Каковы особенности воспитания ребенка до года? Как правильно воспитывать 6 месячного ребенка
Как правильно воспитывать ребенка до года
Воспитание и развитие ребенка от рождения до года по месяцам
Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.
Развития ребенка по месяцам от 0 до года
Вопрос воспитания и развития ребенка до года выходит на первый план.
Новорожденный ребенок — новый член семьи. Пора приступать к воспитанию
Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.
У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.
Малыш в 1 месяц уже узнает маму
В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша. Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз. Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.
Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.
Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.
На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.
В два месяца для ребенка самое важное — физический контакт с родителями
Важно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.
Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.
Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.
В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.
Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушки
В этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.
Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.
В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.
Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.
Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигаться
Если родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.
Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.
Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки
Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.
Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.
Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.
Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит
Детей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.
Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.
У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа. Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.
Малыш в 7 месяцев уверенно ползает
Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.
Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.
Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.
Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов
Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.
Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.
Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.
Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой
Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.
Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.
Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игру
Нужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.
Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.
Малыш 11 месяцев начинает ходить
В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.
Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.
Для детей любого возраста главное — любовь родителей
С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.
Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.
Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.
1 комментарий
Главное тут — чтобы родители не гнались за показателями своего ребенка, желая доказать себе и окружающим его исключительность. Мы ведь все считаем свое чадо красивее, умнее всех остальных.. Главное, чтобы ребенок проводил время с интересом
Следите за нами:
Эвелина к записи Православная молитва чтобы урегулировать хороший сон ребёнка
Чика к записи Ребенок ворует деньги у родителей – советы психолога, что делать
илья к записи Психологические особенности детей в подростковом возрасте
Дмитрий к записи Психологические особенности детей в подростковом возрасте
Гость к записи Психологические особенности детей в подростковом возрасте
Раз в неделю мы отправляем дайджест с популярными статьями.
Первый год жизни ребенка – самый трудный, и в то же время самый ответственный. Параллельно с тяжелыми бессонными ночами, которые так непросто даются организму женщины, необходимо следить за здоровьем ребенка, его питанием и развитием. Как все успеть и не упустить все мелочи воспитания ребенка до 1 года? Об этом мы и поговорим в нашем сегодняшнем материале.
Многие молодые родители думают, что пока ребенок маленький, он ничего не смыслит и не понимает. Это самое глубокое заблуждение. Психология воспитания ребенка до года должна строиться на соблюдении нескольких важных принципов:
Чтобы наглядно понять, как воспитывать ребенка до года, разделим этот процесс на несколько этапов:
До 3 месяцев. В первый период воспитания от 0 до года важно сформировать у ребенка следующие привычки: засыпать на улице без пустышки, самостоятельно проводить какое-то время в кроватке, показывать маме, что пора менять подгузник, ориентироваться в пространстве с помощью звуков и зрения. Кроме того, важно каждое утро начинать с гигиенического ухода, приучая ребенка к чистоте. Также важно вовремя менять подгузник. Ребенок должен научиться держать головку и гулить.
До 6 месяцев. Время подготовки ребенка к будущей речи. Включайте ему классическую музыку, детские песенки. Обращайте внимание ребенка на различные звуки – шелест листьев, пение птиц, шум машин. Помогайте ребенку узнавать окружающий мир. Также в этот период важно играть с малышом. Но только в то время, когда он выспался и сытый. Старайтесь больше смеяться с ребенком. Вместе с радостью ребенка от общения с вами в психику закладываются основы нравственности.
До 9 месяцев. Ребенок становится очень активным. Начинает ползать, садиться, а некоторые дети уже начинают ходить. Самое важное на этом этапе воспитания ребенка до года – физическая активность. В этом возрасте можно начать приучать ребенка к горшку и мыть руки перед едой. Очень скоро ребенок привыкнет к этим процедурам, и они станут нормой. Ребенок должен уметь показывать, где находится носик, глазки, ушки, зубки. Сначала на вас, потом на игрушках и чуть позже на себе. Также важно научить ребенка «правильно» играть: мячик и машинку нужно катать, а чтобы юла двигалась нужно нажать на кнопку. В этом же возрасте можно приучить ребенка слову «нельзя». Обязательно объясняйте, почему вы запрещаете то или иное действие.
Воспитание до года. Ребенок активно учится ходить. Следите за тем, чтобы ребенок не ударился при падении. Не кричите, когда ребенок падает, иначе вы его испугаете, и он прекратит попытки ходить. Также важно научить ребенка самостоятельно катать машинку, брать в руки что-либо съедобное и кушать, стучать молоточком по полу и т.д. Показывайте ребенку разные по форме, цвету и структуре предметы. Как можно больше играйте с ним в пальчиковые игры. Хвалите малыша, когда у него получается что-то сделать. Формируйте у ребенка доброе отношение к родственникам. И запомните главное – свое поведение ребенок, прежде всего, копирует с родителей.
Если вы решили изучить педагогические методики воспитания детей до года, вам помогут следующие современные подходы и авторы: методика Марии Монтессори, Леонида Береславского, вальдорфская педагогика и методика Глена Домана.
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник
Как воспитывать ребенка до года
Многие считают, что детей нужно начинать воспитывать, когда они подрастут. Это в корне неверно! Азы воспитания должны быть заложены в младенческом возрасте. Разумеется, не нужно обучать трехмесячного малыша этикету и разучивать столовые приборы, но начать прививать навыки личной гигиены вполне возможно и нужно. Как организовать воспитание ребенка до года? На какие аспекты сделать упор в столь раннем возрасте?
Воспитание ребенка до года условно можно разделить на 4 основных этапа. Каждый этап включает в себя по три месяца жизни. Нужно понимать, что только в возрасте первого года кроха развивается и растет максимально быстро. Наряду с физическим и эмоциональным развитием, можно привить ему многие навыки, которые в будущем обязательно пригодятся.
Ребенок этого возраста очень нуждается в материнской ласке и внимании. Не нужно лишать его этого, боясь «приучить к рукам». Но в то же время необходимо ненадолго оставлять бодрствующего младенца одного в кроватке, чтобы он привыкал осознавать себя как отдельного человека, а не как часть матери.
Очень важна гигиена новорожденного ребенка. Он должен быть всегда чистый, чтобы грязный памперс или распашонка в пятнах «детской отрыжки» не были нормой, а вызывали дискомфорт. Так уже с первых месяцев кроха будет привыкать к чистоте и порядку.
Кроме того, нужно уделить внимание физическому развитию – гимнастике и массажу, выкладывать ребенка на животик. Каждую из процедур тоже нужно проводить в строго определенное время. Со временем эти процедуры перерастут в обязательную зарядку и поддержание хорошей формы.
Очень важно на этом этапе начать приучение новорожденного к четкому режиму. Режим устанавливает не мама, а сам ребенок. Тогда это произойдет без стресса, само собой. Нужно присмотреться к малышу, заметить, что он начинает просить кушать, засыпает и просыпается примерно в одно и то же время.
Это и должно стать основой режима, который в дальнейшем надо поддерживать, слегка меняя под нужды семьи и подрастающего крохи. Это приучит малыша к порядку и будет полезно на протяжении всего периода детства.
Также важно разговаривать с ребенком, петь песенки, декламировать стихи. Это научит малыша слышать и слушать. Уже в этом возрасте можно приучать грудного малыша к игрушкам, которые разовьют сенсорику, слух, зрение. Это различные по своим звукам и фактуре погремушки, воздушный шарик, привязанный к руке, мобиль в кроватку, подвесные игрушки в коляске, развивающий коврик и т.д.
Каждое утро нужно начинать с гигиенических процедур – умывание, подмывание, замена памперса и т.д. Со временем это будет привычным ритуалом
В период второго этапа нужно практиковать и развивать все то, что началось на первом этапе – приучение к гигиене, режиму, игрушкам, гимнастике. Кроме этого, второй этап характеризуется началом привития навыков общения и эстетического воспитания.
Малыш уже начинает разговаривать с мамой, выражать голосом свои эмоции. В этот период важно, чтобы он как можно больше слышал речь. Необходимо часто разговаривать с ребенком, включать музыку, песни, рассказывать сказки и т.д.
