Содержание

Как научить ребенка читать и когда начинать обучение чтению — советы психолога

04 января 2023, 09:17

Эксклюзив

Елена Григорьева

Фото: gpointstudio/Freepik

Многие родители стремятся обучить ребенка чтению как можно раньше. Сделать это не сложно, но необходимо знать несколько важных правил. С чего начать процесс, чтобы ребенок не только начал читать, но и делал это с удовольствием — разбирался «Ямал-Медиа».

Как понять, что ребенок готов к обучению чтению

Самый оптимальный возраст, в котором можно понемногу начинать обучение чтению — 5-6 лет, рассказала «Ямал-Медиа» семейный психолог Наталья Наумова. Детям младшего возраста сложнее усидеть на месте и вникать в названия букв. Но бывают и исключения. Если ребенок тянется к книжкам в четыре года, можно попробовать научить его читать по слогам.

Психолог отметила, ребенок перед обучением должен активно разговаривать и понимать значение того, о чем говорит. Далее стоит обратить внимание на фонематический слух — различает ли ребенок звуки. То есть он легко может понять на слух, чем отличается «кот» и «кит», «лук» и «луг».

«Ребенок также должен говорить без логопедических проблем — сформированы все звуки, ребенок говорит без ошибок, может говорить слога, не картавит и не шепелявит», — добавила Наумова.

Фото: gpointstudio/Freepik

Также перед обучением чтению ребенку необходимо хорошо ориентироваться в пространстве и понимать, где «верх», а где «низ», где «право», а где «лево». Это нужно для того, чтобы он не путал с какой буквы нужно начинать чтение и не пытался прочитать слова зеркально, пояснила психолог.

Важно, чтобы дети могли удерживать взгляд на строке. Чтобы это проверить нужно выстроить линию фигур и попросить ребенка назвать их. Если в этот момент глаза не прыгают по листку — все в порядке.

Затем у будущего школьника должен возникнуть интерес к буквам, знакам и цифрам, рассказала Наумова. Если все перечисленные признаки или хотя бы их часть, есть, можно приступать к обучению.

Первый шаг в обучении чтению: начинаем со слогов

По мнению психолога, лучше начинать обучение чтению по слогам и только после этого изучать алфавит. Часто бывает так, что ребенок, зная наизусть алфавит, не может сочетать слоги, пояснила Наумова.

Сначала нужно изучить несколько гласных букв, а затем прочитать их вместе, например, «еа», «ау». Потом добавить к ним согласные и выучить несложные двузвучные слоги: «ма», «па», «по» и так далее. Важно, чтобы ребенок понимал: первая буква плавно перетекает ко второй, а не стоит отдельно от нее. Иначе он будет читать «мэ-а». Далее можно переступать к сложным слогам — например, «ав», «яс», «ух».

Психолог подчеркнула, что перед каждым занятие нужно повторить с ребенком то, что прошли ранее.

Фото: Evgeny Atamanenko/Shutterstock/Fotodom

Для того, чтобы материал быстрее усваивался, можно распечатывать слоги крупным шрифтом на бумаге и развесить листки по всей квартире. Так ребенок непроизвольно будет повторять их.

Учим ребенка чтению слов

Когда удалось освоить чтение по слогам, можно приступать к несложным словам — «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и так далее. Главное, чтобы между слогами не было явных разрывов, но и петь слова тоже неправильно.

После каждого слова должна быть небольшая остановка. Со временем ребенок начнет понимать, как правильно делать паузы. Если он будет совершать ошибки, лучше вернуться к слову и прочитать его еще раз, пояснила эксперт.

Самые эффективные методики обучения чтению

По мнению Наумовой, одними из лучших являются методики обучения чтению, разработанные Николаем Зайцевым и Надежды Жуковой.

1. По кубикам Зайцева

Для обучения чтению по этому методу потребуется специальный набор: в него входит 61 кубик, таблицы и обучающие материалы.

Фото: aquatarkus/Shutterstock/Fotodom

Суть метода состоит в том, чтобы научить ребенка составлять не слоги, а склады. Например, «к-ро-вать». Получается три склада, но два слога по правилам русского языка. Склады на кубиках разного цвета: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака. Дети могут составлять из них слова, которые им хочется, ограничений никаких нет. Кроме этого, такая игровая форма обучения будет доставлять удовольствие. Метод также подходит для обучения слабослышащих детей или имеющих задержку в развитии.

