Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как сократить дробь? Правила на все ситуации. Как объяснить ребенку сокращение дробей 6 класс


Правила сокращения дробей с примерами

Дети в школе учат правила сокращения дробей в 6 классе. В этой статье мы сначала расскажем вам о том, что же означает это действие, затем разъясним, как сократимую дробь перевести в несократимую. Следующим пунктом будут правила сокращения дробей, а затем уже постепенно подберемся к примерам.

Что значит "сократить дробь "?

Итак, все мы знаем, что обычные дроби делятся на две группы: сократимые и несократимые. Уже по названиям можно понять, что те, что сократимые - сокращаются, а те, которые несократимые - не сокращаются.

  • Сократить дробь - это значит разделить ее знаменатель и числитель на их (отличный от единицы) положительный делитель. В результате, конечно, выходит новая дробь с меньшим знаменателем и числителем. Полученная дробь будет равна исходной дроби.

Стоит отметить, что в книгах по математике с заданием "сократите дробь " это значит, что нужно исходную дробь привести именно к этому несократимому виду. Если говорить простыми словами, то деление знаменателя и числителя на их наибольший общий делитель и есть сокращение.

Как сократить дробь. Правила сокращения дробей (6 класс)

Итак, здесь всего два правила.

  1. Первое правило сокращения дробей: сначала нужно будет найти наибольший общий делитель знаменателя и числителя вашей дроби.
  2. Второе правило: делить знаменатель и числитель на наибольший общий делитель, в конечном итоге получить несократимую дробь.

Как сократить неправильную дробь?

Правила сокращения дробей идентичны правилам сокращения неправильных дробей.

Для того чтобы сократить неправильную дробь, для начала нужно будет расписать на простые множители знаменатель и числитель, а уже потом общие множители сокращать.

Сокращение смешанных дробей

Правила сокращения дробей также распространяется на сокращение смешанных дробей. Есть лишь небольшая разница: целую часть мы можем не трогать, а дробную сократить или смешанную дробь перевести в неправильную, затем сократить и опять перевести в правильную дробь.

Сократить смешанные дроби можно двумя способами.

Первый: расписать дробную часть на простые множители и целую часть тогда не трогать.

Второй способ: перевести сначала в неправильную дробь, расписать на обычные множители, потом сократить дробь. Уже полученную неправильную дробь перевести в правильную.

Примеры можно увидеть на фото выше.

Мы очень надеемся, что смогли помочь вам и вашим детям. Ведь на уроках они очень часто бывают невнимательными, поэтому приходится заниматься интенсивнее на дому самостоятельно.

fb.ru

6 класс. Математика. Сокращение дробей - Сокращение дробей

Комментарии преподавателя

Пред­ставь­те себе такую си­ту­а­цию.

За сто­лом 3 че­ло­ве­ка и 5 яблок. Де­лят­ся 5 яблок на троих. Каж­до­му до­ста­ет­ся по  яб­ло­ка.

А за со­сед­ним сто­лом еще 3 че­ло­ве­ка и тоже 5 яблок. Каж­до­му опять по .

При этом всего 10 яблок и 6 че­ло­век. Каж­до­му по .

Но это одно и то же.

 . Эти дроби эк­ви­ва­лент­ны.

Можно уве­ли­чить в два раза ко­ли­че­ство людей и в два раза ко­ли­че­ство яблок. Ре­зуль­тат будет тем же самым.

В ма­те­ма­ти­ке это фор­му­ли­ру­ет­ся так:

Если чис­ли­тель и зна­ме­на­тель дроби умно­жить или раз­де­лить на одно и то же число (не рав­ное 0), то новая дробь будет равна ис­ход­ной.

Это свой­ство ино­гда на­зы­ва­ют «ос­нов­ным свой­ством дроби».

 

При­ме­ры эк­ви­ва­лент­ных дро­бей

1. Путь от го­ро­да до де­рев­ни – 7 км.

Мы идем по до­ро­ге и опре­де­ля­ем прой­ден­ный путь по ки­ло­мет­ро­вым стол­би­кам. Прой­дя три стол­би­ка, три ки­ло­мет­ра, мы по­ни­ма­ем, что про­шли  пути.

Но если мы не видим стол­би­ков (может, их не уста­но­ви­ли), можно путь счи­тать по элек­три­че­ским стол­бам вдоль до­ро­ги. Их 20 штук на каж­дый ки­ло­метр. То есть всего 140 на всем пути. Три ки­ло­мет­ра –  стол­бов. То есть мы про­шли 60 из 140 стол­бов, .

2. Дробь на ко­ор­ди­нат­ной плос­ко­сти можно от­ме­чать точ­кой. Чтобы изоб­ра­зить дробь  от­ме­тим точку с ко­ор­ди­на­той 3 по оси  и 4 по оси . Про­ве­дем пря­мую из на­ча­ла ко­ор­ди­нат через нашу точку.

На этой же пря­мой будет ле­жать и точка, со­от­вет­ству­ю­щая дроби .

Они яв­ля­ют­ся эк­ви­ва­лент­ны­ми:   (см. Рис. 1)

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 

3. На ри­сун­ке 2 два дома. Пер­вый – вы­со­той 6 мет­ров и ши­ри­ной 4, а вто­рой – вы­со­той 12 мет­ров и ши­ри­ной 8. Раз­ме­ры раз­ные, но дома по форме по­хо­жи. У них оди­на­ко­вые про­пор­ции, оди­на­ко­вое от­но­ше­ние вы­со­ты к ши­рине.

