Развитие ребенка в 6 месяцев: рост, вес, умения и навыки. Развитие ребенка 6 месяца
рост, вес, умения и навыки
Для малыша это довольно значимый возраст. У него начинает расти первый зуб, он познает иную пищу, кроме грудного молока или смеси, много что еще происходит с ним именно в 6 месяцев. Но как понять, что все идет своим чередом и у ребенка 6 месяцев развитие, вес и рост в пределах нормы? И что делать, если он хотя бы немного отстает от этих норм?
Рост
Относительно пятого месяца малыш вырастет приблизительно на 2,5 см. Нижней границей роста по нормам для мальчика считается 63 см и 61 см для девочки в 6 месяцев. Развитие ребенка в плане параметров роста предопределяется и изначальными данными, но все же к этому возрасту те, кто родился ниже, начинают догонять сверстников. В среднем рост шестимесячных малышей с нормальным развитием составляет 66,5 см. Верхняя граница роста при нормальном развитии ребенка в 6 месяцев у мальчиков 72 см, а у девочек - 70 см.
Нужно понимать, что каждый малыш развивается в своем собственном темпе и эти показатели являются средним арифметическим среди всех детей с нормальным развитием. Сами по себе отклонения от этих норм не являются показателем того, что с ребенком что-то не так.
Вес
Относительно пятого месяца кроха прибавит около 500–700 г. В 6 месяцев вес карапуза относительно его веса при рождении удваивается, он набирает к этому периоду от 3 до 6 кг. Для мальчиков и девочек при нормальном развитии ребенка в 6 месяцев вес немного отличается. Нижней границей веса по нормам для мальчика считается вес в 6,4 кг, а для девочек - 5,7 кг. Верхней границей веса для мальчиков является вес 9,8 кг, а для девочек - 9,3 кг.
Если малыш не вписывается в эти нормы, но при этом получает полноценное питание и развитие для ребенка в 6 месяцев происходит в срок, все его анализы в норме, то это не повод для беспокойства. Это повод только лишь для более пристального внимания. Все люди индивидуальны, в том числе и дети, они вполне могут быть просто не очень крупными.
Введение прикорма
Кишечник крохи также претерпевает изменения. В 6 месяцев малыш уже способен помимо молока переварить протертую пищу, но еще пока не мясо. В это время вводится прикорм, но он не заменяет грудное молоко. Оно по-прежнему составляет основный рацион.
Ввести прикорм можно было еще и в 5 месяцев. 6 месяцев - это крайний срок начать получать в пищу другую еду. Напрямую зависит от того, какое получит питание ребенок в 6 месяцев, развитие, вес и даже здоровье. Молока уже недостаточно, чтобы восполнить нехватку необходимых микронутриентов, что чревато анемией и рахитом. Некоторые родители вводят его даже в 4 месяца, но педиатрами это не одобряется и считается слишком рано. До 4 месяцев вводить его также может быть опасно. Признаками того, что кроха готов к прикорму, является интерес к взрослой пище и первый зубик. Вводить прикорм лучше всего со следующих продуктов:
рисовая, гречневая или кукурузная безмолочная каша;
пюре из брокколи;
пюре из цветной капусты;
пюре из кабачков;
пюре из яблок.
Такие виды пюре, как тыквенное, морковное, черносливовое и ягодное первыми вводить не стоит из-за повышенного фактора аллергенности. Не стоит и начать с них из-за того, что они более сладкие и ребенок потом откажется есть пресную пищу. Кашу можно либо варить самому из обычной, перемолотой в кофемолке крупы или купить уже готовую, которую нужно только развести кипятком.
В 6 месяцев нужно постепенно заменить один прием пищи, но только одним из этих продуктов. Все остальные приемы пищи - это по-прежнему грудное молоко. На адаптацию к каждому новому продукту малышу нужно около 2 недель. Когда новый продукт прижился и на него наверняка нет аллергии, можно вводить следующий. И так далее.
Если по каким-то причинам кроха не может питаться грудным молоком, то все сказанное также относится и к молочной смеси. Смесь нужно выбрать один раз и не менять ее, чтобы пищеварительная система не испытывала лишний стресс, подстраиваясь под новый состав. Она должна быть подобрана по возрасту, а если требуется, то она может иметь лечебный эффект.