2. По букварю Жуковой

По методике Надежды Жуковой сначала учат гласные, затем согласные. В букваре показано, как нужно правильно сложить губы, чтобы произносить буквы. Внизу на страницах можно прочитать комментарии и рекомендации для родителей. В книге есть картинки предметов, названия которых начинаются с данной буквы.

Такую методику рекомендуют использовать, если у ребенка нет проблем с фонематическим слухом и устной речью.

Чтобы чтение для ребенка было в удовольствие

Наумова посоветовала не давить на ребенка, если тот не хочет учиться читать. Нужно подождать, чтобы он сам захотеть заниматься. Для этого нужно его заинтересовать, например, провести занятия в игровой форме. На маркетплейсах есть интересная игра «Читай — хватай». Другой вариант: читать с ребенком на ночь интересные сказки.

Фото: Tatiana Bobkova/Shutterstock/Fotodom

«Важно чтобы ребенок видел, что не только он читает в семье, но и другие взрослые. Так он поймет, что этот навык нужен и ему, поскольку им пользуются родители», — добавила психолог.

Если ребенок сегодня не хочет заниматься, лучше отложить урок, но не заставлять насильно. В противном случае чтение будет ассоциироваться с наказанием.

Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


ДетиПолезные советыУчения

Ошибки родителей: почему нельзя учить ребенка читать до 5 лет

Воспитание

Фото
Getty Images/EyeEm

Психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений

Нам, родителям, хочется, чтобы наш малыш развивался быстро и правильно. Мы готовы много с ним заниматься, искать специальные программы, чтобы помочь ему как можно раньше начать осваивать мир знаний и умений. Сейчас можно найти множество программ по раннему развитию, со специальными методиками обучения, адаптированными для маленьких детей. К пяти-шести годам можно получить настоящих вундеркиндов, которые могут пойти в школу раньше срока, а потом, после университета, на пару лет раньше начать карьеру. Заманчиво, правда? Только не всегда так получается. Давайте разбираться, почему.

Всему свое время

Развитие психики напрямую зависит от развития головного мозга. Именно мозг обеспечивает все психические функции. Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы подразумеваем в первую очередь формирование нейронных сетей в головном мозге. И на этот процесс влияет два основных фактора: генетический и средовой.

Генетический фактор

Развитие психики ребенка достаточно жестко запрограммировано. Эта программа отрабатывалась миллионами лет вначале на животных, потом на человеке. Вначале формируются эволюционно более древние функции: схема тела и движение, затем эмоции и общение, и лишь на более поздних этапах — мышление, произвольная память и внимание. Менять план, написанный природой, — дело неблагодарное. В первую очередь потому, что более ранние функции становятся базой для развития более сложных и поздно созревающих процессов.

Например, пространственные представления (право-лево, далеко-близко, позже — чертежи и карты) базируются на сформировавшейся ранее схеме тела. То есть вначале ребенок начинает чувствовать собственное тело и его положение, и лишь потом может понять внешнее пространство.

Другой пример. Для нормального развития речи ребенок должен вначале набрать опыт различения бытовых шумов: скрип двери, стук посуды, пение птиц, и лишь потом он начнет различать звуки человеческой речи.

Когда конкретно произойдет овладение тем или иным психическим навыком, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой он растет. Однако какую бы функцию мы не взяли, у нее всегда будет возрастной период, когда она активно развивается. В другой возрастной период (не важно, до или после) природой не запланировано развитие конкретно этой функции, в основном потому, что мозг должен развивать другие навыки. Мы приходим к самому важному принципу развития: всему свое время.

Фото
Claudia Burlotti/DigitalVision/Getty Images

Средовой фактор

Второй важный фактор развития психики ребенка — это среда. И если гены мы кардинально поменять не можем, то в наших руках создать благоприятные условия для формирования психических функций. Только что значит «благоприятные»? Если в четыре года ребенок обложен книжками и тетрадками и учится правильно держать ручку — это благоприятная среда для него? Ответ «нет», потому что в этом возрасте мозг еще не готов к освоению навыков чтения и письма, зато готов к развитию эмоциональной сферы, которая требует активного взаимодействия как со сверстниками, так и с членами семьи.

