Человеческое тело по своей природе асимметрично. Если присмотреться, то можно увидеть незначительную разницу между длиной рук и ног, размером глаз и ушей на правой и левой стороне туловища.
Обычно эти отличия довольно незначительны и не бросаются в глаза, но в случае с грудными детьми все обстоит иначе. Наиболее частым видом асимметрии у грудничка является разный размер глаз.
В некоторых случаях разница заметна при рождении, в некоторых – проявляется на первых неделях жизни. Этот нюанс становится поводом для беспокойства новоиспеченных родителей. В чем же причины, и есть ли повод для беспокойства в ситуации, когда у младенца один глаз больше другого?
Почти все дети рождаются с неправильной формой черепа, но в процессе развития кости встают на место, и форма головы выравнивается. Совсем по-другому обстоит дело с ярко выраженной разницей в размере правого и левого глаза. В первые минуты жизни младенца осматривают сразу несколько врачей. Одним из них является детский врач-ортопед. Он то и должен определить причины и серьезность визуального дефекта.
Причин существует несколько:
Здесь следует говорить об изменениях костей черепа, мягких тканей и нервов лица. Эти изменения и приводят к появлению значительной разницы между левой и правой половинкой лица, что отражается на размере глаз. Существует несколько факторов, приводящих к появлению асимметрии глаз:
Эта болезнь характеризуется утяжелением одного века, что и приводит к тому, что пораженный глаз выглядит меньше здорового. По своей природе птоз может быть врожденным или приобретенным. Иногда болезнь распознается только по прошествии нескольких дней после рождения ребенка. Складка верхнего века на больном глазу при этой болезни разглаживается, и веко становится визуально выше, по отношению к глазу здоровому. Таким образом, глаз визуально меняет размер, становясь более узким.
Птоз – серьезное заболевание, приводящее зачастую к тяжелым последствиям. Со временем веко может полностью закрыть больной глаз, что приведет к неправильному развитию зрения и астигматизму.
Стоит понимать, что любое отклонение от нормы у грудничка, сугубо индивидуально. Только специалист может поставить правильный диагноз и назначить лечение. Поэтому методика лечения в каждом случае будет различна.
ПтозПри асимметрии лица:
При птозе:
Различный размер глаз у грудничка всегда является симптомом отклонения от нормы или последствием какого-либо заболевания. Для своевременной постановки диагноза, не стоит откладывать поход к врачу-окулисту. Грудничку необходимо посещать офтальмолога в 3, 6, 9 и 12 месяцев. А если проблема существует и видна с момента рождения, стоит незамедлительно обратиться за консультацией к грамотному детскому окулисту.
ru-babyhealth.ru
Зрение - одна из самых хрупких систем человеческого организма и при этом несет на себе колоссальную нагрузку. Ведь именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Эта хрупкость и ранимость особенно заметна в детском возрасте, когда юный организм еще не достаточно укреплен и очень подвержен различным вредным влияниям, которые отражаются в том числе, и на состоянии зрительной системы. К сожалению, факторов, ухудшающих зрение, - великое множество, начиная с инфекций и травм и заканчивая чрезмерными нагрузками при просмотре телевизора и занятиях на компьютере. Если зрение нарушено, то не развивается или нарушается уже сформированная координация движений, малыш начинает испытывать страх перед тем, что его окружает, становится замкнутым. Такие дети могут серьезно задерживаться в развитии. Таково следствие недостатка информации об окружающем мире, и этот дефицит поначалу не может быть компенсирован за счет функционирования других органов чувств.