Физическое развитие
Тело ребенка приобретает гармонию в пропорциях и уже больше походит на тело именно ребенка, а не грудничка. Туловище малыша становится больше, ноги длиннее, и на их фоне голова уже не кажется такой огромной, как у только что родившихся.
Где-то с 3 до 6 месяцев кроха уже должен был научится самостоятельно переворачиваться со спины на живот. И теперь активно пытается сесть и чаще всего у него это уже получается. Не совсем верно мнение, что раннее присаживание вредит только развитию девочки, ребенка в 6 месяцев нельзя присаживать, даже если он мальчик. Это вредно всем. Сесть кроха (вне зависимости от своего пола) должен исключительно сам. Никаких подушек под спину и сидячих блоков в коляске до этого. Ведь если он не может сесть сам, то это означает, что его позвоночник еще не готов, а не то, что он не понимает, как это нужно делать.
Садятся малыши не из положения лежа на спине, как взрослые, а из положения кверху попой. Предвестником того что скоро ребенок сядет служит то, что из положения на животике он пытается поднять попу кверху и так завалиться набок.
Если ребенок может сам сидеть, он часто становится спокойнее. Ведь из положения сидя ему становится доступно больше игр и занятий. А еще так удобнее начинать прикорм, потому что уже спокойно можно сажать в детский стульчик.
Психическое развитие
Своевременное психическое развитие ребенка на 6 месяце жизни предполагает, что он должен уметь следующее:
Начать различать цвета, естественно, озвучивать и указывать на них он пока не может, но по некоторым признакам это может быть заметно, что вещи для него стали разных цветов. Первым начинают различать красный, до этого дети могут различать только черный и белый цвета.
Смотреть в ту сторону, откуда слышится его имя, понимать, что речь идет о нем.
Выражать ярко и эмоционально свою радость или печаль.
Начать настораживать при виде незнакомых, до этого малыши могут тянуться ко всем, кто им улыбается.
Начинает изучать игрушки, исследовать их, ощупывая и облизывая, так как рот и язык для малыша являются полноценными органами чувств.
Начинает прислушиваться к звукам в поисках источника шума, ощущает, что тот стал громче или тише.
Начинает активно лепетать, бессознательно повторяя слоги «ма-ма-ма», «та-та-та», «дя-дя-дя» и так далее.
Из-за некоторых особенностей мозга ребенка в 6 месяцев развитие мальчика может происходить чуть медленнее и запаздывать примерно на месяц.
В этом возрасте важно давать ребенку много новых ощущений. Таких как запахи, поверхности, контраст дальних и близких расстояний, быстро движущиеся предметы в небе, моря и озера. Не стоит думать, что ребенок этого всего не заметит и ему все равно. На прогулке нужно обязательно вытаскивать его из коляски и давать потрогать листочки, веточки или снег. Чем больше он почерпнет информации из внешнего мира, тем быстрее будет развиваться.
Режим дня
Для детей он играет особую роль, он дает им точку психологической опоры. Ребенок понимает, что все в этом мире стабильно и всегда в одно и то же время он получит еду, погуляет или искупается с папой. Для полноценного развития режим ребенка 6 месяцев выглядит так:
7:00 – подъем.
7:15 – гигиенические процедуры.
7:30 – первое кормление.
8:30 – игры с мамой.
9:30 – второе кормление.
10:00 – первая прогулка.
12:00 – обед прикормом.
12:30 – первый сон.
14:30 – развивающие игры.
15:00 – третье кормление.
16:00 – сон на воздухе.
18:00 – четвертое кормление.
18:15 – свободное время, игры.
20:00 – вечернее купание в ванной.
21:00 – пятое кормление.
21:30 – отбой.
Естественно, что часы могут варьироваться в зависимости от ритма жизни семьи и личных предпочтений самого ребенка, но в целом количество часов, отведенных на определенные действия, должно быть примерно таким же. Немаловажен и факт того, что все происходит в одно и то же время.
