Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как научить 5-летнего ребенка читать. Как научить читать 6 летнего ребенка читать


Как ребёнка научить читать | Самый надежный способ проверенный на себе

Рано или поздно всех хороших родителей (вот именно вы — хорошие родители? 🙂 ) посещаем мысль: как ребенка научить читать? Мы начинаем вспоминать свои занятия с Букварем, изучать современные методики и включать фантазию. А что из этого наиболее эффективно? Традиционные техники, или методика обучения детей чтению, разработанная Гленом Доманом? А может быть, все-таки суперпопулярная методика Зайцева? Давайте разбираться.  На самом деле, все гениальное — просто. И главный секрет успешного обучения ребенка чтению мы сейчас и обсудим.

Почти все детки пытаются «читать» очень рано, когда только начинают говорить. Ребёнок  показывает на любую букву и говорит, например: «Ба!» Родители улыбаются, гладят малыша по головке и на этом успокаиваются. Мол, рано ещё, говорить бы научился хорошо…

А ведь от этого его стремления можно получить огромную пользу! Можно с лёгкостью научить ребёнка читать очень рано. Расскажу реальный случай из своей жизни.

У нас с братом Алёшей большая разница в возрасте. Когда мне было четырнадцать лет, ему едва исполнилось три годика. У нас с братишкой была очень тесная связь. Он практически находился всегда рядом со мной. Особенно, когда я делала уроки. Я учила какой-нибудь параграф, он же крутился возле меня и всё время спрашивал:

— А это буква «А»?

— Нет, это буква «М». Не мешай!

Алёшка отходил, но ненадолго. И опять начинались вопросы: « А это какая буква? А что здесь написано?»

Однажды я заметила, что братишка правильно называет половину букв. Я не поверила своим глазам! Устроила ему экзамен. Оказывается, трёхлетний ребёнок из названных пятнадцати букв правильно назвал… десять!

У меня уже в том возрасте проскальзывали педагогические наклонности. Вот я и взялась обучать своего маленького братика чтению. Мама с бабушкой только руками разводили. Мол, делать мне нечего! Но меня это только подстёгивало.

С чего начинать обучение ребёнка чтению

Сейчас много всяких дидактических пособий, которые можно использовать в обучении. Больше, чем в то время. Но кубики с буквами и картинками были и тогда. И даже я, практически ещё детским умом, догадалась, что перед тем, как учить ребёнка читать, с ним надо выучить все буквы! Чтоб братишка, не задумываясь, отвечал.

Я показывала ему кубик с картинкой и спрашивала:

— Это что нарисовано на кубике?

— Арбуз!

— Молодец! Давай вместе скажем: «А-а-а-рбуз!»

И тут же показывала на букву «А». И объясняла, что с буквы, которую мы «поём», начинается слово «арбуз». И это буква «А». То же самое я проделывала с другими буквами. Не знаю: или братишка был очень сообразительный, или я всё правильно делала, но за короткий срок (не больше месяца) Алёша знал все буквы!

Перед тем, как учить ребёнка складывать из букв слоги, а потом и слова, взрослые должны научить малыша правильно произносить звуки. Что я с успехом и делала. То есть, показывая карточку с буквой, я произносила: «А-а-а», «М-м-м», «Б». Гласные звуки детки с удовольствием «поют», здесь проще. Согласные звуки произносятся так же, как и пишутся: «В», а не «Вэ», «Л», а не «Лэ». Тогда не будет проблем при складывании букв в слоги.

Как научить ребёнка складывать из букв слоги

Этап второй. Надо было научить малыша складывать из двух букв слоги. Здесь пригодились карточки без картинок. Ведь глядя на картинки, Алёша бы отвлекался.

Я спросила брата:

— Ну что, будем складывать из букв слова? Не надоело?

И только получив утвердительный ответ, мы приступили к занятиям. «Занятия» — это громко сказано. Маленький ребёнок увлечённо занимается минут 15, а потом ему становится скучно и неинтересно. Поэтому с детишками надо заниматься по несколько минут в день, пока ребёнок с интересом слушает и повторяет за взрослым.

