Как развивается и что умеет ребенок в 6 месяцев. Навыки ребенка 6 мес
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев: навыки и реакции
В полгода малыш с удовольствием осваивает игровую форму общения и осознает, что внимание концентрируется на нем. В этом возрасте кроху приводят в восторг игры: «ку-ку», «ладушки», «забодайка». Дети этого возраста любят потешки, детские песенки, прибаутки, считалки. Малыши смеются, когда их качают или щекочут. Полугодовалые малыши любят устоявшийся порядок в окружающем пространстве. Любые перемены во внешности близкого человека могут напугать грудничка. А с незнакомцами он предпочитает держать дистанцию.
Моторные навыки
Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Какими новыми движениями и положениями тела обогащается его двигательная активность?
Изменение опоры в позиции на животе. Если раньше малыш опирался на предплечья, то теперь он вытягивает ручки вперед и почти не касается локтями поверхности. Ладошки при этом полностью открыты и плотно прилегают к поверхности, корпус вытягивается, таз прижат. Основной упор идет на таз и ладони.
Самостоятельный переворот на живот. Если в 5 месяцев малыш предпринимал попытки переворота со спины на живот, то в полгода такой трюк становится привычным делом. Малыш выполняет эти движения быстро и ловко. Также грудничок способен совершить переворот в обратную сторону. Важно, что малыш проделывает эти движения целенаправленно.
Попытки самостоятельно сидеть. Далеко не всегда полугодовалый малыш умеет сидеть. Часто грудничок с трудом удерживает равновесие и падает набок. Диапазон нормы для этой позы: от 6 до 9 месяцев. Поэтому не стоит бить тревогу, если кроха сидит неуверенно или не предпринимает попытки усаживаться. Ортопеды не рекомендуют раннее высаживание, поскольку это вредно для позвоночника. Чем позже ребенок перейдет в вертикальную плоскость с горизонтальной, тем лучше для формирования его скелета. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, читайте в другой нашей статье.
Уверенное удерживание головы. В какой бы позиции грудничок ни находился, он теперь все время удерживает голову вертикально и хорошо контролирует ее движения по сторонам. Если в этом возрасте кроха еще неуверенно держит голову, нужна консультация невропатолога. Также важно, что при наклоне корпуса в стороны, вперед или назад голова остается в вертикальном положении и не опускается при наклоне. Если при наклоне в одну сторону ребенок держит голову уверенно, а в другую — она опускается, нужно проконсультироваться со специалистом.
Боковая опора и равновесие. В 6 месяцев у грудничка формируется новый моторный навык — боковая опора. Можно провести небольшой эксперимент. Уложить кроху на коврик и приподнять его с одной стороны вместе с малышом под углом 45°. В этом положении грудничок для поддержки равновесия начнет опираться рукой и ногой с той стороны, где приподнят коврик. Малыш в 6 месяцев должен уметь одинаково поддерживать равновесие с обеих сторон.
Положение сидя. Особенность этого возраста — позитивные эмоции ребенка, когда его пробуют присаживать. Можно провести такое наблюдение. Грудничок лежит на спине, нужно взять его за ручки и бережно приподнять примерно под углом 45°. Ребенок радуется и активно начинает помогать, пробует самостоятельно подтянуться. При этом его голова сильно подается вперед, подбородок от усилий может касаться грудной клетки.
Положение стоя. Чтобы проверить формирование опоры ног, нужно взять грудничка под мышки и поставить в вертикальное положение. Ребенок корпусом подается вперед, немного сгибает бедра, а его коленки при этом выпрямляются. Если в 5 месяцев грудничок касался поверхности кончиками пальцев ног, то теперь он пробует становиться всей стопой. Можно наблюдать, что грудничок поджимает пальцы ног — это может говорить о физиологическом гипертонусе. В этом возрасте напряжение в мышцах может оставаться.
Хватательный навык. В этом возрасте хватательные движения осознанные и целенаправленные. Можно провести такой эксперимент: усадить к себе на колени ребенка и на раскрытой ладони предложить ему игрушку небольшого объема. Как отреагирует малыш? В этом возрасте грудничок сначала может затормозить собственное движение руки, как бы раздумывая, брать или не брать. Но затем он быстро может схватить предмет. Если упражнение повторять несколько раз подряд, то можно заметить, что у ребенка будет рабочей одна рука. При хватании игрушки ладонь малыша должна быть развернута вниз и раскрыта. Грудничок захватывает предмет и удерживает его всеми пальцами, при этом большой лежит сверху.
