Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить ребенка писать цифры. Как научить ребенка писать цифры в 5 лет


Как научить ребенка писать цифры

В своем большинстве родители стараются обучить детей письму и счету еще до их поступления в школу. Задача это не самая простая, так как усидчивостью и сосредоточенностью малыши не отличаются. Тем не менее, регулярные занятия дают заметные результаты, и уже в 5−6 лет ребенок сможет самостоятельно распознавать и писать цифры.

Подготовка к занятиям

Как правило, к моменту изучению цифр дети уже умеют писать буквы, поэтому навык письма остается лишь закрепить. Не помешают легкие упражнения по разработке кистей и пальчиков. Это может быть лепка и рисование, пальчиковая гимнастика и строительство из конструктора.

Следует заранее подготовить учебный материал. Прописи можно купить или распечатать на принтере — найти их в интернете самостоятельно не составит труда. Также необходимо приготовить несколько рабочих тетрадей и выбрать для ребенка шариковую ручку, которая будет удобно лежать в его ладошке. Кстати, можно купить красивую ручку с рисунком или декоративной фигуркой из любимого мультфильма — малыш проявит к ней интерес и с большим удовольствием вовлечется в процесс занятий.

Кроме того, можно запастись пластилином, цветными карандашами, альбомами для рисования и красками. Иногда гораздо будет проще сначала научить ребенка рисовать и лепить цифры, а затем уже приступать к письму.

Изучаем и запоминаем цифры

Конечно же, красиво писать прописью цифры и буквы малыш сразу не сможет. Обучение следует проводить постепенно, начиная с простого знакомства ребенка с огромным миром цифр. Первое, что должен освоить ребенок, — это устный счет от 0 до 10. Тренируйтесь как можно чаще — дома можно считать конфеты, на улице — деревья, в магазине — покупателей. Еще один хороший метод запоминания цифр — это ассоциации. Во-первых, можно придумать для каждой цифры свой образ. Например, четверка похожа на перевернутый стул, восьмерка — на снеговика, ноль — на пончик. Во-вторых, с каждой цифрой можно связать какое-то событие. 1 — это время обеда, 3 — это количество человек в семье, 7 — это показ любимого мультфильма.

После того, как устный счет не будет вызывать серьезных затруднений, можно заняться непосредственно занятиями по письму. Возраст ребенка при этом не играет большой роли — некоторые дети уже в 3−4 года различают цифры на письме.

Среди наиболее эффективных методик можно выделить следующие:

  • Трафареты. Можно купить готовые трафареты или вырезать их собственноручно из плотного картона.
  • Рисование по точкам. Такая методика интересна тем, что включает в себя игровой процесс. Ребенок с удовольствием соединяет точки, составляя и параллельно запоминая таким образом цифры.
  • Рисование на песке. Малышам нравится играть с песком, поэтому можно объединить приятное с полезным — рисовать цифры во время игр в песочнице.
  • Прописи. Безусловно, это самый эффективный способ обучения. Однако подходит он, скорее, для детишек постарше, которые уделяют занятиям чуть больше внимания, чем малыши. Эффективность занятий зависит и от самих прописей. Они должны быть интересными для ребенка, но достаточно информативными и понятными.

Вырабатываем аккуратность цифр на письме

Когда ребенок уже достаточно быстро рисует или пишет цифры, родители переходят к следующему этапу обучения — красивому выведению цифр на бумаге. Это очень важно, так как в школе учителя очень требовательно относятся к аккуратности письма детей. Поэтому лучше по возможности тренироваться дома. Кстати, многие родители проводят занятия по принципу «Учим ребенка красиво писать цифры и сами руку набиваем». Действительно, каллиграфическим почерком могут похвастаться не все взрослые, так что практика лишней точно не будет.

Итак, несколько советов по проведению занятий:

  • Организуйте процесс в игровой форме. Усадить малыша за письменный стол очень сложно — нужна хорошая мотивация. Постарайтесь преподнести занятия как игру, и тогда ребенок с удовольствием к вам присоединится.
  • Не заставляйте детей учиться насильно. Если ребенок не в настроении заниматься, не стоит его насильно усаживать за прописи. В дальнейшем любое обучение будет ассоциироваться у него с чем-то скучным и неприятным. И вообще практика показывает, что гораздо эффективнее оказываются непродолжительные, но частые занятия.
  • Не забывайте хвалить ребенка. Поощрения и объективная оценка — обязательные составляющие любого обучающего процесса и лучшая мотивация к работе.