Я показала карточки с буквами «М» и «А». Предложила сделать так, чтобы эти две буквы «подружились» друг с другом. Я взяла Алёшу за ручку и сказала:

— Видишь, мы вместе! Давай сделаем так, чтобы наши буквы тоже были вместе. Я поставлю их рядышком, и мы должны сказать их не по одной, а сразу вместе: «М-м-м-а-а-а». Повторяй за мной!

Присоединять гласную букву к согласной легче, чем наоборот. Здесь опять пришла на выручку игра. Я переставила карточки местами, и получился слог «ам». Сначала братик растерялся и сказал: «Ма». Буквы-то те же увидел. Но я нараспев произнесла: «А-а-а-м!» — и, шутя, как бы укусила его. Алёшке очень понравилось «кусаться», и мы с успехом закрепили наше новое занятие.

Кстати, у Алёши после этого занятия появилась любимая игра. Я показывала две буквы, а он делал так, чтобы они «подружились». А составить самое первое слово «мама» для него не составило никакого труда.

Как научить ребёнка читать первые слова

Малыш уже умеет составлять слоги. Теперь пора учить складывать из слогов слова. Начинать надо с самых простых: «ма-ма», «па-па». Первое время пусть поёт, если ему нравится. Но постепенно надо ребёнка от этого отучать, но не навязчиво (ведь сами научили). Дело в том, что многие дети потом «поют» целые предложения. А это отразится и на технике чтения, и на скорости. Да и дети в школе могут над таким ребёнком надсмехаться. Поэтому, как только малыш научился складывать из двух букв слог, надо показать ему, что можно и не петь два звука вместе, а сказать коротко, например: «ба», а не «ба-а-а».

Алёша у нас очень любил разные соки. Я и предложила сложить из букв на карточках слово «сок». Для этого буквы «с» и «о» подружились, и появился слог «со». И решили они взять себе в подружки букву «к». Для Алёши способ такой был знаком. Он, припеваючи, соединил две буквы с третей и получил своё любимое слово «сок»! Это было первое его слово, которое он сложил самостоятельно!

Чтобы научить составлять из кубиков длинные слова и произносит их, мы с Алёшей играли в паровозик. Выбирался «машинист» — какой-нибудь кубик с буквой. Затем я брала кубики с буквами, составляла из них слово и говорила:

— Алёша, давай прочитаем – какое слово написано? Буковки разделять нельзя – это же паровозик!

И мы с увлечением произносили: «М-а-ш-и-н-а».

Первые книжки ребёнка

Первые книжки для чтения должны быть с небольшим объёмом текста, красочные и обязательно интересные. Ну и конечно, буквы должны быть крупные. Ведь совсем недавно малыш составлял слова из кубиков, а там буквы ведь крупные!

Первая Алёшина книжка, которую он самостоятельно прочитал, была знаменитая «Репка». Правда, он пытался по памяти читать, чем пользуются многие дети, даже школьники. Пришлось маме покупать своему умному сынишке совсем незнакомую сказку. И трёхлетний ребёнок, хотя и с небольшими загвоздками, вполне с этим справился.

Но в любом рассказе и даже в сказках встречаются сложные слова и предложения. Не надо ребёнка мучить, заставляя всё читать самому. Ведь если у него будет плохо получаться, это может отбить охоту читать.

У меня свой был способ. Алёша читал два или три предложения, потом я читала несколько строчек, потом опять он. Кстати, этот способ я применяла и к своим детям, а позже – и к внуку. Хотя внук выучил буквы рано, он долго не хотел читать сам. Всё просил, чтобы ему я почитала сама!

Тогда я пошла на хитрость. Начала читать сама, а потом, на самом интересном месте, закашлялась и сказала, что пересохло в горле. И предложила читать по очереди. Внук, не заметив подвоха, согласился. А потом у нас это вошло в привычку.

Так что, научить ребёнка читать не так уж и сложно. И чем раньше вы начнёте это делать – тем лучше. Как ни странно, дети в три года легче усваивают всё новое, и чтение в том числе, чем в более позднем возрасте. Но опять же, надо учитывать особенности ребёнка. Если малыш хочет – пожалуйста, если нет у него желания читать, то настаивать не надо.

