Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям. Вопросы для 7 летнего ребенка готов ли к школе


Как узнать, готов ли ребенок к школе

По закону об образовании поступать в первый класс российским детям положено в возрасте от шести с половиной до восьми лет. Но дельта в полтора года для маленького ребенка — слишком неопределенный параметр. Дети, у которых дни рождения осенью, и вовсе могут оказаться младше одноклассников почти на год. Для кого-то такая разница бывает критичной. Когда же действительно наступает подходящее время для начала учебы — разбиралась Ева Резван.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Первый раз в первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда зевающим от волнения с огромным букетом стоял на праздничной линейке в ожидании главного события своей детской жизни. События, к которому надо готовиться заранее. Некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пеленок они придумывают для ребенка всевозможные активности самой разной направленности. Выискивают новые методики раннего развития, забывая о том, что оно должно идти равномерно. Сплошь и рядом встречаются дети, умеющие в три года читать и считать, но серьезно отстающие в двигательном и эмоциональном плане.

Дело в том, что высшие психические функции, к которым относится интеллект, значительно обширней. Они включают в себя и воображение, и мышление, которое тоже, кстати, бывает разных видов. Например, предметное. Его недоразвитость напрямую отражается на тех же интеллектуальных способностях и учебных успехах. К примеру, ребенок, который не получил достаточной двигательной активности в раннем возрасте: не лазил на горку или под стол, не вытаскивал содержимое шкафов и не перекладывал формочку одну в другую, — то есть не имел опыта «общения» с предметами, в старшем возрасте плохо усваивает предлоги. В речи и на письме предлоги «над», «под», «внутри» исчезают и путаются. В дальнейшем у такого ребенка тяжело идет геометрия.

Дети развиваются, если у них есть материал для развития. Невозможно «отыграть» пространственное и предметное мышление, если сидеть часами перед телевизором или играть на планшете

Тактильные ощущения нельзя увидеть в кино, их можно только почувствовать. Вот и приходится психологам учить шестилеток строить домики из деревянных, а не виртуальных кубиков.

Есть три основных параметра, которые указывают на степень готовности ребенка к школе:

1. У ребенка должна быть мотивация учиться. Кроме интеллектуального, физического, эмоционального и прочего развития, есть еще развитие социальное. В нормальной жизненной ситуации до определенного возраста ребенок слит с матерью. Постепенно он начинает от нее физически и социально отдаляться. Годам к трем он уже осознает свои желания и способен внятно объясниться, а значит, начинает пока маленькую, но собственную социальную жизнь. В этом возрасте детей часто отдают в сад, где они начинают нарабатывать социальные связи, которые к пяти-шести годам должны выйти на новый уровень.

Игры ребенка тоже трансформируются. Сначала он играет один, потом куколками, предметами, фигурками, которые у него выполняют социальные роли, а он ими руководит. Становясь старше, ребенок начинает примерять уже на себя разные социальные роли. Так, появляются игры в дочки-матери, в доктора, продавца или летчика, которые со временем становятся групповыми и начинают включать в себя элементы ответственности. «Ты пропустил мяч, и из-за тебя мы проиграли», — такие фразы ребенок вполне в состоянии осмыслить и принять к сведению. Он уже способен за что-то отвечать и соблюдать правила. В идеале к семи годам он должен «наиграться» и быть готовым действовать по правилам для достижения результата, который кажется ему необходимым.

Елена Кандыбина

психолог Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист»

Учебная мотивация — это способность ребенка ориентироваться на общий результат и достигать социального успеха через преодоление, например, сдерживание собственной импульсивности. Необходимо, чтобы к школе у ребенка был хотя бы зачаток учебной мотивации. Если ее нет совсем — в школу идти нельзя.

2. Эмоционально-волевое развитие. Ребенок должен быть способен физически отсидеть урок, не просто сдерживая свои импульсы, а удерживая внимание на происходящем, даже если оно неинтересно. Хотя бы в течение получаса. У ребенка, который такой способностью не обладает, есть два варианта поведения: либо он начинает активно двигаться, встает или, наоборот, лезет под парту, задирает одноклассников, либо «вываливается». Никому не мешая, такой ребенок тихо сидит за партой и даже создает иллюзию того, что слушает учителя. В действительности его мысли где-то далеко, и привлечь его внимание может только неоднократный окрик преподавателя.

