pdnr.ru Диагностическая методика, определяющая готовность детей к школьному обучениюМетодические рекомендации по проведению педагогической диагностики Для проведения педагогической диагностики рекомендуется использовать специально разработанный инструментарий, включающий проверочные работы с комплектом соответствующих рекомендаций и инструкций. Для изучения уровня готовности к обучению (или продолжению обучения) используются специальные контрольно-измерительные материалы преимущественно в тестовой форме. Индивидуальная психолого-педагогическая оценка готовности первоклассника к началу школьного обучения – один из источников информации, позволяющей выявить уровень сформированности необходимых и достаточных социально-коммуникативных, мотивационно-потребностных, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальных и речевых качеств первоклассников, которые в процессе обучения будут совершенствоваться и развиваться в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Социальный контекст проводимых изменений отслеживается с помощью специально разработанных анкет. Для сбора информации о социальном фоне, на котором проходит процесс обучения, об особенностях личности учителей и учащихся, используются анкеты для учителей, учащихся и их родителей. В 1-ом классе изучается готовность детей к обучению в школе. В конце сентября - начале октября необходимо также оценить состояние здоровья, учебной и внеучебной нагрузки, школьной адаптации. В 5-ом классе изучается состояние подготовки, полученной учащимися в начальной школе, в 10-ом классе - в основной школе. Педагогическую диагностику целесообразно осуществлять во внеурочное время (классные часы, индивидуальные консультации). Изучение результатов обученности по предметам (контрольные работы) проводятся на уроках. Данные педагогической диагностики позволят учителю с первых дней знакомства с классом реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения. Проведение педагогической диагностики в 1 классе В ходе педагогической диагностики (в конце сентября - начале октября) готовности детей, поступивших в 1-ый класс, к обучению в школе проверяется в нескольких этапах: Первый этап - групповое обследование, в ходе которого учащиеся 1-х классов работают на предложенных им листах. Данные наблюдений и результаты выполнения групповой работы вносятся в бланк обследования. Второй этап - индивидуальное обследование, проводится только с теми детьми, которые ошиблись при выполнении каких-либо заданий в групповом обследовании. Учитель наблюдает за деятельностью ребёнка, фиксирует на том же листе для обследования уровень оказанной ему помощи, а результаты выполнения сразу же заносит в бланк обследования. Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового. Родителям и ребенку сообщается о назначенном для этого времени. Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению I этап - фронтальное обследование Задание 1. Цель: Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их. Текст задания: "Посмотрите сюда" (указывается рисунок к заданию). "Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке" (учитель обводит указкой большую рамочку). Оценка выполнения задания. 3 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены. 2 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если: общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена. 1 балл - Существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо. 0 баллов - Не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия. В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "-" в дополнение к баллу Задание 2. Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки. Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге"/указывается место для выполнения задания/. 1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом. 2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. 3) Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом. 4) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом." Оценка выполнения задания. 3 балла - Все выполнено верно. 2 балла - Выполнено верно 2-3 пункта задания. 1 балл - Выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счёте, начале отсчёта). 0 баллов - Задание не выполнено. В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-". Задание 3 . Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Текст задания: "Здесь вы будете выполнять третье задание" (указывается место для выполнения задания № 3). "Посмотрите на свои листки. Послушайте задание." 1."На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке." (Текст задачи можно повторить). 2."В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить). Оценка выполнения задания. 3 балла - Выполнены верно обе задачи. 2 балла - Одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное. 1 балл - Выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет. 0 баллов - Есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное. Задание 4. Цель: выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга". Текст задания: "Посмотрите на доску" (Учитель чертит на доске треугольник). "Я начертил треугольник" (Отмечает точку внутри треугольника). "Я отметил точку внутри треугольника" (Отмечает точку вне треугольника). "Я отметил точку вне треугольника". "Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию 4). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.” 1) Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата. 2) Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга. 3) Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата. 4) Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата." Оценка выполнения задания: 3 балла - Все выполнено верно. 2 балла - Выполнено верно 2-3 пункта задания. 1 балл - Выполнен верно только 1 пункт задания. 0 баллов - Задание не выполнено. Задание 5. Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета). Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники"(указывается рисунок к заданию 5). "Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник." Оценка выполнения задания: 3 балла - Сравнение проведено верно. 0 баллов - Сравнение проведено неверно. Задание 6. Цель: выявление умения классифицировать; умения находить признаки, по которым произведена классификация. Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка"(указываются рисунки к заданию 6 ). "На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию." Оценка выполнения задания: 3 балла - Линия проведена правильно (к зверям). 2 балла – Линия проведена к птицам. 0 баллов - Задание не выполнено. Задание 7. Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия. Текст задания: " Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с] , то нужно зачеркнуть кружок под ней. . Первая картинка " солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания." Оценка выполнения задания: 3 балла - Правильное выполнение задания 2 балла - Выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет. 1 балл - Наличии ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]- [з]). 0 баллов - Отсутствие дифференциации звуков [с]-[з],[с]- [ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания. Задание 8. Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Текст задания: "Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком." Оценка выполнения: 3 балла - Правильное выполнение задания. 2 балла - Наличие ошибок в один звук. 0 баллов - Непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек". II этап - индивидуальное обследование Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребёнок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребёнка записываются на этом листе рядом с заданием. Задание 5-И. Если ребенок ошибся в выполнении задания № 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: “Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?» Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и Вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла). В случае неправильного ответа или его отсутствия, необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить “Чего больше?” Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки Вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение – ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено оценка не изменяется. Задание 6 – И. Если ребенок ошибся при выполнении задания № 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса “Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?” Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы ещё раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа. «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла). Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов», или «Птицы и белки живут на деревьях») вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 1 балл). Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется - 0 баллов. Задание 7 – И. Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания. 1) Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]». 2) Вернуться к заданию № 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [c]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку». Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты, верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов. Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш]. Если ребёнок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла. Если ребёнок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. 0 баллов за отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания. Задание 8-И. Детям, несправившимся в ходе групповой работы с заданием № 8, предлагается дополнительное задание. «В слове “мак” три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где «живёт» каждый звук.» Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового состава слова. Если ребёнок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребёнком произносит каждое слово и ведёт указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово живёт в этом домике?». Если ребенок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового обследования изменяется (ставится 2 балла). Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя ставится 1 балл, если не справляется с заданием – оценка не изменяется (0 баллов). Уровни готовности детей к школьному обучению: 0 - 10 баллов – низкий уровень 11 - 18 баллов – средний уровень 19 – 24 баллов – высокий уровень
Бланк обследования Школа_________ класс___ Ф.И.О. учителя_________________________________ Месяц,год рождения М/Ж 1 2 3 4 5 6 7 8 уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 *Если после индивидуального обследования оценка изменена, в графе «примечания» Вы отмечаете, например: «По заданию 4 балл изменён с 0 на 1» Анкета для родителей учащихся 1 класса Уважаемые родители первоклассника! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Полученная информация будет использована в дальнейшем для оценки успешности образовательного процесса. Отметьте свои ответы знаком Х. Школа ______________________________ Класс 1 "_______"Фамилия, имя ученика_____________________________________________ 1. В какую школу пошел учиться в 1 класс Ваш ребенок? 1 - В ближайшую к Вашему дому школу 2 - В ту школу, которую Вы специально выбирали 3 - В другую 2. Посещал ли Ваш ребенок детский сад? 1 - Да 2 - Нет 3. Проходил ли Ваш ребенок подготовку к школе? 1 - Нет, не проходил 2 - Да, проходил в детском саду 3 - Да, проходил дома 4 - Да, проходил в школе 5 - Да, проходил в другом месте 4. Какова была, по Вашему мнению, готовность Вашего ребенка к обучению в первом классе? 1 - Высокая, 2 - Средняя, 3 – Низкая 5. Умел ли Ваш ребенок делать следующее, когда пошел в школу? 6. Хотел ли Ваш ребенок учиться, когда пошел в школу? 1 – Да 2 - Нет 7. Согласны ли Вы со следующими высказываниями, о школе, в которой учится Ваш ребенок? 8. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень организации учебной деятельности у Вашего ребенка дома. 1 - Высокий, 2 - Средний, 3 - Низкий, 4 - Затрудняюсь ответить 9. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умения общаться со сверстниками у Вашего ребенка. 1 - Высокий, 2 - Средний, 3 - Низкий, 4 - Затрудняюсь ответить 10. Укажите, каков, по Вашему мнению, уровень понимания Вашим ребенком объяснений учителя. 1 - Высокий, 2 - Средний, 3 - Низкий, 4 - Затрудняюсь ответить 11. Какое у Вас образование? Отметьте только один квадрат в каждом столбце 12. Каково, по Вашему мнению, финансовое положение Вашей семьи по сравнению с другими семьями города? 1 - Очень хорошее, 2 – Хорошее, 3 – Среднее, 4 - Не очень хорошее, 5 – Плохое Анкета для учителя начальной школы Уважаемый коллега! Просим вас заполнить анкету: № школы ________________________________________ Класс_______________Число учащихся________________ Ф.И.О. учителя ____________________________________________ Инструкция.
В следующих колонках №№ 4-11 оцените уровень готовности Ваших учащихся к обучению на основании анкет родителей учащихся 1 классов и своих наблюдений. Запишите против каждого ученика его уровень, проставив соответствующее количество баллов. Высокий – 3 Средний – 2 Низкий – 1 Затрудняюсь ответить – 0 4. В колонке № 4 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень понимания учениками Вашего класса Ваших объяснений на уроке. 5. В колонке № 5 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень организации своей деятельности на уроке у учеников Вашего класса. 6. В колонке № 6 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умений Ваших учеников общаться со сверстниками в школе. 7. В колонке № 7 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень умения Ваших учеников общаться с учителями в школе. 8. В колонке № 8 укажите, каков, по Вашему мнению, уровень тревожности Ваших учеников на уроке. 9. В колонке № 9 укажите, насколько уверенно ученики чувствуют себя на уроке. 10. Для заполнения колонки № 10 каждому ученику Вашего класса в течение первых двух недель в личной беседе задайте вопрос: «Нравится ли тебе учиться в школе?» Ответ ученика отнесите к одной из четырех категорий: Да, нравится –3 Иногда нравится, иногда нет– 2 Нет, не нравится –1 Не знаю –0 11. Для заполнения колонки № 11 каждому ученику Вашего класса в течение первых двух недель в личной беседе задайте вопрос: «Где тебе больше нравится, в школе или в детском саду?» Ответ ученика отнесите к одной из четырех категорий: Больше нравится в школе –3 Нравится и в школе и в детском саду– 2 Больше нравится в детском саду –1 Не знаю –0 12. Для заполнения колонки №12 суммируются все баллы и выставляется уровень адаптации: 0 - 12 баллов – низкий уровень 13 - 20 баллов – средний уровень 21 – 27 баллов – высокий уровень Сводная таблица. № школы ________________________________________ Класс__1_________Число учащихся________________ Ф.И.О. учителя ____________________________________________ Организация деятельности на урокеОбще-ние со сверстниками Обще-ние с учителями Тревожность на уроке Уверенность на уроке Нравится учиться в школе Где больше нравится Уро-вень адапта-ции 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 infourok.ru Готовность к обучению в школеГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (проведение) Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям. Проведение теста Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно. После того как детям розданы карандаши и листы (подписанные, как и при выполнении предыдущего задания), учитель дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию, ждите, пока я скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении; детей, вытянувших не ту руку, поправляют). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево – к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?» После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами». Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор. Образцы тренировочного и проверочных узоров для учителя даны на отдельном листе. При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее – самостоятельно) второй проверяющий ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается; второй проверяющий следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и чтобы они начинали каждый следующий узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, но никаких конкретных указаний не дает. По окончании времени, отведенного для самостоятельного продолжения тренировочного узора, учитель говорит: Все, этот узор дальше рисовать не надо. Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Теперь сами продолжайте рисовать тот же узор». Предоставив детям полторы-две минуты на продолжение узора, проверяющий говорит: Все, дальше рисовать этот узор не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор». Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом, так как до сих пор это направление отсутствовало). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор». ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (оценка) Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале. Выполнение диктанта Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» ит. п. не учитываются и не снижают оценки). Воспроизведение, содержащее ошибку в одном элементе, – 3 балла. Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла. Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, – 1 балл. Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов. Продолжение узора За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Каждая из них колеблется в пределах от 0 до 4. Общая оценка за выполнение диктанта выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Оценка, занимающая промежуточное положение или же совпадающая с максимальной или с минимальной, не учитывается. Если все три оценки одинаковые, то берется сумма только двух оценок. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Общая оценка за продолжение узора аналогично выводится из трех оценок. Она также может колебаться от 0 до 8. Итоговая оценка выполнения всего задания в целом получается сложением двух общих оценок. Она может колебаться от 0 (если ни за один узор не получено больше 0 баллов) до 16 (если во всех трех узорах получено по 4 балла как за работу под диктовку, так и за их самостоятельное продолжение). Успешность выполнения методики «Графический диктант» очень сильно зависит от того, имел ли ребенок раньше опыт фронтального обучения. У шестилетних детей, имеющих такой опыт, вполне возможны высшие оценки. В то же время ребенок, не посещавший детский сад, вполне может получить за «Графический диктант» нулевой балл. Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант», могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому, давая классу какие-либо указания, нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик. Возможно, придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему.
С такими детьми полезно проводить групповые игры, специально направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия. Приведем два примера таких игр: «Аисты – лягушки». Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, игроки принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Можно придумать другие позы и использовать большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы. «Снежный ком». Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. Игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например «слон» (если тема игры – «Животные»). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, «слон, жираф». Третий говорит: «слон, жираф, крокодил» и так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель. nsportal.ru Методики для работы в детском саду. Методики диагностики готовности к школьному обучениюtestoteka.narod.ru Обзор диагностических методик для определения готовности ребенка к школьному обучениюОбзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон психологической и педагогической готовности детей к обучению в начальной школе Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Отечественными и зарубежными психологами разработано много методик по диагностике разных сторон данной проблемы. Некоторые из них уже приводились выше. В этой части мы рассмотрим ещё некоторые из них. Методика А. Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. То есть рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них. Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А. Л. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи. Наиболее распространенными методиками диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие. «Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь. «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» дает психологу те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей. Тест Керна-Йирасека направлен на определение школьной зрелости и состоит из трех заданий. Первое – рисование мужской фигуры по памяти, второе – срисовывание письменных букв, третье – срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в суме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже нормы. Детей, получивших 12 – 15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые. Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием. Описанный тест удобен для первоначального знакомства с детьми. Он дает общую картину развития и может применяться в группе, что очень важно во время записи их в школу. Ознакомившись с результатами теста, можно вызвать для индивидуального обследования отдельных детей. Поскольку психологические тесты не выявляют причины отставания в развитии, а дают количественную характеристику, то в особых случаях требуется индивидуальное психическое исследование ребенка в клинических условиях. Если испытуемый по всем заданиям теста Керна-Йирасека набрал 3-6 баллов, то, как правило, для уточнения картины его интеллектуального развития с ним нет необходимости дополнительно беседовать. Дети, набравшие 7-9 баллов (если эти баллы равномерно распределяются между всеми заданиями), обладают средним уровнем развития. Если же в суммарный балл входят очень низкие оценки, (например, балл 9 состоит из оценок 2 за первое задание, 3 – за второе и 4 – за третье), то лучше провести индивидуальное обследование, чтобы точнее представить себе особенности развития ребенка. И, конечно же, надо дополнительно обследовать детей, получивших 10 – 15 баллов (10-11 баллов – нижняя граница среднего развития, 12- 15 баллов – развитие ниже нормы). Методика Эльконина Д. Б. «Графический диктант» позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу. Графический диктант проводится одновременно со всеми учащимися класса в один из первых дней учебы. На тетрадном листе (каждому ученику выдается такой листок с указанием его имени и фамилии), отступив 4 клетки от левого обреза, ставятся одна под другой три точки (расстояние между ними по вертикали- 7 клеток). Педагог предварительно объясняет: «Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня – я буду говорить, в какую сторону и насколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Это та рука, в которой вы держите карандаш. Вытяните ее в сторону. Видите, она показывает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в классе). Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь, я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх, а теперь – на три клетки направо (слова сопровождаются вычерчиванием линий на доске)». После этого предлагается перейти к рисованию тренировочного узора. Педагог: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна вверх. Одна клетка направо. Одна вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами». Во время работы над этим узором учитель ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и он следит только за тем, чтобы ученики не переворачивали свои листочки и начинали новый с нужной точки. При диктовке надо соблюдать длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию и их следует предупредить, что не обязательно занимать всю ширину страницы. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Последующий текст инструкции таков: «Теперь поставьте карандаши на следующую строчку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вверх. Одна направо. Одна клетка вниз. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать этот узор». Перед выполнением заключительного узора преподаватель обращается к испытуемым со словами: «Все. Этот узор дальше не надо рисовать. Мы займемся последним узором. Поставьте карандаши на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Две клетки вниз. Одна направо. Три клетки вверх. Одна направо. Теперь продолжайте рисовать этот узор». Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель (под диктовку) свидетельствует об умении ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; второй показатель – о степени самостоятельности испытуемого в учебной работе. И в первом и во втором случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения: 1. Высокий уровень – оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки. 2. Средний уровень – оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому. 3. Уровень ниже среднего – один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует. 4. Низкий уровень – ни один из двух узоров не соответствует диктуемому. Для определения развития произвольности у детей шестилетнего возраста используют методику «Домик». Она представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать. Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. (Приложение 2.) Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, и захочет их исправить, то экспериментатор должен это зарегистрировать. Кроме того, по ходу выполнения задания нужно фиксировать отвлекаемость ребенка, а также отметить, если он левша. В группу с относительно хорошим развитием произвольности следует отнести детей, получивших не более 1 балла. Методика «Да и нет» направлена на выявление уровня развития произвольного внимания. Эта методика – модификация известной детской игры «Да» и «Нет» не говорите, черного и белого не берите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «Да» и «Нет», а также употребив названия белого и черного цветов. Но именно этого по правилам игры делать нельзя. Для предлагаемой методики здесь запрещается отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет». Педагог обращается к испытуемому: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить» (испытуемый повторяет их). «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» (испытуемый подтверждает, что ему все ясно). После этого экспериментатор задает вопросы, среди которых, провоцирующие ребенка высказывать свое отношение к школе и учению. Поскольку все его внимание в этот момент сосредоточено на соблюдении правил игры, то наиболее вероятны искренние ответы. Таким образом, психолог получает представление и о мотивационной готовности ребенка к школе. Испытуемому задаются следующие вопросы: 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты любишь, когда тебе читают сказки? 3. Ты любишь смотреть мультфильмы? 4. Ты хочешь остаться еще на один год в детском саду? (Если ребенок не ходит в детский сад, то вопрос звучит так: Ты хочешь пойти в школу не осенью, а только через год?.) 5. Ты любишь гулять? 6. Ты любишь играть? 7. Ты хочешь учиться? 8. Ты любишь болеть? Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольности. Эксперименты показали, что некоторые дети пытаются облегчить поставленную задачу различными способами. Так, часть из них выбирали какое-то одно слово, например, «хочу», так как оно было ответом на первый вопрос, и дальше все время повторяли его, лишая таким образом смысла свои ответы. Самым главным для этих испытуемых было соблюдение формальности правила игры. Другие же решали задачу, подменяя слова «да» и «нет» соответствующими движениями головы. Тем самым они соблюдали условия игры и не утруждали себя поиском адекватного ответа, что, как показали эксперименты, не всегда им просто дается. Прежде чем дать содержательный ответ, не включающей запретные слова, многие из них долго молчали. На вопрос экспериментатора о причине столь длительного молчания, после окончания игры, они отвечали, что искали нужные слова. Интересно отметить, что родители, присутствующие при этой игре, не считали кивок головой за ответ и пытались вмешаться репликой: «Ты что, говорить не умеешь?». Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибки. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Каждая ошибка оценивается в 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, за его результат выставляется 0 (ноль). Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. В группу с относительно хорошим развитием произвольности относятся дети, получившие не более одного балла, при этом берется лучший результат из двух попыток. Вторая попытка предоставляется испытуемому, если с первого раза он потерпел неудачу в игре. Перед второй попыткой проводится дополнительная беседа об условия игры. Если остаются сомнения после проведения методики «Да и нет» относительно умения ребенка работать по правилу, то можно провести с ним еще одну игру, направленную на выявление того же умения. Методика «Вежливость» представляет собой известную игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями: «руки вперед»; «руки на пояс, пожалуйста»; «присядь»; «руки к плечам, пожалуйста»; «прыгай»; «прыгай, пожалуйста»; «перестань прыгать, пожалуйста». До начала игры надо проверить, понимает ли ребенок, как следует выполнять использующиеся в ней упражнения. Как и в методике «Да и нет», успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу». Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются выполнение команды без слова «пожалуйста» и невыполнение команды при слове «пожалуйста». Каждая из них оценивается в 1 балл. За правильно выполненное задание выставляется 0 (ноль). Чем хуже справился ребенок, тем выше суммарный балл. Методика «Эхо» представляет собой игру, в которой ребенок исполняет роль эха. Перед игрой экспериментатор объясняет ему, что такое «эхо»: «Ты слышал когда-нибудь про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только слышать. Эхо любит подражать голосу людей, птиц, зверей. Если ты попадешь в горное ущелье и скажешь: «Здравствуй, Эхо!», - то оно ответит тебе так же: «Здравствуй, Эхо!, - потому что эхо всегда в точности повторяет то, что слышит». После этого рассказа испытуемому предлагается поиграть в игру, где он должен будет в точности повторять любой звук, который услышит. В качестве материала воспроизведения берутся отдельные звуки и звукосочетания: три гласных звука (например, «а», «о», «и»), три глухих согласных звука (например, «п», «с», «т»), три звонких согласных звука (например, «б», «з», «д»), три слова, состоящие из двух звуков (например, «ша», «ру», «лы»), три звукосочетания, состоящие из двух согласных звуков (например, «ст», «вр», «кт»). Обработка результатов проводится количественно и качественно. Каждый неправильно произнесенный звук оценивается 1 баллом, при этом важно зарегистрировать, что произнес ребенок вместо требуемого звука. Отказ от воспроизведения также оценивается 1 баллом независимо от количества воспроизведенных звуков. Методика позволяет выявить не только возможность произвольность произнесенных отдельных звуков и звукосочетаний, без чего невозможно обучение чтению, но и особенности развития фонематического слуха и нарушения артикуляции. В случае обнаружения серьезных дефектов в этой области требуется обратить внимание родителей на необходимость занятий ребенка с логопедом. Тест "Нелепицы" – оценка образно-логического мышления. Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребенок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле. На все задание отводится не более 2 минут. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно-логического мышления. Тест "Запомни фразы" – оценка смысловой памяти. Прочитайте ребенку фразы, такие, например: 1) Осенью идут дожди. 2) Дети любят играть. 3) В саду растут яблони и груши. 4) В небе летит самолет. 5) Мальчик помогает своей бабушке. Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки. Принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе представлен в методическом комплекте «Школьный старт» М. Р. Битяновой. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, «Школьный старт» включают компетентностно ориентированные задания (иначе их называют продуктивными заданиями), учитывает индивидуальные возрастные, психологических и физиологических особенности обучающихся, роли и значения видов деятельности, форм общения для определения целей образования и воспитания; обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования. Он позволяет учителю получить достоверную информацию о том, готов ли ребёнок успешно учиться; создать основу для развития универсальных учебных действий; обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. Авторами разработана программа оценки достижения учащимися метапредметных планируемых результатов (универсальных учебных действий) для начальной школы. Уникальность данной диагностики в том, что она позволила авторам выявить базовый набор планируемых результатов, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Данные образовательные результаты обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, позволяют включиться в учебный диалог на уроке, помогают организовать деятельность на уроке и др. Своевременная диагностика таких компетенций позволяет учителю «настроить» учебную деятельность на индивидуальный уровень готовности каждого учащегося и класса в целом. Всего выделено 17 компетенций. Они сгруппированы в блоки «Наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность». Наблюдательность – умение ребенка выделять из потока информации отдельные детали, исходя из поставленной задачи; воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления; видеть существенные признаки (понятия) в образе воспринимаемого объекта; придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения; опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации. Мыслительные способности – умение ребенка устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями; устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями; устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями; выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей; оперировать одной и той же информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при решении учебной задачи; находить закономерность в изучаемой информации; анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий (Приложение 3). Данная методика направлена на определение уровня достижений учащимися метапредметных результатов, в частности познавательных универсальных учебных действий. Контрольные (коррекционные) умения – соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия; следовать инструкции при выполнении учебных действий. Данная методика направлена на определение уровня достижений учащимися метапредметных результатов, в частности регулятивных универсальных учебных действий. Коммуникативные способности – использовать речь взрослого, как источник информации при решении учебной задачи. Данная методика направлена на определение уровня достижений учащимися метапредметных результатов, в частности коммуникативных универсальных учебных действий. Личностный компонент – мотивационная готовность ребенка решать учебные задачи высокого уровня сложности; положительное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности. Данная методика направлена на определение уровня достижений учащимися личностных результатов. Основная процедура, которую предлагают авторы для определения уровня педагогической готовности ребенка, это письменное диагностическое задание. Для каждого показателя разработано свое задание, вместе они составляют индивидуальную диагностическую тетрадь, в которой работает ученик. Диагностика педагогической готовности проводится в сентябре 1 класса, в течение третьей и четвертой недели обучения детей в школе. В определении ритма предъявления заданий учителю предоставляется значительная свобода. Можно организовать несколько специальных диагностических уроков. Результаты диагностики должны быть получены педагогом не позднее начала октября, иначе их ценность будет существенно снижена, а время для «настройки» учебного процесса на актуальный уровень готовности детей к обучению – упущено. Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Однако следует заметить, что для получения достоверных диагностических результатов нет необходимости в проведении большого количества методик, достаточно нескольких наиболее информативных методик. Таким образом, выбор методов диагностики готовности ребенка к обучению в начальной школе зависит от подхода к организации диагностического обследования, особенностей развития обследуемого ребенка. При подборе диагностических методов и непосредственного осуществления диагностики психологической и педагогической готовности к обучению в начальной школе, необходимо учитывать принцип единства диагностики и коррекции развития психики. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
infourok.ru Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучениюСодержание Введение 3 1 Теоретические основы психологической готовности к школьному обучению 6 1.1 Характеристика понятия и структуры «психологическая готовность» ребенка к школе 6 1.2 Диагностика психологической готовности как профилактика школьной дезадаптации 17 2 Экспериментальное исследование психологической готовности ребенка к школе, сравнительный анализ полученных результатов 28 2.1 Организация и проведение экспериментального исследования 28 2.2 Сравнительный анализ методик по оценке психологической готовности ребенка к школе и их влияния на школьную адаптацию 38 Заключение 53 Глоссарий 56 Список использованных источников 58 Приложение А « Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго и М.М. Семаго 62 Приложение Б « Экспресс – диагностика готовности к школе» Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой 65 Приложение В « Комплексная диагностика адаптации первоклассников к школе» Т.А. Луговых 70 Введение Образование, как индивидуальная и социальная ценность, имеет огромное значение в процессе социализации индивида и достижений в последующей человеческой деятельности. При этом важнейшую роль во многом играют самые первые шаги, которые совершает ребенок, приступая к систематическому обучению в условиях общеобразовательных школ. Наступивший информационный век предъявляет довольно высокие требования к ребенку, начинающему осваивать содержание образования, и поэтому успешное развитие личности ребенка, повышение эффективности обучения, дальнейшее благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению, а именно психологическая готовность к систематическому обучению. На сегодняшний день практически общепризнанно, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Следует отметить, что тема психологической готовности в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии, таких как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Впервые же вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 1940-х годов в связи с принятием решения о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста, хотя до этого обучение начиналось в 8 лет. Именно с этого времени проблема определения психологической готовности ребенка к регулярному обучению остается актуальной. Второй всплеск интереса возник в 1983 году после принятия решения о начале обучения с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о готовности ребенка, сформированности предпосылок к учебной деятельности. Так, ещё в 60-е годы, Л.