Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как часто болеет часто болеющий ребенок. Ребенок постоянно болеет 6 лет


Почему ребенок часто болеет? | Воспитание детей, здоровье детей, беременность и роды

К группе часто болеющих детей (ЧБД) относят тех, кто переносит простудные заболевания чаще 4 раз в год:

дети до 3 лет — 6 и более эпизодов ОРЗ в год;дети 4—5 лет — 5 и более эпизодов ОРЗ в год;дети старше 5 лет — 4 и более эпизодов ОРЗ в год.

На практике такие дети могут болеть до 12-15 раз в год. Наиболее неблагополучные в этой группе дети не только часто, но и длительно болеющие (более 40 дней в году). По статистике, в нашей стране к группе ЧБД относится каждый 4-5-й ребенок и в основном это дети-дошкольники (4-7 лет). Очевидно, что частые болезни у ребенка связаны с общим низким уровнем его здоровья. Основных факторов, формирующих здоровье, — четыре.

Факторы, определяющие здоровье ребенка:

  • Образ жизни.
  • Воздействие окружающей среды (экология).
  • Наследственность.
  • Уровень медицинской и санитарной помощи.

Мы не в силах изменить наследственность, мало можем повлиять на экологическую обстановку, а уж если попали в руки к неграмотным медикам, которые напортачили с лечением, — тоже ничего не поделаешь. В наших силах наладить образ жизни ребенка и привить ему здоровое поведение. Сильные, жизнерадостные, любимые, физически активные дети болеют редко, а уж если это и произошло, легко справляются с любой инфекцией и быстро выздоравливают. Правильный образ жизни — самый эффективный путь к здоровью и пункт № 1 в лечении детей из группы ЧБД.

Образ жизни ребенка

Недавно были проведены социологические исследования зависимости состояния здоровья ребенка от его образа жизни. Обратите внимание на некоторые цифры, 52 % детей с высоким уровнем здоровья ведут здоровый образ жизни. Ас низким уровнем — только 16 %. Таким образом, достоверно доказано, что существует прямая зависимость здоровья ребенка от образа жизни, который он ведет.

Рассмотрим социальные факторы, приводящие к формированию часто болеющего ребенка.

Факторы, оказывающие влияние до рождения ребенка:

Питание:

  • Искусственное вскармливание. Грудное вскармливание менее 6 месяцев. Ребенок на грудном вскармливании защищен от различных инфекций. Через женское молоко к нему поступают антитела от матери. К тому же грудное молоко более физиологично для ребенка. Поэтому ребенок отчасти защищен от дисбактериоза кишечника или аллергических заболеваний, приводящих к ослаблению организма.
  • У детей старше года однообразное питание, бедное витаминами и белками. Использование в большом количестве консервов и полуфабрикатов. Обилие сладостей, мучных изделий и сахара в пище.

Психоэмоциональное состояние:

  • Характер ребенка: пессимистичный, замкнутый.
  • У ребенка нет друзей.
  • Ребенок очень не любит ходить в детский сад.
  • Ребенок проводит летний отдых без родителей, в городе.

Социальная активность:

  • Ребенка рано отдают в детский сад (раньше 2 лет).
  • У ребенка нет дополнительных занятий (кружки, спортивные секции и др.).
  • Ребенок не обучен элементарным гигиеническим приемам (не моет руки, не моется, берет в рот грязные предметы, неопрятен с туалетом и т. д.).

Физическая активность:

  • Ребенок не занимается гимнастикой и спортом.
  • Ребенок не закаливается.
  • Редко и мало гуляет.

Семейные проблемы:

  • Неполная семья.
  • Частые ссоры между родителями. Конфликты затяжные и разрешаются с трудом. Особенно нехорошо, когда ребенка вовлекают в испорченные супружеские отношения. Бывает, что один из родителей пытается «перетянуть» ребенка на свою сторону, вызывая негативное отношение к другому родителю. Или у родителей могут быть разные взгляды на воспитание, и они порой требуют от ребенка прямо противоположного поведения. Ребенок страдает, разрываясь между мамой и папой, ведь он их обоих очень любит.
  • Между членами семьи нет взаимопомощи и поддержки, в отношениях нет истинной теплоты. Каждый живет своими интересами, а контакты носят формальный характер.
  • Чересчур амбициозные родители предъявляют к ребенку повышенные требования, «растят гения». Родители могут объединяться против ребенка, постоянно его ругать, мало поощрять или просто не замечать.
  • Ребенок нелюбимый, нежеланный, отвергнутый. Своей болезнью он пытается привлечь внимание к себе.
  • Ребенка в семье слишком сильно опекают, балуют, потворствуют его капризам и прихотям, делают из него «кумира семьи».
  • Отсутствие семейных традиций.
  • У ребенка нет режима дня.
  • Как это ни парадоксально, но часто мы, сами того не желая, подталкиваем своих детей к болезни. Постоянно психологически «обрабатывая» ребенка, что он очень слабенький, немощный, обязательно вот-вот простудится, мы внушаем ему болезнь. Получается, что мы ждем, хотим, жаждем, чтобы это случилось. И когда ребенок очередной раз закашляет, мы удовлетворенно воскликнем: «Ну вот, как всегда, опять заболел!».

Почему здесь так много слов сказано о семье, о психологической атмосфере дома. Мама и папа для малыша — самые близкие люди. Когда родители ребенка не любят, заставляют его страдать, пытаясь решить свои проблемы, мало уделяют ему времени и сил, малыш подсознательно пытается привлечь к себе внимание и заболевает. Ведь если болеешь, все вокруг тебя «крутятся-вертятся», пытаются лечить, да еще и книжку почитают и лишнюю игрушку купят. Иногда психологически малыш настолько угнетен, что считает себя виноватым во всех семейных бедах, а болезнь воспринимает, как наказание. Автор неоднократно была свидетелем: в семье налаживались отношения, и ребенок переставал болеть. Результат был тот же, когда изначально заботливые, любящие родители переключали свое внимание с болячек ребенка на что-нибудь другое, более полезное (например, мама вышла на работу).

Любите своего ребенка, любите безоговорочно, безо всяких «если». Пытайтесь, пусть даже это очень сложно, создать дружную и надежную семью. Вам будет хорошо, и ваш ребенок это обязательно почувствует. Но! При этом, безусловно, не забывайте о прогулках, физкультуре и закаливании. И, конечно, о режиме дня.

Состояние окружающей среды ребенка

Ни для кого не секрет, что состояние окружающей среды в настоящее время в большинстве регионов мира расценивается как экологический кризис. Особенно это касается жителей крупных индустриальных городов. Выхлопные газы автомобилей, вредные выбросы в атмосферу крупных промышленных предприятий являются причиной острых и хронических отравлений токсичными продуктами. Существуют также радиация, вибрация, шум, пыль, электромагнитные волны. А сколько ребенок съедает консервантов и генетически измененных белков, которыми изобилуют продукты, употребляет лекарств, дышит сигаретным дымом как «пассивный курильщик». В крупных городах большая скученность населения, и, прокатившись в метро или автобусе, элементарно подхватить какую-нибудь заразу.

Конечно, всем нам хочется жить в теплой комфортабельной квартире, ездить на автомобиле, иметь телевизор и холодильник, пользоваться стиральным порошком и хорошими лекарствами и т. д. Но за все приходится расплачиваться, и порой ценой здоровья собственного ребенка. Производство и применение различных достижений цивилизации заставляет выбрасывать в атмосферу огромное количество вредных веществ. Вот только несколько примеров неблагоприятного антропогенного (при участии человека) загрязнения окружающей среды.

Газы сернистый ангидрид и оксиды азота — спутники крупных автомагистралей и нефтехимических заводов — поражают слизистую оболочку дыхательных путей и глаз. При высоком их уровне в атмосфере резко возрастает частота приступов бронхиальной астмы, обструктивных бронхитов, конъюнктивитов, особенно у детей младшего возраста.

Очень неблагоприятно сказывается на здоровье загрязнение тяжелыми металлами: свинец, мышьяк, ртуть, кадмий, никель. Тяжелые металлы имеют свойство накапливаться и постепенно отравлять организм. Они также попадают в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей и с промышленными выбросами.

Загрязнения почвы, воды, воздуха токсичными металлами в первую очередь сказываются на детях, ведь интенсивное накопление их в организме происходит еще в утробе матери, через плаценту. Это может привести к врожденным уродствам, снижению иммунитета, развитию множества болезней, в том числе и хронических, аллергии, задержке умственного и физического развития ребенка.

Токсическое действие тяжелых металлов продолжается и после рождения. Например, избыток свинца (попадает в атмосферу с выхлопами бензина) приводит к потере цинка, возникает дефицит этого элемента в организме. Цинк отвечает за очень многие процессы и биохимические реакции, в том числе и за реакции иммунного ответа. Недостаточное количество цинка в организме не дает возможность иммунитету ребенка полноценно работать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что городские дети так часто болеют. Ведь они постоянно дышат выхлопными газами.

Кадмий, никель и мышьяк нередко становятся виновниками хронических заболеваний органов дыхания и ЛОР-органов (ринита, фарингита, синусита, трахеита, бронхита, пневмонии).

Очень и очень многие соединения, антропогенно попадающие в окружающую среду, вызывают аллергические заболевания (аллергический ринит, атопический дерматит, бронхиальную астму и др.) и дисбактериозы.

Неблагоприятная экологическая обстановка однозначно приводит к ослаблению детского организма, аллергическим заболеваниям и снижению иммунитета. Если представить, чем мы дышим, что мы едим и какую воду пьем, становится страшно, и удивляет: как мы до сих пор живы? Однако отчасти экологические проблемы все же можно решить.

Основные направления разрешения экологических проблем:

  • Если ситуация в промышленном городе стала невыносима и это серьезно сказывается на здоровье ребенка, родителям нужно подумать о перемене места жительства.
  • Огромную роль играет рациональное питание ребенка. Старайтесь использовать экологически чистые продукты, дополнительно обогащенные витаминно-минераль-ными пищевыми добавками. В питание должны входить кисломолочные продукты, обогащенные естественными защитными факторами: «Бифилин», «Аципол», «Нари-нэ», «Бифидок», «Бифилакт» и др. Кстати говоря, прекрасно выводит свинец из организма пектин, который содержится в мармеладе и пастиле.
  • С 2-х лет ребенку можно давать вита-минно-минеральные комплексы. Некоторые минеральные вещества и витамины способствуют выведению из организма солей тяжелых металлов и других вредных веществ. Например, принимая селен, мы способствуем избавлению организма от мышьяка, кадмия и ртути, свинца и таллия. А цинк выводит из организма кадмий и свинец. Поливитаминный препарат «Триовит» разработан специально для жителей экологически неблагоприятных районов (промышленных районов, центров крупных городов и т. д.).
  • Прием препаратов, повышающих иммунитет (см. ниже).
  • Продукты пчеловодства (мед, пыльца-обножка или перга, маточное молочко, прополис). В них сочетаются питательные вещества с биологически активными. Особенно действенно их использование в сочетании с адаптогенными растениями (элеутерококк, женьшень, родиола розовая, заманиха, аралия и др.) При воздействии повышенных доз радиации хорошо принимать 3-4 раза в день по 1/2-1 ч. л. меда, растворяя его в стакане теплой воды. Пыльцу-обножку (а также пергу) следует принимать детям на кончике чайной ложки 2—3 раза в день. Что касается прополиса, то можно рекомендовать прием его 10%-ного спиртового экстракта по 20-30 капель в 50 мл кипяченой воды 3 раза в день.
  • В последнее время пользуются популярностью различные биологически активные добавки (БАД). Применяются они для повышения иммунитета, стимуляции защитных сил организма, восполнения недостатка витаминов и минеральных веществ в организме и т. д. Вот несколько примеров: БАД сорбирующего действия (клетчатка, «Пекцеком», «Рекицен РД») способны очищать кишечник от вредных веществ, поступающих с пищей.

Снижают токсическое действие, выводят радионуклиды и другие токсичные вещества БАД «Янтавит», «Энерлит», «Ветарон», «Тыквеол», «Спирулина».Учитывая обилие предлагаемых разными фирмами БАД (более 4000 наименований), перед тем, как давать ребенку ту или иную добавку, проконсультируйтесь с врачом.

Наследственность

Наследственность играет определенную роль в формировании часто болеющего ребенка. По наследству могут передаваться очень многие заболевания: аллергические болезни, болезни почек, пищеварения, им-мунодефициты и т. д. Течение любой хронической патологии ослабляет иммунитет, потому что все силы организма уходят на борьбу с основной болезнью.

Болезни и состояния, которые могут привести к ослаблению иммунитета у ребенка:

  • Дисбактериоз кишечника.
  • Витаминная недостаточность (гиповитаминоз).
  • Рахит.
  • Тяжелые заболевания и операции. В частности, кишечные инфекции (дизентерия, сальмонеллез), пневмония, ангина, коклюш и др.
  • Вирусы. ОРВИ, грипп, краснуха, корь и другие вирусные заболевания очень сильно ослабляют иммунитет.
  • Аллергические болезни.
  • Хронические заболевания: хронический гайморит, хронический тонзиллит, аденоиды, хронический пиелонефрит, вялотекущие и атипические инфекции, вызванные такими возбудителями, как мико-плазма, пневмоциста, хламидии, йерси-нии.
  • Туберкулез.
  • Глисты.
  • Неврологические заболевания: детский церебральный паралич, перинатальная энцефалопатия.
  • Некоторые врожденные пороки сердца.
  • Прием некоторых лекарств. Лекарства, подавляющие иммунитет, использующиеся при аутоиммунных заболеваниях (системная красная волчанка, ревматоидный артрит и др.), некоторые противоопухолевые препараты, стероидные гормональные препараты, большинство антибиотиков.

В последнее время участились случаи необоснованного лечения детей антибиотиками. Широко разрекламированные препараты обещают быстро поставить на ноги больного ребенка, и родители, не задумываясь, дают ему таблетку. Этим злоупотребляют и некоторые врачи. Антибиотики губят не только патогенные микробы, но и те микроорганизмы, которые организму полезны. Нарушается естественный баланс микрофлоры, возникает дисбактериоз слизистых оболочек дыхательных путей, что определяет их склонность к частым ОРЗ.

  • Встречаются врожденные иммуннодефицитные состояния. Если ребенок постоянно болеет каким-нибудь однотипным заболеванием, например, рецидивирующей молочницей, рецидивирующим герпесом, его нужно обследовать у иммунолога.

ЧБД — это не диагноз, а группа наблюдения. Истинные причины частых ОРЗ у каждого ребенка свои. Поэтому детям из группы ЧБД проводится тщательное клиническое и иммунологическое обследование. Ребенок осматривается педиатром, стоматологом, ЛОР-врачом, врачом ЛФК, по показаниям — окулистом, невропатологом, аллергологом и другими узкими специалистами. Назначаются дополнительные обследования и лабораторные анализы.

mamochki-detishki.ru

Часто болеющий ребенок. Кто такие «ЧБД»? - Статьи

Аббревиатура «ЧБД» нередко встречается в специальной медицинской литературе. Стандартная расшифровка - Часто Болеющие Дети. Иногда употребляются выражения «часто и длительно болеющие дети» или «часто-длительно болеющий» - ЧДБД или ЧДБ соответственно.

Отечественная медицинская наука считает ребенка часто болеющим, если он:

  • в возрасте до одного года переболел ОРЗ 4 и более раз;
  • в возрасте до 3 лет перенес в год 6 и более ОРЗ;
  • в возрасте 4-5 лет - 5 и более ОРЗ в год;
  • в возрасте старше 5 лет - 4 и более случаев ОРЗ в год.

ЧДБ, что, впрочем, очевидно, это не диагноз, а специальный медицинский термин. Им обозначают детей, которые болеют чаще, чем их сверстники. В районных поликлиниках такие дети на особом счету и особом учете - диспансерном.

Для полноты картины следует обратить внимание читателей на тот факт, что абсолютное большинство «ненашенских» медицинских руководств (США, Великобритания) утверждает: нормальные дети в возрасте до 3-х лет болеют ОРЗ в среднем около 6 раз в год, а дети, посещающие детские коллективы, 8-10 раз в год. Еще раз фиксируем внимание на принципиальном моменте: речь идет о совершенно нормальных детях.

Условность всех этих цифр вполне очевидна. Трехлетняя Машенька за год болела ОРЗ 6 раз, а двухлетний Сережа - 5. По науке получается - Сережа нормальный, а Маша - ЧДБ.

Понятно, что для Машиных и Сережиных родителей 6 раз - это много. Да и 5 не мало. И разницы никакой. Разницу может реально почувствовать только наш педиатр Анна Николаевна - коль скоро Маша ЧДБ, так ее надо поставить на диспансерный учет, заполнить несколько дополнительных бумажек и отчитаться перед очередным руководящим проверяльщиком о том, что с родителями ЧБД проведена беседа на тему «Профилактика ОРЗ».

Тем не менее, давайте очень постараемся и посмотрим на ситуацию по возможности беспристрастно и объективно.

Вы, взрослые мамы и папы, ведете образ жизни, намного менее здоровый, чем ваши дети. Вы курите и пьете, вы нервничаете, ссоритесь друг с другом, ругаетесь с начальством, мало гуляете, имеете несколько хронических болячек и т. п. Но вы болеете ОРЗ намного реже, чем ваши дети.

А раньше вы болели чаще. И ваши мамы рассказывали о том, что было время, когда вы болели по 10 раз в год, а потом реже, а потом - совсем редко....

А ваш старшенький, Николай! Он ведь до 7 лет постоянно ходил с забитым носом. И посмотрите на него сейчас - вон какой вымахал, и насморк за весь прошлый год был 1 раз - дней 5, не больше.

Удивительны ли для вас эти примеры? Конечно же нет! Это общеизвестно, это не вызывает никаких сомнений, так бывает и так должно быть!!!

ДЕТИ БОЛЕЮТ ОРЗ ЧАЩЕ, ЧЕМ ВЗРОСЛЫЕ.

ЭТО НОРМА.

ЭТО ЗАКОН ЖИЗНИ.

Ребенок рождается с незрелой иммунной системой. Она формируется, совершенствуется. На это необходимо время.

Ребенка окружает множество людей, каждый из которых - носитель огромного количества вирусов и бактерий.

И взрослые, и дети контактируют с микроорганизмами интенсивно и постоянно - ежеминутно, ежесекундно. Но ребенку только предстоит выработать к этим микроорганизмам иммунитет.

РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ НЕ БОЛЕТЬ ОРЗ.

Но Природа сделала все для того, чтобы эти частые детские болезни были не опасными. Организм ребенка в подавляющем большинстве случаев легко справляется с ОРЗ, поскольку владеет эффективными системами защиты - общим и местным иммунитетом. Да, эти системы несовершенны, не полностью сформированы, но они вполне достаточны для того, чтобы нейтрализовать респираторные вирусы. И каждая встреча с вирусом - это тренировка, формирование, совершенствование.

Чем все это закончится? Вполне ожидаемым дозреванием недозрелого и совершенствованием несовершенного.

И болезни частые превратятся в болезни редкие.

И ЧДБ станет взрослым и здоровым родителем.

А его ребенок, вполне возможно, станет ЧДБ.

Таков закон.

автор Комаровский Е.О.опубликовано 26/05/2009 16:09обновлено 07/02/2017— Образ жизни

articles.komarovskiy.net

Синдром «часто болеющий ребенок», день рождения а ребёнок болеет

— наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.; 

— проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию  до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;

Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. «Была бы моя воля — все бы садики закрыла»,- категорично заявляет Светлана Владимировна. 

Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме. 

Внутренние факторы  частой заболеваемости ребенка:

— До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;  — раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;

— аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;

— наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;

— на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;

— плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;

— у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;

— нарушение состава микрофлоры кишечника.

Комментирует  Иван Лесков, отоларинголог: 

“Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система — еще не работает ( она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов». 

Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:

1. Выявить и санировать хронические очаги инфекции;

2. Сдать анализы на антитела к вирусам;

3. После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка

Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей. 

Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка ( кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса. 

В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы. 

Как проводить реабилитацию иммунной системы ребенка? 

Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике  препараты растительного происхождения  и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены.   Для стимуляции иммунитета   используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца. 

Знатоки  пчелиной продукции  утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом. 

Из медикаментов в последнее время очень рекламируется деринат, он активизирует клеточный и гуморальный иммунитет. Менее известны нуклеонат натрия, оротат калия, сафинор. 

Если у ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать   местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно  хороший иммунолог.

Комментирует  Федор Лапий, иммунолог-инфекционист: 

“Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы ( норма для детей в возрасте от 4 лет — 6,1 – 11,4х109/л).   Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята». 

Хорошо проводить  интерферонопрофилактику. Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто   от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью. 

Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые  галакамеры, они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной. 

Ароматерапия  – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла. 

Чуть подзабытое УФО –  ультрафиолетовое облучение. Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител. 

При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению.   О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых   педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни. 

— Правильно организовать  режим дня ребенка.  Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать. 

-  Избегать стрессов.  Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье. 

— Сделать правилом несколько раз в день  промывать нос  раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают   спреи, например,   «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами   снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно. 

— Промывать горло  настоями трав, например, ромашки. 