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 

Дробь  можно было по­лу­чить из  умно­же­ни­ем чис­ли­те­ля и зна­ме­на­те­ля на 4:

или из  умно­же­ни­ем на 2:

Но точно так же можно и вер­нуть­ся назад.

У дроби  можно чис­ли­тель и зна­ме­на­тель раз­де­лить на 2, по­лу­чить :

Или чис­ли­тель и зна­ме­на­тель раз­де­лить на 4, по­лу­чить :

Вот такой пе­ре­ход от одной дроби к дру­гой с по­мо­щью де­ле­ния чис­ли­те­ля и зна­ме­на­те­ля на одно и то же число на­зы­ва­ет­сясо­кра­ще­ни­ем дроби.

У дроби  можно раз­де­лить чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на 100. По­лу­чим .

Это эк­ви­ва­лент­ная за­пись, но она ко­ро­че. Мы со­кра­ти­ли за­пись. Со­кра­ти­ли дробь:

По­смот­рим еще раз на це­поч­ку эк­ви­ва­лент­ных дро­бей.

Дробь  можно со­кра­тить на 2 и по­лу­чить  или со­кра­тить на 4 и по­лу­чить .

Дробь  нам не по­лу­чит­ся со­кра­тить до  или , зато легко со­кра­тить на 5 и по­лу­чить .

Толь­ко одну дробь из пред­став­лен­ных мы не можем со­кра­тить: .

Такая дробь на­зы­ва­ет­ся несо­кра­ти­мой. Ее нель­зя со­кра­тить.

Осталь­ные со­кра­ти­мые. Их можно со­кра­тить.

Рас­смот­рим дробь .

Чтобы по­нять, можно ли ее со­кра­тить, нужно узнать, су­ще­ству­ет ли число, на ко­то­рое де­лит­ся и чис­ли­тель, и зна­ме­на­тель, есть ли общий де­ли­тель.

42 де­лит­ся на 2, но 273 на 2 не де­лит­ся.

42 де­лит­ся на 3 (сумма цифр 6 де­лит­ся на 3), и 273 де­лит­ся на три (сумма цифр 12).

Зна­чит, мы можем по­де­лить чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на 3, со­кра­тить дробь на 3.

Можно ли со­кра­тить по­лу­чен­ную дробь даль­ше?

14 де­лит­ся на 2 и на 7.

91 не де­лит­ся на 2, но на 7 де­лит­ся.

Зна­чит, дробь можно со­кра­тить на 7.

Для чисел 2 и 13 нам уже не найти об­ще­го де­ли­те­ля.

Дробь  несо­кра­ти­ма.

Не все­гда легко, глядя на дробь, по­нять, можно ее со­кра­тить или нет.

Что нам может по­мочь в этом?

Чтобы со­кра­тить дробь, нужно найти общий де­ли­тель для чис­ли­те­ля и зна­ме­на­те­ля.

Но де­ли­те­ли числа и его мно­жи­те­ли – это одно и то же.

2 и 5 – это мно­жи­те­ли, но на них можно раз­де­лить. По­это­му они же и де­ли­те­ли.

То есть раз­ло­же­ние на мно­жи­те­ли – это и раз­ло­же­ние на де­ли­те­ли.

Вер­нем­ся к на­ше­му при­ме­ру.

Если бы чис­ли­тель и зна­ме­на­тель были раз­ло­же­ны на мно­жи­те­ли, мы бы сразу по­ня­ли, как со­кра­тить дробь.

Общие мно­жи­те­ли (де­ли­те­ли) – 3 и 7. На них и со­кра­ща­ем.

Со­кра­тить дробь, раз­ло­жив на мно­жи­те­ли чис­ли­тель и зна­ме­на­тель.

Раз­ло­жим 60 на мно­жи­те­ли:

Раз­ло­жим 126 на мно­жи­те­ли:

Со­кра­тим на общие мно­жи­те­ли, на 2 и на 3. Боль­ше общих мно­жи­те­лей (де­ли­те­лей) нет. Пе­ре­мно­жим остав­ши­е­ся мно­жи­те­ли:

В школе 4 пер­вых клас­са, и в каж­дом учит­ся 27 уче­ни­ков.

Есть 12 ко­ро­бок ман­да­ри­нов, в каж­дой по 45 штук. Сколь­ко каж­до­му пер­во­класс­ни­ку до­ста­нет­ся ман­да­ри­нов, если их по­де­лить по­ров­ну?

По­нят­но, что надо ко­ли­че­ство ман­да­ри­нов раз­де­лить на ко­ли­че­ство пер­во­класс­ни­ков.

Най­дем и то и дру­гое.

 пер­во­класс­ни­ков.

 ман­да­ри­нов.

Оста­лось раз­де­лить.

 ман­да­ри­нов на пер­во­класс­ни­ка.

Но можно было и упро­стить себе за­да­чу, ведь у нас уже было раз­ло­же­ние на мно­жи­те­ли:

Не будем сразу счи­тать, сколь­ко ман­да­ри­нов и сколь­ко уче­ни­ков. Сна­ча­ла со­кра­тим нашу дробь. 12 и 4 де­лят­ся на 4. 3 и 27 де­лят­ся на 3.

Это ре­ше­ние ока­за­лось проще.

Сей­час са­мо­сто­я­тель­но со­кра­ти­те сле­ду­ю­щие дроби:

Про­вер­ка:

До­ка­жи­те, что дробь несо­кра­ти­ма:

Про­вер­ка:

раз­ло­жим на про­стые мно­жи­те­ли чис­ли­тель и зна­ме­на­тель:

Общих мно­жи­те­лей (общих де­ли­те­лей) нет. Зна­чит, со­кра­тить невоз­мож­но. Дробь несо­кра­ти­ма.