На этом этапе можно расширить ассортимент игрушек, добавив мяч, прорезыватели для десен, резиновые игрушки для ванной, мягкие большие кубики. Дети в этом возрасте любят рвать бумагу. Можно отдать ребенку старый журнал, но следить за тем, чтобы оторванные куски не были проглочены.
Малыш уже начинает ползать и сидеть, поэтому массаж и физическое развитие особенно важны. Гимнастику можно разнообразить новыми укрепляющими упражнениями на фитболе, приобрести мягкий массажный коврик.
Нужно терпеливо относиться к ребенку, нельзя кричать, показывать ему свое раздражение и усталость. Если такие всплески раздражения будут часто происходить в присутствии младенца, то кроха вскоре начнет вести себя так же. Дети – это отражение родителей, надо помнить об этом каждую минуту
На этом этапе ребенок становится очень подвижным, поэтому стоит заранее создать дома безопасное пространство (поставить заглушки на розетки и специальные замочки на нижние ящики). Нельзя кричать на ребенка и запрещать познавать мир, но следует сделать все, чтобы он не смог залезть туда, куда не надо.
Многие детки в этом возрасте начинают ходить, поэтому физическое развитие по-прежнему находится на одном из первых мест в воспитании. Массажный коврик, ходунки, хождение за руки и у опоры – все это способствует укреплению нужных мышц.
На этом этапе начинается первый прикорм. Можно добавить к основным гигиеническим процедурам мытье ручек перед едой и надевание нагрудника. Также нужно вытирать ребенку ротик во время еды салфеткой и следить, чтобы столик, за которым ест малыш, был чистым. Если одежда была испачкана во время еды, то необходимо переодеть кроху в чистое. Эти мелочи очень важны – они позволят воспитать аккуратность и чистоплотность.
Ближе к 9 месяцам можно начать знакомство крохи с горшком. Несколько раз в день нужно высаживать ребенка на горшочек. Не стоит держать его силой и дожидаться обязательного мочеиспускания или дефекации. Такие действия вызовут у ребенка только отвращение и неприятие.
Очень важно на этом этапе познакомить ребенка со словами – «молодец», «правильно», «нельзя», «нет». То есть ребенок должен понимать, что есть вещи, которые ему нельзя делать, а некоторые действия, наоборот, вызывают радость и поощрение. Нужно терпеливо, раз за разом объяснять ему значение этих слов, иначе малыш просто не будет на них реагировать. При объяснении нужно смотреть ребенку в глаза, говорить с ним, держать за руки, чтобы он понял, что речь идет о важных вещах.
Развитие речевых навыков стоит поощрять и всячески этому способствовать – разговоры, сказки, песенки, четкое проговаривание новых слов, музыкальные игрушки. Нельзя сюсюкать и говорить с ребенком на «детском» языке. Это вредно и не принесет пользы в речевом развитии. Только четкая и правильная речь. При ребенке нужно избегать матерных слов и сленга.
К игрушкам можно добавить яркие книги из прочных материалов (толстый картон, пластик), музыкальные и игровые центры, развивающие слух, речь и мелкую моторику, детские музыкальные инструменты (барабан, дудочка, ксилофон, синтезатор). Такие игрушки, кроме общего развития, очень способствуют эстетическому воспитанию малыша.
К ежедневной гигиене можно добавить знакомство с зубной щеткой. Щетку надо купить с маркировкой «для детей до года». Пасту использовать пока не нужно – малыш вряд ли сможет прополоскать рот. Можно показывать крохе, что делать со щеткой на личном примере. Так ребенок лучше поймет назначение нового предмета
На этом этапе по-прежнему важно большое значение уделять физическому развитию и воспитанию. Необходимо развивать навыки ходьбы, поощрять ребенка, если он пытается сам встать и пойти. Не страшно, если он будет падать, главное, не делать из этого трагедию и не пугать ребенка. Он из-за негатива и испуга может совсем прекратить самостоятельные попытки ходить. Не стоит прекращать занятия гимнастикой, наоборот, надо добавлять новые, более сложные упражнения.
В этом возрасте можно приучать ребенка играть самостоятельно, ненадолго оставляя его одного. Разумеется, нельзя уходить далеко. Нужно проверять малыша, чтобы он был в порядке. На собственном примере нужно показывать крохе, что необходимо бережно относиться к домашним животным, растениям, игрушкам.
Необходимо постоянно общаться с ребенком, играть вместе, показывать «пальчиковые спектакли», читать вместе книги, гулять, проговаривать все, что происходит на улице и дома. Это не только разовьет речь, но и заложит основы эстетического воспитания. Также нужно практиковать употребление запрещающих слов – «нельзя», «нет» и поощряющих – «молодец», «умница», «правильно», «можно».
Ближе к году можно приучать малыша кушать самостоятельно. Пусть сначала он ест руками, совсем скоро у него будет хорошо получаться кушать ложкой
Существует два основных подхода к воспитанию детей до года:
Методика получила развитие в первой половине ХХ века. Есть семьи, где такой подход практикуется и сегодня. Метод основан на приучении к «самостоятельной жизни» с пеленок. Основные принципы:
Минимальный контакт с матерью.
Искусственное вскармливание.
Установка четкого режима и норм поведения.
Категоричный запрет на совместный сон.
Основатели методики Уильям и Марта Серз (90-е годы прошлого века). Метод основан на более близком общении родителей и ребенка.
Максимальный контакт с матерью, особенно в первый год жизни.
Только грудное вскармливание, которое продолжается как можно дольше.
Не запрещен совместный сон крохи и родителей.
Отсутствие режима.
Стремление к психологическому и физическому комфорту младенца.
Конечно, эти два подхода диаметрально разные. Каждый из них имеет своих поклонников и противников.
Современный прогрессивный метод к воспитанию детей – это некий симбиоз этих двух подходов, который основан на том, что близость матери важна и нужна крохе для правильного психоэмоционального развития, но не стоит перегибать палку и лишать ребенка права на самостоятельность.
Есть несколько основных моментов, которые крайне важны в процессе воспитания:
В воспитании малыша должны быть задействованы и мама, и папа.
Основа воспитания – систематичность. Не будет толку, если что-то делать один раз, только ежедневная практика принесет результат.
Режим – это не только возможность для мамы отдохнуть и получить несколько свободных часов, но и приучение крохи к порядку и систематичности.
Спокойствие и уверенность мамы – залог грамотного воспитания и хороший пример для малыша. Постоянно раздраженная, кричащая мама может воспитать только нервного, непослушного ребенка с неустойчивой психикой.
Близость мамы очень важна, но и давать ребенку время побыть наедине с собой, сделать что-то самому нужно обязательно. Так с младенчества воспитывается самостоятельность.
Специалисты сегодня дают некоторые рекомендации, но по большому счету, позволяют мамочке самой решать, как воспитывать ребенка до года и после. Никто не может знать малыша лучше, чем его собственная мать. Именно на этом должно быть основано воспитание крохи.
ВНИМАНИЕ! Вся информация на сайте является популярно-ознакомительной и не претендует на 100% достоверность. Не нужно заниматься самолечением!
Воспитание и развитие ребенка от рождения до года по месяцамРазвитие и воспитание ребенка до года по месяцам: советы молодым родителям, как вести себя с новорожденным ребенком, грудничком. Что считается нормойhttp://detki.guru/vospitanie/vospitanie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.htmlВоспитание ребенка до годаВоспитание ребенка до года Первый год жизни ребенка – самый трудный, и в то же время самый ответственный. Параллельно с тяжелыми бессонными ночами, которые так непросто даются организмуhttp://womanadvice.ru/vospitanie-rebenka-do-godaКак воспитывать ребенка до годаВоспитание ребенка до года по месяцам. Какие методики для этого используются. Ключевые моменты в воспитании грудных детей.http://mladeni.ru/obshee/kak-vospityvat-rebenka-do-goda
mamaznaetvse.ru
Воспитание ребенка до года: что нужно знать
Воспитание ребенка до года, это главная причина общего волнения, у мамы опыта еще нет никакого, а бабушкины методы уже слегка устарели. Чтобы справиться с этой ситуацией и наконец, успокоиться, необходимо вооружиться надежной информацией по этому вопросу, мы постарались подобрать для вас основные и очень важные принципы этого непростой процесса.
