Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет. Психология ребенка 6 лет девочка


Психология девочек: особенности развития в 6-9 лет |

Как ни странно, в последнее время об особенностях развития мальчиков, пишут гораздо больше, чем о развитии девочек. Казалось бы, это логично, ведь именно мальчишки – достаточно проблемный народ, от которых всегда много шума, они устраивают соревнования и драки, хуже учатся в школе и доставляют массу хлопот своим родителям. Девочки они всегда послушнее, мягче и спокойнее, им лучше дается учеба и с ними легче договориться. Так ли это, давайте попробуем разобраться.

С рождения вы относились к своей любимой доченьке как к маленькой принцессе, балуя и ограждая ее от всех трудностей окружающего мира. Комната с дизайном в розовых тонах, очаровательные платьица, кружок танцев и рисования, симпатичные безделушки и мультики про принцесс – все это, помноженное на вашу любовь и нежность, сопровождало вашу дочь последние 6 лет.

И вот ваша крошка подросла и пошла в школу. Новые обязанности, новые друзья, новый распорядок дня и вы понимаете, что ребенок меняется, а также пришла пора меняться и родителям, предоставляя любимой дочке больше свободы и приучая к самостоятельности.

В возрасте от 6 до 9 лет у девочек, в отличие от мальчиков, гораздо больший выбор стратегий поведения.

Хочешь надеть в школу розовую кофточку, украсить волосы бантиком, секретничать с подружкой, играть с любимой куклой и рисовать русалку с блестящим хвостом? Пожалуйста, никто не скажет ни слова против, ведь «она же девочка», и такое поведение является приемлемым и адекватным.

Дочь примеряет на себя образ юного сорванца, бегает с мальчишками, лазает по деревьям и презрительно фыркает на предложение приобрести новые лаковые туфельки? Родители горделиво назовут дочь сорвиголовой, не считая ее поведение проблемным, а папа получит лишний повод гордиться своей боевой девочкой.

А вот сверстник-мальчишка, предпочитающий игру в куклы футболу, уж точно получит от кого-нибудь из окружающих нелестное прозвище «маменькиного сынка».

В школе девочкам также учиться несколько проще. У большинства из них, в отличие от мальчиков, не возникает проблем с тем, чтобы спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя – они более спокойны, аккуратны и сосредоточены.

Девочки замечательные исполнители: они отлично справляются с типовыми школьными заданиями, в которых решение необходимо производить по шаблону (а таких в традиционной школьной программе большинство), благодаря чему у них выше успеваемость. Однако задачи на сообразительность и логику, поиск новых, нетрадиционных решений, может вызывать у девочки затруднения.

Для качественного восприятия школьного материала девочкам очень важен контакт, эмоциональная связь с педагогом: они ловят его взгляд, соглашаются, ориентируются на его мнение, реакцию.

В силу специфики своей психофизиологии девочки более покладисты, внушаемы и традиционны, у них хорошая память и им без труда удается на уроках воспроизводить заученное и также легко забывать информацию.

В школе девочки жалуются учителю на проделки мальчиков гораздо чаще, чем наоборот, однако это абсолютно не значит, что они ведут себя лучше. Просто за счет большей эмоциональности, девочкам важно обратить внимание учителя на малейший (с их точки зрения, очень важный) промах одноклассника, ведь они хотят как лучше, чтобы все вокруг вели себя хорошо.

В возрасте 6-9 лет дружба у детей обычно однополая: девочки тянутся к девочкам, а мальчики – к мальчикам. Девчонки обсуждают между собой важные темы, хранят секреты и «страшные тайны», при необходимости заступаются друг за друга. Слова «моя лучшая подруга» — не пустой звук, отношения друг с другом очень важны.

Но иногда можно заметить, что в паре одна из девочек в достаточной степени зависит от своей подруги: ее мнений, желаний, эмоций. Если любимая подружка на переменке вдруг решила поиграть с другими девчонками – это может восприниматься как трагедия.

Если подруга-лидер вдруг заболела, или у девочек произошла ссора, в результате которой отношения разладились – это может вызывать стресс у ребенка, а боязнь потерять лучшую подругу заставит «наступать на горло» собственным желаниям.

Магистр психологии Наталья Карабута: "Постарайтесь чаще расспрашивать у дочки про ее подружек и их отношения, по возможности, проникайте во внутренний мир, аккуратно корректируйте поведение ребенка, объясняя, что хорошее настроение не должно зависеть от кого-то из ее друзей, поднимайте самооценку похвалами, говорите ребенку о своей любви. Расскажите дочке о личном пространстве, о том, как чувствуешь себя в одиночестве, о разнице между настоящей дружбой и детскими представлениями о ней, о том, кто и что кому должен и должен ли вообще".

Важно понимать: не отмахивайтесь от детских проблем с дружбой, ведь у них все только начинается, они только учатся дружить и правильно реагировать на происходящее. Честно загляните в себя и вспомните, как часто вы, взрослый человек, ожидали чего-то от других людей и как часто расстраивались, если все шло не по придуманному вами сценарию. Пониманием и советом помогите своему ребенку избежать таких проблем.

Не смейтесь, но уже в возрасте 6-9 лет для девочек очень актуальны отношения с мальчиками. Конечно, речь абсолютно не идет о полноценных отношениях и встречах, но первая заинтересованность противоположным полом однозначно присутствует.

Поэтому если сегодня ваша дочь весь вечер рисовала рисунок для одноклассника Саши, а на завтра принесла от этого Саши в подарок браслет из бусин в форме сердца – не удивляйтесь и не переживайте, все нормально. Дети осваивают новые роли – роли мужчины и женщины, моделируют отношения взрослого мира.

