Содержание
Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет
«Все узнать, все успеть» – так можно охарактеризовать этот невероятный детский возраст. Пятилетние малыши, торопясь, словно обгоняют время, чтобы впитать в себя все самое новое, интересное и увлекательное. В этом возрасте ребенку часто кажется, что привычный детский мир уже полностью познан, поэтому малыш начинает активно интересоваться миром взрослых. Чем занимается военный, как приручить тигра и что прячется в батарейке – все это непременно хочется узнать, понять и научиться делать. Мы понимаем, что развитие каждого ребенка очень индивидуально и часто не вписывается в принятые рамки, но в этой статье все же постараемся найти общие критерии знаний и умений пятилетних малышей. Приступим?
Чтобы быть почемучкой и настоящим исследователем, нужно знать много разных слов. Поэтому мир пятилетнего малыша сосредоточен на самых разных словах: ребенок не устает постоянно спрашивать у взрослых, как называется тот или иной предмет, почему так похожи «луг» и «лук», и как превратить кота в кита. Благодаря любознательности, словарный запас ребенка растет как на дрожжах. Это помогает малышу составлять сложные предложения с употреблением временных наречий «вчера», «сегодня», «завтра» и правильно называть последовательность событий. Ребенок любит рифмовать или сочетать разные слова, складывать их в стихотворения и песенки собственного сочинения. Также малыш может различать слог и слово, согласные и гласные буквы.
Зная слова, легко знакомиться и ориентироваться в окружающем мире. Ребенок пяти лет уже много знает о себе – в каком городе и на какой улице он живет, как зовут его родителей и кем они работают. Загадочный мир взрослых постепенно приоткрывает свои тайны: малыш знает названия не только основных профессий, но и может объяснить, для чего нам нужен дворник и какие инструменты пригодятся маляру. Кроме этого ребенок хорошо ориентируется во времени: отличает и называет зимние и летние месяцы, называет время по часам.
Внимательность – одна из важных вещей находчивого малыша. Пятилетний ребенок легко находит 5-6 отличий в похожих картинках, может детально копировать узор или мелкий рисунок, объясняет разницу в предметах по цвету, форме и назначению. В этом возрасте ребенок может выполнять различные задания, рисовать, собирать конструктор, не отвлекаясь, примерно 20 минут. Используйте свободные минуты для занятий на IQsha. Такие небольшие подходы к изучению или повторению нового вырабатывают у ребенка привычку к усидчивости и вниманию к деталям.
Как посчитать, сколько невероятных приключений случилось за эту неделю? Без знания математики тут не обойтись. В пять лет ребенок уже уверенно ориентируется в числах первого десятка, знает состав чисел, умеет складывать и вычитать простые примеры. Кроме примеров малыш начинает учиться решать задачи на сложение и вычитание, а также постепенно знакомится с числовым рядом до 20.
С числами тесно связаны геометрические фигуры. В этом возрасте ребенок называет и отличает не только основные фигуры (прямоугольник, квадрат, ромб, круг, треугольник), но и различает трехмерные (призма, куб, конус, цилиндр, шар). Эти знания помогают малышу собирать знакомые фигуры из разрезанных частей, подбирая их по цвету и размеру.
Новые знания легко усваиваются, если их упорядочить. В этом нам помогает умение логически мыслить. В пять лет ребенок может выполнять задание на восстановление логических рядов, в которых нужно разложить предметы по свойству или характеру использования. Также малышу знакомо понятийное и абстрактное мышление, когда нужно угадать предмет только по описанию, дополнить рисунок или узор, найти предмету недостающую часть или убрать лишнее.
Пять лет – непростой возраст, в котором очень важно поселить в ребенке стремление к знаниям. Задания для детей 5 лет становятся всё более сложными. Поощряйте любые вопросы вашего малыша, читайте вместе энциклопедии, ходите на экскурсии и не уставайте все повторять. Постепенно начинайте знакомить ребенка с миром школы, но делайте это очень ненавязчиво, без устрашения и запугивания. Малыш должен понять, что школа – это новый этап, в котором все его способности обязательно найдут применение.
Где почерпнуть идеи для совместного досуга? Предлагаем вам новую статью «Развивашки для малышей».