Особо хочется подчеркнуть, что воспитание ребенка необходимо начинать еще до его рождения, раньше эта расхожая фраза звучала как гипербола, усиливающая необходимость раннего воспитания личности.
Однако, в наши дни это доказанный научный факт, если заниматься воспитанием ребенка еще в утробе матери, не упустив этот важный период его развития, то воспитание личности, в дальнейшем, принесет более значительные результаты и проходить будет гораздо легче.
Воспитание ребенка до его рождения сводится к тому, что с ним постоянно разговаривают все его близкие, особенно в последний месяц перед родами, поглаживание живота и мягкий нежный голос весьма благоприятно сказывается на развитии спокойного характера.
Большое значение в этот период и при воспитании ребенка до года должно уделяться регулярному прослушиванию приятной, желательно, классической, музыки, ее значение для правильного формирования личностных качеств, просто неоценимо.
Надо заметить, что музыка должна сопровождать развитие ребенка постоянно, доказано, что на благоприятные для восприятия, звуки музыки благодарно откликается каждая клеточка организма человека, особенно маленького человека, формируя, на подсознательном уровне, правильное восприятие жизни.
М.Л. Лазаревым разработана специальная и очень эффективная методика сонтал, всем родителям следует очень подробно с ней ознакомиться.
Итак, воспитание ребенка после рождения до года, обычно подразделяется на 3 – 4 этапа, разбивая этот ответственный год по три месяца, или два периода по три месяца и третий от шести месяцев до года.
Воспитание до трех месяцев
Самое главное в воспитании ребенка с самых первых дней жизни, это эмоциональное тепло, в котором ребенок должен находиться постоянно, оно должно непрерывно исходить и от обоих родителей и от дедушек и бабушек.
Ребенок должен буквально купаться во всеобщей к нему любви, даже будущие запреты и слово «нельзя», должны базироваться именно на этом основном к нему отношении.
Правильно организованное воспитание ребенка до года, а именно до 3х месяцев сказывается на его нервной и мозговой деятельности, которая ранее считалась подвластной лишь наследственным факторам.
В первый месяц жизни ребенка при многократном повторении одних и тех же действий, формируются первые условные рефлексы, такие как кормление, в определенном положении, регулярная смена памперсов, формирует привычку к чистоте.
Поэтому очень важно в этот период не допустить формирование неправильных условных рефлексов, таких, например, как:
- постоянное требование взять на руки, сопровождающееся криком, формируется этот рефлекс постоянным нахождением ребенка у кого – то на руках;
- требование укачивания перед сном; делать этого нельзя категорически с первых дней жизни ребенка, необходимы расслабляющие его разговоры, колыбельные песенки и нежная музыка;
- постоянное требование кормления; формируется эта вредная привычка при многократной реакции мамы кормлением на любой вскрик ребенка.
Первые две – три недели ребенок постоянно спит, просыпаясь лишь к кормлению, это объясняется слабой еще не развитой работоспособностью нервных и мозговых клеток.
Только на втором месяце период бодрствования постепенно увеличивается. Внося свои коррективы в дальнейшее воспитание ребенка до года в этот период:
- правильный режим, ребенок должен постепенно приучаться к режиму кормления в определенные часы, нежелательны даже небольшие отклонения, таким образом, регулируется работа пищеварительных органов, вырабатываются на рефлекторном уровне, пищеварительные ферменты;
- обязательная смена грязных подгузников, так ребенок с пеленок приучается к чистоте и личной гигиене, такие навыки закрепляются, опять же на подсознательном уровне, на всю жизнь;
- принимать ванночку с большим удовольствием; ваша задача превратить этот процесс в желанный и любимый, мягкий, спокойный голос, игрушки, сделают свое дело. Купать ребенка необходимо перед последним двенадцатым кормлением, т.е. в половине двенадцатого, затем в двенадцать часов вы его кормите на ночь, и он крепко засыпает до шести часов утра;
- на прогулке ребенок не должен требовать пустышку, это также относится к выработке рефлексов, закрепленных многократным неправильным действием родителей. При воспитании ребенка до года зимой следует приучать ребенка к холодному воздуху постепенно, вынося его на прогулку по 20 минут, к концу месяца ребенок должен находиться на улице по 4 – 6 часов.
Это время следует разбить на полуторачасовые прогулки, затем очередное кормление и вновь сон, если на улице сильный ветер или мороз, ребенок должен спать одетым в комнате с открытым окном.
Следует еще раз подчеркнуть, что до трех лет с момента рождения, воспитательный процесс ребенка сводится к организации его жизненного процесса, привитие ему правильных рефлексов, но все это должно проводиться с позитивным настроением и безграничной любовью, которую ваш ребенок ощущает очень остро.
С двухмесячного возраста ребенок реагирует на звуки, поворачивает головку, внимательно рассматривает игрушки, которые необходимо вешать над кроватью не ниже, чем на 50- 60 см.
Очень важно в этот период наклоняться над кроватью и разговаривать с ребенком, даже когда вы его одеваете или купаете, постоянно говорите радостным спокойным голосом, подробно, что вы делаете.
С двухмесячного возраста необходимо начинать делать ребенку массаж и приучать к легким физическим упражнениям, это не только улучшит его физическое развитие, но и благоприятно скажется на формировании нервной системы.
Физические процедуры в воспитании ребенка до года относятся на прямую к воспитательному процессу и необходимо сделать так, чтобы ребенок их воспринимал с удовольствием.
Если в течение трех месяцев вы провели правильную воспитательную работу, то ваш ребенок должен радостно воспринимать купание, одевание и прогулку, спокойно дожидаться очередного кормления, не требуя пустышку засыпать спокойно и крепко.
Воспитание ребенка с трех месяцев до шести
Человеческий организм за первые шесть месяцев жизни развивается невероятными темпами, такого периода в его жизни уже больше не будет, поэтому очень важно помогать ребенку в развитии именно в этот период времени.
Воспитание ребенка до года включает ряд важных действий со стороны родителей, о которых стоит знать. При соблюдении строгого режима и продолжении воспитательных мероприятий, перечисленных выше, на родителей ложится ответственность за активное поддержание каждого момента в развитии ребенка.
К возрасту от четырех месяцев до шести, ребенка следует кормить строго через 3, 5 часа, переход на такой режим должен осуществляться постепенно, незначительным добавлением времени к привычным промежуткам между кормлениями.
Увеличенное время бодрствования, когда ребенок не спит, оно должно составлять к этому возрасту 1, 5 часа, необходимо использовать для активных развивающих занятий с ним. Все новые его осторожные попытки перевернуться, подтянуться или подползти, должны встречать поддержку с вашей стороны.
Например, ребенок пытается проползти вперед, вы его легонечко подталкиваете, пытается приподняться, подтягиваете его за руки и т. д. Продолжая воспитательную работу, не приучаем его к рукам, в этом возрасте это особенно важно, так как постоянное нахождение на руках, ограничивает его двигательные функции, соответственно замедляется физическое развитие.
Если процесс воспитания и режим дня выбран вами правильно и неукоснительно, то ребенок к шести месяцам должен спокойно и самостоятельно играет с игрушками в кровати, как минимум час. Затем он утомляется и капризничает, в этот момент вы можете взять его на руки, не укачивая, спокойно походить, с ним по комнате, постоянно разговаривая.
В процессе ваших занятий ребенок к шести месяцам должен научиться дотягиваться точно до нужной игрушки и уметь взять и удержать ее в одной руке.
Необходимо также приучать ребенка к кратковременному опиранию ножками об твердую поверхность, при поддержке под мышки, так его вестибулярный аппарат научится, принимать вертикальное положение и ребенку легче будет выдерживать равновесие при первых шажках.
Воспитание ребенка до года, а именно до шести месяцев включает и работу над развитием голосовых и зрительных его восприятий окружающего мира, необходимо показывать ему различные игрушки, причем с разных точек и под разным углом зрения.
Голосовое восприятие тренируется тем, что вы постоянно заставляете его реагировать на различные голоса, раздающиеся из разных мест, он начинает поворачивать головку на голос. Сам произносит к четырем месяцам развития, простейшие гортанные звуки, - па, - ма, - ба, гулит и агукает.
