Когда ребенок начинает гулить и агукать. Если ребенок не агукает в 6 месяцев


Когда ребенок начинает гулить и агукать

Основным занятием ребенка сразу после рождения является сон. Именно во сне ребенок растет, укрепляет иммунитет, готовится к активной жизни. Но спустя несколько месяцев он также начинает произносить свои первые звуки. Речью попытки ребенка что-то произнести называть еще рано. Звукам, которые издают малыши в первые месяцы жизни, дано название «гуляние». Но когда именно оно должна появиться? Родителям важно знать об этом, поскольку только тогда удастся вовремя выявить недостатки в развитии, если они присутствуют.

Когда ребенок должен начать гулить и агукать

Свои первые звуки ребенок пытается издавать довольно рано. Примерно через 6-7 месяцев после рождения от него уже можно услышать гласные. Но родителям обычно кажется, что ребенок произносит не отдельные звуки, а свои первые слова. На самом деле, словами их называть с полным правом нельзя. Пока навык произнесения отдельных звуков не сформируется, как такового агуканья или гуления не будет.

Поэтому разбираясь, когда ребенок начинает гулить и агукать, важно обращать внимание именно на осознанные действия. А к ним малыш перейдет не раньше, чем в 3 месяца. Именно этот период предшествует развитию полноценного агуканья. К четырем месяцам у малыша формируется умение произносить звуки «х» и «г» Это объясняется тем, что именно к такому времени формируется способность сокращать мышцы неба.

Следующий важный этап в формировании гуления – 6 месяцев. К этому моменту ребенок начинает пытаться произносить так называемые губные звуки. К ним относятся, например, «м» и «п». Именно поэтому родителям кажется, что их малыш произносит «мама» и «папа». На самом деле, ничем, кроме обычного агуканья, такое звукоизвлечение не является. Из этого можно сделать вывод, что ребенок начинает агукать в период от 4 до 6 месяцев. Но, если он научится гулить позже, ничего страшного нет.

Причины задержки в развитии

Некоторые родители начинают волноваться, если по истечении первого полугода жизни ребенок еще не гулит. На это есть объективные причины, которые в большинстве случаев не связаны с патологиями. Ребенок может отказываться от гуления в таких ситуациях.

  1. Наличие отягощающих факторов. Наиболее проблемными из них являются какие-либо наследственные или приобретенные заболевания. Но зачастую гуление отсутствует и по той причине, что родители мало внимания уделяют малышу.
  2. Запоздалое развитие. Как именно будет развиваться ребенок – вопрос очень индивидуальный. Часто бывает так, что у малыша наблюдается небольшое отставание. Но, если педиатр не находит серьезных причин для терапии, волноваться тоже не нужно.
  3. Отсутствие стимулов. Некоторые дети отказываются гулить и агукать по той причине, что это им просто не нужно делать. Гуление для ребенка является одним из способов показать, что он в чем-то нуждается. Но, когда все потребности малыша удовлетворяются родителями без напоминаний, причин для гуления просто не может быть.

Даже в том случае, если ребенок не агукает или не гулит, хотя уже должен, бить тревогу не стоит. Достаточно оценить, в каком состоянии находится малыш. Если он внешне здоров, находится в приподнятом расположении духа, значит, с ним все в порядке. Но на всякий случай можно проконсультироваться по этому вопросу у отоларинголога.

Как помочь ребенку развить навык гуления

Если родителям все-таки хочется побыстрее научить своего малыша первым осознанным звукам, сделать это они вполне смогут. Достаточно соблюдать некоторые рекомендации, предписанные врачами. Чтобы ребенок научился гулить быстрее, стоит учитывать такие правила.

  1. Агуканье сформируется быстрее, если между ребенком и родителями постоянно присутствует эмоциональный контакт. Без достаточного общения процесс гуления может появиться позже.
  2. Стимулировать речь ребенка можно за счет развития моторики. Не нужно запрещать ребенку трогать разные мелкие предметы, если он не тянет их в рот постоянно. Существует огромное количество специального стимульного материала, который можно использовать для формирования мелкой и крупной моторики.
  3. Сами родители должны говорить правильно и четко. Основным способом научения ребенка на раннем этапе является подражание. Поэтому не нужно показывать ему плохой пример.
  4. К более быстрому формированию агуканья приводят: совместное чтение детских книжек, пальчиковые игры, игры с жестикуляцией. Чем активнее идет процесс познания мира, тем быстрее развивается малыш.