Анастасия Юрикова,
методист сайта IQsha.ru
Особенности развития детей дошкольного возраста
2022-04-04 23:46:15
0
1066
Основной особенность период дошкольного детства является то, что ребенок очень активно познает окружающий мир, овладевает различными знаниями, умения и навыками, расширяет и обогащает свой жизненный опыт. Главным стремлением ребенка является как можно скорее войти (включиться) во взрослую жизнь и быть самостоятельными.
Дошкольный
возраст – это ключевой период, который имеет огромное влияние на
развитие малыша. Именно в этот момент происходит становление личности
ребенка. Вот почему родители должны прикладывать достаточно сил для
того, чтобы у него сформировались важные навыки, необходимые для
дальнейшей жизни. Уклон делается на интеллектуальное, эмоциональное и
нравственное развитие.
Сколько лет дошкольникам
Особенности
развития детей дошкольного возраста имеют прямое отношение к тому,
сколько ребенку лет. Принято выделять три основных возрастных периода:
- 3-4 года – младший дошкольный возраст.
- 4-5 лет – средний дошкольный возраст.
- 5-7 лет – старший дошкольный возраст.
Каждый из этих периодов имеет свои особенности, которые позволяют охарактеризовать ребенка конкретного возраста.
Развитие дошкольников в разном возрасте
Стоит
более детально ознакомиться с этим вопросом. Свои особенности имеет
как физическое, так и психическое развитие ребенка. Каждый родитель
сможет на личном опыте убедиться в том, что каждый возрастной период,
через который проходят их малыши, имеет как преимущества, так и
недостатки.
Дети 3 лет
Начать
следует именно с трех лет, периода, который является младшим
дошкольным возрастом. Малыш активно изучает собственную личность, ищет
то, что ему нравится или же наоборот совершенно неприятно.
Главные особенности трехлетнего возраста:
- Социальное и эмоциональное развитие.
Ребенок активно делится своими вещами, обменивается игрушками. Он не
отказывается от общения со взрослыми, при случае старается им помощь,
чтобы быть полезным. - Моторика.
Без труда малыши в этом возрасте ловят мяч, спокойно спускаются по
ступенькам. Для них не свойственна потеря равновесия при катании на
качелях. Способны комбинировать кубики до 9 штук и держать пальцами
карандаши. - Зрительная и двигательная координация. Ребенок умеет воспроизводить различные формы фигур, обводить рисунки по контуру.
- Предметно-игровая деятельность.
Малышу не составит труда разобрать матрешку и найти правильное
отверстие для фигуры. Умеет складывать двух-трех компонентные паззлы. - Речь.
Развивается активно. Ребенок может подбирать слова, обозначающие
конкретные предметы, фактуры, вкусы и цвета. Учится воспринимать время,
различать степени увеличения или уменьшения.
Также
трехлетний ребенок понимает речь взрослых, верно реагирует на их
просьбы и предложения. Без труда справляется с выполнением несложных
инструкций.
Дети 4 лет
Круг
умений ребенка к четырем годам активно расширяется. Он старается
выполнять поручения взрослых хорошо, чтобы взаимен получить похвалу.
Стоит детальнее заострить внимание на ключевых особенностях этого
периода:
- Предметно-игровая деятельность.
Малышу не составляет труда собрать матрешку или пирамидку. Для этой
цели задействуется зрительное соотнесение предметов. То же касается
сбора небольших паззлов. - Память. Дети запоминают и выполняют поручения, которые состоят из 2-3 действий. Могут запомнить до 5 слов.
- Речь. Малыш активно пользуется общими словами, называет предметы, животных, профессии. Может пересказать любимую сказку.
- Математика.
Появляется понимание значений «один» и «много», ребенок различает
геометрические фигуры. Может сказать, какое наступило время суток. - Моторика.
Умеет рисовать фигуры, простейшие формы и линии. В изобразительном
творчестве появляются схематичные предметы, например, машины или дома.
Ребенок может нанизать на проволоку крупные бусины, хорошо подбрасывает
и ловит мяч. Обучается лепке из пластилина. Для него перестает быть
проблемой самостоятельное шнурование обуви.
Четырехлетний
ребенок продолжает активно развиваться, чему способствует постоянная
помощь в этом деле со стороны родителей и близких родственников.
