Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида города Тюмени

Как развить память ребёнка посредством заучивания стихов. Стихи для ребенка 5 лет для развития памяти


Cтихи для развития памяти для детей и взрослых

Наиболее эффективным, популярным и знакомым с детских лет способом развития памяти и мышления служит разучивание стихотворений. Это классический метод улучшения запоминания информации, он подходит одинаково хорошо для детей и взрослых.

Учёные доказали, что если ежедневно учить несколько строк, улучшаются биохимические реакции в мозге, возникают новые нейронные связи, повышается способность к обучению.

Учить стихи следует, как только малыш заговорит осознанно. В раннем детстве головной мозг развивается особенно бурно, формируются свойства памяти.

Поэзия для детей

Родителей дошколят и детей младшего школьного возраста часто волнует проблема выбора стихотворений для тренировки памяти ребёнка. Критерии удачного выбора:

  • Выбранное стихотворение должно быть понятным для ребёнка, содержание и смысл – соответствовать возрастным особенностям психического развития.
  • Для тренировки памяти рекомендуется выбирать поэзию с красивым, мелодичным звучанием и увлекательным содержанием.
  • Сложных конструкций при выборе лучше избегать. Слова в стихах должны легко выговариваться.
  • Оптимальным выбором послужит творчество известных поэтов, таких как Агния Барто, Корней Чуковский. Для школьников подойдут стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина.

Стихотворения для ребёнка 3–4 лет

Для ребёнка 3–4 лет рекомендуется выбирать четверостишия, состоящие преимущественно из глаголов и существительных. Содержание стихов должно быть увлекательным и описывать уже знакомые ребёнку игрушки, предметы или животных, их действия.

Петушок, петушок, золотой гребешок

Маслена головушка, шёлкова бородушка

Что так рано встаёшь, голосисто поёшь

Детям спать не даёшь?

Чтобы разучить стихотворение с малышом, нужно несколько раз с интонацией и выразительной мимикой прочитать его ребёнку. Родитель читает начало строки, малыш – продолжение.

Стихи для малыша 4–5 лет

Для детей 4–5 лет характерно развитие отчётливой мотивации. Дети заучивают стихи, чтобы рассказать их маме, бабушке или отцу. Содержание стихотворений осложняется, в них говорится о явлениях природы, детсадовской жизни.

Мама чашку молока Маше налила

«Мяу, – киска говорит. – Вот и я пришла!»

Киске в миску отольём – веселее пить вдвоём.

Ну-ка кто скорей допьёт? Кто ни капли не прольёт?

Разучивая стишок, рекомендуется разыгрывать сценку, читать его по ролям, употреблять игрушки и различные предметы во время чтения.

Стихотворения для пяти — шестилетних детей

Для разучивания подбираются стихи с более сложными понятиями, чем для детей младшего возраста. Также произведения для шестилетних ребят отличаются объёмностью. Задавайте ребёнку вопросы, обсуждайте и проанализируйте содержание, замысел, поступки и главных героев произведения.

Птиц провожают в дорогу леса:

Долгое эхо летит в небеса.

Птиц провожают в дорогу луга:

Выросли травы в большие стога.

Даже вслед им, как будто крылом,

Пугало машет пустым рукавом.

Произведения для детей 6–7 лет

У первоклашек развивается логическое мышление, поэтому разучивание стихов производится посредством логической памяти. Рекомендуется прочесть ребёнку часть произведения и задать вопрос: «А что было дальше?»

Мы – бежать во все Бежалки,

А водитель Проезжалки

Как в Оралку заорёт,

Что открутит нам Бежалки,

Оторвёт Соображалки

И Сиделки надерёт!

Укатила Проезжалка,

Улетела вдаль Леталка.

Грелка по небу плывёт…

Мы сидели на Сиделке

И свистели в две свистелки:

Может Гавкалка пройдёт?!

Выбирать стихи следует объёмом 3–4 четверостишия. Следует анализировать героев, нарисовать их.

Как разучить стихотворение с ребёнком

Каждый малыш – уникален. Присмотревшись к ребёнку, нужно выбрать способ заучивания в зависимости от преобладающего у него вида памяти (зрительная, моторная, слуховая).

При развитой зрительной памяти нужно делать упор на изображения: картинки и иллюстрации, отображающие содержание стихотворения. Развитая слуховая память у ребёнка предполагает чтение родителем произведения разными голосами, меняя темп и интонации. Если у малыша развита моторная память – чтение стихов следует сопровождать различными жестами, это приведёт ребёнка в восторг.

Важно обратить внимание на проговаривание слов ребёнком во время чтения стиха. Искажение предупреждает о том, что малыш не понимает их значение.

Стихи для взрослых

В зрелом возрасте учить стихи – означает омолаживать и оздоравливать свой головной мозг. Стихи в качестве тренировки помогут восстановить функции мозга при склерозе.

Выучив наизусть любую понравившуюся поэму можно значительно улучшить собственную память. Основной критерий выбора – произведение нравится лично вам, слова проговариваются без запинок. Учёными доказано, что заучивание поэмы «Граф Нулин» А.С. Пушкина позволяет добиться скорейшего результата при тренировке памяти.