Еще один вопрос, которым задаются некоторые родители, — как научить ребенка писать цифры прописью. Естественно, освоить этот навык смогут дети, которые уже хорошо знают буквы, так как им будет необходимо писать слова. Сложностей, в принципе, нет никаких. Главное, чтобы у ребенка установилась связь между цифрами, написанными в числовом выражении и прописью. Подробнее о технике можно прочитать в статье «Готовим руку ребенка к письму».

www.rastishka.ru

Поднять якорь! Как научить детей писать цифры

Как научить детей писать цифры

Желание возникает от игры, творчества, интереса к достижению видимой и обозначенной критериями цели. Именно этот подход я использовал для выполнения такой рутинной работы, как написание цифр.

 

 

 

Работая с детьми начальной школы и старшими группами детского сада более 20 лет,  я много раз  наблюдал их проблемы при освоении написания цифр.  Наиболее типичные трудности и ошибки перечислены ниже.

1. Удержание ручки.

2. Видение клетки и её границ.

3. Зеркальное написание цифр. Направления:  справа налево и слева направо.

4. Трудности в нахождении места «начала пути».

5. Письмо цифр частями, особенно восьмёрки.

6. Закругление цифр, особенно тройки, шестёрки, девятки.

7. Трудности с наклоном и волнистыми линиями

Главное – усталость и отсутствие интереса.

 

Просмотрел методические рекомендации по «правильному» написанию цифр в учебниках и Интернете. Хочу предупредить родителей и учителей, что сразу учить писать красивые цифры с наклоном и волнистыми линиями – это неблагодарный труд. Особенно для 5-ти и 6-ти летних детей. Они ещё не видят клетку, а тем более не будут находить места начала цифр, т. к. эти места в «красивых» цифрах трудно определить и взрослому человеку.

Так же не советую увлекаться тренажёрами – обводкой уже написанных цифр. Это ведёт к мышечному запоминанию движений, но не развивает саморегуляцию, когда ребёнок сам должен  вести линию при зрительном восприятии образца. К тому же долгие принудительные обводки утомляют ребёнка и неинтересны.

Предлагаю решения, которые с успехом применял в своей практике.

 

Решение проблемы удержания ручки

Писать можно как ручкой, так и карандашом. Диаметр ручки не должен превышать 1 см, желательно не длиннее 15 см. Лично я использовал треугольные (шестиугольные) короткие карандаши и нескользкие шариковые ручки.

Для развития навыка «удержание тремя пальцами» хорошо помогает игра «ЛОДОЧКА» (рис. 1). Пальцы руки сгибаются в неплотный кулак так, как будто мы держим маленький стаканчик. Большой и указательный пальцы соприкасаются, образуя по форме «лодочку». Кладём ручку в «лодочку» так, чтобы её пишущий конец лежал на соединении большого и указательного, а другой конец на соединении корней этих пальцев в ложбинке. Конец ручки выступает от ногтей пальцев на расстояние 1-2 см. Средний палец заходит под большой палец. По команде: «Бросить якорь!», разводятся указательный и большой пальцы. Ручка (карандаш) падает на средний палец. Надо зажать ручку большим и указательным пальцем, чтобы «якорь» не утащил «лодку» под «воду». Подберите длину карандаша так, чтобы его пишущий конец перевешивал тупой.

Конечный результат – конец ручки лежит на среднем пальце, а указательный и большой пальцы сжимают её с боков. «Якорь» крепко зажат «грунтом». Можно рисовать, например якорь.

По команде «Поднять якорь» ручка приводиться в исходное положение. Играем несколько раз, пока рисунки якоря получатся красивыми. Взрослый играет вместе с ребёнком и показывает, как рисовать якорь.

Рис. 1. «Лодочка»

 

Решение проблемы определения границ клеток

Чаще всего дети не замечают светло-голубые клеточки в тетради не потому, что они их не видят, а потому, что не воспринимают их, как границы, отделяющие что-то друг от друга.

Для повышения значимости «невидимых» границ рекомендую начинать работу с клетками на большом листе формата А4. Сложить вместе с ребёнком два таких листа: два раза по длине и два раза по ширине и хорошенько промять сгибы (рис. 2). Развернуть и посчитать, сколько получилось клеточек. Если он не умеет считать до 16-ти, то посчитать вместе с ним.