При правильном развитии и вашей воспитательной работе, ваш малыш к шести месяцам уже умеет очень многое, вы даже не догадываетесь, какую большую работу проделал за этот короткий промежуток времени его организм.
Важные моменты в воспитании ребенка до года
В этот период жизни ребенка очень важным является активное общение с ним папы, до шести месяцев для ребенка было достаточно маминого ухода за ним, но в дальнейшем начинается формирование в сознание ребенка представлений о семье.
Бабушки и дедушки также должны активно общаться с ребенком, чем больше близких и родных людей будет ощущать ребенок рядом, тем более спокойным и общительным он вырастет.
Именно в это период жизни закладываются основы его будущего характера, становления его как личности, чем более спокойным, раскованным и уверенным в поддержке близких людей растет ребенок, тем активнее проявятся заложенные природой таланты и возможности.
Воспитание ребенка до года включает начатую с шести месяцев работу по привыканию к слову «нельзя», следует целенаправленно и неукоснительно продолжать, но, ни в коем случае никогда ребенка не одергивать и не окрикивать, вполне достаточно равнодушного отношения к его «выходкам», а также необходимо использовать метод отвлечения его внимания.
В период жизни ребенка от шести месяцев до года резко повышается его физическая активность, необходимо всячески поддерживать его и помогать, при условии неукоснительного соблюдения режима отдыха.
Если вы все - таки, не смогли отучить ребенка от рук, то его физическая активность не будет полной, развитие будет отставать, ребенок будет плохо спать и постоянно капризничать, поэтому продолжайте воспитательную работу в этом важном направлении.
Вполне достаточно, чтобы вы постоянно находились в поле зрения ребенка и общались с ним, проделывали вместе некоторые процедуры, кормление, купание, физические упражнения, одевания – раздевания, все это необходимо сопровождать постоянным разговором с ребенком.
Особое место в воспитании ребенка занимает период, когда ваш ребенок начинает делать первые шаги, при падении не пугайте его своими криками, относитесь к этому совершенно спокойно, настройтесь заранее. Испугавшись, ребенок может отставать в развитии и гораздо поздней начать говорить и ходить.
Развивающие игры обязательно нужно проводить с ребенком всем членам семьи, так у него будет развиваться коммуникабельность, да и маме будет легче, появится некоторое свободное время.
Итак, помните, чем больше душевного тепла, сил и времени вы вкладываете в своего малыша и воспитание ребенка до года, тем более гармоничной личностью, талантливой и творческой, он вырастет.
Воспитание ребенка с рождения до 1 года
Добавить комментарий
individualcare.ru
Воспитание ребенка до года (как воспитывать новорожденного до 1 года)
Многие считают, что детей нужно начинать воспитывать, когда они подрастут. Это в корне неверно! Азы воспитания должны быть заложены в младенческом возрасте. Разумеется, не нужно обучать трехмесячного малыша этикету и разучивать столовые приборы, но начать прививать навыки личной гигиены вполне возможно и нужно. Как организовать воспитание ребенка до года? На какие аспекты сделать упор в столь раннем возрасте?
Этапы воспитания крохи до года
Воспитание ребенка до года условно можно разделить на 4 основных этапа. Каждый этап включает в себя по три месяца жизни. Нужно понимать, что только в возрасте первого года кроха развивается и растет максимально быстро. Наряду с физическим и эмоциональным развитием, можно привить ему многие навыки, которые в будущем обязательно пригодятся.
1. Этап с рождения до 3-месячного возраста
Ребенок этого возраста очень нуждается в материнской ласке и внимании. Не нужно лишать его этого, боясь «приучить к рукам». Но в то же время необходимо ненадолго оставлять бодрствующего младенца одного в кроватке, чтобы он привыкал осознавать себя как отдельного человека, а не как часть матери.
Очень важна гигиена новорожденного ребенка. Он должен быть всегда чистый, чтобы грязный памперс или распашонка в пятнах «детской отрыжки» не были нормой, а вызывали дискомфорт. Так уже с первых месяцев кроха будет привыкать к чистоте и порядку.
Кроме того, нужно уделить внимание физическому развитию – гимнастике и массажу, выкладывать ребенка на животик. Каждую из процедур тоже нужно проводить в строго определенное время. Со временем эти процедуры перерастут в обязательную зарядку и поддержание хорошей формы.
Очень важно на этом этапе начать приучение новорожденного к четкому режиму. Режим устанавливает не мама, а сам ребенок. Тогда это произойдет без стресса, само собой. Нужно присмотреться к малышу, заметить, что он начинает просить кушать, засыпает и просыпается примерно в одно и то же время.
Это и должно стать основой режима, который в дальнейшем надо поддерживать, слегка меняя под нужды семьи и подрастающего крохи. Это приучит малыша к порядку и будет полезно на протяжении всего периода детства.
Также важно разговаривать с ребенком, петь песенки, декламировать стихи. Это научит малыша слышать и слушать. Уже в этом возрасте можно приучать грудного малыша к игрушкам, которые разовьют сенсорику, слух, зрение. Это различные по своим звукам и фактуре погремушки, воздушный шарик, привязанный к руке, мобиль в кроватку, подвесные игрушки в коляске, развивающий коврик и т.д.
Каждое утро нужно начинать с гигиенических процедур – умывание, подмывание, замена памперса и т.д. Со временем это будет привычным ритуалом
2. Этап с 3-х месяцев до полугода
В период второго этапа нужно практиковать и развивать все то, что началось на первом этапе – приучение к гигиене, режиму, игрушкам, гимнастике. Кроме этого, второй этап характеризуется началом привития навыков общения и эстетического воспитания.
Малыш уже начинает разговаривать с мамой, выражать голосом свои эмоции. В этот период важно, чтобы он как можно больше слышал речь. Необходимо часто разговаривать с ребенком, включать музыку, песни, рассказывать сказки и т.д.
На этом этапе можно расширить ассортимент игрушек, добавив мяч, прорезыватели для десен, резиновые игрушки для ванной, мягкие большие кубики. Дети в этом возрасте любят рвать бумагу. Можно отдать ребенку старый журнал, но следить за тем, чтобы оторванные куски не были проглочены.
Малыш уже начинает ползать и сидеть, поэтому массаж и физическое развитие особенно важны. Гимнастику можно разнообразить новыми укрепляющими упражнениями на фитболе, приобрести мягкий массажный коврик.
Нужно терпеливо относиться к ребенку, нельзя кричать, показывать ему свое раздражение и усталость. Если такие всплески раздражения будут часто происходить в присутствии младенца, то кроха вскоре начнет вести себя так же. Дети – это отражение родителей, надо помнить об этом каждую минуту
3. Этап с полугода до 9 месяцев
На этом этапе ребенок становится очень подвижным, поэтому стоит заранее создать дома безопасное пространство (поставить заглушки на розетки и специальные замочки на нижние ящики). Нельзя кричать на ребенка и запрещать познавать мир, но следует сделать все, чтобы он не смог залезть туда, куда не надо.
Многие детки в этом возрасте начинают ходить, поэтому физическое развитие по-прежнему находится на одном из первых мест в воспитании. Массажный коврик, ходунки, хождение за руки и у опоры – все это способствует укреплению нужных мышц.
На этом этапе начинается первый прикорм. Можно добавить к основным гигиеническим процедурам мытье ручек перед едой и надевание нагрудника. Также нужно вытирать ребенку ротик во время еды салфеткой и следить, чтобы столик, за которым ест малыш, был чистым. Если одежда была испачкана во время еды, то необходимо переодеть кроху в чистое. Эти мелочи очень важны – они позволят воспитать аккуратность и чистоплотность.
Ближе к 9 месяцам можно начать знакомство крохи с горшком. Несколько раз в день нужно высаживать ребенка на горшочек. Не стоит держать его силой и дожидаться обязательного мочеиспускания или дефекации. Такие действия вызовут у ребенка только отвращение и неприятие.
Очень важно на этом этапе познакомить ребенка со словами – «молодец», «правильно», «нельзя», «нет». То есть ребенок должен понимать, что есть вещи, которые ему нельзя делать, а некоторые действия, наоборот, вызывают радость и поощрение. Нужно терпеливо, раз за разом объяснять ему значение этих слов, иначе малыш просто не будет на них реагировать. При объяснении нужно смотреть ребенку в глаза, говорить с ним, держать за руки, чтобы он понял, что речь идет о важных вещах.
