Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Малыш не говорит: причины задержки развития речи. Ребенок 6 лет не говорит причины


Почему ребенок не говорит. Причины почему малыш в 1 год молчит

Есть ли повод волноваться родителям, если ребенок 1 год не говорит? Нарушение речи считается очень частым явлением среди детей, поэтому сильно нервничать не стоит.  Бывают случаи, что дети не говорят до 4 лет, пока не пойдут в садик, а после – начинают довольно активно говорить. Сегодня мы вам расскажем основные причины, почему ребенок не говорит и что с этим делать?

Для начала давайте посмотрим таблицу формирования речи

                               Форма речиПриблизительный возраст появления
1Появляются первые крики (радость, недовольство) От 1 до 2 месяцев
2
Гукает, произносит за вами отдельные слоги, забавляясь1.5-3 мес.
3Лепет (ребенок пытается повторять за вами какие-то звуки похожие на слова) От 4-5 мес.
4Лепетные слова  (малыш пытается произнести слова (кука, тата, ляля) или отдельные звуки ( пи-пи, ау, би-би)8 мес.
5Двухсловные предложения (находясь с вами, ребенок начинает объединять слова, к примеру,  папа ма (папы нет дома), дай  пи (дай пить))1год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6Рост словаря (малыш интересуется, как это называется)1год 9 мес-2 года 6 мес.
7Появление первой грамматической формы слова (ребенок начинает изменять в словах род, число падеж)2 года 4 мес-3 год 6 мес.
8Создание новых слов ( начинают сочинять свои слова)2 года 6 мес.-3 года 6 мес.
9Ребенок  проговаривает действия во время игры с игрушками или д.р.2 года 6 мес-3 года 6 мес.

Всем известно, что развитие девочек и мальчиков  немного отличается. У девочек скорее развивается речь, словарный запас слов, они стараются разговаривать как «взрослые».  А вот у мальчиков все это происходим намного позже, они стараются больше формировать словарь названий действий,   грамматический  строй, но разговаривают они частенько на «своем языке».  Например,  ребенок хочет шарик, мальчик при этом крикнет: «Дай», а вот девочка будет просить «Шарик!».  Конечно, родители не замечают данной разницы, а вот для  специалистов весьма важно.

Причины, почему ребенок не говорит 1 год 

  • Связано с физиологическими особенностями (болезни, которые влияют на речь, память, внимание)
  • Невнимательность  к своему ребенку.  Дети должны постоянно находиться в контакте с мамой и папой, играть, ходить, говорить, учить, осваивать новые навыки.
  • Отсутствие общения с ровесниками. Малышам нужно обязательно находить общий язык со своими ровесниками.  Таким способом ребенок будет пытаться завладеть такими же плюсами, как и другой, к примеру, следовать указаниям родителей,  активно разговаривать и т.д.
  • Страшный испуг, из-за которого ребенок в 1 год не говорит.  Такое может случиться во время  плохого сна, увиденного или услышанного.  Постоянные ссоры родителей, родных или несправедливое наказание. В таких случаях все приводиться к речевому дисбалансу ребенка.

Основные причины, почему ребенок не говорит, понятны, теперь поговорим,  как  помочь малышу преодолеть данную ситуацию.

Способы решения проблемы

Обследование. Для начала родители должны наведаться к врачу и обследовать ребенка, чтобы узнать или все в порядке.   Если врач-специалист не поставил никакого диагноза и не заподозрил каких-либо умственных или физических отклонений, в таком случае вы возвращаетесь  домой и начинаете заниматься без вмешательства лечебной помощи.

Уделяем должное внимание ребенку. В таком возрасте дети всегда пытаются быть во внимании, бегают, играются, постоянно что-то трогают, пытаются  выполнить действия, которые позволят им узнать той или иной предмет больше. Если вы заметили, что ваш ребенок  не активный, ему ничего не интересно, в таком случае вам нужно все это исправить.  Купите малышу побольше игрушек, ведь именно они являются самым первым объектом для контакта.

По этому поводу даже было  проведено исследование –  пока ребенок не произносит каких-либо элементарных слов, он все равно внутри себя  проговаривает их, общаясь со своими игрушками, погремушками. Поэтому не обделяйте ребенка 2-3 игрушками, а старайтесь купить для него все самые необходимые для развития реквизиты.  Таким образом, начав общаться с игрушками, он со временем начнет контактировать с вами.

Обязательный контакт с мамой и папой. Ваше задание, как можно больше проводить времени с своим малышом, играйте с ним,  балуйтесь, пытайтесь с ним говорить и выхваливать его за попытку выговорить что-то. Не ругайте малыша, а превращайте все действие в веселую игру, тогда ребенок поймет, что вы ему друг и начнет  делать первые шаги.

Обеспечиваем малыша книгами и  недолгим просмотром телевизора. В наше время родители обеспокоены тем, что по телевизору показывают, но не обязательно включат страшные мультфильмы, можно прикупить парочку добрых мультиков  с качественным звуком.  Тогда ребенок, сидя на диване, начнет вслушиваться в слова, фразы и попытается все это воспроизвести. Не бойтесь за зрение малыша, если все делать в меру и с умом, можно  добиться больших успехов.

Контакт со сверстниками. Стараемся как можно больше гулять, общаться с детьми такого возраста или старше. Таким способом при встречах дети будут стараться  общаться между собой, поначалу это будет «мычание», но со временем  отдельные слова. Дети очень быстро учатся от других детей, так что не бойтесь, что все новые словосочетания и фразы будут узнавать таким способом, потом вы внесете свои знания  для ребенка.

Домашние животные. Детям очень нравиться наблюдать за меленьким зверюшками, за их звуками, которые имитируют разговор, движениями, таким образом, они пытаются ответить тем же, используя и развивая свой голос Придерживайтесь элементарных советов и вас больше не будет волновать вопрос, почему ребенок не говорит в 1 год.

devchenky.ru

Малыш не говорит: причины задержки развития речи

Задержки развития речи трудно не заметить. Достижения в этой области очевидны и легко поддаются сравнению: «Аня вот предложения из пяти слов складывает, Стасик стихи вовсю читает, соседский мальчик – на год младше – и то понятно все рассказывает. А наш почему говорить не хочет?»

Родители правильно волнуются. Речь − важный психический процесс. Он оказывает огромное влияние на общее развитие, на формирование памяти, внимания, мышления. Кроме того, правильное развитие речи помогает ребенку взаимодействовать с другими людьми, укрепляет его социальные навыки. Однако часто задержка речи бывает замечена только года в  три, а то и позже. До этого многие относятся к ситуации лояльно. «Ну, не говорит ребенок − не беда. Будет три года − заговорит сразу как взрослый». Так действительно бывает, если проблема «не говорит» заключается в том, что ребенок просто недостаточно активен в общении. Однако случается, что нарушение возникло на более ранних этапах речевого развития, и тогда чуда не произойдет – «молчун» не разговорится. Поэтому прислушиваться к малышу надо гораздо раньше − с самого рождения.

В первые полгода ребенок не просто слышит звуки, но и различает интонацию. Это видно по его реакции: тихие слова мамы вызывают удовлетворение, внезапный шум − испуг, необычная музыка − интерес и сосредоточенность. Он уже самостоятельно воспроизводит гласные звуки, нараспев произносит «а-а-а, э-э-э, о-о-о». Примерно с шести месяцев к гласным добавляются согласные, и гуление превращается в лепет. Дети этого возраста очень внимательно слушают речь взрослых, пытаются имитировать их произношение и артикуляцию.

В год ребенок понимает около 200 слов, но произносит лишь 10. Такое преобладание пассивного словаря над активным будет продолжаться еще около года − полутора. Двухлетний ребенок может выполнять все просьбы, демонстрировать понимание даже относительно сложных предложений, но говорить при этом очень мало. Норма этого возраста − от 50 до 100 слов. Дети составляют предложения из двух слов, используют все части речи. На третьем году предложения становятся сложнее, ребенок начинает говорить о себе в первом лице (до этого называл по имени: «Маша хочет гулять»), задавать вопросы, более точно рассказывать. К трем годам в лексиконе уже от 1000 до 1500 слов, в речи много прилагательных, наречий, ребенок в основном правильно изменяет слова по числам и родам. В общем, это то время, когда с ребенком вполне можно поговорить − почти как со взрослым. Дети, которые в это время все еще молчат или говорят, но очень мало, имеют серьезные на то причины. Какие?