Такие числа, как 220 и 273, не име­ю­щие общих де­ли­те­лей, кроме 1, мы на­зы­ва­ем вза­им­но про­сты­ми.

То есть можно ска­зать про несо­кра­ти­мую дробь сле­ду­ю­щее: дробь несо­кра­ти­ма, если ее чис­ли­тель и зна­ме­на­тель – вза­им­но про­стые числа.

Под­ве­дем итог.

  1. Со­кра­тить дробь – озна­ча­ет раз­де­лить ее чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на одно и то же число (не рав­ное нулю). В ре­зуль­та­те по­лу­ча­ем рав­ную (эк­ви­ва­лент­ную) дробь, но с мень­ши­ми чис­ли­те­лем и зна­ме­на­те­лем.
  2. Чтобы со­кра­тить дробь, нужно по­сле­до­ва­тель­но про­ве­рять, на что де­лят­ся чис­ли­тель и зна­ме­на­тель. Если на­хо­дят­ся общий де­ли­тель, то на него и со­кра­щать.
  3. Если раз­ло­жить чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на мно­жи­те­ли, то это упро­стит со­кра­ще­ние.

 

Все­гда ли нужно со­кра­щать?

Фраза: «Цена вы­рос­ла на 20 %» бук­валь­но озна­ча­ет «цена вы­рос­ла на », так как .

Дробь можно со­кра­тить. По­лу­чит­ся .

Мы могли бы ска­зать: «цена вы­рос­ла на ».

Это, ко­неч­но, то же самое. Но общая до­го­во­рен­ность – го­во­рить в про­цен­тах. По­это­му удоб­нее оста­вить эту ве­ли­чи­ну в про­цен­тах, не со­кра­щая дробь.

Со­кра­ще­ние – это ин­стру­мент. Но мы не обя­за­ны его при­ме­нять, если не счи­та­ем, что так ста­нет проще.

источник конспекта - http://internetur

www.kursoteka.ru

6 класс. Математика. Сокращение дробей - Сокращение дробей

Комментарии преподавателя

Пред­ставь­те себе такую си­ту­а­цию.

За сто­лом 3 че­ло­ве­ка и 5 яблок. Де­лят­ся 5 яблок на троих. Каж­до­му до­ста­ет­ся по  яб­ло­ка.

А за со­сед­ним сто­лом еще 3 че­ло­ве­ка и тоже 5 яблок. Каж­до­му опять по .

При этом всего 10 яблок и 6 че­ло­век. Каж­до­му по .

Но это одно и то же.

 . Эти дроби эк­ви­ва­лент­ны.

Можно уве­ли­чить в два раза ко­ли­че­ство людей и в два раза ко­ли­че­ство яблок. Ре­зуль­тат будет тем же самым.

В ма­те­ма­ти­ке это фор­му­ли­ру­ет­ся так:

Если чис­ли­тель и зна­ме­на­тель дроби умно­жить или раз­де­лить на одно и то же число (не рав­ное 0), то новая дробь будет равна ис­ход­ной.

Это свой­ство ино­гда на­зы­ва­ют «ос­нов­ным свой­ством дроби».

 

При­ме­ры эк­ви­ва­лент­ных дро­бей

1. Путь от го­ро­да до де­рев­ни – 7 км.

Мы идем по до­ро­ге и опре­де­ля­ем прой­ден­ный путь по ки­ло­мет­ро­вым стол­би­кам. Прой­дя три стол­би­ка, три ки­ло­мет­ра, мы по­ни­ма­ем, что про­шли  пути.

Но если мы не видим стол­би­ков (может, их не уста­но­ви­ли), можно путь счи­тать по элек­три­че­ским стол­бам вдоль до­ро­ги. Их 20 штук на каж­дый ки­ло­метр. То есть всего 140 на всем пути. Три ки­ло­мет­ра –  стол­бов. То есть мы про­шли 60 из 140 стол­бов, .

2. Дробь на ко­ор­ди­нат­ной плос­ко­сти можно от­ме­чать точ­кой. Чтобы изоб­ра­зить дробь  от­ме­тим точку с ко­ор­ди­на­той 3 по оси  и 4 по оси . Про­ве­дем пря­мую из на­ча­ла ко­ор­ди­нат через нашу точку.

На этой же пря­мой будет ле­жать и точка, со­от­вет­ству­ю­щая дроби .

Они яв­ля­ют­ся эк­ви­ва­лент­ны­ми:   (см. Рис. 1)

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 

3. На ри­сун­ке 2 два дома. Пер­вый – вы­со­той 6 мет­ров и ши­ри­ной 4, а вто­рой – вы­со­той 12 мет­ров и ши­ри­ной 8. Раз­ме­ры раз­ные, но дома по форме по­хо­жи. У них оди­на­ко­вые про­пор­ции, оди­на­ко­вое от­но­ше­ние вы­со­ты к ши­рине.

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

 

Дробь  можно было по­лу­чить из  умно­же­ни­ем чис­ли­те­ля и зна­ме­на­те­ля на 4:

или из  умно­же­ни­ем на 2:

Но точно так же можно и вер­нуть­ся назад.

У дроби  можно чис­ли­тель и зна­ме­на­тель раз­де­лить на 2, по­лу­чить :

Или чис­ли­тель и зна­ме­на­тель раз­де­лить на 4, по­лу­чить :

Вот такой пе­ре­ход от одной дроби к дру­гой с по­мо­щью де­ле­ния чис­ли­те­ля и зна­ме­на­те­ля на одно и то же число на­зы­ва­ет­сясо­кра­ще­ни­ем дроби.