Развитие речевых навыков стоит поощрять и всячески этому способствовать – разговоры, сказки, песенки, четкое проговаривание новых слов, музыкальные игрушки. Нельзя сюсюкать и говорить с ребенком на «детском» языке. Это вредно и не принесет пользы в речевом развитии. Только четкая и правильная речь. При ребенке нужно избегать матерных слов и сленга.
К игрушкам можно добавить яркие книги из прочных материалов (толстый картон, пластик), музыкальные и игровые центры, развивающие слух, речь и мелкую моторику, детские музыкальные инструменты (барабан, дудочка, ксилофон, синтезатор). Такие игрушки, кроме общего развития, очень способствуют эстетическому воспитанию малыша.
К ежедневной гигиене можно добавить знакомство с зубной щеткой. Щетку надо купить с маркировкой «для детей до года». Пасту использовать пока не нужно – малыш вряд ли сможет прополоскать рот. Можно показывать крохе, что делать со щеткой на личном примере. Так ребенок лучше поймет назначение нового предмета
4. Этап с 9 месяцев до года
На этом этапе по-прежнему важно большое значение уделять физическому развитию и воспитанию. Необходимо развивать навыки ходьбы, поощрять ребенка, если он пытается сам встать и пойти. Не страшно, если он будет падать, главное, не делать из этого трагедию и не пугать ребенка. Он из-за негатива и испуга может совсем прекратить самостоятельные попытки ходить. Не стоит прекращать занятия гимнастикой, наоборот, надо добавлять новые, более сложные упражнения.
В этом возрасте можно приучать ребенка играть самостоятельно, ненадолго оставляя его одного. Разумеется, нельзя уходить далеко. Нужно проверять малыша, чтобы он был в порядке. На собственном примере нужно показывать крохе, что необходимо бережно относиться к домашним животным, растениям, игрушкам.
Необходимо постоянно общаться с ребенком, играть вместе, показывать «пальчиковые спектакли», читать вместе книги, гулять, проговаривать все, что происходит на улице и дома. Это не только разовьет речь, но и заложит основы эстетического воспитания. Также нужно практиковать употребление запрещающих слов – «нельзя», «нет» и поощряющих – «молодец», «умница», «правильно», «можно».
Ближе к году можно приучать малыша кушать самостоятельно. Пусть сначала он ест руками, совсем скоро у него будет хорошо получаться кушать ложкой
Методики воспитания детей до года
Существует два основных подхода к воспитанию детей до года:
Ранняя социализация
Методика получила развитие в первой половине ХХ века. Есть семьи, где такой подход практикуется и сегодня. Метод основан на приучении к «самостоятельной жизни» с пеленок. Основные принципы:
Минимальный контакт с матерью.
Искусственное вскармливание.
Установка четкого режима и норм поведения.
Категоричный запрет на совместный сон.
«Сближение»
Основатели методики Уильям и Марта Серз (90-е годы прошлого века). Метод основан на более близком общении родителей и ребенка.
Основные принципы:
Максимальный контакт с матерью, особенно в первый год жизни.
Только грудное вскармливание, которое продолжается как можно дольше.
Не запрещен совместный сон крохи и родителей.
Отсутствие режима.
Стремление к психологическому и физическому комфорту младенца.
Конечно, эти два подхода диаметрально разные. Каждый из них имеет своих поклонников и противников.
Современный прогрессивный метод к воспитанию детей – это некий симбиоз этих двух подходов, который основан на том, что близость матери важна и нужна крохе для правильного психоэмоционального развития, но не стоит перегибать палку и лишать ребенка права на самостоятельность.
Ключевые моменты в воспитании ребенка
Есть несколько основных моментов, которые крайне важны в процессе воспитания:
В воспитании малыша должны быть задействованы и мама, и папа.
Основа воспитания – систематичность. Не будет толку, если что-то делать один раз, только ежедневная практика принесет результат.
Режим – это не только возможность для мамы отдохнуть и получить несколько свободных часов, но и приучение крохи к порядку и систематичности.
Спокойствие и уверенность мамы – залог грамотного воспитания и хороший пример для малыша. Постоянно раздраженная, кричащая мама может воспитать только нервного, непослушного ребенка с неустойчивой психикой.
Близость мамы очень важна, но и давать ребенку время побыть наедине с собой, сделать что-то самому нужно обязательно. Так с младенчества воспитывается самостоятельность.
Специалисты сегодня дают некоторые рекомендации, но по большому счету, позволяют мамочке самой решать, как воспитывать ребенка до года и после. Никто не может знать малыша лучше, чем его собственная мать. Именно на этом должно быть основано воспитание крохи.
mladeni.ru
Каковы особенности воспитания ребенка до года?
Молодые родители все свое время и все свои мысли посвящают своим малышам. Их силы направлены на соблюдение правильного режима дня и питания детей, на сохранение их здоровья, привитие необходимых двигательных навыков и развитие мышления. Но не менее важным будет воспитание ребенка до года.
Малыш кажется вам несмышленым и ничего не понимающим, но уже на ранних этапах у него происходит закладка привычек, личностных особенностей и склонностей. Воспитание ребенка до года так же важно и первоочередно, как и умственно-физическое развитие крохи.
Психологи выделяют 4 специфических этапа взросления грудничка, ведь в зависимости от возраста малыша, отличаются цели и методики, определяющие, как воспитывать ребенка до года.
От 0 до 3 месяцев
Воспитание ребенка до года должно начинаться с первых дней жизни крохи. В период до 3 месяцев вы уже можете начинать формировать у дитя положительные стороны и оберегать его от возникновения вредных привычек, которые могут усложнить его и вашу жизнь. Психология детей на этом этапе очень подвижна, и поэтому вы можете изначально задать «правила игры».
Вы можете приучить младенца до трех месяцев засыпать без груди или пустышки;
будет удобно, если кроха сможет успокаиваться и засыпать без укачивания;
начинайте приучать малыша к самостоятельности, оставляя его в кроватке одного на некоторое время так, чтобы вы были вне поля его зрения;
когда малыш научится управлять своими ручками, не позволяйте ему сосать пальчики и кулачки;
будет хорошо, если младенец научится показывать своим недовольством необходимость смены подгузника, так вы сможете вовремя его переодевать, а грудничок усвоит способ общения с вами.
Утро у детей должно начинаться с гигиенических процедур. Когда малыш проснется, отправляйтесь в ванную, чтобы умыть его глазки, ручки и освежить половые органы после подгузника. Такие ежедневные процедуры приучат кроху заниматься своей гигиеной по утрам. Вечерние купания детей преследуют эту же цель.
Ребенок, которого регулярно умывают по утрам и вечерам, привыкает к такому режиму и, повзрослев, не будет забывать о гигиене.
В период до 3 месяцев помимо любви к собственной чистоте следует формировать у детей привычку к физическим упражнениям. На этом этапе зарядка будет заключаться в выкладываниях на животик. В таком положении у грудничка укрепляются мышцы шеи, спинки и плечевого пояса. Кроме развития физических навыков подобные тренировки привьют младенцу стремление заниматься упражнениями каждый день, и впоследствии он будет делать зарядку.
В этот же период происходит закладка основ общения. Вы должны очень мягко разговаривать с малышом, с улыбкой комментировать свои действия и чаще обнимать кроху.
От 3 месяцев до полугода
В этот период должна идти активная подготовка младенца к речи. Закладка этого навыка начинается еще с рождения, малыш слушает вас, улавливает интонации и звуки. Сейчас грудничок начинает гулить, и ваша задача — поддержать его в этом и направить развитие его речевых навыков в нужное русло. Мягко, чтобы малыш не злился и не капризничал, учите его произносить определенные звуки, стимулируйте его подражательные стремления, «передразнивайте» вместе с ним шум двигателей автомобилей, писк птичек, лай собачек.
Учите ребенка видеть прекрасное вокруг себя. Он еще не умеет говорить, но вполне способен понять, что вы ему рассказываете. Обращайте его внимание на красоту природы, зданий.