Елена Кандыбина

психолог Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист»

Способность ребенка удерживать внимание на неинтересном, но нужном можно проверить в бытовых условиях. Сможет ли он, помогая маме, полчаса резать салат, если не сам загорелся таким желанием, а выполняет просьбу взрослого? Или при игре в настольные игры. Что делает ребенок, пока ожидает своего хода? Терпеливо и внимательно ждет или бегает вокруг стола? Или его нужно окликнуть, когда очередь в игре доходит до него?

Этот вид развития человека не случайно называется эмоционально-волевым. Наша воля основана на понимании себя, своих эмоций. Когда мы понимаем, что с нами происходит, мы лучше можем определить, что нам надо с собой сделать, чтобы достичь желаемого результата. Для развития воли ребенка нужно развивать его эмоции. Для этого хороши игры на различение ощущений — горячо-холодно, тяжело-легко, весело-грустно. Или эмоционально-ролевые: «Представь, что ты разъяренный лев», «Покажи, как собачка радуется».

3. Развитие интеллекта и моторики. Любые нарушения в этой области замечаются проще всего. Именно на их выявление направлены почти все тесты и задания для дошкольников. Результаты легко фиксируются в количественном исчислении — столько-то слов запомнил, за такое-то время прочитал или сосчитал. Фактически при определении готовности ребенка к школе, только это и проверяется. Но и тут у современных детей не все гладко. Специалисты отмечают слишком большой процент первоклассников с психофизическим инфантилизмом — ситуацией, когда ребенку, допустим, семь лет, а выглядит и ведет себя он на пять. Моторные процессы его недостаточно развиты. Не соответствует возрасту координация «глаз-рука» — жизненно важная вещь для обучения. Это и способность писать, удерживая буквы ровными и соразмерными, и читать, фиксируя взгляд на определенной строчке. Если мозг ребенка еще до этого не дорос, он просто физически не способен сделать то, что от него требуют, или же может это сделать только при очень большом напряжении и недолго.

Елена Кандыбина

психолог Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист»

Это еще хорошо, если ребенок совсем не может писать ровно или читать, не перескакивая от слова к слову. В какой-то момент взрослые это поймут и отстанут. Гораздо хуже, если он может путем огромного напряжение в течение трех минут написать пару предложений. В такой ситуации взрослые делают вывод, что ребенок просто ленится. «Посмотри, ты же можешь! Почему ты не стараешься?» А он старается из последних сил. Только сил у него этих еще совсем мало, а родители даже не заметили, что он выдал свой максимум.

Что же предпринять, если неготовность ребенка идти в первый класс отчетливо фиксируется, но обстоятельства заставляют это сделать? К сожалению, современная система образования может предложить только жесткие формы решения этого вопроса в виде коррекционных школ. Но если ребенок не болен, и ему лишь нужно дополнительное время и условия для созревания, забота об этом ляжет целиком на плечи родителей.

  • Дайте ребенку «доиграть». Природа все равно возьмет свое — «доигрывание» по-любому произойдет в подростковом возрасте или даже уже во взрослой жизни. Правда, формы будет иметь несколько другие. Помогите ребенку пройти этот естественный этап развития в соответствующем возрасте. Пусть играет, но не один. Иначе процесс также может затянуться на годы. Найдите для него игровые группы, спортивные занятия (но не «большой спорт» на износ), создавайте игровые контексты в виде походов и путешествий.
  • Договоритесь со школой на «льготный» режим. Например, посещать школу три или четыре раза в неделю вместо пяти. Или отдельные домашние задания. Если вы сможете объяснить учителю, что ему самому гораздо выгодней разрешить запланированные пропуски занятий, чем иметь гарантированную проблему в классе, он пойдет вам навстречу. По крайней мере, при выборе школы ищите такого человека.
  • Не требуйте невозможного. Если ребенок из всего упражнения может написать лишь одну строчку, ограничьтесь ею. Решить лишь один пример из пяти — пусть так и будет. Пусть домашние задания станут зоной успеха, где все получается хорошо, хоть и мало. Давайте ребенку перерывы в работе, делайте паузы при малейших признаках усталости. Наращивайте нагрузку аккуратно и постепенно. Ваш ребенок растет и со временем сможет делать больше. Нужно лишь не стараться делать сверх усилия.
  • Не замещайте школу дополнительными занятиями. При не ежедневном посещении и небольших домашних заданиях у родителей может появиться соблазн загрузить ребенка альтернативными занятиями — кружками, секциями, курсами. Да, неготовому к школе ребенку действительно нужно развиваться, но это не значит, что обычную школу нужно заменить музыкальной, художественной или спортивной.
  • Помните, что школа — это длинная дистанция. Не ругайте ребенка за ошибки и не расстраивайтесь сами. Ничего страшного не произойдет из-за несделанной домашней работы. Зато семейные конфликты на почве учебы могут дать стойкий эффект тотального отторжения какого-либо образования и взрастить в ребенке ненужные комплексы. Нет смысла «класть жизнь» за отметки в начальной школе. В конце концов, ваша задача вырастить полноценного, образованного человека, способного самореализоваться в обществе, а это дело не одного дня и даже не одного года.