Манипуляции с предметом. Малыш в 6 месяцев умеет перекладывать игрушку из одной руки в другую. При этом можно наблюдать, что кроха чаще перекладывает игрушку в рабочую руку, а назад не возвращает. В этом возрасте грудничок должен научиться перекладывать предмет именно из руки в руку, без промежуточного варианта — взять игрушку одной рукой, положить ее на коврик, затем схватить другой. Часто кроха в этом возрасте берет игрушку и сразу пробует ее на вкус.
Толчки и бросания. Движения ребенка становятся более точными. Толкание и бросание предмета увлекает его не меньше, чем хватание, удерживание, перекладывание. Именно в этом возрасте начинаются первые игры «принеси-подай». Ребенок осознанно бросает игрушки на пол, а взрослый возвращает их. Эта игра забавляет и приводит кроху в восторг.
Фиксация внимания за перемещаемым предметом. Лучше проводить это наблюдение в положении сидя. Один из взрослых сидит за столом и держит грудничка на коленях, а другой — выкладывает на столе перед малышом игрушку (кубик, любой яркий предмет небольшого объема). Нужно положить игрушку так, чтобы ребенок за ней потянулся. В этот момент следует толкнуть игрушку, чтобы она покатилась по поверхности и упала на пол. Какой будет реакция грудничка? Он не только следит за перемещением предмета, но и ищет его за краем стола, наклоняя голову и корпус. Это важное открытие: предметы для малыша теперь не просто исчезают с поля зрения, а меняют свое местоположение.
Шесть месяцев — время первого прикорма. Начинается новый этап в познании мира — при помощи вкусовых рецепторов. Уже сейчас можно наблюдать избирательность в еде. Далеко не всегда дети с восторгом смакуют отварную брокколи или морковь. Кроме исследования вкуса во время прикорма, малыш находит еде и другое применение. Он открывает для себя, что фруктовое пюре можно не только есть, его также можно пробовать руками, размазывать по лицу, рисовать им картины на столе.
Возможна ли разница в развитии мальчика и девочки
Это спорный вопрос. В современной медицинской литературе все чаще встречается точка зрения, что темпы развития мальчика и девочки грудного возраста одинаковые. На уровне гипотезы считается, что девочки рождаются все-таки более зрелыми, поскольку в них заложена природная программа выживания для продолжения рода. Опережение в психомоторном развитии у девочек возможно, но его нельзя считать обязательной нормой. У девочек и мальчиков чаще встречается разница в росте, наборе веса. А психомоторное развитие может быть связано с типом нервной организации, телосложения, особенностями внутриутробного развития, родовыми травмами и т.п.
Психоэмоциональная сфера
Что должен делать ребенок в 6 месяцев при общении с близкими? Взаимодействие с взрослыми для грудничка становится все более интересным. Его реакции осмыслены и окрашены различными эмоциями, как позитивными, так и негативными.
Радость. Эту эмоцию ребенок испытывает при движении. Владение собственным телом приносит ему удовлетворение. Также малыш радуется, если ему удается выполнить какое-то движение, добыть заманчивый предмет. Младенец испытывает радость при контакте с родными людьми. Улыбка и смех — постоянные спутники этого периода жизни. Пока что грудничок не способен испытывать такие высшие чувства, как любовь, симпатия по отношению к близким. Но база этих чувств закладывается уже сейчас, во время вербального общения, ласковых интонаций, тактильного контакта.
Раздражение и недовольство. Негативные эмоции также уже хорошо знакомы малышу. Он может расплакаться, если игрушка упала или его оторвали от любимого дела. В 6 месяцев грудничок уже может реагировать на конкретного человека, а не просто посылать негативные эмоции в пространство. В этом возрасте кроха может испытывать нечто похожее на обиду.
Зрительные и слуховые навыки. У грудничка появляется осознанная цель — рассматривать и изучать предмет. Что ребенок в 6 месяцев делает с предметом, попадающим ему в руки? Он может стучать им, бросать его, трясти, перекладывать, засовывать в рот, грызть (в 6 месяцев уже в прямом смысле можно попробовать что-то на зуб). После выполнения этих действий малыш наблюдает за изменениями, которые произошли. Таким способом он изучает свойства предметов. Диапазон цветовосприятия расширяется, малыш различает красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый и другие яркие, контрастные цвета. Слух ребенка совершенствуется, теперь он чаще обращает внимание на тихие звуки, а громкие уже не так его пугают.
