Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Виды и методы борьбы с импульсивным поведением. Приведите примеры импульсивного поведения ребенка 6 лет


Импульсивный ребенок

Надо воспитывать так, чтобы ребенок проявлял активность, стремился к чему-то, добивался, но в то же время у него должен воспитываться тормоз... для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте.

А. С. Макаренко

Девиантное поведение часто провоцируется детской импульсивностью. Импульсивность (от лат.impulsus — толчок) — особенность поведения ребенка (или черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием чисто внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвешивает различных возможностей; он быстро и непосредственно действует и часто столь же быстро раскаивается в своих поступках. Импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения.

Импульсивный ребенок ведет себя несдержанно, подвержен ситуационным эмоциональным порывам, не считается с мнением других людей. Такое его поведение часто напоминает отклоняющееся, граничит с ним. Умеренная импульсивность младших школьников — это нормальное явление, это возрастная особенность. В силу своего эгоцентризма ребенок заботится только об удовлетворении своих потребностей. К проявлению такой импульсивности воспитатели готовы и умеют ее «укрощать». Но есть импульсивность аномальная, завышенная, когда эмоциональная расторможенность школьника мешает ему самому и окружающим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».

Причины детской импульсивности хорошо изучены. Среди них:

—возрастные особенности психического, социального, нравственного развития младших школьников;

—несформированность их эмоционально-волевой сферы, ситуативная мотивация поведения;

—неспособность связывать причины и следствия, предвидеть будущие последствия своих поступков;

—гиперактивность как следствие преобладания возбуждения над торможением;

—богатая разнообразными впечатлениями среда, способствующая вызову и проявлению неконтролируемых порывов;

—безразличие взрослых;

—недостатки предшествующего воспитания.

Импульсивное поведение легко диагностируется визуально. £сли ребенок несдержан, норовист, несется сломя голову неизвестно куда и зачем, начинает что-то делать, ни капельки не подумав, бросает начатое, пытается одновременно управиться с десятком дел, то он импульсивен. Признаки импульсивности:

-    неумение ждать, нетерпеливость;

-    способность легко расстраиваться;

-    обидчивость, раздражительность;

-    эмоциональная несдержанность;

-    легкая отвлекаемость внимания;

-    беззаботность, легкомысленность, безответственность;

-    неспособность к длительному монотонному труду;

-    страсть к новым впечатлениям;

-    нежелание прислушиваться к замечаниям взрослых, игнорирование требований родителей и учителей.

Чтобы убедиться, вызвано ли отклоняющееся поведение некоторых школьников именно их импульсивностью, учитель может предложить детям тест-игру.

Для работы с детьми

Диагностическая методика

Название: Узнай себя.

Форма, метод: Тест-игра.

Цель: Составить  первое  впечатление  об  импульсивности учащихся класса.

Оборудование: Планшет для теста, распечатка теста.

Тест

Это правда, что ты:

1.       Быстро находишь ответ на любой вопрос?

2.       Часто бываешь не в настроении?

3.       Не можешь долго выполнять трудную работу?

4.       Быстро, не колеблясь, принимаешь решения?

5.       Отвлекаешься на уроках?

6.       Не всегда прислушиваешься к советам родителей?

7.       Не раздумывая, принимаешься за новое дело?

8.       Не любишь подчиняться правилам?

9.       Говоришь громко и быстро?

10.    Не всегда доводишь работу до конца?          Реализация:   Детям   предлагается   тест.   Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 минут).

Вариации: От класса к классу задания усложняются, учитель вводит те вопросы, которые представляют для него наибольший интерес.

Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая импульсивность, 6—8 баллов — умеренная, меньше — отсутствует.

Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, добытыми другими методами исследования.

Обычно детская импульсивность проходит с возрастом. Но у некоторых детей привычка действовать поспешно, без обдумывания последствий своих поступков сохраняется надолго, закрепляется как черта характера, переходит в инфантилизм. Наиболее импульсивных детей можно выделить в специальную подгруппу и вести целенаправленную коррекционную работу. Она будет заключаться в следующем:

—поощрение каждой попытки импульсивного школьника сдерживать свои порывы, эмоции, движения, жесты, стремления не поддаваться первому желанию;

—похвала за проявленное терпение, подчеркивая, что любое большое дело начинается с маленькой попытки;

—выражение надежды, что ученик сможет, если захочет, избавиться от своего недостатка, справиться с собой;

—учить умению переделывать себя маленькими шагами: не спешить с ответом или действием, подумать, прежде чем написать, уметь оценивать последствия своих поступков;

—подкреплять советы примерами из жизни видных людей, которые в детстве имели такие же проблемы.

Для достижения положительного результата учитель и в этом, и в других аналогичных случаях может даже погрешить против истины, наделив «недостатками» кумиров школьника, авторитетных для него людей.