-  Постепенно вводить  закаливающие процедуры.  Тренировка реакции сосудов на охлаждение – обеспечивает хорошее кровоснабжение. В результате на коже и слизистых ребенка растет число клеток-убийц (фагоцитов), они уничтожают чужеродные микроорганизмы. 

— Часто гулять.  Только высокая температура и другие пограничные ситуации могут заставить вас остаться дома. Старайтесь не ходить с ребенком в магазины и другие места скопления людей. Одевайте отпрыска адекватно погоде и двигательной активности. 

— Кормить разнообразно и благоразумно. Дополняйте свежие овощи, фрукты и ягоды – витаминно-минеральными комплексами (3-4 раза в год). 

— Применять адаптагены.  Они помогут ребенку восстановить иммунитет. 

— Обеспечить доступ к чистому воздуху.  Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их. 

— Очень хорошая традиция – хотя бы раз в год  вывозить ребенка на море, желательно на две недели (не меньше). Если такой возможности нет – отправляйтесь в деревню, открывайте нынче тоже модный дачный сезон. Ребенку надо дать возможность прочистить бронхи от городского воздуха, квартирных аллергенов. Лето для начала закаливающих процедур – самое благоприятное время. Что может быть лучше   — облить ножки малыша холодной водой на траве или пробежаться с ним вдоль берега реки, а потом и искупаться с солнечными брызгами… 

— Составить график посещения специалистов.  Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные -  педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям:   врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог. 

www.baby.ru

Как часто болеет часто болеющий ребенок

Многие родители, чьи дети начинают посещать детские коллективы, жалуются, что их дети часто болеют: «Неделю ходим в садик – неделю болеем; выздоровеем, вновь идем в садик – через несколько дней у ребенка опять сопли и кашель. Что делать?»

«Часто болеющий ребенок» — это не медицинский диагноз, а термин, используемый на территории бывшего СССР для обозначения детей, которые болеют чаще, чем их сверстники.

  • Для деток 0-1 года жизни – ≥4 случаев ОРЗ за год;
  • В возрасте 1-3 лет – ≥ 6 случаев ОРЗ за год;
  • В возрасте 4-5 и лет – ≥ 5 случаев ОРЗ за год;
  • для детей старше 5 лет — ≥ 4 случаев ОРЗ за год.

Часто болеющие дети находятся на диспансерном учете у педиатра и могут направляться в специализированные детские садики санаторного типа.

Но дело не только в том, как часто болеет ребенок, но и в длительности болезни и возникновении осложнений.

К примеру, в одну группу детского сада ходят Женя и Миша. Женя болеет ОРЗ 6 раз в год, и Миша болеет ОРЗ 6 раз в год.

Но Женя болеет легко – с легким насморком и кашлем, небольшим повышением температуры — и через неделю полностью выздоравливает и возвращается в садик.

А у Миши насморк и кашель не проходят по несколько недель, возникают осложнения – отиты, бронхиты, поэтому Мише дают антибиотики. Он часто посещает ЛОРа, и через некоторое время врач рекомендует совсем отказаться от посещения садика и удалять аденоиды, поскольку они сильно увеличены и не дают ребенку нормально дышать.

В первом случае, не смотря на частые ОРЗ, иммунная система ребенка хорошо справляется со своей защитной функцией – ребенок быстро выздоравливает и болезнь не дает осложнений.

Во втором случае иммунитет ребенка снижен – простудные заболевания носят затяжной характер и осложняются присоединением бактериальной инфекции (отит, бронхит), развитием хронических заболеваний (аденоидит). Вирусная инфекция в данном случае не «тренирует» иммунную систему малыша, а истощает ее. В этом случае оправдано назначение препаратов, укрепляющих иммунитет ребенка – иммуномодуляторов.

Деринат www.derinat.ru   – иммуномодулятор с противовирусным и репаративным (восстанавливающим) свойствами, который можно применять у детей с первых дней жизни для профилактики и лечения гриппа и ОРЗ. Он помогает выздороветь быстрее, легче, избежать возможных бактериальных осложнений. Деринат удобно использовать у малышей – капельки можно закапывать в носик или ротик малышу. Для укрепления иммунитета, в качестве защиты от вирусов, для предупреждения простуды, препарат можно использовать длительно, весь простудный сезон.

Перед применением капель проконсультируйтесь с врачом.

Если вам есть что добавить, пишите в комментариях. И поделитесь информацией с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

 

deti-i-vnuki.ru