Что должен уметь ребенок в полтора года. Развитие ребенка в 1 год 6 месяцев что должен уметь


Умения ребенка в один год, развитие малыша

Поздравляем, ваш карапуз отпраздновал первую «круглую» дату! Эти 12 месяцев были наполнены радостями, переживаниями и непередаваемыми минутами счастья. Все родители гордятся приобретенными крохой знаниями и умениями.

И все же каждая заботливая мамочка, наслушавшись подруг и бабушек, начинает задаваться следующими вопросами: «Не пропускаю ли я что-нибудь в воспитании?», «Правильно ли развивается мой ребенок?» Давайте узнаем, что должны уметь годовалые детки.

Не секрет, что развитие детей раннего возраста проходит очень быстро и в физическом, и в интеллектуальном плане.

По мнению большинства родителей, 12-месячный малыш удивительно любознателен и активен и не желает долго сидеть на одном месте. Он мечтает исследовать окружающую действительность, попутно испытывая на прочность родительские нервы.

Так что, предоставляя ему простор для экспериментов, необходимо запастись терпением и следить за каждым детским шагом.

Что должен уметь ребенок в годик?

Двигательные навыки

В этот возрастной период кроха настойчиво пытается ходить. Причем девочки овладевают этим умением раньше мальчишек.

Некоторые годовалые малышки даже пытаются бегать и, соответственно, часто падают. Поэтому постарайтесь обеспечить детскую безопасность, установив специальные мягкие насадки на острые мебельные углы.

Итак, малыш в год должен уметь:

  1. Твердо стоять без чужой помощи.
  2. Передвигаться с вашей поддержкой
  3. Активно ползать (некоторые детки пропускают этот этап, что не является отклонением).
  4. Шагать по лесенке детской горки приставным шагом, держась за взрослого.
  5. Приседать, вставать на ножки из любой позиции.
  6. Самостоятельно делать до 10 шагов или проходить 3-5 метров.
  7. Залезать на мягкую мебель (кровать, кресло, диван), слезать на пол.

Познавательная деятельность

Крохи в этом возрасте открывают ящики, двигают стулья, пытаются все разломать и проверить. Однако они не балуются, а познают окружающий мир. Помните, что ваше чадо не понимает, какие опасности его могут ждать.

Итак, ребенок в годик должен уметь:

  1. Составлять и разбирать трехсоставную пирамиду с широкими кольцами самостоятельно или с вашей помощью.
  2. Открывать и закрывать крышечки коробок, банок, вкладывать в них небольшие безделушки, доставать обратно (в самостоятельных играх или по подражанию).
  3. Складывать «башенки» из кубиков.
  4. Выполнять разнообразные действия с куклами, мягкими зайцами и медведями: «кормить», «причесывать», «укладывать спать» (по просьбе родных или самостоятельно).
  5. Толкать перед собой игрушку-каталку, прокатывать мячики по ровной поверхности.
  6. Интересоваться шкафчиками – приоткрывать и закрывать дверки, разглядывать одежду, выдвигать и задвигать ящички.
  7. «Обезьянничать», подражая действиям родителей и сверстников (дуть на горячую кашу, копаться в песочнице; девочки красятся маминой помадой).
  8. Интересоваться бытовой техникой – выключать и включать телевизор, звонить по телефону, внимательно смотреть за работающей стиральной машиной.

Эмоционально-социальное развитие

Чувственная сфера вашего отпрыска тоже активно совершенствуется. Он может поплакать, если вы ему в чем-то откажете, пожалеть вас, если вы расстроены. Кроха начинает интересоваться ровесниками и взаимодействием со старшими детьми.

Итак, ребенок в год должен уметь:

  1. Демонстрировать свои эмоции (он целует и обнимает мамочку, папу, любимого плюшевого зайца).
  2. Наслаждаться подвижными играми с взрослыми, радоваться новым игрушкам.
  3. Узнавать домочадцев и радостно улыбаться при встрече.
  4. Узнавать на фотографиях членов семьи, показывать пальчиком маму и папу.
  5. Настораживаться при появлении незнакомого человека. Иногда чужие люди вызывают страх и слезы.
  6. Любить пролистывать книги с крупными яркими иллюстрациями, показывая, где щенок и котенок.
  7. Недовольно реагировать на строгий голос родителей и их запреты. Часто он пускает в ход весь арсенал – крики, плач и хныканье.
  8. Любоваться собой в зеркале, показывать язык, пускать зеркальцем солнечные зайчики.

Речевое развитие

Речь тоже стремительно развивается. Внимательная мамочка может почувствовать при общении с крохой, например, недовольную интонацию и нотки подражания.

Итак, малыш в годик должен уметь:

  1. Разговаривать не «лепетном» наречии, произносить до десяти слов.
  2. Имитировать голоса животных (мычать, гавкать, мяукать).
  3. Повторять за родителями неизвестные ранее слова (чаще всего, их невозможно узнать).
  4. Подражать сверстникам, произнося за ними знакомые слова.
  5. Выполнять поручения – принеси, положи, закрой.
  6. Понимать слова «можно», «нельзя». Правда, он не всегда им подчиняется.
  7. Знать имена родственников (поглядывает на названного человека) и свое имя.
  8. Махать ручками при прощании, играть в «ладушки».