Методика запоминания

Помогут учить новые стихи быстро, следующие рекомендации:

  • Прочесть стихотворение дважды, уяснив его суть. Пересказать содержание своими словами.
  • Во время третьего прочтения разделить произведение на смысловые отрывки. Так станет понятным логическое развитие сюжета.
  • Нужно учить стих по смысловым кусочкам. Употреблять при чтении интонации, делать паузы.
  • Создавайте образы прочитанного, пропускайте произведение через себя, воображая одним из героев сюжета.
  • Написать стихотворение от руки по памяти.
  • Повторить стих на следующий день.

Взрослым учить стихи следует не только ради тренировки памяти. Это нехитрое занятие расширит кругозор, увеличит словарный запас, позволит при случае блеснуть эрудицией. Всего 15 минут ежедневных занятий обеспечат ясность мыслей, отличное запоминание информации, позволят соображать быстрее.

В детском возрасте хорошая память служит залогом развития речи у малышей трёх — четырёх лет и успеваемости у школьников. Учить стихи – значит постоянно пополнять словарный запас.

yourspeech.ru

Развитие речи и моторики — Детские стихи

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МОТОРИКИ ПРИ ПОМОЩИ СТИХОВ

Дети растут быстро. И что бы они развивались правильно с ними, конечно же, нужно заниматься. Игры развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди других. А забавные стишки и веселые потешки сделают такие занятия более привлекательными, что позволит проводить время с малышами интересно и содержательно, при этом развивая их внимание и память.

Более того, упражнения, сопровождающиеся стихами, позволят вам с вашим малышом проводить совместную увлекательную зарядку, доставляя ребенку радость.

Старайтесь, как можно чаще проводить с ребенком подобные упражнения, что бы малыш выучил их наизусть, а затем мог выполнить самостоятельно, лишь взглянув на картинку.

Развиваем речь и моторику весело:

Зайка

Зайка шёл,Зайка шёл,Капусту нашёл, сел, поел и дальше пошёл,Зайка шёл, зайка шёл,Морковку нашёл, сел, поел и опять пошел.

(Имитировать движения ходьбы, приседания, показывать: как ест зайчик)

Птички

Прилетели птички,Птички-невелички,Всё летали, всё летали,Крыльями махали.На дорожку прилетали,Зернышки клевали.

(«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол)

Самолёты

Самолёты загудели,Самолёты полетели.На полянку тихо сели,Да и снова полетели.

(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны)

Гриб

Саша шёл-шёл-шёл,Белый гриб нашёлРаз- грибок,Два — грибок,Три — грибок,Положил их в кузовок.

(Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в корзинку)

Петушок

Шёл по берегу петух,Поскользнулся, в речку бух!Будет знать петух, что впредьНадо под ноги смотреть.

(Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной; дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперёд)

Поезд

Поезд мчится и свиститИ колёсами стучит.Я стучу, стучу, стучу,Всех до дачи докачу.Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.

(Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками; шаг в сторону- притоп, вращать руками, имитируя движения колес)

Гуси

Гуси серые летели,На лужайке тихо сели,Походили, поклевали,Потом быстро побежали.

(Взмахи руками, приседания; затем ходьба на носках, наклоны головы, бег на месте)

Кузнечики

Поднимайте плечики,Прыгайте, кузнечики.Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели.Травушку покушали,Тишину послушали.Выше, выше, высоко.Прыгай на носках легко!

(Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать)

Кот

Вот идёт чёрный кот,Притаился, мышек ждёт.Мышка норку обойдётИ к коту не подойдёт.

(Делать шаги с высоким подъёмом ног, присесть, руки к коленям, встать, повернуться вокруг своей оси; руки в стороны)

Едем, Едем…

Чики-чики, чикалочки,Едет гусь на палочке.Уточка на дудочке,Петушок на будочке,Зайчик — на тачке,Мальчик — на собачке.

(Ноги вместе, подскоки на месте. Одна нога впереди, на другой — подскоки. Затем утиный шаг вперевалочку. Грудь вперёд — посеменить ногами. Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.)

Часы

Тик-так, тик-так,Все часы идут вот так:Тик-так.Налево-раз, направо-раз,Мы тоже можем такТик-так, тик-так.

(Наклоны туловища вправо-влево, по тексту)

Зайчик

Зайка серенький сидитИ ушами шевелит.Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.Кто-то зайку напугал —Зайка — прыг — и убежал.

(Имитировать движения зайчика по тексту)

Буратино

Буратино потянулся,Раз — нагнулся, два — нагнулся,Руки в стороны развёл,Ключик, видно, не нашёл.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.

(Потягиваться, встать на носочки, наклоны вправо, влево, руки в стороны, руки вниз, встать на носочки, руки вверх)

Зайка

Ну-ка, зайка, поскачи,Лапкой серой постучи.Ты на травку упади,Отдохнул, теперь вставай,Прыгать снова начинай!Быстро к ёлочке бегиИ скорей назад скачи.

(Движения по тексту потешки)

Дорожка

По ровненькой дорожке,По ровненькой дорожкеШагают наши ножки,Шагают наши ножки.По пням, по кочкам, по камушкам,По камушкам, в ямку — бух!

(Наклоны туловища влево, вправо, шаг на месте, прыжки, приседания)

Дождик

Дождик, дождик, что ты льешь?Погулять на мне даешь.Дождик, дождик, полно лить,Деток, землю, лес мочить.После дождика на дачеМы по лужицам поскачем.