До пяти лет учиться читать практически бессмысленно, потому что способность соотносить образ печатного слова с его значением появляется лишь к пяти годам, потому что требует участия достаточно поздно созревающих отделов мозга. Соответственно, мы можем надрессировать ребенка складывать буквы в слоги и даже в слова, но полноценно понимать смысл прочитанного он, с большой вероятностью, не сможет. Но самое обидное, что формируя несвойственные данному периоду навыки, мы обкрадываем те функции, которые должны формироваться.

Другими словами, вместо того, чтобы сидеть в песочнице, играть в дочки-матери или врача, ребенок садится за парту и начинает делать что-то, вовсе не свойственное его возрасту и уровню развития. У меня возникает вопрос: зачем ему учиться читать в четыре года и решать простые уравнения в пять? Чтобы пойти потом сразу в третий класс, поступить в университет в четырнадцать, защитить докторскую к двадцати трем? Или чтобы родители с гордостью рассказывали о достижениях своего чада?

Цена раннего развития

Раннее обучение часто приводит к дефициту развития эмоциональной сферы. В жизни это проявляется в неумении понять, какие эмоции в данный момент человек испытывает, к трудностям отношений с окружающими — мало или нет совсем друзей, непредсказуемые поведенческие реакции. Это та цена, которую в будущем может заплатить ваш ребенок за умение читать на два года раньше, чем остальные. Также часто бывает, что юные вундеркинды быстро утомляются и не в состоянии удерживать внимание во время учебного процесса. Эти проблемы, к сожалению, «вылезают» только в школе, когда скорректировать ситуацию уже сложно, потому что те отделы мозга, которые отвечают за работоспособность, в норме формируются в три-пять лет, во время двигательной активности.

Фото
Getty Images/iStockphoto

Конечно, у нас много примеров, когда ребенок сам хочет читать, рисовать или заниматься музыкой в достаточно молодом возрасте. И готов этим заниматься в ущерб играм и беготне. Причин такого хода развития мозга может быть много, здесь надо разбираться с каждым отдельным случаем. Иногда это рано проявляющиеся таланты и способности, а иногда — дисфункция работы головного мозга, как, например, при аутистических расстройствах. Однако засаживать ребенка за уроки против его желания точно не стоит, потому что, ломая логику развития мозга, мы приобретем значительно меньше, чем потеряем.

Важно помнить, что в норме (то есть в среднем у всех детей) развивать чтение, письмо и счет раньше пяти-шести лет смысла не имеет, и может даже привести к неприятным последствиям. Всегда важно наблюдать за собственным ребенком и отмечать то, чем ему нравится заниматься. Если хочется в 4 года играть с детьми и бегать, то надо дать ему эту возможность. Тяга к академическим знаниям придет позже. Потребность в развитии заложена в наш мозг природой. Нет детей, которые не хотят развиваться. Вопрос только, в каком направлении.

В самых общих чертах принцип своевременности выглядит так:

  • до трех лет — развитие моторики,

  • до шести-семи — эмоций,

  • до десяти-двенадцати — когнитивных функций.

К 12 годам закладываются основы психики и начинается половое созревание. В дальнейшем ребенок, а затем и взрослый, будет только количественно накапливать знания и умения, но для этого у него должен быть правильно сформированный головной мозг.

Самые простые способы научить 5-летнего ребенка читать книги

ЭЛЛИСОН РОДЖЕРС
СЛОВАРЬ

Пятилетние дети от природы любознательные существа. Их любопытство превращает обучение чтению в увлекательное приключение. Есть много простых способов научить пятилетних детей читать. Ключ к успеху — сделать чтение книг увлекательным процессом, чтобы им хотелось читать больше.

Изучить эту статью

  • Выбрать интересные книги
  • Читайте ребенку
  • Используйте карточки
  • Практика

1 Выбирайте интересные книги

Научить пятилетних детей читать будет непросто, если книги, которые вы используете, скучны. Выбирайте интересные книги с красочными картинками, которые интересны детям. Кроме того, тема книги является важным фактором, позволяющим легко научить пятилетних детей читать.

Темы, представляющие интерес для маленьких детей, связаны с вещами, которые они узнают в своей жизни. Маленькие дети часто любят читать истории о животных, семьях, пляже, грузовиках и числах. Пусть ребенок поможет выбрать книги для чтения.

