Для выявления заболеваний нервной системы, проявляющихся специфической задержкой психомоторного развития, важное значение имеет оценка сопутствующих задержке развития неврологических и психопатологических признаков. Возрастная незрелость нервной системы ребенка первого года жизни определяет фрагментарность и недифференцированность наблюдаемых у него признаков. Организм, особенно новорожденного и грудного ребенка, реагирует на различные вредности ограниченным числом типовых реакций, характер которых в первую очередь зависит от возрастной фазы нервно-психического развития. Ниже представлены основные варианты, отражающие преимущественно тип нервно-психического реагирования на первом году жизни.
Общий осмотр новорожденного - на что обращать внимание родителям
Учитывая высокую частоту перинатальной патологии нервной системы и возможные трудности получения квалифицированной специализированной помощи, несомненным представляется острейшая необходимость в получении родителями соответствующей научно-популярной информации.
Что мы можем увидеть сами? - общий осмотр новорожденногоРебенок в норме ритмично дышит, совершает автоматические движения конечностями в достаточном объеме и симметрично. Малейшие ограничения движения в руках или ногах должны быть основанием для целенаправленного исследования - нет ли двигательных нарушений? Важное значение имеет характер и громкость плача ребенка. Многое может подсказать поза новорожденного. В одних случаях ребенок вял, малоподвижен, иногда - буквально распластан. В других случаях, наоборот, тонус в конечностях равномерно повышен - при пеленании сразу же обращает на себя внимание своеобразная тугоподвижность конечностей. Очень важно не пропустить при осмотре даже небольших судорожных подергиваний.
Очень многое дает осмотр головки новорожденного. Родовая опухоль типична для большинства новорожденных. Чем больше размеры этой опухоли, тем, следовательно, труднее прошло рождение ребенка, и такой ребенок должен быть предметом особенно внимательного обследования. У некоторых детей обращают на себя внимание кровоподтеки на лице, шее, туловище как следствие травматичных родов - в этих случаях чаще обнаруживаются и неврологические симптомы.Деформации головы ( так называемая "конфигурация") практически всегда указывает на родовую травму черепа, и среди этих детей значительно чаще встречается черепно-мозговая симптоматика, что вполне понятно и легко объяснимо.В повседневной практике иногда недооценивается кефалогематома обычно лишь потому, что она "часто встречается" и "находится вне черепа". Действительно, речь идет о поднадкостничной гематоме, иногда весьма значительной по размерам. Она действительно часто встречается, но это не может служить доводом "против" - это травма, и важна для диагноза даже не кефалогематома сама по себе, а то, о чем она свидетельствует, - на уровне такой гематомы в подлежащих участках мозга несомненно существуют участки микрокровоизлияний, которые вне зависимости от возраста пациента свидетельствуют о контузии мозга. Одним из важных показателей трудностей с родоразрешением является такой признак, как нахождение костей черепа друг на друга. Эта небольшая дислокация обычно не приводит к повреждению подлежащих тканей мозга, но с несомненностью указывает на то, что череп плода проходил по родовым путям, испытывая большое сопротивление - в этих случаях нередко выявляются и признаки повреждения нервной системы.
Большую роль в оценке состояния ребенка играет состояние родничков: напряжение, выбухание родничков является очень грозным симптомом повышения внутричерепного давления. О многом говорят врачу размеры головки новорожденного: признаки гидроцефалии, если они обнаружены с первых дней жизни, обычно свидетельствуют о внутриутробной патологии мозга, тогда как постепенное развитие гидроцефалии может быть нередко следствием родового повреждения головного мозга.
Здесь следует отметить катастрофическую частоту неоправданно расширенного диагноза "гипертензионно-гидроцефальный синдром", который во многих больницах и поликлиниках ставится по поводу и без повода. Самое ужасное, что в подобных случаях сразу же начинается массивная и длительная терапия диакарбом, не только неоправданная, но изнуряющая ребенка.
У некоторых новорожденных головка имеет размеры меньше нормальных, и к тому же мозговая часть черепа меньше лицевой - иногда, это свидетельствует о внутриутробной и генетической патологии (микроцефалия) и, к сожалению, имеет тяжелые последствия. В последнее время все чаще встречаются дети с очень ранним закрытием родничка при этом темп роста головки у таких новорожденных отчетливо отстает от нормы.
Достаточно часто встречается признак "короткой шеи", и он обычно очень демонстративен и бросается в глаза. Создается впечатление, что шея у ребенка очень короткая (хотя никакого анатомического дефекта нет), голова кажется расположенной прямо на плечах. С возрастом степень этих проявлений постепенно убывает. У этих же детей обращает на себя внимание выраженность поперечных складок на шее с упорным мокнутием в области этих складок. Можно предполагать, что симптом короткой шеи возникает в результате перерастяжения шеи в процессе тяжелых родов с последующим рефлекторным сокращением ее по типу "феномена гармошки". Позднее именно у этих детей появляется еще один очень важный признак - резкое защитное напряжение шейно-затылочных мышц.
Оценка состояния брюшной стенки очень важна. Известно, что у многих новорожденных живот дряблый, распластанный, и в этих случаях нельзя исключить нарушение сократительной способности брюшных мышц в результате родовых повреждений грудного отдела спинного мозга. Особенно это демонстративно при преимущественно односторонней локализации поражения - "слабая" половина брюшной стенки слегка выпячивается, пупок смещается при крике. При двустороннем поражении судить об этом труднее. Бывает полезен следующий тест: если у такого новорожденного слабый плач, то при давлении рукой врача на живот ребенка голос становится значительно громче.