Во время ночного сна обычно в этом возрасте еще есть ночные кормления по требованию. В этом возрасте ребенку необходимо 15-16 часов сна. Примерно 10 из них будут приходиться на ночной сон, а остальное на дневной, который обычно дробится на 2-3 раза. Во время ночного сна кроха еще может просыпаться 1-2 раза чтобы поесть. Гулять необходимо не менее 2 часов в день, и разделить это время на два раза: один утром и один вечером.
Что должен уметь
Считается нормой развития ребенка в 6 месяцев, что должен уметь он следующее:
способен переложить небольшой предмет из одной руки в другую;
тянуться руками к интересующему предмету или человеку;
может есть с ложки, но держит ее еще плохо;
поворачивать голову в интересующем его направлении;
извлекает из предмета звуки, начинает осознавать, что от разных действий звуки будут разными;
пытаться встать с опорой из положения сидя;
пытаться ползти, ползти по-пластунски;
гримасничать;
подражать примитивным звукам;
интересоваться отражением в зеркале.
Лежа на животе, должен уметь опираться на таз и полностью раскрытые ладони, а не кулачки. И поворачивать из этого положения в любую сторону голову, тянуться к интересующему его предмету. В этом возрасте так он проводит основную часть времени (если еще не может твердо сидеть). Большинство детей уже сидит к этому возрасту, но еще очень нетвердо, периодически заваливаясь набок.
Кроха начинает активно изучать свои конечности, может тянуть стопу в рот. И это говорит о высоком уровне его координации. Это больше не хаотичные движения конечностями, ребенок осознает все, что он ими делает. Его ноги еще согнуты, но уже начинают выпрямляться.
Какие игрушки должны быть
Для нормального развития ребенка в 6 месяцев игрушки и игры с ними ему нужны следующие:
пирамида из колец, желательно крупная и устойчивая;
машинка;
конструктор с крупными деталями;
пупсик с естественными пропорциями, на котором родители показывают малышу части тела, называя их;
надувной мяч, нужно учить ребенка катить его от себя и ловить, когда катят ему;
разноцветные кубики, они уже должны быть в доступности, чтобы ребенок пытался строить башни и изучал цвета;
мягкие игрушки для развития мелкой моторики, с мелкими шариками и вишневыми косточками внутри;
книжки с картонными листами и яркими контрастными картинками,с самыми простыми сюжетными линиями или вовсе без них;
плавающие игрушки для принятия ванны с ними;
стаканчики, которые складываются один в другой или строятся в пирамиду;
счеты;
сортер;
корзина для хранения игрушек, в которую родители всегда должны убирать их перед сном, так со временем и сам кроха привыкнет убирать за собой игрушки.
С некоторыми игрушками он будет играть совсем неловко, но это не значит, что они бесполезны. Скачок в развитии происходит всегда резко и никогда не угадаешь, что завтра будет уметь ребенок. Поэтому все важные для развития игрушки должны находиться под рукой. Чтобы игрушки не надоедали, их рекомендуется поделить на 2 или 3 части, в зависимости от общего количества. И доставать каждую часть по очереди.
Зубы
Особенность развития детей 6 месяцев в том, что именно в этот период у них начинают расти зубы. В большинстве случаев это один из двух верхних резцов, за которым тут же следует второй. Но бывает, что первый зуб вырастает в другом месте и не стоит этого пугаться. Это неопасно и всего лишь является индивидуальной особенностью данного малыша. В редких случаях прорезывание первого зуба задерживается до 10 и даже до 12 месяцев. Обычно это не страшно, но может быть связано с нехваткой витаминов и питательных веществ, поэтому лучше проконсультироваться с педиатром на эту тему.
Это происходит довольно болезненно и из-за снижения иммунитета может даже сопровождаться небольшим повышением температуры. Первым признаком того, что прорезывание началось, является повышенное слюноотделение, которое не покинет малыша, пока не прорежутся все зубы. Чтобы понять, что беспокойство ребенка связано с зубами, а не с заболеваниями, нужно тщательно вымыть руки и ощупать челюсть крохи. Если зуб готов к тому, чтобы прорезаться, то через десну это почувствуется. Предыдущее поколение говорит даже, что, если постучать по десне, в этом месте будет слышен звон. Со временем там станет видна небольшая припухлость. Прорезывание зубов у детей может привести к бессонным ночам и беспокойным дням. И иногда целесообразно воспользоваться специальными обезболивающими мазями, которые наносят на десны крохе. В аннотации к ним указано, какое максимальное количество можно наносить на десны в сутки. Превышать это количество строго воспрещен, иначе можно нанести ребенку вред.