(4 хлопка, притопы, 4 хлопка. Прыжки на месте. Ходьба. Прыжки через лужицы)

Игра с зайкой

Вышли дети на лужок,Заглянули под кусток,Увидали зайчика,Поманили пальчиком:«Зайка, зайка, попляши,Твои лапки хороши!»Стал наш заинька плясать,Малых деток забавлять.

(Движения ходьбы, приседания, плясовые движения, хлопки)

Конь

Конь меня в дорогу ждет,Бьет копытом у ворот.На ветру качает гривой:Пышной, сказочной, красивой.Быстро на коня вскочуИ поеду, поскачу.Там за дальней за рекойПомашу тебе рукой.

(Постукивая одной ногой об пол, покачивая головой, прыжки, подскоки, помахать рукой)

Пирожки

Мы печем пшеничные пирожки отличныеТесто в миске замесили,Соль в солонке не забыли.Тесто скалкой раскатали,Раскатали, не устали.Взяли ложку с творогом,Пирожок – за пирогом.Ну-ка, печка, дай пирожкам местечка!

(Движения по тексту)

Ножки и ладошки

Как у наших у ребятНожки весело стучат,Наш народ удаленький,Хоть и очень маленький.Лишь устанут ножки,Хлопаем в ладошки,В ладошки — ладошечки,Веселые хлопошечки.

(Бег на месте, руки на поясе, затем, стоя на месте, хлопать в ладошки)

Аист

— Аист, аист длинноногий,Покажи нам дорогу.Аист отвечает:— Топай правою ногой,Топай левою ногой.Снова – правою ногой,Снова – левою ногой.После – правою ногой,После – левою ногой.Вот тогда придешь домой.

(Маршируем на месте под текст)

Солдатик

На одной ноге постой-ка,Будто ты солдатик стойкий.Ну, смелее подними.Да гляди не упади.А сейчас постой на левой,Если ты солдатик смелый.А сейчас постой на правой,Если ты солдатик бравый.

(Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же – на левой ноге. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево)

Использованы материалы Юлии Соколовой«Речь и Моторика»

papinsait.ru

Стихи для детей 7 лет

Читать короткие, смешные, легкие стихи для детей 7 лет русские поэты Барто, Маршак, Пушкин, Михалков, Чуковский, для заучивания наизусть. Стихи про детей, про лето, про осень, про маму, про Новый год, о войне, логопедические стихи.

Нажмите левой кнопкой мыши на картинку, чтобы увеличить ее и скачать в более высоком качестве.

Читать стихи русские поэты для детей 7 лет Маршак - Школьнику на память

Читать веселые, шуточные стихи про детей 6-7 лет Маршак - Кто на лавочке сидел

Читать интересный стих про ребенка 7 лет - Что случилось

Читать детские, интересные стихи детям 7 лет для заучивания наизусть - Повар

Читать короткие, летние стихи о лете для детей 6-7 лет - Что такое лето

Читать стихи про лето для детей 7 лет - К макушке лета

Читать интересные стихи про осень для детей 7-8 лет - Вот и осень перед нами

Читать стихи про Новый год для детей 7 лет - Елка

Читать веселые Новогодние стихи для детей 7 лет - В декабре, в декабре

Читать интересные стихи детям Агния Барто - У нашего Василия

Читать смешной стих о животных для детей 5-7 лет - Замяукали котята

Читать интересные стихи для конкурса, для заучивания наизусть - Непослушный мой котенок

Читать интересные загадки стихи для детей 7 лет - Пушистые хлопья

Читать учить наизусть стихи Пушкина детям 7 лет - Уж небо осенью дышало

Читать красивые, короткие стихи про маму для детей 7 лет - Только просыпаюсь

Читать короткие, логопедические стихи для детей 7 лет - Еж с ежонком и ежихой

Читать красивые стихи о природе про весну для детей 7 лет - У весны веселый старт

Читать красивые стихи о Родине для детей 7 лет - Люблю отчизну я

Читать стихи для праздника 8 Марта для детей 7 лет - 8 Марта праздник мам

Читать интересные стихи про зиму для детей 7 лет для развития памяти - Про елочку

Читать трогательные стихи для детей 7-8 лет о войне - Почему ты шинель берешь

cepia.ru

Стихи для развития памяти ребёнка любого возраста

Хорошая память – залог эффективного обучения и в дальнейшем успешной карьеры. Развивать ее можно и нужно в любом возрасте. Лучше начать это делать как можно раньше.

Мы расскажем как развить способность запоминать любую информацию и как правильно учить стихи для развития памяти.

С раннего возраста самый эффективный способ развивать свою память – учить стихи. Так можно не только научиться лучше запоминать, но и тренировать мышление, развивать мозг, интеллект. Разучивание стихов относится к классической методике. Этот метод имеет высокую эффективность. Он поможет запоминать любую информацию. Данной методикой могут достаточно быстро овладеть как взрослые, так и дети. Стихи, развивающие память, можно легко подобрать для ребенка любого возраста. Главное – знать некоторые закономерности и учитывать их.

Используя детские стихи для развития памяти, можно систематично и целенаправленно развивать мышление. Как утверждают ученые, можно ежедневно заучивать лишь по несколько строк, чтобы достичь поразительных результатов.