Рис. 2. Заготовка для работы с клеткамиРис. 3. Обведенные клетки

Обвести один лист по сгибам каждую клеточку карандашом (рис. 3). Ничего страшного, если ребёнок проводит линии по краям листа. Чтобы клеточки не разбежались надо поставить в них крестики. Для этого в каждой клетке надо найти середину и поставить в её центре жирную точку, желательно цветным карандашом. Найти уголки клетки и проехать из одного угла клетки в противоположный через её центр – наискосок. Также проехать из других углов этой же клетки. Получиться цветной крестик. Такие же крести сделать во всех остальных клетках, меняя цвет карандашей. Ещё раз пересчитать клетки.

Взрослый предлагает обвести клетки на другом листе по-другому, чтобы было быстрей. Он проводит по три сквозных линии по вертикали и по горизонтали и спрашивает, сколько у него получилось клеток, больше или меньше? Считает их вместе с ребёнком. Когда клеток окажется такое же количество, предложить сделать ребёнку то же самое на обратной стороне его листа. Сможет ли он также быстро получить 16 клеток?

 

Игра «Глазомер»

Вырезать одну клетку. У неё на одной стороне «косой» (из уголка в уголок) цветной крестик. Нарисовать на другой стороне «прямой» крестик, разделив клетку пополам по горизонтали и вертикали. Сложить эту клетку пополам по горизонтали и вертикали. Сравнить линии сгибов с проведёнными линиями. Клетка побеждена, если линии сгиба совпадают с линиями «прямого крестика». Игра выиграна, если побеждены не менее 10 клеточек из 16-ти.

Рис. 4. Крестики диагональные и прямые

 

Перейти на клетки в тетради. Игра «Поймай клеточки»

Рис. 5. Клетки в мешочке

Нужно обвести заданное количество клеток – «поймать в мешочек». Сначала чётное количество: 2,4,6, 8,10… Важно, чтобы ребёнок обвёл только внешние границы и не проводил линии внутри «мешочка». «Пойманные» клеточки надо пометить крестиками. Один мешочек «косыми», другой «прямыми». Линии клеток внутри «мешочка» не обводить. Можно усложнить работу, чередованием разных крестиков. Для больших «мешочков» получится игра – «Вышиваем крестиками». Лучше, чтобы крестики были цветными. Можно давать названия получившимся рисункам.

 

 

 

Решение проблемы зеркального написания цифр

Эта проблема связана с восприятием ребёнком образца и собственной ориентации на листе по направлению «лево – право». Гораздо реже «верх – низ». Здесь мы не будем вникать в физиологию этой проблемы для леворуких и праворуких детей, а рассмотрим приёмы и упражнения для снятия этой проблемы.

Для ребёнка понятия «лево – право» не зафиксировано в образах. Названия рук также не решает этой проблемы, т. к. руки одинаковые. А если взрослый показывает в качестве образца свои руки и ещё стоит лицом к ребёнку, то у ребёнка в голове полный сумбур. Решение типа «сено-солома» плохо тем, что эти названия не связаны фонетически с названием «лево-право».

Рис. 6. Лев и пряник

Надо использовать известные ребёнку зрительные образы, названия которых созвучны с произношением «ЛЕВО» и «ПРАВО». Я использовал в работе образы «ЛЕВ» и «ПРЯНИК». Эти образы рисуются или наклеиваются на поля тетради слева – ЛЕВ, справа – ПРЯНИК. Если это первая страница, то ЛЕВ на обложке, если последняя – то на обложке ПРЯНИК. Обязательно такие же  рисунки должны быть в местах, с которых ребёнок срисовывает фигуры, цифры, буквы. Например, с доски, с книги, с тетради и др. Постепенно «привязывайте» названия собственных рук ребёнка (левая и правая) к тем направлениям, которые обозначены понятными образами, чтобы впоследствии работать без них.