Основные приемы коррекции импульсивности: -совместные игры, требующие сдержанности непосредственных побуждений, строгого подчинения правилам игры, учета интересов других игроков;

—тренаж-приучение думать, прежде чем действовать;

—специальные упражнения по сдерживанию своих порывов;

—тренаж ответственности за свои поступки;

—твердый режим.

Итак, младшие школьники подвержены импульсивности — незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина их отклоняющегося поведения ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью. Импульсивность — это наименьшая из причин отклоняющегося поведения, хотя она и мешает многим школьникам. Учитель, применяя коррекционные воздействия, помогает детям избавиться от недостатков.

Для работы с детьми

Коррекционная методика

Название: Запрещенный номер.

Форма, метод: Игра.

Цепь: Коррекция импульсивности.

Оборудование: Не требуется.

Реализация: Дети вместе с учителем становятся в кружок. Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Вместо нее игрок должен хлопать в ладоши. Например, запрещена цифра 5. Начинается игра. Первый участник скажет 1, следующий продолжит, и так до 5. Пятый участник молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит «шесть» и так до 10. Потом все сначала. Игра идет в быстром темпе.

Вариации: Можно проводить со словами, цветами, именами и т. д.

Обработка результатов: Не требуется.

Выводы: Воспитывается внимательность, самоконтроль, умение думать, прежде чем действовать.

studfiles.net

виды, диагностика поведения и лечение

Импульсивность в психологии рассматривается как предрасположенность к стихийной, молниеносной реакции на любые внешние или внутренние раздражители без учета возможных последствий. В рамках этого понятия говорят об импульсивном поведении, когда человек действует бездумно, но впоследствии нередко раскаивается в содеянном или, наоборот, еще больше усугубляет сложившуюся ситуацию. Данная особенность характера может проявляться как в детском, так и во взрослом возрасте вследствие повышенной эмоциональной возбудимости, переутомления, эмоционального перенапряжения, а также некоторых заболеваний.

Такие качества, как импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность присущи в основном экстравертам. Понятие импульсивности можно противопоставить рефлективности – склонности к тщательному обдумыванию проблемы и взвешиванию принимаемых решений.

В психологии и психиатрии импульсивность также трактуется как болезненная форма поведения, при которой человек совершает определенные действия, повинуясь непреодолимым влечениям, то есть практически неосознанно. Получается, что импульсивных людей снижен уровень самоконтроля, а их действия носят скорее автоматизированный характер.

Импульсивное поведение и его виды

Импульсивность проявляется сложностями в противостоянии неким сиюминутным побуждениям, которые в итоге практически всегда приводят к неприятностям, как для самого больного, так и для его ближайшего окружения. Можно привести несколько примеров болезненного импульсивного поведения:

  • клептомания – болезненная тяга к воровству;
  • игромания – патологическое влечение к азартным играм;
  • импульсивные покупки – приобретение ненужных вещей, озабоченность покупками;
  • пиромания – непреодолимая тяга к поджигательству;
  • импульсивное половое поведение – неконтролируемая, чрезмерная сексуальная активность, которая может проявляться не только в половой распущенности, но и вуайеризме, фетишизме, эгсбиционизме и прочих наклонностях;
  • импульсивное пищевое поведение – компульсивное переедание, анорексия, булимия и т.п.

Вышеперечисленные расстройства встречаются достаточно часто среди взрослых людей и подростков, и приводит к существенному снижению качества жизни. Однако повышенная импульсивность достаточно легко устраняется с помощью грамотной когнитивно-поведенческой психотерапевтической работы.

Импульсивное поведение в детском возрасте

Импульсивность у детей также является особенностью характера, заключающейся в действиях по первому побуждению вследствие влияния каких-либо эмоций или раздражителей. Ввиду возрастной недоразвитости контроля поведения подобная особенность часто встречается у дошкольников и младших школьников. При адекватном развитии ребенка такая форма импульсивности довольно легко корректируется, однако не исключено, что по мере взросления эта особенность поведения вновь вернется.В подростковом возрасте импульсивность часто становится следствием эмоциональной возбудимости, переутомления, стресса.

Большинство психологов рассматривают импульсивное поведение маленьких детей в качестве нормального явления, так как в связи с возрастом и рядом других объективных факторов нельзя требовать от них полного контроля собственного поведения. Центральная нервная система активно формируется в первые несколько лет жизни, а более или менее регулировать спонтанно возникающие импульсы ребенок начинает только к восьми годам. По сути, отсутствие произвольной регуляции поведения является просто естественной возрастной особенностью.

Выявление

Диагностика импульсивности выполняется психологом или врачом-психотерапевтом с помощью специальных опросников и тестов. Окончательный диагноз ставится, если состояние пациента удовлетворяет следующим критериям:

  • импульсивное поведение постоянно повторяется, несмотря на негативные последствия;
  • пациент не может контролировать собственное поведение;
  • больной испытывает буквально непреодолимое желание совершить импульсивный поступок;
  • после совершения импульсивного действия пациент чувствует себя удовлетворенным.