Как же это работает? Все дело в особенностях человеческого мозга. Во время заучивания активизируются отдельные его зоны, включаются биохимические процессы. Мозг при этом отлично тренируется – появляются новые связи между нейронами. Эти связи крайне устойчивы и сохраняются на всю оставшуюся жизнь. Это хороший способ улучшить биохимические реакции в клетках мозга, повысить характеристики обучаемости.

С какого возраста начать

Стихотворения для развития памяти можно учить в любом возрасте. Многие родители стремятся развивать мышление, память своих малышей, но не знают, когда лучше начать, какие стихи учить для тренировки памяти, сколько строк нужно выучивать ежедневно. По мнению возрастных психологов, начинать такие тренировки следует с того момента, как вы заметили, что ребенок уже осознанно общается, разговаривает. Уже в два – два с половиной года можно начинать регулярные занятия. Они ускорят развитие малыша, помогут ему лучше усваивать потоки информации.

Очень важно начать именно в раннем возрасте. Это уникальный период, когда мозг развивается особенно быстро, происходит бурное формирование памяти ребенка. В этом возрасте он запоминает особенно успешно, схватывает все буквально на лету. Если заниматься ежедневно всего по 15-20 минут, можно сформировать хорошую память и развить мышление.

Какое стихотворение лучше выбрать

Итак, вы решили вплотную заняться развитием своего крохи. С чего же лучше начать? Есть ли список рекомендованных поэзий? Какой стишок стоит выбрать в первую очередь, чтобы добиться достойного результата?

Тренировка должна быть дозированной. Нельзя перегружать ребенка! Важно, чтобы малыш не переутомлялся, иначе есть риск получить обратный эффект. Можно разучивать всего по 2-3 строчки в день. Это займет минимальное количество времени. Помните, что малыши 2-3 лет не могут подолгу заниматься одним и тем же видом деятельности.

Чтобы выбрать удачное стихотворение, стоит учитывать такие рекомендации:

  1. Ребенок должен понимать смысл стихотворения, которое подобрал родитель. Содержание должно быть максимально простым и понятным для малыша. Обязательно учитывайте возрастные особенности крохи, его психическое развитие. Малыши в 2-3 года еще не способны понять абстракции, они мыслят конкретными образами. Им будет интересно разучить стихотворение о животном, насекомом, игрушке и т.д.
  2. Постарайтесь найти стихотворение, которое звучит красиво, характеризуется мелодичностью. Его содержание должно быть максимально интересным для малыша.
  3. Избегайте разных сложных конструкций. Подбирайте те поэзии, в которых слова просты и понятны, их легко выговорить.
  4. Многолетняя практика позволила психологам и педагогам выделить поэтов-фаворитов, стихи которых максимально доступны для самых маленьких. Среди них такие известные авторы, как К. Чуковский, Агния Барто. В младшем школьном возрасте можно разучивать стихотворения А. Пушкина, Н. Некрасова, М. Лермонтова, С. Есенина.

Что такое мнемостих

Есть специальные стихи, которые составлены специально для тренировки памяти. Для их запоминания применяется мнемонический принцип. При этом в памяти можно сохранить сложную последовательность, информационный кластер, список, а в нужное время извлечь информацию.

Даже если учить обычные стихотворения, память улучшится, а мозг привыкнет обрабатывать информацию.

Для улучшения этого процесса стоит помнить такие советы:

  1. Мнемостих – это профессиональный прием «запоминальщиков». Он основан на правилах мнемоники – совокупности приемов, способов запоминания. Это может быть техника «акроним», «история», «мнемофраза» и т.д. Например, мнемостихи используют в лингвистике, чтобы запомнить правило.
  2. Стимулировать мозг можно при помощи разрешенных медицинских препаратов. Они повышают жизнеспособность нейронов, препятствуют окислительным реакциям, стимулируют кровообращение в мозге, укрепляют сосудистые стенки, препятствуют появлению тромбов, улучшают прохождение сигнала от нейрона к другим. Чаще всего это природные растительные комплексы. Чтобы добиться устойчивого результата, их следует принимать не одноразово, а систематично. По поводу их использования обязательно нужно посоветоваться с педиатром или терапевтом.

Возрастные особенности

Запоминание стиха взрослым и ребенком будет отличаться. Ребенку должны быть знакомы и понятны большая часть слов. Тогда обучение для него станет увлекательным занятием. Сначала он запоминает, а потом цитирует.

Теперь выясним, как подбирать стихотворения для малышей дошкольного возраста, школьников, а также взрослых.

3-4 года

Детям этого возраста нужно предлагать активные стишки, в которых много глаголов, существительных, конкретных величин (предметы, игрушки, люди, животные и т.д.). Их будет легче и интереснее заучивать, мышление, речь станут развитыми, тренированными.

Отдельное место занимают считалки. Их очень легко разучивать, они имеют практическую направленность – могут потом использоваться в ходе игр. Дети очень любят их заучивать. Это хороший способ тренировать память, речь, мышление.

4-5 лет

В этом возрасте продолжается совершенствование мыслительных процессов, речи. Текст может усложняться, в него вводятся уже не только конкретные величины, но и абстрактные. Важно включить мотивацию. Малыш должен знать, для чего ему нужно изучать произведение. Объясните ребенку, что стишок он учит, чтобы порадовать бабушку, дедушку, друзей, воспитательницу и деток в детском саду. Ребенку будет интереснее, если преподнести чтение наизусть, как роль в определенной сценке.

6 лет

Изучение может углубляться. Произведения можно выбирать более объемные, с усложненным смыслом. Перед заучиванием стоит обсудить с ребенком содержание произведения, задать ему наводящие вопросы.

6-7 лет

Стихи для развития памяти у детей 7 лет уже могут затрагивать абстрактные образы, понятия. В этом возрасте развивается логическое мышление, а заучивание становится аналитическим. Можно предложить ребенку додумать, что будет дальше в стихе с таким предложенным началом.

Подростки и взрослые

Когда стихотворения разучивают взрослые, возникает парадокс – легче учатся произведения с простым естественным слогом, а лучше способны развивать память более сложные и неудобные в заучивании поэзии. Удобные произведения стоит учить для увеличения списка заученных стихов, а неудобные – для тренировки мозга, улучшения памяти, внимания. Среди последних можно выбирать поэмы Пушкина, Лермонтова.

В пожилом возрасте заучивать особенно сложно. Память теряет свою гибкость, оперативность.

Хитрости

Один из самых эффективных методов для укрепления памяти – обычное заучивание стихов.

При заучивании стихов можно использовать такие хитрости:

  1. Рифмы позволяют выстраивать нейронные связи.
  2. Эмоциональная направленность произведения поможет легче включить в мозге процессы запоминания.
  3. Благодаря образности можно создать ассоциативные параллели.
  4. Не стоит зазубривать произведение, важно запомнить его осознанно.
  5. Можно скачать на телефон сразу много стихов разной тематической направленности. Составьте своего рода сборник, в который включите хорошие и интересные именно для вас, вашего ребенка, произведения.
  6. Если сложно учить обычные стихи, можно заменить их частушкой или считалкой. Их легче запомнить.

Вывод

Чтобы тренировать мышление, память, не нужно тратить много времени. Несколько заученных строк в день помогут улучшить эти способности, создать стойкие нейронные связи. Несложные упражнения для заучивания улучшат мозговую деятельность в любом возрасте.

Помогайте ребенку читать стихи выразительно, осознанно. Он должен понимать, о чем идет речь, тогда произведение будет ему интересно, а чтение его станет увлекательным занятием. Даже короткое четверостишие способствует развитию навыков обучения.

vsepromozg.ru

Стихи – польза для детей и развития памяти

Хорошая память поможет в любой деятельности. Возможность запоминать и воспроизводить информацию закладывается генетически, но без тренировки результата не будет.

Классический способ развития памяти – заучивание стихов.

Когда нужно начинать учить стихи

Читать ребенку стихи и напевать песенки нужно с рождения. Младенец не понимает смысла, но улавливает на подсознательном уровне мелодичные ритмы и по-разному реагирует на них. Так подготавливается будущий процесс запоминания.

Ориентиром для начала разучивания стихов с детьми психологи и педагоги считают не возраст, а появление первых навыков осознанной речи. У большинства это происходит в 2-3 года. Мозг маленького ребенка усиленно развивается. Запоминание активизирует биохимические процессы и помогает развитию мышления.

Польза стихов для детей

Содержательные, соответствующие возрасту стихи, принесут пользу не только для развития памяти. Их заучивание полезно для разных способностей ребенка:

  • формирование фонематического слуха – различение звуков в словах;
  • решение логопедических проблем – произношение трудных звуков;
  • совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса;
  • развитие интеллекта и расширение кругозора;
  • воспитание общего уровня культуры и чувства красоты родного языка;
  • обогащение новым опытом;
  • преодоление стеснительности и замкнутости;
  • легкость в учении иностранных языков и запоминании больших объемов информации.

Советы родителям дошколят

  1. Создайте ясную мотивацию – порадовать бабушку, сделать сюрприз для папы, рассказать другим детям в садике или выступить на празднике.
  2. Не заставляйте учить, превращая процесс в серьезную деятельность. Учите стих, гуляя в парке или выполняя несложную домашнюю работу.
  3. Предложите ребенку повторять за вами, когда он рисует, лепит или играет.
  4. Придумайте игру, в которой нужно повторять считалку, четверостишие или загадку в стихах.
  5. Используйте игрушки и предметы во время чтения и повторения, которые вызовут ассоциации у ребенка и помогут запоминанию.
  6. Обсудите содержание стиха, задайте вопросы о героях, сюжете, чтобы выяснить, понятен ли смысл, проговорите новые слова и объясните их значение.
  7. Читая стих несколько раз, меняйте интонацию, тембр голоса или сопровождайте мимикой и жестами.
  8. Устройте концерт или спектакль с ребенком в главной роли, записывайте выступление на камеру – это его развлечет и порадует.

Советы родителям младших школьников

  1. Предложите ребенку прочесть стихотворение дважды, следите за правильностью произношения слов. Если он плохо читает, первый раз прочтите сами.
  2. Попросите пересказать содержание, чтобы убедиться в понимании смысла.
  3. Помогите разделить стихотворение на смысловые отрывки, правильно выбрать интонацию и делать паузы.
  4. Пусть ребенок учит стих по частям, повторяя несколько раз по две строчки, затем четверостишие.
  5. Проверьте стих на следующий день.