Что делать, если ребенок «отстает» от норм
Тут главное - не удариться ни в одну из крайностей. Не вешать ярлыки на ребенка, который чуть-чуть отстает от сверстников и не пускать все на самотек. И то, и другое может очень навредить. Небольшое отставание по некоторым из пунктов в пределах 2–3 месяцев не является поводом для опасения. Но если пунктов много и отставание больше, чем в 2 месяца, то обязательно стоит рассказать об этом неврологу, так как в 6 месяцев у ребенка должен быть плановый осмотр. Если что-то с ребенком не так, то невролог это обязательно выяснит во время планового осмотра. Помимо того, насколько малыш соответствует нормам, неврологи смотрят также на рефлексы, которые человеку, далекому от медицины, не всегда можно оценить.
Обратить внимание особо нужно на следующее:
ребенок развивается несимметрично, клонит голову в одну из сторон;
не поворачивается на живот;
не издает никаких звуков, кроме плача;
не может удержать даже самую маленькую погремушку;
не выражает ярких эмоций;
предпочитает поворачиваться только на одну сторону.
Если все же у невролога есть какие-то подозрения, то не стоит сильно переживать. Курс хорошего массажа, войта-терапия, медикаментозное лечение и другие методы помогут быстро и эффективно устранить возможную причину задержки, и ребенок быстро нагонит сверстников. Гораздо опаснее ничего не делать, ведь с каждым месяцем и годом разрыв между сверстниками будет все более явным. Так, не начав делать своевременно что-то одно, ребенок не подготавливает себя вовремя к следующей «умелке».
fb.ru
Ребенок 6 месяцев – развитие, что должен уметь?
Каждый месяц приносит в жизнь новорожденного младенца все большее количество новых знаний и умений. Кроха становится намного более активным, а все окружающие его люди и предметы вызывают у него живой интерес. К тому же, каждый ребенок стремится обрести самостоятельность и выполнять многие действия, не обращаясь за помощью к взрослым.
Одной из самых важных дат для младенца является день, когда ему исполняется 6 месяцев. Так чему же малыш мог научиться за первое полугодие своей жизни? В данной статье мы расскажем вам, как следует оценивать развитие ребенка в 6 месяцев, и что он должен уметь, если развивается правильно.
Что должен уметь младенец в 6 месяцев?
Для начала стоит отметить, что каждый новорожденный младенец индивидуален, поэтому не нужно требовать от своего сына или дочери освоения определенных навыков в том или ином возрасте. Обыкновенно в том, что ребенок в 6 месяцев не может что-то делать и незначительно отстает от своих сверстников, нет ничего страшного. Вероятно, совсем скоро он наверстает упущенное.
Тем не менее, существуют определенные нормы развития малыша в 6 месяцев, которые позволяют оценить, все ли хорошо с младенцем и, при необходимости, немного за ним понаблюдать. Так, шестимесячный карапуз в норме должен уметь переворачиваться со спины на живот и с живота на спину. Этот навык очень важен для полноценного развития крохи, ведь теперь он может в любой момент изменять положение своего туловища в пространстве, не прибегая к помощи взрослых.
Вопреки широко распространенному мнению, навык самостоятельного сидения детки могут приобрести значительно позже. В то же время, это как раз то, чему можно научить ребенка в 6 месяцев. Если позвоночник вашего чада уже полностью сформировался и достаточно окреп, вы можете начать его присаживать с опорой на валик или другой подходящий предмет, но только после предварительной консультации с педиатром.
Также вы можете стимулировать ползание своего малыша, располагая на достаточном расстоянии от него яркий и интересный предмет. Сначала кроха будет просто подтягивать свое тело на руках, а постепенно начнет передвигаться и встанет на четвереньки. Все это является огромным прорывом в развитии ребенка в 6-7 месяцев.
Что еще умеет малыш в 6 месяцев?