К сожалению, нынешняя российская школа в целом осталась точно такой же, какой была 20-30 лет назад. Зато сильно изменилось поколение детей, которые в эту школу приходят. Исчезли условия для наработки необходимого социального опыта и моторных функций. Дошкольники больше не гуляют одни во дворах. Зачастую они даже не могут самостоятельно организовать общие игры — профессия аниматора стала востребованной в таких ситуациях, которые раньше и представить было невозможно. Школа и дети больше не совпадают. Нормативы, разработанные для детей шести-семи лет, теперь подходят разве что для второго или третьего класса. Но школа продолжает этого не замечать, ругая родителей за неправильно воспитанных детей.

Елена Кандыбина

психолог Центра Практической психологии и психотерапии «Белый аист»

В старом фильме Владимира Мартынова «Утро без отметок» шестилетний мальчик настолько хочет пойти в школу, что, взяв у друга форму, обманным путем туда проникает. Сейчас это кажется фантастикой. Во-первых, современные дошкольники в принципе не способны на такое, а во-вторых, им это и не нужно. А вот школа ориентируется именно на того мальчика, больше не существующего в природе.

mel.fm

Готов ли ребенок к школе: 7 вопросов которые определяют зрелость будущего первоклассника - Леди

И не все папы и мамы знают, как определить то самое подходящее время для похода в первый класс. А Joinfo.ua расскажет, какие вопросы нужно задать ребенку, что узнать, готов ли ребенок к школе.

Готов ли ребенок к школе?

Основные моменты, о которых в первую очередь задумываются родители будущего первоклассника, это его здоровье, а также умение читать и писать. Но бывает так, что ребенок уже знаком с чтением и письмом, и вроде бы не жалуется на плохое самочувствие, а психологически к испытаниям школьной жизни не готов. Так как же определить, пора или все же лучше еще год побыть в детском саду или дома?

Справиться с этой нелегкой для взрослых задачей поможет небольшой тест, состоящий из семи вопросов. Очень часто именно они звучат на собеседованиях при приеме в учебное заведение.

7 вопросов которые определяют зрелость будущего первоклассника

1. Что ты будешь делать, если на улице пойдет дождь? 2. Что происходит в небе, когда на землю от разных предметов падает тень? 3. Что люди делают, когда хотят кушать? 4. Какой день недели предшествует воскресенью, и какой следует за четвергом? 5. В какие дни недели принято отдыхать, а в какие -работать? 6. Какой сейчас месяц на календаре? 7. Сколько времен года ты знаешь, и какой из них сейчас наблюдаешь за окном?

Да, взрослому человеку эти вопросы помогут показаться слишком простыми и не требующими особых размышлений. Но для ребенка 5-6-7 лет ответить на них — это достаточно сложная задача. Как правило детки не отвечают на вопросы однозначно. Скорее всего, малыш будет размышлять вслух, объясняя почему он думает так, а не иначе.

По тому, как общается и реагирует ребенок на постороннего человека, специалист без труда поймет и сможет оценить готовность маленького ребенка к одному из этапов взрослой жизни.

Также, хотелось бы отметить, что, по мнению, большинства психологов из разных стран мира, активный словарный запас ребенка перед посещением школы должен составлять от 2500 до 3000 слов. Предложения, которые строит потенциальный первоклассник, должны состоять из 5-6 слов. Ребенок должен уметь запоминать короткие стихотворения и рассказывать простую историю с логическим концом, основанную на фотографиях или картинках.

Редакция ДжоИнфоМедиа советует родителям тщательно подходить к такому важному шагу, как подготовка ребенка в школе. Все же, если малыш еще не готов идти учиться, лучше с этим повременить!

