Как отучить ребенка бить маму или папу? Ребенок 6 лет бьет маму что делать
Ребёнок от обиды стал бить маму. Что делать?
❓ Спрашивает мама Наталья: – У меня вчера произошла ситуация, которая ввела меня в ступор. Сын, 6 лет, пришел из садика и за то, что я выкинула игрушку, он стал меня бить кулаками, с силой хватать за волосы. Раньше он не всегда мог за себя постоять среди сверстников — уходил в себя и плакал.
Возможно, он опробовал схему защиты? Но не на маме же! Возможно, конечно, я просто ищу оправдание его поступку. Я даже не сразу поняла, что происходит. Решила обидеться и почти плакала, оперируя словами: «Ты меня должен защищать, я на тебя так надеялась, как на мужчину и защитника!» — и сделала грустное лицо на весь вечер.
Разумеется, мальчик извинялся весь вечер и говорил, что любит меня. Я сказала, что прощаю его, но чтобы такое забыть, мне нужно время. Правильно ли я сделала? Как поступать в такой ситуации?
⭕ Отвечает Екатерина Кес, детский психолог:
– Наталья, очень важно вернуться к этому разговору с ребёнком ещё раз и обязательно сказать ему, что с ним, на самом деле случилось. Скажите ему, что Вы понимаете, что он очень разозлился, расстроился, что Вы выкинули его игрушку, не посоветовавшись с ним, и что это была Ваша ошибка. Вы сожалеете об этом и просите Вас извинить. Вы понимаете, что он так разозлился, что не смог себя сдержать и поэтому бросился на Вас с кулаками. И в следующий раз Вы никогда не выкинете никакой его игрушки без его ведома. (Возможно, это, действительно, была какая-то очень ценная для него игрушка).
Как ребенку выражать свою злость и агрессию.
Важно понимать, что ребёнок просто не смог справиться со своими чувствами и не знал, как эти чувства можно по-другому выразить. Это не оправдывает его поведение, но если его просто поругать или наказать, не объяснив, что же нужно делать, то, когда он разозлится в следующий раз, ситуация может повториться.
Обязательно скажите сыну, что он может испытывать разные чувства, в том числе и злость, что это совершенно нормально. Но важно эту злость выражать так, чтобы не вредить другим людям.
Скажите ему, что все люди сердятся время от времени и иногда даже на близких людей, как это с ним и случилось. И очень важно, когда ты злишься, выразить свою злость в словах или действиях, но не драться.
Например, крикнуть: «Я ужасно злюсь на тебя!» «Я рассердился!» «Я обиделся!», «Я очень на тебя сержусь, что ты не спросила меня!» «Зачем ты выкинула мою игрушку!!! Мне ужасно обидно!», «Зачем ты это сделала!!!». При этом можно сжимать кулачки, топать ногами, ударить кулаком по мягкой поверхности (дивану, креслу), зарычать, как тигр (для малышей).
Если очень сильно злишься и чувствуешь, что сейчас взорвёшься, можно быстро выйти из комнаты и даже хлопнуть дверью. Это лучше, чем кидаться с кулаками на человека, если он сам тебя не ударил первый».
Очень подробно обо всех этих способах, как помочь ребёнку справиться с гневом и злостью, я рассказываю на тренинге для родителей «Детская грубость и агрессия. Помогаем ребёнку справляться». Запись этого тренинга сейчас доступна для самостоятельного изучения.
Очень советую Вам изучить этот тренинг (он подходит для детей от 2 до 13 лет). Там я подробно рассказываю, как быть, если ребёнок грубит, дерзит, обзывается, дерётся (и со взрослыми и с детьми).
Также, скажите ребёнку о том, что Вы очень сильно испугались, когда он бросился на Вас. Но бОльший акцент делайте не на том, как Вам было обидно, а не том, как научить ребёнка в следующий раз по-другому выразить свои чувства окружающим.
Расскажите, что Вы тоже иногда сердитесь и на него, и на других членов семьи (можете привести пример), но Вы никогда не бьёте родных или сына.
Кстати, а Вы не используете физические наказания в адрес ребёнка?
Поделитесь с ним, как Вы справляетесь с негативными эмоциями, что Вам помогает.
