависит от его настроения».Действия родителей Мама с папой продолжают учить ребенка навыкам самообслуживания, но теперь они демонстрируют, как можно выполнить поставленную задачу лучше и проще. При этом важно помнить о самостоятельности чада, поэтому обозначьте границы своим советам. Наблюдайте за действиями отпрыска, старайтесь научить его проверять самого себя: правильно ли он оделся или тщательно ли почистил зубы, хорошо ли вымыл тарелку. Сейчас важно закрепить самостоятельность у ребенка. Дайте ему понять, насколько важны аккуратность и добросовестность в формировании взрослых навыков самообслуживания. Разрешайте и поощряйте его стремления помогать другим в этом виде деятельности. Мотивируйте смысл оказания помощи другим людям. Например, поблагодарите чадо за то, что он поправил Вам прическу: «Спасибо тебе, а то у меня был такой неаккуратный вид». Продолжайте работу над тем, чтобы ребенок каждую вещь клал на свое место и убирал по местам игрушки. Напоминайте ему об этих обязанностях. Говорите, что без его помощи в квартире будет грязно и неубрано, а с таким помощником маме гораздо легче. Если просьбы и напоминания не помогают, настоятельно требуйте от него таких действий – это приучит отпрыска к порядку и самостоятельности. Приучайте ребенка бережно относиться к своим вещам: чинить сломанные игрушки, чистить одежду, обувь. Объясните, что такое бережное отношение к вещам необходимо не только потому, что нужно быть опрятным, но и потому, что он уважает труд родителей, которые много работали, чтобы подарить ему ту или иную вещь.Важная роль родителей Поощряйте свое чадо в стремлении к самостоятельности. Хвалите ребенка, что бы он ни делал, и насколько хорошо бы у него это ни получалось. Не нужно спешить на помощь, если у отпрыска что-то не получается. Дайте ему возможность попробовать самому столько раз, сколько потребуется. Не торопите его, если он к чему-то не готов.Виктор Тимофеев, детский психолог: «Когда у ребенка формируются или совершенствуются навыки самообслуживания, похвала гораздо важнее, чем порицание. Очень важно в 6 лет закреплять «пройденный материал» умений и знаний ребенка. Если в этом возрасте только начать приучать его к самостоятельности и самообслуживанию, велика вероятность, что ребенок еще долго будет нуждаться в вашей помощи. Не нужно бросаться помогать ребенку одеться, если у него не получается надеть штанишки. Лучше похвалите его за старания и подскажите, как это можно сделать быстрее и легче». Относитесь с пониманием, если в ванной наступит хаос из-за самостоятельной попытки ребенка помыть голову. Родительская терпимость понадобится чаду и в его способности одеваться. Не нужно истерично смеяться, если увидите дочь в розовой водолазке, красной юбке, джинсах и шлепках. Придет время – и она научится одеваться правильно. Не оставляйте ребенка одного, пока он практикуется в своих навыках. Четко очертите границы дозволенного. Расскажите, почему нельзя самостоятельно включать плиту или резать мясо – объясняя, опирайтесь на небезопасность. Скорее всего, запреты ему не понравятся, но со временем чаду придется смириться с установленными првилами. Не переживайте, если у ребенка сейчас что-то не получается. Пройдет совсем немного времени – и его навыки значительно улучшаться. Вы и оглянуться не успеете, как он уже будет стирать, готовить ужин и водить машину. А пока наслаждайтесь, что он – маленький мамин помощник. Успехов вам в развитии детской самостоятельности и аккуратности!

malyutka.net

Что дети должны уметь в 6 лет? Навыки ребенка.

Детей нужно многому обучить до того, как они пойдут в первый класс. У ребенка в 6 лет должны быть элементарные знания, для этого ему понадобится помощь родителей, все что Вы вложите в разум вашего малыша, то он и будет знать. Всё зависит от родителей. Дети в таком возрасте становятся уже самостоятельными и вполне способны справится с несложными задачами по дому, они уже умеют многое.

Часто родители делают ошибку и не разрешают ребенку быть самостоятельным, так как переживают что ребенок не справиться (может обжечься, ударится, упасть и т.д.). В таких семьях дети вырастают совсем неприспособлены к самостоятельной жизни.

Навыки ребенка в 6 лет (что умеет)

  • Ребенок уже должен ориентироваться в местности и немного знать географию.
  • Ориентироваться во времени.
  • Разгадывать логические загадки (Развито логическое мышление).
  • Есть навыки самообслуживания. Сам одевается, собирается, убирает в комнате, моет за собой посуду, может постирать вещь, поставить чайник и сделать себе чай, застелить кровать.
  • Может сосредоточится на интересном для него занятии 20 минут.
  • Должны знать времена года и месяцы (дни недели), животных, деревья и цветы.
  • Должен считать до 10, знать некоторые геометрические фигуры, рисовать легкие фигуры, животных и простых человечков.
  • Могут контролировать свои эмоции.
  • Находить отличия на картинках.
  • Может пересказать услышанную историю и рассказывать выученные стихи с выражением.
  • Может выговорить букву “р”.
  • Абсолютно уверенные движения (развита координация).

Роль родителей в обучении ребенка 6-ти лет

Родители обязательно должны научить своего ребенка как правильно общаться с другими, что иногда нужно уступать, свои эмоции нужно контролировать, находить компромисс в некоторых ситуациях. Без помощи и подсказок родителей ребенок сам этому не научится.

Также малышу с самого детства нужно объяснять, что иногда нужно проявлять сочувствие. В раннем возрасте они не поймут таких слов, поэтому будут следовать Вашим примерам. Дети копируют своих родителей, начните с себя.

Не смейтесь с ребенка если он оделся сам, но не красиво, со временем он научится, а Ваш смех над ним останется у него в голове на долго. Это неприятно, когда самые родные люди высмеивают тебя.

Не стоит ругать ребенка из-за плохих оценок в школе, это может отбить желание учиться. Ведь дело не в оценках, если у Вас с ребенком доверительные отношения и Вы часто общаетесь и объясняете ему для чего нужно учиться в спокойных тонах, то он и сам будет всё понимать и хорошо учиться. И не забывайте, что все дети развиваются по-разному.

malyki.com