Почему так важно научить ребенка любить и слушать сказки

Воспитание

Фото
South Agency/Getty Images/E+

психолог

Родителей такая ситуация тревожит. Ведь сказки — это не просто детское развлечение. Это своего рода обязательная программа. Как, например, игра в «ку-ку». Взрослые иногда из сил выбиваются, десятки раз подряд проделывая ряд известных манипуляций, придумывают самые разные способы от этой игры отвлечь — а будут ли они рады, если ребенок сам от «ку-ку» откажется?

Представьте, что подходите вы к маленькому ребенку, закрываете себе глаза руками, радостно кричите «ку-ку», потом руки убираете… А ребенок как сидел, так и сидит. Только недоуменно смотрит и продолжает заниматься своими делами. Большинство родителей тут же потрогают лоб и спросят у бабушки, чем она во время их отсутствия ребенка кормила. Потому что все, абсолютно все дети, начиная примерно с семи месяцев и до года, игру эту очень любят и добровольно от нее не отказываются.

Со сказками — то же самое. С одной стороны, читать каждый день бывает утомительно — тем более что часто дети требуют одну и ту же, да еще и по несколько раз. С другой, все понимают, что это вполне нормально. А вот если ребенок не только не просит, но и напрямую отказывается сказку слушать, если никакого интереса к судьбам сказочных героев не проявляет, если согласен засыпать просто так — лишь бы ему не читали сказок, вот это кажется неправильным. Все любят, а он почему нет?

Все не просто так

И любовь, и нелюбовь к сказкам проявляются по-разному. Одному ребенку нужно, чтобы читали или рассказывали только вечером. Чтобы это был своего рода ритуал отхода ко сну. Сказка в этом случае выступает как средство успокоения, помогает отойти от событий дня, перестроиться с активности на отдых.

Ребенку в этом случае может быть даже не важно, что именно слушать, — подойдет любая история, прочитанная тихим голосом, с соответствующими интонациями. Другому важно, чтобы сказка читалась активно — с изображением всех героев, с участием самого ребенка. «И тут пришел Иван-царевич, такой же сильный, как наш Вадик, и всех победил. Как он махал волшебным мечом?» В этом случае сказка выполняет иные, активизирующие функции, дает возможность ребенку представить себя сказочным героем, перенять желаемые качества.

Конечно, о многом может рассказать привязанность к одной и той же сказке, когда зачитанную до дыр, с отклеивающимися листочками, книгу ребенок просит читать снова и снова, не отступая от содержания ни на одно слово. В этом случае через сказку ребенок решает какие-то свои внутренние проблемы. Видимо, именно в этой истории есть ответы на вопросы, которые сам для себя он разрешить еще не может. Поэтому сюжет так близок и понятен. А иногда сказки бывают способом получить эмоции. Ведь сказка — это всегда волшебство, соединение реального и фантастического, страшного и радостного.

Дети, которые любят сказки за это их качество, сами делают «заявку» на желаемый эффект. Говорят: «Почитай что-нибудь смешное» или, например, «Давай пострашнее». В общем, для любви к сказкам всегда есть особые причины. Но тогда получается, что ребенок, который их не любит, просто не имеет такой потребности? То есть он всегда спокоен, всегда уверен в себе, у него нет никаких переживаний и эмоций у него в обычной жизни достаточно? На самом деле это не так. Для явной нелюбви тоже есть причины более глубокие. Поэтому важно понять, что именно ребенку не нравится, как проявляется его нелюбовь.

Фото
Getty Images/Brand X

Скучное занятие

«Алене 4 года. Она живая, подвижная девочка, ходит в садик, на плавание, занимается спортивными танцами. Такие нагрузки не столько наше желание, сколько необходимость. Слишком уж много у ребенка энергии — по вечерам, если не устала, весь дом вверх дном переворачивает. Правда, в последнее время думаем, что, может, переборщили мы со спортом. Никакие другие занятия, кроме подвижных, она теперь вообще не признает. Слушать сказки ее можно заставить только силой, и то она будет просто сидеть со скучающим видом, а не слушать. Даже воспитатели жалуются на проблемы с ее вниманием».

Самая частая причина нелюбви к сказкам и чтению вообще — неумение слушать. Ребенку бывает трудно воспринимать устный текст. Это легко заметить по его мимике. Нет эмоции заинтересованности, вовлеченности. Сидит, скучает, думает о чем-то своем. Конечно, такое может быть, если сказка ему просто не по возрасту. Тогда нельзя сказать, что ребенок вообще не может слушать, — он просто избирательно к этому занятию подходит. Если же такая ситуация наблюдается всегда и с возрастом, ближе к трем-четырем годам, почти не меняется, то, возможно, дело в нарушении внимания. Нежелание (даже невозможность) просто сидеть и слушать чтение часто бывает первым признаком синдрома дефицита внимания.