Но если ребёнку уже пять лет или даже шесть, то процесс обучения надо начинать незамедлительно. Конечно, если ребёнок не ходит в детский сад. Ведь в детском саду занятия по подготовке к школе проводятся регулярно. Хорошо, если ребёнок с удовольствием учится читать. Но если он не хочет читать в этом возрасте, то родители должны проявить терпение и настойчивость, чтобы у ребёнка появился интерес к чтению.

Несколько обязательных правил как научить ребёнка читать

  1. Сначала надо выучить с ребёнком все буквы.
  2. Научить малыша правильно их произносить – только звуками. Начинать надо с гласных, которые можно петь. Потом продолжить знакомство с твёрдыми согласными: М, Л. Закончить же обучение — шипящими.
  3. Объяснить, что в слогах буквы стоят вместе и произносить их тоже надо вместе.
  4. Читать надо начинать с простых слов: «мир», «дом», «кот», постепенно удлиняя слова.
  5. Не переходить к следующему этапу, пока ребёнок не усвоит хорошо предыдущий.
  6. Если в начале обучения ребёнок читал нараспев, надо понемногу сокращать «пение», которое в школе плохо отразиться на успеваемости.
  7. Первые книжки должны быть с короткими текстами, с красочными картинками и крупными буквами.
  8. Все занятия, особенно с маленькими детьми, проходят только в игровой форме. Занятия должны быть короткими, по 15 минут, чтоб ребёнок не уставал.
  9. Всегда подбадривать ребёнка, даже если у него не всё получается с первого раза хорошо.
  10. Ребёнок в 6 лет уже должен уметь хотя бы немного читать, чтобы ему было легче адаптироваться в школе.

Если придерживаться этих правил, то ребёнок с лёгкостью освоит технику чтения и это занятие станет для него любимым и увлекательным! Ну а там уже можно и кубики Зайцева в помощь пустить!

detochki-doma.ru

Как научить ребенка читать

Многие родители задаются вопросом: как научить ребенка читать? Казалось бы, выучить буквы и научить соединять их в слоги не так сложно. Но многие родители допускают ошибки уже в первых попытках своего обучения и отбивают желание и интерес к книгам. Мы предупредим вас о всех ошибках и подскажем, как правильно научить читать дошкольников самостоятельно.

Содержание:

  1. С какого возраста учить ребенка читать
  2. С какого возраста нужен ребенку логопед
  3. Общие правила подготовки к чтению
  4. Методика обучения чтению — выбираем лучшее

Как понять, что ваше чадо готово погрузиться в удивительный мир книг? Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

С какого возраста нужен ребенку логопед

Речь ребенка формируется примерно к пяти годам, за исключением звука «р». Он самый сложный, может встать сам к 6 годам. В возрасте от 4 до 5 стоит посетить логопеда. Логопед точно определит, требуется ли корректировка постановки звуков и букв, есть ли нарушения в речи. Вас особенно должно насторожить, если после пяти лет:

  • неправильно выговаривает какие-то звуки
  • переставляет слоги в словах
  • грамматически не правильно строит фразы (опускает предлоги, путает падежи, множественное/единственное число, род частей речи)
  • не может последовательно и логично передать смысл высказывания («А эти побежали, а тот бах-бух…ууу… А у него такая штука зелененькая…. И поехал..вжжж!..», ну и т.д.)
  • речь неотчетлива, смазана, у ребенка «каша во рту»
  • если ребенок заикается – это отдельный случай, в любом возрасте надо к логопеду!

Бывает, что ребенок вроде бы прекрасно говорит, но, пойдя в школу, испытывает трудности с чтением и письмом и поэтому перед школой обязательно нужно протестировать ребенка у логопеда.

Общие правила подготовки к чтению

Показываем на своем примере

В семье, где есть традиция читать, есть культура чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам. Количество книг на полках не имеет ни какого значения, если их в доме никто не читает.

Читаем и обсуждаем вместе

Читайте книги вслух. После прочтения разглядывайте вместе картинки, обсуждайте поступки и поведения главных героев. Поощряйте ребёнка к взаимодействию с книгой: «Кто это нарисован? Покажи у кошки ушки? Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Покажите, что буквы есть везде

Играйте в игру «Найди буквы». Ищите буквы везде, которые окружают его на улице и дома (название магазинов, вывески и т.д.) Но не переусердствуйте, не отбивайте желание, а наоборот вы должны его только подтолкнуть. Например сказав: «Не могу вспомнить, что это за буквы, помоги мне».

