Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Гиперактивный ребёнок: симптомы. Гиперактивный ребенок признаки 8 лет


Гиперактивный ребёнок. Что делать родителям. Советы психолога и личный опыт

Счастливый ребенок 15.08.2017

Дорогие читатели, помните детскую игру в дочки-матери, в которой события идут по определённому сценарию? И так же мы, задумываясь о родительстве, всегда представляем себе здоровых и счастливых детей. Однако не всегда все идет так гладко, как хотелось бы, и гиперактивность – это одна из сложностей, с которой приходится сталкиваться некоторым из родителей.

Сегодня мы поговорим о гиперактивных детях, их воспитании и оздоровлении. И разобраться во всем нам поможет Елена Красовская, мама «особого» ребёнка с 13-летним стажем, а также автор проекта «Красиво шить не запретишь!». Передаю Елене слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Рада нашему знакомству, желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми.

Что делать, если в семье или у близких появляется гиперактивный ребёнок? Отчаиваться или собирать волю в кулак и сражаться за здоровье малыша? По опыту, ни тот ни другой вариант не решают задачу развития и воспитания ребёнка с СДВГ. Что тогда?

Прежде чем мы перейдём к ответам, поделюсь своей историей.

Первый звоночек

— Что вы, мамочка, радуетесь? Сын-то слабенький родился, неизвестно, как всё сложится…

Лежу на кушетке, глядя на маленький шевелящийся комочек, стираю слёзы. Смешанные чувства бурлят внутри — радость, тревога, смятение, страх и снова радость. Он появился! Немного раньше срока, но сформированный, рослый. Кричит. Что ещё?

Оказалось, 6-7 баллов по шкале Апгар и крик не являются чётким показателем здоровья малыша, а родовая травма может перечеркнуть многое. Впереди нас ждали отделение реанимации, аппарат искусственной вентиляции, хождения по врачам и долгие годы реабилитации…

Наш случай даёт представление о том, что синдром дефицита внимания и гиперактивности не возникает на пустом месте. Всегда есть причины. О них поговорим ниже, а пока рассмотрим, что характеризует ребёнка с СДВГ.

Что такое гиперактивность

Чем отличается шумный и непоседливый малыш от гиперактивного? Есть ли особые признаки? Можно ли самостоятельно провести диагностику и увидеть разницу?

Из медицинских источников: «Гиперактивность или СДВГ — состояние значительного превышения нормы активности, импульсивности и возбудимости. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Проявляется в детстве. Чаще бывает у мальчиков».

Доктор психологических наук Сиротюк А. Л. говорит про СДВГ: «Это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД) — легкой недостаточности мозга. Её относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

ММД не является медицинским диагнозом, скорее, констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых предстоит выяснить, чтобы начать лечение».

В своё время книга Аллы Леонидовны «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» помогла многое переосмыслить в поведении сына и стала нашим главным семейным пособием.Настолько толково, грамотно, со знанием дела доктор ведёт разговор о непонятных родителям, воспитателям и учителям состояниях ребёнка, что начинаешь действовать сразу после изучения материала.

А вот что рассказывает о гиперактивности доктор Комаровский.

Портрет типичного гиперактивного ребёнка

Такой малыш:

  • плохо спит, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне;
  • быстро утомляется;
  • плохо, быстро или непонятно разговаривает;
  • суетлив, неусидчив, беспокоен;
  • не способен довести до конца начатое дело;
  • импульсивен;
  • игнорирует просьбы взрослых;
  • не умеет подчиняться правилам, ждать;
  • забывчив, невнимателен;
  • часто агрессивен;
  • имеет огромные трудности с обучением и восприятием информации.

Набор качеств не радует. Но не нужно отчаиваться!

Статистика показывает, что гиперактивный ребёнок часто обладает любознательностью, пытливым умом, богатой фантазией, неожиданными интеллектуальными способностями, умеет изобретать новые способы решения задач, любит быть в центре внимания и обожает похвалу.

Причины гиперактивности ребенка

Что влияет на возникновение и развитие СДВГ, до конца неизвестно.