При отсутствии серьезных патологий гуление и агуканье обязательно сформируются в первый год жизни. Родителям не нужно серьезно беспокоиться, если врач не обнаружил каких-либо проблем, связанных с процессом формирования речи. Сами эти проблемы легко выявляются на ранних стадиях. Поэтому и больших причин для беспокойства нет.

zhenskij-sajt-katerina.ru

этапы произношения звуков, как научить агукать и говорить

Когда ребенок начинает гулить и агукать, у него, как правило, всегда есть восторженная аудитория: нет ничего смешнее или очаровательнее, чем ребенок, который учится делать первые звуки.

Ваш маленький гений научится говорить поэтапно, начиная с гласных звуков, вздохов, гулений, ворчаний и агуканий – начальных шагов к первым словам. Но все это начинается со специального, уникального и родного для вашего ребенка языка — гуления.

Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребенок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но еще не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.

Когда ребенок начинает агукать и гулить?

Гуление и агуканье появляется вскоре после рождения и прогрессирует через несколько этапов. Новорожденный малыш разговаривает только криком. Затем к месяцу репертуар звуков у детей расширяется, а вокализация становится более речевой. Младенцы обычно начинают произносить узнаваемые слова, когда им около 12 месяцев, хотя гуление может продолжаться и некоторое время спустя.

Гуление и агуканье можно рассматривать как предшественник развития языка, или просто как вокальное экспериментирование. Эти первые формы звукового воспроизведения – самые простые для детей, потому что они содержат естественные, рефлексивные, в основном гласные звуки.

Предполагается, что агуканье происходит у всех детей, овладевающих языком. Младенцы во всем мире следуют общим тенденциям в гулении и агуканье. Различия, которые имеются, являются следствием чувствительности детей к характеристикам языка, который они постоянно слышат. Младенцы имитируют особенности этого языка (интонацию, тон, ударение). Гулит грудничок, используя согласные и гласные, которые чаще всего встречаются в их родительском языке.

Лепетание состоит из немногих звуков. Это означает, что кроха подготавливает произношение основных звуков, необходимых для того, чтобы говорить на том языке, который постоянно слышит.

Если агуканье ребенка происходит в первый год, можно прийти к выводу, что речь у него развивается нормально. По мере того, как малыш растет и меняется, произношение звуков также меняется.

Хронология типичного вокального развития

Младенцы следуют общей схеме вокальных событий в детстве. Эта временная шкала обеспечивает общий план ожидаемых событий от рождения до одного года.

  1. Агуканье и гуление обычно длится 6-9 месяцев.
  2. Период лепета заканчивается около 12 месяцев, потому что это возраст, когда ребенок начинает говорить первые слова.

Однако некоторые дети могут проявлять большую вариативность, и эта временная шкала является лишь ориентиром.

Переход от гуления и агуканья к языку

Современные исследования поддерживают идею о том, что лепет непосредственно связан с развитием языка.

Согласно этой гипотезе, когда малыш начинает говорить «агу», это является прямым предвестником языка. Сначала дети воспроизводят универсальные звуки, которые существуют во всех частях мира и на всех языках.

Редуплицированное гуление воспроизводит несколько звуков, но только отдельные из них («ма-ма» и «па-па»), превратившись в «маму» и «папу», признаются значимыми и, таким образом, поощряются родителями, а остальным не уделяется внимание как бессмысленным. Это мнение согласуется с утверждением, что анатомические изменения вокального тракта очень важны, но подразумевает, что социальная среда, в которой воспитывается младенец, оказывает большее воздействие на развитие языка.

Когда младенцы начинают агукать, они уделяют пристальное внимание реакциям своих родителей и воспринимают ответную реакцию в качестве одобрения звуков, которые они создают. Это усиление посредством рефлексии помогает малышам сконцентрировать свое внимание на специфических особенностях звука. Социальная обратная связь способствует ускоренному обучению и более раннему воспроизводству разнообразных расширенных слов.

