Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Нарушения сна у детей школьного возраста. Ребенок 8 лет после занятий в школе стал беспокойно спать нервничать


Ребенок нервничает в школе – причины и последствия

Проследите, чтобы ваш школьник носил рюкзак, надевая лямки на оба плеча. В перерыве между уроками предложите ребенку походить с книгой на голове, воображая себя султаном. Следите за высотой стола и стула, а также жесткостью матраса, на котором спит ваш ребенок.

Родители очень радуются, если ребенок с удовольствием ходит в школу, легко усваивает учебный материал и получает хорошие оценки, имеет много друзей. Но иногда школа становится источником тревоги - как для детей, так и для родителей.

Вы заметили, что ребенок нервничает в школе?

Признаками нервозности могут быть:

  • плаксивость, капризность;
  • грубость, раздражительность;
  • замкнутость;
  • бледность кожи;
  • дрожь;
  • головокружение;
  • отсутствие аппетита, тошнота, рвота;
  • нарушение сна;
  • усталость, слабость, вялость;
  • головная боль.

Иногда нервозность ребенка не имеет никаких негативных проявлений – ни со стороны физического самочувствия, ни со стороны поведения. Наоборот, ребенок становится очень дисциплинированным: безупречно выполняет домашнее задание, без напоминания собирает тетради и учебники в портфель, встает с постели по будильнику, никогда не опаздывает на занятия. Родители не нарадуются! Однако такие, на первый взгляд, положительные перемены могут свидетельствовать о том, что ребенок сильно переживает и очень волнуется.

Почему ребенок нервничает в школе? 

У школьника может быть множество причин для тревог и волнений:

Страх. Невыученный урок, неусвоенный материал, неправильно выполненное домашнее задание, ошибки в контрольной работе – источники страха и причины нервозности.

Трудности в общении. Ребенок может страдать от одиночества, поскольку не нашел друзей в школе. Замкнутые ученики часто подвергаются насмешкам со стороны школьников.

Конфликт с учителем. Иногда причиной нервозности ребенка становится предвзятое отношение учителя, завышенные требования или заниженные отметки. Проблема усугубляется тем, что ребенок не всегда осмеливается рассказать об этом родителям, а родители склонны сомневаться в словах ребенка или принимать сторону учителя;

Сложности с усвоением учебного материала. Ребенок может не справляться с программой одного или нескольких школьных предметов. Одному ребенку никак не дается иностранный язык, другой - не понимает алгебру и геометрию, третий - не справляется с нормативами по физкультуре;

Эмоциональная незрелость. Последнее время родители стараются отдать ребенка в школу как можно раньше, ориентируясь на его умственные способности, но не учитывая эмоциональную незрелость. Ребенок оказывается не готов к психическим нагрузкам в школе.

Ожидания родителей. Ребенок нервничает в школе, потому что не может угодить строгим и требовательным родителям, ожидающим недостижимых результатов.

Нервный ребенок. В чем опасность? 

Мудрые родители понимают, что физическое и психическое здоровье ребенка не должно становится ценой выдающихся достижений в учебе. Необходимо искать и устранять причины, по которым ребенок нервничает в школе. Если же проигнорировать этот тревожный симптом, у ребенка разовьется невроз – снизится успеваемость, пропадет интерес к учебе, появится стойкая неуверенность в себе, возникнут сложности в общении со сверстниками, утратится доверие к родителям.

schoolofcare.ru

Родительский клуб "Растим вместе"! - Беседы с психологом.Ольга Анисимович

 

Сайт о детях для неравнодушных взрослых.

 У вас в семье растет маленький непоседа, или Вы не знаете, как ужиться с подростком? Вы интересуетесь детской психологией? Вы работаете с детьми? Ищите проверенную,качественную  литературу по психологии и педагогике? Хотите узнать больше о психологических терминах?

ТОГДА ВАМ СЮДА!

   На сайте большой архив статей на темы воспитания и развития детей от рождения до 12 лет, разделенный по возрастам. После каждой статьи Вы можете оставить комментарий, высказать мнение по теме.

    Вы можете записаться на прием к психологу

    В разделе "Почитай-ка" Вы найдете интересные книги, их описание,главы, также можете пройти по ссылке в список литературы для родителей  и приобрести понравившуюся в одном из крупнейших интернет-магазинов..

     Еще в разделе "Почитай-ка"  есть словарик психологических терминов, заходите,читайте.

     Сайт "Растим вместе" сотрудничает с детским развивающим центром "Умка" ,подробнее о нем читайте здесь

                                                                                                                                  

 

 

Детский Центр развития  "Умка" (г.Сочи) работает все лето.

Расписание на лето:

  • "Умкин лагерь" ежедневно (выходной воскресенье) с 10.00 до 14.00 (возможна оплата за 24 дня,за 6 дней и за 1 день)

  • Группа "Я сам"(3 -4 года) понедельник/среда/пятница 10.00-11.00

  • Группа "Почемучки" (4 - 6,5 лет) понедельник/среда/пятница 11.00-13.00

  • Студия "Умкины сказки" (театрально-музыкальная)( от 3,5 до 8и лет) вторник/суббота 17.00-18.30

  • Студия "Английский язык для дошкольников" (от 4 лет) среда/пятница 16.30-17.30

  • Студия творчества среда/пятница ( от 4х лет) 17.30-18.30

  • Шахматная студия вторник/четверг (от 4х лет, школьники) 16.00-17.00 ;17.00-18.00

  • Песочная арт-студия (занятия с детским психологом) (от 4х лет) вторник/четверг 16.00-17.00

  • Группа "Умка" (мама и малыш,дети 1,6 - 3х лет) понедельник/пятница 17.45-18.45

  • Идет набор в логопедические группы (от 4х лет) вторник/четверг/суббота

Запись по тел. 8967 64 001 80

 

Приглашаются к сотрудничеству все заинтересованные лица - родители, психологи, педагоги, фирмы, работа которых связана с детскими товарами и услугами.

Пишите на адрес сайта [email protected]

www.r-vmeste.ru

Нарушения сна у детей школьного возраста

Поступление в школу является серьезным испытанием для детской нервной системы. За короткое время ребенку необходимо привыкнуть к новым социальным условиям и распорядку дня. Некоторые изменения в поведении малыша помогут Вам понять, что адаптация ребенка к школе проходит с трудом. Если ребенок беспокойно спит ночью, стал меньше улыбаться, ничем не интересуется и выглядит апатичным, это может быть вызвано как недостатком отдыха, так и повышенной утомляемостью из-за высокой нагрузки в школе. Основой правильного умственного и физического развития детей является полноценный здоровый сон.

Назад к статьям

Нарушения сна у детей школьного возраста

Содержание

Симптомы нарушения сна

Частые пробуждения

Если ребенок беспокойно спит ночью, долго не может уснуть, жалуется на кошмары и в течение ночи несколько раз просыпается, значит, у него обострены тревоги и детские страхи. Малыш становится неуверенным в себе и требует Вашей поддержки в делах, которые раньше мог выполнять самостоятельно.

Плаксивость и повышенная чувствительность

Беспокойный сон у ребенка нередко сопровождается изменениями в поведении. Поведение детей иногда кардинально меняется: они становятся обидчивыми и ранимыми, неуправляемыми и непослушными, легко выходят из себя. При этом Ваш обычно спокойный малыш выглядит расстроенным, старается лишний раз обнять Вас, прижаться к Вам, просит вечером побыть с ним. Его эмоциональное состояние как будто возвращается назад на 1-2 года.

Повышенная возбудимость

Нарушение сна у детей может привести к повышению возбудимости. Ребенку трудно сосредоточиться, сконцентрироваться и выполнять задание дольше 3-4 минут подряд. У него часто изменяется настроение, он не может самостоятельно успокоиться, а в течение дня жалуется на усталость и плохое самочувствие.

Виды нарушения сна

Инсомния, или бессонница

Инсомнией называют расстройство засыпания и способности не просыпаться длительное время, необходимое для отдыха. Причины таких нарушений сна у детей могут быть самыми разными: стресс, проблемы дыхательной системы, психические заболевания и т.д.

