Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек? Что ребенок наследует от родителей обществознание 5 класс


§1. Загадка человека - Ответы учебник Боголюбова 5 класс

Проверим себя

1. Чем человек отличается от животных?

2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.

4. Можно ли влиять на наследственность?

Гены не изменить, только с помощью влияния сильных излучений, но многое зависит не только от наследственности, но и от условий жизни человека, его воспитания, культуры, образования, нравственных ценностей.

В классе и дома

1. Объединитесь (по желанию) в группы. Каждая группа выбирает текст, обсуждает его и готовит коллективный ответ на вопрос: "Как на поведение существа влияют инстинкты?". Значение слова "инстинкт" найдите в справочной литературе.

Тексты для обсуждения.

2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга "Маугли".

Выскажи свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что - вымыслом.

Правда в том что Маугли окруженный животными перенял их повадки и следовательно вел себя как они. Вымысел: Маугли принимает осознанные решения, но на это способна только личность, формировавшаяся в человеческом обществе.

3. Герои известного фильма "Приключения электроника" мальчик Сережа Сыроежкин и робот электроник внешне были абсолютно одинаковыми. Что нужно знать про героев, чтобы определить, кто из них кто?

Электроник не умел выражать свои эмоции, смеяться, плакать. Эмоции присущи только людям.

4. Подготовь проект по теме "Кто на кого похож". Подбери фотографии внешне похожих людей и оформи выставку.

poobschestvu.ru

5 признаков, которые ребёнок наследует от родителей

Генетика — один из самых сложных отделов биологии, которая не изучена до конца. Удивительно, но даже несмотря на то, что современное общество высоко развито, гены оставляют за собой загадки и вопросы. Гены влияют на жизнь человека в целом: будь то склонность к тем или иным болезням или просто поведенческие реакции. Понятно, почему дети наследуют столько качеств от своих родителей…

1.Цвет глаз.

Этот вопрос, скорее всего, волновал не одного родителя: с каким же цветом глаз родится мое чадо. Однозначно ответить на этот вопрос до рождения ребенка невозможно, но сделать предположение можно. Цвет глаз (да и другие характеристики организма) зависит от генов, доминантных и рецессивных. Чаще всего доминируют гены темных оттенков (карие глаза). Поэтому у супружеской пары, где у одного из партнёров глаза голубые, а у другого карие, вероятнее всего, родится малыш с карими глазами. Но природа непредсказуема, поэтому рождения голубоглазого младенца тоже возможно.

2.Цвет волос.

 

В этом случае принцип примерно тот же, что и с цветом глаз. Преобладает темный цвет, а светлый остаётся рецессивным. Отличие в том, что гены влияют на работу клеток, которые производят меланин, который и определяет цвет волос.

Интересный факт: темноволосые супруги могут стать родителями светловолосого ребенка. Люди со светлыми волосами не могут произвести на свет темноволосого малыша (шанс есть, но он ничтожно мал).

3.Улыбка.

Да, по наследству так же передаются зубы и челюсть. То, каким размером будут у ребенка зубы и какой формы будет челюсть, зависит полностью от родителей (чаще всего от отца, так как отцовские гены обычно доминируют в таких случаях). Это неплохо, однако если у папы имеются челюстно-лицевые патологии, то велика вероятность, что дитя унаследует все особенности.

4.Рост.

То, что рост тоже зависит от генов, видно невооруженным взглядом. Но научно это ещё не подтвердилось официально. Учёные ведут исследования в этой области.

5.Ушная раковина.

Ребенок наследует от родителей и форму, и размер ушной раковины. Известно, что в семье у сына и отца ушные раковины практически одинаковы и по-другому быть не может: это определено генами. Кстати, ещё до глубокого изучения генетики по ушной раковине проводился так называемый тест на отцовство.

Дети — это в прямом смысле наше продолжение. Генетика в какой-то степени определяет будущее человека, это надо помнить при планировании беременности.