У дроби  можно раз­де­лить чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на 100. По­лу­чим .

Это эк­ви­ва­лент­ная за­пись, но она ко­ро­че. Мы со­кра­ти­ли за­пись. Со­кра­ти­ли дробь:

По­смот­рим еще раз на це­поч­ку эк­ви­ва­лент­ных дро­бей.

Дробь  можно со­кра­тить на 2 и по­лу­чить  или со­кра­тить на 4 и по­лу­чить .

Дробь  нам не по­лу­чит­ся со­кра­тить до  или , зато легко со­кра­тить на 5 и по­лу­чить .

Толь­ко одну дробь из пред­став­лен­ных мы не можем со­кра­тить: .

Такая дробь на­зы­ва­ет­ся несо­кра­ти­мой. Ее нель­зя со­кра­тить.

Осталь­ные со­кра­ти­мые. Их можно со­кра­тить.

Рас­смот­рим дробь .

Чтобы по­нять, можно ли ее со­кра­тить, нужно узнать, су­ще­ству­ет ли число, на ко­то­рое де­лит­ся и чис­ли­тель, и зна­ме­на­тель, есть ли общий де­ли­тель.

42 де­лит­ся на 2, но 273 на 2 не де­лит­ся.

42 де­лит­ся на 3 (сумма цифр 6 де­лит­ся на 3), и 273 де­лит­ся на три (сумма цифр 12).

Зна­чит, мы можем по­де­лить чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на 3, со­кра­тить дробь на 3.

Можно ли со­кра­тить по­лу­чен­ную дробь даль­ше?

14 де­лит­ся на 2 и на 7.

91 не де­лит­ся на 2, но на 7 де­лит­ся.

Зна­чит, дробь можно со­кра­тить на 7.

Для чисел 2 и 13 нам уже не найти об­ще­го де­ли­те­ля.

Дробь  несо­кра­ти­ма.

Не все­гда легко, глядя на дробь, по­нять, можно ее со­кра­тить или нет.

Что нам может по­мочь в этом?

Чтобы со­кра­тить дробь, нужно найти общий де­ли­тель для чис­ли­те­ля и зна­ме­на­те­ля.

Но де­ли­те­ли числа и его мно­жи­те­ли – это одно и то же.

2 и 5 – это мно­жи­те­ли, но на них можно раз­де­лить. По­это­му они же и де­ли­те­ли.

То есть раз­ло­же­ние на мно­жи­те­ли – это и раз­ло­же­ние на де­ли­те­ли.

Вер­нем­ся к на­ше­му при­ме­ру.

Если бы чис­ли­тель и зна­ме­на­тель были раз­ло­же­ны на мно­жи­те­ли, мы бы сразу по­ня­ли, как со­кра­тить дробь.

Общие мно­жи­те­ли (де­ли­те­ли) – 3 и 7. На них и со­кра­ща­ем.

Со­кра­тить дробь, раз­ло­жив на мно­жи­те­ли чис­ли­тель и зна­ме­на­тель.

Раз­ло­жим 60 на мно­жи­те­ли:

Раз­ло­жим 126 на мно­жи­те­ли:

Со­кра­тим на общие мно­жи­те­ли, на 2 и на 3. Боль­ше общих мно­жи­те­лей (де­ли­те­лей) нет. Пе­ре­мно­жим остав­ши­е­ся мно­жи­те­ли:

В школе 4 пер­вых клас­са, и в каж­дом учит­ся 27 уче­ни­ков.

Есть 12 ко­ро­бок ман­да­ри­нов, в каж­дой по 45 штук. Сколь­ко каж­до­му пер­во­класс­ни­ку до­ста­нет­ся ман­да­ри­нов, если их по­де­лить по­ров­ну?

По­нят­но, что надо ко­ли­че­ство ман­да­ри­нов раз­де­лить на ко­ли­че­ство пер­во­класс­ни­ков.

Най­дем и то и дру­гое.

 пер­во­класс­ни­ков.

 ман­да­ри­нов.

Оста­лось раз­де­лить.

 ман­да­ри­нов на пер­во­класс­ни­ка.

Но можно было и упро­стить себе за­да­чу, ведь у нас уже было раз­ло­же­ние на мно­жи­те­ли:

Не будем сразу счи­тать, сколь­ко ман­да­ри­нов и сколь­ко уче­ни­ков. Сна­ча­ла со­кра­тим нашу дробь. 12 и 4 де­лят­ся на 4. 3 и 27 де­лят­ся на 3.

Это ре­ше­ние ока­за­лось проще.

Сей­час са­мо­сто­я­тель­но со­кра­ти­те сле­ду­ю­щие дроби:

Про­вер­ка:

До­ка­жи­те, что дробь несо­кра­ти­ма:

Про­вер­ка:

раз­ло­жим на про­стые мно­жи­те­ли чис­ли­тель и зна­ме­на­тель:

Общих мно­жи­те­лей (общих де­ли­те­лей) нет. Зна­чит, со­кра­тить невоз­мож­но. Дробь несо­кра­ти­ма.

Такие числа, как 220 и 273, не име­ю­щие общих де­ли­те­лей, кроме 1, мы на­зы­ва­ем вза­им­но про­сты­ми.

То есть можно ска­зать про несо­кра­ти­мую дробь сле­ду­ю­щее: дробь несо­кра­ти­ма, если ее чис­ли­тель и зна­ме­на­тель – вза­им­но про­стые числа.