В целом, мне кажется, что это было досадное недоразумение. И что он сам растерялся и очень переживает. Вам надо его заверить, что Вы его простили и верите, что это больше никогда не повторится. И главное, никогда ему этого не припоминать, не возвращаться к этому происшествию, не винить его и не рассказывать другим об этом. Это очень важно!
Основная идея сейчас — это всё-таки реагировать не обидой на его поведение, а со взрослой позиции помочь ему осознать и понять, что и почему произошло, рассказать, как действовать, если такие ситуации (злость, гнев) будут повторяться в будущем.
P.S. Если статья была для Вас полезной, оставьте, пожалуйста, Ваши комментарии внизу страницы и расскажите об этой статье вашим друзьям, нажав социальные кнопки. Спасибо Вам!
Другие интересные статьи:
ipsyholog.ru
Ребенок бьет маму. Что делать?
Недоношенные дети
Дети, родившиеся раньше положенного срока, нуждаются в особой заботе и уходе родителей.
Иногда ребенок, порой совсем маленький и еще не умеющий ходить, бьет взрослого. Чаще всего такие удары приходятся по лицу в тот момент, когда взрослый держит кроху на руках. Младенец воспринимает это как веселую игру. А взрослые часто не знают, как себя вести в такой ситуации.
Нужно понимать, что так и будет продолжаться, если малышу не дать понять, что так делать нельзя. Нужно малыша остановить и сказать, что вам это неприятно. Сказать можно так: «Нельзя бить маму, это больно!» При этом нужно удержать его ручки, если ребенок пытается снова ударить. Выражение лица и голос при этом у вас должны быть самые серьезные. Если не помогает, нужно аккуратно посадить малыша на пол или в кроватку. Ребенок расстроится — возьмите его снова на руки. Но будьте внимательны - ребенок может попытаться возобновить свои действия.
Если это произошло снова, строго скажите, что вам это не нравится и, если понадобится, ссадите с рук. И так поступайте всегда, когда видите, что малыш пытается вас ударить. Желательно, чтобы другие взрослые придерживались похожей тактики поведения.
Самая большая ошибка, которую можно допустить в такой ситуации, это ударить ребенка в ответ, «дать сдачи». Драться нельзя никому. Ни маме, ни ребенку. Иначе получается, что ребенку нельзя только потому, что он ребенок, а не потому, что это больно и неприятно.
Схожая схема поведения подходит и в старшем возрасте, когда рассердившийся ребенок замахивается или бьет взрослого. Только тут полезно будет сказать ребенку о том, что с ним происходит. «Ты рассердился, что я не дала тебе конфету. Я понимаю, тебе очень хочется. Но придется подождать. А меня бить нельзя, это больно. Мне так общаться не нравится». Так вы назовете для ребенка чувства, которые им владеют в данный момент. Вы научите ребенка (не с первого раза, конечно), что не обязательно бросаться с кулаками на обидчика, а можно озвучить свои чувства, переживания, объяснить причину расстройства.
Можно выйти из комнаты на кухню или в другую комнату, можно удерживать руки ребенка, пока он не успокоится. Это зависит от темперамента и настойчивости малыша. Но в любом случае, вы должны показать, что бить себя вы не позволите. Не позволите себя бить, но и не отвергнете его. Не нужно угрожать ребенку, что вы уйдете от него навсегда, что он, такой драчун, вам не нужен, — это еще одна из самых неприятных и распространенных ошибок.
Маленький ребенок один беспомощен, и он это прекрасно знает. И больше всего на свете боится остаться один. И сделает все, что угодно, лишь бы не остаться одному. Сделает это из страха, но не научится в итоге вести себя в ситуации, когда что-то вызвало в нем сильные негативные эмоции.
dar-baby.ru
Если ребенок бьет маму: что делать?
Если ребенок бьет маму: что делать?
В разные моменты роста и взросления ребенок от 1,5 до 3,5 лет начинает проверять границы дозволенного: бьет, щиплет, кусает, дергает за волосы маму, папу, бабушку. Как правило, в этом возрасте события разворачиваются в кругу семьи и еще не распространяются на других детей.