Импульсивность – это состояние, с которым необходимо бороться, прежде всего, для повышения качества жизни самого пациента. В зависимости от причин, вызвавших импульсивное поведение, и личностных особенностей больного подбирается индивидуальная методика лечения.

Методы борьбы

Итак, наиболее предпочтительный метод коррекции врач-психотерапевт всегда определяет строго в индивидуальном порядке, рассматривая множество факторов, в том числе и особенности развития нервной системы пациента. В ряде случаев избавиться от импульсивности помогает грамотно подобранная фармакологическая терапия с применением антидепрессантов и нейролептиков. Медикаменты назначаются в тех случаях, когда импульсивность является проявлением какого-либо психического расстройства личности.

Бороться с импульсивным поведением также помогают различные психотерапевтические методы. Наибольшее распространение получила когнитивно-поведенческая психотерапия, которая наиболее эффективная при проведении в индивидуальном режиме, однако не исключено и посещение групповых занятий.

Импульсивность в детском возрасте также нельзя пускать на самотек. И хотя по мере взросления поведение ребенка будет меняться, основная задача взрослых состоит в формировании у него способности правильно соразмерять собственные побуждения и ожидаемые результаты. То есть, ребенок должен понимать, что все его действия повлекут за собой определенные последствия. При этом важно выработать систему поощрений, чтобы у ребенка сформировалось понятие о «правильном» поведении. По сути, взрослый направляет ребенка в нужном направлении и постепенно перекладывает на него ответственность за его поведение. Стоит отметить, что самая большая ошибка родителей состоит в том, что они пытаются «выдрессировать» собственного ребенка, научив его самоконтролю посредством наказаний. Данная стратегия в корне неправильна и может привести к развитию у ребенка серьезных психических отклонений в будущем.

Большое значение в коррекции импульсивности у дошкольников и младших школьников имеют совместные игры, предполагающие сдерживание побуждений и принятие во внимание интересов остальных участников. В дальнейшем еще больше способствовать нормализации поведенческой активности станет учебная деятельность.

odepressii.ru

Импульсивное поведение ребенкаЖенский журнал | First-woman.ru

Импульсивность поведения выражается в том, что страдающему ГРДВ ребенку невыносимо бывает дождаться своей очереди, и он «лезет напролом». Часто поступает, не подумав, отчего может попасть в опасные ситуации, задействовав спички, провода, острые предметы. Он нетерпелив, спорит, кричит, шумит, вплоть до сильных вспышек раздражения, которые могут перейти в рукоприкладство. Такие дети неаккуратны, бросают вещи и игрушки где попало, а потом долго не могут найти. Но то, что больше всего изматывает взрослых, — это, конечно, непослушание и невыполнение правил поведения.

Что касается речи, то и здесь есть интересное сочетание. Речь у гиперактивных детей «бедная», в ней мало прилагательных, наречий, сравнительных оборотов. Но при этом речевая активность может быть высокой. Они способны болтать без умолку (пример Люды здесь нетипичен). Они задают множество вопросов, но никогда не дослушивают ответ до конца. Следующий заданный вопрос часто повторяет первый (и не один раз). Дети с ГРДВ перебивают взрослых и сверстников. В этом они также не соблюдают правила.Возраст 4-5 лет — начало периода дружбы, и в это время становится понятно, каков ребенок в общении со сверстниками. Если здоровые активные дети часто бывают заводилами и центром группы, то гиперактивные относятся к «непопулярным». Другим ребятам с ними бывает непросто. Их сверстники ждут от них более зрелого игрового взаимодействия, когда затевается большая игра со множеством ролей и сложным сюжетом. Однако дети с ГРДВ быстро отвлекаются, не могут как следует играть свою роль, начинают дурачиться, чем «ломают» игру. Они и здесь не способны подчиняться договоренностям и правилам, а свою правоту доказывают кулаками. Они тоже хотят дружить и играть со сверстниками, но те постепенно начинают отказывать им в общении. Свою обиду страдающий ГРДВ ребенок снова выражает в агрессии или клоунских попытках нарушить чужую игру, чем лишь усугубляет ситуацию.

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

first-woman.ru

Импульсивный ребенок - Психологос

Если вы хотите выявить уровень импульсивности ребенка, заполните нижеприведенную анкету. Внимательно читайте каждое утверждение, если вы с ним согласны, помечайте его знаком "+", если нет - знаком "-".

Для более объективной оценки предложите заполнить анкету другим близким родственникам и сравните полученные результаты.

Анкета

1. Всегда находит быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно и неверный, но очень быстро).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводя из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствует, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решение.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из детей кричит на него, он тоже кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, учителю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Любит действовать, но не умеет и не любит рассуждать.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, легко увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Оценка результатов

Чтобы оценить импульсивность ребенка, сложите все ваши утвердительные ответы. Полученное число и есть уровень импульсивности вашего ребенка. Возможно, кто-нибудь из родственников заполнял анкету вместе с вами. Результаты могли получиться разными, ведь каждый оценивает поведение ребенка по-своему. В таком случае вам следует высчитать средний уровень импульсивности.