Дети 5-6 лет
Это
старший дошкольный возраст. Очень важный период для интеллектуального,
познавательного и личностного развития малыша. Именно сейчас
происходит формирование черт его характера.
Что можно сказать про особенности данного возраста:
- Моторика. Ребенок уверенно прыгает и бегает, не испытывает проблем с равновесием. Учится кататься на велосипеде и коньках.
- Координация. Малышу теперь не сложно аккуратно писать буквы и числа, а также вырезать различные фигуры из бумаги.
- Речь.
Начинает использовать синонимы и антонимы для знакомых слов, может
называть предметы, окружающие его. Понимает, как разбивать слова на
слоги, определять звуки. Также различает гласные и согласные. - Математика.
Умеет писать цифры, соотносить количество предметов и числа.
Появляется понимание того, как пользоваться математическими знаками.
Свободно рисует геометрические фигуры. Ребенок хорошо знаком со
временами года и днями недели.
Интересно
знать, что именно в старшем дошкольном возрасте дети лучше всего
запоминают и усваивают новую информацию. Они активно впитывают в себя
новые знания, а их кругозор стремительно расширяется.
Чтобы
добиться успехов в развитии дошкольника, необходимо постепенно
усложнять игровые задачи, делать их интеллектуальными и логическими.
Тогда ребенок продолжит развиваться и к этому возрасту будет полностью
готов к посещению школы. Справиться с этой задачей помогают специальные
пособия и развивающие игрушки, купить которые можно в нашем
интернет-магазине по самой доступной цене. Это лучшее решение для
родителей и воспитателей, которые занимаются развитием дошкольников.
Теги: Дошкольный возраст,
Особенности развития детей,
дошкольники,
Развитие дошкольников в разном возрасте,
Развивающие игрушки,
Пособия для логопедов
Рекомендуемые статьи
Почему возраст от 2 до 7 лет так важен для развития мозга
Когда Альберт Эйнштейн был ребенком, мало кто — если вообще кто-либо — ожидал того замечательного вклада, который он внесет в науку. Его языковое развитие было задержано, что беспокоило его родителей до такой степени, что они обратились к врачу. Его сестра однажды призналась, что у Эйнштейна «были такие трудности с языком, что окружающие боялись, что он никогда не выучит». Как этот ребенок перешел от потенциальной задержки развития к тому, чтобы стать, скажем так, Эйнштейном?
Частично ответ на этот вопрос символизируется двумя подарками, которые Эйнштейн получил от каждого из своих родителей, когда ему было 5 лет. Когда Эйнштейн весь день лежал в постели из-за болезни, отец подарил ему компас. Для Эйнштейна это было таинственное устройство, которое пробудило его интерес к науке. Вскоре после этого мать Эйнштейна, талантливая пианистка, подарила Эйнштейну скрипку. Эти два дара бросили вызов мозгу Эйнштейна в нужное время.
Мозг детей развивается скачками, называемыми критическими периодами. Первый возникает в возрасте около 2 лет, а второй — в подростковом возрасте. В начале этих периодов количество связей (синапсов) между клетками мозга (нейронами) удваивается. У двухлетних детей синапсов в два раза больше, чем у взрослых. Поскольку именно благодаря этим связям между клетками мозга происходит обучение, в два раза больше синапсов позволяет мозгу учиться быстрее, чем в любой другой период жизни. Таким образом, опыт детей на этом этапе оказывает длительное влияние на их развитие.
Этот первый критический период развития мозга начинается примерно в возрасте 2 лет и заканчивается примерно в возрасте 7 лет. Он дает прекрасную возможность заложить основу целостного образования детей. Четыре способа максимизировать этот критический период включают в себя поощрение любви к учебе, сосредоточение внимания на широте, а не на глубине, уделение внимания эмоциональному интеллекту и отказ от отношения к образованию маленьких детей просто как к предшественнику «настоящего» обучения.
Поощряйте любовь к учебе
Маленькие дети должны получать удовольствие от процесса обучения, а не от производительности. Педагоги и родители могут подчеркнуть радость пробовать новые виды деятельности и узнавать что-то новое. Мы должны помочь детям понять, что ошибки — это желанная и нормальная часть обучения.
