Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники
Развитие малыша на шестом месяцеПервая в жизни ребенка знаменательная дата – это полгода. Начиная с этого возраста, малыш постепенно превращается в личность. Каждый день ваш кроха будет удивлять вас появлением новых навыков в общении, проявлением своей индивидуальности и характера. Развитие ребенка в 6 месяцев приносит огромные изменения в психическую и физиологическую сферы малыша, особенно это касается изменений в питании и режиме.
Физиологическое развитиеДля того, чтобы оценить физическое развитие ребенка педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны. Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружность головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша. Ребенок в 6 месяцев должен иметь следующие показатели: вес 6.8 – 8.4 кг (± 1 кг), рост 64 – 67 см (± 3 см).
Что умеет ребенок в 6 месяцев?1. Ребенок уже освоил перевороты со спины на животик и обратно.
2. К этому возрасту у всех детей пропадает физиологический гипертонус как в ручках, так и ножках.
3. Лежа на животе, ребенок может облокачиваться на одну руку, а другой захватывать игрушку.
4. Крепко держится пальчиками за вашу руку при подтягивании из положения лежа. Самостоятельно подтягивается так, что вам почти не приходится прилагать усилия. Некоторые малыши уже способны сидеть сами (когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?).
5. Пытается ползать по-пластунски или на четвереньках, подползает к игрушке (когда ребенок начинает ползать?).
6. При поддерживании за подмышки, упирается и отталкивается ножками, «пританцовывает».
7. Некоторые дети пытаются вставать, держась за край кроватки.
8. Хватает предметы одной рукой, берет из одной ручки в другую. Держит в каждой руке по игрушке. Ощупывает вещь всей ладонью. Поднимает упавшую игрушку и снова кидает.
9. Если спрятать игрушку, начинает ее искать. Сам находит предмет, прикрытый чем-то.
10. Самостоятельно играет до 10 — 15 минут. Помногу раз повторяет то, что у него получается: открывает и закрывает коробочку, заворачивает и разворачивает платочек.
11. В полгода может проклюнуться первый зубик, как правило, это нижний центральный резец (о том, когда начинают резаться зубы). В 6 месяцев ребенок первый раз посещает стоматолога, который оценит правильность строения челюсти и уздечек под верхней и нижней губами.
Психоэмоциональное развитие1. У ребенка все больше совершенствуется лепет. Крик и плач отходят на задний план и появляются при физиологическом дискомфорте. В речи младенца происходит слияние согласных и гласных звуков в различном сочетании. Из-за этого может казаться, что малыш уже произносит слова и говорит, но это пока не так. Просто ребенок уже мастерски имитирует услышанные звуки, но смысловой нагрузки «речь» пока не несет. К концу 6-го месяца ребенок произносит до 40 разных звуков.
2. Теперь малыш не просто поддерживает с вами «диалог» или повторяет, он пытается понять смысл сказанного вами. Ребенок способен найти взглядом ту вещь, о которой говорится.
3. Малыш может узнать родителей по голосу, не видя их при этом. Если ребенок услышит голос матери в другой комнате, то криком дает понять, что знает о ее присутствии. Просится на ручки.
4. Многие дети уже способны на проявление ласки и нежности. Могут прижаться к маме, когда сидят у нее на коленях. Посторонних уже не боятся так, как раньше, но в общении с ними держат дистанцию и активности не проявляют.
5. В мышлении ребенка формируются простейшие причинно-следственные связи. К примеру, малыш понимает, что если нажать пальцем на кнопку в игрушке — заиграет музыка, игрушка упадет – раздастся стук, если он закричит – мама подойдет. Но о настоящем продвижении в интеллектуальном развитии можно будет думать только, когда у малыша появится страх – признак того, что ребенок не только улавливает связь между событиями, но и может предвидеть их.
6. Ребенок начинает интересоваться практическим применением окружающих предметов. Из-за этого общение с ним теперь носит не только эмоциональный характер, а приобретает черты сотрудничества: малыш привлекает ваше внимание лепетом, чтобы получить интересующий его предмет и познать с вашей помощью его функции и качества.
Тест на развитие малыша в полгода1. На расстоянии 20- 30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь переводить взгляд от окружающей обстановки к игрушке, выделяя ее от всего остального.
2. Предложите ребенку сначала бутылочку с молоком, а потом игрушку. Реакция малыша должна быть разной: увидев еду, малыш открывает ротик и может совершать сосательные движения, при виде игрушки будет реакция оживления.
3. Когда малыш лежит, позвените перед ним колокольчиком, а затем медленно отодвигайте его. Ребенок с вашей помощью начнет подниматься и перейдет в сидячее положение.