Важно понимать: что в случае, если дочь придет к вам со слезами на глазах и трагедией с названием «Саша не обращает на меня внимания!» — не насмехайтесь над детскими чувствами и переживаниями, давая жесткие комментарии типа «Тебе еще рано о таком думать!» Выслушайте и утешьте дочь, а вместо нравоучений вспомните такую же ситуацию из своего детства, ведь у каждого из нас было что-то похожее: первая неразделенная любовь к однокласснику, к мальчишке из соседнего двора или другу старшего брата. Осознание того, что дочь осталась не один на один со своими проблемами, поможет ей легко и без лишнего негатива пережить первое любовное разочарование, а с пресловутым Сашкой они потом еще будут весело бегать друг за другом на переменке.

Конечно вы – любящая и заботливая мама, которая всегда внимательно следит за развитием и обучением своей любимой дочери.

Но когда дочери исполняется 6-9 лет, маме приходит пора осваивать новые роли, которые помогут вырастить из маленькой принцессы настоящую женщину:

  • Подруга: именно в такой роли вы с каждым днем все чаще будете нужны своей дочери. Возможность поделиться с мамой новостями, ощущениями, чувствами и переживаниями не ожидая услышать в ответ очередную воспитательную тираду – важный момент в воспитании девочки, который вселяет в нее уверенность, что ее понимают, принимают и любят такой, какая она есть. Основа таких отношений – взаимное доверие, которое сделает возможным и комфортным любой разговор, включая и «горячую тему» полового воспитания.
  • Советчица: в жизни каждой девочки случаются непонятные ситуации, возникают сложные вопросы, и кто как не мама может помочь дочери во всем разобраться. Даже если вопрос и не слишком важный, а просто нужно подобрать новое платье, каким-то образом избавиться от прыща, который абсолютно некстати вскочил на самом видном месте, или постараться уложить непослушные волосы, выбирая варианты по картинкам в модном журнале – мамин совет обязательно пригодится. Важно – не навязывать ультимативно ребенку свое мнение, а просто доброжелательно высказаться по сути вопроса.
  • Контролер: ребенок взрослеет и моментов, в которых ваша девочка будет вести себя нетерпимо и вызывающе, с каждым днем будет возникать все больше. Четкость границ и неизменный (составленный, обговоренный и утвержденный вместе с дочерью) список того, что однозначно делать нельзя – важный аспект в воспитании личности.
  • Хозяйка: с детства перед мамой стоит еще одна задача — научить девочку выполнять домашние дела, помогая маме по хозяйству, а также освоить навыки самообслуживания. Научите дочь самостоятельно мыться и чистить зубы, делать себе чай и наливать сок, мазать бутерброд и резать хлеб, разогревать в микроволновке обед, самостоятельно делать уроки, застилать постель, вытирать пыль, мыть пол и пылесосить, поливать цветы и мыть посуду, следить за своим внешним видом, знать, где лежат ее вещи.

Хотите дополнить список? Присоединяйтесь к обсуждению темы на нашем форуме.

Отношения с папой очень важны для девочки, ведь папа – главный мужчина в ее жизни, на основе общения с ним дочь формирует представление о себе, как о женщине.

Ориентируясь на лучшие отцовские качества и его манеру обращения с женщинами, девочка также создает себе образ будущего мужа, подсознательно формирует список критериев, по которым будет выбирать себе спутника жизни.

Девочкам очень важно слышать, что они красавицы, любимицы, папины принцессы. Отцовская похвала воспитает дочь уверенной в себе, своей женской гармоничности и уникальности.

Девочка, получившая в детстве достаточное количество отцовской любви, вырастет отзывчивой, доброй и открытой женщиной, она станет понимающей женой и заботливой мамой, подарит любовь своим близким и родным, в том числе, возвращая эту любовь обратно своим родителям.

Мама-форумчанка UAUA.info под ником Jass рассказывает:«В моем детстве мне не повезло пообщаться с отцом, родители развелись, когда мне было 7 лет, и отец переехал в другой город, вообще не интересуясь тем, как я живу. Сложно сказать насколько это повлияло на мою психику, но то, что я далеко не самая нежная и романтичная девушка на свете – это однозначно. Спасибо маме, мы с ней всегда были подругами, но отношения у нас были ровные, без излишних нежностей. И когда у меня родилась девочка, я испугалась – а как мне ее правильно воспитывать? Как не сделать из нее такую же «железную леди» как я сама. Особо выражать свою любовь не умела, но мне удивительно повезло с мужем! Мало того, что он не уставал безумное количество раз обнимать и целовать нашу дочь, ежедневно радуясь успехам своей любимой принцессы, меня он тоже окружил заботой и любовью, стоически терпит мою нелюбовь к «обнимашкам» и помогает освободиться от защитных железных доспехов на моих эмоциях».

К сожалению, в современном мире детства спорт – не самое популярное занятие, но соотношение между занимающимися спортом девочками и мальчиками всегда было в пользу последних, а девочка и спорт зачастую считалось или чем-то особенным (если у ребенка обнаруживалась какая-то способность) или необязательным для развития (девочек избавляли от чрезмерных нагрузок).

Однако занятия спортом очень полезны для девочек: регулярные занятия помогут укрепить мышцы, выработать хорошую осанку, сделают более выносливой и сильной.

Спросите у дочки, чем бы ей хотелось заниматься, возможно, вы видите, что у ребенка есть склонности к тому или иному виду спорта, или она согласится ходить в спортивную секцию «за компанию» с подружкой или старшим братом (для начала это тоже неплохо).

Традиционные спортивные направления для девочек: гимнастика, танцы, плавание, теннис, но не стоит ограничивать желания ребенка, если дочь хочет попробовать себя в восточных единоборствах, волейболе, баскетболе, гандболе, футболе или легкой атлетике. Главное чтобы занятия доставляли ребенку удовольствие и приносили радость.