Имеются данные о том, что гуление различается в зависимости от языковой среды, в которой воспитывается ребенок. Было выделено, что младенцы, рожденные во франкоязычных средах, демонстрируют большее количество восходящей интонации в отличие от младенцев, выросших в англоязычной среде. Вероятно, это связано с различиями между французскими и английскими интонациями во время разговора.

Порядок составления согласных и гласных в гулении русских, английских, шведских, французских и японских младенцев также, по-видимому, похож на порядок их родного языка. Эти результаты подтверждают еще одну гипотезу, предполагающую, что детское журчание напоминает фонетические характеристики родного языка ребенка из-за воздействия речи.

Когда дети подвергаются воздействию двух языков, их лепет напоминает язык, которому они больше всего подвержены. Доминирующим языком считается тот, который оказывает на ребенка наибольшее воздействие.

Аномальное развитие

Обычно в возрасте 6 месяцев все нормально развивающиеся дети будут лепетать. Однако младенцы с определенными заболеваниями или отставанием в развитии могут проявлять задержку или отсутствие гуления. Например, у младенцев с аутизмом может наблюдаться задержка в гулении, а в некоторых случаях оно может отсутствовать полностью. Гуление у детей с аутизмом встречается реже, чем у типично развивающихся детей, с меньшим диапазоном слогов, созданных во время редуплицированной стадии лепета.

Гуление также может задержаться у детей, родившихся с синдромом Дауна. Стадия редуплицирования у детей с синдромом Дауна может появиться на 2 месяца позже по сравнению с другими младенцами, хотя создание звуков похоже на гуление у нормально развивающихся младенцев.

Гуление у глухих детей

Были проведены исследования, чтобы выяснить, могут ли младенцы с нарушением слуха воспроизвести типичные вокальные звуки.

Агуканье может появляться в том же возрасте и в похожих формах у слышащего и глухого ребенка, однако дальнейшее продолжение развития речи зависит от способности ребенка слышать себя. По этой причине глухие дети перестают лепетать устно раньше, чем слышащие дети.

Дети начинают агукать, если подвергаются воздействию языка, но вокальное лепетание лепета может быть отложено или вообще отсутствовать у глухих детей.

Слабослышащие дети после установления слухового аппарата начинают слышать речь и лепетать, как это делают здоровые младенцы.

Глухие дети не только значительно отстают в развитии разговорного языка, в отличие от слышащих сверстников, но также воспроизводят меньше шумов. Это говорит о том, что слуховой опыт необходим для развития разговорного языка.

Как научить ребенка агукать?

Чтобы помочь ребенку повысить восприимчивость языка (понимание, что он слышит) и его желание гулить и агукать, почаще говорите с крохой.

Нет никакого правильного или неправильного способа говорить с вашим ребенком. Читаете ли вы книгу, болтаете о погоде или описываете, что находится на полке в продуктовом магазине, — все это будет полезно для языковых навыков ребенка. Младенцам нравится разговаривать, слушать ваши реплики и подражать им. Так они учатся говорить.

Методы поощрения ребенка «разговаривать»

«Собака! Это фиолетовая собака. Гав-гав!».

«Должны ли мы пойти в парк или на игровую площадку?»

«Как ты думаешь, бабушка хотела бы, чтобы на этой поздравительной открытке были цветы или птички?»

Затем сами отвечайте.

«Да, я думаю, бабушка хотела бы этих симпатичных птичек».

Да, вы говорите сами с собой, но в то же время вы моделируете разговор «вопрос-ответ».

«Мамочка надевает куртку! Теперь давай надевать варежки — одну, две — и уютную шапочку. Как насчет этой, с фиолетовыми цветами?»

Пока младенец не понимает, о чем вы ему говорите, но со временем он начнет это делать.

Таким образом, гуление и агуканье являются строительными блоками для понимания речи и языка. И даже самые глупые звуки и шумы помогают ребенку практиковать артикуляционные движения, которые ему понадобятся для развития его речи.

С достаточной практикой и поддержкой от вас, лепет ребенка в конечном итоге будет совершенствоваться, создавая первые основные слова маленького человека.

kroha.info

Когда ребенок начинает гулить и агукать: отзывы и мнения

Новоиспеченные родители в первые дни жизни ребенка стараются окружить его заботой и вниманием, следят за его тельцем, длительно и очень аккуратно кормят, максимально соблюдают режим сна, прогулок и кормления. Но уже со второго месяца появления малыша на свет родителей начинают беспокоить вопросы касательно педагогического процесса его развития. В списке первых вопрос, конечно же, находится и такой: когда дитя начинает гулить и агукать?