Физиологи советуют учитывать ведущий тип памяти ребенка: зрительная, моторная или слуховая.

Зрительная память – используйте иллюстрации или рисуйте с ребенком картинки, раскрывающие содержание стихотворения.

Слуховая память – проговорите стихотворение с разной интонацией, поиграйте тембром, почитайте громко и тихо, медленно и скороговоркой или шепчите.

Моторная память – сопровождайте процесс заучивания жестами, мимикой или телодвижениями, соответствующими или ассоциирующимися с содержанием стиха.

Какие стихи лучше всего развивают память

Чтобы не отбить интерес детей к поэзии, подбирайте стихотворения, соответствующие возрасту ребёнка, с красивым, мелодичным звучанием и увлекательным сюжетом.

В 2-3 года подойдут стихи, где много действия, предметов, игрушек и животных, известных ребенку. Объем – 1-2 четверостишия.  Хорошо воспринимаются считалки. Проверены временем стихи А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, С. Михалкова.

С каждым годом в лексиконе ребенка появляются новые слова, текст можно выбирать сложнее, с абстрактными явлениями, описанием природы. Интерес вызывают сказки в стихах – «Конек горбунок» П. Ершова, «О царе Салтане» А. Пушкина.

Уровень развития логического мышления совершенствуется и позволяет понимать сложные средства выразительности языка, эпитеты, синонимы. Для тренировки памяти можно учить басни И. Крылова, поэмы и стихи А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.Т. Твардовского.

В подростковом возрасте детям интересны стихи Э. Асадова, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой.

Если с раннего детства родителю привьют ребенку вкус к поэзии и к чтению, они могут не сомневаться, что учеба в школе будет в удовольствие.

polzavred.ru

Стихи для улучшения памяти у взрослых

Вы знаете, чем особенны эти стихи:

«Нужно только постараться

И запомнить всё, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть»?

Это специальные стихи для улучшения памяти. Они позволяют применить мнемонический принцип запоминания, благодаря которому человек может хранить и в нужное время извлекать из памяти сложные последовательности, списки, информационные кластеры. Хотя регулярная тренировка с помощью выучивания любых стихов позволяет приучить мозг к обработке информации и активизировать потенциал памяти. Но, чтобы процесс пошёл эффективнее, нужно знать о некоторых хитростях.

Мнемостих – профессиональный приём

Стих, упомянутый в предисловии, представляет собой образец мнемонической техники, которая называется «Мнемостих». Ею пользуются все профессиональные «запоминальщики», эксперты по развитию памяти и специалисты по эффективному обучению. Мнемоника – это совокупность способов и приёмов для запоминания, а техника «Мнемостих», наряду с техниками «Акроним», «Мнемофраза», «История» и др. – один из таких приёмов. Стихотворная ритмика из приведённого выше примера позволяет запомнить 7 цифр после запятой в числе Пи.

Популярен мнемостих и в лингвистике при запоминании сложных правил. Например, при спряжении глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:

«Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть».

Помимо знания методик заучивания, профессионалы дополнительно развивают возможности своего мозга с помощью средств, стимулирующих его работу.

По-настоящему действующим «допингом» для мозга могут быть только те препараты, которые:

  • улучшают жизнеспособность нервных клеток, запуская антиоксидантные процессы,
  • способствуют улучшению кровоснабжению мозга на постоянной основе (путём улучшения качества стенок сосудов, снижения риска тромбообразования),
  • усиливают проходимость сигнала между нейронами (благодаря включению посредников-нейромедиаторов).

Разовая и резкая активизация здесь не подходит, поэтому применяются «медленные», но надёжные природно-растительные комплексы, которые за один курс помогают мозгу «окрепнуть» – улучшить физиологическую базу для лучшего запоминания: HeadBooster («ХедБустер»), BrainRush (БрейнРаш»), Optimentis («Оптиментис») и др.

Заучивание стихотворений как метод улучшения памяти: хитрости

Считается, что заучивание стихотворений – это один из эффективнейших методов улучшения памяти не только у детей, но и у взрослых, поскольку в рифмованной строфе объединены сразу несколько факторов, позволяющий мозгу выстраивать новые нейронные связи, демонстрируя нейроплатичность:

  • ритмика и «подсказывающие» рифмы естественным образом «связывают» строчки,
  • эмоциональное содержание даёт возможность мозгу легче включаться и старательней фиксировать информацию,
  • образность создаёт ассоциативные переклички между смысловыми элементами.

От выпускниц Института благородных девиц в прошлом требовалось знания наизусть более полусотен стихотворений. Но для развития памяти количество выученных стихотворений не главная цель.

Важно не зубрить материал, а осознанно воспринимать его.

В связи с этим, возникает разница между взрослым обучением и хитростями в разучивании стихотворений с детьми.