Другие проявления в силу возраста могут быть еще незаметны. Однако иногда дело не в отсутствии внимания как такового, а в том, что именно чтение или рассказывание не вызывает интереса. Так бывает у детей, которые ведут слишком активный, насыщенный образ жизни. Родители предлагают им слишком много занятий, развлечений, общения, так что простое просушивание их уже не увлекает.

Или же, наоборот, ребенок слишком много времени проводит сам по себе, просто под присмотром, находит себе развлечения в виде телевизора, компьютера, осваивает технические игровые новинки. Конечно, его сказками тоже будет не увлечь. Ведь мир, к которому он уже привык, гораздо более красочный, яркий, и волшебства в нем хватает. Но родители делают большую ошибку, если решают, что так и должно продолжаться дальше.

Научить слушать устный текст очень важно. У ребенка происходит становление и развитие внимания, а умение воспринимать на слух — одна из его основ.

Обязательно читайте или рассказывайте ребенку сказки, даже если вам кажется, что особой необходимости в этом нет и что он прекрасно развивается и так. Берите не очень длинные истории или устраивайте перерывы, если чувствуете, что внимание уже рассеивается. И обязательно подбирайте то, что соответствует возрасту.

Фото
Getty Images/E+

Это нереально

Если ребенок не любит никаких волшебных сказок — где есть превращения, нелогичные события, фантазийные герои, то не настаивайте. Есть ведь сказки и рассказы про животных, природу, детей нашего, реального мира.

Очень страшные сказки

«Я очень любила сказки в детстве, люблю их и сейчас. У меня целая коллекция книг — красочных, красиво оформленных. Конечно, я думала, что и дети унаследуют мою любовь, поэтому читать им начала чуть ли не с рождения. Дочка слушала охотно, хотя и не с таким восторгом. А вот сыну привить любовь к сказкам у меня так и не получилось. Не нравилось ему это занятие. Как только немного подрос, сам так и говорил: „Ничего мне не рассказывай“. А если в садике читали, то говорил: „Заставляли слушать“. Однажды пожаловался, что читали очень страшную сказку „про битое стекло“. Я стала выяснять, что же это было. Оказалось — про Спящую царевну. Это же моя любимая! Ее я много раз читала детям. Ну да, там зеркало разбилось. Но сказка ведь не об этом. И, по-моему, это совсем не делает ее страшной…»

Наше восприятие и память во многом остаются загадками. Не всегда можно понять, почему пугает то, что всем кажется смешным? Даже взрослый не всегда в состоянии развернуть клубок своих впечатлений и воспоминаний, понять свое бессознательное. Ребенку это сделать невозможно. Бывает, что дети плачут, слыша песню из мультфильма. Бывает, что ни на шаг не подпускают к себе клоуна или героя какой-нибудь сказки — даже когда вполне понимают, что это просто костюмы. В сказках тоже есть много ситуаций, которые кажутся большинству людей незначительными, но вызывают ужас у того или иного ребенка.

Ребенок может зафиксироваться на моменте смерти героя, даже если знает, что все закончится хорошо (есть ведь живая и мертвая вода!). Может пугаться описания вида Бабы-яги, может переживать, слушая о том, как детей отправляют в лес. И, конечно, эффект усилится, если родители (из поучительных соображений или из желания добавить яркости повествованию) сами делают сказку еще страшнее: понижают или искажают голос, активно выделяют страшные моменты мимикой. Для детей, склонных к страхам, это бывает самым настоящим стрессом. «Ненавижу сказку про Хаврошечку. Никогда не читаю ее детям, потому что до сих пор остались какие-то неприятные воспоминания. Там есть описания сестер — Одноглазки, Двуглазки, Трехглазки. Так вот, бабушка, когда мне читала, так все это изображала, что я просто цепенела. А потом еще ходила за бабушкой и следила, не превращается ли она в кого-нибудь».

Конечно, больше страхов у детей чувствительных, ранимых, пугливых. Но в зависимости от обстоятельств, от семейной ситуации неприятные ассоциации могут возникать у любого ребенка. Стоит быть внимательнее к эмоциям детей, чтобы избежать дополнительных переживаний. Если ребенок не любит никаких волшебных сказок — где есть превращения, нелогичные события, фантазийные герои, то и не настаивайте. Есть ведь сказки и рассказы про животных, природу, про детей нашего, реального мира.