Копирование мимики и интонаций. Ребенок внимательно следит за изменением выражения лица взрослого человека и распознает разные эмоции. Также у малыша появляется способность копировать мимику и интонации взрослых. Близких людей малыш встречает оживленно, а вот к незнакомцам относится с осторожностью, и прежде чем улыбнуться, некоторое время изучает человека.
По поведению малыша родители с легкостью могут определить его самочувствие и эмоциональное состояние: радость, увлеченность, заинтересованность, усталость, пассивность, беспокойство, испуг, возбуждение, настороженность и т.д.
Речевые навыки малыша 6 месяцев
Грудничок уже прошел первый этап доречевого развития — гуление. Примерно в полгода начинается второй этап — лепетная речь. Какие речевые навыки ребенка в 6 месяцев уже сформированы, что нового происходит в вокализации?
Воспроизведение гласных и согласных. Малыш легко произносит гласные: «и», «ы», «э», «о», «а», «у». Также без труда воспроизводит согласные: «д/т», «г/к/х», «в/ф», «й», «с/з», «б/п», «м/н».
Произнесение слогов. Из набора гласных и согласных формируются различные слоги. Чаще всего это: «та-та», «да-да», «ба-ба», «дай-дай», «ма-ма», «йэ-йэ», «гэ-гэ», «да-де» и другие вариации. Слоги могут быть однотипными и разнотипными.
Вокализация слогов. Малыш не просто произносит, но и выделяет слоги ударением, меняет тон, силу звука, делает паузы между слогами. Это важная ступенька доречевого развития, которая помогает грудничку осваивать ритмику родного языка.
В полгода кроха становится настоящим говоруном. С помощью лепета грудничок выражает свои эмоции, желания, а иногда и требования. Часто ребенок спонтанно «разговаривает», когда играет, находится в хорошем настроении, общается с близкими. Вокализованные слоги постепенно приобретают коммуникативную функцию.
Что может ребенок в 6 месяцев? Одно из важнейших открытий этого возраста — причинно-следственные связи между действиями, явлениями и предметами. Малыш осознает, что предмет не просто растворяется, когда исчезает с поля зрения, а перемещается в пространстве. Совершенствуется координация движения, грудничок с легкостью переворачивается на живот. Лепетная речь приобретает социальную значимость. Коммуникация с родными людьми происходит при помощи эмоций и вокализации.
Распечатать
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
kids365.ru
развитие, навыки и первые итоги
Наконец-то! Вот вы и подошли к первой серьезной дате в жизни вашего крохи – 6 месяцев. Для нас, взрослых, это не великий срок, но для ребенка первые полгода – знаковый рубеж. За прошедшие месяцы ваш малыш уже многому научился: начал постигать азы общения, переворачиваться и садиться, есть густую пищу. А что еще должен уметь ребенок в 6 месяцев?
Что умеет ребенок в 6 месяцев: рост, вес, моторные навыки
В течение первых месяцев жизни ваш ребенок набирал в весе примерно по 600-900 грамм в месяц. На этапе развития ребенка в 6 месяцев он уже должен быть в два раза тяжелее, чем при рождении. К этому времени он набирает вес примерно по 400 грамм в месяц. Скорость его роста также чуть снизится, примерно до 1,2 сантиметра в месяц.
Если на пятом месяце развития малыш научился вставать на четвереньки, то в 6 месяцев ребенок, скорее всего, уже начнет самостоятельно садиться. Сперва он будет опираться на ручки, помогая себе, но очень скоро сможет сидеть без всякой поддержки. И будет делать это с огромным удовольствием! Ведь его кругозор в таком положении намного шире, он больше вовлечен в общение с окружающими и имеет больше возможностей для игр.