Как поступать? Естественно, рецепт не универсален, но в случаях, когда речь идет о проверке границ, этого будет достаточно:
1. Сразу после удара важно сказать ребенку, что Вам больно и Вы не хотите, чтобы он так делал.
2. Если удар повторяется, постарайтесь перехватить руку.
3. Если в этот момент ребенок находится у Вас на руках, после второй попытки, нужно спустить его с рук, опять же сопровождая словами, что Вам не приятно такое обращение и на таких условиях Вы общаться не будете. Таким образом, мы присоединяем к словам действия, демонстрируя при его помощи суть слов.
4. Если ребенок плачет, можно практически сразу взять его обратно на руки и пожалеть. Ведь наша задача не наказать и унизить, а объяснить. А неожиданным для ребенка спуском с рук Вы действительно его расстроили.
5. Если после того, как Вы взяли малыша на руки, удар повторяется, снова спускаете его с рук, так же по возможности спокойно объясняя, ЧТО КОНКРЕТНО Вам не нравится. Важно найти такие слова, чтобы было точно понятно, что не ребенок плохой, а его поведение недопустимо.
6. Естественно, после этой попытки сразу на руки уже не берете. Но и доводить до истерики тоже не стоит. В следующий раз можно взять на руки, слегка придерживая ручки малыша.
7. Если ребенок не на руках, важно также, сопровождая действия словами, дистанцироваться. Т.е. если Вы играли вместе, прекратить игру, если он подбежал и ударил – выйти из комнаты.
8. Если все это происходит в присутствии других членов семьи или друзей, важно, чтобы они либо не вмешивались в ситуацию, либо поддержали маму. В данном случае лучше пожалеть пострадавшего, полностью игнорируя обидчика. Такой пример демонстрирует ребенку, что такое поведение – не самый удачный способ привлечь внимание и, главное — он не работает.
9. Во всех этих действиях важна последовательность. Т.е. если маму нельзя бить, значит нельзя ни утром, ни вечером, ни на улице, ни в гостях, ни в каких других ситуациях. Как правило, для того, чтобы решить проблему, хватает 2-3 недель.
Чего делать ни в коем случае нельзя — классические ошибки родителей, когда они пытаются справиться с подобным поведением:
1. «Дать сдачи», несильно ударив по руке в ответ или отшлепать. Это неверно. Дети копируют поведение родителей, поэтому таким образом Вы демонстрируете ребенку, что удар – это вполне допустимый способ выразить свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.
2. «Притвориться плачущим» — это спектакль. Если не трогать сам факт обмана, то подсознательно ребенок воспринимает даже такую игру как «развлечение», особенно в год-полтора. И есть риск, что ребенок дальше будет повторять свои действия, чтобы увидеть «спектакль».
3. То же самое, что сказано в пункте 2 о «плаче», касается крика, воплей боли. Если ребенок не пугается, то воспринимает происходящее как «спектакль». И, возможно, захочет его повторить.
4. Стыд. Как тебе не стыдно и т.д. Стыд — это социальная мерка, которая, если и эффективна в воспитательных целях, то намного позже. Для малышей это просто слово.
В начале статьи мы уже говорили о том, что такое поведение — это часто проверка границ. Естественно, в том случае, когда в семье ребенок не видит подобного обращения. Если его бьют самого, или один из родителей может поднять руку на другого, то начинать менять ситуацию стоит с себя.
agamama.ru
почему, что делать, как себя вести?
Известный американский педиатр Бенджамин Спок лояльно относился к проявлениям детской агрессии.
Например, рекомендовал не брать близко к сердцу, если малыш ударяет держащего его на руках взрослого по лицу или туда, где дотягивается.
Мол, со временем ребенок перерастет кризис периодических всплесков агрессивности, поскольку добрым примером ему будут служить хорошие взаимоотношения между окружающими его людьми и благосклонность родителей. Но всегда ли уместна такая практика не сопротивления?
Как воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность? Узнайте об этом из нашей статьи.
к содержанию ↑
Причины агрессии
Как нельзя всерьез воспринимать детскую игру в войнушку покушением на жизни участников баталии, так и не всякий тумак признак агрессии ребенка по отношению к близким.
Как распознать, когда чаду уже пора объяснить желаемые окружающими рамки для его поведения и что в действительности означают его попытки грубо себя вести с окружающими?