Словарь

2 Читайте ребенку

Дети учатся читать, слушая. Проведение времени за чтением книг с пятилетним ребенком поможет ему увеличить словарный запас и позволит установить связь между тем, что он читает, и реальным миром. Ежедневное чтение с ребенком также повысит интерес к чтению. Запланируйте специальное время каждый день, чтобы разделить чтение с ребенком. Говорите о том, что читаете, и задавайте вопросы о персонаже и обстановке.

3 Использование карточек

Карточки — отличный способ познакомить маленьких детей со фонетикой и словарным запасом. Буквы и слова можно писать на карточках с простыми картинками в качестве иллюстраций. Чем более знаком пятилетний ребенок с чем-либо, тем легче он может узнавать и читать слова на эту тему.

Потренируйтесь узнавать буквы, слова и звуки, изображенные на карточках. Как только ребенок познакомится со словами и звуками, устройте соревнования, чтобы узнать, сколько из них он сможет правильно назвать.

4 Практика

Практика чтения — это простой способ научить пятилетнего ребенка читать. Выбирайте книги, содержащие слова, знакомые учащемуся, чтобы он мог испытать успешное чтение. Когда ребенок знакомится с книгой, он может практиковаться в чтении и перечитывании книги. Он почувствует гордость за свои достижения и захочет читать дальше. Пусть он читает взрослому, брату или сестре или даже своим мягким игрушкам. Чем больше ребенок практикуется, тем более свободно он будет читать.

ссылки

  • 1 Опра: Список для чтения для детей

Об авторе

Эллисон Роджерс профессионально пишет учебные программы для университетских классов с 2009 года. в учебных статьях. В 2006 году она получила степень магистра искусств по учебной программе и обучению в Университете штата Аризона.

Статьи по теме

Возможно ли это? ⋆ Продвинутые Мамы

Умеют ли трехлетние дети читать?

Существует множество доказательств того, что трехлетние дети умеют читать. Однако это не является нормой. Обычный возраст, когда ребенок начинает читать, — около пяти лет.

И нет ничего плохого в том, чтобы подождать, пока ваш ребенок подрастет, прежде чем начинать уроки чтения.

Ваш ребенок должен быть восприимчив к обучению чтению, прежде чем вы начнете учить его этому. Один из способов увидеть, насколько они восприимчивы, — это посмотреть, как они реагируют, когда вы указываете на слова, знаки и ярлыки на предметах.

Если кажется, что ваш ребенок очень интересуется письменной речью, пришло время научить его этому, потому что раннее чтение имеет множество преимуществ.

 

 

Можно ли научить трехлетнего ребенка читать?

 

Да.

Многие исследования показывают, что трехлетнего ребенка можно научить читать.

Для успеха необходимы два условия.

Первое требование — родителю нужно внимание ребенка.

Второе требование заключается в том, что родитель должен регулярно работать с ребенком, чтобы научить его читать.

Возможно, но без посторонней помощи родителю может быть сложно это сделать. Вам нужно терпение и много времени один на один с вашим ребенком.

 

 

Как приучить трехлетнего ребенка к чтению

Вопрос о том, как приучить трехлетнего ребенка к чтению, может вызвать определенный скептицизм. Потому что многие считают, что дети в этом возрасте еще не приобрели необходимых навыков для обучения чтению.

Есть несколько разных подходов к обучению трехлетнего ребенка чтению. Первый шаг в том, как вы можете это сделать, — сосредоточиться на алфавите. Нарисуйте изображения различных предметов и напишите рядом с ними аббревиатуры, представляющие это слово.

Например, яблоко будет «a-p-p-l-e».

Как только ваш ребенок познакомится с этими словами, он сможет научиться читать их самостоятельно.

Для родителей в этом возрасте также важно не заставлять ребенка читать. Пусть они исследуют, как они хотят учиться и как они находят это приятным.

Какие книги должен читать трехлетний ребенок?

Книги — отличный способ стимулировать воображение и интерес ребенка к чтению.

Крайне важно убедиться, что если вы поощряете трехлетнего ребенка к чтению, он должен читать книги, соответствующие его возрасту.

Если вы сможете найти книги того же жанра, что и ваш трехлетний ребенок, это будет творить чудеса для вас обоих.

Алфавитные книги

Одно из преимуществ алфавитных книг заключается в том, что их может прочитать трехлетний ребенок. Алфавитные книжки также могут помочь трехлетнему ребенку научиться читать разные буквы от А до Я.

Они также могут научить распознавать буквы в письменном тексте.

Книжки с рифмами

Книжки с рифмами помогут закрепить звучание определенных слов и их взаимосвязь.

Книги также интересны для трехлетних детей, потому что они часто посвящены темам, которые им нравятся, например, животным или цветам.

Книги с картинками

Книги с картинками — отличный способ помочь трехлетнему ребенку научиться читать. У них также могут быть картинки, с которыми ребенок может себя идентифицировать.

Будь то рисунки или фотографии, книжки с картинками содержат достаточно текста, не перегружая ребенка.

Книги с рассказами

Книги с раскадровками похожи на книги с картинками в том, как они могут помочь трехлетнему ребенку научиться читать. Разница в том, что на странице будет меньше слов, поэтому трехлетнему ребенку будет легче читать.

Короткий сборник раскадровок также может содержать увлекательные изображения и неожиданные концовки.

Как научить трехлетнего ребенка читать?

Читайте вслух с трехлетним ребенком каждый день

Читайте вслух с трехлетним ребенком каждый день и обсуждайте прочитанное. Попробуйте поговорить с маленьким ребенком.

Посмотрите:

  • как они слушают
  • как долго они могут участвовать
  • как они реагируют
  • как двигаются их глаза
  • как они реагируют
  • насколько они выразительны во время чтения или когда их читают на

Вот некоторые преимущества чтения вслух:

Это знакомит вашего ребенка с новым словарным запасом. Это расширит их словарный запас и облегчит им задачу при поступлении в школу, потому что они гораздо легче узнают, как читать и писать слова.

Совместное чтение с родителями — это еще и возможность сблизиться; сказки после сна способствуют эмоциональной близости.

Он также может научить читать вслух и следить за произносимыми словами, произнося буквы или символы на бумаге.

Совместное чтение учит детей внимательно слушать, что является важным навыком для развития навыков грамотности.

Даже если ребенок не стал грамотным в раннем возрасте, его следует познакомить с книгами и понять, как устроен мир чтения.

Совместное чтение может помочь повысить самооценку ребенка, помогая ему понять, насколько важно письменное слово в его жизни.

Акустика

Афоника — самый эффективный метод обучения чтению.

Акустика — это то, как буквы и буквосочетания используются для представления звука. Когда мы читаем, мы не видим, как звучат слова, когда мы их читаем — это может сбивать с толку младших читателей. Фонетика помогает детям научиться «озвучивать» слова, узнавая звук каждой буквы и то, как они соотносятся с тем, что вы слышите в словах.

Обучение вашего ребенка чтению с использованием фонетики особенно полезно для начинающих читателей, потому что оно учит их тому, как английский язык работает «за кулисами».

Фонематическая осведомленность

Фонематическая осведомленность — это то, как мы понимаем, как работают звуки языка. Чтобы прочитать слово, вам нужно знать, как его звуки сопоставляются с буквами и сочетаниями букв, представляющими эти звуки (фоника).

Фонематическая осведомленность учит слушать и понимать, как складываются слова.

Это полезно при чтении, а также может быть полезно, когда речь идет о навыках письма, правописания, аудирования и разговорной речи.

 Самый простой способ познакомить трехлетнего ребенка с чтением и начать учить его чтению — это пройти программу обучения чтению на основе фонетики, которая в первую очередь направлена ​​на развитие фонематического восприятия.

Познакомьте вашего малыша со словами для зрения

Слова для зрения являются наиболее часто используемыми словами в английском языке.

Видимое слово не следует какой-либо определенной звуковой модели, поэтому его немного сложнее научиться читать, чем другие типы слов.

Научите своего ребенка популярным детским стишкам

Детские стишки хороши тем, что они короткие, их интересно читать и в них много повторений. Облегчение для детей запоминания того, как звук соответствует букве или буквосочетанию (фоника).

Игры с буквами

Игры с буквами — отличный способ познакомить детей с произношением и названиями букв в увлекательной форме, что вызовет у них интерес к буквам, словам и тому, как они взаимодействуют друг с другом.

Карточки со словами

Карточки со словами — важный инструмент для обучения трехлетнего ребенка чтению. Они используются для обучения вашего ребенка:

  • как распознавать буквы
  • как произносить слова
  • как разные буквы и сочетания букв издают те или иные звуки, как пишутся слова.
     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *