Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет. Особенности развития ребенка 6 лет


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ

8th Декабрь 2011     Автор: admin

Шестилетний ребёнок… Он уже следует по пути от дошкольного детства без забот к школьной жизни с её непростыми обязанностями и требованиями. Готовность к школе, к обучению в ней – один из важных результатов психического развития ребёнка в этот период.

Ещё совсем недавно такой непосредственный, открытый, в шесть лет, вступив на новую возрастную ступеньку, он утрачивает непосредственность поведения, его ситуативность, приобретая способность действовать независимо от ситуации. Формируется произвольное поведение, ориентированное на социальные нормы и требования. У ребёнка за прошедшие годы накопился пусть и не такой уж большой, но свой жизненный опыт, сложилось собственное представление об окружающем нас мире, о своём месте в нём. У каждого ребёнка, можно заметить, уже свои интересы, темперамент, способности, привычки.

Особенности развития детей 6 лет проявляются в том, что появляются предпосылки новой для них деятельности – учебной. Серьёзные изменения происходят и в мотивационной сфере. Вместе с мотивами, которые связанны со стремлением быть во всём похожим на взрослых, огромную побудительную силу приобретают и познавательные мотивы, соревновательное стремление к самоутверждению, желание сохранить хорошие взаимоотношения с ровесниками, а также улучшить своё положение среди них.

Одно из важных новообразований – это, так называемое, соподчинение мотивов. Ребёнок уже может спокойно отказаться от интересного предмета или занятия для того, чтобы выполнить более важное, хотя и, возможно, скучного дела. Важная роль взрослого при этом – стремиться к побуждению ценных для развития личности ребёнка мотивов.

Развивается у ребёнка и волевая сфера. Он уже способен сам ставить цели, намечать план, принимать решения и прилогать усилия для преодоления трудностей. Активно развивается и познавательная сфера ребёнка – сенсорика (ощущения, восприятия, представления), память, мышление, воображение. Активно работает и непроизвольная память, легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес, имеющая социально ценное содержание. Развивается воображение, которое лежит в основе творчества, создания нового, необычного в игровой, изобразительной, музыкальной и других видах деятельности. Творческая активность ребёнка проявляется в стремлениях искать собственные, оригинальные решения, не придерживаясь готовых образцов и штампов.

Особенности развития детей 6 лет заключаются и в том, что происходит интенсивное развитие общения и речи. Ко времени поступления в школу дети практически полностью овладевают богатством родного языка – звуковым составом и словарём, грамматическим строем. Более того, ребёнок начинает осознанно относиться к языку: у него начинает развиваться фонематический слух. Появляется особая чувствительность к языковым формам – формируется «чувство языка». Дошколёнок использует различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Его речь, кроме функции общения, выполняет ещё и планирующую (так называемая внутренняя речь).

razvitoy.ru

Особенности развития детей 6-7 лет

Особенности развития детей 6-7 лет

Содержание материала

Страница 1 из 4

Особенности развития детей 6-7 лет

 

 

Анатомо – физиологические особенности

Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых направлений развития.

В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7 – летних детей равен 113 -122 см, средний вес – 21 -25 кг.

 

Развитие центральной нервной системы

Развитие центральной нервной системы детей 6-7 лет характеризуется ускоренным формированием ряда признаков: поверхность мозга шестилетнего ребенка равняется 90% поверхности мозга взрослого человека; за­вершается дифференциация нервных элементов тех слоев, в которых осуществляются процессы, имеющие решающее значение для осуществления сложных умственных дейст­вий — обобщений, осознания последовательности событий, причинно-следственных связей, развития сосредоточенно­сти, наблюдательности, внимания. Это создает благопри­ятные условия для усвоения детьми систематических знаний. Например, внимание семилетнего ребенка может быть устойчивым  25—30 минут и больше, если дело требует его активного действия.

Активно совершенствуются основные нервные процес­сы ребенка — возбуждение и, особенно, торможение, что благопри­ятно сказывается на выполнении им правил поведе­ния. Ребенку уже приносит удовлетворение умение поступать «как нужно», возможность регулировать свое поведение в соответствии с предъявленными к нему требованиями.

Вместе с тем свойства нервных процессов, особенно их подвижность, развиты недостаточно. Например, ребенок не может сразу ответить на неожиданно обращенный к нему вопрос, не может быстро среагировать на опас­ность — отскочить, увернуться и т. д., трудно реагирует на изменения привычного уклада жизни, режима.

 

Развитие дыхательной системы

Дыхательная система ребенка 6-7 лет еще недостаточно развита. Верхние дыхательные пути (носовые ходы, гортань, трахея, бронхи) относитель­но узки. Легочная ткань очень нежна. Микробы, попадаю­щие в легкие с воздухом из-за недостаточной легочной вен­тиляции, быстро размножаются и вызывают различные за­болевания органов дыхания. Это обусловливает более ча­стое и поверхностное дыхание, чем у взрослого. Число ды­ханий в минуту — в среднем 25.

Учащается ритм дыхания еще и потому, что у детей к 6—7 годам увеличивается потребность в кислороде, повы­шенном газообмене. Так, ребенок 4—7 лет делает 23—26 дыхательных движений в минуту, в то время как взрослый ограничивается 16—18. При физических нагрузках, волне­нии ритм дыхания может еще значительно увеличиваться.

 

Сердечно-сосудистая система в 6-7 лет

К 6-7 годам значительно совершенствуется сердечно­-сосудистая система ребенка. Утолщается мышца сердца, развиваются нервы, регулирующие ритм сердечных сокра­щений. Учащенное сердцебиение (ритм сокращений сердца у ребенка 6-7 лет равен 92—95 ударам в минуту, у взрос­лого 60—70) способствует усиленному обмену веществ, не­обходимому детям этого возраста. Вместе с тем ритм со­кращений сердца легко нарушается, пульс его неустойчив и не всегда ритмичен; при повышенной физической нагруз­ке, волнении сердце быстро утомляется.

 

Развитие мышечной системы

Развитие мышечной системы 6-7 летних детей име­ет свои особенности. Мышцы ребенка увеличиваются в объеме, становятся более плотными, воз­растает мышечная сила. Вместе с тем мышцы развиты еще сравнительно слабо, они богаче водой и беднее белковыми веществами, жирами. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики рук. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

В организации деятельности ребенка нужно учи­тывать, что отдельные группы мышц развиты неравномер­но. Мышцы груди, спины, таза, рук, плеча, предплечья, ног развиваются интенсивно. А вот мелкие мышцы стопы и кисти еще далеко не совершенны. Поэтому ребе­нок быстро утомляется во время письма, шитья, вязания, при чистке овощей, прополке грядок и т.д.

 

Развитие органов чувств

У ребенка 6-7 лет продолжают развиваться органы чувств (зрение, осязание, слух, обоняние, вкус). Это обусловлено значительным развитием соответствующих мозговых центров у детей этого возраста, а также воспитанием и обучением, в процессе ко­торых улучшается восприятие запаха, цвета, звука и про­должают формироваться такие органы, как глаз, ухо. Для ребенка огромное значение имеет сенсорное развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Чем больше разнообразной информации поступает в мозг ребенка, тем активнее идет процесс формирования нервных клеток (нейронов), и это не может не сказаться на уровне его интеллекта.

 

zorenka3.ru

Особенности развития детей 6 года жизни

Консультация для родителей :« Особенности развития детей 6 года жизни».

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

К пяти годам малыш, как правило, обладает следующими умениями и навыками: 

  • владеет словарным запасом около 3000 слов, 

  • знает свой адрес, 

  • пользуется предложениями из 5–6 слов, 

  • пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными, 

  • умеет пересказывать, 

  • правильно произносит практически все звуки, 

  • определяет право-лево у себя, но не у других, 

  • знает простые антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий), 

  • пользуется прошедшим, настоящим и будущим временами, 

  • считает до десяти, 

  • знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Ребенка необходимо готовить к школьному обучению 

Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д.Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Должен выполняться принцип постепенности 

Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно, ведь он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер. 

Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. 

Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания — как интересного, так и не очень интересного. 

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, то есть способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, то есть способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания — возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. 

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Он хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».

Более трудным для ребенка является восприятие времени 

Ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается уребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления — словесно-логическая.Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3–4 раза.

Память по-прежнему является непроизвольной 

То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других — слуховая, у третьих — эмоциональная, а у четвертых — механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра 

В процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: «А нормально ли это?» Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.

Следует обратить внимание на развитие речи 

Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этихвопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить» тревогу. Если же вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду.

Ребенка следует начинать учить чтению 

Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М — муравей, Я — яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.

infourok.ru

Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет

ВВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТозраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение – символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть.

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам

они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

ignorik.ru

Возрастные особенности развития ребенка от 5 -ти до 6-ти лет

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 -ти  ДО 6-ти  ЛЕТ

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения. Масса тела ребенка увеличивается примерно на 200 г в месяц, длина тела — на 0,5 см. К 6 годам рост детей достигает в среднем 116 см, масса тела — 21,5 кг, окружность грудной клетки — 56-57 см.

Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными движениями.

 Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх дети отображают события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки их личного опыта. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми, их взаимные привязанности, симпатии и антипатии.

 Наряду с игрой продолжают развиваться продуктивные виды деятельности. В рисунках, постройках дети воплощают свои замыслы, доводят их до конца. Возникают устойчивые, сложные и расчлененные композиции.

 Впервые в этом возрасте существенную роль начинают играть элементы таких видов деятельности, как труд и учение. Дети способны систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Более значимыми становятся общественные мотивы труда, которые выражаются в стремлении сделать полезное для других.

 В этом возрасте у детей существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Это положительно отражается на всех сторонах их развития.

 Особенно важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Дети шестого года жизни понимают смысл задачи, поставленной воспитателем, самостоятельно выполняют указания, направленные на способ выполнения задания. На этой основе шире становятся возможности обучения.

 Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление ребенка. Внимание становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания. Заучивая стихи, тексты, считалки, дети намеренно их повторяют. Развитию произвольного запоминания способствует значимость материала для практической деятельности (запомнить что-либо для игры, для передачи поручения воспитателя, для выполнения требований взрослого и т. п.).

 Под влиянием наблюдений за окружающим и направленного сенсорного воспитания происходит совершенствование восприятия. На шестом году жизни дети оценивают не только свойства предметов, но и разновидности этих свойств. Они чувствуют характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различают их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет).

 Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Дети уверенно определяют направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях; замечают изменения в оформлении и оборудовании помещений. Усваиваются представления о времени суток («вчера», «сегодня», «завтра»), о последовательности времен года. Восприятие приобретает более целенаправленный характер, чем у  младших дошкольников: дети могут рассматривать предмет, изображение, последовательно обращая внимание на те стороны, которые указываются воспитателем.

 На шестом году жизни интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных знаний. Дети начинают не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать простые зависимости между ними (например, отношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т. д.). Учатся рассуждать о наблюдаемых фактах, строить элементарные умозаключения.

 У детей продолжают совершенствоваться все стороны речи: чище становится произношение (большинство из них правильно произносят все звуки родного языка), более развернутыми становятся фразы. Дети овладевают грамматическим строем и пользуются им достаточно свободно, расширяется их словарный запас. Высказывания их постепенно приобретают более связный характер, дети способны составлять небольшие сюжетные рассказы.

 Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности. На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у детей происходит дальнейшее развитие чувств, волевых и моральных качеств.

 Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью; типично возникновение небольших групп детей (2-3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе; в то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными детьми возникает привязанность к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности.

На шестом году жизни дети постепенно овладевают непосредственными эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации. Они начинают сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса и т. п.). Развивается волевая сфера ребенка: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути достижения этих целей, правильная оценка результатов собственных действий.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение – символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть.

В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Материал подготовила:

Губарева Наталья Викторовна,

педагог-психолог

 

sad16kalinkovichi.schools.by