Со 2-го по 6-й месяц жизни зрение ребенка развивается и совершенствуется. Приобретения периода новорожденности, когда младенец мог недолго следить за движущимися предметами и на короткое время сосредоточивать взгляд на неподвижном объекте, закрепляются.
И малыш все активнее знакомится с окружающим миром — дольше задерживает взор на ярких предметах. Все чаще смотрит в лицо матери и ее глаза, особенно когда та разговаривает с ним.
Улыбается, видя ее, улыбается в ответ на улыбку матери. Как вы узнаете из этой главы, зрительный контакт матери и ребенка необходим для их эмоционального общения, нормального психического развития ребенка. Однако при некоторых отклонениях в развитии, в частности при раннем детском аутизме, младенец не смотрит в глаза взрослому, не улыбается, выражает недовольство и даже оказывает сопротивление близким, когда те берут его на руки и прижимают к себе.
Признаки болезни могут проявиться очень рано. А потому такое необычное поведение малыша должно насторожить родителей. Ребенка нужно как можно раньше показать психоневропатологу. В 2–3 месяца младенец начинает распознавать некоторые предметы окружения, и прежде всего, бутылочки с молоком, соски. С этого же времени зрительное восприятие становится одной из самых активных психических функций: когда малыш не спит, он постоянно что-то рассматривает.
Его внимание начинают привлекать и менее яркие предметы, находящиеся не только прямо перед ним, но и сбоку от него — например, картина, настенные часы. На этом возрастном этапе появляется новая психическая реакция, непосредственно связанная со зрительным восприятием,— малыш как бы ищет, на что стоит посмотреть, переводя глаза и поворачивая головку до тех пор, пока не найдет какой-либо предмет, достойный внимания. С каждым месяцем возрастает продолжительность зрительного сосредоточения. Так, 3-месячный младенец может рассматривать что-либо в течение 7–10 минут.
С 4-го месяца у ребенка развивается так называемое исследовательское зрительное поведение: во время бодрствования малыш активно рассматривает окружающие его предметы, а к 5 месяцам у него начинает формироваться важнейшая интегративная функция — зрительно-моторная координация — ребенок тянется к близко расположенному предмету, контролируя движение руки взглядом. Вначале движения малыша неловки и неуверенны, однако к 6 месяцам ребенок достаточно точно захватывает предмет. К этому же возрасту быстро развиваются зрительно-тактильные связи.
Что это означает? С какого-то момента вы начинаете замечать, что малыш тянет в рот предмет, зажатый в руке. Не старайтесь его остановить. Формирование такой трехзвенной связи — основа для развития манипулятивной и игровой деятельности. В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развивается ощущение цвета: после 2 месяцев он уже различает контрастные цвета, а к 6 месяцам — распознает от четырех до пяти цветов. Предполагают, что существует такая последовательность в развитии цветоощущения: сначала малыш выделяет желтый, затем синий, красный и зеленый цвета.
Это важно учитывать при воспитании ребенка. Например, стоит предлагать ему для рассматривания игрушки того цвета, который он способен распознать. Во время таких занятий вы можете сделать небольшие открытия: узнаете, к примеру, что ваш малыш уже имеет цветовой “вкус” — предпочитает одни цвета другим. Индивидуальные особенности в цветоощущении проявляются у некоторых младенцев довольно рано.
Остроту зрения у грудного ребенка ориентировочно оценивают по его общей реакции на свет, реакции зрачков на свет и реакции на окружающие предметы. Кроме того, путем наблюдения можно определить, с какого расстояния он узнает мать, видит предметы, следит за ними и пытается их схватить. Для объективной оценки зрения врач использует метод зрительных вызванных потенциалов.
Снижение остроты зрения у ребенка раннего возраста может быть вызвано кровоизлияниями в сетчатку глаза в результате гипоксии или родовой травмы, а также при врожденной или вторичной атрофии зрительных нервов, врожденной катаракте и других болезнях глаз.
Совершенствование умения останавливать взгляд на предметах и следить за ними, формирование зрительно-моторной координации зависят не только от остроты зрения ребенка, но и от общего уровня его психомоторного развития. Поэтому при различных болезнях нервной системы, протекающих с задержкой психического развития или умственной отсталостью, фиксация взгляда, слежение за предметом, активный поиск объекта для разглядывания, зрительно-моторная координация могут не обнаруживаться.
Нарушение интегративной деятельности, в частности отсутствие к концу первого полугодия жизни зрительно-моторно-тактильной координации, должно насторожить родителей. Такого малыша нужно обязательно показать психоневрологу.
www.puzdrik.ru
Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.
Все причины нарушения функции глаз можно разделить на: наследственные (передающиеся по наследству), врождённые (появившиеся во внутриутробном периоде) и приобретённые (возникшие после рождения под воздействием различных внешних факторов). Но это деление относительно, т.к. та или иная патология может относиться сразу к трём группам, например близорукость (миопия), может передаваться по наследству от родителей, может возникать во время внутриутробного развития, а также может быть приобретённой вследствие ускоренного роста глаза. Нарушение зрения может быть и не только вследствие заболеваний самого глаза. При сердечно-сосудистой патологии, при заболеваниях почек, лёгких, ЛОР-органов, центральной нервной системы (головного и спинного мозга), эндокринной системы (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы), при заболеваниях крови, заболеваниях соединительной ткани (ревматизм), при нарушениях обмена веществ, авитаминозах, различных инфекционных заболеваниях (корь, коклюш, скарлатина, ветрянка, эпидемический паротит, дифтерия, дизентерия др.) - при всех этих заболеваниях может отмечаться нарушение зрения.
Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведён ещё в родильном доме. Это в первую очередь касается недоношенных детей, родившихся с весом менее 2 кг, со сроком гестации (беременности) менее 34 недель. Для этих детей велик риск развития ретинопатии недоношенных. Под этим термином подразумевают аномальный рост сосудов сетчатки, который впоследствии может привести к полной отслойке сетчатки и, соответственно, к слепоте. Риск развития заболевания повышается, если ребёнку длительное время (около 1 месяца) проводилась кислородотерапия либо он находился на искусственной вентиляции лёгких. Чем раньше эта патология будет выявлена, тем лучше прогноз для зрения ребёнка.
При наличии показаний первое обследование офтальмолога ребенок проходит в 1 месяц. Это дети с врождёнными пороками, перенесенными родовыми травмами, перенесенной асфиксией, недоношенные дети, а также дети с упорным слезотечением или слизисто-гнойным отделяемым. Обследование включает в себя
Острота зрения при рождении около 0,1, но в таком возрасте обычно офтальмологи её не проверяют. У здорового новорождённого глазные щели узкие, одинаковой формы. Роговица прозрачная, склера голубоватого цвета. При наружном осмотре можно выявить периодическое косоглазие, что характерно для детей этого возраста из-за несовершенства нервной системы. При наличии гнойного отделяемого или слёзотечения можно судить о нарушении проходимости слёзных путей.
Для определения фиксации взгляда ребёнку показывают яркую игрушку, при этом он задерживает на ней взгляд в течение нескольких секунд. При внезапном освещении у здорового ребёнка присутствует реакция зрачка на свет (сужение), при этом, как правило, ребёнок начинает смыкать веки, увеличивается его общая двигательная активность.
Методом офтальмоскопии пользуются для осмотра глазного дна, оценивается прозрачность сред глаза для исключения врождённой катаракты. Для этого используется прибор – офтальмоскоп. При этом можно увидеть структуры, расположенные на глазном дне. Для более детального осмотра глазного дна необходимо расширить зрачок, что достигается закапыванием в глаз таких препаратов (на выбор), как атропин или тропикамид. Картина глазного дна новорождённого несколько отличается от картины взрослого. На фоне бледно-розовой сетчатки расположен сероватый диск зрительного нерва со слегка стушёванными контурами с четкой прямолинейной сетью сосудов.
По плану первый осмотр офтальмолога ребёнок проходит в 3 месяца. Проводятся:
При наружном осмотре в норме ещё может определяться небольшое периодическое косоглазие, но в большинстве случаев косоглазие к этому времени полностью исчезает. Ребёнок уже должен достаточно хорошо фиксировать взгляд, следить за предметами. Также при этом проверяется подвижность глазных яблок. Подвижность глазных яблок вверх, вниз, вправо и влево должна быть полной и одинаковой на обоих глазах.
Скиаскопия (теневая проба) - суть ее заключается в наблюдении за характером движения тени в области зрачка, создаваемой зеркалом офтальмоскопа, при его покачивании. Для определения степени аметропии к глазу подставляются поочерёдно определённые линзы и скиаскопия проводится через них. Врач отмечает линзу, при которой тень перестаёт двигаться и, сделав некоторые расчёты устананавливает степень аметропии и выставляет точный диагноз. Для более точного определения диагноза и его степени перед проведением скиаскопии необходимо в течение 5 дней закапывать в глаза атропин. Посредством скиаскопии в этом возрасте уже можно определить остроту зрения. Для детей в целом в норме характерно наличие гиперметропии. Нормой гиперметропии для этого возраста, считается рефракция +3,0Д - +3,5 Д. Это обусловлено коротким передне-задним размером глаза, который с возрастом увеличивается, и гиперметропия исчезает.
Картина глазного дна ещё может соответствовать картине месячного ребёнка.
Следующий осмотр назначен на 6 месяцев. Также проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия.
Косоглазие в этом возрасте в норме уже отсутствует. Подвижность глазных яблок полная. Результаты скиаскопии сравнивают с предыдущими результатами. Степень гиперметропии может несколько уменьшиться или ещё остаться на прежнем уровне. Картина глазного дна становится как у взрослого. Сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва приобретает бледно-розовую окраску и чёткие контуры, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.
Проводится:
Об остроте зрения в первые годы можно судить по расстоянию, с которого ребёнок узнаёт игрушки. В 1 год она равна 0,3-0,6. Результаты скиаскопии (или авторефрактометрии) снова сравнивают с предыдущими результатами. В норме степень гиперметропии должна уменьшиться до +2,5 Д-+3,0Д.
Картина нормального глазного дна: сетчатка розового цвета, диск зрительного нерва бледно-розовой окраски с чёткими контурами, соотношение колибра артерий и вен равно 2:3.
Проверки зрения повторяют в возрасте 2 лет, перед оформлением ребёнка в детский сад, это, как правило, в 3 года, в 4 года, в 6 лет, перед оформлением в школу и каждый год во время учёбы в школе.
С 3-летнего возраста остроту зрения проверяют при помощи таблицы. Норма остроты зрения в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-0,9; в 4 года – 0,7-1,0; 5 лет - 0,8-1,0, в 6 лет и старше – 0,9-1,0.
До 3 лет происходит интенсивный рост глаза, гиперметропия к этому возрасту значительно снижается. Но глазное яблоко продолжает расти ещё до 14-15 лет. Так, в 2 года гиперметропия может составлять +2,0Д-+2,5Д, в 3 года – +1,5Д - +2,0Д, в 4 года - +1,0Д - +1,5Д, к 6-7 годам – до +0,5Д. К 9-10 годам гиперметропия должна полностью исчезнуть. Как видно, с возрастом происходит снижение гиперметропии, что связано с ростом глаза.
Эти показатели гиперметропии, соответствующие определённому возрасту ещё называются запасом дальнозоркости. У новорожденных он равен примерно 3 диоптриям, которые расходуются во время роста глаза. Степень дальнозоркости должна строго соответствовать выше приведённым цифрам в определённой возрастной категории. Так, например, если у годовалого ребёнка будет определена рефракция +1,5Д, вместо положенных +2,5Д-+3,0Д (это низкий запас дальнозоркости), то очень велик риск развития близорукости. А раннее развитие близорукости может привести к быстрой утрате зрения. Напротив, при рефракции +5,0Д у годовалого ребёнка – это высокий запас близорукости, который не сможет полностью израсходоваться при росте глаза – возможно развитие патологической дальнозоркости. При этом могут возникнуть косоглазие и амблиопия. Но, если у ребёнка в 1 год был большой запас дальнозоркости, а в 3 года низкий, то это говорит об ускоренном росте глаза. Как следствие, развивается близорукость, которая со временем прогрессирует, так как глаз ребёнка всё ещё продолжает расти. В этом случае рекомендуется усиленное внимание к зрению - витамины и профилактическая гимнастика для глаз.
При ускоренном росте глазного яблока сетчатка не успевает расти за внешней оболочкой, нарушается её трофика (кровоснабжение), сосуды растягиваются и становятся ломкими – всё это приводит к дистрофическим изменениям стекловидного тела, сетчатки, кровоизлияниям, а впоследствии - к отслойке стекловидного тела и сетчатки; и, соответственно, к слепоте.
При обнаружении патологии рефракции, необходимо регулярное (каждые 6 месяцев) диспансерное наблюдение, целью которого являются контроль лечения и своевременное выявление осложнений.