Фото
Getty Images/Blend Images

Больное место

«В книге сказок нет листа. Говорю сыну: „Ладно, я и так помню, этот листок тебе перескажу“. А он отвечает: „Не надо, читай то, что осталось“. Я даже не обратила на это внимания, вспомнила ситуацию позже, через несколько недель. Услышала в садике, как его дразнят. Он же у меня рыжий, просто огненного цвета, и дети, конечно, обращают на это внимание. Я его успокаивала, пока шли домой. И тут поняла, какого листа нет в книге, — листа, где все издеваются над Гадким утенком. Видимо, ребенок очень переживает — лишних напоминаний не хочет».

Все по-разному переживают свои проблемы — и взрослые, и дети. Кому-то нужно несколько раз все рассказать, поплакать, кто-то, наоборот, уходит в себя. Некоторые дети, переживая, «привязываются» к одной и той же сказке, другие стараются избегать любого напоминания о проблеме. Считается, что первый способ лучше. Он помогает отреагировать эмоционально, пережить ситуацию на новом уровне. Однако избавляться от проблемы в принудительном порядке, конечно, нельзя. Заставлять ребенка слушать то, что ему неприятно, еще и говорить при этом: «У тебя тоже так бывает» — не очень гуманно. Рассказывайте сказку так, как он об этом просит. А еще сочините вместе свою, новую. Такую, чтобы болезненная тема решалась более подходящим для ребенка способом.

Больше полезных и интересных материалов для родителей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Светлана Иевлева

Сказка спешит на помощь | Школа Сотрудничества


Как правило, все родители понимают, что вырастить ребенка — это большая и нелегкая работа. И в одиночку, и даже вдвоем с ней справиться невозможно. Нужны помощники. Одним из таких помощников для мам и пап с давних времен служит сказка.


Намеки и уроки «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — гласит народная мудрость. И к помощи этих намеков и уроков по традиции прибегают все родители с тех пор, наверное, как была рассказана первая сказка. Действительно, кто из нас не слышал в детстве, например, историю про репку, не переживал за доверчивых семерых козлят, не сочувствовал зайцу, которого выгнала из дома коварная лиса…


Так уж повелось, что именно в сказках дети всех времен и народов черпают свои первые ответы на вопросы бытия, из сказок получают первую эмоциональную помощь, в сказках находят примеры жизненных сценариев. Все это происходит на бессознательном уровне, «играючи». С любимыми героями дети готовы в сотый раз преодолевать трудности и побеждать врагов, достигать своих целей. От сказок дети порой получают «первую по мощь» в ситуациях, когда взрослые бессильны. Ведь язык сказки ребенку близок и понятен, а ее внешняя простота и схематичность скрывает философскую глубину.


Сказка — едва ли не самый первый на свете психотерапевт. Детям до 3—3,5 лет психологи советуют читать простые сюжетные сказки, «однолинейные». Примеры таких классических историй — «Репка», «Теремок», «Коло бок». После трех лет дети с удовольствием воспринимают сказки про животных. А уже лет с пяти и старше появляются другие «авторитеты» — принцы и феи, воины и супергерои — персонажи волшебных сказок. В 8—10 лет детям очень нравятся бытовые сказ ки. Обширные возможности сказки как инструмента воспитания, образования и развития ребенка, а также терапевтического средства при решении внутренних проблем, заметили психологи. Так родилось направление практической психологии — сказкотерапия. Психологи работают и с народными, художественными сказками и со специально придуманными — дидактическими, а также психотерапевтическими и психокоррекционными. Но к психологу идут, как правило, с какой-то ярко выраженной проблемой, а в домашних условиях сказка может служить отличным средством профилактики, которое доступно обычным мамам и папам.


Совместное чтение и обсуждение сказок сближает взрослых и детей, позволяя им разговаривать на одном языке — на языке, богатом метафорами и иносказаниями. Ведь ни в одной сказке вы не найдете прямых инструкций «как себя вести».


Анализ и усвоение полученной информации происходит на подсознательном уровне, и выводы ребенок тоже делает внутри себя. Ему не приходится непроизвольно защищаться от указаний старших и навязываемых правил поведения, он раскрывается навстречу захватывающей истории и зачастую находит в сказке ответы на мучающие его вопросы, которые он сам, сознательно не смог бы сформулировать.


Очень важно, что в сказочной реальности всегда находятся персонажи, с которыми ребенку легко себя идентифицировать, а это, в свою очередь, усиливает терапевтический эффект сказки. А также и то, что дети доверяют сказкам и сказочным персонажам, и, значит, они всегда открыты для восприятия «намеков и уроков». Зачастую внимательный родитель способен и сам определить «болевые точки» своего ребенка по его любимым сказкам.