Этот период также является временем для формирования мышления роста — веры в то, что таланты и способности развиваются благодаря усилиям, а не закрепляются врожденно. Педагоги должны избегать навешивания ярлыков на детей или универсальных заявлений об их способностях. Даже такие комплименты, как «Ты такой умный», контрпродуктивны. Вместо этого подчеркните настойчивость и создайте безопасное пространство для обучения. Дети научатся любить учиться, если мы будем проявлять энтузиазм в отношении процесса, а не зацикливаться на результатах.
Сосредоточьтесь на широте, а не на глубине
Один из способов не концентрироваться на результатах на этом этапе развития — акцентировать внимание на широте развития навыков, а не на глубине. Предоставление детям самых разных видов деятельности закладывает основу для развития навыков в различных областях. Это время, чтобы привлекать детей к музыке, чтению, спорту, математике, искусству, науке и языкам.
В своей книге Диапазон Дэвид Эпштейн утверждает, что широта опыта часто упускается из виду и недооценивается. Сосредоточение внимания на совершенстве в одном виде деятельности может быть уместным в какой-то момент жизни. Но люди, которые преуспевают в нашем быстро меняющемся мире, — это те, кто сначала учится рисовать из разных областей и мыслить творчески и абстрактно. Другими словами, нашему обществу нужны всесторонне развитые личности.
Разносторонность особенно важна для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Их развивающийся мозг готов впитывать широкий спектр навыков. Этот «период выборки», как называет его Эпштейн, является интегральным. Это окно, в течение которого следует развивать детский диапазон. Позже у них будет достаточно времени, чтобы специализироваться.
Не забывайте об эмоциональном интеллекте
Да, мы хотим, чтобы дети хорошо читали и изучали основы математики. Но мы не должны игнорировать эмоциональный интеллект. Преимущества обучения в этот первый критический период развития мозга должны распространяться на такие навыки межличностного общения, как доброта, эмпатия и работа в команде.
Дэниел Сигел и Тина Пейн Брайсон объясняют важность развития эмпатии у детей в своей книге «Ребенок с цельным мозгом ». Эмпатия начинается с признания своих чувств. Поэтому они предлагают помочь детям этой возрастной группы сначала обозначить свои эмоции («Мне грустно»), а затем рассказать историю о том, что заставило их так себя чувствовать («Мне грустно, потому что я хотел мороженого, а ты сказал нет»). . Как только дети попрактикуются в обозначении эмоций, педагоги могут начать задавать вопросы, побуждающие их учитывать чувства других.
Одним из способов поощрения заботы о других является вовлечение детей в то, что взрослые делают для других. Даже позволение маленьким детям помогать по дому может сделать их более полезными и внимательными людьми.
Не относитесь к обучению детей младшего возраста только как к предшественнику «настоящего» обучения
Мозг детей может уникальным образом усваивать информацию на этом критическом этапе. Если интеллект определяется как способность к обучению, дети в возрасте от 2 до 7 лет могут быть самыми умными людьми на планете.
Исследования показывают, что после первого критического периода развития мозга некоторые навыки невозможно освоить с такой же скоростью. Например, исследования показывают, что дети в этом возрастном диапазоне лучше всего подходят для изучения моделей языкового развития, что позволяет им овладеть вторым языком на том же уровне, что и родной язык. Однако, как только дети достигают 8 лет, их уровень изучения языка снижается, и на втором языке говорят не так хорошо, как на родном. Такой же возрастной эффект наблюдается при обучении таким музыкальным способностям, как абсолютный слух.
Примечательно, что родители Эйнштейна не записали его на уроки физики — области, которая привела бы его к Нобелевской премии. Вместо этого отец Эйнштейна включил его в свою работу в качестве инженера. Его мать записала его на уроки игры на скрипке, потому что хотела, чтобы он любил и ценил музыку. Оба вида деятельности способствовали целостному развитию его юного ума. Заманчиво думать о дошкольном образовании как о предшественнике «настоящего» образования. Но эти годы могут быть самыми важными.
Зачем изучать развитие ребенка? — Better Kid Care — Penn State Extension
Четкое понимание этапов и путей развития в каждой области развития детей может принести пользу воспитателям несколькими способами.
Национальная ассоциация образования детей младшего возраста в своем Положении о принципах, которыми следует руководствоваться в профессиональной практике детей младшего возраста, поясняет: при подготовке учебной среды, рассмотрении учебной программы, разработке учебного опыта, а также обучении и взаимодействии с детьми. Педагогам также важно знать последовательность, в которой дети приобретают определенные понятия, навыки и способности, основываясь на предшествующем развитии и обучении… Знакомство с известными последовательностями обучения должно способствовать разработке учебных программ и практике преподавания». – Практика, соответствующая уровню развития детей в программах для детей младшего возраста, обслуживающих детей от рождения до 8 лет, Заявление о позиции NAEYC (2009 г.)
Копните немного глубже, и вы увидите пять преимуществ, которые получают специалисты по уходу за детьми, когда они тратят время и усилия на изучение типичный рост и развитие детей.
Преимущество 1: Информация о развитии и обучении детей обеспечивает наилучшую основу для планирования группы детей.
Знания о развитии ребенка — это первый из трех видов знаний, которые необходимы воспитателям в работе с детьми. Два других: знание отдельных детей; и знание семьи, сообщества и культуры, из которой происходит ребенок. Знание того, что является типичным для определенного возраста, является лучшим отправным пунктом при планировании опыта и среды для детей этого возраста. Планы, основанные на типичном развитии и обучении детей, удовлетворяют потребности большинства детей, но затем воспитатель вносит изменения, чтобы приспособить отдельных детей, которые могут опережать или отставать.
Преимущество 2: Информация о развитии и обучении ребенка обеспечивает наилучшую отправную точку для планирования нового ребенка.
Это также лучшее место для начала, когда воспитатель регистрирует нового ребенка, о котором мало что известно. До тех пор, пока воспитатель не сможет сам наблюдать и оценивать ребенка, полезно начать с предположения, что ребенок получит пользу от опыта и условий, запланированных для типично развивающихся детей его или ее возраста.
Преимущество 3: Знание развития и обучения детей помогает планировать следующие шаги для поддержки прогресса детей.
Знание последовательности развития знаний или навыков в любой данной области помогает поставщикам услуг ставить перед детьми достижимые и подходящие цели обучения. Это также помогает воспитателям планировать мероприятия и опыт, которые бросают детям вызов ровно настолько, чтобы они могли прогрессировать, не расстраивая их проблемой, которая слишком далеко выходит за рамки их способностей.
Например, воспитатель наблюдает, как ребенок встает на четвереньки и покачивается. Если она знает развитие навыков, воспитатель знает, что следующим навыком, который будет пробовать ребенок, будет ползание. Это означает, что медицинский работник может разными способами поощрять ребенка двигаться вперед, когда он стоит на четвереньках.
Преимущество 4: Знания о развитии и обучении детей позволяют поставщикам услуг создавать учебную программу и среду, соответствующие государственным стандартам/рекомендациям для программ для детей младшего возраста.
Многие программы по уходу за детьми должны основывать свой учебный план и практику на государственных стандартах или руководствах по обучению и развитию детей младшего возраста. Независимо от конкретных стандартов, разработанных государством или организацией, все они основаны на одном и том же «своде знаний» — исследовательской основе — того, как маленькие дети растут и учатся.
Стандарты могут быть отличным источником прогресса в развитии и вех во всех областях развития ребенка. Когда от поставщиков требуется «приведение в соответствие со стандартами штата», это просто означает, что опыт, деятельность и окружающая среда, которые они планируют, основаны на том, что известно о типичном развитии ребенка. Чтобы найти стандарты/рекомендации по дошкольному обучению вашего штата, посетите Сеть технической помощи Office of Child Care.
Преимущество 5: Знания о развитии и обучении детей помогают воспитателям быть уверенными в том, что их профессиональная деятельность имеет прочную основу, соответствующую более широкому профессиональному сообществу по уходу за детьми.
Основой качественного ухода и обучения являются знания о том, как большинство детей растут и учатся, собранные многими обученными наблюдателями (т. е. исследователями), которые наблюдали за многими детьми.
Поставщики услуг по уходу за детьми, которые постоянно расширяют свои знания о развитии и обучении детей и применяют эти знания при планировании и принятии решений в рамках своей программы, могут быть уверены в своей практике.