Детская поэзия для развития памяти

  1. Почти все слова в стихотворении должны быть понятны ребёнку. Чтобы избежать зубрёжки, ребёнок должен представлять то, что он сначала читает, а потом – цитирует. Если ребёнок не понял половины слов, цельного образа в воображении не возникнет. Но если некоторые слова пока ребёнку незнакомы, не беда. Такие незначительные «пробелы» только помогают расширять лексикон.
  2. Мелодика, образность и свобода языка, которым написано стихотворение, дают ребёнку возможность интуитивно улавливать гармонию, и вовлекаться в процесс.
  3. Подбор стихов в идеале должен соответствовать текущему периоду развития.
  • В 3-4 года рекомендуют активные стихотворения, изобилующие глаголами в сочетании с существительными, обозначающими конкретные величины: предметы (игрушки, мебель в доме), людей (маму, папу), домашних знакомых животных и др..
  • С 4-5 лет содержание текстов усложняется, вводятся понятия не только конкретных, но и абстрактных величин и явлений. Поскольку у детей возникает представление о мотивации, стих наизусть учат, чтобы, например, рассказать его бабушке и дедушке или удивить друзей во дворе. Для увеличения интереса и внесения эмоционального элемента, облегчающего запоминание, можно разучивать текст, как роль, в ходе репетиций описываемой сценки.
  • В 6 лет содержание текста приобретают объём, а смысл усложняется. Для анализа материла можно обсуждать с ребёнком прочитанное, путём наводящих вопросов узнать, правильно ли он понимает мотивацию персонажей и их поступки.
  • С 6-7 лет, когда начинает развиваться логическое мышление, процесс заучивания приобретает аналитических характер. Эффективно действует предложение допустить, что, по мнению ребёнка, могло быть быть дальше в стихотворении при таком начале.

Для маленьких детей среди самых популярных авторов, тексты которых соответствуют изложенным принципам, всегда называют К. Чуковского и А. Барто, Е. Благину. Дети постарше разучивают поэзию А. С. Пушкина, С. Маршака, Ф. Тютчева, П. Ершова.

Стихотворения для заучивания подростками и взрослыми

При разучивании поэзии взрослыми возникает парадоксальная ситуация. Легче выучиваются стихотворения тех авторов, чей слог естественнее воспринимается и нравится больше. Однако лучше развивают память стихотворения «неудобных» авторов, «чуждых» по своей художественной манере письма. Поэтому для увеличения количества выученных стихотворений правильнее выбирать произведения «своих» поэтов, а для тренировки памяти и раскрытия потенциала мозга – тех авторов, чьи сборники раньше старались не брать в руки.

Особое влияние на интеллектуальные способности учеников старших классов продемонстрировала поэма «Граф Нулин» А. Пушкина, которую во время одного психологического эксперимента разучивала первая группа испытуемых. Для чистоты исследования вторая группа должна была учить наизусть отрывок из ещё одного произведения А. Пушкина – романа в стихах «Евгений Онегин». В третьей – контрольной группе – не учили ничего.

Месяц спустя срез успеваемости продемонстрировал следующие результаты:

  1. Первая группа, учившая «Графа Нулина», улучшила успеваемость в среднем на 40%.
  2. Вторая группа, учившая «Евгения Онегина», – на 15%.
  3. Третья группа сохранила прежний уровень успеваемости.

Общие закономерности

В любом возрасте для эффективного запоминания стихотворений желательно учитывать ещё и индивидуальные особенности восприятия:

  • Визуалам (людям, проще воспринимающим информацию через зрительный канал) легче заучивать печатные тексты из книги.
  • Аудиалам (людям, легче воспринимающим информацию на слух), целесообразнее проговаривать стихотворение или слушать его с аудионосителя.
  • Люди с выраженной моторной памятью легче запомнят поэтический материал, если будут сопровождать заучивание жестами и пантомимой.

edunews.ru

Стихи для улучшения памяти у взрослых - какие лучше всего учить

Вы знаете, чем особенны эти стихи:

«Нужно только постараться

И запомнить всё, как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть»?

Это специальные стихи для улучшения памяти. Они позволяют применить мнемонический принцип запоминания, благодаря которому человек может хранить и в нужное время извлекать из памяти сложные последовательности, списки, информационные кластеры. Хотя регулярная тренировка с помощью выучивания любых стихов позволяет приучить мозг к обработке информации и активизировать потенциал памяти. Но, чтобы процесс пошёл эффективнее, нужно знать о некоторых хитростях.

Стих, упомянутый в предисловии, представляет собой образец мнемонической техники, которая называется «Мнемостих». Ею пользуются все профессиональные «запоминальщики», эксперты по развитию памяти и специалисты по эффективному обучению. Мнемоника – это совокупность способов и приёмов для запоминания, а техника «Мнемостих», наряду с техниками «Акроним», «Мнемофраза», «История» и др. – один из таких приёмов. Стихотворная ритмика из приведённого выше примера позволяет запомнить 7 цифр после запятой в числе Пи.

Популярен мнемостих и в лингвистике при запоминании сложных правил. Например, при спряжении глаголов, которые не спрягаются на «е», все исключения сведены в одну рифмованную строфу:

«Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть».

Помимо знания методик заучивания, профессионалы дополнительно развивают возможности своего мозга с помощью средств, стимулирующих его работу.

По-настоящему действующим «допингом» для мозга могут быть только те препараты, которые:

  • улучшают жизнеспособность нервных клеток, запуская антиоксидантные процессы,
  • способствуют улучшению кровоснабжению мозга на постоянной основе (путём улучшения качества стенок сосудов, снижения риска тромбообразования),
  • усиливают проходимость сигнала между нейронами (благодаря включению посредников-нейромедиаторов).

Разовая и резкая активизация здесь не подходит, поэтому применяются «медленные», но надёжные природно-растительные комплексы, которые за один курс помогают мозгу «окрепнуть» – улучшить физиологическую базу для лучшего запоминания: HeadBooster («ХедБустер»), BrainRush (БрейнРаш»), Optimentis («Оптиментис») и др.

Считается, что заучивание стихотворений – это один из эффективнейших методов улучшения памяти не только у детей, но и у взрослых, поскольку в рифмованной строфе объединены сразу несколько факторов, позволяющий мозгу выстраивать новые нейронные связи, демонстрируя нейроплатичность:

  • ритмика и «подсказывающие» рифмы естественным образом «связывают» строчки,
  • эмоциональное содержание даёт возможность мозгу легче включаться и старательней фиксировать информацию,
  • образность создаёт ассоциативные переклички между смысловыми элементами.

От выпускниц Института благородных девиц в прошлом требовалось знания наизусть более полусотен стихотворений. Но для развития памяти количество выученных стихотворений не главная цель.

Важно не зубрить материал, а осознанно воспринимать его.

В связи с этим, возникает разница между взрослым обучением и хитростями в разучивании стихотворений с детьми.

Детская поэзия для развития памяти

  1. Почти все слова в стихотворении должны быть понятны ребёнку. Чтобы избежать зубрёжки, ребёнок должен представлять то, что он сначала читает, а потом – цитирует. Если ребёнок не понял половины слов, цельного образа в воображении не возникнет. Но если некоторые слова пока ребёнку незнакомы, не беда. Такие незначительные «пробелы» только помогают расширять лексикон.
  2. Мелодика, образность и свобода языка, которым написано стихотворение, дают ребёнку возможность интуитивно улавливать гармонию, и вовлекаться в процесс.
  3. Подбор стихов в идеале должен соответствовать текущему периоду развития.
  • В 3-4 года рекомендуют активные стихотворения, изобилующие глаголами в сочетании с существительными, обозначающими конкретные величины: предметы (игрушки, мебель в доме), людей (маму, папу), домашних знакомых животных и др..
  • С 4-5 лет содержание текстов усложняется, вводятся понятия не только конкретных, но и абстрактных величин и явлений. Поскольку у детей возникает представление о мотивации, стих наизусть учат, чтобы, например, рассказать его бабушке и дедушке или удивить друзей во дворе. Для увеличения интереса и внесения эмоционального элемента, облегчающего запоминание, можно разучивать текст, как роль, в ходе репетиций описываемой сценки.
  • В 6 лет содержание текста приобретают объём, а смысл усложняется. Для анализа материла можно обсуждать с ребёнком прочитанное, путём наводящих вопросов узнать, правильно ли он понимает мотивацию персонажей и их поступки.
  • С 6-7 лет, когда начинает развиваться логическое мышление, процесс заучивания приобретает аналитических характер. Эффективно действует предложение допустить, что, по мнению ребёнка, могло быть быть дальше в стихотворении при таком начале.

Для маленьких детей среди самых популярных авторов, тексты которых соответствуют изложенным принципам, всегда называют К. Чуковского и А. Барто, Е. Благину. Дети постарше разучивают поэзию А. С. Пушкина, С. Маршака, Ф. Тютчева, П. Ершова.

Стихотворения для заучивания подростками и взрослыми

При разучивании поэзии взрослыми возникает парадоксальная ситуация. Легче выучиваются стихотворения тех авторов, чей слог естественнее воспринимается и нравится больше. Однако лучше развивают память стихотворения «неудобных» авторов, «чуждых» по своей художественной манере письма. Поэтому для увеличения количества выученных стихотворений правильнее выбирать произведения «своих» поэтов, а для тренировки памяти и раскрытия потенциала мозга – тех авторов, чьи сборники раньше старались не брать в руки.

Особое влияние на интеллектуальные способности учеников старших классов продемонстрировала поэма «Граф Нулин» А. Пушкина, которую во время одного психологического эксперимента разучивала первая группа испытуемых. Для чистоты исследования вторая группа должна была учить наизусть отрывок из ещё одного произведения А. Пушкина – романа в стихах «Евгений Онегин». В третьей – контрольной группе – не учили ничего.

Месяц спустя срез успеваемости продемонстрировал следующие результаты:

  1. Первая группа, учившая «Графа Нулина», улучшила успеваемость в среднем на 40%.
  2. Вторая группа, учившая «Евгения Онегина», – на 15%.
  3. Третья группа сохранила прежний уровень успеваемости.

Общие закономерности

В любом возрасте для эффективного запоминания стихотворений желательно учитывать ещё и индивидуальные особенности восприятия:

  • Визуалам (людям, проще воспринимающим информацию через зрительный канал) легче заучивать печатные тексты из книги.
  • Аудиалам (людям, легче воспринимающим информацию на слух), целесообразнее проговаривать стихотворение или слушать его с аудионосителя.
  • Люди с выраженной моторной памятью легче запомнят поэтический материал, если будут сопровождать заучивание жестами и пантомимой.
  • Мантра для улучшения памяти

Материалы: http://edunews.ru/students/um/stihi-dlya-uluchsheniya-pamyati.html

razvitielife.ru