В некоторых случаях диагноз можно выставить уже при наружном осмотре. Например, косоглазие, травмы, инфекционно-воспалительные заболевания. Врач осматривает веки, конъюнктиву, само глазное яблоко. При осмотре глазного яблока обращают внимание на величину, форму, положение и подвижность.
Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева. Пациент садится в 5 метрах от неё, попеременно закрывая то правый, то левый глаз, читает предложенные ему буквы. Для детей младшего возраста на таких таблицах изображены различные картинки. С помощью этих таблиц можно определять остроту зрения у детей примерно с 3 лет. Проверяют зрение без коррекции, и если требуется, с коррекцией специальными стёклами. Если зрение улучшается с минусовыми стёклами – можно предположить миопию или спазм аккомодации, если с плюсовыми – гиперметропию, а, если зрение этими стёклами не исправляется – можно заподозрить астигматизм. Точный диагноз миопии, гиперметропии или астигматизма можно поставить лишь после проведения скиаскопии или авторефрактометрии.
При осмотре с помощью щелевой лампы (биомикроскопия) можно детально рассмотреть структуры глаза, такие как конъюнктива, роговица, передняя камера глаза (пространство между роговицей и радужкой), склера, радужка и хрусталик, можно оценить прозрачность глазных сред. При этом методе диагностики можно выявить воспалительные процессы, как в остром, так и в хроническом периоде (появление расширенных сосудов склеры, конъюнктивы, помутнения роговицы, помутнения влаги передней камеры, изменения цвета и рисунка радужки), можно определить наличие образований (ячмень, халязион, кисты различного происхождения, онкологические образования, рубцы), наличие травм , помутнения хрусталика (катаракта).
Офтальмоскопию используют для осмотра глазного дна. На фоне розовой сетчатки первое, что бросается в глаза – это диск зрительного нерва (ДЗН). В норме он бледно-розового цвета, округлой или овальной формы, с чёткими контурами с небольшим углублением в центре. При глаукоме это углубление может достигать и всей площади диска. При атрофии зрительного нерва ДЗН бледный с чёткими контурами, при воспалении – контуры нечёткие, сам диск гиперемирован (покрасневший), отёчен. При начальной стадии близорукости у ДЗН можно увидеть так называемый миопический конус, который образуется при ускоренном удлинении глаза. При прогрессировании миопии этот конус может превратиться в большой атрофический очаг, резко ухудшающий зрение. Вообще, любые патологические процессы на зрительном нерве приводят к резкому ухудшению зрения. Из центра диска на сетчатку выходят сосуды (артерии и вены). Соотношение диаметра артерий и вен равен 2:3. По изменению структуры сосудов, их колибра можно предположить патологию в головном мозге, можно судить о течении сахарного диабета, артериальной гипертензии и других заболеваний. Кроме того врач осмотрит область жёлтого пятна и центральной ямки, отвечающих за центральное зрение. В этой области сетчатки могут появляться обширные дистрофические очаги, например при токсоплазмозе, что в значительной степени ухудшает зрение. Также при помощи офтальмоскопии можно определить наличие примесей в стекловидном теле (например, примесь крови при травме).
При заболеваниях зрительного нерва и головного мозга определяют поля зрения. Поле зрения это та часть пространства, которое глаз видит в неподвижном состоянии. Для этого используется прибор – периметр. И по полученным результатам врач определяет степень поражения той или иной структуры нервной системы. Поле зрения определяется попеременно для каждого глаза с применением объектов разных цветов. У детей школьного возраста и старше в норме границы поля зрения следующие: кнаружи - 90°, кнутри - 55°, кверху - 55°, книзу - 60°. Допускаются индивидуальные колебания около 5-10°. У детей дошкольного возраста периферические границы поля зрения ~ на 10° уже, чем у взрослых людей. Самые широкие поля зрения характерны при обследовании на белый объект. На синий, красный и зелёный цвета образуются более узкие поля зрения.
Среди нарушений зрения, наиболее часто встречающихся у детей, можно выделить следующие: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия, косоглазие, поражения сетчатки глаза, птоз (опущение верхнего века), нарушения зрения в результате травм, воспалительных заболеваний и др.
Наиболее растпространная патологии зрения у детей – аномалии рефракции глаза (т.е. нарушениях в преломлении лучей света в глазу). Аномалии рефракции ещё называют аметропиями. К аметропиям относятся миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. В основном это наследственные заболевания. Но, как правило, само заболевание напрямую не наследуется, а наследуется лишь предрасположенность к нему. Поэтому родителям с подобными нарушениями зрения необходимо уделить особое внимание на зрение своих детей и уже с раннего возраста проводить профилактику.
Глаз можно назвать системой линз. Лучи света, проникая через эти линзы, преломляются и в здоровом глазу проецируются непосредственно на сетчатку. Наиболее сильной преломляющей способностью обладают роговица и хрусталик. Если лучи, преломившись в линзах, собираются перед сетчаткой, то это называется миопией (близорукостью), если собираются за сетчаткой, то это гиперметропия (дальнозоркость).
Близорукость может возникнуть либо из-за чрезмерного преломления лучей, либо из-за увеличенного передне-заднего размера глаза. Так, например, близорукость может возникнуть в период интенсивного роста (5-10 лет) и постепенно увеличиваться, пока глаз окончательно не вырастет (в основном до 18 лет). Астигматизм в основном возникает при неравномерном росте глаза, когда роговица вместо округлой формы приобретает овальную. Также причина может быть и в неправильной форме хрусталика. Кроме того астигматизм может быть и следствием различных травм глаза. Лучи света в этом случае преломляются под разными углами и на сетчатке не фокусируются. В этом случае человек видит одни линии чётко, а другие размыто.
При дальнозоркости, астигматизме, косоглазии, птозе (опущении верхнего века) может развиваться амблиопия. Амблиопия – это снижение зрения не поддающееся улучшению с помощью линз. Сетчатка нормально функционирует лишь при её постоянном раздражении лучами света, при этом образуются импульсы, поступающие по зрительному нерву в головной мозг. При амблиопии это раздражение отсутствует, следовательно информация в мозг не поступает и человек этим глазом ничего не видит, даже, если будет в очках.
Глазу присуще ещё одно важное свойство – аккомодация. Это способность изменять кривизну хрусталика, благодаря чему глаз может чётко видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него. Это происходит в результате сокращения определённой мышцы в глазу и благодаря податливости хрусталика. У детей, особенно школьников, часто возникает спазм аккомодации и проявляется внезапным ухудшением зрения вдаль и сохранением хорошего зрения вблизи. У ребёнка появляется стремление приблизить предмет к глазам. Это может быть связано с несоблюдением правил гигиены зрения, с вегето-сосудистой дистонией, с повышенной нервной возбудимостью. Это состояние ещё называют ложной близорукостью, т.к. после проведения лечения эта симптоматика исчезает. Но, при отсутствии лечения может развиться истинная близорукость.