Конечно, если ребенок слишком мал и еще не в состоянии не только оценивать свои поступки, но даже с трудом управляет своими руками — от нечаянных прилетов по лицу никто не застрахован.
Но если в дальнейшем взрослые не будут показывать, что такие действия — это нежелательное явление, то привычка может закрепиться в подсознании маленького человека и станет вполне приемлемой практикой для него.
Почему дети бьют родителей?
Возраст 1-2 года:
У младенцев координация движений далека от совершенства, поэтому все осуществившиеся удары на совести ухаживающего ребенка взрослого.
Годовалые малыши и чуть старше начинают социализироваться и пытаются определить свое место в семье с помощью проявления агрессии. Это не патология, а признак естественного развития ребенка.
Чтобы в будущем не возникло проблем, процесс обязательно контролируют и используют в воспитательных целях.
Кто-то из взрослых научил ребенка игре, условно называемой «накажи маму-папу», или же сам агрессивно себя ведет по отношению к ним. А ребенок считывает информацию и копирует поведение.
Возраст 3-4 года:
Избалованность и вседозволенность, отсутствие адекватной реакции на агрессию по отношению к взрослому.
Истеричный характер.
Мгновенно возбуждаемая психика требует быстрой разрядки, поэтому процесс плохо контролируем сознанием и не регулируется внутренними «тормозами», появившимися благодаря воспитанию.
Напряженная обстановка в семье или даже насилие: что ребенок видит, то и воспроизводит.
Отклонение в развитии. Дети с серьезными психическими заболеваниями не могут контролировать свое поведение.
Возраст 5-6 лет:
Дошкольники уже хорошо понимают разницу между позволительным и непозволительным поведением, если росли в адекватной среде.
Поэтому любые неигровые попытки ударить взрослого или родителя — это признак серьезной проблемы.
ребенку все позволяется, отчего он привык, что никто ему не указ;
отклонение в психическом развитии;
проживание в семье, где демонстрация насилия и агрессия — это нормальная практика;
доступ к видеоматериалам с жестоким сюжетом.
к содержанию ↑
Почему годовалый малыш бьет маму по лицу?
Пока он только начинает познавать мир, то хлопки по лицу это способ познания мира и одна из немногих форм протеста, доступная чаду на текущий момент. Ребенок еще не полностью осознает, что во взрослом мире это способ выражения оскорбления, унижения и агрессии.
Но в любом случае категорически запрещено переводить случайный удар в игровой формат, подначивая ребенка снова и снова повторять шлепки по лицу матери или другого человека.
У чада может начать закрепляться отвратительная по сути привычка, получать удовольствие при ударе кого-то. В будущем такая база навыков может быть причиной плохо осознаваемой, но настойчивой тяги к издевательствам над кем-то.
Намеренный удар следует купировать словами, указывающими на ваше недовольство таким поведением и блокированием занесенной руки-ноги для повторного действия.
Если ребенок настойчиво порывается выполнить удар и ему это удается, можно парировать манипуляцию ответным действием. Естественно, не в полную силу, но ощутимым.
Например, пристукнуть по ручке пальцем и строго сказать, что так делать нельзя. Даже еще не понимая смысла многих слов, малыши ближе к году уже отлично распознают интонации и способны правильно на них реагировать.
к содержанию ↑
Что делать?
Ребенок бьет родителей, когда психует: что делать? С полутора-двух лет дети довольно осознанно воспринимают себя и окружающий мир в пределах семьи.
При правильном воспитании они уже имеют некоторое представление о рамках нормального поведения, но, естественно, не всегда способны контролировать свою агрессивность и прочие сильные эмоции.
Зато уже понемногу усваивают наличие связи между плохим поведением и последующим наказанием в виде запрета на десерт, игру на компьютере и т. п.
Непосредственно в момент истерики одним из вариантов поведения взрослого может быть крепкое объятие чада с блокировкой рук ног.
При нормальной психике ребенка такое воздействие быстро оказывает нужный эффект, поскольку не дает ребенку разойтись на всю катушку.
К тому же спокойствие взрослого тоже действует положительно.
Что делать, если ребенок капризничает? Читайте об этом здесь.
к содержанию ↑
Как себя вести?
Продемонстрировать ребенку свое недовольство поведением с помощью мимики лица и строго голоса.
Желательно блокировать каждый удар перехватом, фиксировать руку или ногу в воздухе и проговаривать вслух, что так себя вести нельзя.
При отсутствии желательной реакции предупредить ребенка о последующем ответном ударе с вашей стороны, если чадо не прекратит нападки.
По окончании острой фазы проявления агрессии выясните причину ее появления и исключите факторы для предотвращения рецидива.
Важно добиться от окружения (мужа, прочих родственников), чтобы они придерживались политики оказания сопротивления ребенку и гуманного купирования агрессии, а не подбадривали его высказываниями наподобие: «Так ей! А ну наподдай! Вот непослушная мама, давай, давай, нашлепай ее».
к содержанию ↑
Как отучить драться с родителями?
Придерживаться той же линии поведения, что описана выше.
При частых повторениях ситуации или в случаях, когда ребенок продолжает попытки наказать старших родственников, лучше обратиться к психологу для определения сути проблемы и фактора, провоцирующего такое поведение.
Советы психологов:
Не путайте случайные шлепки младенца по лицу со стремлением вас ударить. Но в любом случае не превращайте такие действия в игровые, если не хотите формирования неверной поведенческой матрицы.
Уделите внимание моменту единого поведения взрослых в данном вопросе: любые действия, напоминающие битье не должны использоваться, как элемент игры. Драки подушками, мягкими мечами, боксирование, игровая возня не в счет.
Первые случаи драчливости могут быть признаком интереса к широте границ допустимого поведения и стремление выяснить свою позицию в «стае». Поэтому не впадайте в панику, а просто объясните, что так себя вести нельзя и в семье главная-ный вы, а не ребенок.
Выясните причину агрессивного поведения. При избалованности срочно и категорично меняйте методику воспитания. При агрессивной атмосфере в семье ищите способ сменить обстановку.
При выявлении раздражающего фактора в виде агрессивных компьютерных игр, фильмов, устраните его.
Видя накапливающееся раздражение ребенка, предоставьте ему возможность побегать от души или увлечься активной игрой.
Обязательно реагируйте на недопустимое поведение и купируйте его в начале конфликта.
Всегда пытайтесь выяснить причину злости.
Формируйте у ребенка понятие, что овладевшее им чувство — это злость и нормально ее ощущать, но запрещено проявлять в формате физического наказания кого-то другого. Обязательно придерживайтесь такой линии поведения сами.
Не выясняйте отношения при ребенке. Он воспримет агрессию, даже не понимая смысла слов, и обязательно отработает ее с вами или кем-то из окружения.
к содержанию ↑
Ошибки воспитания
Какие ошибки не должны совершать родители:
Не стоит думать, что детские нападки — это безвредное и временное явление. При отсутствии коррекционных воспитательных мер, проблема приобретет больший масштаб и устранить ее будет непросто.
Не паникуйте. Всегда ищите причину нападения. Проба ли это взобраться повыше на иерархическую лестницу в семье или банальная усталость ли мешает ребенку вести себя согласно известным ему правилам хорошего тона? Или же следствие систематических наблюдений за тем, как папа воспитывает маму? Дальнейшие ваши действия должны быть адекватными и соответствующими причине проблемы.
Обязательно добейтесь сплоченности в своей «команде» по политике борьбы с проблемой. Иначе психика ребенка будет испытывать двойную нагрузку, пытаясь осознать причины того, почему один взрослый разрешает негативное поведение и одобряет агрессию, а второй борется с ней и наказывает за нее.
Из-за этого до невроза и неконтролируемого поведения рукой подать.
Будьте первым примером правильного поведения: не бейте ребенка, а всегда словесно озвучивайте проблему, свою реакцию на нее и путь разрешения конфликта.
Не думайте, что жесткие фильмы, музыка, конфликты в семье и на улице, увиденные или услышанные ребенком, безвредны для детской психики. На подкорку головного мозга фиксируется все, что малыш даже почувствует. Потом это все обязательно проявится в реальной жизни и вам придется с этим бороться.
Не отказывайтесь от помощи психолога, если не справляетесь с проявлениями агрессии.