Шестимесячный малыш уже давно умеет переворачиваться со спины на животик и обратно, а некоторые дети к этому времени даже могут таким нехитрым способом передвигаться по полу. Они вполне способны ползти вперед, но чаще всего – двигаются пока только в направлении назад, отталкиваясь ручками от пола и скользя на животе. Как бы потешно и нелепо это ни выглядело – малыш делает все правильно: он двигается в ту сторону, куда ему с точки зрения мышечного напряжения двигаться легче и удобнее. Вот увидите, не пройдет и пары недель – ваша кроха будет ползать во всех направлениях и с поразительной ловкостью.
Развитие ребенка в 6 месяцев: сон по-взрослому
На этапе развития в 6 месяцев ребенок уже спокойно может проспать всю ночь до утра — порой он крепко спит до восьми часов подряд. Многие родители, у детей которых в этом возрасте все еще есть трудности с засыпанием, обращаются к методу педиатра Ричарда Фербера.
Метод Фербера заключается в том, чтобы укладывать малыша в кроватку, пока он еще не заснул. Если ребенок при этом плачет, вы не подходите к нему сию же минуту, а некоторое время выжидаете. Причем каждую ночь вы увеличиваете время реакции на плач и подходите на две-три минуты позже, чем в прошлый раз.
Конечно, этот метод сработает не для каждого ребенка, да и не для каждого родителя. Но попробовать стоит, никакого вреда ребенку вы не наносите, а скорее научиться самостоятельно засыпать – в его же интересах.
Теперь, когда ваш ребенок может переворачиваться со спины на животик, не беспокойтесь, если вы обнаруживаете его спящим не в той позе, в какой вы его укладывали. Риск возникновения синдрома внезапной смерти младенца, которым так напуганы все современные молодые мамы, к шестому месяцу развития ребенка снижается практически до нуля. Тем не менее, лучше все-таки на время сна убирать из кроватки все мягкие игрушки, подушки и тому подобное.
Цвет глаз: последние перемены
Наверняка вы подметили, что к 6 месяцам у вашего малыша цвет глаз уже не такой, каким был при рождении. Светлые глазки к этому времени нередко меняют цвет на более темный. Но если у вашего малыша глаза все еще небесно-голубые – очень высоки шансы, что они такими останутся отныне и навсегда.
Меню и рацион: как и что должен есть ребенок в 6 месяцев
Если к шестому месяцу развития ребенка вы еще не начали вводить прикорм в рацион малыша, ваш врач, скорее всего, порекомендует вам это сделать. Начинают обычно с обогащенной железом кашки, разведенной в молоке или молочной смеси. Или – со специальных детских творожков и кефира.
Когда ребенок привыкнет к этим продуктам, начните давать ему перетертые фрукты и овощи. Желательно не смешивая, по одному виду за раз. Каждый раз, когда вы кормите ребенка чем-то новым, ждите несколько дней, чтобы убедиться, что у него нет аллергии на этот новый продукт. Аллергия может проявляться несколькими признаками, но самые распространенные – это тошнота, понос, кожная сыпь.
Если признаки аллергии не проявились в течение 48 часов, значит они уже и не проявятся.
Большинство врачей не считают, что яйца и рыба могут вызывать у шестимесячного ребенка аллергию. А вот мед ребенку давать не стоит, по крайней мере, до тех пор, пока ему не исполнился год. В меде могут содержаться бактерии, которые взывают у детей ботулизм. Не следует также кормить шестимесячного младенца коровьим молоком, ждите до года. Хотя продукты, сделанные на основе молока – специальные детские йогурты или творожки – давать можно.
Если ребенку не нравится какой-либо новый продукт, подождите два-три дня, а затем попробуйте покормить его этим продуктом снова. На этом этапе развития дети очень переменчивы, их вкусы могут меняться ото дня ко дню.
Ребенок в 6 месяцев: особенности общения
Чтобы помочь шестимесячному малышу, который уже вовсю улыбается, смеется и произносит различные звуки (пока не складывая их в слова) скорее овладеть навыками общения, читайте ему сказки и рассказывайте истории. Можно делать это в любое время дня, чем чаще, тем лучше.
В этот период дети узнают людей и окружающие их предметы. Ваше ребенок уже будет чувствовать себя комфортно в окружении родных – мамы, папы, бабушки и дедушки. Так же как и в окружении любимых и знакомых игрушек. Наконец, 6 месяцев — это тот оптимальный возраст, когда малыша нужно начинать занимать развивающими играми.