 

 

Источник

morediva.com

Что такое наследственность

Вам никогда раньше не приходилось слышать высказывание: «Душа ребёнка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать всё». Оно принадлежит английскому философу Джону Локку, который утверждал, что человек появляется на свет с чистым сознанием, не загруженным никакими врождёнными знаниями. Поэтому человек познает всё только через свой жизненный опыт.

В отличие от Локка, другие учёные считали, что человек способен передавать некоторые свои свойства по наследству.

А как вы думаете, на кого вы похожи? Почему вы похожи на папу, а ваша сестра – на маму? Или почему о близких родственниках говорят «похожи как две капли воды»?

На эти вопросы можно найти ответ только в том случае, если вы будете знать, что любое живое существо наследует от своих родителей определённые биологические признаки.

То есть, наследственность – это способность живых существ передавать свои признаки потомству.

Благодаря этой способности, все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты.

Например, если у ваших родителей голубые глаза, то и вы будете голубоглазым.

Сегодня учёным хорошо известно, как нам можно унаследовать характерные признаки родителей. Впервые такую закономерность заметил австрийский биолог Грегор Мендель. В монастырском саду учёный посадил две грядки с горохом. На первой грядке горох рос из семян зелёного цвета; его горошины тоже были зелёными, а на второй – из семян жёлтого цвета; горошины были жёлтые.

Это натолкнуло учёного на мысль, что всё неспроста, и он начал экспериментировать. Он высаживал горох, ориентируясь на длину стручков, размер и цвет семян, высоту растений и так далее. Учёный так увлёкся подсчётом переходящих и не переходящих из поколения в поколение гороховых признаков, что его эксперименты затянулись на десять лет и послужили началом рождения целой науки, которая изучает наследственность – генетики. А элементы, которые несут непосредственную ответственность за передачу такой наследственной информации учёные называют генами.

Вы – это вы, благодаря генам. Гены – это своеобразный сборник инструкций, которые передали вам родители, а они, в свою очередь, получили их от своих родителей, а те – от своих. Эти же гены вы передадите своим детям и так до бесконечности.

«Инструкции» спрятаны в каждой клеточке живого организма и хранятся на длинных ниточках веществ, называемых ДНК.

Именно эти три буквы определяют, являетесь вы ананасом, слоном или человеком. От них также зависит, будут ли у вас черные волосы, голубые глаза или белая кожа, но более подробно об этом вы узнаете на уроках биологии.

Итак, что же передаётся по наследству? Например, у животных наследственность проявляется в их инстинктах.

Инстинкт – это наследственная склонность к определённому поведению или образу действий.

У животного есть инстинкты на все случаи жизни. Они проявляются везде: в процессе добывания пищи, в брачный период при образовании супружеских пар, в условиях, когда нужно защищать себя и потомство от врагов. Они постоянно служат животным для удовлетворения их основных потребностей. Например, мышь-малютка от рождения умеет вить изящные гнезда-шарики, размещая их на толстых травинках или тонких веточках. Учиться этому ей не приходится: гнездо сразу получается таким, как нужно, потому что мышка уже рождается с этим навыком.

Первые наблюдения, которые позволили сделать вывод о существовании врождённых, полученных как бы по наследству от родителей форм поведения, сделал французский натуралист девятнадцатого века Жорж Кювье. К нему как-то попали бобрята, оставшиеся без родителей, и он их вырастил. Поскольку родителей, которые могли бы передать им свой опыт, у этих молодых животных не было, Жорж очень удивился, когда обнаружил, что его бобрята стали строить хатки. Их постройки были точно такими же, как и те, которые строят взрослые бобры, выросшие на воле. Бобрята при этом совершали характерные для своих сородичей действия, хотя их этому никто не учил. Основываясь на наблюдении за своими подопечными, учёный смог сделать вывод о врождённости инстинктов.

Передача наследственных признаков у человека, как и у животных, также обуславливает более или менее выраженное сходство между родителями, их детьми и близкими родственниками. Человек может наследовать от своих родителей группу крови, телосложение, рост, цвет глаз и волос, форму лица.