Гиперсомния, или патологическая сонливость

Для патологической сонливости характерна избыточная длительность ночного отдыха или повторяющиеся эпизоды дневной сонливости. Такое нарушение сна у детей может быть вызвано дыхательными расстройствами, инфекционными, психическими заболеваниями и т.д.

Неправильное чередование сна и бодрствования

Данный вид расстройств подразделяется на синдром не-24-часового цикла суток (смещение режима сна и бодрствования на 1-3 часа), синдромы преждевременного и замедленного периодов сна. Они обычно вызваны бытовыми факторами, например, беспокойный сон у ребенка может наблюдаться, если его распорядок дня часто изменяется.

Парасомния

Нарушение сна у детей этого вида характеризуется сбоем в фазах сна, неполным пробуждением, повышенной двигательной активностью и т. п. К парасомнии относятся приступы ночных страхов, энурез (непроизвольное мочеиспускание) и «лунатизм».

Что препятствует спокойному сну

Эмоциональное перенапряжение

Чаще всего дети школьного возраста плохо спят из-за перевозбуждения или переутомления. Беспокойный сон у ребенка может быть вызван конфликтами с учителями, одноклассниками и родителями, сложными домашними заданиями, чрезмерными интеллектуальными нагрузками. Если ребенок привык допоздна смотреть телевизор или играть в компьютерные игры с динамичным сюжетом, проблемы с засыпанием обычно бывают вызваны перевозбуждением.

Соматические заболевания

Если ребенок беспокойно спит ночью, не исключено, что это возникло из-за недомогания, вызванного острыми или хроническими заболеваниями. Школьники часто болеют простудными заболеваниями, ведь инфекция легко передается в коллективе от одного ребенка к другому. Именно поэтому чаще всего сомнические расстройства связаны с повышением температуры, ломотой в костях, головной болью. Иногда такие проблемы вызывают неприятные ощущения в желудке и кишечнике – тошнота, колики, боли. В любом из перечисленных случаев ребенка нужно показать педиатру.

Неврологические расстройства

У детей школьного возраста, как и у малышей, сомнические расстройства могут быть вызваны неправильной работой центральной нервной системы. Беспокойный сон у ребенка может стать следствием ночного энуреза, повторяющихся кошмаров, снохождения и сноговорения. При наличии любого из этих отклонений школьника необходимо показать неврологу для исключения эпилепсии и других тяжелых заболеваний.

Последствия для здоровья

Если ребенок беспокойно спит ночью, значит, он плохо отдыхает и чувствует тревогу (возможно, его мучают детские страхи). Из-за чрезмерной усталости дети возбуждаются, а не успокаиваются. Уставший малыш обычно не просится сам в кровать, наоборот, у него портится настроение, он демонстрирует повышенную активность, может заплакать без причины, требует Вашего внимания и заботы. В дальнейшем беспокойный сон у ребенка может привести к трудностям в общении, формированию робости и неуверенности, понижению успеваемости, несмотря на хорошие способности, и т.д.

Что делать, чтобы малыш хорошо спал

У детей с рождения не отрегулирован суточный ритм. Чтобы ребенку было легче справиться с этой проблемой, понадобится Ваша помощь. Постарайтесь создать такие условия, чтобы настройка биологических часов прошла безболезненно для Вас и Вашего малыша.

Установить правильный режим

Детям необходимо ложиться спать в одинаковое время, проделывая такие процедуры, которые будут повторяться изо дня в день. Для Вас это должно стать неким ритуалом: после чтения книги или просмотра мультфильма Вы с ребенком идете умываться, затем укладываете его в кроватку, целуете, желаете добрых сновидений, гасите свет и выходите из комнаты.

Соблюдать установленный порядок

Когда дети спокойны и не ожидают непредвиденных сюрпризов, они легко засыпают. Если в разные дни малыша укладывает то мама, то папа, то бабушка, им необходимо договориться между собой, чтобы не изменять порядок процедур, стараясь выполнять все максимально одинаково. Постоянство придает ребенку уверенность, поэтому все действия должны повторяться ежевечерне. Малышу известно, что произойдет через 5 минут, через час, чувствует себя в безопасности и хорошо спит.

Помогать малышу уснуть

Чтоб ребенок спокойно спал, дайте ему стакан теплого молока, чашку обычного чая, настой/сироп из успокоительных трав или специальные детские седативные препараты. Прием таких средств при нарушении сна у детей помогает снизить порог возбудимости, облегчает засыпание, не вызывая при этом привыкания.

Тенотен Детский – поможет настроить биологический ритм Вашего ребенка!

www.tenoten-deti.ru

Признаки нервного срыва у подростка

Нажмите для увеличения

Современный образ жизни негативно сказывается не только на здоровье взрослых, но и на детях. Нервные расстройства у детей встречаются очень часто, однако родители не в состоянии определить данную патологию, думая, что это очередной каприз. С подрастающим поколением обстоятельства складываются намного проще, ведь они способны рассказать о своих чувствах, а признаки нервного срыва у подростка помогают окончательно поставить диагноз. Дети же очень активны и порой сложно определить, когда действие исходит от нервозности, а в каком случае ему просто необходимо высвободить лишнюю энергию. Поэтому приходится прибегать к помощи специалистов.

Признаки и формы нервного срыва у детей

Родителям необходимо следить за ребёнком и отмечать действия, которые входят в привычку. Нервный срыв проявляется у каждого человека по-разному, это же касается и детей. Одна личность замыкается в себе, другие наоборот предпочитают громко кричать и закатывать истерики. Если ваш ребёнок взял за привычку кататься по полу и дико кричать, лучше всего обратиться к невропатологу, который сможет развеять все сомнения. Согласно мнению специалистов, невроз возникает исключительно на почве внутреннего конфликта, из-за чего эмоциональное состояние становится неуравновешенным.

К основным настораживающим факторам, можно отнести следующие симптомы:

  • Возникновение галлюцинаций;
  • Опережение по психическому развитию своих сверстников;
  • Ребёнок на полном серьёзе начинает фантазировать или обманывать;
  • Теряется интерес к жизни;
  • Сильный интерес к одному предмету в школе (чрезмерное увлечение).

Данные симптомы проявляются только на начальной стадии нервного срыва, и чтобы предотвратить их развитие, вовремя обращайтесь к невропатологу.

Как проявляются нервные расстройства у детей?

  1. Нервный тик. Очень часто нервные расстройства у детей проявляются в данной форме, которая выражается в неосознанном подёргивании конечностей, щёк, пожиманием плечами, беспричинным движением руки, причмокиванием и так далее. Если вы заметили нервный тик у ребёнка, когда он находится в спокойном состоянии, это является первым признаком нервного расстройства. При активной деятельности тик пропадает.
  2. Плохой сон или бессонница. Если ваш ребёнок ранее хорошо высыпался, но вдруг начинает часто ворочаться, беспокойно спать и просыпается очень часто, также стоит обратить внимание на этот симптом. При данной форме расстройства, дети также говорят во время сна, и он становится очень реалистичным.
  3. Невроз. Это наиболее серьёзная форма проявления болезни и родителям стоит обратить особое внимание на следующие симптомы: грусть, истерика, фобии, частые опасения, навязчивые движения, тихая речь, подавленность, панический страх. Как только вы заметили данные симптомы, срочно обратитесь к специалисту.
  4. Заикание. Эта форма расстройства встречается у детей в возрасте около трёх лет. В этот период малыш учится разговаривать. Очень важно не нагружать ребёнка, так как из-за информационной нагрузки, он может испытать стресс. В конечном счёте важен здоровый ребенок, а не потенциальный вундеркинд. Заикание также проявляется при разлуке с близкими.
  5. Энурез. Когда ребенок испытывает сильное потрясение, перевозбуждение, он мочится в постель. В этот период отмечается неустойчивое настроение, многочисленные капризы и повышенная плаксивость.
  6. Анорексия. Эта форма нервного расстройства выражается в потере аппетита. Если ребёнка в детстве заставляли есть, то в подростковом возрасте это, как правило, «выливается» в стремлении к стройной фигуре. Лечить анорексию лучше всего в раннем возрасте, так как подростки проявляют большую самостоятельность и полагаются на свою неопытность.