Что умеет ребенок в 6 месяцев: резюме
Итак, сведем результаты в емкий список. В возрасте 6 месяцев ребенок уже обычно:
умеет переворачиваться со спины на животик и обратно;демонстрирует готовность к ползанию – подтягивается на ручках, отталкивается и «скользит» на животе назад; может сидеть некоторое время с поддержкой или без нее; пытается вставать, хватаясь за бортик кроватки;охотно берет игрушки обеими руками и очень любит играть в положении сидя;любит бросать предметы и наблюдать, как они падают; активно произносит звуки и слоги;откликается на свое имя и уже может по названию узнавать некоторые предметы;
На что следует обратить внимание при уходе за 6-месячным малышом
Первое, над чем следует установить ежедневное и тщательное наблюдение – кожа ребенка. Ведь 6 месяцев – это традиционный срок начала введения прикорма, и не удивительно, что новый рацион, словно в зеркале, отражается на состоянии кожи малыша. Любая сыпь и любое покраснение – сигнал к тому, чтобы на время уменьшить дозу прикорма, или даже «отложить» дегустацию нового продукта на 10-20 дней.
Кроме того, в 6 месяцев ребенку для развития крайне полезны занятия гимнастикой и укрепляющий массаж. Ведь его двигательная активность увеличивается с каждым днем – это значит, что растет и нагрузка на мышцы и суставы. Массаж и гимнастика помогают достойно выдерживать усиленную нагрузку.
И наконец – общение. Теперь, когда ребенок все более и более осознанно пытается вступить в диалог с вами, общаться с ним не только крайне полезно, но и невероятно приятно.
Источник
www.vospitaj.com
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ РЕБЕНКА В 6 МЕСЯЦЕВ
Ребенок 6 месяцев
МЕСЯЦ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Ребенок пытается познать окружающий мир. Он стремится найти применение находящимся рядом предметам. Он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к игрушке интерес, малыш роняет ее. Если младенцу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать.
Относясь приветливо к новому человеку, ребенок, тем не менее, всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Раскапризничавшегося малыша могут успокоить только родители. Становится разнообразней и палитра чувств крохи. Раньше его жизнь протекала между двумя состояниями – когда он был счастлив или несчастлив.
Теперь же в поведении малыша можно заметить более разнообразные реакции на происходящее – он может быть возбужден, доволен, спокоен, насторожен, опечален, испуган. Расширение гаммы чувств влечет за собой и качественное изменение лепета. В этом возрасте за издаваемыми ребенком звуками стоят вполне определенные просьбы – «посмотри на меня», «возьми меня на руки», «мне это не нравится».
УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА
К 6 месяцам ребенок уже освоил многие согласные звуки и среди его лепета можно услышать повторяющиеся «ма-ма-ма», «да-да», «та-та-та». Когда малыш произносит такие сочетания, как «ма-ма» или «па-па», родители обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение.
Младенец, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так получая поддержку, он делает первый шаг от бессвязного лепета к осознанной речи. И хотя малыш не вкладывает смысла в то, что произносит, его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью.
Кроха находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь. Когда мама и папа, ненадолго расставшись с ребенком, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки.
Ребенок 6 месяцев способен выражать недовольство столь же непосредственно, как и восторг. В более раннем возрасте, как мы уже наблюдали, подобная реакция обычно возникала в результате каких-либо внутренних или внешних физических воздействий.
Теперь, повзрослев, малыш раздражается, когда не может получить то, чего хочет. Если вы отнимете у младенца игрушку, положите его в кроватку, пока он еще не уснул, или будете слишком долго переодевать, то рискуете вызвать гнев.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ РЕБЕНКА В 6 МЕСЯЦЕВ
К концу пятого месяца ребенок умеет переворачиваться со спины на живот. Это большой шаг вперед, ведь теперь он может самостоятельно менять положение своего тела. К 6 месяцу ребенок овладевает этим искусством в совершенстве, научится подползать к интересующему предмету и хватать его. Только кажется, что это просто, на самом деле, каждое из этих действий связано не только с двигательной сферой, но и с деятельностью головного мозга.
Глядя на 5-6 месячного малыша, порой можно подумать, что он воспринимает взрослого как удобный гимнастический снаряд, с помощью которого можно тренироваться, как заправский гимнаст. Оказавшись на ваших коленях, младенец крепко схватывает вас за одежду и пытается подняться. Или же выпрямить коленки и встать на ноги. Во время купания малыш охотно отталкивается ножками от рук взрослого и барахтается в воде.
К началу 6 месяца ребенок уже научился управлять движениями руки, хватать какой-либо предмет и рассматривать его. Теперь он владеет движениями всех пальцев и без труда берет самые маленькие предметы, включая чайную ложку. По мнению некоторых специалистов, в этом возрасте малыш начинает осознавать, что у него есть правая и левая рука – одну и ту же вещь он может держать в левой руке, а потом перекладывать в правую.
Более того, для крохи становится очевидным, что в какой бы руке ни находилась игрушка, она не меняет своих свойств. Так погремушка всегда звенит одинаково, а мячик, в какой бы руке он не оказался, все равно мягкий.
На 6 месяце некоторые дети уже демонстрируют активное ползание по дому, другие же начнут это делать лишь через несколько месяцев. Важно помнить, что раннее развитие двигательных навыков не обязательно связано с ранним развитием умственных способностей.
ВИЖУ, СЛЫШУ, ОЩУЩАЮ…
Для ребенка особенно важным становится образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Теперь же младенец берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.
По мере того как у маленького человечка накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относится к звукам, его окружающим. На этом жизненном этапе он учится различать голоса на слух. Если малыш слышит голос знакомого ему человека, но не видит его, он своим радостным возбуждением даст вам понять, что узнал этого человека. Когда вы входите к ребенку в комнату, обращаясь к нему, он заулыбается еще до того, как увидит вас. Если же в комнату войдет незнакомый человек и заговорит с ним, лицо малыша будет недоверчивым и настороженным.
Младенец делает новые открытия, связанные и с собственным голосом. Он обнаруживает, что если положить в рот палец или игрушку, звук, который издает он сам, поменялся. Именно этим можно объяснить необычайное использование соски малышом. Теперь она нужна ему скорее для изучения собственного голоса, нежели для успокоения.
Кроха учится не только общаться, но и взаимодействовать с окружающим миром. Ему нравится играть со всем, будь то мама или водичка в ванночке. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научился играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать. Когда вода попадает ему в лицо.
Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают малыша за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Затем, пока его вытирают, обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. А если вы близко наклонитесь к малышу, он попытается ощупать ваше лицо и «сравнить» его со своим.
Есть общепризнанные норма развития ребенка, установленные параметры ребенка каждого возраста.
Считается, что за первый месяц ребенок должен набрать 800 – 850 г, рост увеличится на 2,5 см. Однако, как показывает практика, эти показатели очень отличаются в развитии каждого ребенка. В большинстве случаев ребенок в первый месяц набирает 1 кг, а то и больше, особенно если у матери жирное молоко. Бывает и наоборт, что ребенок набирает намного меньше установленной нормы. Однако, это не означает, что с вашим ребенком что-то не так. Причинами отклонения от нормы по показателям развития может быть наследственные признаки, плохой аппетит у ребенка, либо же наоборот.
В последующие месяцы и до 6 месяцев ребенок должен набирать по 650 – 700 г каждый месяц. Рост ребенка увеличивается на 1,5 – 2 см. Эти показатели развития также могут отличатся в зависимости от индивидуальных физиологических особенностей ребенка.
До 6 месяцев ребенок развивается стремительными темпами, каждый день познает что-то новое. В данный отрезок времени в жизни ребенка происходит много изменений и хотя каждый малыш индивидуален, однако выделяются общие навыки, которые он приобретает.
Рассмотрим подробнее навыки ребенка по месяцам.
Навыки и уровень развития ребенка в 1 месяц
- ребенок уже узнает маму не только по запаху, но и по внешнему виду и голосу;
- он различает посторонние звуки и реагирует на них;
- фокусирует свой взгляд на лицах, реагирует на разговор с ним;
- может издавать звуки в ответ на общение;
- приподнимает головку;
- различает черный и белый цвет.
Навыки и уровень развития ребенка во 2 месяц
- активно реагирует на различные звуки, поворачивает голову на раздражитель;
- очаровательно улыбается, особенно при виде мамы, которую он уже узнает;
- лежа на животе, приподымает головку;
- радуется, когда с ним делают зарядку;
Навыки и уровень развития ребенка в 3 месяц
- дотягиваться до ярких игрушек, движущихся предметов;
- делать зарядку ручками и ножками самостоятельно;
- удерживать головку приподнятой лежа на животе;
- держать самостоятельно головку, когда его держат на руках;
- держать в руке вложенные предметы, брать висящие игрушки и недолго держать их;
- реагировать на посторонние звуки ответными звуками.
