Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога. Ребенок в 7 классе не хочет учиться что делать


Если ребенок не хочет учиться, 7 класс

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Центр образования № 951»

Г.Москвы

Конспект родительского собрания«Если ребенок не хочет учиться»

подготовила

учитель английского языка

Егере Юлия Геннадьевна

г. Москва

2012

Цель:

актуализировать проблему негативного отношения к учебе подростков.

Задачи

  • разработать совместно с родителями варианты сотрудничества с ребенком, потерявшим интерес к обучению;

  • повысить психологическую грамотность родителей путем создания алгоритма поведения родителей в «трудных ситуациях».

Ход собрания

Актуализация проблемы при помощи метафоры.

Информационная часть

Почему приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.

Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? (Беседа с родителями). Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.

Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам: игре, учебе, общению. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, для ребят школьного возраста - учеба, для подростков – общение.

Почему в 7 классе подростки не хотят учиться? Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если нет четко поставленной цели.

Что побуждает ребенка заниматься этой трудной для него деятельностью - учебой? Что является для него движущим мотивом? Существует несколько точек зрения.

Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель. Как правило, цель возникает в старших классах, где мотивы проявляются осознанно.

Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение. Вся информация о благах, которые сулит хорошая учеба, хранится в его памяти, он может успешно воспроизвести ее; но для ребенка это абстрактные знания, никак не сказывающиеся на его поступках.

Вторая точка зрения – ребенка должны побуждать хорошо учиться познавательные мотивы, им движет радость познания. Раньше многие вещи ребята действительно слышали первый раз на уроке. Сегодня же дети, приходящие в школу, обо всем хоть краем уха, да слышали. Школьный материал кажется им знакомым и не вызывает особого интереса.

Это общепринятые общественные мнения. Что мы имеем у нас в классе?

Сравнительный анализ анкет учеников и родителей (родители изучают приложение 3). В классе была проведена мотивационно-личностная анкета, которая определила отношение каждого школьника к учению. Родители также отвечали на эти вопросы, оценивая ребенка со своей точки зрения. У каждого из вас есть результаты анкетирования по своему ребенку. Проанализировав все четыре позиции, можно сделать следующие выводы.

В классе преобладает позитивно-ситуационное отношение к учебе. Так позитивно – творческому типу отношения к учебе соответствуют 19% , позитивно - ситуационно 19%, индифферентному - 43%, негативному - 19% учащихся. Вторая позиция – уровень эмоционального отношения к учебе показала, что только 4% учащихся обладают любознательностью, пониманием значимости всех предметов; в зависимости от ситуации мотивы могут изменяться у 29%, неустойчивое переживание школьником новизны характерно для 43% учащихся и познавательные интересы исчерпываются только результатом, эмоциональное отношение отрицательно у 24% детей. Третья - общее отношение к учебе показывает, что учебная деятельность характеризуется любознательностью, переходом к творческой деятельности у 19% учащихся; в учебной деятельности появляются элементы творчества у 19% учащихся; невысокий уровень развития интереса к учебе, предпочтения одних предметов другими, но в то же время понимание целей характерно для 43% учащихся; отсутствует ориентация на поиск различных способов учебных действий, отсутствуют умения выполнять действия по инструкции учителя и вследствие этого имеют низкие результаты в учебе 19% учащихся. Первая позиция – отношение школьников к учебе показала, что лишь 14% учеников характеризуются устойчивостью мотивационной сферы, обладают умением ставить цели и преодолевать трудности. Относительной устойчивостью мотивационной сферы в зависимости от ситуации обладают 34% учащихся; невысокий уровень развития любознательности и интереса к учебе характерен для 33% учащихся и, наконец, познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату у 19% учащихся. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что отношение учащихся к учебе в основном соответствует норме.

По анкетам родителей видно, что 52% родителей имеет адекватное представление о своем ребенке, а - 48% ошибочное преставление, не совпадающее с мнением детей. Взрослому кажется, учение – дело легкое.