Уверены, вам обязательно удастся воспитать из своей маленькой принцессы настоящую королеву – жизнерадостную, счастливую и уверенную в себе женщину.

tbf.su

Психология воспитания мальчика 6-7 лет, советы психолога для мамы

Папа для сына – всегда образец для подражания.

  • Первое правило для папы – быть примером для своего ребенка.

У кого, как не у папы, нужно учиться мужественности. Малыш, осознав только свою принадлежность к мужскому полу, с малых лет начинает копировать поведение отца. Привычки, манера общения, одежда, прическа – все это ребенок впитывает как губка, поэтому папе маленького сынишки нужно быть особенно аккуратным, чтобы ребенок не перенял отрицательные стороны его поведения. Отцу может только казаться, что ссора с мамой проходит между ними двумя. На самом деле малыш наблюдает и запоминает все на подсознательном уровне.

  • Второе правило для мамы -воспитывайте у сына уважительное отношение к отцу.

Даже если отец не много времени уделяет ребенку, все равно говорить о папе нужно уважительно: «Вот придет папа и починит машинку», «Папа придет и нам поможет»… В противном случае критика папы может вылиться в то, что ребенок будет копировать его поведение в подростковом возрасте и взрослой жизни.

  • И еще одно важное правило - прививайте сыну уважительное отношение к женскому полу.

Это особенно актуально, если малыш уже пошел в школу, ведь в классе он будет учиться совместно с девочками, а возможно, даже сидеть с какой-нибудь из них за одной партой. Сын должен понимать, что девочку нужно защищать и помогать ей. Подобная линия поведения прививает малышу мужественность.

Что подарить ребенку 7 лет?

Как воспитать мальчика правильно

Мальчики, в отличие от девочек, менее усидчивы и послушны. В попытках самоутвердиться они устраивают драки, шалости, капризничают. Если ситуацию выпустить из-под контроля, в более старшем возрасте проблемы могут усугубиться – ребенок может начать курить, хамить.Чтобы не допустить этого, мать и отец должны принимать равное участие в воспитании мальчика 6-7 лет. Причем важно понять, что материнская и отцовская любовь имеют разный характер, поэтому нужно соблюдать баланс.

Рассмотрим на примерах.

В семье, где мама принимает решения, а папа остается безучастным в силу того, что его инициативы подавляются, сын вырастет бесхарактерным, и во взрослой жизни в лучшем случае будет целиком зависеть от жены, в худшем – не сможет оторваться от маминой юбки. Поэтому важно, чтобы отец тоже имел вес в семье, и ребенок это видел.

А вот обратная ситуация.

В семье слишком властный отец. Ребенок, подавленный излишней отцовской строгостью, может вырасти неуверенным в себе человеком или копировать во взрослой жизни поведение отца, т.е. проявлять агрессию в собственной семье.

Еще один пример.

Ребенок слишком окружен опекой мамы. Несомненно, мальчик тоже нуждается в любви и заботе. Но некоторые мамы перегибают палку, до 40 лет беспокоясь о том, поел ли сын, надел ли шапку. В итоге мальчик вырастает слабым и безвольным человеком, не способным нести ответственность за свою жизнь. Давайте сыну больше свободы и с малых лет учите принимать решения самостоятельно.

Воспитывая мальчика 6-7 лет, придерживайтесь золотой середины, доверия, уважения каждого члена семьи и теплых отношений.

Процесс воспитания ребенка в такой атмосфере будет протекать гораздо проще, и гораздо легче можно будет управлять поведением сына.

Несмотря на важную роль отца в воспитании мальчика 6-7 лет, мама, воспитывающая малыша одна, тоже может сделать из него настоящего мужчину. Пусть такой малыш побольше общается с добрым соседом, которому вы доверяете, с дедушкой, с папой сына вашей подруги или спортивным тренером. Способов приобщения ребенка к мужскому миру не мало.

Помните, главное в психологии воспитания мальчика 6-7 лет – хороший пример для подражания. Хотите вырастить умного малыша, читайте с ним книжки. Пусть малыш видит, как папа читает газеты, интересуется техникой – ребенок тоже к этому приобщится. Хотите, чтобы ребенок рос аккуратным, поддерживайте порядок в доме, показывает своим примером, как складывать одежду. В общем, помните, что ребенок замечает все и за всем наблюдает.

А о том, как правильно воспитывать девочку вы узнаете в нашей статье Воспитание девочки 6-7 лет: 5 советов заботливым родителям

Людмила Петрановская на вебинаре «Точка кипения. Конфликты в семье» рассказывает о том, как молодым родителям справляться с конфликтами в семье, помогает увидеть семейные ссоры с разнообразных сторон и выбрать для своей конкретной ситуации самое подходящее решение.

Аудиокурс «Звучать красиво с первых слов»

viline.tv

7 вредных советов, как воспитывать девочку

Пришло время узнать несколько вредных советов о воспитании девочек, которым следовать точно нельзя. Это распространенные ошибки. Прочтите неправильные рекомендации – и ни в коем случае не следуйте им. Тогда ваша дочка вырастет счастливой, станет в будущем успешной женщиной, сумеет самореализоваться. В этой статье мы поговорим о том, как не надо воспитывать девочку, если вы желаете ей счастья.

1. Внешность и наряды – главное достоинство

Важнейшее правило – всегда идеально выглядеть. Нужно постоянно убеждать дочку, что именно в ее красоте и хороших нарядах таится главная сила. Все зависит от женского обаяния и шарма, тонкого вкуса! Пусть дочь постоянно показывает всем, какая она красавица, как мило умеет улыбаться. Прямо с дошкольного возраста приучайте ее к тому, чтобы она всем, всегда и везде демонстрировала какое у нее красивое платье (желательно новое), какая кофточка, какая прическа и какая она сама – вся чудесная и распрекрасная.