Период неосознанного агуканья

Спустя примерно полтора месяца ребенку удается издавать гортанные звуки, произносить некоторые буквы из гласных («а», «у», «о»). Зачастую взрослые принимают их за распространенное детское слово «агу».

Сначала ребенок тренируется агукать наедине с самим собой, размахивая ручками, ножками и сопровождая все это новыми звуками. В данном возрасте для детей любое движение является объектом наблюдения, и поэтому часто даже собственные взмахи ножками и ручками могут стать причиной для начала веселой беседы с неизведанным предметом.

Период сознательного агуканья

Примерно в три-четыре месяца малыш агукает уже осознанно и умышленно, добавляет к своим звукам некоторые согласные буквы. Обычно это звуки, которые получаются в момент сокращения мышц неба, очень близки к гортанным. Легче всего детям такого возраста даются буквы: «х», «къ», «г», «гъ».

К шести месяцам ребенок учится издавать некоторые губные буквы: «п», «б», «м». Кстати, именно поэтому слова «мама», «папа» на всех языках мира – фонетически губные, родители называли себя звуками, которые легче и быстрее всего выходили у малышей.

Ребенок упорно молчит: что делать

Если малыш не хочет произносить никаких звуков, не стоит сразу же бросаться в панику. Другими словами, если соседский ребенок более развит в речи, а звуки он произносит гораздо четче, то не стоит бежать сломя голову к логопеду. Это просто говорит о том, что к малышу еще не пришло время красноречия.

Врачи отмечают, что головные центры у разнополых детей, отвечающие за речь, расположены в различных полушариях. Именно это явление и есть причиной отличного времени проявления речевой активности у детей.

Если ваш старший ребенок стал гулить раньше, нежели младший, то также не стоит волноваться. Это всего лишь говорит о том, что природа сама лучше знает, когда вашему малышу начинать агукать.

Ребенок не гулит и не агукает: что делать и как помочь

Если вы все же не можете сидеть спокойно и ничего не предпринимать, специалисты для таких случаев предлагают несколько советов.

Ладошки малыша имеют акупунктурные точки, которые оказывают влияние на развитие речи. Следовательно, развитие мелкой моторики младенца в первую очередь помогает ему начать агукать и гулить.

Читайте также: Почему ребенок после кормления смесью начинает срыгивать фонтаном

Способы развития мелкой моторики у грудничков:

Все вышеперечисленное поможет вашему ребенку хорошо развить мелкую моторику, а вместе с ней и помочь ему скорее начать гулить и пробовать лепетать.

Как понять, что малыш слышит, хотя и молчит

Даже если ребенок молчит и не гулит, очень просто понять, слышит ли он вас и понимает. Об этом говорят следующее его поведение:

  1. Ответно улыбается на ласковые слова мамы.
  2. При неожиданных звуках его мимика изменяется.
  3. Во сне он плачет, если его разбудил сильный шум.
  4. Проявляется интерес и положительные эмоции, если увидит игрушки.
  5. Когда слышит напевающую мелодию или песенку, обостряет свое внимание.

Если все перечисленное повторяется у вашего малыша каждый день, то можно с уверенностью сказать, что он развивается правильно и говорить о каких-либо отклонениях нет оснований.

В один голос детские врачи утверждают, что проявление реакций и эмоций – это главное упражнение малыша, который только-только начал жить. А что касается именно его индивидуальной реакции – это уже его собственный выбор. Период, когда ребенок начинает гулить и агукать, у каждого случается неожиданно и по-разному.

Если родители хотят поскорее начать общение со своим детям, то им стоит постоянно начинать диалоги первыми. Можно напевать детские песенки с недлинными текстами, заинтересовывать выраженными звуками, разговаривать с ребенком по слогам или протяжно выведенными отдельными гласными звуками. Первое время кроха будет радостно улыбаться, а уже немного позже станет пробовать сворачивать губки трубочкой, и произведет свои первые звуки.

Ребенок достаточно быстро научиться управляться со своим речевым аппаратом, ведь его главными помощниками в таких делах будут, конечно же, мама и папа.

malyshuhod.ru


Смотрите также