Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Классный час на тему "Конвенция по правам ребенка" (8 класс). Классный час права ребенка 8 класс


Классный час "Права ребёнка" (8 класс)

План-конспект

классного часа для учащихся 8-го класса «Право быть ребёнком»

Цели:

  • Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни;

  • воспитывать уважение к правам других людей;

  • способствовать осознанию ответственности за свои права.

Оборудование:

Презентация (Приложение 1), компьютер, проектор, экран,

памятки для учащихся «Знай свои права»

Форма: беседа, решение задач-ситуаций

Ход классного часа

  1. Вступление

- Чтение отрывка из книги А.Усачева «Всеобщая декларация для детей и взрослых» - Приключения Маленького Человека:

Большие люди удивительно безграмотны, - подумал Маленький Человек.

– Надо это исправить.

И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках: «Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу как братья и сестры».

Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

– Глупость какая-то написана, - заявил один Большой гражданин.

– Люди не могут рождаться равными. Я, например. Когда родился, весил 4 кг 500 г, а мой сосед всего 3 кг 100 г, а вы?..

– Послушайте! – сказал Маленький Человек. - Рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.

- Беседа:

? Как вы понимаете смысл плаката? Что вы возразите Маленькому Человеку?

- Объявление темы классного часа и цели (слайд 1 презентации)

  1. Основная часть

А) Знакомство с правами ребёнка

- Ребята, 20 ноября – всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка» (слайд 2).

- Беседа:

- Как вы думаете, почему же был принят специальный документ, защищающий права ребенка?

(Работа сл слайдами 3 - 6, демонстрирующими проблемы голода, продажи детей, физической и других угроз их жизни…).

Вывод: Дети требуют защиты потому, что имеют меньшие возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите.

- Обмен мнениями учащихся по вопросам:

- Какими правами вы пользуетесь?

- Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

- А приходилось ли вам нарушать права других людей?

- Приведите примеры

– Существует немало документов, в которых обозначены права детей. Это и Семейный Кодекс, и Уголовный Кодекс РФ. Документ, о котором мы с вами сегодня говорим – это Конвенция о правах ребенка.

В Конвенции - 54 статьи, и они касаются, прежде всего, прав детей, а также обязательств государств по защите прав детей. Наше государство приняло на себя обязательства выполнять этот документ.

- Работа со слайдами

Итак, внимание на экран. Статья 1 Конвенции даёт определение «ребёнок» (слайд 7)

Далее учитель называет основные права детей и работает со слайдами 8 – 24:

- Вопросы по ходу демонстрации слайдов:

- Как понимаете данное право?

- В чём оно проявляется?

- Как обеспечивается данное право?

(Пример работы со слайдом №10: В статье 6 Конвенции записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы.

- Как вы думаете, справедливо ли поступали жители Спарты?

- Объясните свою точку зрения.

Вывод: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. Провёл 70 сражений и все выиграл. Свой знаменитый поход через Альпы Суворов совершил в 69 лет).

2. Связь прав и обязанностей (слайд 25)

- Почему вы видите равновесие на весах?

- О чём это говорит?

- Почему не бывает прав без обязанностей?

3. Организации по защите прав ребёнка

– Куда же можно обратиться в случае нарушения ваших прав? (Слайд 26)

З. Рефлексия

А) «Литературно-правовая викторина»

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»

(Ответ: статья, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством - ст. 31)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).

5 ситуация: В классе остались две девочки, освобождённые от урока физкультуры. Они начали рисовать, и вдруг обнаружилось, что у них не оказалось ластика. Одна из девочек решила взять у подружки Оли, которая в это время занималась физкультурой. Девочка стала рыться в портфеле Оли. Она нашла блокнот и стала читать. Затем ей попался дневник и она начала его читать тоже. В это время входит Оля: «Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

- А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Б) Викторина «Права литературных героев»

- Ребята, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы ещё одной викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»).

  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («Ледяная избушка»).

  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Белоснежка и семь гномов», «Квартет»).

  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? («Айболит»).

  6. В какой сказке было нарушено право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? («По щучьему велению, по моему хотенью»).

В) Дерево эмоций

- Ребята, на доске – дерево без листьев. Давайте дополним его листочками разного цвета. У меня на столе зелёные, жёлтые и красные листья. Если вам понравился классный час, был для вас значимым, вы прикрепите зелёный листок, если не очень - жёлтый, если совсем классный час ничего не дал – прикрепите красный листок.

Г) Заключительное слово учителя:

Спасибо за участие в нашем разговоре! Я надеюсь, что он не прошёл бесследно. Хочу обратить ваше внимание на то, что правильно пользоваться своими правами не менее важно, чем их просто знать. Но в первую очередь их надо знать, поэтому я раздам сейчас каждому ПАМЯТКУ «Знай свои права» (Приложение 2).

Сейчас, сидя за партами в школе, вы пользуетесь правом на образование. Именно это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права. А ещё подробнее узнать о правах и о том, как ими пользоваться, можно на Интернет-сайте pravadetey.ru. (слайд 27)

(Приложение 2).

ЗНАЙ СВОИ ПРАВА (из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.Статья 9. Право на общение с обоими родителями.Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.Статья 14. Право исповедовать любую религию.Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.Статья 17. Право на доступ к информации.Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.  Статья 27. Право на достойный уровень жизни.Статья 28. Право на образование.Статья 31. Право на отдых и досуг.Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

infourok.ru

Всемирный день прав ребенка Классный час в 8 классе «Я - ребенок. Я – человек. И я имею право!» - Классное руководство - Каталог статей

Всемирный день  прав ребенка

Классный час в 8 классе «Я - ребенок. Я – человек. И я имею право!»

Цель: Формирование правовой культуры ребенка

Задачи:

  • познакомить учащихся с международно-правовыми актами по правам ребёнка;
  • обобщить знания детей об основных правах ребенка;
  • раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам,
  •  побуждать детей к защите своих прав и воспи­тывать уважение к правам других людей;
  • способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

 

Оборудование: Слайд-презентация, песни: «Детство, детство», «Планета детства», тренинговые задания.

Участники: учащиеся 8-х классов, помощник прокурора Кяхтинского района по надзору соблюдения прав несовершеннолетних, сотрудник ИПДН.

Составила и провела: классный руководитель  8 «а» класса Исмагилова Н.В. 

Ход мероприятия

  1. Вступление. На фоне песни «Детство» учащиеся 8 «а» читают стихи

 

Чтец 1 Вот так праздник!

Вот так день!

День не взрослых

День детей!

 

Чтец 2 Дети – это хорошо,

Дети это классно!

 Без детей и жизнь – не жизнь,

 Это ж сразу ясно!

 

 

Чтец 3 У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

 

Чтец 4

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова.

 

 

 

 

Классный руководитель: С появлением человека на Земле, появились и вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют право и на что не имеют?                                   (слайд 1,2)

 

Решить эти главные вопросы смогла  Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в особой специальной охране и заботе.

Дело в том, что дети не всегда могут защитить себя сами, хотя зачастую находятся в очень тяжелом положении. В  каких же  трудных жизненных ситуациях могут  оказаться дети?

( перечисление ситуаций сопровождается показом слайдов)

* Дети, оставшиеся без попечения родителей

* Безнадзорные и бездомные дети

* Дети-инвалиды

* *Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий

* Дети - жертвы насилия

* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы.

 

Вот несколько примеров, которые свидетельствуют о проблемах в жизни детей:

    * около 100 миллионов детей, покинутые своими семьями, существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

* 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

* ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

 

(Слайд 3,4)

 

  1. Основная часть:
  1. Мини – лекция. В защиту детей были приняты международно-правовые акты по правам ребёнка. Главным таким документом по защите прав ребенка  является Конвенции о правах ребёнка,  

 основная цель которой   – способствовать тому, чтобы государства прикладывали  максимум усилий для решения этих  и других не менее серьезных и важных  проблем.

 

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности. Наше государство    подписало этот документ в 1990 году.   И 20 ноября принят Всемирным Днем прав ребенка                                                                                                       (Слайд 5,6)

 

О каких же правах идет речь в Конвенции?  Права никто не даёт, человек получает права от рождения.  Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.     Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права.                                                                                                    (Слайд 7-9)

---- Слово помощнику прокурора Кяхтинского района по надзору соблюдения прав несовершеннолетних.

Классный руководитель: Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.                                                                            (Слайд 11,12)

  1. Практикум «Прав и обязанности»

----- Работа со слайдом 12. Учащиеся называют свои обязанности в различных ситуациях: «Кто прав…»

Сценка 1

  Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

   Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с гром­кой музыкой!

  

   Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

   Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не ува­жает права других людей.

 

Сценка 2

    Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

    Дима. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенци­ей ребенка запрещено насилие над детьми!

 

    Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.

    Дети. Кроме прав у Оли есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права дру­гих людей начистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!

 

Сценка 3

   Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете мате­матики! Ведь дети ее только что помыли!

   Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

  

   Классный руководитель. Кто разъяснит Иванову его пра­ва и обязанности?

   Д е т и. А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

 

Сценка 4

  Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

  Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

 

   Классный  руководитель. Правильно ли рассуждает Пет­ров?

   Дети. Его одноклассники имеют право на образование. А он бе­гал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

 

Сценка 5

   Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

   Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!

Классный   руководитель. Вот такой борец за права ре­бенка! Может быть, он прав?

 

  1. «Ответственность». Какую же ответственность мы несем при нарушении прав других граждан, порядка и дисциплины?

------ Слово сотруднику ИПДН

 

  1.  Рефлексия: 

Ребята, вы поняли и убедились, что в мире и обществе вы  не одиноки. Каждый ребенок охраняется и оберегается законами и правовыми нормами.

  1. Ролевая игра «Юридическая Консультация»

Классный руководитель: Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей  (на слайде) . И к вам за советом приходят литературные герои.  Какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Кон­венции "О правах ребенка"...»

  1. Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

-   Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является ка­ждое человеческое существо до 18-летнего возраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

     2.  М а у г л и. Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и об­ращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорбле­ниям.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих спо­собностей.

       Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в ус­ловиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

  1. Гарри  Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

-   Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име­ет право на личную жизнь, на тайну переписки.

-  Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок име­ет право на уважение его достоинства.

   

 2. Тренинг.

Классный руководитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?

Примерные ответы детей:

-   Не все знают права детей.

-   Не считают детей полноценными людьми.

-   Не уважают (презирают) детей, считают их глупыми.

 Классный руководитель:  Да, я согласна с вами, что мно­гие взрослые не считают детей полноправными личностями, не ува­жают детей, поэтому не соблюдают их прав.

Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

1. ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

-Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

2. ТРЕНИНГ «СПАСИ  ПТЕНЦА».

   Давайте и мы почувствуем, как приятно соблюдать права других и отдавать им своё тепло другим.

-Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Заключение: На фоне песни «Планета детства» учащиеся читают стихи:

1. Мы граждане, но все же дети, Бывает, для защиты повод есть. Поэтому Конвенцию придумали на свете, Чтоб знали мы права и отстояли честь.

5. Закон я понял, но все же, друзья,Не очень я взрослый - вот беда.Меня не послушают, могут побить,Как самому мне вопросы решить?

2. Конвенция дает всем равное право, Чтоб детских слез гораздо меньше стало, О счастье детей не только мечтают, Проблем не боятся, их вместе решают.

6. Не бойся, с тобою семья,Воспитатель в беде не оставит тебя.На свете много хороших людей -Помогут они, держись веселей.

3. Пятьдесят четыре - ни много, ни мало Много есть законов для счастья детей, Чтоб нарушений меньше стало На планете нашей всей.

7. До 18 лет права твоиОхраняют взрослые люди, ониГотовы тебя поддержать всегда.Теперь ты понял?В общем - да!

4. Главное право на жизнь и свободу, На любовь и семейную заботу.На учебу, отдых, увлеченье.Социальную защиту и леченье.

 

 

Использованная литература:

  1. Шорыгина Т. А.  Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.
  2. Материалы Детского правового сайта. http://mir.pravo.by/
  3. Стихотворения Резник Ф.Э.

 

 

nat-ism.ucoz.net

Классный час на тему "Конвенция по правам ребенка" (8 класс)

Классный час на тему: "Изучаем Конвенцию о правах ребенка"

Цели: познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;

соотнести права и обязанности детей;

способствовать осознанию ответственности за свои права;

формировать положительное отношение к правам других.

Работа проходит в группах

Воспитатель: “Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

(Выставляется Конвенция о правах ребёнка, на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)

Конвенция - это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

Ребёнок имеет право на образование.

Государство уважает право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Учитель: Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

- Обсудите в группах и попробуйте доказать какие положения не в полном объеме выполняются у нас. (Обсуждение и выступление детей )

Воспитатель: Но детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки, поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Обратить внимание на вопросы, которые даны на доске.

Можно ли не допускать ссор?

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

Учитель: Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Разыгрывается сценка.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать: - С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: - Это проявление жестокости, папа.

Работа в группах, обсуждение, состязание.

Найти ошибки в поведении членов семьи (на доске табличка “обязанности”).

Имеет ли право ребёнок от чего-то отказаться и получить то, что хочет?

На доске анаграммы:

КОНВЕНЦИЯ, РОДИТЕЛИ, ГОСУДАРСТВО, ЖИЗНЬ , ОБРАЗОВАНИЕ.

Вопросы:

Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

Какие основные права вам известны?

В каком международном документе записаны права детей?

Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Подведение итогов состязания.

Обратиться опять к вопросам на доске (высказывания детей).

Воспитатель: Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

infourok.ru

Классный час в 8 классе Тема: Знатоки права

Documents войти Загрузить ×
  1. Иностранные языки
advertisement advertisement
Related documents
Статья 6. Все дети имеют право на жизнь.
В. А.Сухомлинский - шегарский детский сад № 2
«Все дети... верят, что жизнь создана только для радости, для
В библиотеке №3 пос. Серебряный Бор прошли мероприятия
Права ребёнка - твои права
Права и обязанности дошкольников
Тема Цели и задачи
права глазами ребенка
Подробно… - Избирательная комиссия ЯНАО
Сценарий урока по обществознанию 7 класс (вариант 1) Лоскутовой С.И.
Тема педагогического совета
конспект родительского собрания смотрите здесь

studydoc.ru

Классный час на тему"Права и обязанности школьника"( 8 класс)

Классный час: «Права и обязанности школьника». 8 класс.

Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся.

Задачи: - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;- формировать коммуникативные умения школьников.

Психотренинг «Я уважаю твое право».

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, ему надо сказать: «Я уважаю твое право и не стану тебя отвлекать на уроке». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу)

1 задание:Дать свою версию ниже перечисленных определений ПраваОбязанностиДолгОтветственностьСвобода

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание:В каких документах говорится о правах и обязанностях человека?

-Декларация прав человека,-Конвенция по правам ребенка, -Конституция Казахстана, -Устав школы.

3 задание:Какие даты, связанные с правами человека вы знаете.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв

агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

30 августа– День Конституции

4 задание:Более подробно поговорим о правах и обязанностях.

Назовите сначала права, потом обязанности.

Права школьника:

-право на бесплатное образование-право на получение дополнительного образования-право на охрану жизни и здоровья-право свободы выражения своих убеждений-право посещать мероприятия-право на защиту-право на отдых-право пользоваться библиотекой-право избирать и быть избранным-право на обучение по индивидуальным программам-право на выбор образовательного учреждения-право вступать в общественные организации-право на уважение собственного достоинства

Обязанности школьника:

-соблюдение Устава школы, Правил внутреннего распорядка;

- следование указаниям администрации учебного заведения и учителей, уважительное

- отношение к учащимся и сотрудникам;

-посещение уроков согласно расписанию, своевременная явка на занятия;

-добросовестное отношение к учебе;

-предоставление справки от медицинского работника или объяснительной записки от

-родителей в случае отсутствия ребенка на уроках;

-ответственное отношение к общему имуществу учреждения, соблюдение порядка в здании и -на территории учебного заведения;

-соблюдение опрятности в одежде;

-забота о здоровье и собственной безопасности, выполнение правил техники безопасности.

5 задание: 

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?

По Конституции и семейному кодексу ответственность несут родители.

6 задание:

Нарисуйте схематически какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

7 задание:“Разомнись-ка!”Назовите права, которые нарушались в сказках.

  • - “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

  • - “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

  • - “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).

Какие последствия влечет за собой неисполнение обязанностей?

Чтобы не попасть в число нарушителей дисциплины, необходимо, хорошо ориентироваться в нормах и правилах поведения конкретного общеобразовательного учреждения.

Нарушения дисциплины учащимся влечет применение к нему определенных мер:

-замечание;

-требование публичного извинения;

-условное исключение из общеобразовательного учреждения;

-исключение из школы.

рефлексия

1. Какие права ты имеешь, как ученик?

2. Что обязан делать ученик?

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?

4. Что такое права?

5. Что такое обязанности?

6. Зачем придумали права людей и обязанности?

7. Будем нарушать обязанности?

Пожелание:

Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

infourok.ru

Классный час «Права ребёнка»

КГОБУ Лесозаводская КШИ

 

                                                                         Учитель: Потапова Мария Михайловна

                                                                  Урок по обществознанию

«Права ребенка»

Цель: Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия «права» и «обязанности», показать единства права и обязанности, сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей, способствовать формированию активной жизненной позиции.

Задачи: Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в конвенции о правах ребенка; на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ход урока

Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас гости. Давайте покажем, что мы уже взрослые, умные, дисциплинированные. Для этого вам надо хорошо себя вести, не кричать с места, вести себя достойно.

    2. Звучит гимн России (слайд 1)

    - Ребята, что сейчас мы прослушали?

    -Да, прозвучала самая главная и торжественная песня страны – гимн России.

    - Сегодня у нас будет очень важный и серьёзный разговор.

    - Давайте разгадаем кроссворд и узнаем тему нашего сегодняшнего классного часа.

    1. Отдых, перерыв между уроками. (перемена)

    2. Если она крепкая,то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (дружба)

    3. Основная деятельность учеников. (учеба)

    4. Возможность выбирать, или когда человек не находится в заключении, под стражей. (свобода)

    5. Синоним слово близкое по значению к слову «страна», где живут люди говорящие на одном языке, имеющие общие традиции. (государство)

    - Получилось ключевое слово «права».

    Тема сегодняшнего урока (слайд 2)

    "Права ребенка"

    - Откройте тетради , запишите число и тему урока.

    - Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Ещё реже думают о своих детях. Но в нашем мире человек часто попадает в положение, когда ему необходима защита.

    В этом ему помогает Конституция РФ.

    (слайд 3) Конституция РФ – основной закон в котором перечислены все наши права.

    - Главное право человека – право на жизнь. Все начинается с права на жизнь. Это первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В древней Спарте ,ребенка родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт- Петербурге в прошлом веке было очень много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям».

    - Сегодня вы живете с родителями или родственниками, которые в связи с определенными обстоятельствами заменили вам родителей. Эти люди заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей, лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы, помогают подготовиться к взрослой жизни.

    - Конечно, семья – самая важная часть общества: здесь ребенка стараются защищать от всего, что может ему повредить. Но о детях заботятся не только в семье. Вот сегодня мы с вами поговорим о ваших правах, об общественных и благотворительных организациях, которые главной своей задачей считают защиту детей.

    - Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день прав ребенка.

    (слайд 4)

    - В этот день 20 ноября 1989 года была принята международная «конвенция О правах ребенка».

    Конвенция – это соглашение между государствами , а их 61 государство, которые подписали конвенцию, т.е. согласились защищать права детей.

    -Запишите в тетрадь определение .

    - В этом документе записаны права детей всего мира. Этот документ приняла Организация Объединенных Наций, сокращенно ООН. Эта международная организация возникла после Второй мировой войны,которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы многих стран мира объединились в Организацию Народных Наций.

    - К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты,преступления,аварии, стихийные бедствия, эпидемии. Даже взрослы, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мировой жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребенка».

    - В Конвенции записано, что каждый человек до достижения 18 лет считается ребенком.

    - Какие же права детей вы знаете?

    - Давайте прочитаем эти права. (права написаны на доске)

    - В конвенции говорится, что каждый человек имеет право на имя. У каждого из вас есть имя!

    - Ребята, давайте поиграем.

    - Игра «Имена»

    Правила игры: Вы должны назвать своё имя и добавить к нему прилагательное, на ту же букву с какой начинается имя.

    - Я начинаю первой: Мария- мудрая

    - Ребята, а имеете ли вы право на свое имя? Как вы считаете? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе. Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии.

    - Правильно, семья новорожденного дает ему Фамилию, Имя, Отчество и эти сведения записывают в специальный документ: свидетельство о рождении. Это ваш первый документ.

    - А, что еще там записано? Кто знает? (родители)

    - Правильно. (слайд 5)

    - Ещё в свидетельстве о рождении записано, что вы являетесь гражданином России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

    - Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся к юристу. (слайд 6)

    - Консультация – это совет, разъяснение. Юристы- это люди, которые знают все законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства.

     - Запишите определение в тетрадь.

    - Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация»

    Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права детей (некоторые из них написаны на доске)

    К вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на конвенцию «О правах ребенка». Каждый ответ надо начинать так: «Согласно конвенции о правах ребенка».

    - К нам обратился Маугли: Мне 17 лет, так получилось, что долгое время я жил в лесу вместе с дикими животными, птицами и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие права, как все дети?

    - Конечно имеете. Согласно конвенции о правах ребенка – ребенком является каждый человек до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

    - Маугли: Но я не умею говорить человеческим голосом. Я говорю на языке птиц и зверей. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

    - Согласно конвенции о правах ребенка никто не имеет право унижать ваше человеческое достоинство; не имеет право подвергать жестокому обращению, насилию, оскорблениям; вы имеете право на свободу перемещения, на медицинское обследование, образование, развитие своих способностей.

    - Гарри Поттер, просит разъяснить такую ситуацию:

    - Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

    - Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на личную жизнь и право переписки. Согласно конвенции о правах ребенка, каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

    - Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов?

    - Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права? (ответы детей)

    - Почему права детей не всегда соблюдаются? (ответы детей)

    -Да, я согласна с вами, что многие взрослые считают детей маленькими, глупыми и взрослые поэтому не соблюдают права детей.

    - Ребята, у вас на партах лежат листочки с отрывком из произведения А.П. Чехова «Ванька». Я вам прочитаю отрывок,а вы подчеркните строчки, в которых говориться о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время. (слайд 6)

    - Прочитайте строчки из текста.