Повторяющиеся попытки ребенка побить взрослого, в подавляющем большинстве случаев — это симптом существования психологической проблемы.
Поэтому не будьте дурачком и не умиляйтесь этой «войне лилипута с великаном» — ищите семя конфликта и поскорее его выкорчевывайте.
Иначе оно прорастет и удаление потребует гораздо больших затрат душевных сил, времени и, возможно, даже денег.
Почему ребенок бьет родителей? Узнайте мнение психолога:
Наша интересная группа Вконтакте:
psyholic.ru
Что делать, если ребенок бьет маму. Советы психолога
Один из способов определить границы, понять свое место в семейной иерархии, проверить силу - бить, щипать, кусать, дергать за волосы маму и всех других членов семьи. Как правило, в этом возрасте события разворачиваются в кругу семьи и еще не распространяются на других детей, что уменьшает уровень конфликтности, но не снимает проблему. Что делать? Естественно, рецепт не универсален, но зачастую эти советы психологов помогают решить проблему.
Что делать, если ребенок бьет маму?
1. Сразу после удара важно сказать ребенку, что тебе больно и ты не хочешь, чтобы он тебя бил. Голос должен быть строгим, спокойным и уверенным. Малыш сразу должен понять,что мама главная, а драться нехорошо.
2. Если удар повторяется, постарайся перехватить руку, мягко отстранить и повторить установку "Драться нельзя!"
3. Если в этот момент ребенок находится у тебя на руках, после второй попытки, нужно спустить его с рук, опять же сопровождая словами, что тебе не приятно такое обращение и на таких условиях ты общаться не будешь. Таким образом, мы присоединяем к словам действия, демонстрируя при его помощи суть слов. И малыш получает урок, что драка приводит к неким неприятным последствиям. Но при этом не забьвай, что малыш еще не понимает все причинно-следственные связи, поэтому нужно постоянно повторять и помогать формировать понимание.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Ребенок, который дерется. Эволюция драчуна | Твой малыш
4. Если ребенок плачет, можно практически сразу взять его обратно на руки и пожалеть. Ведь наша задача не наказать и унизить, а объяснить. А неожиданным для ребенка спуском с рук ты действительно его расстроишь.
5. Если после того, как ты взяла малыша на руки, удар повторяется, снова спускаешь его с рук, так же по возможности спокойно объясняя, что конкретно тебе не нравится. Важно найти такие слова, чтобы ребенок понял: это не он плохой, а его поведение недопустимо.
6. Естественно, после этой попытки вразумить забияку, на руки уже не берем. Но и доводить до истерики тоже не стоит. В следующий раз можно взять на руки, слегка придерживая ручки малыша.
7. Если ребенок не на руках, важно также, сопровождая действия словами, дистанцироваться. Если вы играли вместе, прекратить игру, если он подбежал и ударил – выйти из комнаты, формулируя недовольство.
8. Если все это происходит в присутствии других членов семьи или друзей, важно, чтобы они либо не вмешивались в ситуацию, либо поддержали маму. В данном случае лучше пожалеть пострадавшего, игнорируя обидчика. Такой пример демонстрирует ребенку, что выбранное поведение – не самый удачный способ привлечь внимание и, главное, что он не работает.
9. Во всех этих действиях важна последовательность. То есть если маму нельзя бить, значит нельзя ни утром, ни вечером, ни на улице, ни в гостях, ни в каких других ситуациях. Как правило, для того, чтобы решить проблему хватает 2-3 недель.
10. Помогай ребенку выражать/выплескивать естественную агрессию приемлемым способом. Например, в игре. Светлана Ройз - известный украинский психолог предлагает регулярно играть в игру "Да-нет". Мама и ребенок становятся друг напротив друга (мама опускается на колени), выставляют друг на против друга ладони. Малыш сначала говорит "Нет!" и хлопает маме по ладошкам, а мама отвечает "Да!"... Можно делать активно и весело, можно с каплей агрессии. Можно озвучивать запретные желания: "Я буду есть чипсы. Да!", "Нет! - говорит мама. Нельзя!" Так можно проработать много проблемных вопросов и решить желание ударить в игровой форме.
Классические ошибки родителей, когда они пытаются справиться с подобным поведением:
1. «Дать сдачи»: несильно ударить по руке в ответ или отшлепать. Это неверно. Ведь дети копируют поведение родителей. И таким образом мы демонстрируем ребенку, что удар – это вполне допустимый способ выразить свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.
2. «Притвориться плачущим» - это спектакль. Если не трогать сам факт обмана, то еще и то, как мама что-то изображает - само по себе воспринимается, как «развлечение». Особенно у малышей возрастом год-полтора. И есть риск, что ребенок и дальше будет повторять свои действия, чтобы увидеть «спектакль».
3. То же касается крика, воплей и прочего. Если ребенок не пугается, то воспринимает происходящее как «спектакль». И, возможно, захочет его повторить.
4. Стыд. «Как тебе не стыдно...». Стыд - это социальная мерка, которая, если и эффективна в воспитательных целях, то намного позже. Для малышей это просто слова.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ: Ученые обнаружили еще одну причину детской агрессивности
tvoymalysh.com.ua
Ребенок бьет маму. Что делать?
Иногда бывает так, что детская любовь в самом раннем возрасте выражается тем, что ребенок начинает бить маму (щипать, кусать, царапать). Представьте картину: малыш сидел на руках у мамы и вдруг неожиданно потянул ее за волосы, или ущипнул, при этом заливисто смеясь. Что делать маме? Смеяться вместе с ребенком? Или ответить ребенку тем же самым?
Что делать?
1. Сразу после удара необходимо сказать малышу, что вам больно и что вам не нравится, когда вас бьют.
2. Если удары повторяются, попробуйте перехватить руку.
3. Если в эти моменты ребенок находится на ваших руках, после второй попытки спускайте его с рук, при этом сопровождайте свои действия словами – что вы не будете общаться на таких условиях, что вам неприятно такое общение.
4. Если малыш заплакал, можно практически сразу снова взять его на ручки и пожалеть. Наша задача – объяснить ребенку недопустимость поведения, а не наказать или унизить. Неожиданным спуском с рук вы и так достаточно расстроили ребенка.
5. Если после этого ребенок опять пытается вас ударить, снова спускайте его с рук. Сохраняйте спокойствие, спокойно объясните, что именно вам не нравится. Найдите такие слова, чтобы было совершенно понятно, что не сам ребенок плохой, а его поведение недопустимо.
6. После второй попытки на руки брать, естественно, уже не нужно. Но и не стоит доводить ребенка до истерики. Возьмите ребенка за руки, присядьте перед ним на корточки и попробуйте поймать его взгляд, чтобы объяснить, почему вы больше не хотите брать его на руки.
7. Если в момент удара ребенок не находился на руках, в этом случае маме нужно дистанцироваться, также сопровождая свои действия словами. Например, если вы вместе играли – прекращайте игру, если ребенок подбежал и ударил вас – выйдите из комнаты.
8. Если ребенок так повел себя в присутствии других людей, важно, чтобы они в этом случае либо поддерживали маму, либо не вмешивались в ситуацию. Такое поведение взрослых продемонстрирует малышу, что плохое поведение – это не самый хороший способ привлечь к себе внимание, и, что самое главное, этот способ не работает!
9. В действиях родителей должна быть последовательность. То есть, если маму нельзя бить, то это нельзя делать ни вечером, ни утром, ни в гостях, ни на улице – нигде!
Как правило, на решение этой проблемы уходит 2-3 недели.
Классические ошибки родителей.
1. «Дать сдачи» — слега ударить по руке либо надавать по попе. Это неправильно! Дети копируют поведение взрослых. И если изначально ваш малыш просто проверял границы дозволенного поведения, то после того, как вы сами начали действовать его же методами, вы показали ребенку, что удар – это приемлемый способ выразить недовольство. То, что запрещено ребенку, запрещено и маме.
2. Разыграть спектакль – притвориться плачущим. Опустим сам факт обмана. Кроме этого, вы рискуете, что ваш кроха и дальше будет обижать вас, чтобы снова увидеть «спектакль».
3. Тоже самое касается вскрикиваний от боли и криков. Если ребенок не испугается, то воспримет происходящее как игру. И, возможно, захочет ее повторить.