А теперь соотнесите полученный результат с нормативными данными:

20-15 баллов - высокий уровень импульсивности;

14-7 - средний уровень;

6-1 балл - низкий уровень.

Помните, что несовпадение баллов по анкете у разных взрослых является косвенным свидетельством особенностей их взаимоотношений с ребенком.

Советы родителям импульсивных детей

  1. Прежде всего, определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать ребенка воздействию таких условий.
  2. Введите в его деятельность различные игры, во время которых он может учиться сдерживаться и регулировать свою деятельность. Это могут быть как подвижные игры, так и учебные, например такие, как "Говори - не говори" по команде, "Запрещенное движение", "Съедобное - несъедобное". Поощряйте его во всех случаях и сразу, не откладывая на будущее, когда он пытался сдержаться.
  3. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.
  4. Постарайтесь заранее обсудить с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
  5. Почаще предоставляйте ребенку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Необходимость объяснять причину своих поступков поможет ребенку лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение.
  6. Воспользуйтесь упражнениями из раздела "Развитие самоконтроля и саморегуляции ".
  7. И, наконец, самый главный совет. Общаясь с импульсивным ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.

Об импульсивности и рефлексивности

Одним из когнитивных стилей, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность ребенка, является тип реакции, который может быть импульсивным или рефлексивным. Этот тип реакции проявляется при решении задач. Об импульсивности речь идет в тех случаях, когда человек действует не размышляя и принимает необдуманные решения, когда он сразу, не задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу той или иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобности.

Рефлексивность, как антипод импульсивности, характеризует людей, которые, прежде чем действовать, внутренне просматривают все гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся им малоправдоподобными, принимают решения обдуманно, взвешенно, осторожно. Именно к такому поведению призывает известная народная мудрость «Семь раз отмерь, один отрежь».

При решении мыслительных задач импульсивное поведение приводит, в среднем, к меньшим затратам и большему числу ошибок, а рефлексивное, наоборот, - к более длительному времени выполнения, но меньшему количеству ошибок.

Само собой разумеется, что тип реакции, подобно другим когнитивным стилям, имеет закономерные возрастные сдвиги. Младшие дети в целом импульсивнее старших. На протяжении детства и юности уровень рефлексивности постепенно возрастает, а импульсивности – падает. С увеличением возраста затраты времени в среднем увеличиваются, а количество ошибок падает. Однако, примечательно, что и здесь наблюдается тенденция к сохранению позиции человека в своей возрастной группе. Иначе говоря, ребенок, демонстрировавший ярко выраженную импульсивность, становясь подростком, хотя и обладает меньшей импульсивностью, все равно остается импульсивным.

По этому когнитивному стилю наблюдаются выраженные половые различия. Девочки и женщины в целом демонстрируют более импульсивное поведение, чем мальчики и мужчины.

Как же сказывается импульсивность на учебной деятельности?

Не вызывает сомнения, что импульсивные и рефлексивные субъекты по-разному ведут себя в процессе учения. Даже «непосвященному» сразу приходит в голову, что учебные действия импульсивных учащихся могут быть охарактеризованы как непродуманные, легкомысленные, торопливые, небрежные, неподготовленные. Действиям же рефлексивных людей нетрудно приписать противоположные качества.

К особо значимым последствиям импульсивный стиль поведения приводит при выполнении мыслительных заданий, требующих внимательного учета условий и осторожного опробования всех возможных путей решения проблемы. Поэтому различия между импульсивными и рефлексивными людьми обнаруживаются прежде всего в случае сложных заданий и задач. В случае легких задач преимуществом обладают как раз импульсивные, ибо они затрачивают меньше времени на решения, не допуская при этом больше ошибок, чем рефлексивные, которые тратят больше времени на решение. В случае же сложных задач проявляется преимущество рефлексивных.

По мере усложнения решаемых задач время реакции у импульсивных увеличивается незначительно, количество же ошибок резко возрастает. В отличие от них рефлексивные затрачивают неодинаковое время на работу с задачами разной сложности: легкие задачи он могут позволить себе решать быстро, а трудные – решают медленно. Число же ошибок у них в случае задач с средней и высокой степенью сложности значительно меньше, чем у импульсивных. Рефлексивные люди в ходе выполнения мыслительных задач учитывают требования задач более адекватно, чем импульсивные. Такой учет ведет к согласованию темпа своей работы с особенностями и сложностью решаемой задачи, а это, в свою очередь, приводит к более высоким результатам.

Поскольку слишком быстрое, торопливое принятие решений импульсивными учащимися обусловливает определенные изъяны в их учебной работе, то замедление деятельности может оказаться для них весьма полезным. Для этого можно использовать, например, способ проговаривания материала (условий задачи, способа решения и др.) про себя.