    - Какие права были нарушены? (жестокое обращение, плохое питание)

    - Ребята, вы должны знать, что у каждого ребенка есть право на защиту от насилия, жестокости. Это право означает, что никто не может издеваться над ребенком, причинять ему боль и страдания.

    - На помощь такому ребенку приходит государство. Существует отдел опеки и попечительства, социальные службы, которые помогают детям попавшим в трудную жизненную ситуацию.

    (ответы детей)

    - Ребята, я предлагаю игру «Брей-ринг»

    -Правила игры: На экране вы видите картинки к сказкам, которые вы хорошо знаете. Прежде чем начать игру, надо вспомнить о чем говорится в этих сказках. На партах настольные лампы, при готовом ответе включаете лампу. За правильный ответ получаете жетон, но ответ надо объяснить, какие права нарушены или каким правом пользуются сказочные герои.

    (слайд 7)

    - Вопросы: 1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,жизни и свободы? (Красная шапочка, Волк и семеро козлят)

    2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? (Зайка, из сказки «Зайкина избушка»)

    3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик»)

    4. В какой сказке говорится о праве медицинской помощи? («Айболит»)

    5. В какой сказке героиня воспользовалась правом свободного передвижения и выбором места жительства? («Лягушка путешественница»)

    - Молодцы, ребята! Работали дружно. Подсчитаем ваши жетоны.

    Победила дружба!

    - У каждого человека не только права, но и обязанности.

    (слайд 8)

    - Давайте их вспомним и прочитаем на слайде.

    - Детям и подросткам часто хочется стать взрослым, уйти от опеки старших. Возникают конфликты между детьми и взрослыми.

    - Здесь уже не взрослые нарушают права детей,а дети претендуют на роль взрослых забыв свои обязанности.

    - Запомните! Взаимопонимание,уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

    (слайд 9)

    - Относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

    - Ребята, скажите каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партой в школе? Именно право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка.

    - Сейчас я прошу всех ребят письменно ответить на один вопрос:

    Для чего вы должны знать свои права? Кто написал ответ, прикрепите свои листочки на плакат.

    ВСЕ ВМЕСТЕ ЧИТАЮТ.

    -Спасибо за урок .Молодцы,сегодня хорошо работали все ребята.

    -Оценки за урок.-Домашнее задание .праваODP / 2.19 Мб

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Классный час "Имею права на права" для 7-8классов

    Классный час

    «Имею право на права»

    ЦЕЛИ:

    1. Формирование правовой культуры учащихся.

    2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.

    3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. 4. Способствовать осознанию ответственности за свои права;

    5. Формировать положительное отношение к правам других.

    ЗАДАЧИ:

    • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

    • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;

    • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

    Ход классного часа:

    - Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне)

    - Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)

    - В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество (общество детей)

    - Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)

    «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».

    «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».

    «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

    - Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

    Об этом документе мы сегодня и будем говорить.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Приложение 1

    СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

    Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)

    СЛАЙД 2 - В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

    Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

    Фотография детей разных национальностей.

    - Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

    СЛАЙД 3. Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

    Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

    СЛАЙД 4. - А вы имеете имя и фамилию?

    Значит, вы пользуетесь этим правом!

    СЛАЙД 5. Любой ребенок имеет право:

    на жизнь со своими родителями;

    на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

    СЛАЙД 6. ПРАВА ДЕТЕЙ:

    -Ребенок имеет право на имя и гражданство;

    - дети имеют право жить с родителями;

    - дети имеют право на медицинскую помощь;

    - право на охрану и защиту;

    - право на обучение;

    - право на отдых.

    СЛАЙД 7. Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению.

    СЛАЙД 8. КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

    2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

    1 июня – Международный день защиты детей

    4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

    20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

    10 декабря – День прав человека

    12 декабря – День Конституции Российской Федерации

    - Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

    Самостоятельная работа

    Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

    Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. .. «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

    Обсуждение. Какие права были нарушены?