Если ребенок с малолетства приучен к самостоятельности, исполнительности, он и в школьном возрасте без труда сможет организовать себя на выполнение учебных заданий. Но даже у таких детей могут возникнуть трудности в учебе, но они хотят учиться, не отказываются от помощи старших. Если у ребенка эти черты характера не выработаны, то, садясь за уроки, ему нужно преодолевать себя. Нежелание учиться является результатом отсутствия навыка – умения учиться и управлять собой. Поэтому прилагаемые усилия родителей должны быть сосредоточены на том, чтобы этот навык сформировать. Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, желаемого результата принести не могут. Ребенок возненавидит пытку повторяющимися нотациями. Возникает неприязнь к школе, учебе, к родителям.

Практическая часть (работа родителей в группах).

Как помочь школьнику? Есть разные способы помощи родителей. Сейчас в группах вы разработаете программу действий в каждом направлении.

- Как установить контакт с ребенком?

- Как организовать помощь ребенку в учебе?

- Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

Защита программ каждой группой (обсуждение, приложение 2).

Обобщение, выработка программы действий родителей.

В заключении выдается памятка родителям (приложение 1).

Приложение № 1

Памятка для родителей

  1. Установить контакт с ребенком.

  2. Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.

  3. Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.

  4. Иметь четкий распорядок дня.

  5. Установить время и рабочее место для приготовления уроков.

  6. Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.

  7. Сделать период включения в работу минимально коротким.

  8. Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.

  9. Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.

  10. Сдержанно относиться к школьным неуспехам.

Приложение № 2

Как установить контакт с ребенком?

  • устранить все, что порождает конфликт;

  • перестать читать нотации;

  • не забывать хвалить, если ребенок заслужил это;

  • нельзя возлагать больших надежд на исправление учебных дел;

  • относиться сдержанно к школьным неудачам

  • интересоваться, чем живет ваш ребенок;

  • постепенно входить в жизнь ребенка, втягивать его в жизнь семьи;

  • выбрать общее дело, которое вызывало бы интерес у школьника и было знакомо родителям;

  • совместно планировать бюджет.

Как организовать помощь ребенку в учебе?

  • ежедневно проверять выполнение домашних заданий;

  • создавать атмосферу доброжелательного отношения к просьбам о помощи;

  • никогда не отказывать в помощи, откладывать все дела;

  • родители должны сами предлагать помощь;

  • помнить, что немедленных результатов не будет.

Как добиться систематического выполнения домашнего задания?

  • добиваться неукоснительного и систематического приготовления уроков;

  • относиться к урокам как к серьезному и важному делу;

  • нельзя откладывать выполнение уроков по любым причинам;

  • добиваться выполнения домашнего задания в определенное время и в отведенном для этого месте;

  • добиваться, чтобы период включения в работу был коротким;

  • не позволять отвлекаться на посторонние дела.

Приложение № 3 (раздаточный материал для родительского собрания)

Итоги анкетирования учащихся (родителей) по классу

Число баллов

Итоги анкетирования учащихся по классу

Число станайнов

Итоги анкетирования родителей по классу

Число станайнов

Индивидуальные итоги тестирования

Фамилия ученика

Отношения ученика к процессу обучения

Отношение к целям учебы - то, что побуждает ученика учиться, какие цели он умеет ставить и реализовать.

Эмоциональное отношение к учению – положительное (уверенность, удовлетворение, радость) и отрицательное (скука, неуверенность, беспокойство).

Общее отношение к учению – успеваемость и посещаемость уроков; активность ученика на уроке; добровольность и ответственность за выполнение домашних заданий; сосредоточенность на теме учебного материала; устойчивость интересов к различным сторонам учебной деятельности.

Типы отношений школьника к учению

Позитивно-творческое отношение характеризуется умениями ставить цели и преодолевать трудности при реализации перспективных целей. Учебная деятельность школьника характеризуется любознательностью, пониманием значимости изучения всех школьных предметов, поиском нестандартных способов решения учебных задач, переходом к творческой деятельности; высокими результатами в учебе.