Под­ве­дем итог.

  1. Со­кра­тить дробь – озна­ча­ет раз­де­лить ее чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на одно и то же число (не рав­ное нулю). В ре­зуль­та­те по­лу­ча­ем рав­ную (эк­ви­ва­лент­ную) дробь, но с мень­ши­ми чис­ли­те­лем и зна­ме­на­те­лем.
  2. Чтобы со­кра­тить дробь, нужно по­сле­до­ва­тель­но про­ве­рять, на что де­лят­ся чис­ли­тель и зна­ме­на­тель. Если на­хо­дят­ся общий де­ли­тель, то на него и со­кра­щать.
  3. Если раз­ло­жить чис­ли­тель и зна­ме­на­тель на мно­жи­те­ли, то это упро­стит со­кра­ще­ние.

 

Все­гда ли нужно со­кра­щать?

Фраза: «Цена вы­рос­ла на 20 %» бук­валь­но озна­ча­ет «цена вы­рос­ла на », так как .

Дробь можно со­кра­тить. По­лу­чит­ся .

Мы могли бы ска­зать: «цена вы­рос­ла на ».

Это, ко­неч­но, то же самое. Но общая до­го­во­рен­ность – го­во­рить в про­цен­тах. По­это­му удоб­нее оста­вить эту ве­ли­чи­ну в про­цен­тах, не со­кра­щая дробь.

Со­кра­ще­ние – это ин­стру­мент. Но мы не обя­за­ны его при­ме­нять, если не счи­та­ем, что так ста­нет проще.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-k

www.kursoteka.ru

Сокращение дробей. Что значит сократите дробь?

Сокращение дробей нужно для того, чтобы привести дробь к более простому виду, например, в ответе полученном в результате решения выражения.

Сокращение дробей, определение и формула.

Что такое сокращение дробей? Что значит сократить дробь?

Определение:Сокращение дробей – это разделение у дроби числитель и знаменатель на одно и то же положительное число не равное нулю и единице. В итоге сокращения получается дробь с меньшим числителем и знаменателем, равная предыдущей дроби согласно основному свойству рациональных чисел.

Формула сокращения дробей основного свойства рациональных чисел.

\(\frac{p \times n}{q \times n}=\frac{p}{q}\)

Рассмотрим пример:Сократите дробь \(\frac{9}{15}\)

Решение:Мы можем разложить дробь на простые множители и сократить общие множители.

\(\frac{9}{15}=\frac{3 \times 3}{5 \times 3}=\frac{3}{5} \times \color{red} {\frac{3}{3}}=\frac{3}{5} \times 1=\frac{3}{5}\)

Ответ: после сокращения получили дробь \(\frac{3}{5}\). По основному свойству рациональных чисел первоначальная и получившееся дробь равны.

\(\frac{9}{15}=\frac{3}{5}\)

Как сокращать дроби? Сокращение дроби до несократимого вида.

Чтобы нам получить в результате несократимую дробь, нужно найти наибольший общий делитель (НОД) для числителя и знаменателя дроби.

Есть несколько способов найти НОД мы воспользуемся в примере разложением чисел на простые множители.

Получите несократимую дробь \(\frac{48}{136}\).

Решение:Найдем НОД(48, 136). Распишем числа 48 и 136 на простые множители.48=2⋅2⋅2⋅2⋅3136=2⋅2⋅2⋅17НОД(48, 136)= 2⋅2⋅2=6

\(\frac{48}{136}=\frac{\color{red} {2 \times 2 \times 2} \times 2 \times 3}{\color{red} {2 \times 2 \times 2} \times 17}=\frac{\color{red} {6} \times 2 \times 3}{\color{red} {6} \times 17}=\frac{2 \times 3}{17}=\frac{6}{17}\)

Ответ: \(\frac{6}{17}\) несократимая дробь.

Правило сокращения дроби до несократимого вида.

  1. Нужно найти наибольший общий делитель для числители и знаменателя.
  2. Нужно поделить числитель и знаменатель на наибольший общий делитель в результате деления получить несократимую дробь.

Пример:Сократите дробь \(\frac{152}{168}\).

Решение:Найдем НОД(152, 168). Распишем числа 152 и 168 на простые множители.152=2⋅2⋅2⋅19168=2⋅2⋅2⋅3⋅7НОД(152, 168)= 2⋅2⋅2=6

\(\frac{152}{168}=\frac{\color{red} {6} \times 19}{\color{red} {6} \times 21}=\frac{19}{21}\)

Ответ:  \(\frac{19}{21}\) несократимая дробь.

Сокращение неправильной дроби.

Как сократить неправильную дробь?Правила сокращения дробей для правильных и неправильных дробей одинаковы.

Рассмотрим пример:Сократите неправильную дробь \(\frac{44}{32}\).

Решение:Распишем на простые множители числитель и знаменатель. А потом общие множители сократим.

\(\frac{44}{32}=\frac{\color{red} {2 \times 2 } \times 11}{\color{red} {2 \times 2 } \times 2 \times 2 \times 2}=\frac{11}{2 \times 2 \times 2}=\frac{11}{8}\)

Сокращение смешанных дробей.

Смешанные дроби по тем же правилам что и обыкновенные дроби. Разница лишь в том, что мы можем целую часть не трогать, а дробную часть сократить или смешанную дробь перевести в неправильную дробь, сократить и перевести обратно в правильную дробь.

Рассмотрим пример:Сократите смешанную дробь \(2\frac{30}{45}\).