Ребёнком наследуется биологическая основа характера – темперамент, особенности работы нервной системы.

Вспомним известный мультфильм по мотивам повести Эдуарда Успенского «Трое из Простоквашино». Если бы родители Дяди Фёдора хорошо разбирались в вопросах наследственности, то они не упали бы в обморок, получив от своего сына письмо следующего содержания: «Мои папа и мама! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня все есть. Есть свой дом. Он тёплый. В нем одна комната и кухня. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам.

А здоровье моё не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато новая растёт – чистая, шелковистая. Так что лохматость у меня повысилась».

Но, в отличие от родителей Дяди Фёдора, вы-то уже точно знаете, что ни лапы, ни хвост по наследству вам достаться не могли.

Также, по наследству нельзя передать такие качества человека, как вежливость, уважение к старшим, законопослушность, патриотизм. Всему этому человек должен научиться.

По наследству нельзя передать и характер ребёнка, он похож на характер родителей не благодаря наследуемым признакам, а благодаря тому, что родители – это первое социальное окружение ребёнка, которое оказывает на него огромное влияние.

В современном мире у большого количества людей можно встретить и признаки плохой наследственности. Самый негативный из них – неизлечимая болезнь.

Типичные заболевания, которые передаются по наследству:

Гемофилия – нарушение свёртываемости крови.

Дальтонизм – нарушение восприятия красного и зелёного цветов.

Альбинизм – врождённое отсутствие пигмента меланина, который придаёт окраску коже, волосам и глазам.

Синдром Дауна – нарушение умственного и физического развития.

Это далеко не весь список болезней, которые передаются от родителей к детям.

Одна из особенностей плохой наследственности – что она может передаваться через несколько поколений. То есть, если ваша бабушка не могла различать цвета, то вероятность того, что у вас родится ребенок с похожим заболеванием достаточно высока.

Причины этого до конца не исследованы. В настоящее время учёные прикладывают немало усилий, чтобы разработать лекарства, способные окончательно излечить человечество от наследственных недугов.

А можно ли влиять на наследственность?

Учёные провели довольно интересный эксперимент. Обычно запах фруктов не отпугивает мышей, а наоборот, притягивает их, но, когда учёные объединили сладкий запах с болезненным электрическим ударом, лабораторные мыши очень быстро научились его бояться. В ходе эксперимента у мышей сформировались новые нервные окончания в носу и в обрабатывающих запахи участках мозга, что сделало их чувствительными к определённому запаху.

Данный результат далеко не удивителен, но интереснее всего то, что их потомки также стали бояться запаха фруктов, причём в нескольких поколениях, хотя подобных экспериментов над ними никто не ставил. То есть, последующие поколения мышей унаследовали страх перед запахом фруктов от своих предков, который им, в свою очередь, привили учёные. В отличие от мышей, с человеком все не так просто, потому как мы с вами не живём в идеальных лабораторных условиях.

Ещё в начале девятнадцатого века итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо предположил, что люди, которые обладают определёнными внешними признаками (строением черепа, формой ушной раковины и другими), имеют склонность к совершению преступлений и могут передавать их по наследству, правда, как не пытался Чезаре Ломброзо доказать свою теорию, у него ничего не получилось.

А вот шведские учёные, изучая вопрос о том, хорошо или плохо питались жители небольшого городка Эверкаликс на северо-востоке Швеции в начале двадцатого века, пришли к выводу о том, что, если отцы и дедушки мужского населения питались особенно хорошо, их дети и внуки жили меньше и страдали различными хроническими заболеваниями намного чаще, чем обычные жители городка.

Если же, напротив, отцам и дедушкам приходилось довольствоваться скудной едой из-за бедного урожая, их потомки мужского пола достигали преклонного возраста, прожив, в среднем, на тридцать два года больше, а также реже или позже подвергались старческим недугам.

Конечно, это совершенно не значит, что мы должны морить своих детей голодом во благо хорошей наследственности в следующих поколениях.

Споры о том, что важнее для развития человека – его наследственность или среда, в которой он вырос, идут не одну сотню лет.

Но насколько ребёнок будет талантлив и неординарен, зависит не только от наследственности. Согласитесь, что ребёнок олимпийского чемпиона не обязательно должен родиться чемпионом.

Влияние наследственности, конечно же, велико, но в какую личность разовьётся ребёнок, во многом зависит от его окружения.  Например, чтобы развить в себе зачатки таланта, который уже есть, мало одной наследственности, нужно ещё и правильное воспитание.

Вспомнить хотя бы историю австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом. Он играл на скрипке, органе, руководил церковным хором, был неплохим композитором, а его учебник по скрипичной игре долгое время считался одним из лучших в Европе.

И вполне вероятно, что по наследству от талантливого отца Вольфгангу и его сестре Марии Анне могли передаться музыкальные способности отца. Моцарт стал всемирно известным композитором, а его сестра нет. Всё потому, что над развитием таланта маленького Вольфганга отец работал целенаправленно. Это, в итоге, привело Моцарта в будущем к мировой известности.

А теперь проведите небольшое исследование и попробуйте ответить на вопрос, какие наследственные признаки достались вам от ваших родителей?

videouroki.net

Конспект и презентация к уроку по обществознанию. 5 класс. «Что такое наследственность».

Урок по обществознанию. «Что такое наследственность». 5 класс.

Автор: Семкова Н.В. – учитель истории и обществознания

I категории МБОУ»СОШ №10»

г. Нижняя Салда

Свердловской области

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках.

Образовательные ресурсы: Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010

Презентация «Что такое наследственность»

План урока:

  1. Что такое наследственность.

  2. Наследственность – биологическая сущность.

  3. Можно ли влиять на наследственность

Методы и формы обучения:

Методы – наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: Общество, наследственность, инстинкт.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.

Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Осмысливают: гуманистические традиции и ценности современного общества, понимают значение знаний для человека и принимают его.

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Презентация.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

  • Обучающимся предлагается работа в парах - подумать над высказыванием: «Человек рождается как «чистый лист, на который потом записывается информация». Ответить на вопрос, согласны ли они с ним.

  • Слайд 3.

  • Учитель задает вопрос: каким понятием определяется получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).

  • Подводит учащихся к пониманию, что «Наследственность» - такова тема урока

  • Предлагает обучающимся определить, какие новые знания получат пятиклассники на уроке.

  • План урока. Слайд 4.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Ребята предполагают, что даже сразу после рождения  они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида).  

Предполагаемый ответ - наследственность

Предполагают узнать, что такое наследственность, можно ли влиять на наследственность

II. Актуализация знаний

Презентация.

Работа со слайдами презентации.

  • Учитель актуализирует обучающихся на понимании, что жизнь человека зависит от двух факторов: от наследственности и окружающей среды. Слайд 5.

  • Просит учащихся найти в словаре значение понятия «наследственность» Слайд 6.

Записывают новое понятие в свои словари

III. Изучение нового материала

Работа со слайдами презентации.

Работа с учебником. С.11-13

  • Учитель сообщает о том, что наука, которая изучает наследственность, называется генетика.

  • Знакомит с Г.Менделем – основателем генетики. Слайд 7.

  • Формулирует задание «Что человек наследует от родителей? Слайд 8.

  • Подводит учащихся к пониманию, что наследственность – биологическая сущность человека

  • Показывает слайд 9, комментирует новую информацию

  • Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с учебным пособием, поясняет задания, организует выборочный контроль.

  • Показывает слайд 10 - 11, комментирует новую информацию

  • Показывает слайд 12 с выводом

  • Организует дискуссионную беседу над высказыванием «...Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком» слайд 13

Извлекают необходимую информацию

Анализируют высказывания, самостоятельно делают выводы

Знакомятся с новой информацией, обсуждают заданный вопрос

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в учебнике.