И все-таки сказкотерапия как лечение с помощью сказок — это работа для профессионального психолога. Сказкотерапевты объединяют богатые возможности сказки и обширный багаж своих психологических знаний. Сказка по рецепту Как «работают» со сказкой? Конечно, психологи читают с ребенком сказки. Но только совместного чтения недостаточно. Сказкотерапевт прежде всего диагностирует состояние ребенка, выясняет, что является источником проблемы, что на самом деле беспокоит ребенка.


Иногда малышу предлагают назвать свою любимую сказку или сочинить альтернативное продолжение уже известной сказки. В идеале — когда ребенок сам сочиняет сказку на заданную тему. Ход мысли и фантазии ребенка проявляют, как лакмусовая бумажка, все, что его волнует и чего он опасается. И тогда психолог может подобрать для «лечения» уже известную сказку или из уже существующих психокоррекционных и психотерапевтических сказок известных авторов сказкотерапевтов, а может создать новую — для той проблемы, с которой столкнулся ребенок.


«Главная задача — это придумать героя, который похож на ребенка, — рассказывает ведущий педагог-психолог «Школы Сотрудничества» Наталья Феликсовна Кацевич. — Чтобы малыш смог понять, что в жизни сказочного персонажа тоже случаются та кие моменты. Затем выдуманный герой (он может быть мальчиком, девочкой, насекомым, животным, птицей и т.д.) Попадает в ситуацию, которая похожа на реальную ситуацию ребенка. Персонаж может быть трусливым, ленивым, ссориться с одноклассниками, с сестрами и братьями, обижаться, плакать, страдать от скуки или от одиночества. Наступает момент, когда ему приходится искать выход из сложной ситуации. Тогда на помощь приходит «звездочет», умные и добрые зверята, родители, учитель и т.д.


А бывает, что ребенок сам, без помощи посторонних героев сказки находит выход из сложной ситуации. Главное, при чтении ребенку сказок понять, что он переживает за героя, проецирует его состояние через себя, может сделать самостоятельный вывод. Чаще всего после прочтения сказок ребенок сам начинает говорить, что с ним тоже такое происходило, рисует сюжет к сказкам и может додумать концовку самостоятельно».


В процессе работы психолог проговаривает с ребенком варианты развития событий, иногда предлагает ребенку проиграть отдельные моменты, нарисовать, разыграть сказку с куклами. Придумывание «продолжения» так же можно корректировать. Если ребенок видит только негативное развитие действия, психолог предлагает органично встраиваемых в сюжет «помощников», а так же помогает ребенку научиться обращать внимание на положительные стороны отрицательных персонажей и ситуаций.


Ребенок учится «проживать» ухудшение обстоятельств, оценивать персонажей и события с разных точек зрения и в конечном счете находить выход. Психолог не предлагает ребенку готовых решений, а лишь дает толчок детской фантазии, предлагает варианты. А дети чаще всего находят такие нестандартные позитивные решения, что нам, взрослым, и не снились.

Чудеса своими руками


С какими проблемами своих детей обращаются родите ли к сказкотерапевтам? Это и многочисленные детские страхи, и повышенная агрессивность, и гиперактивность, и лень, и неуверенность в себе, и неумение общаться с коллективом или дружить, и даже болезненность.


Зачастую именно психосоматикой закрывается ребенок от пугающих его проблем. «В группе детского сада, — рассказывает случай из практики Наталья Кацевич, — очаровательная девчушка плакала по любому поводу: не дали игрушку, не хочет спать, суп горячий и т.д. Продолжалось это несколько недель, тогда и возникла сказка «Плаксивая Маша», которую психолог прочитал девчушке. Родители несколько раз читали ей эту сказку, и летом свершилось чудо, когда девочка нашла ежика и стала за ним ухаживать — все как в нашей сказке. У малышки произошло своего рода переключение на проблемы другого существа, она начала заботиться о ежике, и ей стало не до капризов: она почувствовала себя ответственной и многие причины ее слез перестали ей казаться заслуживающими внимания.


Все это, конечно, произошло на подсознательном уровне». Когда ребенок идет в школу, родителям предстоит столкнуться с множеством проблем: кто-то не способен выслушивать учителя, сидя на месте целый урок, кто-то не привык к работе в коллективе, кто-то стесняется собственных недостатков, кто-то просто не готов учиться. У сказкотерапевтов найдутся сказки на каждый случай. Но главное — они смогут разобраться в причинах того или иного поведения ребенка.