Строение зрительной системыОрган зрения условно можно разделить на три функционирующих системы - глаз или глазное яблоко (1), нервные волокна (проводящие пути) (2) и центры зрения в коре головного мозга (3). Глазное яблоко прочно защищено костями глазницы. Стенки глаза образованы тремя оболочками. Наружная - белочная оболочка (склера) - служит прочным чехлом для внутри расположенных структур. Передний отдел склеры прозрачный и немного выпуклый (роговица). Средняя оболочка - сосудистая. Она обеспечивает полноценное питание практически всех структур глаза. За роговицей сосудистая оболочка, образует радужку, которая имеет индивидуальную для каждого человека окраску и рисунок. В центре радужки расположено отверстие - зрачок, который служит диафрагмой при прохождении света внутрь глаза. |
В формировании органа зрения существует несколько условных периодов. Первый и самый важный - период закладки и внутриутробного развития зрительной системы. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям, таким как аномалии развития, врожденная катаракта или глаукома (см. далее). Следующим этапом является младенчество (от 0 до 1 года). В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Если на этом этапе возникает ограничение поступления света к сетчатке (вследствие нарушения прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (например, из-за развития близорукости) или ухудшение восприятия зрительных образов (из-за поражения зрительных нервов, зрительных центров в головном мозге), то зрение может не сформироваться до нормального уровня или не развиться вовсе. В месяц ребенок фиксирует взор на ярких и крупных предметах (яркая картина на контрастном фоне, лампочка), затем (на втором-третьем месяце) начинает прослеживать перемещение объектов на небольшом расстоянии (движение игрушек на "мобиле" или хождение родителей по комнате). В дальнейшем малыш способен рассматривать детали крупных предметов, мимику родителей, свое изображение в зеркале и следить за движущимися предметами на большем расстоянии. После года - острота зрения ребенка позволяет ему интересоваться предметами, находящимися на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, он совершает первые попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Соответственно, дети с нарушенным зрением значительно позже начинают ходить. Ко второму году малыш начинает произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает большой зрительный опыт восприятия речи окружающих. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается воспроизвести что-то подобное сам. Разумеется, если уровень развития зрения не позволяет воспринимать артикуляцию речи, то у детей плохо формируется навык звуко- и словообразования. В три года ребенок при умелой постановке вопроса может сам ответить, что и как он видит. По-этому родители уже могут легко контролировать развитие зрения, обращая внимание малыша на различные объекты окружающего мира. В трехлетнем возрасте ребенок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м (а также замечать летящий самолет в небе или небольшую птицу на верхушке дерева). Конечно, кроха в таком возрасте может капризничать или путаться в ответах, тогда необходимо предложить ему альтернативу. Например: "Скажи это зайчик или слоненок?". Детям до 2 лет не стоит позволять смотреть телепередачи. Смысл происходящего на экране они не понимают и воспринимают телевизор, как универсальную мигающую и звучащую игрушку. А мышцы глаз ребенка в этом возрасте не готовы к столь сильному напряжению. В четырех-шести лет на орган зрения приходятся нагрузки соизмеримые со школьными (ребенок занимается в детском саду и в группах дошкольной подготовки, рисует, лепит, вырезает). Особенно важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях ("уроки" не должны превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут) и ограничивать длительность просмотра телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут. Во время "телесеанса" малыш должен находиться на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана), но не ближе 2-3 м. По возможности, следует отказаться от электронных игр с маленькими экранами, которые вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения мелких деталей. Иначе даже 30-40 минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней. Первыми симптомами такого спазма являются боль в глазах, их покраснение, слезотечение, у ребенка могут возникнуть жалобы на головную боль и на расплывчатое видение дальних предметов. Постоянные чрезмерные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости. К шести-семи годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Это значит, что острота зрения соответствует, так называемой "1,0", когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии, и рефракция становится эмметропичной (соразмерной). Это означает, что фокус попадает точно на сетчатку (см. рис.). В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школе. Для того чтобы к началу школьных занятий зрительная система ребенка была хорошо подготовлена к предстоящим нагрузкам, и ничто не мешало ее функционированию, очень важно в дошкольном возрасте проводить регулярные профилактические осмотры у врача-офтальмолога для своевременной коррекции возможных нарушений.
Уже в родильном доме при осмотрах новорожденного можно выявить у него признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта - помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением в области зрачка (то есть, зрачок - не черный, а серый по цвету). Лечить это заболевание чаще всего приходится хирургическим путем, удалив помутневший хрусталик. Иначе длительное существование помехи при прохождении света в глаз приводит к резкой задержке развития зрения. После такой операции человеку необходимо носить специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. Некоторые виды катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях необходимо проводить периодические курсы стимулирующего лечения (то есть воздействовать на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, заниматься со специальными компьютерными программами, проводить лекарственную терапию) и "оттягивать" хирургическое вмешательство до более взрослого возраста ребенка, когда появится возможность для имплантации искусственного хрусталика. Сходные с катарактой изменения могут проявиться и при другом, более опасном заболевании - ретинобластоме (злокачественной опухоли сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать лучевым методом. Специальные лучевые аппликаторы - пластинки с нанесенным на них радиоактивным материалом подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли. Место определяют во время операции, просвечивая склеру, так называемым, диафаноскопом (прибором похожим на фонарь) - по месту тени от опухоли и подшивают аппликатор. Радиоактивный материал разрушает опухоль сквозь склеру, но на поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, - путь только один: - удаление пораженного глаза. Врожденная глаукома - заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутри-глазного давления у новорожденного из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с изменениями структур глаза, то лечить его приходится в основном хирургическим путем. Если к моменту операции не затронут зрительный нерв, то возможно сохранение хорошего зрения. Воспалительные заболевания (конъюнктивит , дакриоцистит , увеит и др.) Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение, отек, обильные выделения из глаз и слезотечение. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку необоснованно назначенные антибиотики могут приводить к различным нарушениям иммунитета и жизнедеятельности нормальной бактериальной флоры ребенка. Иногда, что-бы справиться с так называемым гноением глаз, достаточно обычных гигиенических процедур. При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко - это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы. К симптомам глазной патологии, которую можно выявить при первом осмотре новорожденного, относятся: -
Развитие зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях, и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. А для поддержания нормальных функций в этом случае необходимо проводить специальные тренировки.