Знакомятся с новой информацией, обсуждают заданный вопрос

Делают вывод, что человек – существо не только биологическое, но и социальное, т.е. общественное.

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

IV.. Первичное осмысление и закрепление изученного

Работа с таблицей.

Работа с презентацией.

  • Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Слайд – 14.

Самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

  • Организует работу со слайдом 15, просит обучающихся закончить мысль «Чтобы стать человеком ребенку необходимо»

  • Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы…

  • Воспитываться среди людей, чтобы…

  • Заниматься необходимой деятельностью, чтобы…

Отвечают на вопросы. Анализируют высказывания, самостоятельно делают выводы.

Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

infourok.ru

Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Уже в 5 классе в России начинают преподавать «Обществознание». Многие задаются вопросом — «Что такое наследственность и какие биологические признаки наследует человек? В данной статье мы попробуем подробно разобраться с этим.

Что такое наследственность?

Наследственность — способность человека и существ передавать свои признаки, свойства, качества, особенности развития потомству. Такая способность позволяет всем живым существам (бактерии, растения или грибы) сберечь в своих потомках типичные черты вида.

Какие биологические признаки наследует человек от родителей? В частности, он наследует черты национальности и расы, например, тип фигуры, кожи, цвет волос или кожи, черты лица и т.д.

Также стоит отметить, что по наследству передаются не только внешние признаки и большинство биохимических качеств организма (группа крови, обмен веществ и прочее), но и различные болезни, либо склонность к болезненным состояниям.

Какие биологические признаки наследует человек?

Такие дисциплины, как антропология и обществознание выделяют такие две основные части:

  1. Физиологические признаки: строение мозга, стопы, челюсти, позвоночника, развитие кисти, анатомические особенности, атавизмы, восстанавливающие организмы (редуценты).
  2. Ключевые инстинкты размножения и самосохранения (правильный сон, питание, лечение).

Также читайте — Чем человек отличается от животного? Отличия человека и животных

pristor.ru

Что такое наследственность? доклад, обществознание

Vladimirr9717

08 нояб. 2016 г., 16:20:11 (год назад)

НаследственностьПод наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственность – это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и  переменную части, определяющие общее, что делает человека человеком, и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания. Наследственные болезниВсе наследственные заболевания, обусловленные наличием одного патологического гена, наследуются, в соответствии с законами Менделя. Возникновение наследственных болезней обусловлено нарушениями в процессе хранения, передачи и реализации наследственной информации. Ключевую роль наследственных факторов в возникновении патологического гена, приводящего к заболеванию, подтверждает очень высокая частота ряда заболеваний в некоторых семьях по сравнению с населением в целом.

Наследственные болезни – передающиеся потомству болезни, обусловленные изменением наследственной информации - генными, хромосомными и геномными мутациями. Термины «наследственные болезни» и «врожденные болезни» не являются синонимами. Врожденными называют болезни, которые выявляются с рождения; они могут быть связаны как с наследственными, так и с экзогенными факторами. Например, пороки развития могут возникать не только при генетических нарушениях, но и в результате действия на зародыш инфекционных. факторов, ионизирующего излучения, химических соединений, лекарственных средств. Наследственные болезни не всегда бывают врожденными, поскольку многие из них проявляются не сразу после рождения, а спустя несколько лет, иногда десятилетий. В качестве синонима термина «наследственные болезни» не следует также употреблять термин «семейные болезни», т. к. последние могут быть обусловлены не только наследственными факторами, но и условиями жизни или профессиональными традициями семьи.

obsestvoznanie.neznaka.ru

Урок обществознания в 5 классе "Наследственность"

Урок обществознания в 5 классе № 3 по теме: «Наследственность – биологическая сущность живого».

Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Ход урока.

Организационный момент.

Мотивационно-целевой этап.

В XVIII в. ученые спорили между собой. Одни из них, например англичанин Джон Локк, утверждал, что новорожденный человек подобен чистой доске. Другие считали, что человек способен передавать свои свойства по наследству.