Поскольку ребенок перенимает особенности общения в основном от нас самих, следите в первую очередь за собой. Недопустимо разговаривать с людьми на повышенных тонах, откровенно злиться на кого-то за глаза. Малыш все видит и слышит и может посчитать, что подобное поведение — норма.
Физические занятия с малышом на этом этапе должны подготавливать его мышцы к переворачиванию и ползанию.
У некоторых детей уже с 4 месяцев могут появляться зубы, и за ними нужно ухаживать. Даже если во рту у ребенка выросло всего ползубика, во избежание стоматологических проблем нужно его чистить. Поберите для крохи ароматную зубную пасту и покажите ему, как правильно нужно ухаживать за зубами. У одних детей этот процесс вызывает восторг, а у других малышей — резкое неприятие.
От 6 до 9 месяцев
Физическая и познавательная активность детей на этом этапе возрастает. Ваша кроха уже ползает, встает с поддержкой и без нее, садится. Наступает время приучения младенца к большей самостоятельности, но не стоит забывать и о разумных ограничениях. При воспитании малыша вы должны учитывать эти особенности.
Одним из самых важных воспитательных процессов в этот период становится приучение крохи к горшку.
Поскольку малыш активно ползает, и руки его при этом пачкаются, важно приучать его мыть руки перед едой. Детям очень нравится самостоятельно намыливать ручки и смывать мыло под струей воды.
Приучение к аккуратности начинается, когда ребенку вводится прикорм, и он пробует держать ложку самостоятельно. Надевайте на шею малыша специальный нагрудничек, который будет защищать его одежду на случай «аварий». Некоторым детям нравится помогать мамам стирать со стола после кормления. Дайте крохе в руку салфетку и попросите убрать за собой, обязательно нахваливая маленького помощника.
Малыш вырастет аккуратным, если вы будете обращать внимание на запачканную одежду и незамедлительно ее менять на чистую. Конечно, так в разы возрастет объем стирки и глажки, но нужно чем-то жертвовать. Не нужно ругать малыша за испачканную одежду, ведь он еще плохо контролирует свои движения.
К завершению этого этапа ребенок вполне готов усвоить и принять слова «нет» и «нельзя», при этом они должны быть подкреплены разумным объяснением. У запретов есть свои особенности, зачастую ребенку недостаточно рассказа об опасности горячей кружки на столе, ему нужно на собственном опыте прочувствовать, что такое «горячо» и «больно».
Но во избежание лишних капризов лучше убрать подальше от ребенка те объекты, которые ему нельзя трогать и брать. Психология малыша такова, что если он видит запретный предмет — он обязательно будет стремиться взять его.
От 9 до 12 месяцев
Малыш в этом возрасте активно подражает взрослым, и реальная жизнь переносится на игрушки. Сейчас самое время показать ребенку на примере мягких любимцев, что такое любовь, забота и нежность. Игрушки могут «поругаться» или «подраться», а младенец должен их пожалеть.
Прививайте крохе внимательное отношение и к окружающим людям. Просите годовалого ребенка вести себя потише в утро выходного дня или по ночам, когда все домашние спят. Говорите малышу, когда плохо себя чувствуете, он должен научиться принимать подобные «слабости» со стороны взрослых. Уважение и заботливое отношение к близким закладывается в раннем возрасте.
Приучайте младенца бережно относиться к игрушкам. Если малыш намеренно сломал что-то — отругайте его. Психология отношения к окружающим объектам и людям формируется именно в этом возрасте, поэтому вы должны твердо направлять поведение годовалого малыша в нужно русло и объяснять ему, что правильно, а что недопустимо.
Ребенок уже вполне способен убирать за собой свои игрушки, и ваша задача — мягко просить его об этом, чтобы не вызвать протест и отторжение. Поначалу вы можете помогать малышу складывать их в коробки, но постепенно начинайте избегать этого занятия. Хвалите младенца и говорите, какой он хороший помощник.
Поскольку малыш уже начинает ходить и контактировать с детьми на площадке, вы должны следить за его поведением и немедленно корректировать его. Если младенец ударил другого ребенка или взял чужие игрушки, — строго отругайте его и извинитесь перед «потерпевшим». Грудничок должен усвоить урок и осознать правила общения со сверстниками. Обязательно объясняйте малышу, почему вы его отругали и как следует себя вести. Психология ребенка уже достаточно зрелая, чтобы понять ваше требование поступать правильно и следовать вашим наставлениям.
Общие рекомендации
Ребенок во всем берет пример с нас — и в части ухода за собой, и в части поведения, и в части общения, поэтому в первую очередь для нормального развития малыша вам нужно поддерживать в семье спокойную доброжелательную атмосферу.
При общении с малышом сдерживайте свое раздражение;
разговаривайте с близкими и малышом спокойным голосом;
вы должны быть уверенны в себе, тогда любые ваши решения и запреты будут безоговорочно приниматься малышом;
важно, чтобы все ваши домочадцы придерживались избранной вами линии, как воспитывать ребенка в 1 год жизни, ведь если папа и бабушка дадут ребенку вещь, которую вы запрещаете ему брать, малыш поймет, что вы не авторитет, а близкими можно манипулировать;
в процессе воспитания учитывайте проявления возрастных кризисов, если вы приучили малыша спать в своей кроватке, но он неожиданно стал проситься к вам, возможно, нужно на время уступить крохе.
newbabe.ru
Воспитание ребенка до года: основные моменты и советы
Первый год жизни новорожденного – это время его адаптации к окружающему миру и очень активного развития. Всего 12 месяцев, но как за этот период меняется малыш! Родители особенное внимание уделяют вопросам ухода за младенцем, его питанию и гигиене, но о воспитании забывать ни в коем случае нельзя. Ведь именно в период до года будут заложены и сформированы основные привычки, поведенческие нормы и предпочтения, которые окажут свое виляние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Давайте выясним, как воспитывать ребенка до года, поскольку не все мамы и отцы имеют четкое представление об этом важном процессе.
Воспитание малыша по месяцам
Не существует какой-то единой и универсальной методики, по которой нужно воспитывать малышей, поскольку все дети разные и имеют свои особенности характера даже в новорожденном возрасте. В общении с малюткой вам следует, прежде всего, обращать внимание на его поведение и настроение.
Однако можно выявить какие-то общие принципы в вопросе воспитания ребенка до года. Для удобства разделим этот период на 4 основных этапа, каждый из них равен трем месяцам.
От рождения до 3 месяцев
В этом возрасте очень важно сформировать у младенца правильные привычки и предотвратить возникновение плохих, Также вам необходимо заниматься развитием сенсорных ощущений и первых навыков общения у крохи, он должен реагировать на звуки и обращение к нему. Маме необходимо много разговаривать с малюткой, петь ему песенки и потешки, комментировать все, что она делает. Первые задатки коммуникации ребенок проявит в виде агуканья.
К концу данного этапа у малыша должны сформироваться следующие привычки и навыки:
засыпать самостоятельно без укачивания;
на улице засыпать без пустышки;
удерживать головку;
некоторое время уметь развлекать себя самостоятельно, пока матери нет рядом.
Не разрешайте малютке сосать пальчики, иначе эта привычка у него закрепится на будущее.
От 3 месяцев до полгода
Это второй этап в воспитании малышей до года. Именно сейчас идет зрительное, сенсорное, эмоциональное развитие грудничка быстрыми темпами. Важно сейчас знакомить его с богатством окружающего мира: включать мелодичную спокойную музыку, привлекать внимание к различным звукам природы, дома и за окном, при этом называя их. Младенец в ответ будет подражать взрослым и пытаться воспроизвести сказанное ими. Нужно проводить занятия, когда грудничок выспался и весел, иначе они станут для него обузой и не принесут удовольствия.
Любовь и положительные эмоции, полученные ребенком на данном этапе, станут основой его дальнейшего развития.
От полугода до 9 месяцев
На первый план в процессе воспитания малютки выходит его физическое развитие, так как ребенок становится очень активным, ползает, умеет сидеть, а некоторые детки даже начинают ходить. Дайте младенцу возможность свободно передвигаться по дому, но обязательно позаботьтесь о его безопасности – уберите все опасные предметы и закройте острые углы.