Простейшие бытовые навыки

Годовалые детки, копируя поступки старших, стремятся к большей самостоятельности. Чаще всего это выражается в неловких манипуляциях со столовыми приборами.

Итак, дети в 1 год должны уметь:

  1. Кусать и пережевывать небольшие кусочки хлебцов, мягких фруктов.
  2. Утолять жажду из бутылочки, поильника. Отдельные малыши делают глотки из кружек.
  3. Пробовать кушать ложкой, однако в большинстве случаев они предпочитают брать пищу руками.
  4. Тянуть ручки под струю воды для умывания, небрежно вытираться полотенцем.
  5. По просьбе мамы вставлять ноги в обувь, протягивать руки в рукава. Многие детки отчаянно не любят одеваться, и мамочки обычно прилагают определенные усилия, чтобы выйти на прогулку.
  6. Начинать выражать недовольство из-за мокрых или испачканных штанишек. В годик некоторые детки уже просятся на горшок.

В этом возрасте малыш мечтает быть похожим на маму с папой и тщательно повторяет каждый ваш поступок. Следите за собственными действиями, чтобы случайно не привить своему отпрыску нежелательную модель поведения.

Помните, вы главный учитель, поэтому показывайте новые способы взаимодействия с предметами: как нужно строить куличики, пинать мяч, гладить кошку.

Не расстраивайтесь, если показатели вашего чада не совпадают с вышеприведенным списком на сто процентов. Это усредненные данные, поэтому ребенок может немного отставать от возрастных норм или, напротив, значительно их опережать.

Не забывайте, что дети не обязаны следовать общепринятым нормативам, они развиваются по собственному, индивидуальному графику.

Поделиться ссылкой:

Автор публикации:

Детский психолог

МДОУ № 53 Центр развития ребенка – детский сад Копейского городского округа Челябинской области, г. Копейск

Другая информация по теме

www.mapapama.ru

Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев: мнение специалистов

В один год шесть месяцев малыш начинает активно познавать мир. В таком возрасте ребенок обретает самостоятельность. Он топает, появляется скоординированность движений, и малыш начинает проявлять ко всему интерес. Так что же должен уметь ребенок в 1 год 6 месяцев?

В этот период малыш обретает осмысленность в своем выражении лица. Перед родителями в такое время стоит сложная проблема: как помочь сыну или дочке познать мир, сделав открытия малыша безопасными?

Немного о физиологии полуторагодовалого малыша

В полуторагодовалом возрасте ребенок очень активен с физической точки зрения. Он уже ходит без помощи родителей, прыгает, приседает, играет: иными словами, контролирует свое тело. Скажем, что это весьма осмысленный контроль. Бесспорно, в этом возрасте координация малыша еще далека от идеала, но по прошествии времени ребенок будет все более скоординирован. Обретенные навыки даются малышу несложно, и приносят ему настоящее ликование.

Читайте также: Что в 1 год и 5 месяцев должен уметь ребенок

В год и шесть малыш много двигается, как следствие, часто падает. В этот период развивается вестибулярный аппарат вашего чада, малыш обретает опыт и отлично ориентируется в вашем жилище. По этой причине не стоит бежать к сыну или дочке, когда чадо упадет. Хорошо, если малыш научится самостоятельно вставать. Ребенок должен понять, что неприятности надо решать самому. Если этого не сделать, когда у чада будет что-то не получаться, он начнет ждать, чтобы вы ему помогали.

Между тем любые действия ребенка требуют обязательного одобрения. Такие похвалы помогут малышу подняться и попробовать еще раз. Так что наберитесь больше терпения, ласки и добрых слов. А когда ребенок разнервничается, его следует успокоить и приободрить.

Важно знать: когда малыш неудачно упадет, и его впоследствии начнет тошнить, или, не дай бог, малыш потеряет сознание, вам понадобится срочно вызвать врача.

Больше гуляйте с ребенком. Врачи советуют в полуторагодовалом возрасте тратить на прогулки около пяти часов в сутки. Ведь именно во время прогулок по улице начнет укрепляться иммунная система малыша. Ко всему, в полуторагодовалом возрасте дети очень активны физически, поэтому не ограничивайте их движения нахождением в квартире. Нельзя не сказать, что прогулки на улице будут безопаснее нахождения ребенка в жилище. Ведь в последнем стоят предметы мебели, и малыш, гуляя по помещению, может получить травму.

О психологии малыша в полтора года

С точки зрения психологии, в полуторагодовалом возрасте у ребенка очень много уязвимостей. Дети очень расстраиваются в этом возрасте, когда расстаются с мамой или папой. Именно по этой причине ребенка лучше не отдавать в детский садик в этот период времени. Дело в том, что в таких учреждениях, как вы понимаете, не присутствуют родители, и малышу это может нанести психологическую травму.

В один год шесть месяцев малыш начинает хорошо воспринимать бабушек, дедушек, братьев и сестер. Именно поэтому, если маме или папе необходимо на время расстаться с ребенком, они могут оставить малыша с родственниками, не переживая за то, что чаду будет дискомфортно. Сын или дочка не станут испытывать стресс, если находятся поблизости от ближайших родственников. Малыш увидит защиту в лице брата или дедушки, что благотворно скажется на психике ребенка.

Если говорить о негативных эмоциях, в один год и шесть месяцев они начинают появляться «во всей свое красе». Ребенок может начать гневаться, проявляя свои чувства. Крик, размахивание руками, топанье ножками: со всеми этими проявлениями эмоций придется столкнуться родителям. В такое время важно быть чутким к малышу, пытаясь понять, что же вызывает эту бурю чувств. В случае когда малыш поймет, что внимание к нему проявляют лишь в период истерик, он начнет их закатывать ежедневно. Не  нужно ругать его за истерики, а родителям следует оставаться спокойными. Ведь именно с помощью капризов ребенок пытается до вас достучаться.

Читайте также: Умения ребенка в 1 год и 3 месяца

Что ребенок умеет в полуторагодовалом возрасте

Как мы сказали выше, в год и шесть ребенок начинает обретать физическую форму. И в умственном плане тоже происходит небывалый скачок. Малыш, подобно губке, всасывает информацию. Так что в этом возрасте хорошо играть с сыном или дочкой в игры, развивающие интеллектуальные способности. Ребенок уже не будет разбрасывать по комнате кубики: он начнет пытаться строить из них пирамиды, вести себя более осмысленно. Поэтому вам могут пригодиться любые вещи, которые бы повлияли на умственное развитие малыша. При этом станет развиваться моторика и интеллект, память и внимание. Сыграйте с малышом в куклы или мягкие игрушки. В таком возрасте дети любят, чтобы сюжет игр повторялся, поэтому от вас потребуется недюженное терпение.

Читайте также: Что должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц

Немного советов

Терпение, терпение и еще раз терпение: вот что потребуется от родителей полуторагодовалого малыша. Немаловажно и внимание, которого понадобится очень много. В таком возрасте у вашего сына или дочки начнут проявляться черты характера, они анализируют и запоминают все происходящее с ними. Не стоит быть безразличными к своему чаду, иначе ребенок будет очень это переживать. В заключение скажем, что от времени, проведенного в играх с малышом, зависит дальнейшее положительное развитие вашего чада.

malyshuhod.ru

Все о развитии ребенка от 1 года 3 мес. до 1 года 6 мес.

Движение, речь, мышление

К 1 г. 3 мес. малыш уже более уверенно ходит, а к 1 г. 6 мес. может относительно свободно перемещаться в разных направлениях без помощи взрослого. При этом следует заметить, что его ходьба еще далека от совершенства. Она будет «оттачиваться» на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка.

Другим показателем стадии раннего детства является речевое развитие. Малыш продолжает овладевать речью. В 1 год у малютки в активном словаре было примерно 10 слов: «мама», «папа», «баба», «дай-дай», «тик-так», «ам-ам», «ко-ко» (яичко), «ля-ля» (кукла), «га-га» (уточка), «ав-ав» (собачка). Этот «запас» сохранился и расширился, а некоторые слова наполнились новым содержанием. Например, если в годовалом возрасте малыш называл кошку «кхи-кхи», теперь в его лексиконе это слово может означать все меховые и пушистые вещи: шапку, варежки, мамины волосы, даже, дедушкину седую бороду.

Следовательно, в речевой практике крохи появились первые обобщения, пока что по несущественным признакам. О чем это говорит? Во-первых, о том, что дитя внимательно и даже пристрастно продолжает наблюдать и познавать окружающий его мир. Во-вторых, ребенок делает попытки разобраться в том обилии информации, которую предоставляет ему жизнь, а главное - он уже умеет сравнивать и находить общее и различное. В-третьих, становится ясно, что для малыша особо значимыми являются ситуации, которые «характеризуют» окружающие предметы эмоционально, впечатляюще, чувственно: дитя «откликается» на чисто внешние признаки.

И все же к 1 г. 6 мес. ребенок способен уже не просто выделить новый или наиболее броский, яркий объект, но и заметить различные и сходные признаки («такой» и «не такой»). Малыш даже делает попытки вербализовать свои впечатления, то есть отразить их словом. И делает это на том уровне, на котором формируется его мышление, а именно, - наглядно-действенном. Наглядные ситуации, зрительные впечатления необходимы ребенку первой половины 2-го года жизни. В этот период малыш «живет глазами», накапливая информацию об окружающем мире.

Пойми меня, мама!