Навыки и уровень развития ребенка в 4 месяц
- отличает знакомых людей от незнакомых;
- начинает играть с игрушками, дотягиваться до висящих игрушек, брать в руки погремушки;
- может долго удерживать голову приподнятой лежа на животе;
- приподымает голову и корпус лежа на спине.
Навыки и уровень развития ребенка в 5 месяц
- начинает активно "разговаривать", лепетать, издавать различные звуки; "подпевать", когда слышит музыку;
- активно играет с игрушками самостоятельно;
- переворачивается со спины на живот, качается с боку на бок;
- реагирует на то, что говорит мама и по-своему отвечает;
- лежа на животе, приподымается на выпрямленных руках;
- если ребенка брать за ручки, то он старается подтянутся, чтобы сесть.
Навыки и уровень развития ребенка в 6 месяц
- пытается добраться до игрушки, которая находиться на расстоянии;
- начинает говорить первые слова: "мама", "папа", "ням", которые он часто слышит;
- старается имитировать слышимые звуки;
- если за ним повторять какие-либо звуки, то ребенок будет улыбаться и издавать их снова;
- играет в речевые игры: "коза рогатая", "сорока-ворона" и др.
После 6 месяцев развитие каждого ребенка отличается, поэтому нельзя обобщить все навыки для всех детей. Зачастую дети начинают активно ползать, двигаться, вы каждый день наблюдаете стремительное развитие вашего ребенка, которое у каждого ребенка проявляется по своему.
rastimrebenka.org
Развитие грудничка в 6 месяцев: навыки, умения, питание
Полгода жизни малыша — это не только красивая цифра, но и определенный рубеж, по достижению которого родители подводят некоторые итоги. Шестимесячный кроха по физическому и умственному развитию существенно отличается от новорожденного. Каким же должно быть развитие грудничка в 6 месяцев?
Основные умения и навыки
Можно долго говорить о том, что дети индивидуальны, и каждый ребенок — личность. О том, что кто-то быстрее развивается физически, а кто-то умственно. А еще о том, что ребенок вовсе не обязательно должен расти таким образом, как это описывается в учебниках по педиатрии. Но тем не менее, есть определенные навыки, которые малыш в полгода уже должен освоить — это свидетельствует о его правильном, полноценном развитии. Если же кроха еще чего-то не умеет, родителям стоит задаться вопросом, почему так. Возможно, малышу нужно просто помочь.
Простой пример: некоторые дети «не хотят» ползать, а после курса массажей ситуация кардинально меняется — они начинают не просто ползать, а делать это весьма быстро. Получается, иногда ребенок готов к новым достижениям, ему просто нужно показать или подсказать, как же это делать правильно.
Итак, что должен уметь грудничок в возрасте 6 месяцев?
Физическое развитие
В это время у младенца наблюдается существенный рывок в физической форме. Он осваивает новые действия, становится более подвижным, да и маме с ним уже гораздо интереснее играть, потому что имеет место обратная реакция.
Итак, коротко о развитии крохи в шесть месяцев:
прибавка в росте за последний месяц — 2,5 см;
прибавка в весе за последний месяц — 700-1000 г;
ребенок уже умеет или активно старается научиться сидеть;
успешно переворачивается во все стороны;
стоит на четвереньках и раскачивается;
стоя на четвереньках, прижимает грудь к полу (кровати), выпячивая попу, и пытается ползать, подобно гусенице;
если дают игрушку, старается сесть, чтобы взять ее в руки;
яркую вещь может долго рассматривать, крутить, нажимать на кнопки, перекладывать из руки в руку, пробовать «на зуб».
Если малыш еще не может сидеть, не стоит переводить его в такое положение насильно — научно доказано, что кроха сам сядет, когда его тело будет к этому готово. А пока, значит, кости еще не окрепли. Желание родителей поскорее увидеть такое достижение, конечно, понятно (тем более, что это открывает массу новых возможностей для того, чтобы занять малыша — игрушками, книжками и т.п.), но если поспешить и дать нагрузку организму, когда он к этому еще не готов, можно провоцировать проблемы в развитии тазобедренных суставов и позвоночника. Все-таки вертикальная нагрузка — она значительно большая, чем горизонтальная.