Выделяют следующие провоцирующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • неблагоприятные внешние условия;
  • стрессы мамы;
  • токсикоз;
  • признаки внутриутробной асфиксии плода;
  • стремительные или затяжные роды;
  • недоношенность плода;
  • родовые травмы;
  • конфликты в семье или окружении;
  • заболевания в раннем возрасте и др.

До сих пор в мире есть разногласия по определению СДВГ — диагноз это или характер? Нужно лечить или само пройдет?

Кто-то говорит, что болезнь надумана и существует, чтобы поддерживать фармацевтическую промышленность, кто-то бьёт тревогу в связи с растущим количеством гиперактивных детей. Но что бы ни говорили политики, медики или учителя, родителям гиперактивного рёбенка, а главное, малышу приходится трудно. Поэтому при первых подозрениях или слишком активном поведении ребенка не делайте поспешных выводов, а проведите грамотную диагностику.

Диагностика гиперактивности

Диагностика СДВГ проводится в соответствии с международными критериями (МКБ-10) и включает перечни характерных, чётко прослеживаемых признаков данного расстройства. Критерии состояния оценивает специалист – психолог, детский психиатр или психоневролог.

Диагностика включает несколько этапов:

  • сбор информации и оценка поведения ребёнка;
  • тесты;
  • медицинское обследование (ЭЭГ или МРТ головного мозга).

Если чувствуете беспокойство по поводу поведения малыша и хотите пройти предварительную самостоятельную диагностику, ориентируйтесь на признаки, представленные в таблице ниже.

Основные проявления СДВГ по МКБ-10

Группы симптомов Характерные симптомы СДВГ
Нарушение внимания
  • Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
  • Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
  • Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
  • Болтлив, несдержан в речи.

Обратите внимание:

  1. Измеряем нарушение внимания и гиперактивность/импульсивность.
  2. Для постановки диагноза присутствуют шесть из девяти критериев в каждом измерении.
  3. Признаки проявляются до восьми лет.
  4. Наблюдаются не менее шести месяцев в двух сферах деятельности ребёнка — в детском саду и дома.
  5. Состояние ребёнка вызывает психологический дискомфорт и дезадаптацию.
  6. Признаки проявляются не на фоне общего расстройства развития и других нервно-психических расстройств.

При диагностике отмечают разные виды гиперактивности:

  • с преобладанием нарушения внимания — шесть и более признаков из одного измерения;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности — шесть и более признаков из второй группы измерений;
  • сочетанная форма СДВГ — шесть и более признаков по всем критериям.

Важно! Ни в коем случае, не ставьте диагноз самостоятельно, ориентируясь на субъективные ощущения. Если есть сомнения, обратитесь к специалистам, лучше к нескольким.

Мы проходили диагностику у нескольких специалистов в своём городе, а для контроля – в диагностическом центре соседнего региона.

Во-первых, так есть возможность сравнить и уточнить диагноз. Во-вторых, это позволяет исключить состояния-имитаторы — особенности характера, тревожные расстройства, эпилепсию, эндокринные нарушения и др. В-третьих, это помогает найти оптимальный режим лечения.

Гиперактивный ребёнок — что делать родителям? Советы психолога и личный опыт

СДВГ обнаружен и подтверждён — что дальше?

Дальше самое интересное. Взаимодействие, общение, отношения и жизнь с вашим любимым чадом. Поверьте, скучать не придётся!

Приведённые ниже рекомендации по воспитанию и лечению гиперактивных детей основаны на советах психологов и других специалистов, а также на моем личном опыте.

Направления лечения и система воспитания при СДВГ

Именно создание системы воспитания является ключевым моментом. Гиперактивные дети категорически не выносят ограничения, отрицают запреты и не могут придерживаться правил. Поэтому так важно трансформировать их особенности, обучать, тонко встраивать в систему ценностей семьи и общества.

Главными задачами родителей являются:

  • сбор, систематизация, проверка и применение информации по лечению, методикам оздоровления, развития и воспитания;
  • создание подходящей модели отношений в семье;
  • дружелюбное и грамотное взаимодействие с необходимыми специалистами;
  • принятие особенностей малыша и культивирование любви.

Принятие особенностей гиперактивного ребёнка

На мой взгляд, пункт о принятии и любви главный.

С высоты своего опыта и общения с родителями «особых» детей, могу с уверенностью сказать, что принять ситуацию страшно. Но обязательно нужно. Без принятия сложно двигаться дальше.

Без любви двигаться дальше ещё сложнее. Пока нет тотального принятия, любой шаг будет даваться с болью.

Мне помогает:

  • вера в Бога и понимание, что всё происходит во благо;
  • смотреть на сына, когда он спит;
  • замечать любые положительные проявления в характере;
  • забота о себе;
  • люди, которые видят что-то хорошее в сыне и говорят мне;
  • совместное веселье и дурачество;
  • информация о последних исследованиях мозговых функций и их восстановлении;
  • занятие любимыми делами;
  • видение положительных моментов в жизни;
  • оздоровительные практики — физическая нагрузка, питание и др.

Ищите свои способы, пробуйте разные варианты, проникайтесь принятием, любовью к своему ребёнку и жизни в целом. Это поможет двигаться дальше.

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше ...

Лечение и взаимодействие со специалистами

Любовь и принятие важны, но исключать современные методики лечения и оздоровления гиперактивного ребёнка нельзя. Основная задача — найти, проверить, поверить, выбрать способы и специалистов, которые помогут вашей семье.

Хороший психолог, невролог, психиатр, логопед, дефектолог, массажист, остеопат, физиотерапевт и, конечно, педиатр — специалисты, которые должны быть в вашем чек-листе при выборе методов лечения.

Важно! Проверяйте любую входящую информацию — собирайте отзывы, читайте, слушайте, что говорят другие родители, ищите тех, кто пользовался или был на приёме. Главное, не навредить.

Как показывает практика, гиперактивные дети невероятно чувствительны. Задача родителя прислушиваться и присматриваться к тому, как ведёт себя ребёнок на приёме у врача или при совершении лечебных манипуляций, как реагирует на лекарство.

Я выявила правило — без повода сын не будет вести себя неадекватно. Всегда есть причина. Поэтому доверяю ощущениям.

Начинаем медикаментозный курс лечения, каждое лекарство даю поочерёдно, в четверть прописанной дозы. Сегодня четверть одной таблетки, завтра половинку, дальше всю. Затем добавляем следующее.

Даже при ОРВИ или простудных заболеваниях. Потому что любое новое лекарство и метод может свести на нет предыдущие результаты. Наблюдаем за реакцией организма и поведением. Все нормально — продолжаем, нет — убираем, заменяем. Процесс кропотливый, но иначе нельзя.

Сыну помогают:

  • массаж;
  • парафин;
  • легкие физические нагрузки;
  • корректировка питания — исключение или сокращение продуктов, содержащих химические добавки, разнообразие, режим;
  • прогулки и приятные впечатления;
  • режим дня.

Намеренно не пишу названия лекарственных препаратов, у каждого свой случай. Назначают врачи, вы проверяете и делаете выводы.

Рекомендую посмотреть отличное видео о трёх шагах коррекции СДВГ.

Семья и окружение


Теплая, спокойная и доброжелательная обстановка в семье — залог прогресса в развитии и реабилитации гиперактивного ребёнка.

Важно найти баланс:

  • мягко ставим границы;
  • запреты «нет» и «нельзя» не работают. Заменяем формулировки. Вместо «Не бегай» говорим «Иди спокойно»;
  • учим ощущению времени. У нас хорошо работают песочные часы или будильник. Ставим задачу, определяем время, после звонка перерыв;
  • ограничиваем количество задач. Ребёнок с СДВГ слышит только часть просьбы или не слышит вовсе. Самое работающее – поймать взгляд и попросить короткими отрывистыми предложениями: «Подойди к зеркалу. Найди расчёску. Принеси мне»;
  • отлично работают игры. Но игры короткие, не командные, с минимумом правил;
  • сказки действуют лучше, чем нотации и обвинения. В сказках мы до сих пор прорабатываем сложные психологические ситуации;
  • при проявлении агрессии самое действенное крепко обнять и прижать к себе. Такие границы успокаивают, даже если ребёнок очень зол;
  • учим чувствовать себя и выражать эмоции. Играем, чаще спрашиваем «Что ты чувствуешь сейчас?» У нас был нарисован плакат с «добрым» и «злым» королём;
  • добавляем много визуальных образов! Новое действие или знание мы прорисовывали. Например, при изучении цифр каждая из них размещалась между ступеньками шведской стенки;
  • много читаем и развиваем речь;
  • такие дети обожают видео с участием себя и близких. Я читала книги, записывала видео, ставила на воспроизведение. Сын играл в комнате, фоном звучал мой голос;
  • слушаем спокойную, расслабляющую музыку. Гиперактивным детям она приносит колоссальную пользу;
  • соблюдаем режим дня. Не хочет спать днём, зашториваем окно и ложимся. Должно быть чёткое ощущение повторяющихся, стабильных действий.

Замечательно, если члены семьи поддерживают вас. Когда не всё гладко, выработайте основные правила, сообщите близким, что их обязаны выполнять все. Это сложно. Но от вас зависит будущий результат. Придётся учиться последовательности и строгости.

О школе и воспитательных учреждениях

Тема настолько обширна, что публикация имеет риск не закончиться. Ограничусь несколькими рекомендациями.

В детском саду и школе гиперактивному ребёнку непросто, иногда опасно для жизни. Если есть возможность не ходить в детский сад, будьте дома или ограничивайте время посещения.

В нашей системе образования гиперактивному малышу болезненно сложно. Дружить с ним не хотят. Дети могут смеяться и обижать его, страдает самооценка. Воспитанник с СДВГ головная боль учителя — неусидчив, импульсивен, с плохой памятью и ограниченным вниманием.

Важно контактировать с руководством и грамотно взаимодействовать с учителями:

  • расскажите про особенности ребёнка;
  • вместе создайте план сотрудничества;
  • не отказывайте в помощи, а лучше предлагайте её;
  • если есть психолог, знакомьтесь и вырабатывайте способы социальной адаптации;
  • изучайте законодательство. В случае конфликтных ситуаций отстаивайте свои права грамотно и достойно;
  • ВСЕГДА обращайте внимание на состояние ребёнка. Поддерживайте настрой и следите за здоровьем.

Заключение

По себе знаю, как сложно принять ситуацию, когда с твоим ребёнком что-то не так — гиперактивный он или просто другой. Дорогие родители, пожалуйста, не задерживайтесь на выяснении причин, не проваливайтесь в чувство вины и стыда. Поверьте, вашему малышу несчастная мама или сомневающийся папа помочь не смогут.

Чем быстрее вы пролистнёте страницу с поиском причин и ощущением вины, тем быстрее обратитесь к тому, что действительно важно. А важно — любить и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Искать сильные стороны, раскрывать потенциал и радоваться успехам. Важно быть счастливыми вместе и верить в будущее своего ребёнка.

С пожеланиями удачи,Елена Красовская,автор интернет-проекта Красиво шить не запретишь!и обучающих материалов по шитью

Я благодарю Елену за этот непростой, но очень информативный рассказ. Нелегко сталкиваться с такими испытаниями, но это так верно – главное это не чувство вины и стыда, а любовь и стремление сделать все возможное для своего ребенка, для себя, для семьи.

Дорогие читатели, будем благодарны за ваше мнение о проблемах и задачах семьи с гиперактивным ребёнком. Поделитесь в комментариях к статье впечатлениями или собственным опытом.

А сейчас я предлагаю послушать музыку, полезную гиперактивным детям и для души – Георг Фридрих Гендель «Музыка на воде».

Смотрите также

Как приготовить и употреблять рисовый отварКак приготовить домашний майонезФаина Раневская, великая и ранимаяЦелебная трава чередаРазвивающие игры для детей 3-4 летУкрепляем здоровье вместе с кизилом

irinazaytseva.ru

Гиперактивный ребенок 3 года, 4 года, 5 лет, 6 лет, 7 лет: симптомы, лечение

  • Детская комната
    • Видео и радионяни
    • Детские кроватки, матрасы, мобили
    • Игровые домики, горки, манежи
    • Игрушки
    • Одежда для новорожденных
    • Шезлонги, качалки
  • Уход и развитие
    • Развитие
    • Товары. Уход и Развитие
    • Уход
  • Здоровье
    • Детские болезни
    • Лекарства и средства
    • Массаж, гимнастика и закаливание
    • Прививки
  • Купание
    • Купание. Открытые вопросы
    • Средства для купания
    • Товары для купания
  • Питание
    • Грудное вскармливание
    • Искусственное и смешанное питание
    • Товары и средства, прочее
  • На улице
    • Коляски, автокресла, прочее
    • Путешествия, прогулки и походы

Поиск

portalrebenka
  • Детская комната
    • ВсеВидео и радионяниДетские кроватки, матрасы, мобилиИгровые домики, горки, манежиИгрушкиОдежда для новорожденныхШезлонги, качалки

      Делаем настольные игры для детей своими руками

      Лучшие настольные игры для детей 6 7 лет

      Самые интересные подвижные игры для детей дома

      Виды настольных игр для детей: обучающие и веселые

  • Уход и развитие
    • ВсеРазвитиеТовары. Уход и РазвитиеУход

      Секреты того, как воспитать послушного ребенка

      Если ребенок кривляется

      Если ребенок ябеда

      Какую роль играют подвижные игры в развитии детей

  • Здоровье
    • ВсеДетские болезниЛекарства и средстваМассаж, гимнастика и закаливаниеПрививки

      Чем и как остановить икоту у новорожденного крохи?

      Основные симптомы сотрясения головного мозга у детей, диагностика

      Как происходит лечение сотрясения головного мозга у детей

      Как проявляется сотрясение мозга у ребенка до года

  • Купание

portalrebenka.com

Основные симптомы гиперактивности у детей

Гиперактивность у детей наблюдается довольно часто (практически у 20 % малышей), что сильно мешает им в дальнейшем адаптироваться в социуме. Чаще синдромом дефицита внимания с гиперактивностью страдают мальчики, почти в 5 раз чаще, чем девочки. Детки с гиперактивностью не способны надолго сосредоточиться, совершают множество хаотичных резких движений, крутятся постоянно, как юла, бегают, не могут вовремя остановиться, игнорируя уговоры родителей, не реагируют на указания. Часто родители не знают, что делать с таким неуправляемым чадом. Для начала следует разобраться, что же такое гиперактивность и каковы причины её возникновения.

Гиперактивность: симптомы и причины

В середине прошлого века гиперактивность считалась патологией, обусловленной небольшим нарушением функции мозга, но уже в 80-х, гиперактивность отнесли к заболеваниям и назвали СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Вызвано это заболевание нарушениями функции ЦНС (центральной нервной системы).

Выражено это заболевание у ребёнка обычно трудностями в запоминании, сосредоточении, обучении. Такие дети чаще всего импульсивны, неусидчивы и невнимательны, беспокойны и плаксивы. Часто игнорируют нормы и правила поведения, плохо спят, часто отстают от других сверстников в развитии речи. Основные симптомы проявляются к 2 годам, но родители часто не обращают внимания на эту проблему до школы, когда начинаются проблемы с обучением, вследствие гиперактивности. Во время уроков ребёнок часто невнимательный, отстаёт в учёбе от других детей, неохотно делает домашнее задание, не находит общего языка с одноклассниками.

Основные причины возникновения данного заболевания кроются ещё в периоде внутриутробного развития малыша. Так, одной из причин заболевания является тяжёлый токсикоз во время беременности и повышенное давление у будущей мамы, одновременно с чем, нередко у плода выявляют внутриутробную асфиксию. Эти факторы увеличивают риск гиперактивности у малыша почти в три раза. Детская нервная система может пострадать также от неправильного образа жизни его будущей мамы во время беременности, или вследствие осложнений во время родового процесса. Все вышеперечисленные симптомы являются поводом обратиться к врачу-специалисту, который поможет ребёнку и родителям бороться с данным заболеванием и адаптироваться в обществе.