Важно на данном этапе выработать у ребенка следующие привычки:
ходить самостоятельно на горшок – для этого усаживайте малыша на него после еды и сна, до прогулки и после нее, постепенно он привыкнет;
мытье ручек перед кормлением – необходимая привычка для выработки чистоплотности, постепенно ребенок самостоятельно начнет подставлять под струю воды свои ладошки;
ежедневная чистка зубов – после 6 месяцев у детишек начинают прорезываться зубки, для их чистки нужно приобрести специальную щетку и научить малыша пользоваться ею;
кушать в нагрудничке – перед кормлением обязательно надевайте на малютку нагрудничек и объясняйте, для чего он нужен, так ребенок поймет, что нужно соблюдать чистоту и нельзя пачкать вещи.
Для пресечения неправильных поступков необходимо познакомить малыша со словами «нельзя», «хватит», «нет». При этом важно объяснить, почему нельзя поступать таким образом, что это нехорошо, некрасиво. Ребенок должен понимать смысл этих запретов и реагировать на них, иначе они для него не будут иметь никакой силы.
Для формирования и развития коммуникативных навыков играйте с крохой, называйте предметы, рассматривайте картинки, разыгрывайте представлению с игрушками, все слова хорошо и правильно проговаривайте, не коверкая их.
Делимся секретами:
От 9 месяцев до года
В это время все малыши делают свои неумелые шаги, ваша задача – внимательно следить за ними. Не кричите на младенца, если он что-то сделал не так или упал, так вы можете его сильно напугать. Наоборот, поощряйте ребенка, если он самостоятельно встает и пытается пойти.
Интеллектуальное воспитание заключается в том, что необходимо познакомить ребенка с назначением различных предметов. Прививайте ему навыки совершать различные действия с игрушками: машинку нужно катать, в барабан бить. Показывайте малютке предметы различные по форме, текстуре и цвету, рассказывайте о них. Можно устраивать для ребенка представления с напальчиковыми игрушками – они способствую развитию памяти, речи и воображения.
В этом возрасте младенец начинает опасаться незнакомых ему, чужих людей, зато сильно привязывается к матери, папе и ближайшему окружению. Проводите с ним больше времени, не повышайте голоса и не раздражайтесь.
Основные принципы в воспитании малыша до года
Главные черты характера малыша формируются и закладываются как раз в период до года, но проявляются чуть позже – к 3-4 годам. Воспитание ребенка до года должно основываться на базовых принципах, соблюдение которых требуется от родителей.
Воспитывать ребенка должны оба родителя. Именно в первый год жизни новорожденного формируются его дальнейшие представления о семье, поэтому он должен видеть и четко представлять роль матери и отца. Безусловно, большая часть забот о малютке ложится на материнские плечи, но и папа не должен оставаться в стороне, он должен помогать женщине, освобождать ее на некоторое время от ухода за ребенком, чтобы она успела отдохнуть и набраться сил.
Малютке с первых дней необходимо слышать равномерную, спокойную и правильную речь родителей, это поможет развить память, слух и коммуникативные навыки на будущее.
Очень важен для малыша тесный контакт с мамой. Раздражение, грубость, отсутствие внимания и общения с самым близким человеком могут стать для ребенка причиной стресса и недомогания. Однако не стоит приучать младенца к рукам.
Важно, чтобы физическое воспитание соответствовало способностям и уровню развития организма ребенка. Не надо идти на опережение и, например, пытаться усадить малютку раньше 3 месяцев. Неправильные действия могут вызвать даже серьезную патологию, так как кости младенца еще не окрепли.
Режим дня – отличная возможность для матери передохнуть и заняться своими делами, а для крохи он будет полезен тем, что приучит его к порядку и систематичности.
Уверенность в себе – молодая мамочка должна быть твердо уверенна, что с ее младенцем все в порядке, и не вздрагивать от каждого крика или кряхтения. Своим беспричинным беспокойством мамочка может вызвать нервозность и у малютки.
Систематичность должна стать основой воспитания, нерегулярные действия от случая к случаю должного эффекта не дадут. Результат может принести только ежедневная практика.
Мать должна решать, как ей кормить младенца (лежи или сидя), как носить его на руках. Возможно, грудничок хочет кушать в той позе, чтобы мама сидела, но ночью ей гораздо удобнее лежать. Главной должна быть линия поведения матери. Но не переусердствуйте со строгостью и упорством, ласково разговаривайте с малюткой и не проявляйте по отношению к нему грубость.
Малыш в первые месяцы своей жизни впитывает все, словно губка, хотя пока и не может выражать свои мысли. Однако все увиденное и услышанное им в этом возрасте откладывается в его подсознании и влияет на дальнейшее поведение. Воспитывать ребенка следует личным примером, родителям необходимо строго контролировать свои действия и поступки. Важно прививать крохе доброжелательность к окружающим людям, не надо его никем пугать. Демонстрируйте ему хорошее отношение к животным, детям.
Приучаем малыша к самостоятельности
Многие молодые мамы не знают, как правильно оторвать младенца от груди, стоит ли его укладывать спать вместе с собой. По этому вопросу есть две различные точки зрения:
классическая система призывает к самостоятельности и раннему отделению малютки от мамы – ребенок должен один спать в кроватке, самостоятельно играть и развлекать себя, считается, что так он быстрее приучится к самостоятельности, но многие считают, что малышу не будет хватать родительской заботы, внимания и ласки;
современные специалисты считают, что малышу нужно больше времени проводить с родителями, находиться на руках или в слинге во время прогулки, спать с ними.
Во всем нужна мера и здравый смысл, не стоит впадать в крайности. Если малыш слишком беспокоен можно уложить его спать к себе, а затем перенести в его кроватку.
Если кроха плачет
Некоторые молодые мамочки буквально впадают в панику при плаче малютки и не знают, что им делать. Здесь также присутствует два различных принципа:
согласно традиционной системе не стоит подходить к малютке всякий раз, когда он заплакал, пусть лучше он «выплачется», а затем успокоится;
согласно современным взглядам плач ребенка в любом возрасте необходимо останавливать, иногда достаточно просто взять младенца на руки, и он плач прекратится, так малыш вырастит более спокойным.
Какую методику выбрать, решить должны родители сами.
Уделяйте своему младенцу побольше внимания, хвалите его и поощряйте. Помните, что ваш малыш во всем вам подражает, его жесты, слова и поведение – это отражение родителей.
Автор: Екатерина
krohapuzz.ru
Как правильно воспитывать мальчика: советы по воспитанию сына
Воспитание настоящего мужчины из маленького мальчика – тонкий процесс, требующий большой чуткости и понимания родителей вне зависимости от того, 8 лет ребёнку или только что исполнился годик. Подрастающие малыши постоянно нуждаются в любви и ласке, и вопреки распространённому мнению, проявление этих чувств к ребёнку неспособны испортить его. Наоборот, излишняя жёсткость, грубость или чрезмерная опека искажают истинную природу крохи, давая неверные ориентиры. Давайте поговорим о том, как правильно воспитывать мальчика от рождения до 5 лет и старше.
Как правильно воспитать сына?
К сожалению, такой вопрос всё чаще задают мамы, вынужденные заниматься малышом самостоятельно, практически без поддержки отца. В подобной ситуации женщине крайне сложно или даже невозможно сохранять баланс, одновременно играя роль двух родителей. Это неизбежно приведёт к искажению характера крохи, в связи с чем, желательно всё же найти хороший пример для подражания среди близких мужчин (кто-то из родственников, учитель, тренер и т.д.).
До возраста 5-6 лет воспитание сына – преимущественно мамина забота. Фигура отца выходит на первый план примерно в школьный период, когда ребёнку так нужны правильные уроки поведения мужчины в социуме.
Конечно, до этого момента папа тоже принимает активное участие в жизни сына, но по мере взросления его роль становится ведущей. Вспоминая, как подросшие мальчики любят хвастаться своим папой, его заслугами на работе и дома, нельзя переоценить влияние отца на становление мужского характера ребёнка.