При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей - в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые вначале не имеют внешних проявлений. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов. Ретинопатия недоношенных - заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливается, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии патологии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3-4 стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать. Атрофия зрительного нерва - это поражение проводящих путей зрительного сигнала от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной их причиной являются различные по-ражения головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение отсутствует. В случае частичной атрофии его острота определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее лечение (см. выше), ноотропная (улучшающая обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющая терапия.
Если в родильном доме офтальмолог не осматривал ребенка, то важно провести осмотр в первые полгода его жизни. В идеале первый визит к глазному врачу должен состояться в 1 месяц, а затем, при отсутствии патологии, - когда ребенку исполнится полгода. Во время осмотра на приеме в кабинете офтальмолога ребенок грудничок должен лежать на пе-ленальном столе или кушетке, без подушек. Обследование проводится по следующему алгорит-му:
У недоношенных младенцев осмотр глазного дна осуществляется только с помощью бинокуляр-ного офтальмоскопа со специальными линзами. Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование по регистрации импульсов головного мозга в ответ на зри-тельные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития. Современное офтальмологическое оборудование позволяет осматривать глазное дно и определять рефракцию с нерасширенным зрачком. Но бывают случаи, когда приходится использовать препараты, расширяющие зрачок (необходимость осмотра периферии глазного дна, особенно у недоношенных детей, отсутствие специального оборудования, очень узкий зрачок и т.п.). У малышей необходимо применять препараты короткого действия, например, ТРОПИКАМИД (МИДРИАЦИЛ, МИДРУМ) или 0,1% раствор АТРОПИНА. Это безопасные препараты, и при необходимости их можно использовать у детей любого возраста.
При отсутствии патологических изменений при первом визите к окулисту следующее плановое обследование необходимо проводить, когда малышу исполнится полгода. В это вре-мя помимо стандартного обследования ребенка, проводят контроль динамики рефракции глаза, то есть сравнивают вновь полученные и первичные данные этого исследования. У ребенка 6 месяцев должна сохраняться рефракция + 2-3Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки ребенка - убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 диоптрий, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, важно как можно раньше назначить ему коррекцию зрения с помощью очков и начать специальные тренировки глаз. Тренировки проводятся с игрушкой, которую двигают в разные стороны, при этом постепенно приближая и удаляя от глаз ребенка. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда применяют контактную коррекцию - коррекцию с помощью контактных линз). Иногда офтальмолог может обнаружить у малыша косоглазие (изменение срединного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения мышечного тонуса, поражений глазодвигательных нервов и прочей подобной патологии. Предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного (стереоскопического) зрения у малыша. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий (здоровый) глаз, с помощью пластыря наклеивают "занавеску" из марлевой салфетки (в случае с двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки "проблемного" глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена, и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит. Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции. Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как могут начать прогрессировать не замеченные ранее врожденные катаракта и глаукома или - развиваться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярный контроль за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы или формирующуюся частичную атрофию зрительных нервов.
В 2-4 года, когда ребенок уже в состоянии ответить на несложные вопросы о том, что он видит, можно определить остроту зрения по специальным таблицам с фигурками. На осмотре мама садится на стул и сажает малыша к себе на колени, при необходимости придерживая его голову ру-ками, чтобы врач мог быстро и полноценно обследовать малыша. При выявлении близорукости в этом возрасте, необходимо определить истинную рефракцию, для чего в глаза ребенку закапывают раствор АТРОПИНА (препарат, расслабляющий зрительные мышцы и расширяющий зрачок). При необходимости доктор назначает малышу специальную гимнастику и лечение. В 5-6 лет орган зрения ребенка можно спокойно осматривать с помощью различных диагности-ческих приборов, тестировать по таблицам с буквами. В этом возрасте малыш уже способен предъявлять специфические жалобы, характерные для различных заболеваний. Поэтому родителям особенно важно прислушиваться к нему и, не списывая эти жалобы на капризы, рассказать о них врачу при осмотре. Кроме того, профилактические осмотры не исключают периодический контроль родителей за состоянием зрения своих детей. Именно близкие люди могут рано выявить начальные изменения функций зрительной системы. Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание, являются снижение остроты зрения, жалобы на быструю утомляемость, затуманивание, расплывчатость или искажение контуров предметов, радужные круги перед глазами, головную боль и боль в области глаз, а также появление косоглазия, краснота белочной оболочки, скопления гноя во внут-ренних углах глаз и на веках. При появлении первых же подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту. В любом случае важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.
Для хорошего развития зрительного анализатора и функции зрения ребенку необходимо сбалансированное питание, которое содержит полноценный набор витаминов и питательных веществ, необходимых растущему организму. Общеизвестно, что "зрительными" витаминами яв-ляются: витамин В (содержится в таких продуктах, как печень, желток яиц, сливочное масло, участвует в передаче нервных импульсов, необходим для поддержания процесса аккомодации ), витамин А (содержится в сливочном масле, молоке, яичном желтке, печени, также может образо-вываться в организме из провитамина А, который входит в состав моркови, томатов, хурмы, шиповника, салата и является компонентом основного зрительного пигмента - родопсина). Отдельно стоит упомянуть о чернике. В ней содержится предшественник одного из компонентов родопсина. Препараты черники, как и свежую ягоду, можно давать детям не ранее 3 лет, из-за частых аллергических реакций и побочного действия - запоров. Не имеет смысла пользоваться дорогостоящими препаратами черники, результат их действия практически такой же, как и у дешевых аналогов. Однако улучшать питание ребенка (усиливая рацион избирательными продуктами и препаратами) следует при интенсивной работе органа зрения (во время занятий в школе и на компьютере), а так же при некоторых заболеваниях глаз. В других обстоятельствах при сбалансированном питании малыша его глаза получают все необходимые питательные вещества. А дополнительная нагрузка с помощью каких-либо препаратов или продуктов может привести к усилению побочных явлений и передозировке витаминов, что тоже не хорошо (обилие моркови может привести к пожелтению кожи, а большое количество хурмы - нарушить работу желудка и т.п.). |
www.2mm.ru
Подобно глазам взрослого, орган зрения у новорожденного представляет собой сложную оптическую систему, состоящую из нескольких частей. Одна часть отвечает за проведение света, она представленароговицей и хрусталиком. Пройдя сквозь преломляющие среды, свет фокусируется на сетчатке - специальной светочувствительной пленке из множества нервных клеток. Зрительная информация посредством нервных волокон попадает в головной мозг, здесь она воспринимается и анализируется.
Зрение у новорожденного ребенка имеет свои особенности: глаз ребенка первого года жизни еще не способен работать так же, как у взрослого. Начиная с момента зачатия и примерно до седьмого года жизни, зрительная система ребенка развивается и совершенствуется. Только что родившийся ребенок не способен увидеть мир (в понимании взрослого), так как зрение его несовершенно. Острота зрения новорожденного ничтожно мала, она находится на уровне восприятия света и тени, но никак не зрительных образов. С каждой неделей жизни зрение ребенка улучшается и примерно к 12 месяцам глаз ребенка воспринимает примерно треть или половину того, что может увидеть глаз взрослого. Наиболее бурно зрение у детей развивается в течение нескольких месяцев после рождения, и именно в этот период важно обращать внимание на малейшие изменения, происходящие с глазами. Развитие органа зрения у ребенка напрямую зависит от регулярной зрительной стимуляции: изображение, фокусирующееся на сетчатке, способствует формированию зрительного центра в коре головного мозга. Какие-либо отклонения, возникающие внутриутробно или в первые дни после рождения (нарушение прозрачности оптических сред, изменения в сетчатке или зрительных нервах) могут задерживать развитие зрительного анализатора.
Зрение у новорожденного ребенка имеет свои особенности: глаз ребенка первого года жизни еще не способен работать так же, как у взрослого. Начиная с момента зачатия и примерно до седьмого года жизни, зрительная система ребенка развивается и совершенствуется.Как уже упоминалось, вскоре после рождения и еще в течение месяца – двух острота зрения у ребенка составляет примерно тысячную часть от остроты зрения у взрослого. Кроме того, глаз новорожденного уплощен в переднезаднем размере, его зрительная ось короче примерно на 6 мм. Вследствие этого грудной ребенок в норме дальнозорок, причем одновременно с ростом глазного яблока степень его дальнозоркостипостоянно снижается.
Для того чтобы вовремя выявить отклонения в развитии органа зрения у новорожденного, необходимо вовремя показать ребенка специалисту. Первый осмотр органа зрения обычно происходит еще в роддоме, плановые посещения офтальмолога при отсутствии явных отклонений необходимо пройти в месяц, полгода и год. Специалист осматривает глазное дно ребенка, изучает размер и симметричность зрачков, а также реакцию зрачка на световое раздражение, оценивает состояние зрительной функции, слезовыводящих путей.
Во-первых, обратите внимание на размер глазных яблок вашего ребенка. Глаза в норме имеют практически одинаковый размер, они не должны быть слишком увеличены или уменьшены. Если глазные яблоки ребенка в возрасте одного месяца слегка навыкате и увеличены, это сигнал к срочной консультации офтальмолога. Причиной увеличения глаз в этом возрасте может оказаться врожденная глаукома (повышенное внутриглазное давление), которая может повлечь необратимое снижение зрения вплоть до полной слепоты.
Во-вторых, посмотрите на зрачки ребенка. В норме форма зрачков круглая, оба зрачка равны в диаметре, сужаются под действием света. Если при осмотре зрачков вы не уверены в своих выводах, это также повод внепланово обратиться к офтальмологу.
Обратите внимание на цвет глаз. Обычно оба глаза имеют одинаковый цвет, он станет окончательным примерно к трехмесячному возрасту.
Проследите, способен ли ваш ребенок фиксировать взгляд на каком-либо близко расположенном предмете (начиная с двухмесячного возраста), может ли он активно следить за движущимся предметом (с третьего месяца жизни). В возрасте полгода или чуть старше ребенок способен различать несложные фигуры, в год он уже видит рисунки.
Периодически возникающее косоглазие у новорожденных чаще всего не связано с какой-либо патологией и проходит само по себе по мере развития навыков сбалансировано управлять обоими глазами. Косоглазие также может развиваться вследствие родовой травмы, при нарушении функции глазодвигательных мышц. Определить причину косоглазия может лишь специалист, шансы на полное излечение увеличиваются при максимально раннем выявлении имеющейся патологии.
proglaza.ru
Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.
Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.
В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.
В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.). Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека» зрительных образов. Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.
Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира. Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3-4 месяц). Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами. В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих», хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и «шуршалки» в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.
Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).
Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика. Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.
Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом. Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором, похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру. На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.
Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза. Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.
Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса. Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.
У детей первых месяцев жизни могут появляться слизистые выделения из глаз, похожие на гной. Возникает закупорка слезоотводящей системы. Часто, чтобы справиться с банальным «гноением глаз», достаточно обычных гигиенических процедур в виде промывания и массажа области слезных канальцев. Сначала с помощью ватного диска, смоченного кипяченой водой, удалите с поверхности глаза слизистые пленки и корки. Затем мизинцем проведите несколько массажных движений внутреннего угла глаза по направлению к носу. После этого налейте во внутренний угол глаза лужицу кипяченой воды (ребенок должен лежать на спине) и постарайтесь заставить ребенка поморгать. При моргании происходит активное промывание носо-слезных канальцев, что способствует улучшению оттока слезной жидкости. По необходимости повторяйте эту процедуру после каждого сна, когда отток слезы блокируется плотным сжатием век.
При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.
К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:
Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др. Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску» из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного» глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.
Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4–5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.
При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.
Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.
Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.
После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.
Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).
Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:
Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2–3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15–20 см на светлом однотонном фоне, в 4–5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3–5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).
Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).
Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.
В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1–+2,5 Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда, при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).
Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.
Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.
Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.
Будьте внимательны к своим детям! Не занимайтесь самостоятельным лечением!
Автор статьи: врач-педиатр, офтальмолог, кандидат медицинских наук,заведующий отделением офтальмологии НИИП и ДХ МЗ РФ Скрипец Петр Петрович
childclinic.ru