Если наблюдаются попытки ползти, малышу можно помочь. Например, поставить к его стопам свои ладони, чтобы он, упираясь ножками, отталкивался от них — это даст ему движение вперед. Позднее он поймет принцип и сможет делать это уже сам. Также можно перед малышом положить яркий предмет — и если он его заинтересует, то кроха со всех сил постарается преодолеть эти 10-15 см. Вполне возможно, что у него это действительно получится!
Но именно поэтому теперь малышу потребуется еще больше внимания: научившись ползать, он будет стремительно покорять новые территории.
Придется постоянно следить за тем, чтобы двери в ванную и на балкон (если он используется для хранения всевозможного инвентаря) были закрыты, уличная обувь убрана на свои места, а колеса коляски оказались вне зоны досягаемости.
Начинается новое, сложное, но очень счастливое время.
Умственное развитие
Стремительно развивается не только тело крохи. Он уже активно интересуется игрушками. Особенно — музыкальными и мультифактурными. Мобиль, растяжки на кроватке и игрушки на прищепках также остаются интересными. Кроха замечает, что если что-то толкнуть, это упадет. Если потрясти, может быть, зазвучит музыка или игрушка заговорит. Если малыш проявил интерес к погремушкам, у мамы точно будет несколько свободных минут.
Тем не менее, дети в этом возрасте не любят оставаться одни — они должны видеть маму в поле зрения. Если же все равно нужно выйти в другую комнату или на кухню, с крохой нужно разговаривать, рассказывать ему стишки, петь песенки и иногда заглядывать к нему в детскую комнату — так он будет знать, что мама рядом.
К слову, он уже умеет отличать интонации, различать радостные, строгие и сердитые мотивы в голосе. Если малыш плачет, речью его можно успокоить. А еще дети в полгода часто реагируют на свое имя. Если этого не происходит, возможно, нужно чаще имя озвучивать? Многие родители ласково называют малышей — «солнышко», «пупсик», «зайка». Но и имя также важно произносить.
Сам ребенок также старается воспроизводить речь — он активно гулит, может произносить слоги, причем чаще всего это «ма-ма-ма» и «па-па-па». Совсем скоро он осознанно скажет и «мама», и «папа», а пока — это только тренировка речевого аппарата.
В этом возрасте у новорожденных появляется навык игры в «ку-ку». Пусть пока это будет самый примитивный уровень игры, но начало положено! А еще это поможет также успокоить плачущего малыша и развеселить его.
Питание малыша
К шести месяцам обычно сохраняется 5-6 кормлений (из них одно или два ночных). Малыш продолжает есть грудное молоко либо детскую смесь, набираясь сил, а также прибавляя в весе. Но этот возраст — это еще и время для перехода на взрослую, обычную пищу.
Потому мамам придется изучить основы введения прикорма. Начинать лучше с безмолочных каш, таких как овсяная, пшеничная, гречневая. Либо же с овощей — кабачок и цветная капуста будут отличным началом. Вводить новые продукты нужно постепенно, со временем полноценно заменяя один прием пищи (это в среднем 160-200 г еды).
Делать это стоит в первой половине дня, чтобы не нагружать работой желудок ближе ко сну, да и отслеживать реакцию крохи на новое питание также лучше днем, чем ночью. Подробнее о принципах введения прикорма расскажет педиатр, ориентируясь на состояние здоровья и исходные данные конкретного ребенка.
В этом возрасте, независимо от времени года за окном, малыша нужно допаивать водой, так как он начинает пробовать «взрослую» пищу.
К шести месяцам малыш становится активнее, он более интенсивно познает мир, чаще реагирует на общение, а на прогулках ему интересно уже не лежать, а сидеть, или находиться хотя бы в полусидячем состоянии. Он растет — и теперь до года точно ребенку потребуется еще больше маминого времени и внимания. Зато как приятно, когда малыш тянет ручки и говорит недвусмысленное «мама», когда подползает и просится взять его, когда можно на завтрак готовить одну кашу на двоих!
Малыш растет — и с ним становится только интереснее. Полугодовой рубеж взят — а впереди еще столько интересного!