Слишком много говорят взрослые

Казалось бы, это должно способствовать развитию речи. Чем больше взрослых людей окружает ребенка, тем больше слов он узнает, тем быстрее учится. На самом деле происходит как раз на-оборот. Ребенок теряется, когда все говорят «по-взрослому». Он учится улавливать смысл, но не успевает сделать слово понятным, родным для себя. Тем более что часто в такой обстановке его речь долгое время бывает невостребованной. Взрослые и так понимают его, выполняют все, что нужно, − необходимости говорить просто нет. Получается, как в старом анекдоте: ребенок почти до совершеннолетия молчал, а потом сказал: «Суп холодный». «Как, ты умеешь говорить? А почему же раньше молчал?» − «А раньше все было в порядке». Интересно, что дети, которые в первые годы воспитываются мамой (папа приходит поздно, бабушки принимают не очень активное участие, нет нянь), начинают говорить раньше и делают это лучше, правильнее. Просто потому, что мама и сама испытывает потребность в общении и больше говорит с ребенком, чаще обращается непосредственно к нему. Для правильного развития необходимо, чтобы речь взрослого была понятной, доходчивой. Говорите не с высоты своего роста, а на уровне глаз ребенка, побуждайте его к артикуляции, повторяйте разные звуки.

Неподходящая обстановка

Никаких специальных условий для развития речи не нужно. Но обстановка должна быть благоприятной. Любые стрессы действуют отрицательно, причем стресс − это не обязательно сильный испуг, но и общая напряженность в семье, конфликты, ссоры, частые переезды. Невозможно сказать, какая именно ситуация будет травмирующей для конкретного ребенка и какие именно последствия для общего состояния и развития речи от нее последуют. Многие дети пугаются собак или, например, вида пожара. Но один ребенок быстро успокаивается, и произошедшее остается только в памяти. Увидев собаку в следующий раз, он скажет «Боюсь» − и только. Для другого это может быть сильным потрясением, хотя внешне это и не проявится. Ребенок может даже не заплакать, находясь в состоянии ступора, а потом будет долгое время молчать или заикаться. Но, что бы ни было причиной, в задержке речи такого типа есть общий признак.

Изначально развитие шло как положено, и проблемы начались с какого-то определенного момента или периода. Бывает, что двух-, трехлетний ребенок перестает говорить, когда у него появляется младший братик или сестра. Отказ от речи в данном случае − как попытка приравняться к маленькому, которому уделяется гораздо больше внимания. Конечно, это происходит несознательно, но тем не менее под воздействием механизма условной желательности. Требования вести себя «как положено» приводят к противоположному результату. Стрессов для ребенка только добавляется, и, соответственно, никаких улучшений не происходит. Если чувствуете, что причины именно в психологическом состоянии, постарайтесь посмотреть на жизнь ребенка его собственными глазами. Хватает ли ему всего, в чем он нуждается: внимания, заботы, любви? Является ли обстановка, в которой он живет, для него спокойной и позитивной? Чувствует ли он себя уверенно? Если нет, постарайтесь обеспечить ему все это как можно скорее.

Генетическая предрасположенность

При том что нормы есть, они все-таки условны. Это значит, что большинство здоровых детей развиваются именно так. Но могут быть и исключения. Так, бывают семьи, где дети начинают говорить поздно на протяжении нескольких поколений. Или, например, идут по какому-то своему плану. Мало говорят отдельные слова, но потом довольно быстро начинают говорить предложениями. Как правило, родители в этом случае бывают спокойны, зная о такой особенности, и не форсируют развитие событий. Тем не менее в каждом из таких случаев стоит обратиться к специалистам, чтобы исключить серьезные проблемы. И, конечно, заниматься с ребенком. Не волноваться, позволить детям развиваться по своему графику и вообще ничего не делать − это разные вещи. Например, бывает, что у малыша недостаточно развита мускулатура ротовой полости или лицевые мышцы имеют слабый тонус. Ребенок и во время сна, и во время бодрствования приоткрывает рот, ему бывает трудно, утомительно жевать (поэтому он предпочитает мягкую и жидкую пищу). И с произношением тоже будут проблемы − ребенок позже других начинает говорить, долго привыкает к отдельным звукам, отказывается от некоторых слов − тех, которые ему трудно выговорить. Если никаких проблем со здоровьем нет и такая особенность передалась по наследству, то, наверное, можно и не переживать: справился же с ситуацией тот, от кого такая черта досталась! С другой стороны, почему бы не устранить особенность, которая может иметь негативное влияние на жизнь (ребенок, который мало говорит, не так охотно общается, знакомится с другими детьми, у него ниже активность). Тем более что в данном случае для этого нет никаких препятствий. Есть упражнения, которые способствуют укреплению мышц лица − очень простые и увлекательные для детей. Предложите ребенку подуть на листочек бумаги, перышко, ленточку, выдувайте с ним мыльные пузыри. Купите ему губную гармошку и дудочку. Попросите изобразить звук лошадиных копыт, вой сирены, мяуканье кошки. Делать это стоит как можно чаще, но не таким образом, чтобы превратить в уроки или курс лечения. Пусть остается интересной игрой − тогда будет быстрая и ощутимая помощь.

Проблемы медицинского характера

Проблемы с речью часто возникают, если у ребенка снижен слух. Например, как осложнение после простуды, в результате ЛОР-заболеваний, при образовании серных пробок. Ребенок сидит и смотрит мультфильм. Его зовут – он не откликается. Зовут громче − как сидел, так и сидит. Еще громче − наконец, услышал. «Он у нас такой: если что-то его увлечет, то вообще никого не видит и не слышит», − говорят взрослые. Но такая «увлеченность» на самом деле вполне может оказаться нарушением слуха. И оно обязательно приведет к проблемам в речи и изменению восприятия окружающей действительности. Следите за тем, как ребенок слушает, может ли удерживать внимание к говорящему, не старается ли каким-то особенным образом повернуть голову (так бывает, если снижение слуха с одной стороны). Проблему стоит решать как можно скорее − даже если вы сомневаетесь. Врачи − отоларинголог и сурдолог − проведут обследование и назначат соответствующее лечение. Причинами задержки речи могут быть также заболевания или поражения головного мозга (травмы головы, инфекции, перенесенные внутри-утробно и в первый год жизни, гипоксия). Не отказывайтесь ни в одном из этих случаев от наблюдения у специалиста, даже если вам кажется, что все хорошо. Проблемы могут быть заметными именно в речи (и только в ней), и выбрать тактику ожидания («как-нибудь само пройдет, заговорит чуть позже») в данном случае совершенно неправильно. А вот своевременное лечение, занятия с малышом и позитивный настрой обязательно помогут ребенку заговорить. Правильно и в срок.

Читать на эту тему:

www.parents.ru

Почему ребенок не говорит. Обзор основных причин.

Не секрет, что полноценное и своевременное овладение речью является одним из главных условий развития личности ребенка. Процесс формирования речи содержит несколько возрастных этапов.

Особенно важным и продуктивным в этом случае является период, как раннего (0,8-1 год), так и младшего дошкольного возраста (3-4 года). Где, в течение такого непродолжительного промежутка времени малыш постигает основные закономерности языка. А к 3-4 годам, словарь ребенка содержит примерно 800-100 слов, причем он не использует облегченные варианты слов и звукоподражаний. Ребенок уже строит основные виды предложений, соблюдая при этом нормы грамматического оформления. А четырехлетний малыш способен рассказать о своих поступках, пересказать смысл простой сказки и даже проанализировать бытовую ситуацию.

А если ребенок не говорит, а только изъясняется жестами, в то время как его ровесники уже выдают предложения, стоит на это обратить внимание. Родители в данной ситуации не знают, как поступить: обратиться к врачу или еще ждать. Ведь переживания родителей не беспочвенны, если малыш не научится говорить за первые три года жизни, то в дальнейшем ему будет еще труднее.

Основные причины, почему ребенок не говорит

1. Поражение слуха. Если кроха плохо слышит, то соответственно и плохо воспринимает речь окружающих. И в большинстве случаев страдает определенным нарушением в произношении слов и звуков, что приводит и к причине тяжелого и позднего овладения собственной речью.

2. Наследственность. Если одни из родителей или оба заговорили относительно поздно, то и не стоит терзать себя вопросом: почему ребенок не говорит? Но, в случае если малыш в три года еще не говорит простыми предложениями, то этот вариант рассматривать не рекомендуется.

3. Ослабление детского организма в результате перенесенного тяжелого заболевания или недоношенность могут быть следствием задержки созревания нервной системы ребенка, а следовательно и речи.

4. Гипоксия (внутриутробное кислородное голодание), родовая травма, интоксикация и инфицирование лекарственными средствами.

5. Общее расстройство развития может быть следствием задержки речи.Обычно принято считать, что, как и ходить, так и разговаривать девочки начинают раньше на 1-5 месяцев, чем мальчики. Часто также встречаются случаи, когда малыши молчат-молчат, а потом буквально за 1,5-2 месяца уже начинают говорить сразу целыми предложениями.

Что делать если ребенок не говорит

Первое, что необходимо предпринять-установить конкретную причину возможного нарушения у ребенка. Для этого следует обратиться к специалистам: педиатр, логопед, лор, психиатр или невролог. При помощи простых тестов логопед сможет определить соответствует ли речь ребенка его умственному развитию. Для подтверждения диагноза логопед направляет малыша к психоневрологу. Который в свою очередь, проводит опрос о протекании, как беременности, так и родов матери и выясняет, имелись ли отличительные особенности поведения крохи в различных ситуациях.

При осмотре у лора, определяется, не вызвана ли задержка речи возможными проблемами с артикуляционным аппаратом (как вариант, короткая подъязычная уздечка) или слухом. В данном случае делается аудиограмма и осмотр ротовой полости малыша.

Обычно диагноз по задержки речевого развития ставятся ребенку, когда он уже достиг 3-4 года. Рекомендовано и желательно получить консультацию специалиста еще, когда малышу будет год. А также повторить еще в два и три года осмотр. Ведь, чем раньше будет установлена проблема, тем будет проще с нею справиться.

Но также встает вопрос, что делать родителям, чей ребенок не говорит, но развивается интеллектуально и абсолютно здоров. Специалисты утверждают, что необходимо подождать до исполнения трех лет ребенку, так как именно к этому возрасту наблюдается у большинства детей сильный скачок в развитии и малыш начнет говорить. Конечно, просто гадать и сидеть тоже не является лучшим вариантом. Поэтому, если ребенок не говорит в два года даже пару слов, то следует начать заниматься с ним по увлекательным и нетрудным методикам.

Маленькие дети очень легко отвечают на повторяющиеся и однообразные слова, которые родители непосредственно используют для общения с ребенком. Но малышу нужно кроме этого что–то большее. Следует разговаривать спокойным тоном, короткими и неоднократными предложениями, содержащих единственный смысл. И тогда некоторые из слов могут быть непонятны малышу, и он будет пытаться схватить их значения. Родители в данном случае должны подключить их воображение и учить думать и сравнивать. Например, при приеме пищи необходимо спрашивать и рассказывать какое это блюдо на вкус, как называется и какую форму имеет.

Эффективно также задавать дополнительно вопросы, на которые ребенок должен попытаться ответить короткими предложениями вместо того, чтобы только ограничатся банальными «нет» или «да».

В процессе игр пользоваться только простыми командами, например: брось мяч, подними мяч. Важным также является и то, что нельзя заставлять малыша повторять, если он этого не желает. В противном случае все задания, поставленные перед ребенком, требующие от него определенных словесных действий, будут игнорироваться, и отвергаться им.

А также родителям следует понимать, что только последовательность, доброжелательность и терпимость может привести к желаемому результату.

Продолжение статьи можно прочитать здесь

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

noskurnos.mirtesen.ru