Столь же неблагоприятным следует считать приапизм - спонтанную эрекцию полового члена у новорожденного. Педиатры нередко сталкиваются с этим признаком, но не знают, как его трактовать. В то же время в неврологии взрослых этот симптом хорошо известен и свидетельствует о значительной спинальной патологии.
Мы попробовали рассмотреть некоторые возможности общего осмотра новорожденного для поиска признаков, позволяющих заподозрить ту или иную неврологическую патологию.Каждый из перечисленных выше признаков не может считаться доказательным, но в совокупности они приобретают большой диагностический смысл. В любом случае, разрешить ваши сомнения сможет только врач, специализирующийся в области перинатальной неврологии.
<< Вернуться к оглавлению
Перинатальная мозговая депрессия (нервная гиповозбудимость)
Малая двигательная и психическая активность ребенка, которая всегда ниже его дви-гательных и интеллектуальных возможностей; высокий порог и длительный отсроченный период возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Депрессия часто сочетается с низкими мышечным напряжением и рефлексами, замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, пониженной мотивацией и слабостью волевых усилий.
Гиповозбудимость может быть выражена в различна степени и проявляться либо эпизодически, либо стойко. Эпизодическое возникновение синдрома характерно для соматических заболеваний, особенно патологии желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся гипотрофией. Иногда легкие, но стойкие проявления синдрома могут быть обусловлены типом высшей нервной деятельности. Преобладание мозговой депрессии в первые месяцы жизни наблюдают при недоношенности, у детей, перенесших кислородное голодание, внутричерепную родовую травму. Выраженная и стойкая депрессия часто сопровождается задержкой психомоторного развития, которая приобретает некоторые характерные особенности.
Задержка психомоторного развития при гиподинамическом синдроме характеризуется замедленным формированием всех условных рефлексов. В период новорожденности и в первые месяцы жизни это проявляется в отставании развития условного рефлекса на время кормления; в дальнейшем задерживается развитие всех пищевых условных рефлексов (рефлекс на положение кормления, вид груди или бутылки с молоком и т. д.), задерживается развитие пищевой, а затем зрительной и слуховой доминанты и чувствительных локальных реакций. Особенно характерна задержка развития цеп-ных двигательных сочетанных рефлексов, что наиболее отчетливо начинает проявляться со второго полугодия жизни! Такой ребенок в возрасте 6-8:мес не похлопывает рукой по одеялу или игрушке, не стучит предметом об предмет, к концу года не производит повторных выбрасываний предмета, не вкладывает предмет в предмет. Это проявляется также в голосовых реакциях: ребенок редко повторяет звуки, слоги, т. е. выполняя однократные движения и произнося отдельные звуки, он не стремится к их повторению. В результат задержки формирования условных рефлексов на сочетании слова с предметом или действием как в конкретной, так и в неконкретной ситуации начальное понимание речи и подчинение словесным :командам у этих детей происходит в более поздние сроки. При этом формируется отставание таких функций, как предметно-манипулятивная деятельность, ползанье, лепет, понимание речи, собственная речь.
При варианте гиповозбудимости в более поздние сроки отмечают формирование положительных эмоциональных реакций. Это проявляется как при общении со взрослым, так и в спонтанном поведении ребенка. В период новорожденности при общении со взрослым у таких детей обычно отсутствует ротовое внимание, в возрасте 2 мес не выражена или слабо выражена реакция радостного оживления при виде взрослого и ласковом голосе. Часто вместо мимики оживления у ребенка можно видеть только реакцию сосредоточения. Улыбка появляется позже 8-9 нед, для ее возникновения требуется комплекс раздражителей, включая и проприоцептивные, их повторность; латентный период возникновения улыбки в ответ на раздражитель удлинен.
В состоянии бодрствования ребенок остается вялым, пассивным, ориентировочные реакции возникают в основном на сильные раздражители. Реакция на новизну вялая и в большинстве случаев имеет характер пассивного изумления, когда ребенок с широко раскрытыми глазами остается неподвиж-ным при виде нового предмета, не предпринимая активных попыток приблизиться к нему, захватить его. Чем более длительный период отсутствуют активное бодрствование и ориентировочно-исследовательское поведение, тем более выражено отставание в психомоторном развитии.
Комплекс оживления - одно из основных проявлений активных форм эмоционального поведения у ребенка первых месяцев жизни - при гиповозбудимости либо отсутствует, либо проявляется в рудиментарной форме: слабой мимической реакцией без блеска глаз и голосовых реакций или отсутствием двигательного компонента, отчетливых вегетативных проявлений. Активные отрицательные эмоцио-нальные реакции также слабо выражены и почти не отражаются на общем поведении ребенка.
Особенности эмоциональной сферы определяют вторичное недоразвитие интонационной выразительности голосовых реакций, а также специфику формирования сенсорных функций. Так, на втором возрастном этапе гиповозбудимый ребенок обычно хорошо фиксирует и прослеживает предмет, но движения глазных яблок за перемещающимся предметом у него начинаются не сразу, а после определенного латентно-го периода, как это характерно для новорожденного: глаза как бы постоянно догоняют перемещающийся в поле зрения предмет. Эти зрительные реакции отличаются непостоянством, и для их возникновения часто необходимы специальные оптимальные условия: определенное состояние ребенка, до-статочная сила и длительность раздражителя и др. Во второй возрастной период указанные реакции наиболее отчетливо и часто возникают не в положении на спине, а в вертикальном положении на руках у взрослого. Особенностью зрительного восприятия при гиповозбудимости на этом возрастном этапе является также то, что ребенок спонтанно почти не рассматривает окружающие предметы, у него отсутствует активный поиск раздражителя. Гиповозбудимый ребенок обычно поворачивает голову и глаза к невидимому источнику звука после неоднократного повторения и длительного латентного периода; слуховое восприятие, так же как и зрительное, обычно не приобретает доминантного характера.