Интенсивно развивается понимание речи взрослого, которая еще с большим трудом переходит в активный план, то есть, в разговорную практику. Действительно, к 1 г. 6 мес. в активном словаре ребенка, примерно 30-40 слов. Но понимает дитя в 10 раз больше. Малыш замирает, вглядываясь в лицо мамы или папы, когда они ему что-то говорят, читают, поют или рассказывают. Ребенок готов слушать взрослых! Что же нужно сделать для того, чтобы у сына или дочери своевременно и в достаточной степени формировалось понимание речи? Это очень важно, потому что развитие понимания выступает необходимым этапом овладения разговорной речью. Перечислим основные педагогические условия развития понимания речи взрослого ребенком I г. З мес.-1г. 6 мес.:

Эмоциональность взрослого как условие понимания: Жест и мимика взрослого играет особую роль - язык эмоций, первый «язык» самого малыша в период довербального, то есть доречевого общения. Сказанное позволяет заметить, что речевое общение с малышом 1 г. 3 мес. - 1 г. 6. мес. требует некоторой подготовленности взрослых. Родители должны научиться разговаривать с крохой так, чтобы он не только понимал их, но и получал удовольствие от их взаимодействия. И еще один важный вывод: чтобы взрослый вошел в контакт с крохой, он сам на время должен стать чуть-чуть ребенком! Почему малыши любят взрослых, сохраняющих черты детскости? Они отличаются доверчивостью, любознательностью, желанием откликаться и удивляться всему, что их окружает, умением видеть в обыденном необыкновенное; они верят в сказку, а, следовательно, видят красоту мира и его неисчерпаемость,. Такие люди дарят малышу самое главное - базальное, то есть, основополающее доверие к окружающему. Ребенку с таким взрослым спокойно и уютно, ведь oн способен как-то по-особенному играть с крохой, заразительно смеяться, чуть-чуть пошалить, эмоционально поддержать его. Чему же учится малыш? Неужели только пониманию близких, а затем и других людей? Нет, он учится любить и по-доброму относиться к окружающему миру.

Не шалости, а знакомство с миром!

По— прежнему большое значение в этом возрасте имеют предметные игры, игры с дидактическими игрушками и пособиями. Уже хорошо заметно, что внимание ребенка стало более устойчивым, а действия с предметами имеют новый «рисунок», они приобрели выраженный поисковый характер. Малыш, играя, как бы «вычерпывает» все свойства игрушки, желая узнать не только «что это?» но и «что с этим можно делать?»

Ученые, назвав поисковые действия малышей ознакомительной игрой, экспериментально подтвердили, что дитя может довольно долго, не отвлекаясь, заниматься с предметом (игрушкой), если в процессе действий выявляет в ней что-то новое. Например, если каждый поворот игрушки дает е е «новое» видение (меняется цвет, появляется какое-то изображение или звук). Возникает цепь ориентировочных реакций, следующих одна, за другой. Так в поведении ребенка появляется устойчивость игр с предметами, которая имеет большое значение в формировании умственных способностей ребенка. Конечно, это еще не волевое усилие малютки. Все строится на непроизвольном интересе, то есть на основе безусловной ориентировочной реакции, а попросту, - на любопытстве. Вот почему дитя безудержно в своих действиях: лезет во все ящички, коробочки, сумки, все - «подай сюда!». Его невозможно уговорить «не баловаться», потому что такое поведение - веление его возраста, а генетическая программа этого периода детства - практическое накопление чувственного опыта, сенсорной информации об объективных свойствах материального мира.

Малыш должен научиться жить в этом мире, прочувствовав на себе и закон гравитации (освоения сквозного и замкнутого пространства), и постоянства цветового восприятия независимо от времени суток, и диалектику смены явлений (утро-вечер, тепло-холодно, радость-печаль). Можно сказать, что маленький ребенок– прирожденный «исследователъ», потому что он рожден человеком. Начало раннего детства – «звездный» час формирования его человеческих возможностей, фундамент высотного здания под названием «жизнь». Именно поэтому к ребенку следует относиться с должным пониманием, его нельзя лишать радости познания окружающего мира, мудро руководя этим процессом руководя.

Живое «зеркальце»

Возраст 1г. 6 мес. – особый этап в жизни малыша. Ученые установили, что именно к этому времени у ребенка в 3,5 раза увеличивается устойчивость реагирования на предъявляемую игрушку по сравнению с малышом I г.-1г.Змес. «Скачок» в развитии действий с предметами связан с интенсивным развитием коры головного мозга, то есть отдела, отвечающего за формирование интеллекта. Новым в поведении ребенка к I году 6 мес. можно считать появление функциональных действий с предметами. Малыш уже не манипулирует машинкой, а катает е е по полу, нагружает кубиками; куколку баюкает, кормит, прикладывая к е е личику тарелочку. Это еще не ролевая игра, а лишь отобразительные действия. Фрагменты из его собственной жизни: ребенок не берет на себя какую-либо роль, например, мамы, врача, шофера, а отображает виденное им действие, подражая взрослому. Вот почему общение взрослого с малышом трудно переоценить по своей значимости.