4. Пристыживание ребенка: «Как тебе не стыдно, ай-я-яй, плохой мальчик (девочка)». Стыд – это мерка социальная, если она и эффективна в воспитательных целях, то намного позже, не раньше 4-5 лет. А для малышей это просто слова.
Все эти советы и рекомендации будут действенны в том случае, если такое поведение ребенка просто проверка границ допустимого поведения. Если же в вашей семье приемлемо, когда родители поднимают руку друг на друга, или же вы воспитываете ребенка шлепками по попе, то стоит начать менять ситуацию с себя.
Если ребенок бьет маму: что делать? - запись пользователя Натали (chernavik) в дневнике
В разные моменты роста и взросления ребенок от 1,5 до 3,5 лет начинает проверять границы дозволенного: бьет, щиплет, кусает, дергает за волосы маму, папу, бабушку. Как правило, в этом возрасте события разворачиваются в кругу семьи и еще не распространяются на других детей. Как поступать? Естественно, рецепт не универсален, но в случаях, когда речь идет о проверке границ, этого будет достаточно:
1. Сразу после удара важно сказать ребенку, что Вам больно и Вы не хотите, чтобы он так делал.
2. Если удар повторяется, постарайтесь перехватить руку.
3. Если в этот момент ребенок находится у Вас на руках, после второй попытки, нужно спустить его с рук, опять же сопровождая словами, что Вам не приятно такое обращение и на таких условиях Вы общаться не будете. Таким образом, мы присоединяем к словам действия, демонстрируя при его помощи суть слов.
4. Если ребенок плачет, можно практически сразу взять его обратно на руки и пожалеть. Ведь наша задача не наказать и унизить, а объяснить. А неожиданным для ребенка спуском с рук Вы действительно его расстроили.
5. Если после того, как Вы взяли малыша на руки, удар повторяется, снова спускаете его с рук, так же по возможности спокойно объясняя, ЧТО КОНКРЕТНО Вам не нравится. Важно найти такие слова, чтобы было точно понятно, что не ребенок плохой, а его поведение недопустимо.
6. Естественно, после этой попытки сразу на руки уже не берете. Но и доводить до истерики тоже не стоит. В следующий раз можно взять на руки, слегка придерживая ручки малыша.
7. Если ребенок не на руках, важно также, сопровождая действия словами, дистанцироваться. Т.е. если Вы играли вместе, прекратить игру, если он подбежал и ударил – выйти из комнаты.
8. Если все это происходит в присутствии других членов семьи или друзей, важно, чтобы они либо не вмешивались в ситуацию, либо поддержали маму. В данном случае лучше пожалеть пострадавшего, полностью игнорируя обидчика. Такой пример демонстрирует ребенку, что такое поведение – не самый удачный способ привлечь внимание и, главное — он не работает.
9. Во всех этих действиях важна последовательность. Т.е. если маму нельзя бить, значит нельзя ни утром, ни вечером, ни на улице, ни в гостях, ни в каких других ситуациях. Как правило, для того, чтобы решить проблему, хватает 2-3 недель.
Чего делать ни в коем случае нельзя — классические ошибки родителей, когда они пытаются справиться с подобным поведением:
1. «Дать сдачи», несильно ударив по руке в ответ или отшлепать. Это неверно. Дети копируют поведение родителей, поэтому таким образом Вы демонстрируете ребенку, что удар – это вполне допустимый способ выразить свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.
2. «Притвориться плачущим» — это спектакль. Если не трогать сам факт обмана, то подсознательно ребенок воспринимает даже такую игру как «развлечение», особенно в год-полтора. И есть риск, что ребенок дальше будет повторять свои действия, чтобы увидеть «спектакль».
3. То же самое, что сказано в пункте 2 о «плаче», касается крика, воплей боли. Если ребенок не пугается, то воспринимает происходящее как «спектакль». И, возможно, захочет его повторить.
4. Стыд. Как тебе не стыдно и т.д. Стыд — это социальная мерка, которая, если и эффективна в воспитательных целях, то намного позже. Для малышей это просто слово.
В начале статьи мы уже говорили о том, что такое поведение — это часто проверка границ. Естественно, в том случае, когда в семье ребенок не видит подобного обращения. Если его бьют самого, или один из родителей может поднять руку на другого, то начинать менять ситуацию стоит с себя.