Ранее психологи давали советы мамам школьников, которые вместе с детьми с волнением ждут праздника первого звонка. Даже если ваш ребенок уже не первоклассник, готовиться к началу нового учебного года все равно следует начинать заранее.

joinfo.ua

Как узнать, готов ли ребенок к школе: Диагностический Тест. Психология

     Родители 5–ти, 6–ти летних детей начинают задумываться о школе. Задаются вопросом, Как узнать, готов ли ребенок к школе, справится ли он со школьной программой, не рано ли его отдавать. Чтобы найти ответы на эти вопросы нужно здраво оценить то, насколько ваш ребенок развит интеллектуально, физически и психологически. И уже после полной оценки готовности ребенка, решить отправлять ли его в первый класс или еще оставить дома на один годик.

Как узнать, готов ли ребенок к школе — Интеллектуальная подготовка

     Родители перед поступлением ребенка в школу в основном делают акцент на изучение букв, цифр и письма. На самом деле это не является самым важным критерием при поступлении. Гораздо важнее будет, если у ребенка развито интеллектуальное мышление. Ребенок должен уметь проанализировать сложившуюся ситуацию, логически мыслить и делать свои выводы. Так же у ребенка должна быть развита память. Для этого с ним можно изучать стишки, или после прочтения сказки попросить ее пересказать.

Физическая готовность ребенка к школе

     Физическую готовность ребенка проверят перед поступлением в школу узко профильные врачи. Но этот осмотр вымотает как ребенка, так и родителей.  Придется весь день провести в больнице, высиживать длинные очереди. Перед походом в больницу о физической подготовленности ребенка что-то может рассказать и мама. Если ребенок очень часто болеет, и за год он переболел более 5 раз, то учебу лучше отложить на год. Все равно с таким здоровьем ребенок будет очень часто пропускать, и все эти пропуски негативно скажутся и на успеваемости ребенка. Поэтому лучше еще год побыть дома и укрепить иммунитет. И через год с новыми силами приняться за учебу.

Психологическая подготовленность ребенка к школе

     Психологическая готовность ребенка к школе подразумевает под собой основные характеристики ребенка, такие как личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая. Прежде чем отправлять ребенка в школу нужно выяснить, а хочет ли он туда идти, и если хочет то зачем? Так же нужно понаблюдать, как ребенок ведет себя в коллективе, может ли совместно с другими детьми выполнять задания. Если же ребенок до поступления в школу посещал детский садик, то такие навыки у него уже должны иметься. Так же если ребенок слишком активный, ему не просто будет усидеть на месте школьный урок и сконцентрировать внимание на учебе. Он не сможет учиться сам, да и еще будет отвлекать своих одноклассников.

Диагностика готовности ребенка к школе

     Диагностика готовности ребенка к школе может помочь родителям понять, в какой степени ребенок готов к школьным урокам. На все вопросы нужно отвечать либо да, либо нет.

  1. Ходил ли ребенок вместе с вами в магазин, в банк или почту?
  2. Имеются ли у ребенка интересы, хобби?
  3. Посещал ли ребенок с вами библиотеку?
  4. Бывал ли ребенок в зоопарке или музее?
  5. Ездил ли ребенок в деревню?
  6. Читаете ли вы ребенку сказки, книжки?
  7. Не жалуется ли ребенок на зрение?
  8. Не жалуется ли ребенок на слух?
  9. Может ли ребенок спокойно просидеть на одном месте некоторое время?
  10. По внешнему виду ребенка можно ли сказать, что он абсолютно здоров и бодр?
  11. Можно ли по внешнему виду ребенка дома или в окружении друзей сказать, что он счастлив?
  12. Может ли ребенок прыгать, бегать, играть с мячом?
  13. Считает ли ребенок, что он может многое?
  14. Может ли ребенок с кем-то соревноваться?
  15. Сможет ли ребенок назвать предметы, которые его окружают?
  16. Без затруднений ли ребенок отвечает на поставленные вопросы?
  17. Способен ли ребенок объяснить, в чем заключается работа пылесоса, холодильника или швабры?
  18. Сможет ли ребенок определить нахождение предмета: на стуле или под стулом?
  19. Правильно ли ребенок составляет предложения?
  20. Четко и понятно ли ребенок выговаривает слова?
  21. Может ли ребенок при надобности спокойно выстоять в очереди?
  22. Сможет ребенок пересказать сказку?
  23. Хорошо ли ребенок играет с другими детьми?