Совсем не так важно, что ваша дочка не справилась с домашним заданием и не выучила стихотворение к уроку. Главное, чтобы ее платье было самым красивым и к ее наряду были прикованы все взгляды! Правда, стоит запомнить еще один секрет: о внешности девочка должна заботиться постоянно, думать об этом буквально каждую секунду. Если у нее растрепалась косичка или оказались пятнышки на платье, придется ее хорошенько отругать. Выглядеть надо идеально. Всегда.

2. Сила женщины в ее слезах

Внушите вашей дочери, что именно в ее слезах – главная сила. Пусть она знает: эмоционально и психологически подавить мужчину истериками, скандалами – просто и легко! Ведь это так приятно – добиваться всего желаемого бесконечными истериками. Учите дочь плакать чуть что, скандалить и устраивать истерики. Ваша дочь такая нежная, ранимая и чувствительная. Она реагирует на все – погоду, нелестный комментарий, дешевый подарок. И пусть будущий супруг вашей дочки превращается постепенно в измученного и неврастеничного подкаблучника. Зато будет ходить по струнке, опасаясь очередной драмы из-за дешевого подарка или ведра с мусором, который забыл вынести! И незачем объяснять девочке, что важно уметь выслушать другого человека, найти компромисс и разобраться в ситуации. Ведь любую проблему можно решить моментально, если включить свое актерское мастерство и «прибавить звук». Слезы и скандалы это все, что нужно уметь женщине, чтобы добиваться желаемого. Пусть ваша дочь это знает. Ей пригодится.

3. Ваша дочь достойна только идеального мужчины

Очевидно, что для вашей дочки уготован какой-то особенный супруг, обладающий абсолютно всеми достоинствами, а для этого нужно научить ее замечать недостатки в тех мальчиках, юношах и мужчинах, которые ей будут встречаться в жизни. Начинайте прямо с дошкольного возраста. Просто говорите дочке, что этот мальчик не красивый, этот – глупый, у этого игрушки какие-то неправильные, этот – лохматый.

Во взрослой жизни такие навыки вашей дочке точно пригодятся, она сможет видеть недостатки в каждом. Ведь нельзя же всерьез обращать внимание на мужчин со скромной зарплатой, не имеющих глубоких познаний в искусстве (Моне от Мане, а Рериха от Цюриха отличить не может), не готовых возить жену каждый год за границу, или обратить внимание на мужчину, который ест некрасиво, а у этого родители простые учителя в школе… Тут все важно. Ведь вам нужен только идеал!

4. Главная цель – удачно выйти замуж

Внушайте вашей дочке, что кроме замужества и рождения детишек у нее никаких интересов и целей в жизни быть не может. Абсолютно все должно подчиняться только одному стремлению: как можно удачнее и быстрее выйти замуж! Разумеется, собственными интересами, предпочтениями, самореализацией придется пожертвовать.

Мамам на заметку:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной - Минус 20 килограммов за месяц? Легко!

Образование, работа, карьера – это все не для вашей дочки и слишком много времени и сил тратить на учебу, а уж тем более на карьеру не стоит. Ведь на жизнь вынуждены зарабатывать только женщины-неудачницы, которые не смогли удачно выйти замуж и которых мужья не в состоянии содержать. Понятно, что ваша дочь не такая.

5. Все надо делать только для семьи — ничего для себя

Когда дочь встретила идеального мужчину, удачно вышла замуж, родила ребенка, приходит время для реализации следующего плана — все для семьи! Внушайте дочери мысль о том, что самый главный в семье – это мужчина, а потом дети, а потом уже (если останутся силы) – это она сама.

Покупать себе новую одежду, шоколадку или книгу – это расточительство. Лучше что-то для мужа, для детей, на худой конец – просто в дом.

6. Дочь должна быть идеалом

Чтобы этого добиться, вам придется постоянно обращать внимание дочери на ее ошибки, любые недостатки, даже несущественные. Все должно быть безупречно! Кто, кроме вас, самого близкого и родного человека укажет ей на все ее недочеты и на то, что она все делает не так — не так готовит, не так убирается, не так одета, не так накрашена, не так живет.

Это чужие люди буду ей льстить и хвалить по всяким разным придуманным поводам, а вы должны говорить ей только правду, ведь именно этой правды она от вас и ждет. И обязательно твердите ей, что с такими ошибками, какие она делает, с таким характером и фигурой никто и никогда ее замуж не возьмет.

7. Никаких тайн и секретов от матери

Какое такое личное пространство? Это только для тех, у кого в семье нет теплых и близких отношений! А вы – люди родные и друг другу небезразличны. Поэтому: никаких секретов, никакой частной жизни, все открыто, все на виду. Читайте личные дневники, переписку в соцсетях и телефоне. Можно, если очень нужно, даже последить за дочкой, чтобы наверняка удостовериться в том, что она от вас точно ничего не скрывает.

Читаем также: 

razvitie-krohi.ru

Воспитание ребенка 6-7 лет психология

Примерно в возрасте 6-7 лет завершается процесс формирования многих отделов головного мозга. Поэму особенно важно в этот период вовремя отметить дефицитарное развитие, которое может выражаться в трудностях эмоционально-волевой регуляции или сниженной кожной чувствительности. Воспитание ребенка 6-7 лет, психология этого возраста таковы, что ребенок вынужденно переходит в младший школьный возраст из дошкольного. Это сопровождается проявлением вместо детской непосредственности так называемого «манерничания» и «кривляния».

Психология воспитания детей в этом возрасте

Родители непременно должны учитывать, что уже шестилетние дети проявляют достаточно острую реакцию на обвинения и просто критику. При этом родители не должны пользоваться слабостями своего чада и пытаться им манипулировать посредством таких приемов. Кроме того, в 6-7-летнем возрасте дети пытаются заслужить уважение своего окружения, причем, как взрослых людей, так и сверстников. А критика и придирки только мешают полноценному проявлению личности.

Огромная роль отводится общению ребенка 6-7 лет со сверстниками. И родители непременно должны оказывать в этом поддержку, то есть, не нужно ограничивать общение ребенка с другими детьми или запрещать приглашать друзей в гости. Но именно в этом возрасте задача родителей – пристальное внимание к отношению ребенка с другими детками. При необходимости его нужно направить и даже объяснить, как разрешаются конфликты, научить тонкостям общения в той или иной ситуации.

Конечно же, воспитание ребенка 6-7 лет не обходится без развивающих занятий. Основная игра для такого возраста – это всевозможные сюжетно-ролевые игры. В ходе них ребенок освоит определенные правила и научится им следовать, распределяя роли между всеми участниками игрового процесса. Более того, когда малыш играет в школу, магазин, больницу и т.д., он не просто проводит время, а постепенно совершенствует свое социальное поведение. Именно поэтому родители должны по мере возможности обеспечивать поддержание интереса малыша к подобным играм, предлагая ему все более разнообразные игры, сюжеты и даже тематические наборы игрушек.

Основные принципы и подходы

В ходе воспитания ребенка 6-7 лет нужно помнить, что это переходный период для самого малыша. Ведь именно сейчас завершается беззаботная дошкольная жизнь, поэтому ребенку нужно подготовиться к вступлению во взрослый мир, с его правилами и обязанностями, ответственностью. Поэтому воспитание ребенка 6-7 лет, психология этого периода основана на серьезной работе родителей.

Примерно с шести лет ребенку стоит начать привыкать к новому для него распорядку дня, в котором будут присутствовать не только игры, прогулки и иные привычные занятия, но и обучение. При этом не стоит сразу ставить малыша в строгие временные рамки. На начальном этапе можно предложить ему вариант самостоятельного выбора наиболее интересных ему занятий. Ведь основная задача родителей – пробуждение интереса к занятиям, поэтому так важно, чтобы обучение было интересным.

Кроме всего прочего 6-7 летним детям уже нужно постепенно прививать любовь к порядку и к труду. Ведь в таком возрасте дети все еще охотно берутся за различные взрослые поручения. Поэтому пусть ребенок уже участвует в работе по дому, более того, у него могут появиться свои простые обязанности. Во избежание скорой потери интереса к домашней работе, родители должны своевременно хвалить ребенка за выполнение очередного поручения, в особенности, если на этот раз ребенок проявил инициативу.

Психология подготовки к школе

Все ближе то время, когда у ребенка начнутся ежедневные занятия в школе, а также выполнение определенных заданий дома. Поэтому в воспитании ребенка 6-7 лет непременно стоит уделить внимание развитию таким качествам, как: усидчивость, организованность, внимательность и планирование своей деятельности.

Кроме того, у 6-летних детей начинается интенсивное развитие механизмов зрительного восприятия. Именно за счет этого процесс подготовки к школе может стать очень увлекательным. Ведь если информация для ребенка представлена наглядно, она намного лучше им воспринимается. Поэтому так важно подготовить слайды и красочные картинки, а также оформленные красиво детские книги, чтобы малыш с удовольствием учился.

Ежедневно ребенку 6-7 лет нужно предлагать всевозможные занятия, в ходе которых ему предстоит организовать свою работу, чтобы получить тот или иной результат. Но монотонные и скучные занятия пока недопустимы.

Все родители должны понять для себя, что подготовка к школе в рамках воспитания ребенка 6-7 лет не ограничивается знакомством с алфавитом и обучению основам счета. Ведь моральная подготовка ребенка тоже имеет огромное значение. В это время папа и мама могут поделиться с малышом историями из своей школьной жизни, продемонстрировав стары фото.

mamairebenok.com

Психологический кризис детей 6-7 лет

Дошколята действуют спонтанно, быстро увлекаются и не думают о последствиях. Захотелось ребенку прыгнуть в лужу – он прыгает, ему весело, и не беда, что он промок. Но к 6-7 годам ребенок уже начинает задумываться о последствиях, но не всегда может устоять перед соблазном прыгнуть, к примеру, в ту же лужу. А чтобы избежать наказания, он попытается мокрый пробежать мимо мамы, чтоб не заметила.

Память дошкольника недолговременна. Он быстро забывает свои радости, горести и проблемы. Но в школьном возрасте прошедшие события уже начинают откладываться в его сознании. Он вспоминает, рассуждает, задумывается, анализирует поведение свое и друзей, сравнивает. Таким образом он формирует отношение к себе, как к личности. К примеру, мальчик раньше пытался играть с детьми, которые не желали принимать его в свой круг, а теперь его зовут – а он отказывается. Почему? А потому, что он вспомнил прошлые обиды, и в нем заиграла гордость.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает проявлять свое «Я», у него начинает формироваться отношение к себе, как к личности и к окружающим его людям. Он анализирует ситуации. В 7-летнем возрасте дети взрослеют, они начинают подражать взрослым. Интерес к играм у детей слабеет и они хотят быть исследователями реальности вне игры, хотят узнать жизнь снаружи, а не изнутри. И в этот момент ребенку нужны советчики, т.е. родители, которые и должны направить энергию ребенка в дело: помочь усвоить новые школьные знания, научить танцам, вязанию, предложить увлекательную спортивную секцию. Ребенок должен видеть результаты своей работы, они должны удовлетворять в первую очередь его, а не родителей.

Кризис 6-7 летнего возраста проявляется еще и в том, что ребенок начинает делать все наперекор: выполнение повседневных домашних дел он воспринимает с негодованием, отказывает выполнить элементарное, к примеру: почистить свою обувь, или злится, если родители напомнили убраться в детской комнате. В таких случаях желательно не уговаривать и не принуждать ребенка, нужно оставить его в покое.

Познавать мир ребенок желает без родительской помощи. Он должен понять, что он вправе делать выбор сам, что он может ошибаться и сам исправлять ошибки. Ведь познание реального мира состоит в приобретении опыта. И самая главная задача родителей – поддержать ребенка.

Знаете ли вы кто такие друиды, какими тайными знаниями они обладали? Оказывается существует даже гороскоп друидов. Детям всё это очень интересно, если вы поищите захватывающие истории о друидах — у вас будет общая тема с вашим ребёнком, вы сможете интересно пообщаться и найти общий язык.

nas2.net

Психология ребенка 6 лет | ВитаПортал

Дошкольный возраст – это период активного роста и развития ребенка, когда происходит закладка основных фундаментальных процессов, как в физическом, так и в психологическом развитии. Именно поэтому психология ребенка 6 лет – весьма интересная тема для рассмотрения.

Психология детей таит в себе много интересных и познавательных моментов. Разбираясь в проблемах психологии ребенка 6 лет, родители помогут тем самым своему малышу развиваться гармонично в соответствии с возрастом. 

Психология ребенка 6 лет

Старший дошкольный возраст – это довольно сложный период взросления. Перечислим те изменения с точки зрения психологии, которые происходят с ребенком в возрасте 6 лет.

  1. К 6-и годам ребенок начинает интенсивно расти, развивается и совершенствуется двигательная активность, мыслительные процессы. Продолжает развиваться образное мышление.
  2. Благодаря хорошему воображению ребенок в 6 лет может решать определенные задачи, моделируя ту или иную ситуацию. Особенно эффективно для развития ребенка строить процесс обучения в форме игры. При этом форма игры и ее сложность меняется в процессе роста и развития.
  3. Помимо этого, психологические  изменения в 6 лет можно наблюдать в восприятии окружающего мира. Ребенок становится более самостоятельным, требует, чтобы его мнение по тому или иному вопросу было учтено.
  4. Еще один немаловажным моментом в психологическом развитии шестилетнего ребенка  является внимание. У детей улучшается способность концентрировать свое внимание на различных предметах, событиях, объектах.
  5. Если раньше у малыша преобладала эмоциональная память, к 6-и годам ребенок начинает больше запоминать зрительной и слуховой информации. В формировании психологических процессов память в этом возрасте играет важную роль.
  6. Развивается речь, заметно увеличивается словарный запас, ребенок начинает применять при общении более сложные слова.

Помимо всего прочего, в данный период на фоне видимого прогресса в развитии происходит формирование самооценки ребенка.

Помощь взрослых и родителей

Психология ребенка 6 лет, как и общая психология детского развития, имеет свои сложности. Поэтому любящие родители должны помогать своему ребенку справляться со всеми его волнениями и тревогами:

  • поддерживать творческие начинания, развивая тем самым потенциал своего ребенка;
  • помогать развитию логического мышления;
  • принимать активное участие в познании ребенком окружающего мира;
  • определить ребенку его обязанности и границы его ответственности;
  • поощрять и хвалить, если ребенок научился чему-то новому;
  • приучать к ответственности, пунктуальности.

Психология ребенка 6 лет отличается тем, что он начинает понимать свою позицию относительно окружающих и стремится принимать активное участие во взрослой жизни.

В 6 лет, помимо родительской заботы и тепла, ребенку важно, чтобы его уважали и любили именно таким, какой он есть. Малыш хочет иметь доверительные отношения в семье, психологически чувствовать защиту и поддержку со стороны родителей. Это значительно облегчит и уменьшит период адаптации ребенка к новой, более взрослой жизни.

vitaportal.ru

Детская психология детей 7-8 лет для родителей

Любой человек с самого рождения проходит путь развития, то есть меняется физически, умственно, психологически. Самым стремительным этапом считается период до года. В это время любой родитель знает, что должен знать и уметь его ребёнок. Ведь от этого зависит вся жизнь крохи. Но почему-то после отметки в один год многие перестают интересоваться особенностями психофизического развития, считая, что самое страшное позади. Забывая при этом, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А зная детскую психологию 7–8 лет, особенности психофизического развития детей, родители лучше смогут понимать специфику поведения или же правильно реагировать на возникающие проблемы. Ведь детская возрастная психология периода 7–8 лет является для родителей инструментом понимания и решения проблем.

Основные показатели физического развития детей

Название

показателя

7 лет8 лет
Рост121,2 см126,9 см
Масса тела22,9 кг25,5 кг
Окружность головы52 см58 см
Окружность грудной клетки52 см59 см
Частота дыхания20–25 вдохов в минуту
Частота сердечных сокращений85–100 ударов в минуту
Артериальное давление90/60
Объем мышечной массы25% веса тела
Вес сердца92,3 грамма

Дополнительные возрастные особенности развития детей 7–8 лет:

  1. Изменение пропорций головы и тела, приближения показателя к взрослому.
  2. Увеличение длины конечностей в 2 раза.
  3. Стремительное развитие опорно-двигательного аппарата, особенно позвоночника. Кости поддаются изменениям в формах и структуре. Колоссальная нагрузка на скелет, вызванная длительным нахождением на занятиях, где приходится подолгу удерживать статическую позу. Поэтому детям трудно сидеть неподвижно. Отсюда риск возникновения проблем с осанкой.
  4. Начало окостенения и стремительное увеличение объёма крупных мышц. Полезными будут занятия кроссом, упражнения с подпрыгиваниями, катание на роликах.
  5. Способность мгновенно сориентироваться и перестроиться, выполняя упражнения.
  6. Недостаточная крепость мелких мышц рук, ведущая к жалобам на боли и усталость при письме.
  7. Смена брюшного дыхания на грудное, укрепление диафрагмы.
  8. Завершение формирования структуры лёгких. 
  9. Перестройка работы иммунной системы, перераспределение нагрузок с вилочковой железы на лимфоузлы, селезёнку, миндалины, костный мозг.
  10. Смена передних молочных зубов на коренные.
  11. Недостаточное развитие нервного регулирования движения, что ведёт к сложностям в точности движений и скорости их выполнения.
  12. Зрение как основной контролёр процессов писания и рисования. Главная особенность – фиксация внимания на всём процессе, а не только на листе бумаги. Заметна чрезмерная напряжённость, вызванная старанием.

У школьника 7–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей.

Психические особенности

Большинство овладело разговорными навыками. Увеличивается словарный запас и интерес к познанию неизвестных слов. Приходит понимание звукового отличия речи и произношения. Если социальное окружение было положительным и взрослые общались качественно и подолгу, к первому классу ребёнок умеет выразить мысли, пересказать рассказы или мультипликационные фильмы в красках.

  • Прослеживаются способности осмысливать, анализировать увиденное или услышанное, видна целенаправленность действий.
  • Для развития восприятия характерно наблюдать, искать, рассматривать, изучать.
  • Развитию способности понимания способствует речь.
  • Дети умеют назвать и сделать главными для себя качества и свойства предметов, разделить их и понять реальную связь между ними.
  • В возрасте девяти лет восприятие может стать обобщающим, развивается способность устанавливать связи в воспринимаемых явлениях и событиях.

Развитие мыслительных процессов

Мышление переходит от алгоритма «посмотрел – повторил» к алгоритму «посмотрел – представил», а в конце – начинает развиваться мышление словесное. Видна способность образно мыслить, но не приобретена взрослая логика суждений. К концу периода у детей будет получаться обобщение и установление связей. Это важно для развития умственных способностей. Большинство интеллектуальных задач решаются с помощью образного мышления, помогающего понять суть задачи, провести параллели с реальностью и проконтролировать её решение.

Большинство будет с лёгкостью представлять в воображении предмет, выделять в нём главные особенности. Заметно начало формирования мышления, помогающее воспроизводить увиденное в виде схем, чертежей, планов. Благодаря этому типу мышления появится понимание условных обозначений слов в предложении либо математических действий. Начинают формироваться основы мышления, основанного на алгоритме «увидел — нашёл причину». Такой вид мышления является главным для взрослого индивида. Характерно понимание простейших причинно-следственных связей, умение пользоваться словосочетаниями «если…, то».

Рекомендации по развитию:

  • составление слов из заданных букв;
  • составление предложений из заданных букв;
  • разгадывание ребусов.

Важно помнить, что выполнять все задачи нужно в игровой форме, придумывая увлекательные упражнения.

Свойства памяти

Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.

Рекомендации по развитию:

  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
  • перечисление предметов, показанных на картинке;
  • обучение танцам, прочим играм на движения.

Особенности внимания

Эта психическая особенность является самой важной, на внимании строится процесс обучения. Раньше дети не могли сосредотачиваться на монотонных действиях, а в семь лет это не является непосильной задачей. Но непроизвольное внимание продолжает лидировать. Отвлекающим фактором служит любой раздражитель. Средняя продолжительность сосредоточенности составляет 10–20 минут. Возникают сложности с переключением внимания между заданиями. Дети индивидуальны, внимание развито у каждого по-своему. Одни могут быстро переключаться с задачи на задачу, но подолгу удерживать внимание не в состоянии. Другие могут скрупулёзно, очень тщательно заниматься решением, но долго переключаются на решение следующей задачи.

Свойства внимания неодинаково поддаются тренировке и развитию, но их можно и нужно развивать. Это необходимо делать, чтобы не пустить этот процесс на самотёк. Только к 9–10 годам можно рассчитывать на усидчивость и сосредоточенность, которая позволит подолгу выполнять задания. До этого времени будет преобладать произвольное внимание, переключающееся на внешний раздражитель. Из-за этого психического свойства лучшим способом предоставления учебного материала будут яркие пособия и материалы.

Рекомендации по развитию:

  • игры в домино, лото;
  • поиск нарисованных одинаковых предметов, изображённых на одной картинке;
  • поиск различий между двумя картинками, идентичными на первый взгляд.

Отношения с социумом

Приходя в первый класс, понимание действительности претерпевает значительные изменения. Если в раннем возрасте в качестве значимых взрослых выступали только родители, то теперь появляется ещё один – учитель. На основании этих отношений теперь строятся последующие отношения с окружающими. Связи «ученик–учитель» выступают показателем качества условий жизни. Успеваемость выводится на первое место. Педагог выступает в качестве взрослого, которого беспрекословно слушают, и которому подчиняются. Характерно появление ябед, так как отношения друг с другом строятся с позиции отношения к правилам учителя.

Взаимоотношения со взрослыми сводятся к следующему алгоритму: взрослый нацеливает, осуществляет проверку, производит оценку действий. Сначала манипуляции производятся совместно, затем участие взрослого в процессе уменьшается, пока полностью не прекратится.

Приобретается и накапливается опыт общения и решения конфликтных ситуаций. Обучение терпению, способности к совместным действиям, умению прощать. Развитие способности понимать желания другого, решать общие задачи, смотреть на действия чужими глазами.