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

Методика обучения чтению — выбираем лучшее

Систем обучения детей чтению существует довольно много. Идеальной и безупречной еще не придумали, и, по всей вероятности, не придумают. Каждый ребенок индивидуален и то, что хорошо для одного, неинтересно и скучно для  другого. Подумайте, какая методика подойдет лучше для вашего ребенка, а я вам подскажу, какие методики и как работают.

Азбуки и буквари

Самый лучший и эффективный способ научится читать – это букварь  Н.С.Жуковой (Надежда Сергеевна Жукова)

Это пособие весьма эффективно поможет вам и вашему ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал. Книгу можно купить в любом книжном магазине с учебной литературой. Можно скачать книгу, но лучше всего купить именно книгу в бумажном варианте.

Скачать книгу: ссылка

Приобрести книгу: онлайн

Правила обучения по букварю и азбуке:

Как правильно учить гласные и согласные

Для начала учим открытые гласные, твердые: «А, О, У, Ы, Э». Затем учим твердые звонкие согласные: «М, Л». Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не «Мэ», не «Эм», а просто «М» и все. Затем учим глухие и шипящие звуки: «Ж, Ш, К, Д, Т» и т.д.

Повторение-мать учения

Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

Читаем по слогам

А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.Разберем слог «Ма». Посмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так  и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» — «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

Учим несложные слоги

Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков,  например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

Учим более сложные слоги

Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

Учим читать первые простые слова

А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

Следим за произношением

Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

Учимся играя

Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

Кубики Зайцева

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом. Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на(твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.

Секрет методики в особых кубиках, называемых динамическими. Они соединены собой плашками и свободно вращаются вокруг своей оси. На гранях кубиков нанесены буквы, при повороте кубика получается новое слово. Расположение букв на гранях также не случайно, из двух двойных кубиков можно составить 20 слов, а из трёх — уже 500. Было «МА-МА», повернули кубик, стало «МА-ША». Ещё раз повернули — «ПА-ША», потом «ПА-ПА» и так далее. Не нужно ничего специально запоминать, ребёнок начинает играть при первом знакомстве с кубиками, и сам не заметит, как зачитает любые слова.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым форсировать раннее развитие.

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.

В таких играх дети через практику постигают теорию. Также автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр (например, «Волшебная восьмерка»)  и букв («Конструктор букв»),  на обучение чтению (например, по универсальному пособию «Складушки»). Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет (хотя можно и до 99 лет).

Динамические кубики Чаплыгина

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

Приобрести кубики: ссылка 

Приобрести кубики: ссылка

Карточки Домана

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологи и педиатры сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

Чтение по Монтессори

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

book1mark.ru

Как научить 5-летнего ребенка читать

Как научить читать ребенка 6 лет?

Современные родители учат чтению своих малышей буквально с пеленок. Для этого есть совершенно разные, но довольно эффективные методики, которые отлично работают при должной настойчивости со стороны мамы или папы.

Но если по каким-либо причинам ребенок отказывается от обучения, дело осложняется, ведь чем ближе к школе, тем большими навыками должен уже обладать будущий первоклассник, а значит, дело родителей - как можно быстрее научить читать ребенка 5-6 лет.

Хорошим подспорьем для родителей детей 6 лет станут пособия «Учимся читать» или им подобные. Очень популярен букварь автора Н.С. Жуковой, который максимально доступно помогает ребенку овладеть непростой для него наукой.

Как заинтересовать ребенка читать в 6 лет?

Часто ребенок 6 лет не хочет учиться читать, если ему уделяют мало внимания и попросту не занимаются с ним. Мама должна с самого раннего возраста заинтересовывать ребенка печатным словом, покупать ему яркие красочные книжечки и читать вместе. Со временем малыш полюбит ежедневный ритуал прочтения сказок и сам захочет научиться читать.