    (жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

    У каждого человека есть не только права, но и обязанности:

    - соблюдать правила личной гигиены;

    - помогать старшим;

    - добросовестно учиться.

    Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить их в парах, определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет. Раскрасьте рисунки, где, по вашему мнению, не нарушаются права детей (СЛАЙДЫ 9 - 10).

    Объясните свой выбор.

    Чтобы вы лучше запомнили ваши права, ребята подготовили стихи:

    Сколько бы ни было

    В мире детишек.

    Черных и белых, девчонок, мальчишек

    Все их права и ценны и равны.

    Взрослые! Вы уважать их должны.

    Богатство твоей страны – это ТЫ!

    Должен любой президент понимать:

    Лишь там превращаются в правду мечты,

    Где детям готовы всё лучшее дать.

    Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

    Каждый день рождаются девчонки и мальчишки

    Пользуются с первых дней правами своими –

    Ведь с пелёнок человек получает имя.

    ПОМНИ!

    Куда бы ты ни пришёл,

    Любой государственный дядя

    Дела иные отложит в стол

    Твоих интересов ради!

    Я расту на радость маме,

    Но приходится признать,

    Чтоб Я вырос лучшим самым,

    Как мне много нужно знать!

    Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

    Право на жизнь.

    Право на имя при рождении.

    Право на медицинскую помощь.

    Право на образование.

    Право на отдых и досуг.

    Право на индивидуальность.

    Право свободно выражать свои взгляды.

    Право на специальную охрану и защиту.

    Право на заботу и воспитание родителями.

    Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

    Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

    Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

    Конкурсная программа

    1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:

    1) от самого ребенка;

    2) от его родителей;

    3) от государства.

    2. Право на выбор занятий и объединения есть:

    1) у каждого;

    2) только у взрослых;

    3) у учащихся школ.

    3. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если:

    1) с этим согласны его родители;

    2) это не приносит вреда государству;

    3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества.

    4. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста:

    1) 8 лет;

    2) 10 лет;

    3) 12 лет;

    4) 16 лет.

    5. Квартира принадлежит отцу семилетнего ребёнка. При разводе ребёнок жил с матерью в другой квартире. Имеет ли он право на жильё отца?

    1) нет, если отец возражает;

    2) да, при достижении 16-летнего возраста;

    3) да, если мать не возражает;

    4) дети имеют право на жилое помещение, которое занимает собственник жилья.

    6. Отец ребёнка без вести пропал и признан судом умершим. Имеет ли ребёнок право на наследство?

    1) да, но только с 16 лет;

    2) нет;

    3) имеет право;

    4) в Законе о правах ребёнка этот вопрос не рассматривается.

    7. Классный руководитель в категорической форме заявляет ученику: «Ты живёшь в другом микрорайоне, изволь забрать документы и перейти в школу, которая расположена рядом с твоим домом. Права ли она?

    1) да, если ученик плохо успевает;

    2) да, если ученик плохо себя ведёт;

    3) нет, если обучение в школах идёт на разных языках;

    4) нет, т. к. каждый ребёнок имеет право на выбор учебного заведения.

    КОНКУРС № 1 Викторина “Права литературных героев”

    1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

    ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди»

    2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

    ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка»

    3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

    4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей.

    ОТВЕТ - «Гуси- лебеди»

    5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

    ОТВЕТ - «Айболит»

    6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?

    ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью»

    7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?

    ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане»

    8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования?

    ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

    Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

    Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

    Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

    Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

    Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

    Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

    Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

    Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

    Статья 14. Право исповедовать любую религию.

    Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

    Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

    Статья 17. Право на доступ к информации.

    Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

    Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

    Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

    Статья 28. Право на образование.

    Статья 31. Право на отдых и досуг.

    Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

    Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

    Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

    Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    - В каком международном документе записаны права детей?

    - Какие основные права вы запомнили?

    - Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

    ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

    infourok.ru