Очень часто к развитию нервного срыва приводит неправильное поведение родителей, несмотря на всю любовь с их стороны. Чтобы избежать развитие болезни и появления её в априори, старайтесь избегать следующих действий:

  • Отмечать недостатки ребёнка, постоянно указывая на их слабость, как бы стараясь искоренить их. В этом случае лучше сконцентрируйте на достатках, которые необходимо приобрести;
  • Отправлять ребёнка в две школы, кружки и прочие секции, которые ему не нравятся, создавая перегрузку;
  • Чрезмерная опека ребёнка;
  • Скандалы в семье;
  • Показывать, что ребёнок должен добиться расположение к своим родителям, заслужить его. Постарайтесь проявить свою любовь.

Лечение детей

Лечение нервных срывов у детей состоит из разных методик в психотерапии. В зависимости от возраста, можно использовать как несловесную, так и словесную терапию. Однако в основе любой техники лежит идея борьбы с беспокойством и страхами. Нужно уменьшить тревожность пациента, вернуть его к гармоничной жизни. Для этого требуется убрать все обиды, вину и выйти из стресса. Если нервный срыв наблюдается у ребёнка, то сеансы психотерапии желательно проводить со всей семьёй. Однако в случае с подростками лучше довериться профессионалу, не прибегая к помощи родителей. Тем более некоторые взрослые сами имеют нарушения личности.

Что касается применения медикаментозных средств, то они используются как дополнение и только в запущенных случаях. Препараты, конечно, могут ослабить тревоги и на время вылечить срыв, однако если не убрать причину, которая решается исключительно с психотерапевтом, болезнь вновь вернётся и, возможно, с большей силой.

Что следует делать родителям при нервном срыве у ребёнка?

Как правило, дети накапливают напряжение в детском саду или дома, которое рано или поздно вырывается наружу. Если вы чувствуете, что ребёнок находится на грани истерики, попробуйте следующие действия:

  1. Когда малыш уже на пределе и готов устроить истерику, улыбнитесь ему, поцелуйте и скажите шутку.
  2. Постарайтесь переключить внимание ребёнка. Сделать это нужно резко, чтобы вызвать удивление. Один из способов – изобразить истерику, сделав превентивный ход. В некоторых случаях это вызывает удивление и успокоение.

Что следует предпринять, если уже случился нервный срыв у ребёнка:

  • Оправьте ребёнка под прохладный душ. Если он не в состоянии сделать это самостоятельно, берите и несите в ванну. В крайнем случае брызните холодной водой в лицо или положить на лоб лёд, пакет замороженных овощей, полотенце, смоченное холодной водой. Как известно, холодная вода замедляет реакции в теле, смывается негативная энергетика, эмоции отступают;
  • Используйте зеркальную технику. Суть в том, чтобы повторять все действия, которые делает малыш. В маленьком возрасте это вызывает большое удивление и успокоение, истерика заменяется любопытством;
  • Если случился приступ, уберите подальше все опасные предметы, так как ребёнок не понимает, что делает, и не контролирует себя. Он может легко взять предмет и кинуть его куда захочет;
  • Создайте обстановку уединения. Некоторые успокаиваются, когда их оставляют одних, однако вам всё же нужно наблюдать за малышом незаметно.

Какие действия следует предпринять после случившейся истерики:

  • Приготовьте горячий чай и добавьте туда пару капель пустырника. Это успокоит нервную систему, мозг придёт в равновесие, и ребёнок уснёт;
  • Почаще заваривайте фиточаи со зверобоем, мятой, пустырником, фенхелем, лавандой. Особенно актуально, если ребёнок часто плачет и срывается.

Не забывайте про другие профилактические меры, в частности, витамины B способны убрать негативные эмоциональные реакции, уменьшить количество стрессов. Для нервной системы очень полезны печенье, сыр, яичный желток, свёкла, помидоры, груши, шпинат, цветная капуста, морковь и другие кисломолочные продукты. Недавно удалось доказать, что фолиевая кислота помогает снизить количество аминокислоты гомоцистеина, которая имеет повышенный уровень у детей склонных к истерике и нервному срыву.

Признак и причины нервного срыва у подростков

Нажмите для увеличения

Наверное, каждый человек с возрастом смотрит с опаской на подрастающее поколение, сравнивая свою молодость с современным поколением. В любом случае можно отметить, что подростки ведут себя крайне вызывающе, шумно, агрессивно и непристойно. Дома, конечно, практически все соблюдают правила приличия, однако в школе или на улице чаще всего поведение сильно меняется. В итоге, личности, которые очень доверчивы, подвержены сильным эмоциям и неспособные защитить себя, получают психологические травмы, а они на порядок сильнее бьют по человеку, чем физические.

Перенесённая психологическая травма способна с возрастом или в течение всей жизни мешать полноценному развитию, если её не убрать. Так как на постсоветском пространстве ещё не принято ходить к психологу, люди вынуждены самостоятельно справляться с этими проблемами.

Какие причины способствуют развитию нервного срыва?

  • Сильная нагрузка в школе;
  • Неблагоприятный коллектив среди знакомых или в школе;
  • Неспособность постоять за себя и защитить свою точку зрения;
  • Неблагоприятный климат внутри семьи;
  • Отсутствие любимого занятия;
  • Частые стрессы и эмоциональное напряжение.

Признаки нервного срыва:

  • Подросток начинает замыкаться в себе, избегает всяческих контактов с друзьями, обвиняет других;
  • Проявляет чрезмерную активность. Однако такое встречается гораздо реже, так как выплеск эмоций, пусть даже в самом примитивном и безобразном виде, помогает личности избавиться от негатива;
  • Во время расслабления начинают дёргаться конечности тела;
  • Плохой сон и бессонница;
  • Постоянные диалоги и споры внутри личности;
  • Подавленность и апатия к окружающему миру.

Родителям следует проявить максимум внимания, ведь нередко среди подрастающего поколения случаются суицидальные действия и складывается такое впечатление, что современное школьное образование только способствует этому. Проявите больше заботы, постарайтесь проводить выходные вместе, выезжая загород на рыбалку или просто на отдых. Это оградит подростка от дурных компаний, если таковые имеются. Подтолкните его записаться на интересные секции, где присутствует «здоровый» коллектив. Если ребёнок чувствует негативное и пренебрежительное отношение со стороны других подростков, отдайте в спортивную секцию, на борьбу или другие виды боя. Таким образом, он почувствует в себе уверенность, сможет отстоять свою точку зрения.

Лечение подростков

Как и любое лечение нервного срыва, подросткам необходимо выполнять определённые правила:

  • Избегать конфликтного общения, окружить себя благоприятным обществом;
  • Почаще пить фиточаи с успокаивающими травами;
  • Заняться лёгким спортом;
  • Слушать релаксирующую музыку;
  • При желании заняться йогой, медитацией;
  • Обязательно обратиться к психотерапевту, который поможет решить насущные проблемы и выявить причину нервного срыва.

vsdpanika.ru

Проблемы сна у детей и подростков

Содержание:Проблемы со сном у детей 7–12 летПроблемы со сном у подростков

Список новых проблем у детей более старшего возраста и подростков велик: домашние задания, внешкольные занятия, индивидуальные уроки, вечеринки, больше домашней работы, свидания, машины, наркотики и алкоголь. Для родителей здоровый образ жизни детей может стать менее важным, чем развитие их академических, социальных, спортивных или художественных навыков. Но, как вы сами увидите, вклад здорового режима сна в благополучие вашего ребенка с возрастом не снижается.

Проблемы со сном у детей 7–12 лет

Более позднее укладывание

Школьники с возрастом спят все меньше и меньше по мере того, как начинают ложиться все позже и позже. Большинство 12-летних подростков ложатся около 21:00 – это время может варьировать от 19:30 до 22:00. Продолжительность сна у них составляет примерно 9–12 часов. Эти данные, которые я собирал среди семей среднего класса, согласуются с данными еще продолжающегося исследования, проводимого Стэнфордским университетом. В ходе него ученым удалось показать, что до начала пубертатного периода подросткам для поддержания оптимального уровня деятельности в течение дня требуется 9,5–10 часов сна.

Если не поддерживать здоровый режим сна, результатом будет усугубляющаяся дневная сонливость.

Трудности с засыпанием

При исследовании примерно 1000 детей, средний возраст которых составлял семь-восемь лет, было обнаружено, что около 30 % из них сопротивлялись укладыванию не менее трех раз в неделю. На это чаще всего жалуются родители. Около 10 % детей испытывают трудности с засыпанием после того, как ложатся в постель. У многих на то, чтобы заснуть, более трех раз в неделю уходит до часа. Некоторые дети отказываются ложиться, а когда ложатся, испытывают трудности с засыпанием; у них возникает и целый набор прочих проблем: страхи, тревожность, ночные пробуждения, необходимость в успокаивании и близости родителей, жалобы на утомление, а также наличие трудностей с самостоятельным успокаиванием в прошлом.

Кое-что из практики

С возрастом вашему ребенку для поддержания оптимального уровня внимания и активности будет требоваться больше, а не меньше сна.

Если ваш ребенок отказывается ложиться спать, но у него нет трудностей с засыпанием, скорее всего, ему поможет более раннее или более регулярное укладывание и другие методы, описанные далее в этой статье. Но если у ребенка также имеются трудности с засыпанием, он никогда не спал хорошо и проявляет признаки легкой хронической тревожности, возможно, вам понадобится помощь детского психолога или другого специалиста в области психического здоровья.

Дети спят с мамой и папой

Это исследование также подтвердило другие наблюдения, согласно которым в младшем школьном возрасте ночные пробуждения имеют тенденцию сохраняться, если они уже наблюдались в прошлом. Устойчивость нарушений сна является темой многих научных статей, и только невежеством некоторых специалистов может объясняться совет: «Не переживайте, ребенок это перерастет».

В двух других исследованиях примерно 1000 подростков, проведенных в Бельгии и на Тайване, было обнаружено еще кое-что. У тех, кто спал плохо, гораздо чаще наблюдались трудности с обучением. Среди тех учеников, которые собирались поступать в колледж, меньше спали те, кто более усердно занимался. Итак, мы видим здесь глобальную проблему: маленькие дети, испытывающие проблемы со сном, вырастают в школьников, имеющих проблемы с успеваемостью. Однако те из них, которые добиваются успехов в обучении, рискуют недополучить необходимый им сон!

Периодические жалобы

Многие дети в этом возрасте жалуются на различные боли в животе, конечностях, голове и грудной клетке, которым не находится никакого медицинского объяснения. У детей, страдающих такими болями, часто оказывается серьезно нарушен сон. Принято считать, что к таким жалобам приводят эмоционально напряженные ситуации, такие как реальное или вымышленное отдаление родителей от детей или детей от родителей; боязнь выразить недовольство, которое может повлечь за собой наказание или обиду; давление со стороны сообщества или школы; страх не оправдать надежды родителей.

Эти боли у детей реальны, точно так же как реальны мигрени у взрослых, которые слишком много работают или слишком мало спят. Все лабораторные анализы и исследования людей, испытывающих такие головные боли, показывают, что у них все в порядке. Точно так же все анализы, проводимые у детей с подобными соматическими жалобами, дают нормальные результаты. За исключением тех случаев, когда имеются серьезные основания подозревать наличие какого-либо органического заболевания, лучше отказаться от проведения лабораторных обследований и анализов, потому что боль при взятии крови, риск облучения, стоимость процедур и в первую очередь – возможный результат создают в сознании ребенка убежденность в том, что он действительно болен. К тому же слегка отклоняющиеся от нормы результаты обследования могут привести к новым и новым процедурам, которые в конечном итоге покажут, что в основном все в порядке.

Проблемы со сном у подростков

Не хватает времени на сон, особенно по утрам

Исследования режима сна тинейджеров показывают, что постепенное снижение общей продолжительности сна прекращается приблизительно в 13–14 лет. На самом деле многим молодым людям в возрасте 14–16 лет требуется даже больше сна! Судя по полученным данным, большинство подростков могли бы отдыхать гораздо лучше, если бы им удавалось дольше спать по утрам. Раннее начало школьных или спортивных занятий часто заставляет подростков спать днем, что мешает им вечером ложиться в разумное время.

Кое-что из практики

Многим молодым людям старше 15 лет требуется больше сна, чем раньше, чтобы поддерживать дневную деятельность на оптимальном уровне.

Исследование, проведенное среди примерно 10 000 учеников японских средних и старших школ, показало, что 50 % из них хотя бы раз в неделю спят после школы. Из-за того, что поздний дневной сон заставляет подростка ложиться позже вечером, ночной сон становится короче. Мне кажется, что лучше не спать днем, а ложиться пораньше вечером, а утром тоже просыпаться намного раньше, чтобы доделать незавершенные домашние задания. На мой взгляд, выполнять их поздно ночью, после короткого дневного сна, гораздо менее эффективно, чем рано утром, после многих часов ночного сна.

Кое-что из практики

Социальное давление и раннее начало занятий в школе приводят к снижению продолжительности сна и хроническому его недостатку.

Накапливающая усталость, дневная сонливость или снижение уровня внимания днем развиваются у многих подростков – для них в сутках оказывается просто слишком мало часов. Затраты времени на учебу, спорт и социальную деятельность невероятно высоки. Даже если не считать переживаний о сексе, наркотиках, алкоголе и громкой музыке, родителям приходится волноваться из-за того, что их дети могут пострадать от недостатка сна.

 

Ребенок спит на диванеВ исследовании ученых из Стэнфордского университета, в котором участвовали более 600 старшеклассников, у 13 % был обнаружен хронический дефицит сна. Те, кто плохо спал, объясняли это переживаниями, напряжением, а также личными, семейными и социальными проблемами. У учеников наблюдались признаки легкой депрессии. Конечно, мы не знаем, что здесь первично – нарушения сна или изменения настроения. Возможно, и эти изменения, и нарушения сна развиваются в результате одних и тех же гормональных изменений, которые естественны для этого возраста. Однако здоровый образ жизни, в том числе и разумный режим сна, поможет предотвратить или облегчить депрессивные состояния, так характерные для юного возраста. Ученые из Стэнфорда определяют хронические и тяжелые нарушения сна у подростков следующим образом:

1. Более трех раз в неделю на то, чтобы заснуть, требуется 45 минут или более,

или

2. Три или более раз в неделю наблюдается одно или более ночных пробуждений, за которыми следует 30 или более минут бодрствования,

или

3. Три или более раз в неделю наблюдается по три или более пробуждений за ночь.

Итак, если у вашего ребенка-подростка такая структура сна, не стоит считать это «нормальной» частью взросления.

В Новой Зеландии точно так же, как и в Калифорнии, около 10 % подростков страдают нарушениями сна. У них наблюдаются тревожность, подавленность и невнимательность, а также чаще встречаются поведенческие расстройства по сравнению с подростками без нарушений сна. Тревожность и депрессия также оказались типичными симптомами у плохо спящих тинейджеров в Италии, доля которых в этой стране составляет около 17 %.

Судя по результатам очень серьезного исследования, опубликованного в 1991 г., за последние 20 лет продолжительность сна учащихся уменьшилась на один час. Данные, полученные в самых разных странах – Бельгии, Тайване, Китае, ЮАР, Новой Зеландии, Италии и т. д., свидетельствуют о растущем риске переутомления подростков.

В двух независимых исследованиях об ограничении сна у детей в возрасте от 10 до 14 лет ученые уменьшали продолжительность их ночного сна либо до семи часов в течение трех дней, либо до пяти часов на одну ночь. Хотя подростки справлялись с повседневными стандартными задачами, такие высшие когнитивные функции, как вербальное творчество и абстрактное мышление, оказались нарушены. Это подчеркивает важную мысль о том, что наши дети могут достаточно хорошо справляться с небольшой нехваткой сна, если не сталкиваются со слишком сложными заданиями, связанными с письменной речью или творчеством.

Таким образом, слабовыраженному недостатку сна часто не придают должного значения или вообще не обращают на него внимания, так как стандартные задания на память и спортивные упражнения подростки выполняют достаточно успешно.

Еще один эксперимент с ограничением сна был проведен с участием 11– и 12-летних детей. Тех, кто спал в течение шести ночей по 10,5 часа, сравнивали с теми, кто в течение шести ночей спал по 6,5 часа. Ограничение сна вызвало поддающиеся измерению невнимательность, раздражительность, несговорчивость и проблемы с обучением. В другом исследовании, где наблюдали за 3136 детьми в возрасте от 11 до 18 лет, было обнаружено, что у 17 % из них сон не обладает достаточными восстановительными свойствами. Эти данные совпали с теми, которые приводились в итальянском исследовании.

В Израиле был проведен эксперимент с различным временем начала школьных занятий. У одной группы учащихся уроки начинались в 7:10 как минимум дважды в неделю, а у другой всегда начинались в 8:00. Дети из первой группы в общей сложности спали меньше, у них наблюдались выраженное утомление и сонливость в дневные часы, они больше жаловались на трудности с вниманием и концентрацией по сравнению с учащимися из второй группы. Доктор Мэри Карскадон, пионер в области исследования сна подростков, указывает на то, что раннее начало школьных занятий – это новшество, влияние которого на недостаток сна учеников только теперь постепенно начинает оцениваться должным образом.

Доктор Карскадон также считает нерегулярное время ночного сна серьезной проблемой, которая развивается независимо от недостаточной продолжительности сна. Ее исследования показали, что чем больше вариабельность времени начала ночного сна, тем хуже школьные оценки, тем более вероятен вред, наносимый здоровью в результате приема алкоголя и наркотиков, и тем чаще ученики пропускают занятия. Более ранние исследования дошкольников также указывали на важность регулярного укладывания и его влияние на последующую приспособляемость к школе.

Поведение подростков может вызывать у родителей стресс; однако, если начать пораньше, как это сделала семья из следующего рассказа, справиться с некоторыми проблемами сна может быть легче.

С привилегиями приходит ответственность

Мы с мужем, будучи родителями пятерых детей в возрасте от восьми до пятнадцати лет, уже много лет используем мудрые советы доктора Вайсблута для установления режима сна в нашем доме.

Мы начали обучение процессу сна 15 лет назад с нашей старшей дочерью Тришей. Доктор Вайсблут объяснил нам, как распознать усталость, чтобы укладывать ее спать до того, как она переутомится. Когда родилась Джулия, мы подумали, что она будет подавать те же сигналы и легко привыкнет к такому же режиму сна, какой был у нашей старшей дочери. Но мы очень сильно ошиблись. Но несмотря на то, что режим оказался другим, мы применяли тот же метод: распознать усталость и уложить Джулию спать до того, как она переутомится. К моменту рождения пятого ребенка мы чувствовали себя настоящими профессионалами.

ребенок спит за учебникамиМы с мужем заметили, что каждый ребенок подает свои «намеки», сигнализирующие о том, что ему пора спать. Один из сыновей начинал перебирать пальцами волосы, другой тер глаза, а третий забирался на колени к тому, кто был ближе. Так они давали нам понять, что пришло время отдохнуть. Все это происходило с ними в таком возрасте, когда действия были красноречивее слов.

Но на этом обучение не закончилось. Дети росли, и мы меняли режим, продолжая руководствоваться одной и той же идеей: переутомленный ребенок не может быть счастливым, а его деятельность не будет продуктивной. Это оказалось особенно верно для подростков. Иногда привилегия лечь попозже оказывала отрицательное влияние на весь ход их жизни. Переутомленный и всем недовольный подросток не может достаточно хорошо проявить себя в спортивных соревнованиях или на экзамене. В эти годы эмоции бьют через край, и мы поняли, что ребенок лучше всего справляется с собственным растущим организмом, когда хорошо отдыхает. Мы старались внушить нашим детям мысль о том, что с привилегиями дается и ответственность. Подростки должны научиться отвечать за свои самостоятельные действия (к этому относится и здоровое питание, и здоровый режим сна). Хотя мы допускаем определенную гибкость и по особым случаям, а также в каникулы позволяем детям ложиться позже, чем обычно, затем все естественным образом снова входит в привычную колею.

Доктор Вайсблут как-то сказал мне, что, если ребенок утверждает, что ему скучно, скорее всего, он устал. Если мои дети говорят, что им скучно, я предлагаю им немного поспать днем.

Сон в нашем доме так же важен, как и здоровое питание, регулярные спортивные упражнения и добропорядочное поведение.

Кроме трудностей с засыпанием и сном без пробуждений существуют аномальные формы и специфические проблемы сна, возникающие в предподростковом и подростковом возрасте.

Синдром отсроченной фазы сна

Замечали ли вы, что ваш подросток ложится спать все позже и позже? Со временем он может решить, что ему больше нравится ночной образ жизни. Наверное, вы слышали о совах и жаворонках, и если вы сами – сова, то вполне можете решить, что если у вашей дочери или сына начинает проявляться тенденция ложиться позже, то это нормально. Но на самом деле может происходить совсем иное – развитие неспособности засыпать в социально и биологически приемлемое время. Переход к более позднему засыпанию может также объясняться биологическими процессами, связанными с половым созреванием. Если дело в этом, тогда в позднем засыпании нет проблемы – скорее, проблему представляет слишком раннее начало занятий в школе.

При синдроме отсроченной фазы сна у ребенка нет проблем с засыпанием или сном без пробуждений, но только в том случае, если наступление сна отодвигается вплоть до 1:00, 2:00 или даже 3:00. Если он пытается лечь раньше, то не может заснуть. По выходным и праздничным дням подросток может спать дольше по утрам, поэтому общее время сна остается нормальным. Но в учебные дни такого ребенка всегда очень сложно поднять, чтобы он пошел в школу.

Из-за этого страдает обучение, а у подростка наблюдаются сильные перепады настроения. Все это является долговременными последствиями слишком короткого сна в учебные дни и хронически ненормального режима сна.

Синдром Клейне – Левина

Это редкое заболевание, но иногда его путают с другими психическими или неврологическими синдромами. К основным симптомам относятся чрезмерная сонливость, переедание и неспособность к сексуальному воздержанию. Точная причина данного нарушения не выяснена, но если вы заметили у своего ребенка очень сильные отклонения в сне, питании или других типах поведения, не стоит просто думать, что это проблемы переходного возраста. Другие редко встречающиеся заболевания, связанные с аномальным сном, могут быть связаны с изменениями температурной чувствительности, чувством жажды или настроения.

Синдром фибромиалгии

Фибромиалгия – это нетипичная проблема, которая обычно возникает у девочек, а иногда и у их матерей. Дети с фибромиалгией ощущают утомление и испытывают боли различной локализации. Они жалуются, что «все время чувствуют себя усталыми» или у них «все болит». Боль возникает как в левой, так и правой части тела, и ниже, и выше талии. Кроме таких диффузных болей существуют особые чувствительные точки, при нажатии на которые возникает острая локальная боль.

У всех девочек с этим заболеванием нарушен сон. Их родители на протяжении многих лет могут замечать, что они спят очень беспокойно. Из-за активных движений во сне, или «моторного возбуждения», простыни и одеяла оказываются разбросаны вокруг кровати характерным для фибромиалгии образом. Более того, дети, страдающие этим заболеванием, обычно просыпаются утром с ощущением усталости, или «неосвеженными», как будто у них не было нормального ночного сна. Такой невосстанавливающий сон – еще одна характеристика детей с фибромиалгией. Некоторые из них еще и просыпаются по ночам. Другие симптомы – скованность во всем теле и утомление по утрам, головные боли, нехватка энергии, плохое настроение и депрессия. Такие дети очень страдают из-за хронических болей; они не могут участвовать в большинстве видов деятельности, которыми увлекаются подростки.

Интересно, что сам ребенок не воспринимает беспокойный сон с разбросанными простынями и одеялами или ночные пробуждения как проблему, потому что уже к этому привык. Из-за того, что она всегда так спала, и девочка, и ее родители думают, что это для нее нормально. Такие дети не жалуются на плохой сон; они говорят только об утомлении и боли, но во время приема врач обычно выявляет у них нарушения сна.

Чувство утомления и боль могут мешать ребенку посещать школьные занятия, участвовать в различных развлекательных и спортивных мероприятиях. Это может вести к пониженной самооценке и «детренированности» тела, что внешне напоминает признаки депрессии. Не забывайте, что фибромиалгией чаще всего страдают девочки предподросткового и подросткового возраста, и многие симптомы заболевания нередко принимают за перемены, связанные с половым созреванием.

Поскольку причины фибромиалгии до сих пор не установлены, не существует никакого специфического лечения этого заболевания. Однако хорошо то, что существующие методики все-таки со временем приводят к положительной динамике. Детские ревматологические центры специализируются на программах лечебной физкультуры, а иногда врачи прописывают антидепрессанты. Это помогает детям преодолеть трудности, нарушающие их сон, например, выпускные экзамены. У большинства девочек примерно после двух лет лечения отмечаются улучшения.

Любопытно, что их последовательность очень предсказуема. Вначале исправляются нарушения сна. Затем, через много недель, начинается облегчение симптомов мышечной боли. Если не происходит улучшения сна, то вероятность облегчения других симптомов значительно снижается. Тот установленный при наблюдениях факт, что снижению утомляемости и болезненных ощущений должно предшествовать улучшение сна, позволяет предположить, что причиной других симптомов может быть именно плохой сон. Более того, среди взрослых, страдающих этим синдромом, также выявляется закономерность: чем хуже сон, тем сильнее боли. Это также свидетельствует в пользу существования причинно-следственной связи между нарушениями сна и другими симптомами фибромиалгии.

Хронический мононуклеоз

Инфекционный мононуклеоз вызывается вирусом. У подростков начиная с 14 лет иногда вслед за острой стадией диагностируется хроническое заболевание, которое характеризуется очень сильной дневной сонливостью. Из-за нее страдает обучение в школе. Неудивительно, что у таких детей тоже иногда ошибочно определяют депрессию. Правильный диагноз устанавливается после лабораторных анализов, подтверждающих наличие вирусной инфекции.

Предупреждение и устранение проблем со сном

Давайте рассмотрим две основные группы проблем для детей этой возрастной группы, а именно проблемы с засыпанием и поддержанием здорового режима сна. Для лечения этих нарушений мы попытаемся разрушить бесконечную цепь, в которой нарушения сна вызывают перевозбуждение, которое, в свою очередь, еще больше мешает нормальному сну.

Проблемы с засыпанием

Работая с психотерапевтом, дети более старшего возраста могут научиться спать лучше с помощью методик расслабления, похожих на те, что используют взрослые. Они направлены на снижение уровня возбуждения, что позволяет наладить сон. Вот несколько таких методик:

1. Прогрессивная релаксация – метод, при котором нужно напрягать определенные группы скелетных мышц, затем расслаблять их и фокусироваться на появляющемся чувстве расслабления.

2. Биологическая обратная связь требует сосредоточенности на визуальных или аудиостимулах, которые меняются пропорционально напряжению в скелетных мышцах. И прогрессивная релаксация, и биологическая обратная связь помогут снизить мышечное напряжение, что позволит вам заснуть.

3. При расслабляющем самовнушении вы повторяете про себя, что ваши руки и ноги становятся тяжелыми и теплыми.

4. Парадоксальное намерение основано на идее, что попытки заснуть могут создавать заколдованный круг, который можно разорвать, сосредоточившись на бодрствовании.

5. В медитативной релаксации существуют различные, но простые инструкции, позволяющие сосредоточиться на физическом ощущении дыхания, что некоторым людям помогает заснуть.

Регуляция поведения стимулами и контроль за временем

Метод регуляции поведения стимулами заключается в том, чтобы сделать обстановку в спальне соответствующей для сна. Если вы длительное время проводите в постели за просмотром телевизора, чтением или едой, то эти занятия напрямую конкурируют со сном, поэтому от них следует отказаться. Контроль за временем означает установление регулярного и здорового режима сна.

Психолог Ричард Буцин, специализирующийся на бессоннице, включает элементы контроля за стимулами в разработанные им инструкции.

ИНСТРУКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СТИМУЛАМИ

1. Ложитесь с намерением заснуть только тогда, когда вы ощущаете сонливость.

2. Не используйте кровать ни для чего, кроме сна – не делайте в ней домашние задания, не читайте, не смотрите телевизор, не ешьте и не проводите время просто так.

3. Если вы обнаружили, что не можете заснуть, встаньте и уйдите в другую комнату. Бодрствуйте столько, сколько хотите, а затем вернитесь в спальню, чтобы спать. На часы смотреть не нужно, и если вы сразу же не заснули, вставайте. Помните, что ваша цель – стойкая ассоциация постели с быстрым засыпанием! Если вы провели в постели более десяти минут, не заснули, но и не встали, значит, вы не выполняете эту инструкцию.

Если вы все равно не можете заснуть, повторите 3-й шаг. Делайте это столько раз, сколько нужно на протяжении ночи. Поставьте будильник и вставайте каждое утро в одно и то же время, независимо от того, сколько вы проспали ночью.

4. Не спите днем.

Доктор Розалинд Картрайт, пионер в области исследований сна у взрослых, разработала другой вариант методики контроля за стимулами Ричарда Буцина, который помог некоторым детям научиться засыпать.

1. Занимайтесь чем-нибудь приятным на протяжении определенного времени, установив таймер на 15–20 минут. Делайте все, что хотите, но не в спальне.

2. Принимайте в течение 15–20 минут самую горячую ванну с лавандой, которую только можете выдержать. Эта процедура служит расслаблению, поэтому не нужно читать в ванне книгу или слушать музыку. Ванна помогает предотвратить натиск мыслей и переживаний, которые осаждают мозг, подобно метеоритам, когда защитный щит, состоящий из работы, спорта или домашних заданий, отключается.

3. После ванны с пеной сразу же ложитесь в постель. Не начинайте заниматься другими делами – никаких книг, музыки или телефонных звонков. Закройте глаза и постарайтесь заснуть.

Если выполнение этих инструкций не помогает вашему ребенку, попробуйте убедить его заняться каким-либо видом спорта, чтобы увеличить физические нагрузки. Если и это не помогает и ваш ребенок все равно спит плохо и кажется вымотанным, слишком уставшим и потерявшим интерес ко всему, может, проблема действительно в депрессии.

У детей диагностируется такое заболевание, и некоторые глупые рискованные поступки переутомленных подростков, ведущие к «несчастным случаям», на самом деле могут быть целенаправленными попытками самоубийства. Если вы думаете, что проблема вашего ребенка именно в этом, сразу же обратитесь за помощью к специалисту.

Поддержание здорового режима сна

Как мы уже обсуждали ранее, некоторые подростки страдают от так называемого синдрома отсроченного наступления фазы сна. При этом нарушении подростки не могут заснуть в желаемое и удобное для всех время, но при этом намного позже полуночи засыпают без труда. По выходным дням продолжительность сна у них нормальная, они не просыпаются ночью и, просыпаясь поздним утром или в середине дня, чувствуют себя отдохнувшими. Проблема заключается в нарушенном режиме сна, который часто развивается в школьные годы, когда спать допоздна невозможно.

Этот синдром лечится хронотерапией, или переустановкой часов сна. Допустим, ваш ребенок легко засыпает в 2:00. Терапия заключается в том, что он не ложится до 5:00, после чего наступает естественный сон. (Конечно же, мы не будем делать это в течение учебного года!) В следующий раз ребенку нужно лечь спать в 8:00, на третий день – в 11:00. Иными словами, каждый раз сон должен начинаться на три часа позже, чем в предыдущий день. В несколько последующих дней ребенок должен ложиться в 14:00, в 17:00, в 20:00, и, наконец, в 23:00. Теперь, продолжая внимательно следить за часами, всегда старайтесь, чтобы ребенок ложился в 23:00. Вы перевели часы сна на более приемлемое время, и обычно такой режим удается сохранить, поддерживая постоянный график ночного сна.

Лекарства и продукты, которые способствуют сну

Лекарствами решить проблемы сна невозможно. Чтобы инициировать сон у детей, часто используют димедрол или другие антигистаминные препараты. Как правило, люди применяют эти или другие лекарства в качестве временной меры, «просто чтобы дать всем передышку». Звучит замечательно – отдохнуть, прежде чем вновь собраться с силами и решить проблемы, вызванные вашими собственными неверными действиями, но я много раз видел, что родители, которые настоятельнее всего просят выписать ребенку лекарства, в наименьшей степени готовы менять собственное поведение, так что проблемы не исчезают. Ни одно исследование не подтверждает, что снотворные препараты на самом деле полезны и безопасны для детей. Установлено, что димедрол неэффективен как снотворное средство для взрослых. Такие лекарства, как фенобарбитал, на самом деле могут приводить к развитию нарушений сна, тревожности и раздражительности в дневное время.

Кое-что из практики

Не полагайтесь на лекарства в решении проблем со сном у вашего ребенка.

Мешать здоровому сну могут и такие сосудосуживающие средства, как псевдоэфедрин или кофеин. Так что давайте спать лучше, не принимая никаких медикаментов. Важным исключением являются препараты, которые прописывает аллерголог или педиатр для облегчения дыхания во сне, если ребенок страдает аллергией.

Некоторым людям помогает спать пища с высоким содержанием углеводов и аминокислоты триптофана. Не исключено, что диета кормящей матери отражается на содержании углеводов в грудном молоке, а это может косвенно влиять на уровень триптофана в крови ребенка. В одном из исследований грудных детей было показано, что триптофан вызывает начало фазы медленного сна на 20 минут раньше обычного, а быстрого сна – на 14 минут раньше. Однако на общую продолжительность сна триптофан не влияет. Поэтому давать его детям для того, чтобы они дольше спали, вероятно, бессмысленно. Более того, прием триптофана взрослыми может привести к развитию серьезных заболеваний, несмотря на то что он является природной аминокислотой. Еще одно натуральное химическое соединение, которое рекламировалось в качестве способствующего сну, – мелатонин, но его безопасность и эффективность для детей любого возраста не доказана.

Пища с большим содержанием углеводов или белка по-разному влияет на взрослых разного пола и возраста. Данные по детскому питанию, на основании которых можно было бы составить способствующую сну диету, отсутствуют. Исключение из рациона рафинированного сахара, который якобы приводит к детской гиперактивности, тоже, по-видимому, никак не влияет на режим сна.

В еще одной научной работе сообщается о том, что причиной бессонницы может быть аллергия на коровье молоко. Однако эти результаты можно интерпретировать как эффект плацебо, так как родители знали, когда давали ребенку молоко, а когда исключали его из рациона. Испытания и исключения определенных продуктов лучше всего проводить, если ни родители, ни сами исследователи не знают, когда ребенок получает определенный продукт, а когда – нет. Только в этом случае, когда желаемое не выдают за действительное, данные получаются достаточно объективными.

Многие дети школьного возраста испытывают трудности с засыпанием из-за того, что переживают по поводу оценок, экзаменов, внешности или спортивных достижений. Боязнь не достичь желаемого в учебе или спорте может привести к реальному ухудшению результатов. В психологии это так и называется – «страх перед возможной неудачей». Аналогичным образом нарушения сна возникают, когда человек слишком сильно переживает или слишком много думает о том, что он спит недостаточно. Чересчур сильные переживания по поводу сна создают тревожность или стресс, мешая расслаблению, необходимому для успешного выполнения задания, в данном случае – засыпания. Попросите вашего педиатра направить вас к детскому психологу, который сможет дать вам информацию о том, как решить проблему, и научить техникам расслабления. Если вам кажется, что вашему сыну или дочери в любом возрасте требуется больше сна и он сам хочет спать, но испытывает трудности с засыпанием, подумайте о том, чтобы поработать со специалистом и помочь ребенку научиться расслабляться и избегать страха возможной неудачи.

5psy.ru

причины и методы борьбы с усталостью

Дорогие друзья, здравствуйте. В разгаре учебный год, но вместо новых знаний и радостных открытий школьника преследует безразличие, усталость, апатия. Что же с ним происходит? Неужели он не хочет учиться? На самом деле ваш малыш просто устает. Игнорировать такое состояние нельзя, иначе оно может привести к психологическим, а также физическим заболеваниям. Так почему ребенок устает после школы, а главное, как ему можно помочь? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Краткое содержание

Ребенок устает после школы: основные причины усталости

Вспомните свои школьные годы… Отчего вы уставали за стенами школы? Я хочу выделить несколько основных причин:

  1. Постоянный гвалт, шум, крики, галдеж, которые иногда доходят до 100−150 децибел, причем не только на переменах, но иногда и на уроках. Специалисты давно доказали, что существует «шумовая усталость». За пару минут отдыха между уроками ребята не успевают отдохнуть, а наоборот, получают дополнительную порцию усталости.
  2. Вторая причина — это постоянные мини-стрессы. Из-за них организм ребенка находится постоянно в состоянии напряжения. Представьте периодические вызовы к доске, десяток звонков с урока на урок, дребезжание мобильных телефонов, очереди в туалет, столовую, упреки сверстников, потери ручек и прочее — это только минимальный набор стрессов. Мы, взрослые, иногда не выдерживаем таких проблем, а ребенок тем более. Естественно, к концу дня ваше чадо просто вымотано.
  3. В усталости могут быть виноваты неинтересные уроки. Не все учителя могут рассказывать так, чтобы деткам не было скучно. Если еще в первом классе все проходит в виде игры, то чем дальше, тем только хуже. Не засыпали ли вы от скукоты, сидя на последней парте на уроке истории или географии? От такого можно сильно переутомиться.
  4. Неправильно организованный распорядок дня тоже влияет на усталость школьника. В какое время вы ложитесь спать и сколько в общем спит ваш ребенок? Педиатры утверждают, что 7 летнему ребенку необходимо спать примерно 11−12 часов. По мере взросления школьника, от этого количества отнимаем по одному часу. Укладываться надо на ночной сон не позднее 21.30. Так во сколько вы спать ложитесь? Вот вам и ответ. Сейчас в некоторых школах детки учатся посменно, что также негативно сказывается на их состоянии.
  5. Нерациональное питание. Постоянные перекусы, бутерброды вместо горячего питания, булочки, пирожки, пиццы в школьной столовой… ребенок должен питаться правильно.
  6. Заболевания и недостаток витаминов. Увы, эти факторы затрагивают практически всех школьников, особенно в осеннее время.
  7. Недостаток свежего воздуха. В классах и коридорах редко открывают окна для проветривания. Представляете, чем дышит ваш ребенок в классе, когда там 30 человек?
  8. Психологические факторы. Иногда у ребенка в школе бывают конфликты с другими ребятами и учителями. Это сильно выматывает кроху в эмоциональном плане.
  9. Сильная перегрузка. Уроки, продленка, кружки, секции, домашние задания… К ночи ваш ребенок будет просто измотанным.

Сейчас многие родители хотят воспитать «гения» из своего ребенка, нагружая его по максимуму. Вводятся новые уроки, учебники заменяются компьютерами, сокращается количество уроков физкультуры. Опять же целый ряд кружков и секций. Вместо прогулки ребенок чаще садится на кровать с планшетом или ноутбуком. От всего этого и страдает ваше чадо.

Что делать родителям?

В первую очередь вам стоит определить причину утомления ребенка. Также советую пройти медицинское обследование, чтобы исключить патологии и заболевания.

Обратите внимание на то, что ест ваш малыш. Возможно, он не питается в столовой, покупая бесполезные перекусы. Попросите своего классного руководителя понаблюдать за тем, что ест школьник.

Дома старайтесь больше давать ему фрукты, овощи, рыбу, поговорите с ним о вреде и пользе определенных продуктов. Также посоветуйтесь с врачом о приеме поливитаминов.

Компьютерный образ жизни — проблема подрастающего поколения. Вам надо постараться заинтересовать ребенка активными видами спорта, прогулками, другой познавательной деятельностью.

Будьте сами примером для подражания: ходите вместе на фитнес, бассейн, театры, кино, музеи. Все эти виды времяпрепровождения только улучшат ваши отношения с ребенком, а также зарядят вас позитивом и хорошим настроением.

Также старайтесь сделать так, чтобы школьник сам выбрал то, чем он хотел бы заниматься. Занятия «из-под палки» точно не смогут принести положительного результата.