Игра «мешочек». Это та же игра «поймай клеточки», только здесь надо «сшить» (нарисовать) для них «мешочек», не обрывая «нитки» (не разрывая линии), поговаривая вслух свои движения. Например,  делаю заказ: « Я поймаю 8 клеточек». После этого выбирается начальная точка на пересечении линий и проговаривается весь путь с одновременным рисованием: «Четыре клеточки вправо, две клеточки вверх, четыре клеточки влево, две клеточки вниз». Другой вариант. Даются образцы «мешочков» разных фигур и надо их перерисовать себе в тетрадь. Перед началом рисования, пусть ребёнок проговорит весь путь, которым он пойдёт. Не забудьте на образцах вклеить образы «льва» и «пряника».

Упражнение «графический диктант». Это известное упражнение, которым пользуются многие учителя. Диктуется путь рисования фигур или линии по количеству клеток и направлению рисования.

 

Рис. 7. Сложные «мешочки»

 

Решение проблем определения начала написания цифры и написания частями

Как уже говорилось выше – не начинайте учить детей сразу писать красивые цифры, в которых трудно найти места начала написания и места смены направлений.

Места начала написания обозначим образами.

Нижняя линия клетки – «пол».

Верхняя линия – «потолок».

Левая и правая линии – левая и правая «стены».

Рис. 8. Ориентировка внутри клетки

Для частей цифр также придумаем образы. Например: «нос», «голова», «кепка» и др.

Чтобы цифры не писались частями, будем писать их без отрыва.

Для развития саморегуляции обучаем писать цифры в различных направлениях. Используем тетрадь с большой клеткой.

Привожу примеры написания цифр из своего опыта.

Цифра «1»

Место начала – середина «пола», поднимаемся до середины «потолка», и начинает расти «нос». «Нос» длинный, как у Буратино, и дотрагивается до середины левой «стены». После написания десяти цифр, сменим задание и рисуем цифру «1» с коротким «носом», не доводя «нос» до середины левой «стены». Чередуем написание цифры с разной длиной «носа».

Задание для «умельцев»: «Кто сможет написать эту цифру не с «пола» и «ноги», а с «носа», длинного и короткого?

Цифра «2»

Ставим точку в середине клетки. Рисуем двойку с длинным «хвостом». Начало в правом нижнем углу. Начинаем рисовать «хвост» по «полу» от правого угла до левого. Дальше ведём прямую линию «шею» до середины клетки, отмеченной точкой и, проходя точку, начинаем закругляться, рисуя «голову», дотрагиваясь до середины «потолка» и заканчивая на левой «стене».

После написания десяти цифр, сменим задание и рисуем двойку с коротким «хвостом». Она рисуется также, только начало с середины пола. Постепенно отказываемся от точки в середине клетки.

Задание для «умельцев»: «Кто сможет написать эту цифру не с «пола» и «хвоста», а с «головы»?

Рис. 10. Цифры 1 и 2

Цифра «3»

Ставим точку в середине клетки. Рисуем тройку в «кепке». Начало с середины потолка. Рисуем «кепку» по линии «потолка» до правого верхнего угла. Далее рисуем «шею» до середины клетки и, проходя точку, начинаем закруглятся, дотрагиваясь до середины правой «стены» и заканчивая на «полу».

Рисуем тройку без кепки. Её надо учиться писать, если у ребёнка хорошо получается закругления нижней части цифры. Начало «головы» с середины «потолка». Идёт закругление на среднюю точку, не касаясь правой «стены», чтобы «голова» не оказалась больше «туловища». Тройка получиться немного наклонена вперёд. Чтобы узнать, как поправить её осанку, поставьте ребёнка к стене, как тройку. Голова и грудь чуть вперёд, а «попа» касается стены. Попросите ребёнка встать ровно и спросите, что он сделал. После его ответа, пусть он сделает тоже самое с тройкой – не дотрагивается линией до правой «стены», подавая «туловище» вперёд.

Задание для «умельцев»: «Кто сможет написать эту цифру не с «потолка» и «кепки», а с «пола»?

Рис. 9. Цифры 3 и 4

Цифра «4»

Учимся писать печатную четвёрку. Начинаем также как и цифру «1» с середины «пола» с длинным «носом». От «носа» проводим «поясок» через середину «ноги» четвёрки до края правой «стены».

Рисуем четвёрку с коротким «пояском», не доводя его до правой «стены».

Задание для «умельцев»: «Кто сможет написать четвёрку, как перевёрнутый «стульчик»? Лучше начинать со «спинки стула», рисуя его или сверху по правой «стене» или снизу. «Сиденье» можно подрисовывать также двумя способами: сверху от середины «потолка» через центр клетки, или с середины правой «стенки» до центра клетки и до середины «потолка».