Врач офтальмолог Одноочко Е.А.
www.7gy.ru
Как устроен глаз новорожденного?
Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.
Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.
Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно. Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство – причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.
Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика. Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.
Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25—30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).
Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.
Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.
От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.
Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.
Развитие зрения малыша
Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.
Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения, В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире, «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3 - 1/2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.
Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.
На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.
Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.
Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.
Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.
Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.
Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.
К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.
Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным, Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.
В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот, Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче, Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.
Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение, Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.
Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.
Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 а: от его носа.
Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.
Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.
От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.).
В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.
Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.
Световой режим и выбор игрушек
Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.
При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.
Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник, Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.
Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.
Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.
Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот «синих» колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.
Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так для новорожденного самой «любимой» игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.
Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.
Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.
Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.
Распространенные заблуждения о зрении новорожденного
Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако, современные ученые этого не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким он якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку.
К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения, улыбается ему.
www.9months.ru
Зрительная система ребёнка сразу же после рождения работает совершенно по-другому, чем у взрослого человека. Новорождённый видит всё в серо-чёрных тонах и не способен фокусировать взгляд на предметах или человеческих лицах. Он способен буквально несколько секунд следить за источником света. После 4 месяцев зрение младенца начинает стремительно развиваться. Все основные процессы завершаются к 1 году.
Новорождённые дети имеют укороченную форму глазного яблока. Это приводит к естественной дальнозоркости у малышей. По мере развития глаз зрение приходит в норму, к 3 годам его острота зрения должна составлять 100%. Если дальнозоркость к этому времени не исчезает, нужно проконсультироваться с детским окулистом. Также у новорождённых встречается астигматизм слабой степени.
Уже в роддоме ребёнка осматривает неонатолог. Это позволяет выявить такие врожденные проблемы, как глаукома, катаракта либо близорукость. При обнаружении любых патологий коррекцию стоит начинать как можно раньше. Это поможет избежать проблем во взрослом возрасте.
Естественные особенности строения глаз у новорождённого:
Новорождённый малыш имеет серо-чёрное зрение, он не способен различать цвета. Глаза не фокусируются на лицах людей и предметах. Он способен различать только разницу между светом и темнотой, а также контуры предметов. Несколько секунд ребёнок может следить глазами за движущимся предметом, но быстро устаёт. Максимальное расстояние, на котором может видеть ребёнок от 20 до 50 сантиметров.
Лучше всего ребёнок видит светлые объекты овальной формы, например лицо матери. Он ориентируется только на контуры предметов, но не различает детали.
Глаза новорождённого не очень чувствительны к свету. Вполне можно оставить неяркое освещение в комнате, где он спит, не боясь помешать.
В этом возрасте ребёнок может фокусировать взгляд только на крупных и ярких предметах, таких как ночник или большая игрушка. Иногда зрачок одного глаза постоянно отклонён в сторону, это физиологическое косоглазие. Оно должно пройти само по себе, когда глазные мышцы окрепнут. Если это не произошло к 1 году, нужна консультация детского окулиста.
Зрение ребенка в 1 месяцСветовая чувствительность сетчатки в этом возрасте очень низкая. Интенсивность света для нормального восприятия должна быть в 50 раз больше, чем для взрослого человека. Важно, чтобы освещение в детской комнате было ярким.
В это время начинает развиваться бинокулярное зрение. Оно обеспечивает пространственное восприятие.
К 2 месяцам начинает развиваться цветовое восприятие. Первыми ребёнок начинает воспринимать красный, оранжевый, зелёный и желтый цвета. Намного позже начинается правильное восприятие синего и фиолетового цветов. Это связано с тем, что фоторецепторы, способные воспринимать цвета коротковолнового спектра развиваются позднее.
Зрение ребенка в 3 месяцаДля оформления детской комнаты желательно использовать желто-зелёную гамму.
В возрасте 2 – 3 месяца уже развивается форменное зрение, предметы обретают отчётливые контуры. В это время малыш способен воспринимать только двухмерное изображение. Трёхмерное зрение развивается намного позже, только к 4 – 6 месяцам. Ребёнок активно следит за перемещением людей по комнате или движением игрушек.
В этом возрасте важно не просто много разговаривать с ребёнком. Стоит показывать ему различные предметы и отчётливо называть их.
Начиная с 4 месяцев, зрительная система ребёнка развивается стремительно. В это время появляется участок сетчатки, которой называется макула. Именно она отвечает за остроту зрения. Малыш начинает отчётливо видеть не только контуры предметов, но и мелкие детали. Он уже узнаёт лица близких людей, с удовольствием изучает игрушки и другие предметы вокруг.
Зрение ребенка в 6 месяцевВ это время малыш уже способен не только наблюдать за предметами. Движения глаз и рук становятся согласованными. Благодаря этому он может хватать заинтересовавший предмет и активно изучать всё вокруг.
В 6 месяцев обязательно проводится первое обследование у детского офтальмолога. В это время важно убедиться, что оба глаза уже видят одинаково хорошо. Поверяется также согласованность движений глаз.
В этот период ребёнок учится координировать зрение с движениями тела. Уже есть трёхмерное восприятие предметов. Ребенок учится соотносить расстояние до предмета и его форму. Он уже может отличить квадратную форму игрушки от круглой. Он может не только захватывать предметы, но и бросать их.
Ребёнок начинает активно ползать, а затем и ходить. Этот период наиболее травмоопасный. Родители должны быть предельно внимательными, чтобы уберечь малыша от травм. Наиболее опасны травмы глаз, которые происходят во время, когда малыш активно познаёт мир.
В 1 год проводится повторный осмотр у детского офтальмолога. Он позволяет вовремя выявить такие проблемы как близорукость либо дальнозоркость, астигматизм и другие проблемы. Важно точно придерживаться рекомендаций врача и при необходимости, начать коррекцию зрения как можно раньше.
Ребенок на приеме у детского офтальмологаПосле любой, даже самой незначительной травмы глаза нужно немедленно показать ребёнка детскому офтальмологу.
В некоторых случаях встречаются врождённые патологии зрения. Причиной их развития может стать внутриутробное инфицирование плода, наследственные патологии, травмы во время беременности и другие причины. К врождённым патологиям зрительной системы относятся:
Если ребёнок родился недоношенным, часто развивается ретинопатия новорождённых. Это заболевание сетчатки, при котором прекращается нормальный рост сосудов. Без вовремя проведенного лечения происходит отслоение сетчатки. Лечение только хирургическое.
Если ребёнок поставлен на учёт у детского офтальмолога, приходить на осмотры нужно каждые 2 – 3 месяца.
Острота зрения у новорождённого составляет всего около 0,015. К 1 месяцу она возрастает до уровня 0,01 – 0,03. В 3 месяца она составляет уже 0,05 – 0,1. После 4 месяцев острота зрения стремительно растёт:
Это напрямую зависит от развития центрального зрения.
Первая проверка остроты зрения с помощью таблицы Орловой проводится только в 3 года.
Обязательная проверка зрения новорождённого, проводимая неонатологом включает:
Осмотр глаз у новорожденного позволяет вовремя выявить большинство врождённых патологий. Особое внимание уделяют недоношенным детям, чтобы исключить риск развития у них ретинопатии.
Именно родители могут создать условия для полноценного развития зрения у малыша. Для этого важно соблюдать такие рекомендации:
Важно вовремя посещать профилактические осмотры у детского офтальмолога. Врач нужен немедленно, если:
Обязательная консультация специалиста нужна в случае, если косоглазие не исчезло после 3 месяцев.
Зрительная система новорожденного несовершенна: ребёнок способен только отличать свет от темноты, но сфокусировать взгляд не может. Восприятие цветов ещё не развито, ребёнок видит всё в серых и чёрных тонах. Естественной особенностью является дальнозоркость, обусловленная укороченной формой глазного яблока. Наиболее стремительно зрение малыша развивается после 4 месяцев: появляется восприятие цветов, пространственное зрение, увеличивается его острота.
Родители должны обеспечить малышу полноценные условия, чтобы зрение ребёнка быстро развивалось. Важно вовремя посещать профилактические осмотры офтальмолога и оберегать малыша от различных травм. При возникновении любых проблем нужно как можно раньше проконсультироваться с врачом.
eyesdocs.ru
Глаза — это один из факторов связи человека с внешним миром. Сегодня дети все больше страдают от болезней глаз, которые зачастую являются результатом нагрузки на орган зрения. Однако следует учесть и то, что формируется зрение не в школе, когда приходится много читать, писать, учить. Зрение формируется с самого раннего возраста и в этот период важно заметить начинающиеся проблемы. Итак, поговорим о развитии и особенностях зрения детей дошкольного и школьного возраста.
Зрение у детей до года и в 1 год
Становление зрительной системы ребенка — более сложный процесс, нежели становление других систем. Когда дитя рождается, его зрение ниже, чем у взрослого, в два раза! Развитие глаз плода в утробе матери начинается на третьей неделе его жизни.
В период до 3 месяцев жизни малыш может видеть только на расстоянии 40-50 сантиметров. Этого ему вполне достаточно чтобы увидеть мамино лицо и грудь. Многим мамам в это время видно, что глаза ребенка немного косят и блуждают. Причина этого состоит в дальнозоркости, ведь глазное яблоко ребенка в это время меньше, нежели у взрослого. Малыш сводит глаза к переносице, когда рассматривает предметы вблизи и создается впечатление, что он косит. С развитием ребенка и увеличением глазного яблока такое визуальное косоглазие пройдет само по себе без всякого вмешательства. Поэтому беспокоиться не о чем. А для того, чтобы сомнения мамы не приносили тревог, с ребенком нужно обязательно посещать плановые осмотры у педиатра. Проблемы может заметить и он, если же есть сомнения, то следует посетить офтальмолога. На осмотре доктор установит, способен ли ребенок фиксировать взгляд, осмотрит его веки и слезные пути, слизистые оболочки глаз и прозрачность роговицы. В шесть месяцев офтальмолог может диагностировать и косоглазие, и дальнозоркость, и близорукость.
Если у родителей появились подозрения, что с глазками ребенка не все в порядке, если в семье у кого-то были проблемы с глазами, то есть имеет место фактор генетической предрасположенности к проблемам зрения, то с визитом к офтальмологу оттягивать не нужно. Ведь чем раньше проблема будет выявлена, тем легче будет ее устранить и скорректировать.
Обязательно нужно идти к окулисту, если у ребенка до года наблюдаются следующие проблемы:
У деток до года нередко появляется дакриоцистит. Это воспаление слезного мешка, находящегося между носиком и внутренним уголком век. Причина такого явления — недоразвитость слезных путей у детей.
Уже с трех месяцев зрение у малыша существенно улучшается. Ребенок может самостоятельно фокусировать взгляд на определенном предмете и затем брать его руками.
Развивать зрение ребенка следует с первого месяца его рождения. Это совсем несложно:
В возрасте одного года ребенок уже не только хорошо видит, он воспринимает жесты и мимику родителей, копирует их после зрительного восприятия. Однако в годовалом возрасте зрение ребенка еще не такое, как у взрослого, оно формируется.
Зрение детей в возрасте от года до двух
В возрасте малыша от года до двух происходит дальнейшее формирование зрения, его остроты. Острота определяется способностью глаз раздельно воспринимать 2 точки, которые расположены на определенном расстоянии друг от друга. Нормальная острота зрения взрослого человека равняется 1. Острота зрения у ребенка в возрасте от года до двух находится в пределах 0,3-0,5. Глаза малыша уже легко переходят с предмета на предмет, изучают их свойства. В этом возрасте у ребенка почти достигается согласованность движений рук и глаз.
Врачи акцентируют на том, что деткам до двух лет не нужно позволять смотреть телепередачи. Они просто не воспринимают смысл увиденного, а используют телевизор как звучащую и мигающую игрушку. Глазные мышцы малыша в этот период не готовы к напряжению, которое создает просмотр телевизора.
Зрение у детей 2, 3, 4 лет
В возрасте 2 лет зрительный опыт ребенка уже позволяет выражать свои желания и произносить несложные предложения. Зрительный опыт ребенка — это восприятие речи взрослых, изучение мимики и попытки воспроизводить подобное самостоятельно. Если у малыша нормальный уровень развития зрения, то воспроизведение будет прогрессировать. Когда же со зрением есть проблемы, то это не позволит воспринимать артикуляцию речи взрослого, и у малыша будут плохо формироваться навыки звукообразования и словообразования.
Три года — это как раз тот возраст малыша, когда можно проверить его остроту зрения по специальным тестам. Обычно с этой целью используют таблицу Орловой, содержащую 10 рядов картинок. Ребенка врач усаживает на расстоянии пяти метров и, начиная с верхнего ряда, показывает по одной картинке. Если малыш не может ее назвать, переходят к другой картинке той же строки. Целью исследования по таблице Орловой является возможность названия ребенком как можно большего количества картинок в одном ряду. Остроту зрения определяет строка. При таком обследовании офтальмолог может выявить близорукость. В этом случае ребенку назначают лечение и специальную гимнастику.