Основные психологические изменения

Основными психологическими изменениями являются:

  1. Стремление упорядочить все аспекты своей жизни. Во всём, с чем сталкивается ребенок, прослеживается стремление выявить закономерности, в которые можно уложить окружающий мир. Устойчиво мнение, что окружающие предметы, вещи, явления созданы людьми. Прослеживается склонность к фантазированию, придумыванию, сочинению, построению глобальных теорий. Знания берутся от взрослых или телевидения. Отношение и представление об окружающем мире кардинально меняется в момент прихода в школу, поскольку на деле выясняется, что основным занятием будет решение элементарных задач вместо глобальных. Теперь видно все несоответствие между познавательными желаниями и действительностью.
  2. Умение отличать хорошие поступки от плохих действий. Знание развивается вместе с эстетическим вкусом. Ставится знак равенства между «красиво» и «хорошо».
  3. Тенденция к преобладанию обдуманных поступков. Контроль над своими желаниями осуществляется с позиции «накажут или похвалят» и с позиции личных обещаний. Эти качества способствуют развитию настойчивости, умению добиваться поставленных целей.
  4. Появление желания управлять собой, своими действиями на основании образца.
  5. Становление процесса осознания ограниченности своих возможностей. Это является зарождением самооценки. Внешние проявления становятся внутренними переживаниями.
  6. Возникновение понимания психических процессов, системы научных знаний. Присутствует осознание, насколько сильные произошли изменения в результате учёбы.

До начала школы основным занятием были ролевые игры. Теперь они отходят на второй план, их место занимает учёба. Развитие этого вида деятельности будет продолжаться весь период обучения, но фундамент, от которого зависит возможность личностного развития, закладывается именно в младшей школе. Успеваемость выступает главным показателем, по которому оценивают. Он отражает статус, влияющий на самооценку, самоуважение. Успеваемость, понимание того, на что ребенок способен, как умеет справляться с поставленными задачами, благоприятно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Если оно не сформируется, самооценка снижается, возникает чувство ущербности по отношению к сверстникам.

Связано с тем, что в процессе учёбы внимание сосредоточено на желании изменить самого себя. Происходит отслеживание своих показателей и внутренних перемен. Если результат удовлетворителен, значит, погружение в учёбу было полным. Этот процесс перерастёт в самостоятельную деятельность, хоть и был изначально организован взрослым.

Возрастные сложности

Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.

Основные признаки:

  1. Перестройка восприятия своего места в отношениях.
  2. Зарождение собственного Я. Начинается понимание занимаемого места в мире взаимоотношений. Происходит переоценка ценностей. Прошлые увлечения и побуждения меркнут, на их место приходят новые.
  3. Смена эмоциональной жизни. Раньше эмоции были кратковременными и особо не запоминались, критика не доставляла особых огорчений и не влияла на самооценку. Теперь всё изменилось, иммунитет к критике ослаб.
  4. Обобщение собственных переживаний, ведущее к зарождению логического объяснения чувств. Переживания кажутся тяжёлыми, сложными, носящими глубокий смысл, который приводит к появлению внутренней жизни. Она будет руководить действиями.
  5. Анализ ситуации перед действиями, ведение рассуждений. Взвешивается вероятность достижения положительного результата. 
  6. Утрата детской наивности и открытости.
  7. Обучение способностям прятать болезненные чувства, маскируя их под маской равнодушия. Несмотря на желание показать свои эмоции окружающим, или же пойти на поводу у мимолётных прихотей, внешняя оболочка ребёнка отличается от внутренних переживаний. Явным проявлением такого разделения выступает наигранность эмоций, манерность поведения. Они пройдут после вступления в новый возрастной период.

Психические нарушения и методы коррекции

Отклонения в поведении создают трудности в развитии, вызваны погрешностями в воспитании или особенностями детской нервной системы. Эти причины действуют одновременно, так как взрослые недооценивают важность знания детской психологии 7–8 лет и начинают воспитывать ребенка неподходящими методами. Чтобы такого не происходило, необходимо выявить мотивы, приведшие к такому поведению.

Название нарушенияПричиныПризнакиМетоды борьбы
Физическая агрессияСтрах

Обида

Неумение правильно выражать эмоции

Желание привлечь внимание

События, заставляющие испытывать сильные переживания

Драки

Разрушение предметов и вещей

При совпадении с раздражением – бросание предметов в окружающих

Окрик

Вовлечение в интересное занятие

Блокирование удара

Объяснение неприемлемости поведения

Уборка результатов агрессии, но не в качестве наказания, а как посыл к тому, что взрослый отвечает за свои действия и поступки

Словесная агрессияЖелание оскорбить обидчика

Самоутверждение за чужой счёт

Неумение правильно выражать эмоции

Игнорирование выпада с одновременным выяснением истинных причин

Донесение до сознания существование других способов выделения среди сверстников или доказательств своей силы

ВспыльчивостьЗакатывание истерик по любому поводу

Отсутствие открытых проявлений злости

Похоже на желание выразить печаль и беспомощностьПереключение внимания

Лишение зрителей

Обучение выражению переполняющих эмоций

После окончания приступа – утешение

ПассивностьОщущение ненужности

Проблемы в доме

Желание остаться в своём внутреннем мире

Застенчивость

Подавленность

Боязнь незнакомцев

Сосание пальца

Раскачивание

Выдёргивание волос

Отгораживание от всех

Помощь в поиске способов разрядки эмоционального напряжения

Развитие самоуверенности

ГиперактивностьМикроорганические поражения головного мозга

Физические и психические травмы

Чрезмерная оживлённость

Слабая способность концентрировать внимание

Сверхимпульсивность

Отсутствие сдерживания физической активности

Направление действий и организация деятельности

Постановка цели и обучение её достижению

Подчинение действий смыслу

Доброжелательное, последовательное отношение

Не впадать в крайности, чередуя жалость с завышенными требованиями

pups.su