Позитивно- ситуативное отношение характеризуется относительной устойчивостью мотивационной сферы учащегося. Но в зависимости от ситуации учебно-познавательные и эмоциональные мотивы могут изменяться. В учебной деятельности появляются элементы творчества, самостоятельный поиск новых способов решения учебных задач. Результаты учебной деятельности отличаются некоторой нестабильностью (наряду с отличными и хорошими оценками могут встречаться и удовлетворительные).

Индифферентное отношение характеризуется невысоким уровнем развития любознательности и интереса к учебе; предпочтением одних учебных предметов другим; пониманием целей, поставленных учителем.

Учебная деятельность характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу, простых видов самоконтроля и самооценки (также по образцу). Результаты в учебе – средние.

Негативное отношение характеризуется бедностью мотивов школьника; познавательные мотивы исчерпываются интересом только к результату; не сформированы умения ставить учебные цели и преодолевать трудности; эмоциональное отношение к учению отрицательное. Результаты в учебе – низкие.

Шкала станайнов

9

Список использованной литературы

1. Иванов Б.А., Петров В.К. Психология детства Ч.2.- М.: ООО «Свет», 2006.

2. Григорашиков М.И. Анализ детской психики – М.: «Дрейдон», 2008.

8

Уровень развития

Тип отношения школьника

к учебе

отношения к целям учебы

эмоционального отношения к учебе

отношения к учебе

Уровень развития

Тип отношения школьника к учебе

отношения к целям учебы

эмоционального отношения к учебе

отношения к учебе

9

2

1

-

Позитивно- творческий

8

1

-

4

7

3

1

-

Позитивно- ситуативный

6

4

5

4

5

4

7

6

Индифферентный

4

3

2

3

3

1

2

3

Негативный

2

2

2

-

1

1

1

1

среднее

5,3

4,8

5,1

Уровень развития

Тип отношения школьника к учебе

отношения к целям учебы

эмоционального отношения к учебе

отношения к учебе

9

2

1

-

Позитивно- творческий

8

2

-

4

7

3

4

4

Позитивно- ситуативный

6

1

5

-

5

3

2

2

Индифферентный

4

-

1

2

3

4

3

3

Негативный

2

-

1

3

1

5

3

2

среднее

4,85

4,5

4,75

Итоги анкетирования

Уровень развития

Тип отношения школьника к учебе

отношения к целям учебы

эмоционального отношения к учебе

отношения к учебе

Петрова Лена

ученика

4

6

5

Индифферентный

родителей

8

7

8

Позитивно- творческий

очень высокий уровень

8

высокий уровень

7

намного выше среднего

6

выше среднего

5

средний

4

ниже среднего

3

намного ниже среднего

2

низкий уровень

1

очень низкий уровень

doc4web.ru

причины, советы психолога. Что делать, если подросток не хочет учиться

: Время прочтения:

В нашем журнале психологи, психотерапевты и психиатры отвечают на вопросы читателей. Присылайте свои истории и вопросы в фейсбуке или вконтакте.

Здравствуйте!

Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.

Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.

Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах...

Мария

Здравствуйте, Мария!

Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.

Что происходит в голове подростка в средней школе

В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.

Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.

Может, в старших классах за голову возьмется?

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил. Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.

Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.

Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.

Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.

Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.

Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.

Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.

Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.

Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.

Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.

Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.

Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться...». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

Опытные психологи о воспитании детей

Получайте новые статьи раз в неделю:

medalvian.ru

Что делать когда ребенок не хочет учиться советы психолога

Каждая мама согласится, что случаи с нежеланием ее ребенка идти в школу и учиться бывали много раз. Причины этой проблемы могут скрываться в различных ситуациях. При этом методы их решения в каждой семье собственные. Если вы не знаете, что делать, когда ребенок не хочет учиться, то данный материал поможет правильно разобраться в ситуации.

  • Причины
  • Как помочь

Причины

Оснований для нежелания учиться у детей может быть большое количество:

  1. Сложный процесс обучения. Такая проблема часто возникает, когда родители либо отдают ребенка слишком рано в школу, либо ведут его учиться в лицей или гимназию. Это может привести к тому, что уровень развития ребенка не будет успевать за нагрузками в школьной программе и, как следствие, учеба будет отталкивать и вызывать только негативные эмоции.
  2. Несамостоятельность ребенка. Часто родители вынуждены работать с раннего утра до поздней ночи и проконтролировать выполнение домашнего задания дома нет возможности. В такой ситуации, ребенок предоставлен сам себе и занимается всем, но только не уроками.
  3. Неблагоприятная атмосфера в семье. Конфликты между родителями, а также гиперопека или гипоопека, может вызвать нежелание у ребенка посещать школьные занятия.
  4. Комплексы. Они могут развиваться у ребенка с раннего детства и преследовать его на протяжении всей жизни. Корректировать комплексы у ребенка сможет только специалист, используя психологическими методами. Родителям обязательно необходимо следить за своим чадом и его поведением.
  5. Плохие отношения со сверстниками. Выявить что-то неладное просто. Ребенок возвращается из школы угнетенным, мало говорит о школьной жизни, часто плачет без причины или не упоминает своих одноклассников.
  6. Плохая компания. Вытащить свое чадо с плохой компании возможно, главное не потерять тот момент, когда это еще осуществимо.
  7. Расстройства дидактогенного свойства. Подобное состояние часто проявляется у школьников в виде головных болей, сильном волнении, болях в животе и полном забывании учебного материала. Ребенок забывает весь ранее выученный материал.

Таким образом, причин, когда ребенок совсем не хочет учиться может быть много и важно понять, какая из них касается именно вашего ребенка. Когда причина определена, то необходимо сразу же браться за решение этой проблемы.

к оглавлению ^

Как помочь

Чтобы помочь собственному ребенку, родители должны выполнять простые правила:

  • Трезво оценивайте способности ребенка. Перед тем, как отдать ребенка в первый класс либо перевести его из привычной государственной школы учебные заведения нового типа, воспользуйтесь советами психологов. Также найдите квалифицированного специалиста, который проведет дошкольное тестирование и даст оценку базовым знаниям вашего ребенка.
  • Уделяйте внимание. Каждый из нас вынужден проводить на работе большую часть своей жизни. Психологи рекомендуют выделять хотя бы 15-20 минут времени на общение с ребенком. Чем раньше завяжется крепкая нить общения с малышом, тем проще будет вам знать о его жизни и учебе в школе.
  • Дом – это не школа. Любой педиатр скажет о том, что детям необходимо отдыхать и восстанавливать силы среди дня. Не загружайте время ребенка настолько, чтобы у него не оставалось свободного времени. У отдохнувшего ребенка будет намного больше желания делать домашнее задание, чем у того, кто после школы посетил кучу репетиторов и, придя домой, сразу же сел за уроки.
  • Подружитесь со своим ребенком. Нужно не забывать, что мы не только родители для своих детей, но и самые первые друзья. Невозможно узнать о том, чем живет ребенок в школе и за ее пределы, не имея с ним близкого общения. Станьте для ребенка другом и наставником в одном лице, чтоб он мог рассказать обо всем, что его тревожит и волнует. Только таким образом можно узнать о конфликтах в школе. Нужно регулярно приходить на родительские собрания, общаться с классным руководителем, знать всех учителей в лицо. Также не помешает знать хоть что-то о друзьях и недругах ребенка.
  • Интересы ребенка превыше всего. Все школьные предметы не могут быть одинаково интересны. Кто-то с детства склонен к гуманитарным наукам, другие же без проблем решают задачи с цифрами. Обычно, школьные психологи постоянно работают с учениками и проводят тестирование, которое помогает определить психотип ребенка и склонность к тем или иным наукам. Помогите своему ребенку определиться и найти себя, чтобы учеба не была для него каторгой.
  • Объяснить ребенку, зачем ему учеба. Требовать сегодня от своего ребенка сумасшедших результатов в учебе не нужно. Необходимо предварительно его проинформировать для чего он учит тот или иной предмет, и как он сможет пригодиться ему в будущем. Например, родители могут рассказать своему ребенку про собственные достижения в школе, которые привели их к успеху.
  • Играйте со знаниями. Если ребенок совсем не хочет учиться, то превратите учебу в игру, придумайте поощрения за хорошие оценки. Так предметы будут лучше усваиваться ребенком.
  • Научить ребенка преодолевать трудности. Не стоит ругать ребенка за плохие отметки в дневнике. Наоборот, поговорите и успокойте свое дитя. Объясните что в следующий раз у него все получиться и неудачи также должны присутствовать в жизни, они закаляют характер.

Подпишитесь на обновления по email :

Если Вам понравилась наша статья и Вам есть что добавить, поделитесь своими мыслями. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Что еще почитать

woman-l.ru

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого — нервный срыв у школьника и его родителей.

Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Все дети обладают разными интеллектуальными способностями и талантами. Если дитя в душе — романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, нечего ждать от него рвения в учёбе. И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, это вина родителей, которые не раскрыли в нём талант в своё время.

Выход один — выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии. А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей. Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.

Приходя домой, любому школьнику требуется 1–1,5 часа отдыха, причём такого, чтобы не было никакого напоминания об учёбе. На самом же деле кто-то из домашних (мать, отец, бабушка, старшие братья и сёстры) начинают тут же засаживать его за уроки, требовать дневник, ругаться за плохие оценки. Рассеянность и усталость не дают ему делать домашние задания качественно и полноценно, он начинает раздражаться, частенько срывается и остаётся без отдыха. После таких ежедневных истязаний понятно, почему ребёнок не хочет учиться, читать, делать что-то к школе. Выход один: просто давать ему отдохнуть после школы, позаниматься любимым делом.

Есть кардинально противоположная ситуация: родители работают допоздна или сменами, у них нет возможности проконтролировать выполнение домашних заданий их чадом. А у ребёнка ещё и самоконтроль и самоорганизованность не развиты с самого раннего детства (они должны быть привиты ему уже к школьному возрасту). Конечно, он не будет сам себя насильно заставлять делать уроки, когда вместо этого можно посидеть за компьютером или погулять с друзьями. Привычку учиться и ответственность за выполненные уроки должны быть привиты малышу уже к 5–6 годам, перед его отправкой в школу. Потом это сделать будет гораздо сложнее.

На самом деле родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (он может и нафантазировать) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников). На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его. Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями, дедовщина, которая не является редкостью во многих школах, — вот те 70% причин, по которым дети ни в какую не хотят идти каждое утро в школу.

Это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае могут помочь только советы психолога, специализирующегося на школьных детских проблемах. Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков. Ведь причин детского нежелания учиться на практике — огромное количество:

  1. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
  2. Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
  3. Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
  4. Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат — плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции — вот единственное для него спасение. Еще несколько советов можете прочесть в нашей статье о воспитании гиперактивных детей.
  5. Зависимость: в начальных классах — от прогулок с друзьями, в 10–12 лет — от компьютера, в подростковом возрасте — от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

Если родителям удастся выяснить, почему ребёнок не хочет учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию. Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня никогда не являлись удачным решением проблемы. Понять малыша и помочь ему преодолеть имеющиеся трудности — вот основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой.

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

borda.su

«Опять эта школа!» Что делать, если ребёнок не хочет учиться. БелПресса

Каждый из нас был школьником и помнит, как особенно тяжело вставать по утрам после долгих каникул. Но что делать родителям, если ребёнок идёт в школу как на каторгу каждый день?

«Просто лень»

Чаще всего причина на поверхности – ребёнку просто лень рано подняться, собраться и вообще учиться. В такой ситуации ему просто не хватает дисциплинированности. Чтобы помочь школьнику справиться с собственной ленью, нужно придумать для него ежедневные ритуалы.

«Они важны для ребёнка с младенческого возраста, – объясняет психолог Татьяна Юрьева, – и дают малышу ощущение безопасности. По мере взросления ритуалы превращаются в привычки, от которых во многом зависит и взрослая жизнь».

Татьяна рекомендует придумать последовательность действий, которую ребёнок будет выполнять каждый день. Такой режим поможет свыкнуться со школой и снизит сопротивление. Так что мамам и папам действительно стоит напоминать о том, что нужно сложить портфель, почистить зубы и лечь спать в определённое время.

Как правило, лень появляется от того, что ребёнку не хватает мотивации. «А зачем мне ходить в школу?» – вопрос, который каждый родитель слышал хотя бы один раз.

Психолог считает, что мотивация и не появится, если не заниматься с детьми.

«Чудес не бывает. Если вы не приучаете чадо к режиму, не водили его на занятия до школы, не ждите, что 1 сентября он проснётся заряжённым мотивацией учиться. Настройтесь на воспитание в нём желания учиться. Можно мотивировать и подарками, проведя аналогию с работой взрослых».

У каждого родителя со временем формируется свой подход к тому, как убедить сына или дочь в том, что ему нужно ходить в школу. Людмила Семёнова, мама 7-летнего Вани и 12-летнего Егора, считает, что главное – объяснить, что знания, полученные в школе, понадобятся в дальнейшей жизни.

«Старший иногда ленится учиться, младший только пойдёт в первый класс, но на вопрос, хочет ли в школу, отвечает «не очень». Для первоклашек очень важен последний год в детском садике. У нас были хорошие воспитатели, которые хорошо подготовили его к школе. Чтобы побороть лень сыновей, я говорю, что школа – это важный этап в жизни, который поможет определиться с профессией и продолжить дальше обучение», – говорит Людмила.

 

Егор и Ваня Семёновы.Фото Натальи Малыхиной

Для первоклашек, которых пугает неизвестная школа, психолог советует рассказывать сказки о школе.

«В них главный герой может сначала не хотеть ходить в школу, а потом полюбить учёбу. Также помогут рассказы о том, что там будут старые друзья или появятся новые. Лучше приучать к школьному режиму заранее. Водите на подготовку к школе, чтобы ребёнок привыкал к месту и занятиям», – добавляет Татьяна Юрьева.

«Меня там обижают»

Иногда причиной могут стать плохие отношения с одноклассниками или учителями. Замкнутый ребёнок, скорее всего, даже не скажет родителям о том, что его обижают одноклассники.

«Проведите параллель со своей жизнью: если у вас сложные отношения с коллегами, хочется вам идти на работу? Коммуникативные барьеры, неумение находить общий язык с новыми людьми, конфликты, недопонимание, детская жестокость – всё это может надолго отбить желание ходить в школу», – отмечает психолог.

Татьяна Юрьева обращает внимание на то, что важно не переусердствовать с защитой ребёнка. Действительно, бывают такие тяжёлые ситуации, когда нужно сменить класс или даже школу. Но ребёнок должен учиться справляться с трудностями, поэтому в некритических ситуациях лучше помочь найти общий язык с учителями и с одноклассниками.

«Вся наша жизнь зачастую определяется коммуникативными навыками. Если вы научите ребёнка с раннего возраста находить общий язык с окружающими, вы дадите ему очень важный жизненный навык. Если у вас самих трудности в общении, прибегайте к помощи профессионалов: привлекайте детских, школьных психологов, водите в группы социальной адаптации», – добавляет Татьяна.

Кроме того, стоит поговорить и с преподавателями, которые подскажут, какие проблемы в коллективе есть у ребёнка. Дети могут вести себя абсолютно по‑разному дома и в классе, поэтому важен взгляд со стороны. Учительница русского языка Ирина Голубева советует родителям уметь смотреть на детские конфликты отстранённо:

«Вспомните кольцо Соломона с надписью «всё проходит» – любой конфликт рано или поздно разрешится. Из любой неприятности можно извлечь пользу, если не принимать позицию жертвы и не обвинять окружающих в случившемся. Любой кризис – это рост личности».