Несмотря на то, что импульсивность и рефлексивность являются обусловленными темпераментом, множество фактов свидетельствуют о том, что решающий вклад в их развитие у ребенка вносят условия воспитания.

На выраженность импульсивности оказывает влияние социальный класс: дети из менее обеспеченных слоев реагируют преимущественно импульсивно, тогда как дети из высших слоев чаще, раньше и более выражено начинают демонстрировать рефлексивную стратегию поведения.

Особенности познавательной деятельности родителей (как родных, так и приемных) также влияют на тип реагирования детей. Иначе говоря, матери импульсивных детей обычно сами импульсивны. То же можно сказать и про рефлексивных детей и родителей.

Не менее значимым для развития рефлексивности представляется и практикуемый родителями стиль воспитания. Авторитарно-директивное семейное воспитание препятствует формированию у ребенка рефлексивности и затрудняет этот процесс.

Воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее обдумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует формированию рефлексивности.

www.psychologos.ru

Журнал Родительское собрание

НОВОСТИ

Предыдущая Следующая76Готовим ребенка к школеСтарший дошкольник в основном знает свои возможности и умеет добиваться результата в привычной для него деятельности.-105-Задание. Приведите примеры импульсивного поведения ребенка 6 лет. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?Решение. Ребенку 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще недостаточно развита воля.Произвольным должно быть не только внешнее поведение, управляемой должна стать и умственная деятельность ребенка, включающая внимание, память, мышление.Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи.Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.-106-Ситуация. Сережа (6 лет) делал коробочку в подарок маме. Работал увлеченно, с большим старанием, но поделка вышла не очень красивой, кривой. Когда его брат Коля (10 лет) увидел поделку, то сказал, что она кривая. На это Сережа возразил: «Ну и что, зато я ее сам сделал».Объясните, почему дети более активны в оценке результатов деятельности, нежели самого поведения?Решение. Результат деятельности налицо, поэтому он оценивается более объективно.-107-Ситуация. Воспитатель на родительском собрании подготовительной к школе группы детского сада рассказал о том, как готовить детей к школе, развивая их физически.Бабушка одного мальчика активно настаивала на том, чтобы ее внука не брали на прогулку, отстранили от участия в играх, так как у него слабое сердце. Она говорила, что ее внук умеет считать, писать, читать, что учиться ему и так будет легко.Сможет ли мальчик активно учиться в школе?Какую работу необходимо проводить с родителями?Решение. В школе мальчику учиться будет трудно, так как слабая физическая подготовка не даст ему возможности полностью реализоватьГлава 5. Волевая готовность77умственные способности. Мальчика необходимо заинтересовать посильными физическими упражнениями и подвижными играми, показывать пример положительного влияния физических упражнений на здоровье. Воспитатель должен уделять больше внимания индивидуальной работе с мальчиком.

Предыдущая Следующая

ЖУРНАЛ ПРЕДСТАВЛЯЕТ:

Вы можете регулярно получать электронную версию нашего журнала

Уникальные материалы, предназначенные, для самообразования родителей, разрешения семейных конфликтов, установления мира и гармонии в семье.

 

Работы выдающихся педагогов, философов и психологов прошлого и настоящего.

 

Письма родителей, отражающие их собственный опыт воспитания детей, а также молодых читателей, желающих высказать свою точку зрения.

rodsobr.narod.ru

виды, причины, коррекция. Модели поведения

Тема взаимоотношений детей и родителей, а также психология человека по поведению в настоящее время приобретают все большую актуальность. Многие мамы задаются вопросом: «Почему мой ребенок в определенный период стал вести себя иначе? По какой причине он стал таким неспокойным, агрессивным, гиперактивным и проблемным?» Ответы на эти вопросы следует искать в пособиях классических педагогов, таких как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко и т. д. Но если у вас на это совершенно нет времени, предлагаем прочитать данную статью, чтобы понять все тонкости детской психологии изучить типы расстройств и нарушения поведения, а также найти правильный подход к его коррекции и воспитанию ребенка в целом.

Произвольное и непроизвольное поведение

В психологии разделяют два типа поведения: произвольное и непроизвольное. Первым обладают организованные дети, проявляющие выдержку и ответственность в делах. Они готовы подчиняться собственным целям и установленным в обществе нормам, законам, правилам поведения, а также обладают высокой дисциплинированностью. Обычно детей с произвольным типом поведения относят к числу чересчур послушных и примерных. Но согласитесь, что такой способ самоподачи тоже не является идеальным.

Именно поэтому психологи выделяют еще один тип: непроизвольное (слепое) поведение. Такие дети ведут себя неосмысленно и нередко лишены инициативности, они предпочитают игнорировать правила и законы – их просто не существует для таких детей. Нарушения постепенно становятся систематическими, ребенок перестает реагировать на замечания и упреки в свою сторону, считая, что он может поступать так, как ему хочется. И такое поведение тоже считается отклонением от нормы. Вы спросите: какой же тип наиболее приемлем для ребенка? Обе модели поведения требуют коррекционной помощи, которая будет направлена на преодоление негативных личностных черт.

В чем заключается причина отклонений?

Как известно, каждый человек индивидуален, и полагать, что возникновение отклонений в поведении двух детей имеет одинаковые причины, в большинстве случаев ошибочно. Иногда нарушения могут иметь первичную обусловленность и являются особенностью человека. Например, это может быть постоянное изменение психических процессов, моторная заторможенность или же расторможенность, нарушения интеллекта и т. д. Такие отклонения носят название "нейродинамические расстройства". Ребенок может страдать от нервной возбудимости, постоянной эмоциональной неустойчивости и даже от резких смен поведения.

Отклонения от нормы у здоровых детей

Если же эмоциональный фон ребенка в норме и достаточно устойчив, то причиной отклонений в психологическом плане могут послужить неудачи, например, в учебной деятельности или общении и, как следствие, неумение ребенка справляться с этими трудностями самостоятельно. Такие дети очень нерешительные, пассивные, упрямые и агрессивные. В таком случае главное - понять, что ребенок совершает эти действия непроизвольно, и уж тем более не для того, чтобы кому-то «насолить». Он попросту не может адаптироваться к обстановке и подстроиться под развитие событий. Далее мы более подробно разберем отдельные виды поведения, а именно их особенности, причины и способы коррекции.

Гиперактивное поведение

Гиперактивность является, пожалуй, самым популярным видом расстройства поведения. Таким детям просто необходима повышенная двигательная активность. Но это часть проблемы. Когда ребенок с гиперактивным поведением попадает в социум с прописанными в нем определенными нормами и распорядком, у него нарастает нервное и мышечное напряжение. Ребенок не может терпеть таких запретов, результатом чего становится ухудшение внимания, снижение работоспособности, быстрая утомляемость и эмоциональная разрядка, выражающаяся двигательным беспокойством и неусидчивостью. А такое поведение как раз относится к числу дисциплинарных проступков.

Этим детям гораздо сложнее находиться в общественных местах, в общении со сверстниками и близкими им очень трудно найти общий язык. Дезадаптирующие особенности поведения ребят с гиперактивностью указывают на недостаточно сформированные регуляторные механизмы психики, в первую очередь контроля над собой как основного обстоятельства и звена в образовании нарушения поведения.

Демонстративное поведение

При таком поведении ребенок намеренно и осознанно нарушает принятые нормы и правила. Причем обращены все его действия в основном ко взрослым. Чаще всего это поведение проявляется следующим образом: дитя кривляется в присутствии взрослых людей, но если они не обращают на него внимания, то это быстро проходит. Если же ребенок находится в центре – он продолжает вести себя как клоун, демонстрируя свою развязность. Интересной особенностью такого поведения является и то, что, если взрослые высказывают замечания ребенку по поводу его некорректного поведения, он начинает еще более активно показывать себя и всячески дурачиться. Таким образом, ребенок при помощи невербальных действий как бы говорит: «Я делаю то, что вас не устраивает. И буду продолжать так себя вести до тех пор, пока вы не потеряете ко мне интерес».

Нехватка внимания – главная причина

Этот способ поведения используется малышом в основном в тех случаях, когда он испытывает недостаток внимания, т. е. общение со взрослыми дефицитное и формальное. Как известно, поведение и психика тесно связаны между собой, поэтому иногда демонстративное поведение применяется детьми и в довольно благополучных семьях, где ребенку уделяют достаточно внимания. В этих ситуациях самоочернение личности используется как попытка выйти из-под власти и контроля со стороны родителей. Кстати, необоснованный плач и нервозность в большинстве случаев также применяется ребенком для самоутверждения перед взрослыми. Дитя не хочет принимать то, что он подвластен им, должен во всем подчиняться и слушаться. Он наоборот пытается «взять верх» над старшими, поскольку ему это необходимо для увеличения собственной значимости.

Протестное поведение

Непокорность и излишнее упрямство, нежелание идти на контакт, повышенная самооценка – все это относится к основным формам проявления протестного поведения. В трехлетнем возрасте (и меньше) такие резкие проявления негативизма в поведении ребенка можно считать нормой, но в дальнейшем это следует расценивать как нарушение поведения. Если дитя не хочет выполнять какие-либо действия только потому, что его об этом попросили или, еще хуже, приказали, то можно сделать вывод, что ребенок просто стремится к независимости, хочет доказать всем, что он уже самостоятельный и не будет следовать приказам. Дети доказывают свою правоту всем независимо от ситуации, даже если в действительности осознают, что поступают неправильно. Таким ребятам крайне важно, чтобы все было так, как они хотят. Считаться с мнением старшего поколения для них непозволительно, да и общепринятые нормы поведения они всегда игнорируют.