Распределите внеурочное время школьника. Подумайте, а не слишком ли ваш ребенок нагружен? Куча кружков после уроков и недостаток времени для отдыха могут только навредить.

Полезные советы по планированию внешкольного времени

  • Помните об обязательной прогулке на свежем воздухе, которая должна длиться не менее 1 часа;
  • Контролируйте правильное полноценное питание ребенка;
  • Не перегружайте ваше чадо дополнительными секциями;
  • Ограничьте время перед компьютером или планшетом;
  • Узнайте о наличие проблем со сверстниками или учителями, чтобы исключить психоэмоциональную перегрузку.

Помните, дорогие родители, что часто жалобы на усталость не являются очередными капризами ребенка. Вам следует внимательно, с понимаем отнестись к его проблемам и выяснить причину их появления.

Школьная жизнь любого маленького человечка должна быть наполнена новыми открытиями, достижениями, полноценным развитием, общением и, конечно же, радостью, а не переживаниями с усталостью, и в ваших силах сделать эту жизнь прекрасной.

Рекомендую каждому родителю посетить Сайт детского психолога. Бесплатные консультации, семинары, тренинги, книги — это малая часть того, что есть на данном сайте. Здесь каждая мама и папа найдут идеальный подход к воспитанию счастливых деток.

Советую вам посмотреть видео об отдыхе с ребенком:

Ну что, дорогие друзья, понравилась статья? Советую поделиться ею с другими мамами школьников, которые, возможно, также не знают почему ребенок устает после школы. Также рекомендую подписаться на обновления блога и регулярно получать порцию новых и познавательных статей. Удачи вам!

Автор: Инесса Жебрякова

malishandriya.ru

как помочь ребенку перестать беспокоиться?

В наш век стрессов и неврозов не только у взрослых сдают нервы. Психологи и педиатры грустно констатируют: тревожные дети – это тоже одна из реалий нашего времени. Что это за феномен такой, в чем он проявляется и как снизить уровень тревожности у вашего ребенка – сегодня на сайте sympaty.net.

Тревожные дети: как не пропустить проблему?

Конечно, диагноз, связанный с тревожными расстройствами, ребенку может поставить только специалист: педиатр, детский невролог, психолог. Наша цель — рассказать, какие симптомы и особенности поведения ребенка должны побудить вас обратиться за консультацией.

Чувство тревоги периодически испытывает любой ребенок, и это нормально. Например, когда малыш, постоянно находившийся рядом с матерью, вынужден расстаться с ней и первый раз остаться в детском саду. Детские страхи – тоже вполне естественное и объяснимое явление.

Но тревожные дети испытывают беспокойство и страх слишком часто,  а в особых тяжелых случаях — постоянно! В этом основное и главное отличие тревожного ребенка от других детей.

Часто родители и педагоги не придают особого значения тревогам ребенка, так как тревожные дети в большинстве своем тихие, робкие, податливые и не доставляют хлопот. В группе они тихонько сидят на стульчике или в уголке, в шумных играх участия не принимают, всегда выполняют требования старших.

Особенности тревожных детей

  • Болезненно переносят даже кратковременное расставание с близкими людьми, особенно с теми, к кому ребенок наиболее сильно привязан (классический пример – истерика по дороге в садик, цепляние за маму руками и ногами, не помогают никакие уговоры, что в садике интересно, что мама вечером вернется).
  • Из пункта выше вытекает следующая особенность — отказ ходить в садик, школу, другие детские учреждения дневного пребывания.
  • Ребенок может быть «прилипчивым», может постоянно цепляться за мать.
  • Беспокойный сон, частые кошмары, иногда энурез.
  • Частые слезы, в том числе и по пустяковым поводам.
  • Частые психосоматические боли, особенно боли в животе (типичная ситуация – ребенок боится и не любит школу, по утрам, собираясь на занятия, часто жалуется на боли в животе, которые практически отсутствуют в другое время).

На это состояние у тревожных детей дополнительно могут накладываться фобии, когда ребенок панически, до истерики боится чего-то конкретного.

Как правило, со временем повышенная тревожность ребенка обязательно начинает сказываться на его социальном статусе. Возникают проблемы с социализацией и пребыванием в коллективе.

В чем это выражается?

  • Тревожность и страхи мешают ребенку заниматься какой-либо деятельностью, ему трудно сосредоточиться, он показывает невысокие результаты в учебе.
  • У него мало или совсем нет друзей, круг общения ограничивается семьей.
  • Тревожные дети очень часто боятся новых людей, боятся знакомиться, вступать в разговор, даже ответ на простой вопрос преподавателя может представлять собой непреодолимое препятствие.
  • Тревожный ребенок панически боится совершить ошибку, неправильно сделать или сказать что-то – отсюда трудности с учебой.

Как помочь тревожному ребенку?

Сначала следует понять, не привела ли к состоянию тревожности какая-то объективная причина. Это справедливо для случаев, когда характер и поведение ребенка изменились, а раньше вы не замечали у него симптомов повышенной тревожности.

Если в прошлом или настоящем есть какое-то травмирующее событие – развод родителей, болезнь или смерть кого-то из членов семьи, серьезная болезнь самого ребенка, конфликты в школе и т.д., необходима ваша совместная работа с детским психологом. Тревожные дети могут психологически «застревать» в тяжелой ситуации, поэтому им надо помочь выйти из нее и жить дальше.

Если же ничего подобного в жизни ребенка не происходило, а тревожным и робким «зайчиком-трусишкой» он был всегда, от вас потребуется терпение и настойчивое желание сделать своего малыша спокойным и счастливым.

У тревожных детей, как правило, занижена самооценка, им не хватает уверенности в себе. Поэтому любыми способами надо эту уверенность культивировать.

Что именно нужно делать?

  • Хвалите ребенка за любые достижения, даже незначительные. Рисунок, аппликация, помощь по дому, рассказанное стихотворение, «четверка» за контрольную – перехвалить в случаях с тревожными детьми практически нереально.
  • Избегайте сравнения с другими детьми.
  • Почаще создавайте ситуации, где ребенок сам принимает решение. Поначалу это может быть что-то не очень важное – например, выбрать одежду, в которой он пойдет сегодня в садик, какую сказку прочитать на ночь, какой фрукт съесть на десерт. Так вы прививаете ему ощущение, что принимать решения самому – естественный и нестрашный процесс.
  • Старайтесь достаточно времени проводить вместе с ребенком, заниматься какими-то общими делами, создавать свои собственные семейные ритуалы. Часто взрослым кажется, что если ребенок накормлен, одет-обут, ему покупаются новые игрушки, то вроде как и жаловаться ему не на что. А малышу может элементарно не хватать вашего внимания!

Тревожным детям очень важно соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать и в целом спать достаточно (в том числе днем, если по возрасту это положено). Любое перевозбуждение, нервное перенапряжение, обилие впечатлений и дефицит отдыха способны свести на нет все ваши усилия, и ребенок снова начнет нервничать.

Стоит ли говорить, что компьютерные игры и просмотр по телевизору чего-то, помимо детских передач и добрых мультиков, тоже не на пользу.

Тревожные дети в наш информационно-компьютерный век часто и становятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.

Очень полезно любыми подходящими способами снимать мышечное напряжение у ребенка – годятся массаж, ванночки, специальные упражнения, прогулки.

Если у вашего ребенка есть конкретные страхи, постарайтесь скорректировать их. Как это можно сделать, мы подробно рассказывали в статье о детских страхах. Если ваши усилия не дают результата, необходимо показать ребенка специалисту.

И наконец, старайтесь обрести и поддерживать собственное душевное равновесие: поменьше читать негатива в Интернете, побольше вспоминать о красивом, добром, вечном, заранее «стелить соломки» там, где может быть причина для беспокойства, относиться доброжелательно к окружающим.

Тревожные дети очень хорошо чувствуют настрой родителей – если вы привыкли нервничать, паниковать и расстраиваться по пустякам, трудно ожидать от ребенка, что он окажется мудрее вас и сам научится расслабляться в нужную минуту.

——Автор – Мама Пума, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

www.sympaty.net