Цифра «5»

Ставим точку в середине клетки. Начинаем с правого верхнего угла. Рисуем  перевёрнутую «кепку», ведя линию до середины потолка, опускаемся до центра клетки и рисуем «туловище» также, как у тройки, дотрагиваясь до центра правой «стены».

Задание для «умельцев»: «Кто сможет написать эту цифру не с «потолка» и «кепки», а с «пола»?

Цифра «6»

Ставим точку в середине клетки. Начинаем с середины «потолка». Закругляемся на середину левой «стенки». Далее уменьшаем закругление, рисуем  «животик», дотрагиваясь до «пола» и, проходя центр клетки, сливаемся со  «спиной». Не врезаемся тупо в «стену», а плавно проходим вираж и останавливаемся на «полу».

Задание для «умельцев»: «Кто сможет написать эту цифру не с «потолка», а с «пола», начиная рисовать «животик» с левого нижнего угла»?

Рис. 11. Цифры 5,6,7,8

Цифра «7»

Место начала – левый верхний угол. Рисуем «кепку» до середины «потолка», опускаемся наискосок в левый нижний угол. Рисуем «поясок» от середины левой «стены».

После написания десяти цифр, сменим задание и рисуем цифру «7» снизу от левого нижнего угла.

Задание для «умельцев»: «Кто сможет написать эту цифру, начиная с пояска»?

Цифра «8»

Ставим точку в середине клетки. С неё и начинаем. Вспоминаем, как рисовали «животик» у шестёрки, только не дотрагиваемся до левой «стенки». Проходим плавно центр «пола» и на скорости проскакиваем центр клетки, тормозим, плавно закругляемся к центру «потолка», рисуя «голову», и возвращаемся в исходную точку. После написания десяти цифр, точку в середине клетки можно не ставить.

Задание для «умельцев»: «Кто сможет написать эту цифру, начиная рисовать «голову, а не «животик», а также сумеет уменьшить «голову» и увеличить «живот»? Подсказка: «Надо начинать рисовать не с центра клетки».

Цифра «9»

Девятка – это перевёрнутая шестёрка. Предложите ребёнку по аналогии самому определить место начала при условии, что эта цифра опирается на правую «стенку», а не на левую.

Простой вариант – начало с середины «пола». Рисуем «ногу», закругляемся на правую «стенку». Далее уменьшаем закругление, рисуем  «голову», дотрагиваясь до «потолка» и, проходя центр клетки, сливаемся со  «спиной». Не врезаемся тупо в «стену», а плавно проходим вираж и останавливаемся на «потолке».

Задание для «умельцев»: «Кто сможет написать эту цифру не с «пола», а с «потолка», начиная рисовать «голову» с правого верхнего угла»?

Цифра «0»

Начинать можно с любого места,  двигаться, как по часовой стрелке, так и против. Два условия: надо коснуться середины «потолка» и «пола» и не касаться «стенок». Ещё нельзя опускаться «ногами» ниже «пола» и пробивать «головой» «потолок».

Рис. 12. Цифры 9 и 0

Задание для «умельцев» — покрути «ноль» (эллипс). В пяти последовательных клетках надо суметь нарисовать ноль в разных положениях. Поставить точки (ось вращения) в центрах этих клеток. Начать со стандартного положения (верх-низ). Во второй клетке повернуть его вправо или влево по направлению к уголкам. Потом подвесить  горизонтально, далее, сохранив направление вращения, нарисовать наискосок к углам. Вернуться в исходное положение. Посмотреть, как менялась форма нолика от вращения. Лучший результат – это, когда форма не меняется.

 

Решение проблемы закругления цифр

Проблема возникает при написании овалов и поворотов цифрах 2, 3, 5, 6, 8, 9, 0. Когда ребёнок видит, куда ему надо двигаться из текущей точки, то возникает соблазн сделать это побыстрее и напрямую. Получаются угловатые цифры.

На цифрах «6» и «9» мы уже говорили, как не врезаться в линию прямо в лоб. В написании цифр «3» и «5» надо сказать и показать, что после остановки ручка, как машина,  даёт  маленький «задний ход», т. е. чуть-чуть движется по старой «колее» и потом идёт на новое закругление.