Обычно, детки, которые не овладели азами чтения к шестилетнему возрасту, имеют слабую мотивацию для обучения. Задача родителей – сделать ее максимально эффективной. Для этого можно использовать метод поощрений за проделанную работу, а также похвалу – ведь она значит очень много для подрастающей личности.

Мама может провоцировать ребенка, чтобы тот сам захотел читать. К примеру, любителям компьютерных игр поможет, если родители откажутся найти в поисковике нужную ему игру, а будут убеждать его, что он и сам может это сделать, достаточно лишь научиться читать.

Как быстро научить ребенка читать в 6 лет?

Для того чтобы за максимально короткое время научить читать того, кто этого никогда не делал, потребуется приложить немало усилий, ведь времени до школы осталось совсем мало. Совсем необязательно, чтобы ребенок знал весь алфавит, ведь сейчас его учат поэтапно:

  1. Первыми изучаются и закрепляются гласные буквы.
  2. Затем идут звонкие согласные, а потом шипящие.
  3. После того как буквы изучены можно приступать к составлению слогов.
  4. Когда ребенок разобрался, как правильно соединять буквы, необходимо закрепить навык на прочтении всевозможных слогов, состоящих как из гласных, так и комбинированных.
  5. После того как малыш научился читать любые слоги, пробуем читать самые простые слова, постепенно переходя к сложным.

Ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, ругать его за непонимание, а тем более повышать голос. Малыш от этого не станет понимать, что от него требуется, а только замкнется в себе и усложнит процесс обучения.

Для оценки результатов обучения необходимо знать, как должен читать ребенок в 6 лет. В этом поможет техника чтения. Засеките одну минуту, и пускай малыш читает несложный текст. Так как к концу первого полугодия 1 класса дети должны читать около 25 слов в минуту, то для шестилетки вполне нормальным будет 10-15.

Статьи по теме:
Осенняя ярмарка в детском саду - что приготовить?

С первых дней осени в детском саду начинаются тематические праздники. Одним из таковых является ярмарка, на которую малыши приносят всевозможные сладости и поделки. Предлагаем несколько интересных идей для приготовления вкусной осенней выпечки.

Как научить ребенка понимать время по часам?

Очень полезно научить повзрослевшего ребенка понимать время по часам. Этот полезный навык непременно пригодиться ему во всем, ведь теперь он сам сможет контролировать свой день, как взрослый, а это очень нравится ребятам.

Как научить ребенка говорить букву «Ш»?

Шипящие звуки считаются одними из самых сложных для произношения, а потому даются крошкам непросто. Далее мы обсудим, как научить малышей правильно проговаривать букву «Ш», используя простые упражнения, не прибегая к помощи логопедов.

Как научить ребенка английскому языку самостоятельно?

В современном мире знания английского нужны повсеместно, особенно в сфере деловой жизни. Любой сознательный родитель понимает, что лучше обучать кроху с детства, чтобы он впитал его, как второй родной. Поэтому сегодня обсудим, как самостоятельно обучать детей английскому языку.

WomanAdvice.ru

Методики обучения чтению. Как научить читать. | Цветы жизни

Обучение чтению  — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это  и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева,  выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам  — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком.  Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать»  окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга...

Приятного обучения и игр!

С теплом,

Людмила Поцепун.

tsvetyzhizni.ru

Научить ребенка отлично читать в 5 лет — нет ничего невозможного!

Детский возраст 5 лет является оптимальным для начала обучения чтению. Процесс этот сложный и ответственный, но грамотные родители в силах научить своего ребенка читать и любить чтение. Результатом их совместного кропотливого труда будет уверенное и беглое чтение ребенка перед школой, знание стихов и выразительное воспроизведение их вслух перед аудиторией сверстников. Пусть обучение чтению станет для детей и их родителей поводом к приятному общению, позитивному и интересному времяпрепровождению.

Учимся читать слоги

Перед началом обучения ваш ребенок должен отлично знать все буквы алфавита. Учиться читать слоги лучше всего начать с простой и понятной буквы А. Добавляйте к гласной А согласные и разучивайте самые разные слоги: ВА, БА, ПА, ДА, СА, ХА и так далее. Малыш должен понять, что со сменой согласной в слоге, меняется его произношение и звучание. Чтобы ребенок лучше усвоил принцип построения слогов, возьмите карточки с буквами, держите в руках карточку с буквой А и притягивайте к ней карточки с другими буквами-согласными, сначала шипящими, мягкими а затем твердыми: Ч, Щ, Х, С, Т, Р и так далее. Притягивая согласную, протяжно повторяйте слог, например, ЧЧЧ-ААА, ССС-ААА, РРР-ААА, ДДД-ААА и так далее. Малыш усвоит, что чтение и звучание слогов меняется при смене согласной в них.

Далее, когда слоги с гласной А усвоены на отлично, можно заменить ее другими гласными, сначала звонкими, а затем тихими. Пользуйтесь карточками или специальными обучающими тетрадями, в которых эти слоги уже прописаны. Можно написать слоги крупным шрифтом на картоне, показывая ребенку картинку, просить прочесть ее. На начальном этапе все слоги читаются распевно, четко проговаривая каждый звук в них. Если процесс обучения идет успешно, можно начинать читать слоги так, как они звучат при чтении и в разговоре, твердо и коротко.

Читаем слова по слогам

Когда слоги освоены и их чтение не вызывает проблем, самое время переходить к прочтению слов по слогам. Первые слова для обучения должны быть самыми простыми и понятными, из жизни: МА-МА, РЫ-БА, ЛИ-СА, КА-ША и так далее. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что все слова состоят из слогов. На этом этапе тоже можно воспользоваться карточками со слогами, соединяем карточки, получаем слова, читаем их и запоминаем. Далее усложняем задачу, изучаем слова из трех и более слогов: ПА-НА-МА, КО-РО-ВА, МО-ЛО-КО, СО-БА-КА и так далее.

Теперь ваша цель – научить ребенка читать слова, состоящие из отдельных букв и слогов. Объясните малышу, что буквы связывают слоги между собой, превращая их в целые слова. Начните с простого — слог плюс согласная: РА-К, СА-Д, КИ-Т, МА-К, КО-Т и так далее. Теперь возьмите два слога плюс согласная: КА-Р-ТА, ПА-Р-ТА и так далее. Делайте процесс обучения максимально творческим и интересным, разрешите малышу проявить инициативу, придумать что-то свое. Можно лепить из пластилина слоги, соединять их в разные слова, можно читать на улице все подряд. Основные правила эффективного домашнего обучения таковы: не ругать, не заставлять, идти путем «от простого к сложному».

Учимся читать предложения

Когда чтение слов уже не составляет для ребенка ни малейшего труда, пора переходить к словосочетаниям, из которых можно строить, сначала простые, а затем сложные, предложения. Составляйте самые простые предложения и вызывайте ассоциации к ним, чтобы ребенок лучше запомнил и понял главный принцип чтения: МО-Я МА-МА, РО-МА МА-Л, НА-ША ИГ-РА и так далее. После прочтения словосочетаний можно пробовать читать простые предложения: МА-МА МО-ЕТ ПО-СУ-ДУ, МА-ША ПО-ЕТ ПЕ-С-НЮ и так далее. Фантазируйте, играйте с ребенком в процессе обучения. Поиграйте с малышом в учителя и ученика, так он будет привыкать к будущей школьной атмосфере. Составляйте слова и предложения из кубиков, палочек, приобретите магнитную доску и так далее. Главное, чтобы малыш не скучал, тогда и материал запомниться легче, а результат будет лучше. Если какой-то момент ребенку дается с большим трудом, оставьте эту проблему на какое-то время, а затем вновь повторите затруднительный этап. Возможно, трудный материал воспримется совершенно иначе, гораздо легче и приятнее.

Не осуждайте ребенка за ошибки, больше хвалите и приводите его в пример. Учите ребенка читать внимательно и с выражением, сразу прививайте ему навык понимать то, о чем идет речь в тексте. Если видите, что ребенок уловил суть упражнения или стоящей перед ним задачи, переходите к следующему этапу. Долгие задержки на одном месте утомляют малыша, а интерес к чтению пропадает. Чтение очень важно в полноценном развитии и грамотном воспитании ребенка, не оставляйте этот процесс без должного внимания! Удачного обучения!

MansBest.ru

babysovet.ru