К примеру, Наталья Кацевич придумала сказку «Как Мишка учился в школе» специально для мальчика, который не хотел учиться. В процессе сказкотерапии выяснилось, что все это происходило потому, что ему не ставили оценок в первом классе, а похвалу учителя он не воспринимал как что-то ценное. «Дети хотят быстрее получать отметки, ведь многие из них так стараются на уроках, — объясняет Кацевич. — Но отметки ставятся со второго класса, а вот устную оценку учителя не все дети воспринимают. Сказка (ее теперь часто используют для родителей и детей первых классов) помогла детям и родителям понять, что ребенок приходит в школу получать знания, а не отметки».


Часто учителя и родители жалуются психологам на то, что у ребенка нет мотивации к учебе. На такой случай, по словам Натальи Кацевич, у них имеется сказка «Ленивый мышонок» — «она уже помогла детям «Школы Сотрудничества» справиться с ленью, родители поняли, насколько для их чада важны самостоятельность, новые открытия и смогли поддержать в этом ребенка. Тогда и появился у ребенка интерес к познавательной деятельности».


Очень важно, чтобы придуманная «к случаю» сказка не копировала проблему и ситуацию, а лишь намекала на нее. Метафора и иносказание — обязательный элемент не только оригинальной народной, но и искусственно созданной, психотерапевтической сказки. Только тогда она не оттолкнет малыша, а поможет ему.


Кстати, бывают случаи, когда сказка «с открытым» решением не менее действенна, чем та, в которой хоть и в художественной форме, но проговаривается ответ. Найти собственное решение — такое не всегда под силу и взрослым, ведь сказкотерапевты работают и со зрелой аудиторией тоже. Однако дети зачастую справляются с этим легче, ведь их сознание еще не слишком «засорено» условностями, правилами и опытами взрослого мира.


«Не всегда психологическая сказка может творить чудеса, — предупреждает ведущий педагогпсихолог «Школы Сотрудничества» Наталья Феликсовна Кацевич. — Тогда приходится обращаться к другим техникам, таким как арт-терапия, психодрама, песочная терапия, кукольная терапия (театрализованные игры). Сказкотерапия — это долгая и упорная работа психолога с ребенком и родителями. Эффект обязательно будет, но это зависит от индивидуальных особенностей и состояния ребенка.


В моей практике работа с одним ребенком могла занимать от двух недель до одного года с применением различных психологических техник». «Быстро сказка сказывается, не быстро дело делается» — напоминает сказочная мудрость.


Работа со сказкой — процесс долгий. Дети не склонны делать выводы и анализировать сказку сразу и вслух. Процесс воздействия сказки на сознание ребенка происходит незаметно для ро дителей, но результаты со временем дают себя знать.

Сам себе сказочник


Психолог Наталья Кацевич советует родителям читать, например, сказки А.В. Микляева, «Нам не страшен серый волк» П.В. Румянцева, «Тропинка к своему Я» и «Лабиринт души» О.В. Хухлаева, сборник сказок Н.А. Сакович, «Психотерапевтические сказки, сказкотерапия с «особым» ребенком» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, «Лесная школа» М. А. Панфилова. В процессе чтения психологических сказок ребенок понимает, что маме он небезразличен и всегда найдется выход из сложной ситуации. Главное — подумать и взрослым и детям, как и где его найти.


Сказка развивает воображение, фантазию, ведь в ней ребенок видит себя таким сильным и умным, таким добрым и бесстрашным. Кстати, родители могут и сами научиться сочинять волшебные истории. Так, в книге Заряны и Нины Некрасовых «Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности!» есть подсказки, как сочинять сказки — героические и познавательные, волшебные и бытовые.


Сказка выступает своего рода безопасным «тренажером эмоций», позволяет расширить эмоциональный мир ребенка . На примере других, а не своем собственном ребенок переживает целый букет эмоций — страх, гордость, разочарование, обиду, радость, восторг…

Чем поможет сказка?

  • В сказках ребенок находит «подсказки», как вести себя в различных жизненных ситуациях, как справляться с трудностями, как достичь цели. Напри мер, сказочные герои зачастую попадают в безвыходное, на первый взгляд, положение, но в конечном счете выбираются из него с помощью друзей или благодаря собственным достоинствам (ум, благородство и т.д.).

  • Сказка выступает своего рода безопасным «тренажером эмоций», позволяет расширить эмоциональный мир ребенка. На примере других, а не своем собственном ребенок переживает целый букет эмоций — страх, гордость, разочарование, обиду, радость, восторг…

  • Ребенок получает возможность в сказке представить себя любым из персонажей, почувствовать, какая из «ролей» ему ближе, в какой он ощущает себя некомфортно и как в выбранной роли ему лучше действовать. А иногда обнаружить, что в нем живут несколько персонажей и таким образом получить первые сведения о многоликости своего внутреннего «я». Кроме того, идентифицируя себя с персонажами, ребенок получает уникальную возможность превращаться: из слабого — в сильного, из неудачника — в победителя, из вредины и забияки — в доброго защитника.