Но что же умеет делать ребенок в 6 месяцев с эмоциональной и психологической точки зрения? Шестимесячные карапузы обладают невероятно богатой мимикой. Как правило, они начинают повторять многие движения за своими родителями и другими близкими взрослыми.
Увидев маму, кроха мгновенно расплывается в улыбке и начинает протягивать к ней руки. Если же малыш встречается с незнакомым для себя человеком, он в большинстве случаев пугается, ненадолго замирает, внимательно рассматривает лицо вошедшего и только лишь после этого начинает идти на контакт.
Наконец, существенные изменения претерпевает и активная речь младенца. Как правило, шестимесячный малыш уже «разговаривает» при помощи лепета – слогов, состоящих из гласных и согласных звуков.
womanadvice.ru
Развитие ребенка в 6 месяцев и его новые умения
Развитие ребенка в 6 месяцев отличается от того, каким оно было в 3 или 4 месяца. В полгода малыш набирает быстрые темпы в приобретении новых и неизвестных для него навыков. Он становится подвижным, самостоятельным и готов общаться с другими детками. Для оценки уровня его физической активности, умственного и эмоционального развития родители сверяются с нормами, которые установлены для малыша шести месяцев. В этом возрасте наблюдается активный рост эмоционального развития.
Рост и вес
Согласно правилам Всемирной Организации Здравоохранения дети 6 месячного возраста должны получать только материнское грудное молоко. С шести месяцев малышу можно предлагать взрослые продукты питания. Прибавки в весе хорошо показывают насыщение ребенка и достаточность грудного молока. Избыточный и недостаточный вес покажет возможные проблемы со здоровьем крохи.
Среднестатистические показатели роста малыша в шесть месяцев должны быть в пределах от 65 до 68 сантиметров. При этом вес должен находиться в диапазоне от 6500 до 7500 килограмм. Шестимесячный малыш за этот месяц вырастает приблизительно на 2,5 сантиметра, а прибавка в весе составляет около 500 грамм.
Это условные и приблизительные показатели, которые рассчитаны для малышей 6 месяцев. Детские педиатры на ежемесячном осмотре учитываю индивидуальные характеристики веса и роста малыша. Чаще всего она производят расчеты, отталкиваясь от показателей, которые зафиксированы после рождения крохи.
Месяц жизни грудничковНизкаяНиже среднегоСредняяВыше среднегоВысокая
0
2.4
2.8
3.2
3.7
4.2
1
3.2
3.6
4.2
4.8
5.5
2
3.9
4.5
5.1
5.8
6.6
3
4.5
5.2
5.8
6.6
7.5
4
5.0
5.7
6.4
7.3
8.2
5
5.4
6.1
6.9
7.8
8.8
6
5.7
6.5
7.3
8.2
9.3
7
6.0
6.8
7.6
8.6
9.8
8
6.3
7.0
7.9
9.0
10.2
9
6.5
7.3
8.2
9.3
10.5
10
6.7
7.5
8.5
9.6
10.9
11
6.9
7.7
8.7
9.6
11.2
12
7.0
7.9
8.9
10.1
11.5
Способности и навыки
Мамы гордятся своими детками и должны развивать их навыки и новые умения. Ответственные родители осуществляют ежемесячные записи в специальные дневники, где фиксирую все способности своего крохи. В этом возрасте малыши с каждым днем становятся активными и смышлеными. Существуют определенные среднестатистические нормы, которые установлены для полугодовалых детей.
Все способности делятся на категории, которые относятся к достижениям и навыкам ребенка:
Физическое;
Осязательное;
Эмоциональное;
Интеллектуальное развитие.
Физическое развитие
Малыш в возрасте шести месяцев научился выполнять следующее:
Переворачивается с одного бока на спину и живот;
Держит ножки ручками и постепенно приподнимает к ним свою голову;
С усилием держит игрушки в руках и старается перекладывать их из одной руки в другую. Брать игрушки может из любого положения;
Сразу удерживает в каждой руке по погремушке. Шестимесячные крохи стучат погремушками и другими предметами;
Может упираться головой и ножками в дно дивана или детской кроватки;
Качается в положении четверенек;
Пытается ползать, чтобы достать интересную игрушку или предмет;
Встает у опоры.