И. Божович указывала, что психологическая готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к регуляции поведения и своей деятельности, к социальной позиции школьника. Поскольку в настоящее время отмечается тенденция роста числа детей, не адаптировавшихся к школе, то во многом такой тенденции можно избежать, если вовремя выявлять психологические причины неподготовленности детей к школьному обучению. Актуальность исследования обоснована еще и тем, что высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения делают проблему психологической готовности детей к школьному обучению особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на улучшение методов обучения в рамках требований современной жизни и как профилактики школьной дезадаптации. Объект исследования – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Предмет исследования – методики оценки психологической готовности ребенка к школьному обучению. Цель исследования – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики. В основу исследования была положена следующая гипотеза : своевременная и полная оценка психологической готовности ребенка к школе с помощью диагностических методик способствует повышению уровня адаптации детей к школьному обучению. Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2. Охарактеризовать понятие и структурные компоненты «психологической готовности ребенка к школьному обучению»; 3. Проанализировать методики по оценке психологической готовности ребенка к школе; 4. Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации. Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы исследования – анализ и обобщение научной, учебной и монографической литературы. Эмпирические методы исследования – наблюдение, анкетирование, тестирование. Методы статистической и графической обработки полученных результатов. Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды таких авторов, как Л.И. Божович, Е.К. Вархатова, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, М.М. Семаго, Д.Б. Эльконин и другие [6, 9, 14, 15, 16, 17, 20, 28, 30, 47, 56 и др.]. Теоретическая значимость определяется тем, что в данной работе освещается вопрос о соотношении компонентов психологической готовности к школе, а также проводится сравнительный анализ методик по оценке психологической готовности к школе, применяемых на практике и дается качественная оценка данным методикам. Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования представляют собой диагностический инструмент и могут использоваться психологами в практической деятельности для диагностики психологической готовности дошкольников, а также для выявления уровня адаптации детей к школе. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, логичностью научного аппарата, широким использованием источников информации, применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватного целям и задачам, поставленным автором работы. Структура работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений. 1 Теоретические основы психологической готовности к школьному обучению 1.1 Характеристика понятия и структуры «психологическая готовность» ребенка к школе Психологическая готовность к школе, на современном этапе развития психологической науки, рассматривается как комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду. Ряд понятий, таких как: «школьная зрелость», «готовность к школе» и «психологическая готовность к школе» - это те понятия, которые использовались как зарубежными психологами, так и отечественными для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого можно приступить к систематическому обучению. Следует отметить, что все эти понятия обозначают наличие у ребенка предпосылок к обучению в школе. Различия проявляются лишь при анализе указанных предпосылок. Так, например, Л.А. Венгер разводит эти понятия и указывает, что психологическая готовность и школьная зрелость различны по содержанию. Школьная зрелость, по его мнению, выступает как функциональная зрелость организма и подразумевает некоторый исходный в данном случае минимальный уровень развития, достаточный для включения ребенка в условиях систематического обучения. В тоже время психологическая готовность к обучению предполагает достижение ребенком к моменту поступления в школу оптимального уровня развития, обеспечивающего высокую успешность школьного обучения.[1] Исследования ученых М.В. Антроповой, М.М. Кольцова, О.А. Лосевой показали, что школьная зрелость представляет собой такой уровень морфофункционального развития, при котором требования систематического обучения, учебной нагрузки, новый режим являются доступным для детей и не вызывают нежелательных перегрузок [24, С. 213]. В отечественной психологии теоретической проработкой проблемы психологической готовности к школьному обучению занимались Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.И. Запорожец [14, 6, 57, 21] и продолжают заниматься Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Н.И. Гуткина, М.М. Семаго [28, 37, 15, 48]. Российские психологи, под психологической готовностью к школе, понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.[2] Впервые, понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» в отечественной психологии было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. Понятие «психологическая готовность» автор сводил к основному показателю, а именно к управляемому поведению, которое не просто закреплено в навыке, а сознательно контролируется. В исследованиях отечественных психологов рассмотрение содержания психологической готовности связывалось с особенностями развития ребенка, опираясь на фундаментальные психологические теории Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» и «соотношении обучения и развития». Авторы этих исследований полагали, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его интеллектуального и личностного развития, поэтому в психологической готовности внимание уделялось именно этому компоненту, который рассматривался как психологические предпосылки к обучению в школе [13, С. 324]. mirznanii.com |