В результате во взаимоотношениях возникают разногласия, а перевоспитание без помощи специалиста становится практически невозможным. Чаще всего такое поведение приобретает постоянную форму, особенно когда в семье часто возникают разногласия, но взрослые не желают идти на компромисс, а просто пытаются воспитывать ребенка криками и приказаниями. Нередко упрямство и напористость определяются как «дух противоречия». Ребенок, как правило, чувствует вину и переживает по поводу своего поведения, но тем не менее снова продолжает себя так вести. Причиной такого постоянного упрямства является длительный стресс, с которым дитя не может справиться в одиночку, а также нарушения интеллекта и перевозбудимость.

Следовательно, возникновение нарушения поведения может иметь разные причины. Разобраться в них — значит найти ключ к чаду, к его активности и деятельности.

Агрессивное поведение

Агрессивное поведение является целенаправленным и разрушительным. Используя такой вид, ребенок намеренно сопротивляется законам и нормам жизнедеятельности людей в социуме, всячески вредит «объектам нападения», причем это могут быть как люди, так и вещи, вызывает у тех, с кем взаимодействует, отрицательные эмоции, неприязнь, страх и подавленность.

Подобные действия могут осуществляться для непосредственного достижения важных целей и психологической разрядки. Самоутверждение и самореализация – вот то, ради чего ребенок может вести себя слишком агрессивно. Агрессия может быть направлена либо на сам объект, из-за которого возникает раздражительность, либо на отвлеченные предметы, которые не имеют к ней никакого отношения. Ребенок в таких случаях практически неуправляем: завязать драку с кем-либо, разрушить все, что попадется под руку, закатывать истерики – все это ребенок может делать без зазрения совести, считая, что за этими действиями не последует наказания. Однако агрессивность может проявляться и без рукоприкладства, а значит, могут использоваться другие поведенческие факторы. Например, дитя может оскорблять окружающих, дразнить их и ругаться. В этих действиях проглядывается неудовлетворенная необходимость в повышении собственной значимости.

Зачем и почему ребенок себя так ведет?

Проявляя агрессию, ребенок чувствует свое сомнительное превосходство над другими, силу и непокорность. Основными причинами нарушения поведения являются проблемы и трудности, возникающие у детей из-за учебы. Профессионалы называют такое невротическое расстройство дидактогенией. Именно оно выступает одной из главных причин, приводящих к суициду. Но в чрезмерной агрессивности ребенка нельзя винить только обучение. Негативное воздействие компьютерных игр, влияние СМИ и изменения системы ценностей в отношениях, дисгармония в семье, а именно постоянные ссоры родителей и драки – все эти факторы также могут оказывать негативное влияние на детскую психику. Если ваш ребенок стал слишком импульсивным, вспыльчивым, тревожным или эмоционально неустойчивым, то самое время обратиться к психологу либо попробовать самостоятельно провести беседу и выяснить, в чем кроется причина проявления агрессии.

Инфантильность в поведении

Если вы замечаете, что ребенок ведет себя не по возрасту и ему присущи детские повадки, то дитя можно считать инфантильным. Такие школьники, занимаясь довольно серьезной деятельностью, продолжают видеть во всем лишь развлечение и игру. К примеру, во время уроков ребенок, даже сам того не замечая, может внезапно отвлечься от работы и начать играть. Учителя обычно расценивают такое поведение как нарушение дисциплины и непослушание, но в таком случае необходимо учитывать то, что ребенок делает это совсем не для того, чтобы разозлить преподавателя или получить выговор. Даже если ребенок нормально или слишком быстро развивается, в его поведении все равно проглядывается некоторая незрелость, беззаботность и легкость. Таким детям жизненно необходимо постоянно чувствовать чью-то заботу или внимание, они не могут самостоятельно принимать решения, боясь ошибиться или сделать что-то неправильно. Они беззащитны, нерешительны и наивны.

Инфантильность впоследствии может приводить к нежелательным последствиям в социуме. Дитя, у которого наблюдается такой тип поведения, нередко оказывается под влиянием ровесников или детей старшего возраста с асоциальными установками. Не думая, он приобщается к действиям и поступкам, нарушающим общую дисциплину и правила. Этим детям присущи такие поведенческие факторы, как переживание и душевная боль, поскольку они имеют предрасположенность к карикатурным реакциям.

Конформное поведение

Теперь поговорим о чересчур дисциплинированном поведении. Специалисты называют его конформным. Как правило, взрослые гордятся подобным поведением своих детей, однако оно так же, как и все вышеперечисленное, является отклонением от нормы. Беспрекословное послушание, слепое следование правилам вопреки своему мнению в некоторых случаях может привести даже к более серьезным расстройствам психики ребенка.

Причиной чрезмерного подчинения может быть авторитарный стиль воспитания у родителей, гиперопека и контроль. Дети в таких семьях не имеют возможности развиваться в творческом плане, так как все их действия ограничиваются родительскими установками. Они очень зависимы от чужого мнения, склонны к быстрой смене точки зрения под чужим влиянием. И как вы уже поняли, очень большую роль в определении поведения играет именно психология человека. По поведению можно определить, имеются ли у ребенка проблемы с психикой, как у него обстоят дела в общении с родными, близкими и друзьяи, насколько он уравновешен и спокоен.

Способы коррекции детского поведения

Методы коррекции напрямую зависят от характера педагогической запущенности, модели поведения и того, как воспитан ребенок в целом. Образ жизни, поведение окружающих людей и социальные условия также играют немаловажную роль. Одним из основных направлений коррекции считается организация деятельности детей в соответствии с их интересами и увлечениями. Задача любой коррекции заключается в активизации и побуждении детей к борьбе с наблюдающимися у них негативными качествами, плохими манерами и вредными привычками. Конечно же, сейчас существуют и другие направления и методические приемы коррекции отклонений в поведении детей, а именно внушение, библиотерапия, музыкотерапия, логотерапия, арттерапия, игротерапия. Как было упомянуто выше, последний способ является наиболее популярным и эффективным.

fb.ru

Ребенок очень активный, импульсивный и подвижный. Что делать маме?

Дети до 5-6 лет не умеют контролировать свои импульсы. Они активны, подвижны и импульсивны, у них отсутсвует самоконтроль и это вполне нормально для такого возраста. Когда им хочется куда-то залезть или что-то потрогать - они просто делают это. Родители таких подвижных и импульсивных детей часто бывают обеспокоены - и иногда для этого есть причины. Если трех-четырехлетний ребенок не в состоянии сидеть спокойно, если, несмотря ни на какие запреты, не может устоять перед соблазном, если ни при каких обстоятельствах не соглашается ждать, елси он вообще не может контролировать себя - весьма вероятно, в будущем его ожидают проблемы.

        Это обычно выясняется еще до школы, в садике, как только детей начинают чему-нибудь обучать, когда они начинают жить в коллективе и проявлять свои социальные качества. Но не волнуйся - большинство детей перерастают свою импульсивность и учаться самоконтролю. И лишь небольшой процент дошкольников  нуждаются в помощи специалиста, который научит их контролировать свои импульсы. Это дети, которым ставят диагноз гиперактивность. Но большинство научатся всему ами.

Если у тебя сложилось впечатление, что ребенок совершенно не слушает твоих указаний, - покажи его сначала отоларингологу и исключи проблемы со слухом. Если же ребенок слышит нормально, но не воспринимает твоих слов - тогда есть смысл обратиться к психологу.

ЧИТАЙ ЕЩЕ: Как воспитать в ребенке усидчивость

Советы родителям импульсивных детей:

  • не кричи на ребенка.  Ты же хочешь научить его самоконтролю. Но как это может сделать взрослый, который не в состоянии контролировать себя? Покажи ему на собственном примере, как справляться со своими порывами. Говори с ним твердо, но спокойно.
  • Давай малышу время перестроиться. Многие дети не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой. Предупреди его заранее, что должно произойти дальше и как ему к этому подготовиться: "Мы уходим через десять минут. Ты должен успеть достроить этот гараж, собрать вещи и ..." и т.п.
  • Когда ты говоришь ребенку, что он должен делать, фразы должны быть короткими. Не давай несколько указаний одновременно. Не используй вопросительную форму - это создает у ребенка ощущение, что у него есть выбор. Даже простой вопрос "Ты будешь слушаться?" предполагает по крайней мере два ответа.
  • Прежде чем начать говорить, убедись, что сын или дочь тебя слушают. Дети бывают так поглощены своими занятиями, что просто не воспринимают ничего вокруг. Ребенок постарше может сделать вид, что не слышит того, что ему не нравится. Если малыш не оборачивается и не поднимает глаз на твой голос - заставь его это сделать.

ЧИТАЙ ЕЩЕ: Гиперактивный ребенок: паника отменяется

  • Относись к проблеме серьезно. Активные, любознательные дети нуждаются в постоянном руководстве. Ты должна сформулировать важнейшие правила, которые ни при каких обстоятельствах нельзя нарушать. Нарушение этих важнейших правил должно повлечь за собой неизбежное наказание. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок и твой дом были в безопасности, тебе потребуется вся твоя твердость и ответственность.
  • Придерживайся режима. Именно этим детям он особенно необходим. Вообще все дети чувствуют себя лучше и спокойнее, когда их жизнь упорядочена и предсказуема. Но если инертному ребенку бывают полезны некоторые отступления и встряски, то для активного ребенка жесткий  режим - безусловное благо.
  • Избегай отвлекающих факторов. Не включай телевизор, если ребенок играет или рисует. Не держи на столе игрушки и книжки, когда он обедает.
  • Не напрягайся. Подумай: не слишком ли многого ты от него хоешь? Иногда лучший способ изменить его поведение - изменить сначала свое.

tvoymalysh.com.ua