Как вы думаете, правильно ли высказывание Джона Локка?

Обсуждение.

Тема нашего урока: «Наследственность – биологическая сущность живого».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока:

  1. Что такое наследственность.

  2. Наследственность — биологическая сущность всех людей.

  3. Можно ли влиять на наследственность.

Проблемный вопрос: Что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»?

Работа по теме урока.

Итак, что же такое наследственность?

Понять это нам поможет учебник. Откройте его на странице 11, прочитаем статью. Термин записываем в тетрадь.

Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (животные, растения, грибы, бактерии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и своих отдаленных предков.

По ходу работы создается таблица.

А ещё биологи выяснили, что у всех живых существ один предок. Рассмотрим картинку.

Мы с вами узнали, какие инстинкты передаются по наследству животным. А что же наследует человек?

Прочитаем об этом на странице 12.

Делаем вывод, обозначив его в таблице.

Наследственность

Животные

Человек

инстинкты, т. е. определенных действиях (поведении), уже имеющихся при рождении

  • внешние признаки

  • многие биохимические особенности организма (обмен веществ, группа крови и др.)

  • некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям

Итак, закрепим наши знания игрой.

Физкультминутка.

Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет». Если ответ «да», нужно встать, «нет» - сесть.

Вопросы к игре

  1. Отражается ли биологическая сущность человека в инстинктах? (Да.)

  2. Наследуется ли человеком желание пить, есть, спать, возможность передвигаться и многие другие биологические свойства организма? Да.)

  3. Передает ли человек способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить из поколения в поколение? Да.)

  4. Суждение «человек — часть природы» является ошибочным? (Нет.)

  5. Человек при рождении получает от родителей особенности своих эмоций? Да.)

  6. Является ли человек биологическим существом? Да.)

  7. Согласны ли вы с мнением о том, что ребенок — это «чистый лист»? (Нет.)

  8. Наследует ли человек многие черты и свойства своих родителей? (Да.)

  9. Отличаются ли наследуемые людьми биологические признаки от биологических признаков других живых организмов? (Да.)

  10. Утверждение, что человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком, является ошибочным? (Нет.)

Ребята, а есть ли то, что не передается по наследству? Чему же мы должны учиться?

Ответы ребят.

Ребята, если многие признаки передаются по наследству, означает ли это, что человек будет таким, каким он родился, или можно его изменить?

Познакомьтесь с материалом рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и стихотворением О.И. Скороходовой «Думают иные».

Думают иные — те, кто звуки слышат,Те, кто видят солнце, звезды и луну:— Как она без зренья красоту опишет?Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,Легкий шелест листьев пальцами ловлю.Утопая в сумрак, я пройду по саду,И мечтать готова, и сказать: люблю…

Пусть я не увижу глаз его сиянье,Не услышу голос, ласковый, живой,Но слова без звука — чувства трепетанье —Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова,Так, как любят запах нежного цветка,Так, как любят в дружбе дорогое слово,Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,А мечтой привольной мир я облечу…Каждый ли из зрячих красоту опишет,Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,Но имею больше — чувств живых простор:Гибким и послушным, жгучим вдохновеньемЯ соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,Не гордитесь этим счастьем предо мной!Лучше протяните с добрым чувством руку,Чтоб была я с вами, а не за стеной.

— Что вы узнали об Ольге Ивановне Скороходовой?

— Какие качества помогли ей проявить свои способности?

— Какую роль в ее жизни сыграла помощь других людей?

Итак, давайте сделаем вывод и запишем его в тетрадь.

Жизнь человека зависит от:

  1. Наследственности.

  2. Окружающей среды(воспитание, образование, культура, нравственные ценности).

Итоги урока. Рефлексия.

Что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»?

Задавание домашнего задания.

Прочитать § 1, вопросы 2-4 со страницы 14 устно, задание 2 или 3 со страницы 15 письменно.

infourok.ru