  • Сказка рисует сценарии взаимоотношений людей, выпукло представляет их «роли» в жизни. Нарочитая «одномерность» сказочных персонажей позволяет ребенку в дальнейшем уже в реальном мире различать эти «роли» у людей.

  • Сказка является первым сводом морально-нравственных правил и жизненных ценностей, поданных в такой форме, что их не надо заучивать и с ними не приходится спорить. Из сказок ребенок узнает, например, о том, что в жизни есть предательство и преданность, ненависть и любовь, добро и зло, о том, что, преодолев трудности, можно победить… Как правило, ребенок слушает любимые сказки как завороженный, по собственной воле поддаваясь сказочному внушению и принимая свод правил как данность.


Зачастую внимательный родитель способен и сам определить «болевые точки » своего ребенка по его любимым сказка м. И все-таки сказкотерапия как лечение с помощью сказок — это работа для профессионального психолога.


Журнал «Расти, первоклашка», ноябрь 2012

Лучшие классические книжки-сказки с картинками

Быстрее! Какие сказочные книжки с картинками вы помните из своего детства? Почему они говорили с тобой?

Есть ли она в этой книге в списке лучших сказок для детей?

Это список европейских сказок для детей и того, что я считаю лучшими книжками со сказками с картинками. Я полностью признаю, что многие из них я выбрал просто потому, что это были книги, которые мои родители читали мне, когда я был еще в годы моего становления. Они застряли со мной и захватили мое воображение.

Так как это все европейские сказки, пожалуйста, дополните этот список книгами из моей серии списков сказок со всего мира! И обратите внимание, что это не адаптации сказок и не современные рассказы. ( Список сказок с фрагментами будет скоро! )

   

Я знаю, что заманчиво читать сказки из собрания сочинений ( и есть несколько замечательных ), но я настоятельно рекомендую вам прочитать одно название книжки-сказки с картинками. Мне пришлось немало потрудиться, чтобы этот список книг не стал громоздким! Без сомнения, у вас уже есть любимые классические книжки со сказками , которые сразу же перенесут вас в собственное детство! (Примечание: обложки и названия книг являются партнерскими ссылками. )

Белоснежка, текст Рэндалла Джаррелла, иллюстрации Нэнси Экхольм Беркерт. У меня была эта книга в детстве, и я всегда буду помнить, как меня удивил финал, в котором мачеха Белоснежки была вынуждена танцевать до смерти, обутая в раскаленные докрасна железные туфли. Меня это не встревожило; на самом деле я всегда находил фильмы Диснея намного, намного более пугающими. Я не думаю ( большинство ) детей, которые находят оригинальные истории Гримм такими же тревожными, как современные взрослые. В любом случае, если вы собираетесь поделиться сказками со своим ребенком, иллюстрации в этой книжке умопомрачительно прекрасны, а текст в двенадцать тысяч раз лучше диснеевского.

Красавица и Чудовище , всплывающий пересказ Роберта Сабуды. Я никогда не находил традиционную книжную версию Красавицы и Чудовища с картинками, которая мне нравилась ( ничто не сравнится с Красавицей Робина МакКинли), поэтому я выбираю эту совершенно фантастическую всплывающую версию, которая полностью поразит ваших детей. . Полностью стоит покупать. У Сабуды есть и другие сказки, в том числе «Русалочка».

Рапунцель пересказана и проиллюстрирована Полом О. Зелинским. Если ваша основная цель — великолепные иллюстрации, вы не ошибетесь с Зелинским. Мне нравится эта версия Рапунцель, потому что она основана на многих разных источниках, а не только на версии Гримм. Нет другой книги о Рапунцель, которая даже отдаленно сравнится с этой.

У Зелинского есть несколько других захватывающих сказок, в том числе:

  • Румпельштильцхен
  • Гензель и Гретель

Золушка текст и иллюстрации Марсии Браун. Для меня исполнение Марсией Браун классической сказки всегда будет квинтэссенцией. Есть много, много Золушек, некоторые очень хорошие, другие ужасные. Это не так ужасно, как в оригинальных сказках братьев Гримм, но и не приторно, как в Диснее. Фактически, это была первая книга, которая научила меня, что Золушка действительно ходила на бал трижды. Итак, вы знаете, она на самом деле знала принца достаточно хорошо, чтобы выйти за него замуж. ( Я шучу .) В любом случае, иллюстрации Брауна божественны и, боже мой… костюмы! Скажем так, после прочтения этой книги будет много игр с переодеванием.

Другие сказки в иллюстрациях Марсии Браун:

  • Каменный суп
  • Дик Уиттингтон и его кот
  • Три козла Билли Грубый
  • Стойкий оловянный солдатик

Хенни Пенни в пересказе Пола Галдоне. Возможно, это можно назвать народной сказкой (, я не уверен, где проходит черта, ), но это одна из моих любимых сказок, так что решать мне. Хенни Пенни в ужасе от того, что небо падает, и сплачивает столь же доверчивых животных на свою сторону. Галдоне – это золотая жила сказок. Для меня было бы немного нелепо перечислять все его книги но есть несколько, которых нет в этом списке других авторов:

  • Три поросенка
  • Пряничный мальчик
  • Джек и бобовый стебель
  • Три козла Билли Груфф
  • Эльфы и сапожник

Златовласка и три медведя пересказан и проиллюстрирован Джеймсом Маршаллом. Я подумал, что, может быть, мне следует включить более благоговейную версию этой истории, но, честно говоря, я просто так люблю эту, что должен был включить ее. Златовласка такая непослушная, что трудно не любить ее за это.

Гадкий утенок Ганса Христиана Андерсона, пересказанный и иллюстрированный Джерри Пинкни. Известная сказка Андерсона о красоте преображается. Пинкни, в дополнение ко многим обязательным для чтения версиям басен с картинками, проиллюстрировал несколько других сказок, в том числе:

  • Кот в сапогах
  • Красная Шапочка
  • Красная Курочка
  • Девочка со спичками
  • Соловей

Три классических детских рассказа  текст Джеймса Доннелли, иллюстрации Эдварда Гори. Буквально на прошлой неделе в Instagram я поделился своим открытием иллюстрированной Гори версии Красной Шапочки . Эта книга была написана в стихах замечательной Беатрис Шенк де Ренье (, автор книги «Могу ли я привести друга»). К сожалению, она больше не издается, и почему книга была переписана для этого тома, я понятия не имею. Когда я увидела обложку этой коллекции, у меня была А-ХА! память, которую я обожал иллюстрированную Гори версию Румпельштильцхен (текст Эдит Х. Тарков — переписанный Доннелли для этой версии)  в детстве, и я держу пальцы скрещенными, что это все еще есть у моей мамы! Я не видел именно эту коллекцию лично, но если в вашей библиотеке есть сказки Гори, посмотрите их!! ( Я не мог удержаться от покупки этой книги для себя! )

Крысолов из Гамельна , пересказанный Робертом Браунингом, иллюстрированный Кейт Гринуэй. Я был немного одержим этой книгой, когда был ребенком, но также был совершенно потрясен этой историей. Иллюстрация места, где дети оказываются после того, как они последовали за волынщиком, выглядела очень привлекательно, но мысль о том, что виртуальный дверной проем закрылся навсегда, была довольно причудливой. Но сказки помогают детям справиться с такими страхами, и вы не ошибетесь с иллюстрациями Гринуэя!

Гензель и Гретель пересказ   Синтией Райлант, иллюстрации Джен Корас. Я не знал, что Rylant (который является очень плодовитым автором) адаптированных сказок. Это очень доступная версия Гензеля и Гретель Гримм. Это не слишком страшно, но все классические элементы есть. Райлант и Корас также совместно работали над версией «Стойкий оловянный солдатик ».

Принц-лягушка , пересказанный Эдит А. Тарков и иллюстрированный Джеймсом Маршаллом, — еще одна книга, которую я любил в детстве. Мне нравится, что сказки легко читаются. Это хороший способ для детей познакомиться с классическими сказками, которые они, возможно, уже слышали ранее, на своих собственных условиях. В версии Маршалла много юмора, хотя я все еще думаю, что это странно, что принц хочет жениться на девушке, которая только что швырнула его к стене.

Русалочка Ганса Христиана Андерсона, иллюстрации Лисбет Цвергер. Признание: мне никогда особо не нравилась эта сказка. Я не буду копаться в своей душе, чтобы попытаться объяснить почему, чтобы не начать находить вещи более тревожными, чем история о девушке, которая жертвует всем ради мужчины, который не признает ее ценности. Anywhooo. Иллюстрации Цвергера впечатляют, так что если вам нравятся русалки и немота, дерзайте.