Карапузу необходимо показывать действия с предметами быта и игрушками, с ним необходимо заниматься и играть, чаще взаимодействовать, ставя в ситуацию партнерства. Для малютки не существует ничего интереснее, чем наблюдения за действиями и поступками «большого человека». Было бы ошибкой считать, что ребенок калейдоскопично накапливает информацию, не наводя «порядок» в тех впечатлениях, которые он черпает в общении со взрослым. Даже в нежном возрасте малыш делает попытки активной ориентировки, социальной практики и замечает не только как взрослые используют тот или иной предмет, но и какие испытывают при этом чувства - что вызывает у них особую радость, что огорчает, что вызывает прямой протест.

«Стихию» познания – под контроль

Родители обязательно должны обращать внимание на то, как сын или дочь вглядывается в их лица. Чем лучше взрослые научатся понимать своего малыша, тем лучше, по закону «обратной связи», он научится понимать их. А это особенно важно, потому что управляться с ним в этот ранний период детства очень трудно: дитя многое делает вопреки запретам.

«Адский период родительской жизни!»,- говорят многие. Как же выходить из ситуаций прямого неповиновения ребенка? Обратимся к небольшой зарисовке. Мама говорит сыну или дочери: «Видишь, лужа? Не ходи! Ноги будут мокрыми!». Ребенок смотрит на маму и ... направляется прямо в лужу! Естественно, взрослый воспринимает подобные «подвиги» малыша как исключительную вредность и хулиганство. А у этого поступка совсем иная природа. Неповиновение малыша здесь – сродни стихии. Поэтому первое, что необходимо сделать, - приготовиться к ее приходу, а значит, взять ситуацию под контроль; второе - не допустить негативных последствий, третъе - противостоять; в-четвертых, вопреки всему, повернуть в нужное русло. Это непросто, но возможно, если знать особенности психики ребенка.

Поясним сказанное. Кроха прекрасно слышит, что мама не разрешает, но сам себе сказать: «Нельзя!», чтобы удержаться в «рамках приличий» он еще не в состоянии. Ситуация искушает его своей непознанностъю, и малыш бьет ногами по воде, радуясь брызгам. В таких случаях лучше прогнозировать поведение маленького человека и избегать нежелательных, а тем более, опасных ситуаций, в которых запретное слово мамы может не сработать, уступив любопытству. Ведь если ребенок окажется на краю платформы в метро, у обрыва, у открытого люка, все может закончиться трагедией. Если препятствия избежать не удалось, лучше взять малыша на руки и обойти опасное место.

Нельзя? Тогда нужно постараться отвлечь внимание ребенка, обратив ситуацию в полезное русло. Так, с лужей можно просто поиграть: опустить в воду чурочки («кораблики»), бросить туда камешки. Таким образом удастся взять ситуацию под контроль и отвлечь кроху от прямого контакта с объектом. Хорошо, если при этом взрослый пошутит, посмеется, сочинит какую-нибудь рифмовочку или песенку:

Мяч плывет по луже, Грязный мяч не нужен, Чистый мяч подсохнет, Подпрыгнет высоко!

или

Лужа перед нами, В лужу я не побегу, Постою на берегу

Каким бы импульсивным ни был ребенок 1г. Змес.-1г. 6 мес, он постепенно начинает усваивать правила поведения, если все члены семьи предъявляют крохе требования, не противоречащие друг другу. Ситуаций, когда, например, при бабушке можно все, а при папе - ничего, быть не должно! В целях сохранения здоровой нервной системы малютки желательно организовать его жизнь в этот период детства таким образом, чтобы дитя получало со стороны взрослых примерно 2/3 разрешений и только 1/3 запрещающих воздействий. Это всецело зависит от внутреннего распорядка и образа жизни семьи, поведения взрослых, их педагогической подготовленности.

Никаких физических наказаний! Никаких нотаций, упреков, окриков и стонов! Взрослый должен мудро выводить малыша из всех нежелательных ситуаций, использовать отвлекающие и «обходные маневры», постепенно формируя поведение ребенка, делая его управляемым «со слова». Это приходит не сразу. Но если родителям удается ладить с малышом в этот трудный, но очень интересный период его детства, то такой ребенок к полутора годам становится более организованным, уравновешенным. У него проходит тревожность, свойственная началу 2-го года –«драматическому» периоду первых радостей и огорчений в освоении окружающего пространства. Можно сказать даже больше: к I г. 6. мес. у ребенка возникает базальное доверие к окружающему миру - первооснова всех последующих достижений раннего возраста.

МИНИ-ПРОГРАММА ВТОРОГО ТРИМЕСТРА ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Совершенствовать самостоятельную ходьбу. Создать благоприятную предметно-пространственную, развивающую двигательную среду.
Продолжать совершенствовать координацию движений ребенка в пространстве (устойчивость при смене положений тела: поворотах, наклонах, приседаниях и др.). Усложнять ситуации, побуждающие к самостоятельной ходьбе, смене направлений движения, исходя из бытовых или игровых задач.
Продолжать совершенствовать ориентировку в пространстве, используя прием показа с кратким пояснением. Побуждать к выполнению двигательного задания, состоящего из одного действия (например, «Подойди ко мне!» или «Принеси кубик со стола!»)
Продолжать совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка (чувство равновесия). Учить ходить по ограниченной поверхности в прямом направлении (по дорожке, «следочкам», доске, положенной на пол).
Продолжать развивать координацию руки и мелкую моторику пальцев. Проводить занятия со специальными пособиями, развивающими ручные умения («шнуровка», «бусы», «цепи» предметов).
Уделить особое внимание развитию понимания речи. Расширить пассивный словарь обращенной к ребенку и понимаемой им речи взрослого. Обогащать пассивный словарь ребенка (называть предметы, окружающие малыша, и действия с ними).
Способствовать развитию активной речи ребенка. Продолжать вводить в лексикон ребенка облегченные слова – слова- «заместители», состоящие из двух одинаковых слогов и звукоподражания («ко-ко-ко» - курочка).
Формировать потребность в речевом общении со взрослыми. Побуждать малыша к речевому общению. Создавать «ситуации диалога» со взрослым; речевого общения всеми доступными для ребенка средствами (мимика, показ, выразительная жестикуляция, вокализация, слова-«заместители»).
Продолжать развивать наглядно-действенное мышление. В процессе игровых показов формировать в понимаемой речи первые обобщения предметов по существенным признакам.
Расширять сенсорный опыт ребенка в предметной деятельности (игре). Выполнять первые простейшие дидактические задания на выбор предметов по тождеству(«такой» и «не такой»), состоящие из одного действия: величина («большой - маленький»), форма («шарик-кубик»), цвет.
Продолжать совершенствовать слуховые ориентировочные реакции, способствовать развитию слуха. Вводить игровые упражнения на поиск предметов по звуку (музыкальные модули, игрушки, инструменты).
Расширять знакомство ребенка с окружающим миром. Обогащать сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, давая возможность практически познавать объективные физические закономерности окружающего мира: протяженность расстояний, полое и сквозное пространства, соотношение величин (вложить можно малый и большой, а не наоборот), зависимость действий от формы (из кубов – строить, шары – прокатывать).
Развивать подражание как один из способов познания окружающего мира. Способствовать формированию отобразительных игровых действий с куклой мишкой, зайкой («Покорми лялю», «Положи лялю бай-бай-спать»).
Использовать возрастной стимул «Я сам!» для формирования элементарной самостоятельности. Учить малыша пользоваться ложкой самостоятельно не только при приеме 2-го, но и 1-го блюда.
Создать в семье микроклимат доброжелательности и любви ко всем членам семьи. Оберегать нервную систему ребенка от стрессовых и негативных ситуаций.

 

www.2mm.ru

Развитие ребенка в 1 год - что должен уметь, игры, уход

Вот и наступил первый день рождения малыша. К этому моменту он, как минимум, твердо держится на ногах и пытается разговаривать на непонятном языке. Все предвещает начало самого интересного этапа в маленькой жизни.

Общее развитие

На рубеже первого года жизни активно-познавательная деятельность ребенка набирает максимальные обороты. Малышу интересно все, что плохо лежит, висит, издает странные звуки. Исследовательская работа начинается в руках, а заканчивается во рту.

На первый план в жизни выходит игра. Она больше напоминает обычные манипуляции с предметами, но для ребенка в 1 годик это очень захватывающие действия. Из игрушек малышу интересны пирамидки и кубики. Правда, недолго. Его внимание очень рассеяно и через 1-2 минуты переключается на новый объект.Итак, ребенку 1 год. Он весел и любопытен. Громко смеется и реже плачет, активен, подвижен, бурно реагирует на появление родных и пытается произнести первые слова.

Физическое развитие

Рассмотрим малыша внимательнее. Его голова все еще непропорциональна туловищу. Самой выдающейся частью тела является выпяченный вперед животик. Кстати обратите внимание на осанку: изогнутая спинка, по-деловому откинутые назад плечики, прямое положение головы. Настоящая военная выправка!

Одни дети этого возраста проворно осваивают пространство, перемещаясь на четвереньках. Другие уже уверенно ходят и даже бегают. Все зависит от индивидуальности ребенка. Скоро разница в их достижениях исчезнет. Годовалый малыш может слегка косолапить. Родителям не стоит беспокоиться: косолапее – нормальное явление в этом возрасте. К 2 годам его походка станет ровной и красивой.

В 1 год карапуз обычно имеет до 10 молочных зубов. Цифра варьируется в зависимости от наследственности, достаточности кальция в организме. Если ребенку исполнился 1 год, а количество зубов пока не превысило 4? Не стоит впадать панику. Спросите родителей, сколько зубов в возрасте 1 года было у вас и мужа. Если сомнения остались, чаще давайте малышу молочные продукты, особенно творог, витамин D, участвующий в формировании первых зубов. В пасмурное время года его принимают в виде витаминной добавки.

Поведение годовалого малыша

Ребенок в 1 годик начинает становиться самостоятельной личностью. К 2 годам процесс достигнет своего апогея. Но уже сейчас родители могут наблюдать, как их милый карапуз превращается в своевольного упрямца. Его не волнует, что эти спички ужасно опасны — их надо срочно изучить!

Переступив рубеж в 1 год, ребенок становится похож на отважного первооткрывателя. Он смело бросается на любую баррикаду, без тени страха погружается в изучение очередного объекта. Оградить малыша от опасных вещей и предметов – важная обязанность родителей годовалого ребенка.

Еще одной особенностью становится сильная привязанность к матери. Конечно, если от нее исходит забота, понимание и должный уход. 1 год — период, когда малыш начинает отличать «своих» от «чужих». На первом месте мама, потом папа и другие родственники. Все остальные пока чужеземцы.

Что умеет малыш в 1 год

К первому году жизни ребенок уже сделал для себя главное открытие – он умеет управлять своим телом и, о чудо, даже удерживать его в горизонтальном положении. Некоторые счастливчики, и того более, — способны маневрировать в пространстве на двух ногах.

Особенно важное достижение малыша – его первичные речевые навыки.

Речь

Разговаривать с ребенком надо с самого рождения. Но 1 год – возраст, когда общение с малышом становится обязательным требованием. Он начинает понимать взрослую речь, с удовольствием повторяет движения губ, издавая идентичные звуки и выполняя простые просьбы («на», «дай», «нельзя», «покажи маму, папу»). Взрослому, называя предметы, важно подражать малышу, указывать на них пальцем. Так у ребенка формируются первые ассоциативные связи между объектами и их названиями.

Конечно, главные помощники – книги. Но именно в возрасте 1 года ребенок начинает осмысленно рассматривать картинки, называя изображенные там предметы. Да и пример читающих родителей станет хорошей базой будущего обучения чтению.

Известно, что ладони малыша напрямую связаны с мозговыми речевыми центрами. Поэтому не забывайте всячески стимулировать ребенку ручки, массажируя и занимаясь пальчиковой гимнастикой.

Бытовые навыки

Как правило, годовалый малыш уже способен:

Уход за годовалым малышом

На рубеже первого года режим дня ребенка почти не меняется. Утро следует начинать с умывания, расчесывания и несложной гимнастики. Вечером — умывать лицо, ополаскивать ручки и ножки.

Необходимы прогулки с малышом каждый день, минимум 30 минут. Если позволяет погода, время пребывания на свежем воздухе увеличивается до 2 часов. При возможности количество прогулок можно удвоить. Ребенку полезно принимать воздушные ванны в первой половине дня и вечером, после дневного сна.

Купаться малышу следует через день. Продолжительность пребывания в воде не более 15 минут, допустимо провести обливание водой на 1 градус ниже комнатной температуры. После ванны и обтирания необходим легкий массаж.

Отдыхает годовалый карапуз дважды в день (к 2 годам можно переходить на разовый дневной сон). В периоды бодрствования играет, изучает мир и активно общается с родителями.

Сон

В этом возрасте ребенок спит 11-12 часов в ночное время. Если малыш еще на грудном вскармливании, то может проснуться 1-3 раза за ночь, и это нормально. Днем ему необходимо 2 сна по 1,5-2,5 часа. Укладывать кроху следует в одно и то же время. Чтобы он к 3 годам уже привык к нормированному распорядку дня. Перерывы между дневным сном могут варьироваться в зависимости от сложившегося графика, рекомендованные промежутки составляют 3-3,5 часа.

Чтобы малыш всегда просыпался в хорошем настроении, в момент пробуждения будьте по возможности рядом. Улыбнитесь, обнимите и пожелайте доброго утра. Ведь не за горами то время, когда, улыбаясь в ответ, он радостно воскликнет: «Доброе утро, мамочка!»

Питание

Многие мамы к моменту исполнения ребенку 1 года уже перестают кормить его грудью. И маленький член семьи кушает еду, приготовленную для всех домочадцев, исключая жирные и жареные блюда. Подросший малыш может употреблять пищу, порезанную кусочками или потертую на крупной терке. Готовить следует на растительном масле без добавления приправ. Соли и сахара требуется по минимуму.

Годовалому ребенку не следует давать копчености, солености, сырые овощи и сладости (овощи можно начинать вводить годам к двум). Запивать еду лучше водой, компотом или травяным чаем.

С 1 года смело можно перейти на 4 разовое питание. Малышу полезно кушать на своем стульчике в кругу семьи. Во-первых, так проще организовать его собственный график приема пищи. Во-вторых, глядя на взрослых, ребенку легче научится справляться с ложкой.

Не стоит заставлять ребенка есть, если он не хочет, прибегать к различным ухищрениям и уловкам. Малыш знает свою порцию и ни за что не съест больше, чем требует его организм. Даже, если кажется, что этого катастрофически мало.

Безопасность

Говоря о безопасности годовалого ребенка, вспомним главную особенность его возраста – исследовательский интерес. И заканчивается он далеко не на детском коврике. Поле деятельности, интересное малышу – вся квартира с ее секретами и тайными ящичками. Поэтому первая обязанность родителей – обеспечить юному ученому свободное безопасное пространство.

В этот период родителям стоит быть в три раза бдительнее, чем прежде. Усугубляет ситуацию то, что зачастую годовалый малыш уже умеет ходить, а при необходимости быстро убегать от «преследователя».

Помните: ребенку в 1 год бесполезно говорить об опасности, приводя логические доводы!

Он сможет осмыслить эту информацию только годам к трем. Максимум, чего можно добиться – послушания через страх. Но это чревато последствиями в будущем. Самое действенное – переключить внимание сорванца на безопасный предмет.

Чему можно научить годовалого ребенка

Так как 1 год – возраст резко возрастающей двигательной активности, нужно использовать этот период для обучения малыша первым физическим упражнениям. Начинать стоит с себя. Любое освоение новых навыков – это, прежде всего, подражание. Регулярно делайте зарядку, можно исполнить несколько танцевальных движений. Родители не успеют оглянуться, как у появится новый партнер в танцах и спорте.

Месяца через два, можно начать приучатье к организованности и порядку. Умыться и причесаться с утра, собрать игрушки перед сном, поставить кружку в раковину – все это малыш будет проделывать с удовольствием, глядя на маму и получая от нее похвалы и одобрения.

Занятия с годовалым малышом

Самые полезные занятия для ребенка в 1 год:

Лепка. Необходимо дать малышу простой кусочек теста, который он сможет мять в ладошках и скатывать в ком. Манипуляции с самодельным «пластилином», развивают мелкую моторику, что положительно скажется на речевых навыках крохи. А к 2 годам он подарит первую поделку.

Перебирание крупы. Возьмите пару баночек и насыпьте туда любую крупу. Ребенок с удовольствием займется этим необычным материалом, что снова задействует его мелкую моторику. Только нужно следить, чтобы крупа не оказалась у него во рту.

Аппликации. Начните с простых – прилепить медведю уши, приделать рыбке хвост. Конечно, подобные манипуляции нужно проделывать вместе, а это двойная радость для ребенка.

Чтение книг. Малыш еще не может долго удерживать внимание. Зато с готовностью рассмотрит картинки при чтении. В процессе необходимо обсуждать что на них изображено.

Игры с водой. Вода открывает бескрайний простор для творчества. Набор пищащих, брызгающих игрушек, детский ковшик – и вот уже в ванной открыта целая лаборатория по проведению физических опытов.

Кризис первого года

Психологи называют его «кризисом негативизма», достигающим полного расцвета к 2 годам. Но и сейчас можно наблюдать его первые признаки:

Дело в том, что ребенок впервые осознает себя личностью, существующей отдельно от мамы. И, оказывается, их желания могут не совпадать. Он растерян. Вокруг такой интересный неизученный мир, но мама этому не рада. Она забирает красивый острый предмет, не пускает в большую, полную чудес комнату. Малышу неведомо, что такое опасность. Он следует своим инстинктам и искренне негодует, когда ему мешают.

[button bgcolor=»#8f55fa» hoverbg=»#8f55fa» textcolor=»white» texthcolor=»#ffffff» bordercolor=»#» hoverborder=»#» align=»center» target=»_blank»  radius=»0"   icon=»enotype-icon-arrow-right5" icon_color=»#ffffff»]Важно помнить: годовалому ребенку бесполезно что-то объяснять или применять к нему силу![/bu[/button]

В первом случае он ничего не поймет, во втором – озлобится. Приступить к нравоучениям следует максимум через год, а пока стоит ограничиться сменой фокуса его внимания. Все что угодно: игрушка, книга или дядя, зашедший в гости. Главное помочь ребенку забыть о своем капризе, переключив его на другой объект.Больше гуляйте и играйте на свежем воздухе, заполните пространство комнаты интересными безопасными вещами. Пусть энергия карапуза идет в позитивное русло.

Необходимо соблюдать режим дня. Малышу важна предсказуемость. Это уменьшит его тревожность, сделает более спокойным и радостным.

Следует научиться говорить четкое «нет», но не использовать его по любому поводу. Ограничения должны быть жесткими, но дозированными. Иначе они перестанут что-то значить для юного сорванца. Если это удастся, малыш будет знать, что рядом строгий, но справедливый взрослый, и мамино слово станет для него законом.

Справиться, а может и избежать кризисов и разногласий, поможет доверие, основанное на глубокой привязанности. Любите и цените малыша. А в любой конфликтной ситуации, прежде чем начать действовать, посмотрите на него внимательно и постарайтесь понять, что сейчас движет вашим ребенком: бессмысленная злоба или отчаяние.

imalishka.ru


Смотрите также