4. Поговорите с ребенком, меняя мимику. Кроха начнет повторять за вами: сморщит лобик, улыбнется.
5. Попробуйте отнять у малыша игрушку, которую он держит в руке. В 6 месяцев ребенок будет крепко держать предмет и сопротивляться, выражая недовольство.
6. Если вы часто называете кроху по имени, то в этом возрасте малыш уже должен реагировать на него комплексом оживления.
Что должно насторожить1. Ребенок не может и не пытается сидеть, даже при поддержке.
2. Когда вы поддерживаете кроху за подмышки, он не «пританцовывает».
3. Не перекладывает предмет из одной ручки в другую.
4. Не реагирует на звуки, шорохи, которые находятся вне поля зрения.
5. Не просится на ручки.
6. Не лепечет, не улыбается, не узнает родителей.
Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше — с 4 — 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.
Таблица введения прикорма с 6 месяцевПосле 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.
Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.
Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.
Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть многокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.
Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 370C.
Вводить начинают с 1\2 — 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 — 10 дней доводят до 150 — 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.
Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.
Отучаем от соскиОтучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.
Сон малыша в 6 месяцев (режим)
После 6 месяцев ребенок спит около 14 часов в сутки: два сна по 1.5 – 2 часа — днем и ночью — до 6 — 7 часов подряд. Но все равно режим остается индивидуальным. Многие грудные дети продолжают по несколько раз за ночь просить грудь – это нормально и может длиться, пока вы не перестанете кормить грудью. Наберитесь терпения. Чтобы ребенок подольше спал ночью:
— Интервал между последним дневным сном и ночным укладыванием должен быть не меньше 4-х часов.
— Купайте малыша перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает.
— После купания покормите ребенка.
Как помочь малышу развиваться — игрыПродолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.
Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:
1. Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
2. Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
3. Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
4. Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
5. «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
6. Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
7. Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.
Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».
Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.
Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками.
Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.
Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.
Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.
Источник
Жми «Нравится» и получай лучшие посты в Фейсбуке!
Поделиться на Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники
psychologylivelife.net
Прошел еще один этап в развитии ребенка. 6 месяцев – это его первый маленький юбилей. Малыш за столь, казалось бы, небольшой период времени изменился не только внешне, но также многому научился. А вместе с ним и родители приобрели колоссальный и незабываемый опыт в воспитании и уходе за младенцем. Поэтому можно подвести небольшие итоги и начать готовиться к следующим ступеням развития ребенка. В 6 месяцев малыш перешел в период ползания, обследования и дегустации первого прикорма. Поэтому у родителей количество вопросов с каждым последующим днем лишь только увеличивается и множится. Ниже мы постараемся ответить на большинство из них.
За очередной месяц малыш набрал около 600 грамм и вырос примерно на 2 см. Он стал настолько активным, что в силах самостоятельно перевернуться на животик и обратно, причем неважно в какую сторону. Он хватает все, что находится в поле его зрения, изучает свое тело, дрыгает ножками, а многие уже самостоятельно сидят. Совсем скоро карапуз начнет ползать, поэтому уже сейчас необходимо подготовить свой дом к этому. Нужно убрать все мелкие, колюще-режущие предметы с доступных мест. На пол необходимо постелить теплый ковер или толстое одеяло, а по его периметру выложить любимые игрушки. Это будет способствовать тренировке мышц всего тела, так как дитя будет пытаться до них дотянуться и доползти.
Так же развитие ребенка в 6 месяцев это период появления первых зубов, который нередко сопровождается детскими капризами, отсутствием аппетита, обильным слюноотделением, а иногда и повышением температуры тела. По поводу того, как вести себя и чем облегчить страдания малютки, лучше обратиться за советами к специалисту.
Период развития ребенка в 6 месяцев характеризуется установлением причинно-следственных связей. Малыш начинает понимать, какое конкретное действие способно вызвать определенный эффект. Например, намеренное нажатие кнопки влечет появление музыки, а толкание мяча провоцирует его движение и т.д. Так же родители могут заметить, что только что плакавшее дитя вдруг начинает смеяться. Это связано с быстрой сменой настроения и развитием у ребенка в 6 месяцев различных эмоций. В этот период наступает пора вводить понятие - «нельзя». Использовать данное слово нужно в сочетании с серьезным и строгим голосом, когда малыш потянется к небезопасному предмету.
Период отличается особой любознательностью. Ребенок, находясь на улице, уже практически не спит, а внимательно изучает окружающий его мир. И чем чаще родители, прогуливаясь со своим чадом, называют предметы, которые интересны малышу, тем полноценнее будет развитие ребенка в 6 месяцев. Ведь именно сейчас наблюдается активное формирование речевых навыков. В это время со стороны мамы ребенок требует все больше внимания к себе, насторожен к посторонним, постоянно лепечет, реагирует на эмоции и отзывается на свое имя.
Не смотря на то, что развитие ребенка в 6 месяцев отличается особой активностью и уменьшением общего времени сна, ребенка необходимо приучать к определенному режиму. Рекомендуется трехразовый дневной сон по 1,5 часа и 9-10 часовой ночной в зависимости от биоритмов. Для этого нужно малыша укладывать на ночь в одно и то же время, а утром давать спать, сколько ему хочется. Так как длительность ночного сна может зависеть от разных факторов: погоды, самочувствия, новой и незнакомой обстановки. Во время бодрствования кроху необходимо приучать к самостоятельности, для этого нужно на короткий период оставлять его одного в окружении игрушек. Также, не стоит забывать, про такие процедуры, как массаж, гимнастика, прогулки на свежем воздухе, купание и совместные игры.
Если до этого момента врач не рекомендовал прикорм по особым показаниям, то это время пришло. Вначале рекомендуется педагогический прикорм, то есть совсем небольшими порциями, по 0,5 чайной ложки, и только в том случае, если ребенок здоров и эта пища его заинтересовала. Если малыш мало прибавляет и выглядит вялым и изнеможенным, то предлагается первым прикормом ввести кашу. А если карапуз наоборот, много прибавляет и неповоротлив из-за избытка веса, то первой пищей должны стать овощи.
Необходимо как можно больше времени уделять совместным играм. Обязательно среди множества игрушек должны оказаться цветные кольца, кубики разных размеров, подвески, погремушки, «прорезыватели зубов», резиновые зверушки.
Стоит обратиться к врачу, если ребенок в 6 месяцев:
maamm.ru
Прошел еще один этап в развитии ребенка. 6 месяцев – это его первый маленький юбилей. Малыш за столь, казалось бы, небольшой период времени изменился не только внешне, но также многому научился. А вместе с ним и родители приобрели колоссальный и незабываемый опыт в воспитании и уходе за младенцем. Поэтому можно подвести небольшие итоги и начать готовиться к следующим ступеням развития ребенка. В 6 месяцев малыш перешел в период ползания, обследования и дегустации первого прикорма. Поэтому у родителей количество вопросов с каждым последующим днем лишь только увеличивается и множится. Ниже мы постараемся ответить на большинство из них.
За очередной месяц малыш набрал около 600 грамм и вырос примерно на 2 см. Он стал настолько активным, что в силах самостоятельно перевернуться на животик и обратно, причем неважно в какую сторону. Он хватает все, что находится в поле его зрения, изучает свое тело, дрыгает ножками, а многие уже самостоятельно сидят. Совсем скоро карапуз начнет ползать, поэтому уже сейчас необходимо подготовить свой дом к этому. Нужно убрать все мелкие, колюще-режущие предметы с доступных мест. На пол необходимо постелить теплый ковер или толстое одеяло, а по его периметру выложить любимые игрушки. Это будет способствовать тренировке мышц всего тела, так как дитя будет пытаться до них дотянуться и доползти.
Так же развитие ребенка в 6 месяцев это период появления первых зубов, который нередко сопровождается детскими капризами, отсутствием аппетита, обильным слюноотделением, а иногда и повышением температуры тела. По поводу того, как вести себя и чем облегчить страдания малютки, лучше обратиться за советами к специалисту.
Период развития ребенка в 6 месяцев характеризуется установлением причинно-следственных связей. Малыш начинает понимать, какое конкретное действие способно вызвать определенный эффект. Например, намеренное нажатие кнопки влечет появление музыки, а толкание мяча провоцирует его движение и т.д. Так же родители могут заметить, что только что плакавшее дитя вдруг начинает смеяться. Это связано с быстрой сменой настроения и развитием у ребенка в 6 месяцев различных эмоций. В этот период наступает пора вводить понятие - «нельзя». Использовать данное слово нужно в сочетании с серьезным и строгим голосом, когда малыш потянется к небезопасному предмету.
Период отличается особой любознательностью. Ребенок, находясь на улице, уже практически не спит, а внимательно изучает окружающий его мир. И чем чаще родители, прогуливаясь со своим чадом, называют предметы, которые интересны малышу, тем полноценнее будет развитие ребенка в 6 месяцев. Ведь именно сейчас наблюдается активное формирование речевых навыков. В это время со стороны мамы ребенок требует все больше внимания к себе, насторожен к посторонним, постоянно лепечет, реагирует на эмоции и отзывается на свое имя.
Не смотря на то, что развитие ребенка в 6 месяцев отличается особой активностью и уменьшением общего времени сна, ребенка необходимо приучать к определенному режиму. Рекомендуется трехразовый дневной сон по 1,5 часа и 9-10 часовой ночной в зависимости от биоритмов. Для этого нужно малыша укладывать на ночь в одно и то же время, а утром давать спать, сколько ему хочется. Так как длительность ночного сна может зависеть от разных факторов: погоды, самочувствия, новой и незнакомой обстановки. Во время бодрствования кроху необходимо приучать к самостоятельности, для этого нужно на короткий период оставлять его одного в окружении игрушек. Также, не стоит забывать, про такие процедуры, как массаж, гимнастика, прогулки на свежем воздухе, купание и совместные игры.
Если до этого момента врач не рекомендовал прикорм по особым показаниям, то это время пришло. Вначале рекомендуется педагогический прикорм, то есть совсем небольшими порциями, по 0,5 чайной ложки, и только в том случае, если ребенок здоров и эта пища его заинтересовала. Если малыш мало прибавляет и выглядит вялым и изнеможенным, то предлагается первым прикормом ввести кашу. А если карапуз наоборот, много прибавляет и неповоротлив из-за избытка веса, то первой пищей должны стать овощи.
Необходимо как можно больше времени уделять совместным играм. Обязательно среди множества игрушек должны оказаться цветные кольца, кубики разных размеров, подвески, погремушки, «прорезыватели зубов», резиновые зверушки.
Стоит обратиться к врачу, если ребенок в 6 месяцев:
maamm.ru
В общении младенца, как и прежде, главенствующая роль принадлежит обычно положительным эмоциям. Плач, крик отходят постепенно на задний план. У многих малышей все больше совершенствуется лепет, младенец чаще и отчетливее произносит вслух согласные (р, п, м, б…), сливая их с гласными звуками и повторяя слоги (ма-ма-ма-ма, да-да-да-да, ла, пля…). И из-за этого нам кажется, что наш малыш заговорил. Нет, он пока лишь имитирует все слышимые звуки. Но надо отдать должное, что имитирует он мастерски, пуская в ход даже жестикуляцию, взяв чаще всего на себя инициативу при общении.Теперь малыш не только превращает ваш монолог с ним в звучный диалог, но временами, замолкая, вслушивается внезапно в ваши речи, пытаясь постичь смысл их, и может даже найти взглядом все то, о чем вы говорите.Малыш способен узнать голос мамы или папы, не видя их, когда они о чем-то говорят в соседней комнате, и возгласами ликования, а иногда и плачем дать им это понять.Младенец уже знает всех знакомых и родных, но больше всех привязан к матери, умеет приласкаться, доверчиво прижаться, сидя на руках, и при игре заливисто смеяться. Чужих ребенок уже не боится, особенно в присутствии родных, но с ними сдержан, соблюдая определенную дистанцию.Малыш способен радоваться, огорчаться, обижаться, испытывать тревогу, особенно когда ее испытывают близкие. У мамы на руках, если она спокойна, младенец чувствует себя в полнейшей безопасности.Теперь ребенок наблюдает все, что происходит, не только с интересом, но и с пониманием происходящего (чтоб музыкальная игрушка заиграла, необходимо нажать кнопку).Когда малыш доволен результатом, то повторяет все, что делал, много раз. К примеру, без конца переставляет кубики и может сотню раз то открывать, то закрывать коробочки. Все то, что появляется и исчезает, требует его внимания.Малыш легко хватает все, что попадается под руку, и, сидя у вас на коленях, с удовольствием размахивает схваченным предметом, стучит им, пробует на вкус, ощупывает сразу двумя ручками и может даже сам переложить игрушку из одной руки в другую, а перекладывание – это уже прогресс в процессе познания ребенка.Ручки малыша стали проворнее. Он может схватить по игрушке в каждую из них. Но больше всего младенцу нравится схваченное отпустить и бросить, хотя это еще сложнее, чем схватить.Малыш уже находит сам предмет, прикрытый чем-то. Его интересует цвет игрушки. И он удерживает в своей памяти представление о том, каков размер предмета.К концу 6-го месяца у малышей обычно исчезает физиологический мышечный гипертонус. Младенец в этом возрасте способен немного посидеть в подушках, подтягиваться сидя, не любит лежать на спине, зато с огромным удовольствием лежит на животе и, опираясь на коленки или же ладошки, подняв головку, с удовольствием следит за тем, что происходит в доме.Теперь кровать ему уже тесна, ее пространство слишком мало для свободы. Еще чуть-чуть, и ваш младенец начнет ползать. ВАЖНО!Когда вы носите ребенка на руках, надо поддерживать ему середину спинки.
Мамины уроки. Как помочь ребенку развиваться
• Продолжайте осуществлять холдинг.• Когда младенец бодрствует, как можно больше общайтесь с ним. Но не переутомляйте его своими разговорами! Старайтесь произносить слова отчетливо, не очень быстро и не очень громко, выдерживать паузы. Тогда ребенку будет легче вслушиваться в вашу речь. Повторяйте за малышом те слоги, которые он произносит. Таким образом вы будете развивать его речь.• Когда ребенок чего-то достигает в первый раз, не жалейте похвал. Говорите своему малышу: «моя умничка», «молодец», «солнышко мое»… Поаплодируйте младенцу. Еще не понимая смысла слов, он чувствует, что вы довольны им, и это доставляет ему радость.• Ребенок уже может сам сидеть в подушках и его относительно свободные ручки теперь без устали хватают все, до чего он может дотянуться. Не раздражайтесь из-за этого. То, что младенец научился перекладывать предметы из одной руки в другую без конца и бросать их, для него является прогрессом в процессе познания им мира. Поэтому примите все как должное. Просто вымойте игрушки еще раз и возвратите их малышу. При этом похвалите его за то, что он так много уже может делать. Помните, что малыш способен заниматься в этом возрасте только одной игрушкой, в крайнем случае двумя, поэтому не надо давать ему одновременно много игрушек. Только когда почувствуете, что игрушки ему надоели, замените их другими.• Игрушки должны быть безопасными, не очень маленькими, чтобы, взяв в рот, малыш не смог их проглотить, и, безусловно, легкими – ребенок должен их схватить и бросить. Когда младенец что-то схватит для него запретное или когда вы что-то захотите получить обратно, воспользуйтесь тем, что ему пока довольно сложно заниматься сразу двумя предметами одновременно, и предложите малышу что-то взамен того, чем он сейчас играет. И после того как он отвлечется этим, уберите нежелательный предмет. Самостоятельно, даже по вашей просьбе, ваш ребенок еще не научился что-то отдавать, а если вам захочется отнять, то его обида будет безутешной.• Вам следует знать то, что, прося или «приказывая» что-то, ваш младенец еще не сознает, что это «приказания» и просьбы. Но таким способом он сообщает вам свои желания, благодаря которым развивается. Поэтому, боясь избаловать младенца, не заставляйте его добиваться желаемого горькими слезами, а постарайтесь посмотреть на все его глазами. Тогда, наверное, вы поймете, что младенец прав, а вы ошибаетесь, не удовлетворяя его потребности, желания и просьбы. Все это может привести к тому, что он действительно станет вдруг капризным и эгоистичным, чтобы хоть как-то утвердить себя.• Ребенок начинает подползать и совсем скоро будет ползать. Ему необходим простор, пространство, где бы он совершенствовал это умение. Даже в манеже ему уже тесно. Желательно, чтобы вы пустили его на ковер, который специально постелите для этой цели.Что необходимо малышу в возрасте 3–6 месяцев:
//-->Игры и игрушки
ИгрушкиМалышу нужны жесткие игрушки, но ему по-прежнему полезны прежние «друзья»: погремушки, кольца. МобильРазнообразные яркие игрушки и погремушки, а также деревянные ложки, пустые пластмассовые бутылки, резиновые и тряпичные фигурки животных и птиц, подвешенные на подвижной конструкции, способствуют развитию зрения, мелкой моторики и тактильных ощущений, так как в возрасте 4–6 месяцев ребенок может дотянуться до игрушек и потрогать их.Тряпичный мяч, кубик• Небольшие мягкие игрушки развивают зрительно-моторную координацию, помогают сформировать навык хватания.• Мяч должен быть небольшим по размеру и удобным для захватывания. Если внутри мяча находится бубенчик, то такая игрушка будет развивать еще и слух. К концу 6-го месяца ребенок может играть с мячом, сидя на коленях у взрослого или лежа на животе и опираясь на вытянутые руки. Деревянные или пластмассовые бусы• Бусы развивают тактильные ощущения и совершенствуют координацию движений. Бусы отлично подходят для хватания, ощупывания, трясения.• Покажите малышу связку бус, пусть он увидит ее и потянется к ней. После того как вы убедитесь в том, что ребенок прочно ухватился за бусы, потрясите ими.Разнообразные музыкальные игрушки (дудки, свистки, погремушки)• Эти игрушки развивают слуховое восприятие. С их помощью ребенок учится находить источник звучания, расположенный справа, слева, впереди, сзади.• Поиграйте с малышом: спрятавшись за шкаф, подудите в дудочку и, убедившись, что ребенок посмотрел в вашу сторону и замер, покажитесь ему, приговаривая: «Ку-ку! Я здесь. Смотри, что у меня есть!» Кольцо-прорезыватель и специальные игрушки, предназначенные для жевания, сосания, засовывания в рот• Они понадобятся, когда у малыша начнут прорезываться зубки. Поскольку малыш будет брать игрушки в рот, не забывайте об их санитарной обработке: игрушки следует почаще мыть и ошпаривать кипятком.• Такие игрушки храните в стеклянной банке с крышкой.
Игры
В этом возрасте дети любят игры, связанные с произнесением разных звуков и слов. Для ребенка игра – не просто развлечение, но и наука.«Говорящие зверюшки»Произносите звуки, подражая животным и объясняя ребенку: утка произносит «кря-кря», собака лает «гав-гав», овечка блеет «бэ-э». Попросите ребенка повторить звуки за вами.«Блестящий оратор»Внимательно прислушайтесь к лепету малыша, а потом сделайте вид, что поняли все, что он сказал. Отреагируйте на его слова так: «О, это так интересно!»«Читаем вместе»Начните читать ребенку вслух детские забавные стишки, потешки (см. «Приложение»). Такое чтение полезно и для малыша, и для его родителей – у вас появляется отличная возможность уютно устроить ребенка у себя на коленях, пообщаться, что хорошо и для малыша, и для мамы с папой. «Называлки»Нежно дотрагивайтесь до разных частей тела малыша и называйте их ласковым певучим голосом: крутой лобик, носик-курносик, синие глазки, пухленькие губки… Когда малышу исполнится 6 месяцев и он начнет «изучать» ваше лицо, придумайте стишок, который расскажет ему о разных частях вашего лица.«Колокольчик динь-динь-динь»• Одними из первых игрушек малыша становятся собственные ручки и ножки. Чтобы занять младенца, крепко пришейте к носочкам или пинеткам бубенчики, звон которых он услышит, когда начнет перебирать ножками.• Нашейте на браслетики из эластичной ткани маленькие игрушки, пчелку, бабочку, божью коровку. Он увидит их, когда поднимет ручки. «Веселое представление»Возьмите перчатку яркого цвета и прикрепите к каждому пальцу персонажа из любимой сказки или миниатюрного зверька.Затем устройте маленькое театральное представление с участием всех кукол-марионеток. «Королевство кривых зеркал»Сядьте напротив малыша и начните строить ему веселые рожицы. Высуньте язык, пошевелите бровями, наморщите нос, широко улыбнитесь, старательно прищурьте глаза. Вы увидите, что ребенок попытается ответить вам тем же, так как в этом возрасте любые движения лица его буквально завораживают. «Чики-чики-чикалочки»Начиная с 5-ти месяцев малыша можно посадить к себе на колени и, подражая качке при езде на лошади, приговаривать:
Чики-чики-чикалочки,Едет Ваня на палочке,А Дуня в тележкеЩелкает орешки.
Из-за леса, из-за горЕдет дедушка Егор:Сам на лошадке,Жена на коровке,Дети на телятках,Внуки на козлятках.
«Гоп! Гоп! Гоп!»Слегка подбрасывайте ребенка на руках и приговаривайте:
Тушки-тутушки,С творогом ватрушки.Пшеничный пирожок,На опарушке мешен,Высоконько взошел.Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!
« В ямку бух!»• Ребенка качают на коленях, словно он едет по кочкам, потом колени раздвигают, придерживая малыша (будто ребенок падает). И при этом приговаривают:
Ехали мы, ехали,В город за орехами,По кочкам, по кочкам,Да в ямку бух!Раздавили сорок мух!
Я рыжая лисица,Я бегать мастерица.Я по лесу бежала,Я зайку догонялаПо кочкам, по кочкам,По маленьким пенечкамИ в ямку – бух!Раздавила сорок мух!
Прощание с пустышкой
Отучать ребенка от пустышки нужно начинать уже с 6-месячного возраста, когда у него появляются первые зубы. Дело в том, что давление, которое пустышка оказывает на зубы и нёбо, может вызвать их деформацию. Обычно соска легче забывается при одновременном отказе от бутылочки. Если ребенок умеет пить из чашки, а ночные кормления смесью уже пройденный этап, то и соска перестает быть обязательным спутником засыпания.К 1,5–2 годам у вашего ребенка полностью угаснет сосательный рефлекс, а это значит, что необходимость в пустышке у него пропадет. Однако будет совсем не плохо, если малыш с ней расстанется до достижения им этого возраста. ВАЖНО!Будьте внимательны к своему ребенку. Скорее всего, он даст вам знать, когда будет готов расстаться с пустышкой. Как только вы заметите, что ваш малыш потерял к ней интерес, сразу убирайте соску подальше.В идеале малыш до 2 лет должен сам отказаться от пустышки. Такое происходит, если малыш любим и растет в спокойной семейной обстановке. Дело в том, что сосание пустышки – способ избавиться от стресса. А если его нет, то и необходимость в соске отпадает.Не стоит применять такой «варварский» метод, как обмазывание пустышки горчицей. Есть риск нанести крохе психологическую травму, которую впоследствии придется лечить у психотерапевта. Приемлемые методы: уговоры, замена соски на игрушку, которую можно брать с собой в постель, истории про поездки пустышек в путешествия… Как только малыш уснул, вынимайте соску изо рта и периодически пробуйте уложить дитя без пустышки.Если вдруг кроха попытается найти ей замену – начнет перед сном посасывать пальчик, мягко высвободите его изо рта и отвлеките малыша колыбельной.Чтобы малыш смог отвлечься от «потери», сделайте его жизнь интересной. Пусть у него будут новые игрушки, прогулки и общение с друзьями. Если же малыш одиноко бродит по квартире и ему никто не рад, то оказаться от соски ему будет гораздо труднее.
Сон ребенка
• От 6 до 9 месяцев детям необходимо около 14 часов сна в сутки. Ночью они могут спать около 7 часов подряд. Если ваш ребенок спит дольше 7 часов, он, вероятно, ненадолго просыпается, но умеет самостоятельно заснуть.• Чтобы малыш хорошо спал ночью, промежуток бодрствования между последним «дневным» и «ночным» сном должен быть не менее 4-х часов.• За день должно быть 2 полуторачасовых или двухчасовых дневных сна, 1 раз утром и один днем.• Начинайте приучать кроху засыпать в определенное время вечером:
Достижения младенца
Что умеет ребенок к концу 6-го месяца
Такими навыками обладает большинство детей к данному возрасту:• Малыш уже переворачивается с живота на спину и, наоборот, со спины на живот.• Лежа на животе, опирается только на одну руку, другая тянется к игрушке. Лежа на спине, играет со своими ногами, приподняв голову.• Крепко держится за пальцы при подтягивании в сидячее положение и пытается подтянуться вверх, чтобы сесть. Сидит с небольшой помощью либо самостоятельно в подушках.• Пытается ползать на четвереньках. При поддерживании подмышки вытягивает ноги и «танцует» на носочках.• Ощупывает поверхность предмета всей ладонью.• Малыш уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы.• Он умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей.• Малыш пытается произносить слоги, маму он зовет «ма», а бабушку – «ба».• «Воркует», лепечет, издает радостные крики, звуки, выражающие напряжение при определенных движениях.• По-разному ведет себя в присутствии знакомых и незнакомых людей.• Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки.• Внимательно вслушивается в вашу речь.• Соблюдает определенную дистанцию при общении с посторонними.• Начинает понимать многое происходящее вокруг. Постепенно усваивать понятие «причина – следствие».• Перекладывает предметы из одной руки в другую.
Что должно вас встревожить
• Малыш не может сидеть даже с поддержкой. Когда его придерживают в вертикальном положении под мышками, не «пританцовывает».• Не может переложить игрушку из одной руки в другую.• Не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения.• Не просится на руки, протягивая свои руки к взрослому.
mamopapia.ru
Вот и настал долгожданный день, когда малыш вместе с вами празднует свой первый юбилей — полгода! За эти шесть месяцев с крохой произошло множество изменений. Родители уже прекрасно понимают свое дитя без слов, знают его вкусы и предпочтения, привычки и характер.
Вес. На шестом месяце кроха потяжелеет примерно на 600 г. Очень важно соблюдать норму прибавки веса. В случае, когда малыш набирает много или наоборот мало, необходимо пересмотреть его рацион, чтобы он получал необходимое количество калорий, но достаточно витаминов и микроэлементов, необходимых для гармоничного развития и роста. Налегайте на овощи и фрукты, если малыш набирает больше нужного, и на каши, если замечен недобор веса.
Рост. С рождения рост малыша должен увеличиться примерно на 15 см.
Зубки. Это то время, когда чаще всего появляются первые зубки. Но не стоит переживать, если зубиков нет еще. Срок появления зубов индивидуален и зависит, например, от таких факторов, как наследственность. У большинства детей первыми появляются нижние средние резцы ( 2 шт), потом 4 верхних зуба — резца, потом нижние боковые резцы ( 2 шт ). Малыши очень чувствительны к появлению первых зубов. Чувствоваться это начинается еще за 3 месяца до их прорезывания. Заметить, что зубки начинают беспокоить малыша можно по тому, что увеличивается слюноотделение, он начинает грызть предметы, игрушки, сосать нижнюю губу, может теребить свои ушки. Кроме того, когда зуб прорезывается, может повыситься температура тела до 37,0 — 37,5С, испортиться аппетит и т.д. Но в любом случае надо посоветоваться с врачом, чтобы не спутать прорезывание зубов с заболеванием. Чтобы облегчить неприятные ощущения для малыша, купите специальное зубное кольцо или грызунок. В течение 2 — 2,5 лет у ребенка должно появиться 20 зубов.
Двигательные навыки. Хорошо держит чашку, перекладывает предметы из одной руки в другую. Малыш в этом возрасте может легко поворачиваться и выгибаться во все стороны.
Ползанье. Примерно на шестом месяце любопытство заставит малыша начать ползать. Честно говоря, ползаньем это сложно еще назвать, ведь малыш будет передвигаться пока только на животе, пытаясь дотянуться до желаемого предмета. Если малыш встал на колени и руки, то поначалу он будет пятиться. Некоторые дети пытаются перекатываться с бока на бок, чтобы достать игрушку.
Сидение. К концу шестого месяца многие крохи умеют сидеть с ровной спинкой и устойчиво. Только сесть с прямой спиной он должен самостоятельно без помощи родителей. Получается сесть самостоятельно.
Ходьба. Некоторые торопыжки проявляют желание ходить. Но это еще не ходьба, так как стопы еще вывернуты наружу и в коленках ножки не полноценно выгибаются. То есть ножки не готовы, чтобы шагать, мышцы голени, таза и бедер не развиты достаточно. Слишком раннее хождение может привести к неправильной походке в будущем. Но в этом возрасте малыш готовит свои мышцы к ходьбе, пританцовывая и подпрыгивая, находясь в вертикальном положении на ваших руках, когда ступни касаются пола. В этом могут также помочь ходунки. Только обеспечьте малышу абсолютную безопасность, чтобы опасные места и предметы были вне досягаемости ребенка.
Питание. На шестом месяце можно начинать приучать кроху к самостоятельному приему пищи, превратив это в интересную игру. Только защитите все места от пятен, запаситесь терпением и начинайте. Малыш будет сам стараться попробовать содержимое тарелки сначала с помощью рук, а потом и ложкой.
Эмоциональное развития. Ребенок уже давно может выражать свои эмоции звуками, мимикой, жестами, поведением. Он легко улавливает настроение взрослых и атмосферу в семье. Он может пугаться, радоваться, раздражаться, веселиться и т.д. Малыш прекрасно разбирается в эмоциях, в тоне и громкости вашего голоса, в интонациях. Ребенок может переключаться с одного предмета на другой, быстро меняя настроение. Малышу нравиться наблюдать за движущимися предметами. Малыш видит разницу в двух предметах, сравнивает их.
Общение. Социальные навыки. Малыш пальчиками исследует мамино лицо, нос, рот, глаза, дергает за волосы, смотрит на вашу реакцию. Начинает различать вас и себя, что вы два отдельных существа. Малыши обожают играть с взрослыми. Любит общаться с помощью взглядов, звуков, движения. Реагируют на свое имя. Обращают внимание, когда слышат музыку, притихают. Кроха звуками говорит о своем настроении, смеется, хохочет. Малыш начинает проявлять беспокойство в присутствии незнакомых ему людей. Кроха радуется, когда видит свое отражение.
Речь. С шести месяцев кроха формирует свой пассивный словарный запас. Поэтому все время называйте малышу предметы, с которыми он играет, с которыми вы оперируете и т.д. Малыш их запоминает. Ребенок начинает издавать новые звуки, соединяет их в слоги.
Плановый осмотр педиатра. Малыш в шесть месяцев должен пройти обязательный осмотр педиатра. Здесь измеряют его рост, вес, врач узнает об умениях малыша, его навыках, привычках. В 6 месяцев так же педиатр отправляет малыша на прививку. На основании осмотра, педиатр отправляет ребенка к специалистам, если это необходимо.
www.baby.ru