Задержка психомоторного развития при синдроме гиповозбудимости характеризуется диспропорцией развития, которая проявляется во всех формах сенсорно-моторного поведения. Так, при достаточном развитии дифференцирована эмоциональных реакций на "своих" и "чужих" ребенок проявляет активной радости на общение со знакомыми протеста на общение с незнакомыми лицами, т. е. на в возрастных этапах остается выраженной недостаточная активность общения. Наряду со своевременным развитием отдельных сенсорных функций наблюдается отставание в формировании интерсенсорных связей, особенно в системе тактильно-кинестетического анализатора, поэтому гиповозбудимые дети позже начинают рассматривать и сосать свои руки, ощупывать игрушки, у них с задержкой формируется зрительно-моторная координация. Отсутствие активного исследовательского поведения выражается в диспропорциональности развития зрительного восприятия. Поэтому при достаточном развитии у ребенка дифференцированного зрительного восприятия может сохраняться автоматический характер прослеживания предмета.
При динамической количественной оценке возрастного развития ребенок с синдромом гиповозбудимости в разные периоды теряет 7-9 баллов, причем максимальную потерю наблюдают в возрасте 4-5 мес, когда в норме должны активно формироваться первые интерсенсорные связи и активные формы поведения.
<< Вернуться к оглавлению
Перинатальная мозговая гипервозбудимость
Двигательное беспокойство, эмоциональная неустойчивость, нарушение сна, усиление врожденных рефлексов, повышенная рефлекторная возбудимость, тенденция к патологическим движениям часто в сочетании со сниженным порогом судорожной готовности. Гипервозбудимость в причинном отношении мало специфична и может наблюдаться у детей с перинатальной патологией, некоторыми наследственными ферментопатиями и другими обменными нарушениями, врожденной детской нервностью и при минимальной мозговой дисфункции. Выраженного отставания в психомоторном развитии у этих детей может и не быть, но при тщательном обследовании обычно удается отметить некоторые негрубые отклонения.
Для нарушения психомоторного развития при синдроме гипервозбудимости характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность. У таких детей к концу первого года жизни обычно хорошо выражены познавательный интерес к окружающему, активные формы общения, и в то же время при сильных эмоциях может проявляться общий комплекс оживления с диффузными двигательными реакциями.
Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гипервозбудимого ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода и так же быстро угасают. Освоив те или иные двигательные навыки, дети беспрерывно двигаются, меняют позы, постоянно тянутся каким-либо предметам и захватывают их. При этом манипулятивная исследовательская деятельность, подражательные игры и жесты у них выражены слабо. Обычно дети проявляют живой интерес к окружающему, но повышенная эмоциональная лабильность нередко затрудняет их контакт с окружающими. У многих из них отмечается длительная реакция страха на общение с незнакомыми взрослыми с активными реакциями протеста. Обычно синдром гипервозбудизмости сочетается с повышенной психичской истощаемостью. При оценке возрастного развития гипервозбудимого ребенка обычно относят не к группе задержки, а к "группе риска", если гипервозбудимость не сочетается с другими неврологическими нарушениями.
<< Вернуться к оглавлению
Послеродовое расстройство регуляции внутричерепного давления
Гипертензионно-гидроцефальный синдром
Повышение и неустойчивость внутричерепного давления у детей раннего возраста часто сочетается с гидроцефальными проявлениями, которые характеризуется расширением определенных внутримозговых пространств в результате скопления избыточное количества спинномозговой жидкости. Повышение внутричерепного давления у новорожденных и грудных детей может быть преходящим или постоянным, гидроцефалия - компенсированной или субкомпенсированной, что наряду с анатомо-физиологическими особенностями раннего возраста и обусловливает широкий диапазон клинических проявлений.
В большинстве случаев при гипертензионно-гидроцефальном синдроме имеет место увеличение размеров головы, что выясняется путем динамического измерения ее окружности и сравнения с динамикой роста и массы тела. Патологическим считают прирост окружности головы, превышающий нормальный более чем на 2 сигмальных отклонения. По мере увеличения окружности головы выявляется диспропорция между мозговым и лицевым черепом. Увеличение черепа может быть асимметричным вследствие односторонне патологического процесса либо дефекта ухода за ребенком.
Повышение внутричерепного давления у грудных детей сопровождается также расхождением черепных швов, что можно определить при пальпации и рентгенологическом исследовании. Расхождение швов наступает быстро при прогрессирующей гидроцефалии и более медленно, когда внутричерепное давление повышено нерезко или стабилизировалось. При перкуссии черепа отмечают звук "треснувшего горшка".
Другим признаком повышения внутричерепного давления является выбухание и увеличение большого родничка. При выраженном гидроцефальном синдроме могут быть открыты малый и боковые роднички. Следует, однако, иметь в виду, что изменение черепных швов и родничков выявляется лишь на определенной стадии развития патологического процесса, поэтому их отсутствие при однократном осмотре нельзя расценивать как свидетельство против наличия гипертензионно-гидроцефального синдрома.
При повышении внутричерепного давления у новорожденных и грудных детей расширяется венозная сеть волосистой части головы и истончается кожа на висках.