Решение:Решим двумя способами:Первый способ:Распишем дробную часть на простые множители, а целую часть не будем трогать.

\(2\frac{30}{45}=2\frac{2 \times \color{red} {5 \times 3}}{3 \times \color{red} {5 \times 3}}=2\frac{2}{3}\)

Второй способ:Переведем сначала в неправильную дробь, а потом распишем на простые множители и сократим. Полученную неправильную дробь переведем в правильную.

\(2\frac{30}{45}=\frac{45 \times 2 + 30}{45}=\frac{120}{45}=\frac{2 \times \color{red} {5 \times 3} \times 2 \times 2}{3 \times \color{red} {3 \times 5}}=\frac{2 \times 2 \times 2}{3}=\frac{8}{3}=2\frac{2}{3}\)

Вопросы по теме:Можно ли сокращать дроби при сложении или вычитании?Ответ: нет, нужно сначала сложить или вычесть дроби по правилам, а только потом сокращать. Рассмотрим пример:

Вычислите выражение  \(\frac{50+20-10}{20}\) .

Решение:Часто допускают ошибку сокращая одинаковые числа в числителе и знаменателе в нашем случаем число 20, но их сокращать нельзя пока не выполните сложение и вычитание.

\(\frac{50+\color{red} {20}-10}{\color{red} {20}}=\frac{60}{20}=\frac{3 \times 20}{20}=\frac{3}{1}=3\)

На какие числа можно сокращать дробь?Ответ: можно сокращать дробь на наибольший общий делитель или обычный делитель числителя и знаменателя. Например, дробь \(\frac{100}{150}\).

Распишем на простые множители числа 100 и 150.100=2⋅2⋅5⋅5150=2⋅5⋅5⋅3Наибольшим общим делителем будет число НОД(100, 150)= 2⋅5⋅5=50

\(\frac{100}{150}=\frac{2 \times 50}{3 \times 50}=\frac{2}{3}\)

Получили несократимую дробь \(\frac{2}{3}\).

Но необязательно всегда делить на НОД не всегда нужна несократимая дробь, можно сократить дробь на простой делитель числителя и знаменателя. Например, у числа 100 и 150 общий делитель 2. Сократим дробь \(\frac{100}{150}\) на 2.

\(\frac{100}{150}=\frac{2 \times 50}{2 \times 75}=\frac{50}{75}\)

Получили сократимую дробь \(\frac{50}{75}\).

Какие дроби можно сокращать?Ответ: сокращать можно дроби у которых числитель и знаменатель имеют общий делитель. Например, дробь \(\frac{4}{8}\). У числа 4 и 8 есть число, на которое они оба делятся это число 2. Поэтому такую дробь можно сократить на число 2.

Пример:Сравните две дроби \(\frac{2}{3}\) и \(\frac{8}{12}\).

Эти две дроби равны. Рассмотрим подробно дробь \(\frac{8}{12}\):

\(\frac{8}{12}=\frac{2 \times 4}{3 \times 4}=\frac{2}{3} \times \frac{4}{4}=\frac{2}{3} \times 1=\frac{2}{3}\)

Отсюда получаем, \(\frac{8}{12}=\frac{2}{3}\)

Две дроби равны тогда и только тогда, когда одна из них получена путем сокращения другой дроби на общий множитель числителя и знаменателя.

Пример:Сократите если возможно следующие дроби: а) \(\frac{90}{65}\) б) \(\frac{27}{63}\) в) \(\frac{17}{100}\) г) \(\frac{100}{250}\)

Решение:а) \(\frac{90}{65}=\frac{2 \times \color{red} {5} \times 3 \times 3}{\color{red} {5} \times 13}=\frac{2 \times 3 \times 3}{13}=\frac{18}{13}\)б) \(\frac{27}{63}=\frac{\color{red} {3 \times 3} \times 3}{\color{red} {3 \times 3} \times 7}=\frac{3}{7}\)в) \(\frac{17}{100}\) несократимая дробьг) \(\frac{100}{250}=\frac{\color{red} {2 \times 5 \times 5} \times 2}{\color{red} {2 \times 5 \times 5} \times 5}=\frac{2}{5}\)

tutomath.ru

Сокращение дробей

Сокращение дробей. Вот и добрались до сокращения. Применяется здесь основное свойство дроби. НО! Не всё так просто. Со многими дробями (в том числе из школьного курса) вполне можно им обойтись. А если взять дроби «покруче»? Разберём подробнее! Рекомендую посмотреть весь список материалов с дробями.

Итак, мы уже знаем, что числитель и знаменатель дроби можно умножать и делить на одно и тоже число, дробь от этого не изменится. Рассмотрим три подхода:

Подход первый.

Для сокращения делят числитель и знаменатель на общий делитель. Рассмотрим примеры:

Сократим:

В приведенных примерах мы сразу видим какие взять делители для сокращения. Процесс несложен –  мы перебираем 2,3.4,5 и так далее. В большинстве примеров школьного курса этого вполне достаточно. А вот если будет дробь:

Тут процесс с подбором делителей может затянуться надолго ;). Конечно, такие примеры лежат вне школьного курса, но справляться с ними нужно уметь. Чуть ниже рассмотрим как это делается. А пока вернёмся к процессу сокращения.

Как рассмотрено выше, для того чтобы сократить дробь, мы осуществляли деление на определённый нами общий делитель(ли). Всё правильно! Стоит лишь добавить признаки делимости чисел:

— если число чётное то оно делится на 2.

— если число из последних двух цифр делится на 4, то и само число делится на 4.