 

Учительница русского языка Ирина Голубева.Фото Натальи Малыхиной

Ещё один совет – записать ребёнка на кружок или секцию, в которую ему давно хотелось. Так у вашего чада появится ещё один круг знакомых и любимое занятие.

«Увлечение послужит источником положительных эмоций. Когда человек развивается, обнаруживает в себе талант, переживает успех, он становится более уверенным в себе, а самооценка повышается. Так у ребёнка, которого обижают в школе, вырабатывается иммунитет к нападкам одноклассников», – считает Ирина.

«Не справляюсь»

Часто взрослые стремятся воплотить свои нереализованные мечты в детях. Такие родители могут не учитывать способности и желания собственного ребёнка. В итоге школьник не справляется с поставленной планкой, и из этого тоже вырастает нежелание учиться.

«Очень часто родители хотят, чтобы их чадо стало вундеркиндом. Для этого отдают детей в престижные школы с углублёнными программами, не обращая особого внимания на их возможности и желания. Как это ни болезненно, но иногда следует признать, что ребёнок не тянет сложную программу. Вместо того чтобы окружать его репетиторами и дополнительными занятиями, может, стоит подумать о смене класса или школы?» – рассуждает Татьяна Юрьева.

Кроме того, нежелание ребёнка просыпаться рано утром и идти на занятия может быть связано с объективной усталостью. Для того чтобы она не накапливалась, нужно обеспечивать активный отдых.

«Играя в компьютерные игры, ребёнок не отдыхает. Мозг по‑прежнему перегружается информацией и её обработкой. В выходные устраивайте разгрузочные от учёбы дни. Гуляйте с ребёнком и давайте ему побегать и попрыгать», – разъясняет психолог.

После долгого отдыха, например летних каникул, не ждите, что дети быстро втянутся в школьный режим. Вспомните, как сами привыкаете к рабочему графику после отпуска.

 

Психолог Татьяна Юрьева.Фото из личного архива

Ещё одна причина, по которой сын или дочь могут не справляться с учёбой, – это неврологические трудности.

«Дети могут быть неусидчивы и невнимательны из‑за неврологических проблем, не устранённых своевременно. Нарушенное кровообращение, внутричерепное давление, незрелость нервной системы могут физически не давать ребёнку справляться с возросшими умственными нагрузками. Конечно, устранением неврологических проблем нужно заниматься с рождения, но лучше поздно, чем никогда», – отмечает психолог.

Тёплые слова и понимание

В любой ситуации, какой бы ни оказался ваш ребёнок, поддерживайте его.

«Поддержка создаёт чувство безопасности, без которого не обойтись ему в современном мире. Как бы вы ни были заняты, найдите время, чтобы выслушать ребёнка. Интересуйтесь прежде всего не его оценками в школе, а его внутренними переживаниями. Не скупитесь на тёплые слова и объятия, ведь с поддержкой близких можно преодолеть любые трудности», – советует Ирина Голубева.

Быть внимательным рекомендует и психолог Татьяна Юрьева: контакт нужно устанавливать с ребёнком с самого маленького возраста, чтобы не было так трудно в подростковом. Также важно помнить, что ваш ребёнок – личность, поэтому не стоит мешать ему принимать самостоятельные решения.

«Разрешите ребёнку быть отдельным человеком, а не частью вас. Позвольте делать ошибки и нарабатывать свой опыт. Это, конечно, не просто, но чем раньше вы признаете в сыне или дочери отдельную личность, тем больше шансов сохранить действительно близкие отношения», – подытоживает психолог.

А ещё почитайте материал Ольги Муштаевой о том, как правильно составить распорядок дня школьника.

 

www.belpressa.ru