   Теперь по ответам, данным на вопросы диагностики готовности ребенка к школе, можно узнать готов ли ребенок к школе. Если на все вопросы ответ был только положительным, то проблем  с учебой у ребёнка  не возникнет. И его можно спокойно отдавать в школу. Если же 20 или 30 % ответов было отрицательных, то стоит еще раз подумать о том, чтоб ребенок в этом году в школу не пошел.

Другие полезные статьи:

Адаптация Ребенка К Школьному Обучению

Рекомендации Родителям По Воспитанию Дошкольников

Программы Раннего Развития Ребенка

Режим Дня Детей Дошкольного Возраста

Упражнения Для Развития Внимания У Детей

Этапы Психического Развития Ребенка

Как Научить Ребенка Дружить

 

razvitiedetei.info

Готов ли ваш ребёнок к школе

Когда ребёнок достигает школьного возраста, перед его родителями может возникнуть дилемма: отдавать его в школу ближайшей осенью, либо подождать ещё год. Как правило, в таких случаях появляется много советчиков, одни говорят, что лучше ещё подождать, другие твердят, что отдавать ребёнка на школьное обучение необходимо именно в 6 лет. Конечно, прислушиваться к советам считается благоразумным, но все же родителям приходится самостоятельно определить, готов ли их ребёнок к школе. Для этого не обязательно посещать психологов, педагогов, — определить готовность дошкольника к первому классу совершенно несложно, достаточно лишь хорошо знать своего малыша.

СодержаниеРаскрыть

  1. Признаки готовности к школе
  2. Со сколько лет отдавать в школу

Признаки готовности к школе

  • Малыш, идущий в первый класс, должен немного ориентироваться в окружающем. Ему необходимо иметь представление, что означает: направо — налево, большой — маленький, высоко — низко, вперёд— назад.
  • Он должен чётко называть своё имя, фамилию, отчество, возраст, домашний адрес, а также имена всех своих ближайших родственников.
  • У ребёнка должно появиться желание идти в школу, а для этого у него должна быть мотивация. Определить эту мотивацию ему могут помочь родители.
  • Дошкольник должен быть коммуникабельным, уметь общаться со сверстниками.
  • Дошкольник должен быть хорошо развит физически: нормальное зрение, слух, общее состояние здоровья.
  • Следует обратить внимание на развитие зрительной памяти, а также зрительного восприятия.
  • Важно, чтобы были развиты такие качества, как самостоятельность, организованность, воспитанность.
  • Дошкольник должен иметь представление о том, как необходимо правильно общаться со взрослыми людьми.
  • Кроме вышеперечисленных, одним из важных критерий, является умение дошкольника контролировать своё поведение, а также эмоции.

Со сколько лет отдавать в школу

Однако у многих родителей наряду с главной проблемой: готов ли к школе ребёнок, возникает не менее важный вопрос — когда отдавать ребёнка в школу? И, хотя современное образование предусматривает обучение детей с шестилетнего возраста, в этом вопросе существует множество противоречий.

Психологи утверждают, что отдавать в школу необходимо именно в 7 лет. Связано это с тем, что шестилетний малыш, скорее всего, психологически ещё не готов к школьному обучению — даже если изначально ему всё будет даваться легко — приблизительно к середине обучения могут возникнуть проблемы и затруднения в учёбе.

Кроме того, считается, что к семилетнему возрасту ребёнок переживает свой первый «возрастной кризис», после чего становится более опытной и зрелой личностью.

С точки зрения медицинских работников, отдавать шестилетнего в школу, родителям не рекомендуются, так как организм ребёнка ещё не готов к этому физически. — Дети быстро утомляются, могут даже терять вес. Дошкольник в этом возрасте неё всегда ещё готов рассуждать самостоятельно, а также концентрировать своё внимание на учебной программе. В таком возрасте ещё слабо развита мелкая моторика рук, что сказывается на написании букв. В этом случае ребёнок будет беспокоиться и нервничать.

Однако следует помнить, что отдавать детей в школу в возрасте более 7 лет — также не является правильным. Во-первых, школьник будет явно отличаться от своих одноклассников ростом и весом, что может быть неприятным для него. Ему также может быть скучно с ребятами в классе, ведь они малы для него. Поэтому оптимальным вариантом похода в первый класс — является период возраста с 6 до 7 лет. Родителям необходимо помнить, что каждый ребёнок индивидуален, и определить, когда отдавать его в школу, необходимо самостоятельно, учитывая все его умения, навыки, а также желания.

Многие люди считают, что дети дошкольного возраста обязательно должны знать алфавит, уметь читать и писать, однако такое мнение является ошибочным. Всему этому они должны научится в школе, и если ребёнок, идущий в первый класс, не умеет читать или писать — это не повод оставлять его дома ещё на год.

Если же родителям кажется, что их малыш не соответствует нескольким из критериев, перечисленных в этой статье — следует задуматься, и уделить ему больше внимания, попробовать объяснить ребёнку элементарные вещи и оценить его реакцию.

marypop.ru

Определить готовность ребенка к школе помогут тесты и родители

Содержание материала

Редакция ProDetki ответственно подходит ко всем вопросам, связанным с детским воспитанием и развитием. Очень часто родителям приходится делать выбор в пользу одного или другого. Для нас серьезный вопрос — это поступление ребенка в школу в шестилетнем возрасте. А как считаете Вы: за или против.

Готовность ребенка к школе

Ребенок и школа / Фото взято из открытых источников

Когда вашему ребенку исполнилось 6 лет и вы заканчиваете подготовительную группу в детском саду, невольно возникает вопрос: что делать дальше? Остаться еще на год в детском саду или смело идти в школу? Готов ли ребенок к школьной жизни? В данном случае, действительно, стоит хорошо подумать и взвесить все «за» и «против». С одной стороны, все ступени развития в детском саду позади и малыш вот – вот уже на пороге школы. Он уже знает буквы, цифры. Умеет читать и считать. Но. Стоит ли, уже сейчас, закидывать на плечи рюкзак, надевать школьную форму и окунаться в одиннадцатилетний марафон под названием школа? А может быть, еще на год продлить детство и «переписать на чистовик» подготовку к школе? Главное — не надо спешить. Как говорит один наш знакомый: «не надо бежать вперед паровоза, иначе он может вас задавить».

Новый этап в жизни ребенка

Готов ли ребенок к школе? / Фото взято из открытых источников

Давайте проанализируем вместе. Допустим, ребенок идет в подготовительную группу второй раз. Что это ему дает? Оставаясь в детском саду, ребенок не всегда попадает в прежнюю группу, зачастую он идет в новую группу. Таким образом, для него снова начинается знакомство с другими ребятами, с новым воспитателем. Новая группа наполнена другими материалами, игрушками, другими шкафчиками. Ребенок снова выбирает себе кровать, на которой он будет спать в тихий час. Опять начинается пора открытий. В течение всего года, ребенок живет спокойной размеренной жизнью воспитанника детского сада. Никуда не торопится, имеет дневной сон, прогулки на свежем воздухе, игры и занятия. Прекрасная пора детства продолжается. На этом этапе ребенок максимально расслаблен. Он уже проходит этот путь по знакомому маршруту. С каждым днем его самоуверенность возрастает. Дух ребенка крепнет. Он накапливает силу духа, которая ему очень пригодится на будущий год при поступлении в 1 класс. В этот период самое время поступать в воскресную школу, для подготовки ребенка. Для знакомства со школой. В процессе посещения воскресной школы ребенок знакомится с ее зданием, с новыми друзьями, частично, с педагогическим коллективом. Это очень большой плюс для ребенка. За время обучения в воскресной школе ребенок успеет хорошо сродниться с ней и на первое сентября он пойдет уже в знакомое помещение. Таким образом, неизбежный процесс адаптации будет проходить в щадящем режиме для ребенка. Можно предположить, что ребенок пойдет на следующий год в школу с удовольствием.

Ответственность за ребенка

Поход в школу / Фото взято из открытых источников

А если иначе. Ребенок, буквально еще вчера, живший беззаботной жизнью детского сада вступает на тропу основного образования длиною в 11 лет. Аж дух захватывает, как перед прыжком! Подумать только! Целых одиннадцать лет беспрерывного обучения. Начинается серьезная жизнь школьника, наполненная бессчетным количеством обязательств и ответственности. Знакомство с новым, невиданным ранее зданием. Встреча с одноклассниками, новый режим питания. Отсутствие дневного сна, уроки, домашние задания, звонки. Все это складывается в одно слово «стресс». Стресс не только для ребенка, но и для родителей. А если по-другому, то дисциплина. Привыкание к новому распорядку дня. В школе все нужно делать вовремя. Здесь все четко.Итак. Мы рассмотрели с вами два варианта развития событий. Какой вариант выбираете вы для своего ребенка, решать только вам. Безусловно, каждый ребенок развивается в своем темпе. Каждый ребенок имеет свой характер. У каждого ребенка есть «слабые места». Не каждый родитель может с уверенностью сказать, что его ребенок к школе готов. Для этого существуют разные тестирования, которые обычно проводят психологи. Тесты проходят в форме диалога и выполнения некоторых заданий, как в детском саду, так и при поступлении в школу. Анализируя выполнение простых заданий, психолог может точно определить уровень подготовки ребенка к школе. Точно также может подсказать, на что обратить особое внимание при подготовке к школе. Ребенку, который не прошел тест при поступлении, могут отказать в приеме в школу. Мы думаем, что таких детей практически нет. Мы желаем, чтобы вашим детям всегда были открыты двери знаний. А если это действительно так, в добрый путь!

Вот что говорят эксперты на вопрос, готов ли ребенок к школе.

prodetki.com

Психологическая готовность к школе ребенка в 6 лет

Родители часто задаются вопросом, стоит ли отдавать ребенка в школу в шесть лет? Им кажется, что малыш уже многое умеет, бойко разговаривает, хорошо общается, что еще надо для школы… Но помимо навыков обучения, развития письма и речи, немаловажную роль играет психологическая готовность к школе вашего ребенка.

Взрослые всегда куда-то торопятся. Только дети умеют наслаждаться каждым днём. Они не жалуются на нехватку времени и развлечений. Каждый ребёнок с упоение проживает своё детство.

Особый виток для каждого малыша – это поступление в школу. Ранее беззаботная жизнь становится полна обязанностей.

Стоит ли отправлять ребёнка в школу, едва ему исполняется 6 

Внимательные родители могут заметить, что если их сын или дочь умеют читать, писать, считать и, высунув язык, лепить забавных человечков, это ещё не показатель того, что им пора в школу. В этот тонком вопросе стоит отбросить категоричность. «Пойдёт в шесть» — такие слова можно услышать от мам, которые слишком увлечены планированием и отличаются повышенной требовательностью. Приводятся забавные доводы: «Поздно окончит школу, а там в институт пора, а то в армию заберут». 

Это всё поправимое далёкое будущее, а сейчас есть малыш, который, возможно, совершенно не готов взрослеть.  

Отличие развития шестилетки и семилетки

Учить ребёнка, как можно раньше – это не плохо. Плохо незрелого шестилетку отправлять в учреждение, программа которого очень далека от потребностей и возможностей такого малыша. 

В каждом возрасте человек более восприимчив к одному виду деятельности, чем к другому. В шесть лет подавляющее большинство детей предпочитает играть. Пускай в школу, но именно играть. Для семилетнего ребёнка учиться становится интересно, он начинает ощущать себя учеником, ему нравится брать на себя малую ответственность, подчиняться и показывать результат. 

Такой вид деятельности не похож на игру, который самозабвенно занят шестилетка. 

Психологическая готовность ребенка к школе

Чтобы сделать вывод о том, что ребёнку пора в школу, психологи исследуют три сферы развития: интеллект, эмоциональность и социальные навыки. Родителей же интересует сугубо интеллектуальные возможности дитя. Но если он эмоционально незрел или не в состоянии полноценно контактировать с коллективом, самые широкие знания не помогут ребёнку адаптироваться в школе. 

В шесть лет малыш ещё не обладает такой волей, чтобы контролировать себя и не отвлекаться. Он по природе действует непроизвольно, чем возмущает учителей. 

Есть простой пример того, как отличается мышление детей семи лет и шести. Простейшая загадка: что тяжелее, килограмм ваты или килограмм железа. Почти все малыши скажут: «Железа». И их не переубедить. Они знают, что железо – тяжело, а вата – легко. Более взрослый ребёнок сможет отбросить эти аргументы и провести анализ. Даже если сразу он даст неправильный ответ, объяснение убедит его.

Шестилетка не умеет абстрагироваться. Он мечтателен. Сюжетом для фантазий может стать любая задачка. А ребёнок в семь лет уже отличает учёбу от развлечений. Он готов к делу. 

Отправляя ребёнка в школу, обязательно нужно проконсультироваться с психологом. Ведь можно попробовать учиться, если не получится, детский сад снова примет малыша. Но ему уже будет сложно снова захотеть в школу. Одна неудача может на всю жизнь отбить желание ходить туда. Так что пренебрежение психологической готовностью своего ребенка к обучению в школе может вылиться в дальнейшие проблемы с мотивацией к учебе, а то и вовсе в любой деятельности.