Неврологическая симптоматика при гипертензионно-гидроцефальном синдроме зависит как от степени выраженности синдрома и его прогрессирования, так и от тех изменений мозга, которые явились его причиной. В первую очередь меняется поведение детей. Они становятся легко вoзбyдимыми, раздражительными, крик - резким, пронзительным, сон - поверхностным, дети часто просыпаются. Такой комплекс признаков более характерен для преобладания гипертензионного синдрома. При гидроцефальном синдроме, наоборот, дети в большинстве случаев сонливые. Снижение аппетита, срыгивания, рвота приводят к уменьшению массы тела. Поражение черепных нервов проявляется симптомом "заходящего солнца", сходящимся косоглазием, горизонтальным нистагмом.
Мышечный тонус меняется в зависимости от выраженности внутричерепной гипертензии и течения заболевания. В первые месяцы жизни при повышении внутричерепного давления, особенно если оно сопровождается гипервозбудмостью и объем черепа не увеличен, мышечный тонус часто бывает повышенным, сухожильные рефлексы высокими, с расширенной зоной, иногда наблюдаются клонусы стоп. При гидроцефальном синдроме с умеренно выраженной внутричерепной гипертензией вначале наблюдают мышечную гипотонию. Если гидроцефалия прогрессирует, в дальнейшем можно отметить нарастание мышечного тонуса, раньше в ногах. Это связано с растяжением пирамидных волокон парасагиттальной области за счет увеличения желудочков мозга.
У новорожденных и грудных детей при гипертензионно-гидроцефальном синдроме часто выражен тремор рук. Он может быть частым, мелкоразмашистым или редким, крупноразмашистым типа гемибализма. Судороги наблюдаются значительно реже, они возникают обычно при быстром нарастании внутричерепной гипертензии.
Изменения на глазном дне у маленьких детей развивается не обязательно в связи с возможностью увеличения объема черепа за счет расхождения черепных швов. Однако в ряде случаев можно обнаружить расширение вен, стушеванность границ соска зрительного нерва, а в дальнейшем, при прогрессировании гидроцефалии, его отек и атрофию.
Важное значение для диагностики гипертензионного синдрома имеет определение давления спинномозговой жидкости при люмбальной пункции, которое в норме у новорожденных составляет 50-100 мм вод. ст., у грудных-60-150 мм вод. ст. При гипертензионном синдроме ликворное давление у грудных детей может повышаться до 200-3Q мм вод. ст. и выше. Состав спинномозговой жидкости при гипертензионно-гидроцефальном синдроме зависит от особенностей патологического процесса, в результате которого он возник, характера течения синдрома, стадии его развития. Чаще наблюдают нормальный состав ликвора, но могут быть белково-клеточная или клеточно-белковая диссоциация.
Наряду с клиническими, офтальмологическими и ликворологическими данными для диагностики гипертензионно-гидроцефального синдрома важное значение имеют: трансиллюминация череепа, ЭхоЭГ, краниография, компьютерная томография.
Метод трансиллюминации безопасен, ее можно проводить неоднократно и в амбулаторных условиях. Принцип метода заключается в распространении лучей света в пространстве, заполненном жидкостью. В норме у новорожденных грудных детей вокруг тубуса с источником света возникает кольцо свечения шириной от 0.5 до 3 см в зависимости от плотности костей черепа. Наиболее интенсивное свечение наблюдают в лобных областях (до 3 см), наименьшее в затылочной области (0,5--1 см). Увеличение границ свечения возникает при расширении субарахноидального пространства до 0,5 см. Просвечивание полостей внутримозговой ткани или желудочков возможно только при толщине мозговой ткани менее 1 см.
У детей с наружной и внутренней гидроцефалией выявляют симметричное свечение. Асимметричное свечение имеет место при одностороннем расширении желудочка и суоарахноидального пространства.
На ЭхоЭГ при гидроцефалии регистрируют увеличение количества отраженных эхо-сигналов, вентрикулярного индекса (норма 1,9) и амплитуды эхопульсаций. В случае асимметричного расширения желудочковой системы м-эxo смещено в сторону, противоположную увеличенному желудочку.
У детей грудного возраста при легком повышении внутричерепного давления без расхождения черепных швов краниография не дает достаточной информации для диагностики. В то же время именно краниограмма может дать объективные доказательства повышения внутричерепного давления. При прогрессировании гидроцефалии на краниограммах уже спустя 2-3 нед наблюдают расхождение черепных швов, чаще венечного и стреловидного. Асимметричное расширение черепных швов указывает на локализацию очага поражения. Истончение костей свода чeрeпa и выраженные пальцевые вдавления у детей первого года жизни указывают на относительную давность процесса приведшего к ограничению внутричерепного пространства.
Компьютерная томография - безопасный и безболезнен ный метод рентгенологического исследования черепа и мозговых структур, лучевая нагрузка при котором минимЯ ная (0,3 нагрузки при получении обычной рентгеногра черепа). Для детей раннего возраста значение указанных преимуществ очень велико. Кроме того, ее можно проводить амбулаторно. Компьютерная томография дает четкое представление о размерах желудочков мозга при гидроцефалии, а также о наличии и локализации очагов поражения.
Глубина и характер задержки психомоторного развив при гидроцефалии и гипертензионном синдроме варьируют в широких пределах в зависимости от первичных изменений нервной системы, вызвавших гидроцефалию, и от вторично обусловленных нарастающей гипертензией. Если деструктивные изменения мозга, вызвавшие гидроцефалию, были выраженными, даже в случае компенсации гидроцефалии консервативными или хирургическими мероприятиями, развитие ребенка значительно задерживается. В то же время присоединение и прогрессирование гипертензионно-гидроцефального синдрома при любой патологии делает задержку развития еще более выраженной и своеобразной, несмотря на компенсацию первичного процесса. Наконец, при своевременной эффективной компенсации и первичного процесса, и гидроцефалии легкая задержка развития, чаще парциальная, быстро ликвидируется.
<< Вернуться к оглавлению
www.nevromed.ru
К наиболее часто встречающимся патологиям центральной нервной системы у детей до года относится так называемая перинатальная энцефалопатия. Выявлением отклонений и патологий нервной системы ребенка занимается детский невролог (невропатолог). Развитие перинатальной энцефалопатии у младенца может спровоцировать обвитие шеи плода пуповиной во время беременности,преждевременная от слойка плаценты, затяжные или преждевременные роды,общий наркоз во время родов. Многие патологии нервной системы ребенка связаны с гипоксией головного мозга,возникшей из-за внешних или внутренних неблагоприятных факторов в последний месяц беременности - токсикозы,прием сильнодействующих лекарств,курение,развитие острых инфекционных заболеваний,угроза выкидыша и т. д.
К различным патологиям центральной и периферической нервной системы ребенка надо относиться со всей серьезностью. Своевременно обратившись к детскому неврологу при малейших признаках нарушения нервной системы у ребенка,можно избежать тяжелых последствий в развитии. Если детский невропатолог вовремя не диагностирует и не назначит курс лечения для ребенка с теми или иными нарушениями нервной системы,то бездействие может привести как минимум к задержке речевого и психомоторного аппарата. Патологии нервной системы могут также привести к синдрому дефицита внимания,к нарушениям поведения,эмоциональной неустойчивости,к нарушению формирования навыков чтения,письма,счета.
Детский невролог должен обязательно обследовать ребенка при появлении первых признаков патологии нервной системы,к которым относятся следующие симптомы (могут проявится уже сразу после рождения или спустя несколько месяцев):1. Сильно трясутся ручки и подбородок при малейшем возбуждении,плаче и даже иногда в спокойном состоянии;2. Очень поверхностный,беспокойный сон у младенца. Малыш трудно засыпает и часто просыпается;3. Частые и обильные срыгивания у младенца;4. Судороги (подергивания) во время увеличения температуры тела;5. При опоре на стопу или на "цыпочки" сильно поджимаются пальцыКак отмечают детские невропатологи,тяжелые поражения нервной системы легко диагностируются и встречаются гораздо реже легких (особенно в первый год с момента рождения ребенка). Небольшие патологии нервной системы гораздо труднее диагностируются,но именно раннее выявление нарушений центральной или периферической нервной системы и последующий комплекс лечения позволяют избежать опасных последствий перинатального поражения головного мозга ребенка. Крайне важно,чтобы в течение первых нескольких недель после рождения,ребенка осмотрел специалист - детский невролог.
По статистике последних лет, более 50% детской инвалидности связано именно с патологиями нервной системы,70% из которых появляются в период беременности и в первый месяц с момента рождения ребенка (перинатальный период). Патологии нервной системы в перинатальный период вызывают развитие перинатальной энцефалопатии, синдром минимальной мозговой дисфункции (в последнее время именуемый как СДВГ). Несвоевременное лечение этих нарушений нервной системы может привести к чрезмерной раздражительности,импульсивности ребенка, плохой успеваемости в школе. Позже поражения центральной и периферической нервной системы могут привести к различным заболеваниям опорно-двигательного аппарата, моторной неловкости, сильным головным болям, синдрому вегетативной дисфункции.
В процессе осмотра,детский невролог собирает особенности развития и перенесенные заболевания ребенка с момента рождения. Специалист анализирует также информацию о том,как протекали последние недели беременности,как проходили роды, какие заболевания перенесла мамочка в последний месяц беременности. При обнаружении любых признаков и симптомов нарушения нервной системы у ребенка,детский невропатолог назначает дополнительные исследования - УЗИ (НСГ),осмотр глазного дна, ЭЭГ, УЗДГ (допплер), методика стволовых слуховых вызванных потенциалов, МРТ(в редких случаях). После анализа результатов исследований,невропатолог назначает и контролирует определенное лечение.
В первый месяц жизни ребенка происходит интенсивное созревание и развитие структур головного мозга,психических и моторных функций. Чем раньше будет выявлена патология нервной системы и назначен соответствующий курс лечения,тем выше вероятность избежать опасных последствий для здоровья ребенка.Сегодня в арсенале детского невролога существует множество различных методов лечения как тяжелых ,так и легких патологий нервной системы. Это и физические методы воздействия (лечебная физкультура для детей,массаж,физиотерапия ), и лекарственные препараты с исследованной клинической эффективностью, и новейшие методы неврологической реабилитации (специализированные компьютерные речевые программы,методики совершенствования мозжечковой стимуляции).
Многие современные медицинские центры оснащены новейшим оборудованием для диагностики заболеваний нервной системы, разрабатывают и применяют эффективные техники мануальной и эмоциональной терапии , чтобы по возможности избегать применения химиопрепаратов,имеющих побочные действия.Вот некоторые методики,которыми владеют мануальные терапевты и детские остеопаты для лечения патологий нервной системы у детей :1. Висцеральная мануальная терапия. Восстановление подвижности и нормального функционирования органов .2. Вертеброневрология (мягкая техника детской мануальной терапии). Эта техника основана на работе со связками и мышцами в медленном темпе с растяжением спазмированных ,напряженных участков.3. Краниосакральная терапия. Нормализация,выравнивание работы костей черепа ребенка. При смещении или нарушении движения костей черепа нарушается движение мозговой жидкости,кровоток и как следствие - ухудшается работа головного мозга,увеличивается внутричерепное давление,расширяются желудочки мозга (водянка головного мозга),усиливаются головные боли. Эта методика очень актуальна для деток раннего возраста.4. Эмоциональные техники.Очень актуальны при поведенческих нарушениях,различных неврозах у детей. Эмоциональные техники связаны с воздействием на канально-меридианальные и стрессовые точки,с эмоциональным состоянием.5. Работа с мышцами для их релаксации.Как известно,мышцы связаны с внутренними органами,костями ,позвонками. Техника направлена на мышечно–связочное расслабление,пост изометрическую релаксацию (удержание специальной позы,а потом - расслабление)
Детский невролог также занимается диагностированием и лечением травматических и инфекционных поражений нервной системы, опухолей,детских церебральных параличей,заболеваний вегетативной нервной системы, судорожных состояний (например-эпилепсия у детей),хромосомных и наследственных заболеваний нервной системы, смежными с нервными болезнями (эндокринологические,ортопедические,психиатрические болезни).
В более старшем возрасте к детскому невропатологу следует обращаться при следующих симптомах :1. Частая головная боль2. Пронизывающая боль в спине3. Проблемы памяти и внимания4. Нарушения функций позвоночника на разных уровнях5. Снижение концентрации внимания6. Панические атаки7. Задержка темпов речевого развития,письма,звуко-произношения8. Заболевания периферических нервов ( невропатии ,невралгии)9. Быстрая утомляемость
Плановый осмотр ребенка у детского невролога: В три месяца В шесть месяцев В девять месяцев В 1 год После года - обязательный ежегодный осмотр у невропатолога.
Различают следующие детские неврологические поражения :1. В следствие токсических нарушений2. Наследственные,генетические3. Инфекционные4. Гипоксические поражения 5. В следствие травматических поражений6. Эпилепсия (посттравматическая и наследственная)7. Специфические синдромы (в т.ч. - комбинации вышеперечисленных поражений нервной системы)
Следующая статья : Ребенок до года: Стул у грудничков
вернуться на Главную страницу
ИНТЕРЕСНОЕ ДЛЯ ЖЕНЩИН:
Похожие материалы:
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
bebi.lv
Рассмотрим самые частые неврологические заболевания новорожденных, их симптомы. На самом деле, симптоматику важно знать каждой маме, так как почти все неврологические проблемы поддаются коррекции и лечатся, если их вовремя выявить — на раннем сроке!
Burda Media
Почти у каждого младенца есть какая-то проблема по неврологической части: у одного ребеночка проблемы с тонусом или сном, у другого повышено внутричерепное давление, третий чересчур заторможен или возбудим, четвертый вегетатик — из-за нарушения регуляции сосудистого тонуса у него на кожице проступает сеточка подкожных капилляров, а ладошки и стопы постоянно влажные и холодные…
Ее признаки обнаруживаются у 8–9 из 10 новорожденных. Возникают они при неблагоприятных воздействиях на нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет.
Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4–6 месяцам, максимум — к году. В легких случаях — без последствий, а более серьезные или не замеченные вовремя неврологические проблемы после года нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД).
Этот диагноз указывает на некоторую слабость и уязвимость нервной системы малыша, но огорчаться по этому поводу не стоит. Ведь главная опасность — угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) — обошла кроху стороной! (Больше о том, что делать, если диагностирован ДЦП, читайте на с. 62.)
На первом месяце и потом еще трижды в течение года показывайте малыша неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр.
Fotolia
Под оболочками головного и спинного мозга крохи циркулирует спинномозговая жидкость — ликвор. Она питает нервные клетки, уносит конечные продукты обмена, амортизирует удары и сотрясения. Если по каким-то причинам ликвора вырабатывается больше, чем оттекает, или же на голову крохи оказывается давление извне, как во время родов, внутричерепное давление (ВЧД) возрастает до критического уровня. А поскольку в мозговых оболочках находится много болевых рецепторов, ребенок страдал бы от невыносимой головной боли, если бы не система швов и родничков, позволяющая костям черепа расходиться, выравнивая давление.
Благодаря этому малыш сильной боли из-за внутричерепной гипертензии не чувствует, но некоторый дискомфорт ощущает и сообщает об этом маме. Нужно только уметь услышать его сигналы!
Кроха часто плачет и часто срыгивает, особенно при перемене погоды? Похоже, что ВЧД у него действительно повышено!
Мамочку должен насторожить яркий рисунок подкожных вен, просвечивающий на висках и переносице малыша, а иногда и по всему своду черепа. Дополнительный повод для тревоги — белая полоска склеры, периодически появляющаяся над радужкой крохи, как будто он от удивления широко открыл глазки.
Burda Media
Наши бицепсы и трицепсы никогда не расслабляются до конца — даже в состоянии сна в них сохраняется остаточное напряжение, его и называют мышечным тонусом. У новорожденного он очень высок: то, что для ребенка первых недель жизни норма, для полугодовалого грудничка — грубая патология.
Чтобы поместиться у мамы в животике, крохе приходилось сжиматься в комочек за счет повышенного напряжения мышц-сгибателей. Важно, чтобы оно не было чрезмерным. Мышечная гипертония порой затрагивает лишь одну половину детского тельца. Тогда лежащий на спинке малыш изгибается дугой, поворачивает голову только в одну сторону, а на животике заваливается на тот бок, где тонус выше.
Синдром мышечной гипертонии — одно из частых проявлений ПЭП. Тонус надо скорее нормализовать: иначе дитя будет отставать в двигательном развитии, столкнется с трудностями при ходьбе.
Этого можно избежать, занимаясь с младенцем массажем и гимнастикой.
Плавные покачивающие движения расслабляют зажатые мышцы. Эффекта можно достичь, покачивая кроху во время купания, а также на ручках, в коляске, креслице-качалке. Такие движения отлично расслабляют зажатые мышцы!
Принесет пользу упражнение в позе эмбриона. Уложите кроху на спину, скрестите ручки на груди, подтяните колени к животику и придержите левой рукой, а правой наклоните голову малыша, после чего плавно и ритмично покачивайте к себе и от себя и с боку на бок (5–10 раз).
Мышечная гипотония — полная противоположность гипертонусу: ручки-ножки новорожденного не прижаты к туловищу, как положено, а наполовину разогнуты, сопротивление пассивному разгибанию недостаточное. Но чтобы ребенок активно развивался физически и осваивал моторные навыки, тонус у него должен быть в норме.
Следите за видоизменениями мышечного тонуса вместе с неврологом! Если не бороться с мышечной гипотонией, младенец с опозданием научится переворачиваться, ползать, сидеть и ходить, его стопы останутся плоскими, искривятся ножки и позвоночник, в разболтанных суставах будут происходить вывихи. Вы вместе с вашим доктором должны сделать все, чтобы этого не допустить.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
www.moirebenok.ua
Очень часто после рождения или в http://crazymama.ru/razvitie.php, малышу выставляют множество непонятных и пугающих неврологических диагнозов. Кроме того, родителей пугают страшными последствиями этих диагнозов и выписывают большое количество достаточно серьезных препаратов и различные другие методы лечения, довольно часто не такие уж и дешевые. Разобраться в загадочных аббревиатурах диагнозов и немного прояснить ситуацию попробуем в этом материале.
О диагнозах…
Детская неврология – одна из сложнейших отраслей педиатрии – тут еще до сих пор очень много гипердиагностики (постановки множества избыточных диагнозов) и неизученных процессов. Постоянно совершенствуются методы исследования, поэтому с каждым годом происходит постоянный пересмотр подходов к постановке диагноза его лечению. Многие диагнозы, которые выставлялись еще 20 лет назад, сейчас не являются отклонениями или не существуют вовсе. К таким можно отнести и загадочную аббревиатуру ПЭП.
ПЭП или перинатальная энцефалопатия – не существующий во всем научном мире, и давно устаревший и в России диагноз. Это даже не диагноз, а собирательное понятие, характеризуемое нарушениями структуры и(ли) функции головного мозга и нервной системы, которые возникают в период с 28 недели беременности до 7 суток с момента рождения, то есть никакой конкретной информации нет вообще. Более того, в дословном переводе с латыни термин расшифровывается еще проще – «энцефалон» — мозг, голова, «патос, патия» — патология, нарушение или проще говоря – «что-то с головой». Из этого легко можно заключить, что данный диагноз выставлять конкретному ребенку не представляется возможным – потому что, если у ребенка и выявляются болезни нервной системы и мозга в частности, они все имеют свое четкое классифицированное по МКБ-10 (международная классификация болезней) название.
К болезням нервной системы можно отнести – кровоизлияния, пороки, опухоли, воспалительные процессы, инфекции и травмы. ПЭП в этой классификации не включены. Многие неврологи заменяют термин ПЭП на ГТП ЦНС или «гипоксически-травматическое поражение ЦНС», что суть одно и то же, просто выраженное другим терминами и не меняющее ситуации.
Откуда такие диагнозы?
Курс детской неврологии очень сложен, врачи-педиатры и неонатологи http://crazymama.ru/hospital_city.php не всегда полностью владеют знаниями в области детской неврологии, порой принимая являющиеся нормой для ребенка симптомы за патологию, а штатных детских неврологов в роддомах мало или нет совсем. Неврологический осмотр младенца – дело сложное, на его правильность влияют многие факторы – как внешние, так и со стороны малыша.
Итак, ложные результаты могут быть получены в случае, если малыш голоден, если он спит и его пришлось будить для осмотра, если он тепло закутан и перегрелся. Если в помещении холодно или слишком жарко, и даже если врач чересчур активно проводит свои манипуляции. О правильности осмотра не приходится говорить и в условиях, когда за день это не первый специалист, и малыш уже находится в состоянии стресса вместе с мамой, от хождения по кабинетам и стояния в очередях.
Что не болезнь?
Малыши первого года жизни имеют еще незрелую нервную систему, а мозг младенца формируется в процессе роста и развития. Поэтому многие патологические для взрослых и старших детей симптомы со стороны нервной системы, для малышей раннего возраста — вариант нормы.
Не являются патологией невыраженные и незначительные расширения желудочков мозга и межполушарной щели по результатам нейросонографии (УЗИ мозга). Не может бы выставлено состояние гиперактивности, это диагноз более старших детей. Не являются признаками поражения нервной системы упорные срыгивания после кормления, он требуют наблюдения и обследования, но однозначно приписывать их к проблемам по неврологии нельзя. Нормальной считается мраморная окраска кожи – это когда на фоне белой кожи видно наличие красных и синих разводов, сосудиков, напоминающий окраску мраморных плит. Не стоит беспокоиться и о вставании на цыпочки и хождении на носках, особенно в самом начале формирования навыков хождения.
Часто у детей до 3-4 месяцев отмечается тремор (дрожание) подбородка при плаче или резком волнении, что тоже не является поводом для лечения, кроме этого сюда же стоит отнести и дрожание кистей рук во время плача или испуга. Не стоит волноваться и при наличии у ребенка закатывания вверх глаз таким образом, что видна полоска белка, наличие небольшого косоглазия до полугода.