— если  сумма цифр из которых состоит число делится на 3, то и само число делится на 3. Например  125031, 1+2+5+0+3+1=12. Двенадцать делится на 3, значит и 123031 делится на 3.

— если в конце числа стоит 5 или 0, то число делится на 5.

— если  сумма цифр из которых состоит число делится на 9, то и само число делится на 9. Например  625032   =.> 6+2+5+0+3+2=18. Восемнадцать делится на 9, значит и 623032 делится на 9.

Второй подход.

Если кратко суть, то на самом деле всё действо сводится к разложению числителя и знаменателя на множители и далее к сокращению равных множителей в числителе и знаменателе (данный подход – это следствие из первого подхода):

Визуально, чтобы не запутаться и не ошибиться равные множители просто перечёркивают. Вопрос – а как разложить число на множители? Нужно определить перебором все делители. Это тема отдельная, она несложная, посмотрите информацию в учебнике или интернете. Никаких великих проблем с разложением на множители чисел, которые присутствуют в дробях школьного курса, вы не встретите.

Формально принцип сокращения можно записать так:

Подход третий.

Тут самое интересное для продвинутых и тех, кто хочет им стать. Сократим дробь  143/273. Попробуйте сами! Ну и как, быстро получилось? А теперь смотрите!

Переворачиваем её (числитель и знаменатель меняем местами). Делим уголком  полученную дробь переводим в смешанное число, то есть выделяем целую часть:

Уже проще. Мы видим, что числитель и знаменатель можно сократить на 13:

Далее переводим дробь в обыкновенную:

А теперь не забываем снова перевернуть дробь обратно, давайте запишем всю цепочку:

Проверено – времени уходит меньше, чем на перебор и проверку делителей. Вернёмся к нашим двум примерам:

Первый. Делим уголком (не на  калькуляторе), получим:

Эта дробь попроще конечно, но с сокращением опять проблема. Теперь отдельно разбираем дробь 1273/1463,  переворачиваем её:

Тут уже проще. Можем рассмотреть такой делитель как 19. Остальные не подходят, это видно: 190:19= 10, 1273:19 = 67. Ура!  Запишем:

Теперь записываем исходное число:

Следующий пример. Сократим 88179/2717.

Делим, получим:

Отдельно разбираем дробь 1235/2717,  переворачиваем её:

Можем рассмотреть такой делитель как 13 (до 13 не подходят):

Числитель 247:13=19     Знаменатель 1235:13=95

*В процессе увидели ещё один делитель равный 19. Получается, что:

Теперь записываем исходное число:

И не важно, что будет больше в дроби – числитель или знаменатель, если знаменатель, то переворачиваем и действуем как описано. Таким образом мы можем сократить любую дробь,  третий подход можно назвать универсальным.

Конечно, два примера рассмотренные выше это непростые примеры. Давайте попробуем эту технологию на уже рассмотренных нами «несложных» дробях:

Две четвёртых.

Знаменатель меньше числителя. Переворачиваем и делим:

Девять двенадцатых. Переворачиваем:

Соток двадцать пятых. Числитель больше знаменателя, переворачивать не нужно:

Сто двадцать восемь сорок восьмых. Числитель больше знаменателя, переворачивать не нужно:

Семьдесят две шестидесятых. Числитель больше знаменателя, переворачивать не нужно:

Разумеется, третий подход применили к таким простым примерам просто как альтернативу. Способ, как уже сказано, универсальный, но не для всех дробей удобный и корректный, особенно это относится к простым.

Многообразие дробей велико. Важно, чтобы вы усвоили именно принципы. Строгого правила по работе с дробями просто нет. Посмотрели, прикинули каким образом удобнее действовать и вперёд. С практикой придёт навык и будете щёлкать их как семечки.

Вывод:

Если видите общий(ие) делитель(и) для числителя и знаменателя, то используйте их для сокращения.

Если умеете быстро раскладывать на множители число, то разложите числитель и знаменатель, далее сокращайте.

Если никак не можете определить общий делитель, то воспользуйтесь третьим подходом.

*Для сокращения дробей важно усвоить принципы сокращения, понимать основное свойство дроби, знать подходы к решению, быть крайне внимательным при вычислениях.

И запомните! Дробь принято сокращать до упора, то есть сокращать её пока есть общий делитель.

C уважением, Александр Крутицких.

Делитель информацией в социальных сетях

matematikalegko.ru

Как сократить дробь | Алгебра

Как сократить алгебраическую (рациональную) дробь, числитель и знаменатель которой содержат выражения, которые отличаются только знаками?

Например, как сократить дробь

   

Для начала вспомним, как от выражения (a-b) перейти к выражению (b-a). Для этого нужно вынести «минус» за скобки (при этом все знаки слагаемых в скобках изменятся на противоположные):

   

В дроби вынести «минус» за скобки можно или в числителе, или в знаменателе. По свойству алгебраических дробей, знак «минус» можно вынести перед дробью:

   

В данном примере числитель и знаменатель дроби сокращаем на (a-b):

   

Рассмотрим другие примеры сокращения алгебраических дробей такого вида.

   

Сокращать можно только множители!

В числителе и знаменателе дроби — многочлены. Чтобы сократить дробь, надо разложить многочлены на множители. В числителе есть общий множитель 2b, в знаменателе — a. Вынесем их за скобки:

   

Выражения, стоящие в скобках в числителе и в знаменателе, отличаются только знаками. Вынесем знак «минус» перед дробью, например, из знаменателя (при этом все знаки слагаемых, стоящих в скобках, изменятся на противоположные):

   

После чего сокращаем дробь на общий делитель (2a-b).