Следует отметить, что не всем детям трехлетнего возраста удается проверить остроту зрения таким способом. Иногда такая проверка возможна в 3.5-4 года. В 4 года нормой можно считать остроту зрения 0,7-0,8.
Нужно учесть, что в возрасте 4 года может появиться такое явление, как прищуривание глаз. Оно может стать началом развития близорукости, его симптомом. С ухудшением зрения прищуривание компенсирует невозможность видеть далеко. Но иногда прищуривание может быть не сигналом тревоги, а просто подражанием ребенка кому-то.
Зрение у детей 5-6 лет
В возрасте пяти-шести лет на органы зрения ребенка приходятся большие нагрузки. Как правило, родители начинают готовить детей к школе, водят их на кружки, секции, группы раннего развития. Да и в детском саду в этот период занятия становятся более длительными, поскольку дошкольная программа тоже готовит детей к учебной школьной нагрузке. Важно в этот период зрительные мышцы малыша не перегружать, делать перерывы в занятиях, которые требуют сосредоточения и длительной концентрации глаз на каком-то предмете. Например, речь идет о рисовании, когда глаза концентрируются на создаваемом ребенком образе или картинке. Занятия 5-6-летнего ребенка не должны превышать 30 минут с 15-минутными перерывами. Что касается длительности просмотра ребенком телепрограмм, то она не должна превышать одного часа в день. Родителям не следует позволять играть в электронные игры, если экран слишком маленький и ребенок вынужден напрягать зрительные мышцы, чтобы рассмотреть маленькие детали.
К шести годам зрение дошкольника достигает взрослого уровня, то есть единицы. Тогда глаза ребенка уже четко различают предметы на дальнем и близком расстоянии. В 6 лет орган зрения и весь детский организм готов к школе.
Чтобы хорошо подготовить глаза ребенка к началу занятий в школе, нужно в дошкольном возрасте регулярно посещать профилактические осмотры окулиста для коррекции возможных нарушений.
Зрение у детей школьного возраста 7-9 лет
Окулисты констатируют, что пик детской близорукости приходится на 7-9 лет. Это самый распространенный диагноз зрительной патологии детей школьного возраста. Близорукость, или миопия, встречается у каждого шестого школьника. Именно поэтому дети, которые идут в школу раньше 7 лет, получают чрезмерную нагрузку на глаза. И если к возникновению проблем со зрением есть и генетическая предрасположенность, то шансы заполучить близорукость возрастают.
Главный признак близорукости — ухудшение видимости предметов, находящихся вдали. Это может быть поправимым, если вовремя выявить проблему. Родители должны контролировать гигиену зрения, следить за рациональным питанием ребенка и наличием в его меню белков, витаминов С, А, Е и селена.
Зрение у детей: норма
Существуют нормы зрения в детском возрасте. В 3 года острота зрения ребенка равна 0,6-0,9, в 4 года онавозрастает до 0,7-0,9, в 5 лет составляет 0,8-1,0, в 6 — 0,9-1,0. То есть острота зрения с рождения и в дошкольном возрасте увеличивается. Даже в 5 лет она может сравниться с остротой зрения взрослого человека. Следует отметить, что по данным статистики острота зрения, равняющаяся 1, констатируется у 45-55 % детей 7-летнего возраста, 60 % 9-летних детей, 80 % 11-летних.
Специально для nashidetki.net- Диана Руденко
nashidetki.net
Хорошее зрение у детей – важный критерий для их развития и нормальной социальной адаптации. Однако в силу таких обстоятельств, как наследственность, хронические заболевания глаз, жизненно важных органов, у многих детей в дошкольном возрасте формируется плохое зрение. Следствием этого бывают проблемы с обучением и социальной адаптацией.
Воспитание и обучение такого ребенка имеют свои особенности. Развитие его бывает медленнее, чем сверстников. Регулярное обследование в дошкольном возрасте, позволяет выявить плохое зрение как можно раньше. В большинстве случаев его можно скорректировать с помощью очков.
Согласно медицинской статистике, маленькие дети обладают более слабым зрением, по сравнению с взрослыми людьми.
Как и многие заболевания, отклонения в развитии органов зрения связаны с наследственной предрасположенностью. Если у родителей наблюдается миопия, то есть вероятность, что она обнаружится и у ребенка уже в раннем возрасте. Своевременная проверка позволяет выявить отклонения в работе органов зрения у детей, которые можно корректировать.
Дети с нарушением зрения могут иметь следующие патологии.
Проверка часто выявляет нарушения работы органов зрения у детей раннего возраста, у которых имеются следующие проблемы.
Чаще всего у детей в раннем возрасте определяются следующие особенности развития зрения, требующие лечения.
Эти заболевания бывают приобретенные или врожденные.
Очень важно своевременно выявить нарушения у ребенка. Если у взрослых членов семьи имеется близорукость или дальнозоркость, то это повод для того чтобы насторожиться и понаблюдать за ребенком. Регулярная проверка у врача позволит вовремя выявить отклонения. При необходимости врач выпишет очки. Помогут ребенку и занятия у педагогов, имеющих специальное образование.
Работа врача заключается в использовании при обследование ребенка специальных тестами, таблиц, а также приборов.
Таблица Сивцева используется достаточно часто. Она представляет собой всем известную таблицу с буквами разного размера. В ней 12 строк. Символы постепенно уменьшаются в направление сверху вниз. В том случае, если ребенок различает 10-ю строку, то зрение считается в пределах нормы. Если нет, то врач определяет показатели отклонения. На основании показателей таблицы будут рекомендованы очки с определенными параметрами.
Поскольку маленькие дети чаще всего не умеют читать, при осмотре офтальмолог пользуется таблицей Орловой. Данная таблица очень похожа на таблицу Сивцева, только вместо букв там изображены картинки. Острота зрения ребенка определяется по таблице аналогично первому варианту.
Однако таблица не единственный инструмент офтальмолога, который подбирает очки. Кстати, метод определения остроты зрения, при котором используется таблица, называется визометрия. Помимо этого применяются и другие методы исследования.
Нередко нарушения работы зрения у детей бывают связаны с внутриглазным давлением. Для этого применяется тонометрия. Чаще всего для этого используются электронные приборы.
Доверять обследование и лечение ребенка с подозрением на нарушения зрения следует только специалисту, который имеет высшую категорию.
Безусловно, плохое зрение у ребенка требует учитывать особенности при подходе к его обучению и воспитанию. Важно правильно организовать занятия с ним. И здесь основная работа по его адаптации и воспитанию должна выполняться именно родителями. С ребенком необходимо общаться, проводить занятия создать атмосферу в доме, чтобы он чувствовал себя полноценным членом семьи.
Стоит учесть, что у детей с плохим зрением нередко возникают проблемы и с речью, а, следовательно, и с обучением. Отсутствие четкого зрительного восприятия не позволяет им связать картинку со словами. Поэтому здесь будет полезна и помощь в воспитании логопеда. Работа с малышом и занятия у грамотного специалиста поможет и ребенку и родителям. Более того логопед подберет программу развития и составит план занятий именно с учетом особенностей ребенка. В программу занятий и обучения обязательно должны входить упражнения, позволяющие развивать и память и речь.
Не менее важна работа и занятия по развитию навыков, которые позволят научиться ребенку ориентироваться в помещении или на улице. Для большинства детей с плохим зрением эта задача не из легких. Будут полезны занятия, направленные на улучшение зрения, на развитие координации движений.
При этом нужно учитывать, что задача по воспитанию ребенка с проблемным зрением весьма непроста. Здесь потребуется коллективная работа специалистов разной направленности. Это и врачи, и педагоги, и даже психологи.
По мере взросление детей, у которых наблюдаются нарушения работы органов зрения, появляются проблемы психологического характера. Помимо этого могут быть проблемы с обучением и развитием. Чаще всего таких детей определяют в отдельные группы, где ими занимаются не только педагоги, но и врачи.
Заметить проблемы у такого ребенка совсем несложно.
Серьезные проблемы со зрением часто являются основанием для перевода такого ребенка на домашнее обучение. Кроме того требуется особенно тщательная работа.
Как уже было сказано выше, большинство нарушений зрения у детей можно корректировать в раннем возрасте. В зависимости от выявленного нарушения врач подбирает тактику и очки для лечения.
Нередко у ребенка выявляется амблиопия, которая также считается дефектом зрения. Это отклонение, когда головной мозг не воспринимает зрительные образы от обоих глаз. В таком случае у ребенка отсутствует бинокулярное зрение. Зачастую данный дефект очень долго остается не выявленным. То есть у ребенка один глаз видит хорошо, а второй плохо. Постепенно развивается косоглазие. Для того чтобы предупредить появление косоглазия амблиопию нужно корректировать.
Причем лечение требуется уже в самом раннем возрасте, пока ребенок мал. Если ситуацию запустить, то ребенок может ослепнуть на один глаз. Для того чтобы восстановить нормальное бинокулярное зрение, нужно проводить занятия для восстановления работы глаза. В таком случае закрывают один глаз на несколько часов. Это позволяет тренировать больной глаз. Нередко выписывают специальные очки.
У некоторых детей проверка выявляет дальнозоркость, астигматизм врожденного типа. Особенно часто это бывает у детей, родители которых в детстве имели проблемы со зрением. В такой ситуации требуется серьезная работа с ребенком. Для этого нужно регулярно ходить с ребенком к офтальмологу, а также проводить с ним занятия.
Как правило, некоторые нарушения зрения у детей исчезают самостоятельно. Однако если этого не происходит, то необходимо начинать лечение. Чаще всего для лечения зрения врачи выписывают очки. Подбирать очки также должен врач. Если ребенок маленький, то лучше приобрести очки с пластиковыми линзами. В таком случае существует минимальный риск того, что ребенок получит травму, если очки разобьются.
Экономить на очках не стоит. Приобретать малышу контактные линзы также не нужно. Они подойдут для детей старшего возраста. В большинстве случаев врачи стараются воздержаться от какого-либо лечения на глазах, поскольку зрительный орган еще не полностью сформирован. В большинстве случаев скорректировать зрение помогут очки.
Если наблюдается незначительное нарушение остроты зрения, то лучше начать лечение до того, как ребенок начнет посещать детский сад. В таком случае есть шанс, что в школу ребенок пойдет уже с хорошим зрением. Это позволит облегчить обучение.
Если у ребенка наблюдаются отклонения в работе зрительного органа средней степени тяжести, то помимо физического дискомфорта может развиться комплекс неполноценности. В этом случае ему необходима помощь родителей для нормального развития и обучения. В том случае, если ребенок ходит в обычную группу детского сада, то будет разумным привлечь к такой ситуации и воспитателей, которые будут проводить занятия с ребенком.
Для занятий и лечения таких детей существуют специальные программы обучения. Они несколько отличаются от стандартных. Однако, несмотря на эффективность обучения и занятия, которые помогают адаптировать ребенка с нарушением зрения к обучению в школе, основная роль отводится в развитии ребенка именно родителям. У таких детей хорошо развиты тактильные ощущения и слух.
Очень важно разговаривать с ними и заниматься развитием речи. В качестве помощников для занятия здесь выступают книги. После прочтения сказки рекомендуется предложить пересказать ее. Можно описывать ребенку житейские ситуации, и обсуждать их вместе. Если наблюдаются проблемы со зрением у ребенка, то следует особенно тщательно выбирать детский сад и школу. Заниматься им очень важно!
При серьезной патологии наиболее разумно будет отдать малыша в специализированную школу. В таких заведениях работают специалисты с профильным образованием. Кроме того программа обучения будет адаптирована именно под такого ребенка.
moeoko.ru
Из медицинской статистики известно, что дальнозоркость выявляется у 90 новорожденных детей из 100. Почти все малыши появляются на свет с гиперметропией глаз. Это явление считается нормой, и до определённого возраста родителям не стоит сильно волноваться. Однако и не нужно забывать о периодическом посещении (как минимум 1 раз в год) врача- окулиста. В некоторых случаях детская гиперметропия может быть патологической.
Дальнозоркость (гиперметропия) – нарушение рефракции глаза, которое характеризуется тем, что изображение объектов формируется за сетчаткой глаза. При дальнозоркости у ребёнка глазная ось значительно короче. Другой вариант развития — слабая преломляющая сила роговицы. При слабой степени гиперметропии (до +3 диоптрий) зрение и вблизи, и вдаль хорошее, но иногда у человека возникают жалобы на головные боли, быструю утомляемость глаз. Средняя степень дальнозоркости (до +5 диоптрий) характеризуется хорошим зрением вдаль и затруднённым зрением вблизи. При высокой степени гиперметропии (свыше +5 диоптрий) пациент плохо видит и вдали, и вблизи.
Дальнозоркость – типичное явление для людей старше 45 лет. Однако такой вид нарушений получил своё название — пресбиопия или возрастная дальнозоркость. В данной же статье речь пойдёт о детской патологии – гиперметропии.
Почти все дети рождаются с диагнозом дальнозоркость, но, как правило, большая часть из них к 10 годам приобретает зрение, приближенное к нормальному. Средняя степень дальнозоркости (до + 5 диоптрий) является нормой для маленьких детей, так как в момент рождения глазное яблоко короче, чем нужно. Но по мере взросления малыша растёт и глазное яблоко.
Новорожденные малыши обычно появляются на свет со средней степенью дальнозоркости (около +3 диоптрий). По мере развития и дальнейшего формирования зрительной системы количество диоптрий уменьшается, и к 3 годам составляет около +1 или +1,5 диоптрий. Но иногда детки рождаются с высокой степенью дальнозоркости, которая по мере взросления ребёнка не снижается. И чтобы это выявить, очень важно регулярно наблюдаться у офтальмолога.
Врачи-окулисты должны отслеживать тенденцию улучшения рефракции глаза. Первый осмотр осуществляется примерно в 6-месячном возрасте, второй — в годовалом возрасте. Нормой для годовалого малыша служит показатель дальнозоркости в +2,5 диоптрий.
Причин развития патологии дальнозоркости очень много, и установить точный фактор в каждом индивидуальном случае практически невозможно. Зрительная система ребёнка начинает формироваться сразу же после зачатия, и на ход её развития может повлиять абсолютно всё: питание мамы, стрессы, экология, наследственность и пр. Наследственный фактор в этом случае играет ключевую роль: если у родителей есть проблемы со зрением, то риск рождения ребёнка с патологией очень высок. Какова бы ни была причина нарушения, необходимо наблюдать ребёнка у окулиста после рождения.
Гиперметропию у детей 1 года обнаружить можно исключительно на приёме у окулиста. При медикаментозном расширении зрачка расслабляется хрусталик, только в этом случае проявляется настоящая рефракция глаза.
У всех детей до 3 лет имеется запас дальнозоркости. Но в редких случаях он может не соответствовать норме, и тогда со временем могут появиться осложнения и проблемы со зрением. К примеру, если глазное яблоко растёт, опережая возрастную норму, это означает, что у ребёнка недостаточный запас. В этом случае имеется риск развития близорукости. При чрезмерном запасе, которое характеризуется задержкой роста глазного яблока, у ребёнка может возникнуть противоположное осложнение – дальнозоркость.
Органы зрения у малыша активно развиваются в период от 1 года до 3 лет. Если в этот период была выявлена патология и проведено своевременное лечение, есть все шансы, что ребёнок в дальнейшей жизни будет иметь хорошее зрение.
Дальнозоркость проявляется не только нечётким зрением вблизи, но и головными болями, а также жжением в глазах. Дети с гиперметропией могут стать раздражительными и замкнутыми.
Проверка зрения у годовалого ребенка у офтальмологаКоррекция дальнозоркости у детей до 3 лет не проводится. В этом возрасте опасно использовать очки и контактные линзы для улучшения зрения. То же самое касается и возможности проведения микрохирургических операций на глазах. До окончания периода активного роста глаза оперативные вмешательства на зрительном органе выполняются крайне редко.
В старшем возрасте для коррекции гиперметропии могут использоваться очки. В подростковом возрасте допускается коррекция линзами. А вот лазерная хирургия может быть назначена только пациентам старше 16 лет.
Для коррекции зрения у годовалых детей при дальнозоркости допускается ношение специальных очковЕсли гиперметропию своевременно не лечить, то возможно развитие таких осложнений, как:
Сходящееся косоглазие – самый частый спутник детской дальнозоркости (40% случаев). Это осложнение оказывает отрицательное влияние на формирование у ребёнка всей зрительной системы. Именно поэтому лечение дальнозоркости у детей необходимо начать как можно скорее.Амблиопией называется такой вид дальнозоркости, при котором коррекция зрения невозможна ни контактными линзами, ни очками. Это связано с нарушениями в коре головного мозга, когда зрительная система не может компенсировать дальнозоркость. Амблиопия может развиться при детской дальнозоркости выше +3 диоптрий.
Люди с дальнозоркостью подвержены воспалительным заболеваниям глаз (ячмень, конъюнктивит, блефарит). Таким образом, своевременная диагностика и лечение дальнозоркости избавит маленького пациента не только от проблем со зрением, но и сократит вероятность глазных воспалений.
Глаукома при дальнозоркости может появиться вследствие длительного течения болезни, приводящего к нарушению оттока внутриглазной жидкости. Жидкость скапливается в глазу, повышается внутриглазное давление, повреждается зрительный нерв. Всё это со временем может привести к слепоте. Глаукома у малышей проявляется слезящимися глазами и судорожным сокращением век. Дети постарше при повышенном внутриглазном давлении могут замечать пятна вокруг источников света.
Все эти осложнения можно предотвратить, если проблема дальнозоркости будет выявлена на ранних сроках. Сегодня офтальмолог может установить запас дальнозоркости ещё до 1 года. После 3 лет врач при необходимости выпишет очки и назначит специальную гимнастику. При косоглазии проводится полное лечение зрительной системы.
Для профилактики дальнозоркости у детей необходимо регулярно проходить обследования у офтальмолога.
Маленькие дети, как правило, не знают или не замечают своих проблем со зрением, поэтому кабинет врача необходимо посещать хотя бы один раз в год, даже если у ребёнка нет никаких жалоб на зрение. Такое ответственное отношение родителей позволит обнаружить заболевание у ребёнка вовремя, а это в разы снижает риск развития осложнений. Последствия гиперметропии можно предупредить, если вовремя и правильно производить её коррекцию.
Кроме того, необходимо приучить ребёнка к соблюдению ряда правил:
Симптомы отслоения сетчатки глаза.
Как улучшить зрение за 5 минут: читайте практическое пособие в этой статье.
Катаракта: причины, симптомы, лечение и профилактика: http://eyesdocs.ru/zabolevaniya/katarakta/pomutnenie-xrustalika-glaaz.html
Итак, мы выяснили, что такое гиперметропия у детей и что в подавляющем большинстве случаев дальнозоркость у детей до 1 года – это нормальное явление. Тем не менее, родителям необходимо проявлять бдительность и периодически наведываться к окулисту, чтобы вовремя выявить возможную патологию. Соблюдайте меры профилактики, обращайте внимание на нюансы поведения ребёнка. Лучше забить ложную тревогу, чем запустить такое заболевание, как дальнозоркость у детей до года.
eyesdocs.ru