Для цифр «2», «8», «0» надо замедлять движение у «потолка» и «пола»,  подъезжать к контрольной точке медленно боком по касательной, не врезаясь на большой скорости и не останавливаясь.

 

Пожелания

Чтобы у детей не возникало отвращение к написанию цифр, а так же и букв, играйте с ними в эти цифры по тем правилам и образам, которые описаны выше. Не перегружайте объёмом и тренажёрами. Лучше принимайте их собственные заказы. Пусть они сами ставят себе задания, определяют, когда и сколько смогут написать цифр простых или, как «умельцы».

Если ребёнок освоил разные способы написания, то у него выработалась хорошая саморегуляция, и он без труда освоит красивое написание цифр. Только для этого надо, чтобы у него было желание.

А желание возникает от игры, творчества, интереса к достижению видимой и обозначенной критериями цели. Именно такой подход я использовал для выполнения такой рутинной работы, как «написание цифр».

Успехов тем, кто захочет пользоваться данной методикой.

 

Об авторе:  Ефремов Сергей Владимирович, ТРИЗ-педагог, автор статей и книг по проблемам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже:

Похожее

gazeta-licey.ru

Как научить ребенка писать цифры и буквы: учимся письму в 5 лет (прописи) |

Умение писать – это один из самых важных навыков наряду с чтением, которым должен овладеть любой человек (см. также: как увеличить скорость чтения у ребенка и улучшить качество речи?). Многие родители необоснованно считают, что начинать учить ребенка надо как можно раньше, что именно это умение является высшим показателем уровня развития. Так ли это? Многие специалисты сходятся во мнении, что не стоит начинать учить ребенка письму до тех пор, пока ему не исполнится 5-6 лет. Обучение красивому письму дошкольника — занятие не из простых, требуется собранность, усидчивость и внимательность.

Дети же в возрасте 3-4 лет, в основном своем числе, непоседы. Они хотят бегать, прыгать, играть, но никак не выводить какие-то буковки и циферки в скучных прописях. Если же вы все-таки решились обучить ребенка письму, то запомните: теперь вам надо будет заниматься с малышом чистописанием регулярно, иначе спустя время он может забыть все, чему вы его научили!

Не каждому могут понравиться эти занятия, поэтому буквы и цифры он может начать писать быстро и неаккуратно, желая как можно быстрее с ними закончить и перейти, в конце концов, к каким-нибудь более интересным делам. Все это может привести к выработке некрасивого почерка, что исправить будет потом не так уж и легко. Разберемся, о чем говорят специалисты: стоит ли начинать учить детей писать в дошкольном возрасте, насколько эффективны будут подобные занятия и их последствия?

Учить крох писать в 3-4 года не стоит по ряду причин:

  • У детей теряется чувство новизны, свойственное обучению в школе. Когда школьник понимает, что все, что они начинают проходить на уроках, а именно прописи цифр и букв, он теряет всякий интерес к учебе. Ребенку становится скучно и лень выполнять задание. Ни о каком стимуле и радости узнавать новое каждый день речь уже не идет.
  • Навыки письма оказываются неправильными. Два эксперта в области детского развития (ученый-физиолог Марьяна Безруких и специалист по раннему развитию Лена Данилова) убеждены, что закладка навыков письма, в том числе чистописание и скоростное письмо, происходит не за один год, а постепенно. На это уходят годы. Не стоит бросать все свои силы на то, чтобы научить малыша красиво писать. Все это может негативно отразиться на всей его манере письма в будущем.

Правильную осанку необходимо формировать с самого раннего возраста, как только кроха возьмет свой первый карандашик и сядет рисовать за стол. В будущем это поможет избежать многих проблем с позвоночником

На первых порах для обучения будет достаточно подготовительной базы. Научите кроху сидеть за столом в правильной позе, а также обучите тому, как захватывать карандаш или ручку. Со временем можно начинать процесс обучения, но помните, что важно соблюдать последовательность в своих обучающих приемах. Каждую цифру и каждую букву стоит объяснять отдельно, поясняя и сравнивая. Полноценно оценить прием написания той или иной буквы ребенок способен только ближе к 5-6 годам.

Все чаще будут иметь место неправильности в высоте и ширине, наклоне. Соединять буквы в слова малышу станет практически невозможно. Тогда, придя в первый класс, ребенок попадет в руки педагога, который будет вынужден исправлять многие ваши ошибки.

Обычно, именно в школе мы учимся красиво писать буквы и цифры. Обучение письму там происходит в несколько этапов: сначала детям показывают как правильно сидеть за школьной партой, потом — как нужно держать ручку или карандаш. Учителя дают ребенку первые представления о буквах и цифрах, рассказывают о том, какой высоты и ширины должны быть линии и наклоны в них, показывают как правильно соединять их между собой.

Раннее освоение аккуратного письма цифр и букв не гарантирует сохранность этого навыка в будущем. Важно поставить руку так, чтобы ребенок минимально уставал в процессе работы. Это умение, равно как и навык к красивому почерку, складывается из регулярных занятий. Кроху, который любит бегать и прыгать, с трудом можно заставить посидеть за тетрадкой. Когда родителям это все же удается, то единственная цель у него: побыстрее все закончить, чтобы все отстали, и дальше побежать играть. Такой неправильный подход рискует испортить детский почерк на долгое время.

Ребенок должен сам захотеть учиться писать, а до этого времени занятия можно проводить в игровой форме

Сделаем вывод: с ребенком желательно заниматься в игровой форме. Любая обучающая деятельность должна преподноситься легко и непринужденно. Не спешите сажать малыша 3-4 лет за прописи и тетрадки в линейку. Подождите пару лет, тогда ваши с ним успехи будут более ощутимыми и не такими вымученными. До этого времени следует лишь готовить маленькие ручки к будущему письму.

Подготовка дошкольника к овладению навыками письма

Все выше перечисленное не говорит о том, что 5-6 летнего малыша совсем не нужно готовить к школе, ведь перед тем как он начнет обучаться письму, необходимо овладеть самыми различными умениями. Тут, как раз, помощь родителей окажется совсем кстати. Для этого необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики и координации движений. Благодаря полноценному развитию, ребенок сможет в будущем писать красиво, так что и его, и ваш глаз будет радоваться. Научите кроху делать все аккуратно, проявлять усердие и внимательность. Именно такие навыки следует развивать у детей в дошкольный период. Мы говорим о возрасте с 2 до 5 лет. Для этого помогут вам следующие виды занятий.

Напоминайте о важности осанки. Уделяйте большое внимание положению за столом. В будущем, во время сосредоточенности на процессе письма, контроль осанки будет осуществляться на подсознательном уровне.

Не занимайтесь одним и тем же видом деятельности очень долго. Чередуйте занятия, а также не забывайте про минутки отдыха, когда важно дать пальчикам и ручкам возможность отдохнуть и снять напряжение.

Существует множество красочных интересных прописей для младшего возраста, где малыш научится обводить, штриховать и многое другое

Неплохо зарекомендовала себя методика обучения письму, разработанная М.Т. Стрижаковой. Называется она «От рисунка к букве». Раскрашивать и заштриховывать рисунки любят все дети. Способ штрихования можно использовать и в тетрадях для прописей с широкими или узкими линейками.

Интересны могут оказаться прописи для малышей. В таких обучающих пособиях даются задания обвести контуры, рисунки, фигуры, цифры по точкам. Помните, все мы учимся, а значит для всего нужно время и отсутствие спешки.

Если дошкольник сам попросит вас научить его писать, то во время обучения придерживайтесь следующих правил:

  • обязательно хвалите малыша во время занятий за любой его успех и не ругайте, если вдруг что-то у него не получилось;
  • начинайте учение с простых заданий, сначала рисуйте по точкам, потом по пунктирам;
  • только после того когда малыш поймет как выводить печатные буквы и цифры, уже можно переходить к написанию прописных букв.

Нет никакой необходимости тратить много времени на занятия, хватит и 20 минут в день. Их будет достаточно для того, чтобы ребенок мог чему-то научиться, но при этом не заскучал и был всегда заинтересован.

Написание цифр должно быть осмысленным, поэтому следует, в первую очередь, выучить счет до 10. Начать заучивать цифры можно уже к 4-5 годам, а когда уже будете прописывать их с ребенком, обязательно проговаривайте ему названия, чтобы запоминал.

Итак, с чего начать:

  1. Научите малыша ориентироваться в расположении элементов клетки. Он должен уметь определять ее стороны, верхние и нижние границы, разделять клетку на 4 одинаковые между собой части, находить ее центр и углы.
  2. Важным этапом является обучение ребенка соблюдению угла наклона во время написания цифр. Определить наклон можно следующим образом: проведите отрезок, который будет соединять верхний правый угол вашей клетки с точкой, поставленной на середине нижнего ребра.
  3. Прежде чем перейти непосредственно к написанию цифр, ребенок должен потренироваться рисовать черточки, галочки, круги, полуовалы. Именно из этих элементов состоят все числа.

Рассмотрим на примере написание цифры 0 и 1. По аналогии вы сможете самостоятельно обучить ребенка правильному написанию:

  • Ставим точку чуть выше центра клеточки.
  • Проводим прямую линию от центра к правому верхнему углу.
  • Отсюда по диагонали проводим прямую линию до точки, визуально расположенной посередине нижнего края клеточки.
  • Ставим точку в центре верхней части клетки.
  • Рисуем полуовал в правую сторону.
  • Отсюда по диагонали проводим прямую линию до точки, визуально расположенной посередине нижнего края клеточки.
  • Отсюда рисуем волнистую линию по нижнему краю клетки в три этапа: сначала хвостик вверх, затем вниз и снова вверх.

sibloma.ru

Как научить ребенка писать цифры?

Наравне с чтением, очень важным этапом подготовки к школьному периоду является обучение написанию букв и цифр. Остановимся на последних, чтобы узнать, как научить ребенка правильно писать цифры. Наука эта не так уж и сложна, как может показаться родителям на первый взгляд, так что, вооружившись теоретическими знаниями из этой области, можно смело приступать к практике.

Когда приступать?

Обучение написанию цифр не нужно начинать, едва ребенок научится удерживать в руках карандаш. Время это наступает уже после 5 лет, перед тем, как идти в первый класс. Важным правилом является то, что ребенок должен знать все цифры в пределах десятка и хорошо их отличать друг от друга. Как только этот материал изучен, закреплять его уже можно написанием цифр на бумаге.

С чего начать?

Перед тем как приступить к работе, малышу нужно рассказать, что писать он будет в тетради в клетку, и объяснить, как в отдельной клеточке должна помещаться только одна цифра. На первых порах маленький ученик будет конечно же, выходить за пределы, но со временем ситуация заметно улучшится, особенно если уроки будут проводиться регулярно.

Следует обратить внимание ребенка на наклон цифры, ведь в начальной школе это обязательное требование. Нужно пояснять очередность написания определенных частей цифры и рассказать, что пишется она в основном сверху вниз, показывая при этом очередность действий. Например, чтобы написать семерку потребуется оторвать ручку от бумаги, перед тем, как сделать горизонтальную черточку.

Родителям не нужно забывать, что обучение цифрам, как и всем другим наукам, должно проходить в веселой игровой форме, чтобы малышу было это занятие интересно, и не пропала охота учиться дальше. Уроки должны быть короткими, в зависимости от настроения ребенка, и таких подходов нужно осуществлять по 2-3 в день, но так, чтобы не перегружать его.

Пишем цифры по точкам

Разнообразные методики обучения письму предлагают разные способы написания цифр, один из которых – написание по точкам. На большом листе бумаги родители наносят точки таким образом, чтобы при их соединении вышла цифра. Ребенку известны такие игры с различными рисунками, и он без труда справится с заданием.

Существуют специальные математические прописи с точками, занимаясь по которым каждый день, ребенок оттачивает свое умение и уже вскоре линии становятся ровными и плавными.

Проблемы с написанием цифр

Часто случается так, что ребенок пишет цифры зеркально, то есть разворачивает их наоборот. Случается это из-за того, что в раннем возрасте взаимодействие правого и левого полушарий мозга еще не очень слаженное. Но такая проблема может возникнуть и из-за врожденной дисграфии – сложности в овладении письмом. В этом случае с таким ребенком должен заниматься специалист-невролог.

Если же проблем со здоровьем не обнаружено, то нужно запастись терпением и упорно идти к цели, параллельно делая с ребенком специальные упражнения для лучшего мозгового сообщения между полушариями. Это всем знакомая игра «Колечко», когда поочередно соединяют с большим пальцем все остальные пальцы руки одновременно правой и левой.

 

www.my-sunshine.ru