Лечение гиперактивности

Обнаружив у своего ребёнка симптомы СДВГ, следует как можно скорее обратиться с данным заболеванием к врачу – невропатологу, который назначит необходимое в таком случае обследование, чтобы убедиться, что это именно гиперактивность, а не более тяжёлое заболевание, поставит диагноз в три этапа, назначит лечение и посоветует родителям, как обращаться с таким малышом.

Читайте также

Для постановки диагноза невропатологу необходимо предоставить информацию о течении беременности и родах, о перенесённых заболеваниях и особенностях характера и поведения малыша. Затем ребёнок проходит тесты, установленные для постановки диагноза «гиперактивность» американской психиатрической ассоциацией, по которым измеряется внимательность маленького пациента. Тесты могут сдавать дети в возрасте около 5 лет. Также для постановки диагноза гиперактивность проводят исследование с помощью электроэнцефалограммы или МРТ. После этих исследований врач сможет сделать заключение, поставить диагноз и назначить соответственное лечение в зависимости от тяжести течения заболевания. Обычно оно базируется на успокоительных препаратах для нормализации сна, снятия раздражения, а также для уменьшения тревожности. Врач подбирает препарат и курс приёма препарата индивидуально после комплексного обследования. Самолечением в таком случае заниматься нельзя.

Общие рекомендации родителям

Лечение обычно сопровождается коррекцией поведения родителей по отношению к гиперактивному ребёнку. Такого малыша нужно чаще обнимать, гладить по голове во время излишнего перевозбуждения нервной системы. Перед сном таким детям лучше почитать сказку или послушать расслабляющую музыку, то есть активные игры перед сном лучше отложить до утра. Успокаивающие массажи и ароматные травяные ванны также способствуют расслаблению. Нужно научиться отказывать таким деткам без слова «нет», меняя формулировку указания, на более позитивную.

В конфликтных ситуациях родителям следует оставаться спокойным. При постановке каких-либо задач перед малышом, следует тщательно выбрать самые простые и доступные ему, ведь его внимание быстро распыляется, и он не способен выслушать длинное предложение до конца, полностью уловив при этом смысл фразы. Поручать сразу несколько дел такому ребёнку также не следует по той же причине. Лучше подождать пока он выполнит первую просьбу и только затем можно предлагать следующее задание. Чувство времени у таких детей нарушено, поэтому обо всём следует подумать заранее, предупреждая малыша за 5-10 минут до какого-либо действия. Например, кроху нужно отвести к врачу, предварительно накормив. Следует обязательно поделиться планами, чтобы он был готов к ним морально.

Режим для таких детей очень важен. Все действия должны выполняться в одно и то же время: сон, приём пищи, купание, прогулки, игры. Обязательна для таких детей похвала, если они прилежно соблюдают все правила. Сон должен быть не менее 8 часов в сутки. Следует тщательно подбирать питание для гиперактивного ребёнка: убрать из рациона любые красители, лимонады, шоколад, ограничиться минимальным количеством соли и перца при приготовлении пищи для детского меню.

Учитывая полное название гиперактивности (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), к ребёнку нужно проявлять больше чувств и терпения, чтобы он доверял родителям, а не боялся наказания. Хорошо помогает хронология событий и вознаграждения за все его хорошие поступки. Можно завести специальный дневник ради такого дела и отмечать все успехи ребёнка. Любое вызывающее поведение такого ребёнка обусловлено недостатком внимания и универсальным способом его привлечь к себе.

Обязательно нужно обеспечить выход излишней энергии, записав малыша на спортивную секцию, или увлекая его каким-нибудь хобби. При этом нужно чётко чувствовать грань и уберечь его от переутомления. Кроме позитивного физического самочувствия любое занятие, хорошо получающееся у ребёнка, обязательно придаст малышу уверенность в себе.

mirmam.info