Давайте посмотрим, какие стадии проходит мальчик на пути своего взросления, и каковы его потребности в каждый период:
Нежный младенческий возраст - малыш остро нуждается в ласке, внимании, любви и заботе. Это именно то, что может дать ему мать. Папина задача – качественно проводить время с малышом, ежедневно выделяя время на совместный досуг. В это время у крохи зарождается понимание разницы между ролью мамы и папы;
Младший школьный возраст – активно развивается желание подражать, в связи с чем, рядом с мальчиком должен быть мужчина, с которого он может брать пример правильного поведения в обществе. Мама остаётся надёжным тылом, к которому малыш может прийти в любой момент, чтобы получить ласку, понимание и успокоение;
Период взросления – примерно с 14 лет мальчики нуждаются в наставнике, которым может быть не только отец, но и учитель, тренер, родственник. Этот человек силой своего авторитета ведёт ребёнка за собой и открывает дорогу в жизнь.
Зная об этих этапах жизни мальчика, можно правильно и качественно удовлетворять его потребности в общении с обоими родителями. Если говорить о более конкретных рекомендациях по воспитанию маленьких мужчин, может выделить следующие моменты:
уважайте мнение и интересы ребёнка;
учитесь доверять ему и не обманывайте его доверия;
взращивайте своё чадо в атмосфере дружелюбия и понимания, не отказывайте в помощи или сочувствии;
не унижайте и не критикуйте малыша, особенно при посторонних;
в сложных ситуациях старайтесь понять, что происходит с ребёнком, что он чувствует, и как вы можете ему помочь в данный момент;
работайте над собственным авторитетом – он очень пригодится в период возрастных смут. Ваши слов не должны расходиться с делом, только личный пример убедителен для ребёнка;
по возможности, откажитесь от физического наказания и таких приёмов, как бойкот или игнорирование;
учите сын ответственности з свои поступки;
почаще хвалите, пусть даже авансом – так вы взращиваете непоколебимую уверенность в своих силах;
проявляйте искреннюю любовь, ласку и нежность к мальчику – он должен знать, что дома он в безопасности, здесь его принимают и ценят;
спрашивайте совета малыша, интересуйтесь его делами, привлекайте к домашнему хозяйству;
устраивайте совместный досуг всей семьёй;
создавайте условия для выплеска энергии сына – длительные прогулки, спортивные секции, подвижные игры станут отличными помощниками в этом деле;
учите правильно проявлять негативные эмоции, но не запрещайте их;
главное – любите своего мальчика и не стесняйтесь проявлять чувства к нему. Что бы ни случилось, его уверенность в вас и вашей безусловной любви создаст хорошую базу для доверительных и тёплых отношений в будущем.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru
Как правильно воспитывать ребенка с рождения до 1 года
Некоторые родители считают, что воспитание ребенка до года не актуально и заниматься этим нужно только, когда малыш научится разговаривать. Но детские психологи считают это мнение ошибочном. Уже с первых дней жизни маленького человечка нужно уделять внимание и физическому и нервно-психическому развитию, поэтому вопрос воспитания ребенка до года очень важен. Характер ребенка формируется очень рано, и уже самые первые впечатления оставляют в его мозгу вполне определенный след. От того, в каких условиях проходит младенчество, зависит здоровье, характер и отношение к окружающему. При этом не существует стандартного ответа на вопрос, как воспитывать ребенка до года. Родителям нужно научиться быть гибкими, применяя различные методы и средства.
Периоды младенчества
То, как воспитывать ребенка 1 года, зависит от периода его развития, ведь младенец в этом возрасте развивается очень быстро и меняется каждый день. Развитие ребенка до 1 года делят на 3 этапа:
Новорожденность;
Младенчество;
Кризис одного года.
Новорожденность – это переходный этап. Ребенок в этот период беспомощен, биологически связан с матерью, зависим от взрослых. В нем развиты безусловные рефлексы – пищевые, защитные и ориентировочные, но уже к концу первого месяца появляются первые условные рефлексы. Примерно в возрасте 1 месяца у малыша происходит «комплекс оживления», он проявляет бурные эмоции при появлении матери, улыбается ей, что указывает на первую социальную потребность в общении. С этого нового психологического этапа начинается младенчество.
Младенчество характеризуется познавательным развитием ребенка. К 4 месяцам он уже не просто видит, а смотрит и активно реагирует на увиденное, воспринимает форму и цвет. При воспитании ребенка с рождения следует удовлетворять его потребность в новых впечатлениях. Малышу важно, чтобы окружающая его обстановка не была однообразной и неинтересной.
Возраст до 1 года – время бурного эмоционального развития, уже в первые 3-4 месяца младенец проявляет разнообразные эмоциональные состояния: удивление, тревожность, расслабление при удовлетворении потребности. К концу первого года жизни малыш не только стремится к эмоциональным контактам, он желает совместных действий.
В первые 6 месяцев у детей формируется речевой слух, во втором полугодии малыши уже лепечут и выразительно жестикулируют. При правильном воспитании ребенка в 1 год, к концу первого года жизни он будет понимать 10-20 слов, и сам начнет произносить первые слова, сходные по звучанию со словами взрослой речи. Этот период связан с новым этапом в психическом развитии ребенка – кризисом 1 года. Это переход от младенчества к раннему детству. Он характеризуется всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций, когда родители не понимают его желаний. Ребенок приобретает автономную речь, он имеет свою логику, его слова становятся многозначными и ситуативными.
Как воспитывать ребенка до года?
Уже в первые месяцы жизни родители могут многое делать для развития малыша. Воспитание ребенка с рождения и до года заключается в том, чтобы родители окружили его любовью и вниманием. Стиль поведения и характер малыша закладываются с раннего детства, на основе подражательных действий. Уже с первых недель с детьми нужно часто, ласково и с улыбкой разговаривать, каждый раз во время кормления, переодевания или туалета. Это способствует их лучшему развитию.
Когда малыш не спит, нужно давать ему возможность много двигаться и заниматься с игрушками, соответствующими его возрасту. Каждый раз перед кормлением и укладыванием спать нужно ложить малыша на живот, так он учится поднимать голову. Ребенку следует показывать разные игрушки, но не нужно подвешивать и давать ему их в руки сразу много – это рассеивает внимание и вызывает утомление.
В возрасте от 3 до 6 месяцев развиваются голосовые реакции и усложняются эмоции. Родителям следует больше разговаривать с детьми, поддерживать их радостное настроение и поощрять ответные звуки. В это время задача взрослых – подталкивать малыша к развитию, нужно помогать учиться ползать, переворачиваться со спины на живот, брать игрушки в руки.
В воспитании ребенка в 1 год нужно учить его различать интонации взрослых, поэтому в обращении к малышу следует применять строгий тон для запрета и ласковый – для поощрения. Важно развивать интерес к окружающей обстановке, показывать различные предметы и называть их, побуждать поднять упавшую игрушку.
После 9 месяцев у детей сильно возрастает потребность в общении со взрослыми. Они тянутся к людям, которые уделяют им больше внимания, ласково обращаются с ними и больше ими занимается. В тоже время, для правильно воспитания ребенка до года, не нужно ограничивать самостоятельную деятельность. Поощряйте малыша играть с игрушками, ползать или ходить, держась за разные предметы, преодолевать посильные трудности. В этот период можно устраивать для детей совместные игры с 2-3 сверстниками, разумеется, они должны проходить под надзором взрослых.
Поступательное развитие ребенка должно быть обеспечено системой педагогических воздействий, в том числе развивающими играми-занятиями, соответствующими каждому возрастному периоду. Воспитательные задачи и средства меняются по мере взросления малыша, поэтому родителям в том, как воспитывать ребенка в 1 год, следует ориентироваться на ближайшее его развитие. Благодаря этому он будет осваивать более сложные умения и навыки.
Отдельно в деле воспитания ребенка с рождения и до года стоит рассмотреть темпы его развития. Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – что малыш освоил за прошедший период. При этом успешное развитие допускает отклонения в формировании навыков от средних показателей на 15 дней. Раннее или ускоренное развитие проявляется формированием навыков на 16 и более дней раньше срока, тогда как задержка на один месяц говорит о замедлении темпа развития. Родителям следует внимательно отнестись к этому и попытаться выяснить причины этого явления. Возможно, это индивидуальные особенности ребенка, но это может также указывать о болезни или неправильный подход родителей к воспитанию ребенка до года.