У малыша могут быть влажными и прохладными стопы и кисти рук, даже если он хорошо одет, это особенности кровообращения ребенка. Коме того, не считается патологией пульсирующий или выбухающий при крике родничок, большой или малый размеры родничка, и динамика его закрытия у всех своя – это требует только наблюдения и контроля. Также для малышей считается нормальной метеочувствительность.
Все описанные состояния требуют динамического наблюдения участкового http://crazymama.ru/clinic_city.php совместно с неврологом и не более того.
На что обращать внимание
Все малыши индивидуальности с самого рождения, и развитие их идет по своим определенным программам, влияют и здоровье, и наследственность, и даже пол. При оценке психомоторных навыков и общего развития надо обращать внимание только на крайние сроки формирования тех или иных навыков. Приведем экспресс-опросник, который может служить ориентиром при оценке тех или иных симптомов. И на что нужно в случае сомнений обратить внимание врача. Серьезными отклонениями являются сроки превышающие полтора-два месяца.
— когда ваш малыш начал держать голову? – срок 1-1.5 мес. — когда кроха начал переворачиваться? – начало в 3-4 месяца, активные перевороты к полугоду. — возникали ли у малыша игры с ножками – хватания, засовывания в рот? – у некоторых начиная с 3-4 месяцев, а общий возраст 6-7 месяцев. — когда начал садиться? С положения на спине обычно садятся раньше, с положения на четвереньках позже, оба варианта нормальны – средние сроки – в 6-8 месяцев. — когда начал ползать, как это делал? Сначала малыши раскачиваются, стоя на четвереньках, ползают назад, потом перед. Нормой считают ползание по-пластунски, на четвереньках и даже боком – средние сроки примерно 7-8 месяцев. — когда стал вставать без опоры? – обычно это 9-11 месяцев. -хождение без поддержки обычно начинается в 9-18 месяцев. Ориентируясь на средние сроки, вы сразу можете заметить отклонения, требующие консультации со специалистом.
Последствия…
Отрицательных последствий от таких диагнозов немало, гипердиагностика не проходит даром для семьи. Конечно, выставление таких диагнозов, связанных с нервной системой у родителей, далеких от медицины вызывает состояние тревоги, если не страха. Родители начинают считать ребенка неполноценным, глубоко больным, это приводит к внутрисемейной нестабильности, родители начинают искать причины, обвиняя себя и партнера. У родителей изменяются понятия нормы, и когда независимое исследование или консультация у другого специалиста не выявляет патологии, родители начинают проявлять сомнения. Гипердиагностика приводит к необоснованным тратам на лечение, врачей и реабилитацию, которых не требуется.
Для ребенка негативных последствий может быть и еще больше. Первое, что негативно влияет – это гипердиагностика несет под собой боле частые походы по врачам, что, несомненно, повышает риск контакта с больными малышами и заражения инфекциями, вызывает стресс и боязнь «белого халата». Второе, все эти диагнозы ведут к назначению ненужного лечения, которое порой не проходило полный контроль на этой возрастной группе и имеет побочные действия, приводя к плачевным результатам. Третье, часто имеющиеся на самом деле нарушения в нервной системе склонны приписывать ПЭП, хотя проблемы порой совершенно другого характера, и поэтому он не корректируются и не лечатся правильно, что порой еще больше углубляет нарушения.
Как наблюдать за малышом?
Практически все патологии нервной системы выявляются в процессе активного наблюдения за малышом, и иногда требуется не один месяц для принятия окончательного решения о проблеме. Поэтому все осмотры невролога проводятся в строго декретированные сроки – когда у малыша в неврологическом плане наступают ключевые этапы – обычно это первый, третий, шестой месяцы и год. Однако, в случае возникновения сомнений или появлении тревожных симптомов, посещение невролога возможно с первого же дня жизни. Если возникают сомнения в диагнозе и лечении – стоит проконсультироваться у нескольких специалистов, благо, что современные условия это позволяют.
Лечим? Или не лечим?
На самом деле только очень реально существующие, серьезные и четко выставленные диагнозы требуют серьезной медикаментозной терапии. Это всегда препараты, направленные на конкретную проблему – снижение тонуса мышц при спастических параличах, противосудорожные препараты при судорогах. А вот при ПЭП обычно назначают препараты широкого спектра действия и не всегда проверенные и имеющие доказанную эффективность у детей. Многие их данных препаратов в условиях поликлиники назначать вообще запрещено. Они назначаются только под постоянным контролем врача-невролога в условиях стационара и только по строгим показаниям, так как имеют большой список побочных действий.
Итак, какие препараты стоит поставить под сомнения из назначений? Это группа сосудистых препаратов – циннаризин, сермион, кавинтон. Затем группа гидролизатов нейропептидов или аминокислот — актовегин, солкосерил, кортексин, церебролизин. Недопустимы ноотропные препараты – пирацетам, аминалон, фенибут, пикамилон, пантогам. Также стоит ставить под сомнение назначение гомеопатии, растительных препаратов – валерианы, пустырника, брусничного листа, медвежьих ушек и тд.
Все утверждения об улучшении питания мозговой ткани — это мифы, все эти препараты назначают большинству малышей, но они не проходили надлежащих исследований и судить об их эффективности и безопасности нельзя. Использование таких лекарств в лучшем случае окажется бесполезным. А при некоторых болезнях может и навредить – могут возникнут аллергия, вплоть до анафилактического шока, нарушения сердечной деятельности, работы почек или самой нервной системы, которую лечат.
Если диагноз или назначенное лечение показались вам необоснованными, если вы сомневаетесь, всегда стоит проконсультироваться у другого специалиста и в другой клинике.
www.baby.ru