   

В числителе выносим общий множитель 2 за скобки, знаменатель раскладываем по формуле разности квадратов:

   

Вынесем «минус» перед дробью, например, из числителя:

   

Сокращаем дробь на (m-7).

   

В числителе — 4 слагаемых. Группируем первое слагаемое со вторым, третье — с четвертым. В знаменателе выносим общий множитель 6 за скобки:

   

В числителе выносим общие множители за скобки: из первых скобок — y, из вторых — -2, затем — (x-3):

   

Сокращаем дробь на (x-3):

   

Если после сокращения перед дробью остался «минус», а в числителе или знаменателе есть разность, «минус» надо внести в разность (при этом знаки слагаемых изменятся на противоположные). Вносим «-» в числитель, -(y-2)=2-y:

   

 

   

Соответственно,

   

То есть, чтобы сменить знаки слагаемых в квадрате разности, «минус» за скобки (и перед дробью) выносить не нужно. Это верно не только для квадрата разности, но и для любой другой четной степени:

   

В случае возведения разности в нечетную степень при смене знаков слагаемых знак «минус» за скобки выносить нужно:

   

Примеры.

   

В числителе — полный квадрат разности, в знаменателе — разность квадратов. Раскладываем на множители:

   

Удобнее изменить знаки слагаемых вверху, поскольку при этом не нужно изменять знак перед дробью:

   

Сокращаем дробь на (10y-9x):

   

   

Вынесем знак «минус» перед дробью, например, из знаменателя:

   

Сокращаем на (b-4)³:

   

Сокращение дробей в алгебре — важная составляющая часть сложения, вычитания, умножения и деления алгебраических дробей. Упрощать рациональные выражения приходится при решении уравнений, неравенств, задач и т.д.

Далее мы будем рассматривать действия над алгебраическими дробями.

www.algebraclass.ru

Как сократить дробь? Правила на все ситуации :: SYL.ru

Без знания того, как сократить дробь, и наличия устойчивого навыка в решении подобных примеров очень непросто изучать в школе алгебру. Чем дальше, тем больше на базовые знания о сокращении обыкновенных дробей накладывается новой информации. Сначала появляются степени, потом множители, которые позже становятся многочленами.

Как тут не запутаться? Основательно закреплять умения в предыдущих темах и постепенно готовиться к знаниям о том, как сократить дробь, усложняющуюся год от года.

Базовые знания

Без них не удастся справиться с заданиями любого уровня. Чтобы понять, как сократить дробь, нужно уяснить два простых момента. Первый: сокращать можно только множители. Этот нюанс оказывается очень важным при появлении многочленов в числителе или знаменателе. Тогда нужно четко различать, где находится множитель, а где стоит слагаемое.

Второй момент говорит о том, что любое число можно представить в виде множителей. Причем результатом сокращения является такая дробь, числитель и знаменатель которых уже невозможно сократить.

Правила сокращения обыкновенных дробей

Для начала стоит проверить, делится ли числитель на знаменатель или наоборот. Тогда именно на это число нужно провести сокращение. Это самый простой вариант.

Вторым является анализ внешнего вида чисел. Если оба заканчиваются на один или несколько нолей, то их можно сократить на 10, 100 или тысячу. Здесь же можно заметить, являются ли числа четными. Если да, то смело можно сокращать на два.

Третьим правилом того, как сократить дробь, становится разложение на простые множители числителя и знаменателя. В это время нужно активно использовать все знания о признаках делимости чисел. После такого разложения остается только найти все повторяющиеся, перемножить их и произвести сокращение на получившееся число.

Как быть, если в дроби стоит алгебраическое выражение?

Здесь появляются первые трудности. Потому что именно здесь появляются слагаемые, которые могут быть идентичны множителям. Их очень хочется сократить, а нельзя. До того как сократить алгебраическую дробь, ее нужно преобразовать так, чтобы она имела множители.

Для этого потребуется выполнить несколько действий. Возможно, потребуется пройти их все, а может, уже первое даст подходящий вариант.

  1. Проверить, не отличаются ли числитель и знаменатель или какое-либо выражение в них на знак. В этом случае необходимо просто вынести за скобки минус единицу. Так получаются одинаковые множители, которые можно сократить.

  2. Посмотреть, можно ли вынести из многочлена за скобки общий множитель. Возможно, так получится скобка, которую также можно сократить, или это будет вынесенный одночлен.

  3. Попробовать провести группировку одночленов с тем, чтобы потом в них вынести общий множитель. После этого может оказаться, что появятся множители, которые можно сократить, или снова повторить вынесение за скобки общих элементов.

  4. Попытаться рассмотреть в записи формулы сокращенного умножения. С их помощью легко удастся преобразовать многочлен в множители.

Последовательность действий с дробями со степенями

Для того чтобы без проблем разобраться в вопросе о том, как сократить дробь со степенями, необходимо твердо запомнить основные действия с ними. Первое из них связано с умножением степеней. В этом случае, если основания одинаковые, показатели необходимо сложить.

Второе — деление. Опять же у тех, которые имеют одинаковые основания, показатели потребуется вычесть. Причем вычитать нужно из того числа, которое стоит в делимом, а не наоборот.

Третье — возведение в степень степени. В этой ситуации показатели перемножаются.

Для успешного сокращения потребуется также умение приводить степени к одинаковым основаниям. То есть видеть, что четыре — это два в квадрате. Или 27 — куб трех. Потому что сократить 9 в квадрате и 3 в кубе сложно. Но если преобразовать первое выражение как (32)2, то сокращение пройдет успешно.

www.syl.ru