В этом возрасте нужно развивать и уделять внимание двигательной активности малыша. Совсем скоро ребенок постепенно научится ползать. Когда мама заметила, что ребенок не умеет выполнять больше половины умений и навыков, то необходима консультация детского педиатра. Двигательной активности помогает специальный массажный комплекс. Он отличается от общеукрепляющего массажа, который выполняет ежедневно мама. После первых процедур специального массажа у крохи возрастает активность и укрепляется мышечная система.
Осязательное развитие
Ребенок должен тянуть в рот предметы, которые попадают в его маленькие ручки. Крохи их старательно облизывают и засовывают в свой рот. Это не считается вредной привычкой. В возрасте 6 месяцев дети познают окружающие мир при помощи рта. Эта особенность сохраняется до года или полутора лет. Во рту ребенка есть большое количество нервных окончаний и рецепторов, которые помогают сформировывать новые впечатления о размере и характере поверхность того или иного предмета.
Чтобы избежать попадание в детский организм инфекции мамы следят за чистотой игрушек и предметов, которые попадают к ребенку. Домашние микробы не считаются опасными для малыша. Особенное внимание уделяется улице, поликлинике и другим общественным местам. Пустышка или игрушка, которая падает на пол в этих местах, тщательно моется кипяченой водой с мылом. Там содержится большое количество вредоносных микробов и инфекций.
Эмоциональное и интеллектуальное развитие
В возрасте 6 месяцев дети умеют делать следующее:
Играется с игрушками, внимательно рассматривает их, стучит ими о поверхности и подбирает с пола;
Устанавливаются причинно-следственные связи;
Лепетание и долгое гуление;
Ребенок может различать положительные и отрицательные эмоции;
Узнает близких родственников и незнакомых людей;
Может находить предметы, о которых рассказывает мама.
В полугодовалом возрасте у детей наблюдаются повышенные темпы развития интеллекта и эмоций. Они понемногу понимают связь между поступками и возможными последствиями. Кроха начинает проявлять интерес к взрослой еде. В 6 месяцев родители потихоньку начинают знакомить своих младенцев с новой пищей. Нужно развивать новые навыки и умения малыша.
Если ребенок не реагирует на посторонний звук и шум, который издается возле него, то мамы обращаются за помощью к детскому педиатру.
Интересные развивающие игры
Развивающие игры необходимы для полноценного развития малыша. Познавательные процессы будут лучше усваиваться крохой, если они проходят в увлекательной игровой форме. Развивать нужно физические и двигательные навыки. Не забывается и эмоциональное и физическое развитие малыша.
Чтобы провести игры потребуются яркие игрушки. Они качественные и подбираются согласно возрасту. Детские педиатры и специалисты выделяют несколько полезных игрушек, которые способны заинтересовать и отвлечь ребенка:
Развивающий коврик или дуга. Она помогает установить малышу причинно-следственную связь. Малыши нажимают на кнопочки, после чего зажигаются лампочки и звучит мелодия. Замочки, кнопочки, игрушки с липучками помогут развить мелкую моторику детских ручек;
Различные головоломки и спирали, на которых есть бусинки. Эти игрушки направлены на развитие детской моторики. Спирали должны быть качественными, не иметь острых углов. При выборе особенное внимание обращается на надежное крепление мелких бусинок, чтобы они не попали в рот к ребенку;
Молоточки, барабан, деревянная ложка. Малыш любит стучать предметами о поверхность. Он слышит громкие стучащие звуки, которые приводят к восторгу;
Заводная игрушка. Они стимулируют двигательную и физическую активность ребенка. Малыш старается подползать к уезжающим и двигающим игрушкам;
Прорезыватели для зубов. Предпочтение отдается прорезывателям, которые представлены в виде животных или игрушек. Они продаются в аптеках и изготавливаются из высококачественного материала. Мамы обращают на состав прорезывателей, потому что они должны изготавливаться из нетоксичного материала. Чтобы лучше стимулировать детские десна их разрешается охлаждать. Шероховатости на поверхности помогут ребенку справиться с неприятными ощущениями во время прорезывания первых зубов.
В возрасте 6 месяцев детям не рекомендуется смотреть мультфильмы. Кроха защищается от лишней информации. Экраны телевизора или компьютера опасны для детских глаз.