Не стоит пытаться подогнать время. Ведь самое прекрасное, что можно подарить ребёнку, — это беззаботное, красочное детство.

Еще по теме сегодняшнего разговора о готовности ребенка к школе советую прочитать статью  Советы родителям будущих первоклассников.

 

 

japsix.ru

Как понять, готов ли ребенок к школе? | Обучение

В шесть или в семь?

Первый вопрос, встающий перед родителями: в каком возрасте отправить чадо в школу — в шесть или семь лет? Единых стандартов не существует. Нередко за одной партой оказываются и 6-летние малыши, и ребята, которым уже почти 8. Какой же возраст предпочтительнее для поступления в школу?

С одной стороны, хочется хоть немного продлить беззаботное детство малыша и не приобщать его раньше срока к школьной жизни с ее дисциплиной, обязанностями и ответственностью. С другой — хочется подарить ребенку лишний год для поступления в вуз. И в том и в другом случае родители не совсем правы, ведь в первую очередь необходимо учитывать особенности самого ребенка: готов ли он к новой модели поведения, может стоит еще год походить в детский сад? А если малыш, наоборот, в свои шесть лет развит не по годам, нужно ли держать его дома и лишать возможности динамично развиваться? Главное, не ошибиться и правильно оценить возможности и способности своего ребенка.

Фото: Depositphotos

Тройная формула

Педагоги предлагают выделять три аспекта готовности малыша к обучению: психологическую, социальную и интеллектуальную.

Психологическая готовность к школе во многом зависит от родителей и их настроя. Важно дать ребенку положительную установку на обучение в первом классе. Взрослые, естественно, могут испытывать тревогу перед такими важными переменами в жизни, но ни в коем случае нельзя, чтобы она передалась малышу. Не обсуждайте в его присутствии проблемы школьного образования, не показывайте своих страхов. Все разговоры о будущей учебе должны носить позитивный настрой.

Интеллектуальная подготовленность ребенка не ограничивается умением считать и читать по слогам. На самом деле все гораздо сложнее. Малыш должен справляться с простейшими арифметическими вычислениями, хорошо считать до десяти, а десятками — до ста. Огромное значение имеет общий кругозор ребенка: он должен ориентироваться в днях недели, месяцах года, знать домашний адрес и свое полное имя. Естественно, добиться каких-либо результатов за считанные месяцы до учебного года невозможно. Поэтому важно заниматься с малышом с самого раннего возраста. Читайте вслух детские книжки, ограничьте просмотр телевизора. Побольше разговаривайте с ним не в форме назидания, а виде оживленной беседы. Полезно вместе заучивать стихи, но еще важнее учить малыша выражать собственные мысли.

Еще один показатель развития личности — умение устанавливать связи между различными объектами. Простейший тест: назовите несколько предметов (например, яблоко, груша, апельсин) и попросите ребенка назвать все одним словом. Или предложите ему найти лишнее слово (например, заяц, белка, велосипед). Опытные учителя считают, что легче всего с такими заданиями справляются не ребята, с младенчества «натасканные» на различные тесты, а дети с выраженным интересом к обучению, любознательные, с удовольствием узнающие что-то новое.

Фото: Depositphotos

И, наконец, последний фактор, определяющий готовность ребенка к школе — социальный. У ребят, посещавших детский сад, как правило, возникает меньше проблем с адаптацией к школьной жизни. Домашние же дети не привыкли к общению в коллективе. Одних назиданий («Слушай учителя», «Веди себя хорошо») недостаточно. Ребенок должен окунуться в эту атмосферу. Запишите его в студию детского творчества или отдайте в подготовительную группу детского сада. Это поможет приобщить его к социальной жизни.

Подготовка ребенка к школе — трудный и ответственный процесс, приниматься за который нужно не в последний момент, а с самых ранних лет. Поначалу достижения ребенка покажутся незначительными, но если однажды вы услышите от своего чада: «Хочу в школу!» — знайте, ваши труды были не напрасны.

Что еще почитать по теме?

Пора ли вашему ребенку в школу? Часть 1Ребенку пора в школу. Что узнать и к чему готовиться?Возраст первоклассника — 6 или 7 лет?

shkolazhizni.ru