Другие книги, иллюстрированные Цвергером

  • Крысолов из Хэмлина (внимание: у детей очень жуткие глаза!)
  • Бременские музыканты
  • Сказки братьев Гримм
  • Сказки Ганса Христиана Андерсена

Бременские музыканты , братья Гримм, адаптация и иллюстрации Герды Мюллер. Я любил эту сказку в детстве. Я изо всех сил пытался понять, какую версию я читал, но не смог. Я уверен, что он давно не издается. Я думаю, что эту сказку о странствующей группе умных, музыкальных животных часто упускают из виду, но она очень интересна, а иллюстрации Мюллера просто восхитительны.

Рыбак и его жена , пересказ и иллюстрации Рэйчел Айседоры. У Айседоры есть несколько сборников сказок, в которых действие происходит в Африке. Они не все работают на меня; Я предпочитаю ее басни, но я думаю, что это была успешная книга, и мне очень нравятся коллажи иллюстраций Айседоры.

Ганс Мой Ежик , пересказ Кейт Кумбс, иллюстрации Джона Никла. Никогда не слышал о маленьком Гансе? Ты не один. Я вообще не помню, чтобы слышал эту историю, когда рос. Предпосылка, однако, будет звучать знакомо. Пара желает против надежды на ребенка. Когда ребенок рождается, он наполовину ёжик. Опасаясь быть отвергнутым, он уезжает из дома и встречает….. ( барабанная дробь ) две принцессы. И что вы знаете, его удача начинает меняться. Это отличная книжка с картинками, чтобы познакомить вашего ребенка с малоизвестной сказкой братьев Гримм.

Спящая красавица . Если в вашей библиотеке есть иллюстрированная версия швейцарского дизайнера Феликса Хоффанна, ее стоит поискать. Хоффман также иллюстрировал версии других сказок, в том числе «Семь воронов» и «Король Дроздобородый ». Если у вас есть версия этой сказки, которая вам нравится, дайте мне знать.

Другие списки книг, которые вам понравятся:

  • Главы принцесс
  • Книги сказок без принцесс
  • Все мои списки сказок мира можно посмотреть здесь.
  • Просмотреть все мои списки книг с картинками.

 

Прочтите вместе с ребенком старую добрую сказку на сайте Wachanga

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хочешь, чтобы они были умнее, читай им больше сказок» 
― Альберт Эйнштейн 

 Знаете, почему сказки так важны для детей?

Сказки показывают детям, как справляться с проблемами

Мы учимся у героев сказок, даже будучи взрослыми. Они помогают нам, потому что мы связываем их с собственной жизнью, мечтами, тревогами и думаем, что бы мы сделали на их месте. Сказки помогают детям научиться ориентироваться в жизни. «Сказки не рассказывают детям, что драконы существуют. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно убить.

Сказки развивают эмоциональную устойчивость

Сказки показывают реальные жизненные проблемы в фантастическом сценарии, где чаще всего побеждает герой. Дети должны открыть для себя в безопасной среде, что плохие вещи случаются со всеми. Потому что знаете что? Никто в жизни не застрахован от проблем, поэтому нам нужно развивать способности у наших детей. Наращиваем ли мы эмоциональные мускулы, чтобы наши дети могли держаться в трудные времена, или же мы защищаем своих детей, защищая их, оставляя их настолько слабыми, что они не могут справиться с чем-либо, требующим силы?

Сказки дают нам общий язык (культурная грамотность и канон)

Сказки пересекают культурные границы

Во многих культурах есть общие сказки, такие как Золушка, со своим собственным культурным колоритом. Мы читаем версии и знаем, что все мы разделяем что-то важное, потребность придавать смысл жизни истории и надежду на то, что добро восторжествует над злом.

Сказки учат истории

Сказки — это понимание основ повествования — места действия, персонажей и сюжета (нарастание действия, кульминация и развязка), а также различия между вымыслом и документальной литературой. Когда ребенок понимает историю, это поддерживает его способность делать прогнозы и понимать другие истории, которые он читает.

Сказки развивают воображение ребенка «Когда я исследую себя и свои методы мышления, я прихожу к выводу, что дар фантазии значил для меня больше, чем любой талант к абстрактному, позитивному мышлению» ― Альберт Эйнштейн

Сказки Дайте родителям возможность обучать навыкам критического мышления

Преподавание сказок

Используйте сказки для обучения нравственности и уроков. Чему вы можете научиться у Златовласки? Как насчет Золушки или Джека и бобового стебля?

Как выбрать подходящую сказку:

Необходимо учитывать возраст и уровень развития ребенка. Мы не читаем двухлетнему ребенку оригинальную Рапунцель, где принц ослеплен и окровавлен, потому что ребенок все равно этого не поймет. Используйте свое суждение как родитель. Позвольте вашим детям тоже высказать свое мнение — они смогут сказать, считают ли они историю слишком страшной или нет.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *