Как рисуют дети и как — детей

Конспект лекции иллюстратора Антона Або о том, как рисуют дети и как — детей.

15 октября, 2020
Иллюстрация
Статья

Было время, когда дети считались не очень важными. Тогда не сильно запаривались, как их изображать, — просто рисовали мелких взрослых. Развивать в детях творческое начало — тоже казалось чем-то ненужным. Но теперь все изменилось. 

Антон Або — иллюстратор, креативный директор фэшн-бренда M0D44, лектор курса Illustration и папа 6-летнего мальчика. У нас на открытой лекции Антон рассказал, как меняется рисунок по мере развития ребенка и главное — как помочь детям расти свободными креаторами.

Детство в арте

Говоря о детях, я ориентируюсь на книгу «На стороне ребенка» — детского психоаналитика Франсуазы Дольто. Ее исследование начинается с анализа детства в изобразительном искусстве. 

До начала ХХ века ребенок не обладал субъектностью — и это видно по тому, как изображали детей. На средневековой картине мальчика и девочку не различить: они в платьях и с длинными волосами, выглядят комично и в целом даже уродливо.

Фрагмент картины «Игры детей» (1559–1560) Питера Брейгеля Старшего 

В то время в детях не было ценности. Они часто умирали — и место умершего просто занимал другой младенец. Аристократы отдавали новорожденных няням и повитухам, а в возрасте 12 лет — отправляли в подмастерья или в армию. Детства в современном понимании не было.

Большинство картин в Средние века были на религиозную тематику, и на холстах часто изображали «гомункулярного» Христа (гомункул — человечек). Считалось, что Иисус появился полностью сформированным, и его лицо не менялось в течение жизни.

Со временем такой формат стал эталоном для изображения детей — их рисовали именно так, со взрослыми лицами и даже явными признаками облысения.

Фрагмент картины «Мадонна Креволе» Дуччо ди Буонинсенья (1283–1284)

С началом эпохи Возрождения, в XV–XVII веках, живопись в целом стала более реалистичной. Доходы простых людей росли. Малышам стали уделять больше внимания, изменилось и отношение к детству в целом. Появился спрос на детские портреты — младенцев и детей стали изображать по-другому.

Но все равно дети на портретах чаще оставались просто фоном — их рисовали в каких-то социальных сценках. В искусстве дети стали не объектом, а субъектом только в ХХ веке.

Посмотреть курс

 

Стадии развития детского рисунка

А теперь — к искусству, которое создают сами дети. 

Психологи выделяют 4–8 стадий развития детского рисунка, каждая отражает возрастные особенности ребенка. Я остановлюсь на основных:

1. Марание, 1-1,5 года. Ребенок повторяет за взрослыми и просто играет с ручкой или карандашом, проводя хаотичные линии. И процесс, и результат он воспринимает очень эмоционально — поэтому так вовлекается в рисование (для него это даже способ психологической разгрузки).

2. Каракули, 1,5-5 лет. В рисунке продолжает отражаться когнитивное развитие ребенка. Он случайно обнаруживает, что некоторые образы, которые он создает, очень похожи на знакомые предметы. 

Он все чаще и чаще рисует мячики и колобки — учится изображать круг. Но самый любимый образ ребенка этого возраста — человечек: голова на ножках с точками-запятыми на месте глаз и рта. 

«Головоноги» — из презентации Антона

Животные у ребенка такого возраста тоже получаются очень похожими друг на друга: круги с ушами или хвостом. Прямых линий еще нет, потому что мелкая моторика недостаточно развита. 

В этом возрасте ребенок рисует не предмет, а обобщенное знание о нем, и рисование выступает своеобразным аналогом речи. Дети всех рас и культур обязательно проходят стадии каракулей и «головоногов».

3. Схематическое изображение, 5–10 лет. Ребенок рисует узнаваемые, но схематизированные объекты (их особенности зависят от его интеллектуального развития). Он начинает все оформлять в схемы, придумывает свои игры. 

На этой стадии ребенок еще не понимает, что такое объем и светотень, — все получается плоским. Но по рисунку уже видно, что он считывает образы. Интересно, что в этом возрасте дети лучше распознают рисунки друг друга, чем взрослые.

Схематичный, но узнаваемый ковбой — из презентации Антона

Человека ребенок рисует одинаково — и с натуры, и по памяти. Это происходит потому, что сначала формируются шаблонные решения, а уже потом подключается фантазия, и ребенок начинает что-то дорисовывать.

Чаще всего дети изображают:

  • — то, что для них важно (значимые люди, потом животные, дома, деревья)
  • — то, что в этот момент вспомнилось
  • — то, что видят
  • — внутреннюю незримую реальность
  • — идею, окрашенную эмоциями
  •  

Многие художники хотели бы вернуться к «детскому мышлению», но это невозможно: полученные знания и стереотипы блокируют наивность. Можно только имитировать детский рисунок. Но есть аутсайдерское искусство и искусство психически больных людей — возможность рисовать, как дети, у них связана с нарушениями психики.

4. Реалистичный рисунок, с 10 лет. До 6 лет ребенок еще мыслит шаблонами, а с 7 (когда идет в школу) — начинает больше узнавать о мире и мыслить богаче. Примерно с 10 лет начинаются попытки отобразить реальность максимально похоже.

Рисунок 10-летней Лизы — из презентации Антона

К подростковому возрасту у многих детей увлечение рисованием проходит — и это нормально.

Рисунок напрямую связан с психологическим развитием и познанием. Переход из одной стадии в другую может оборваться из-за психических проблем или стресса.

Психология детского рисунка

Творчество ребенка может многое подсказать о его состоянии и переживаниях. Например, если рисунок выходит за края листа, это может говорить об отклонениях в характере или эгоцентризме.

Но всегда нужно обращать внимание на контекст и систематичность действий. Например, доминирование черного или фиолетового цвета не всегда означает депрессию — может, ребенок просто любит монохромные цвета. Если вас что-то беспокоит, и это повторяется, нужно обратиться к детскому психологу.

Родители должны развивать в детях любознательность. Важно давать ребенку пространство для познания мира, но не безразлично «отпускать», а разговаривать с ним, научить его доверять. Главное — это свобода, уважение и забота. 

Вот хороший пример: в итальянском VOGUE детям из разных стран и разного возраста дали эту свободу. Ребят попросили нарисовать обложки:

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Vogue Italia (@vogueitalia)

Творческое развитие не всегда связано с рисунком. Как правило, хорошо рисующие дети еще и лепят, складывают оригами (работа с объемом прекрасно развивает мозг) и танцуют. Чем лучше развивается моторика, тем это лучше для интеллекта. Но нужны не только прикладные занятия — походы в музей, путешествия, музыка тоже развивают.

Список полезных книг

«Фантазия» Бруно Мунари. Веселая и классная книга — советую ее читать, даже если нет детей. В ней — приемы развития творческих способностей.

«Наш творческий мозг» Дика Свааба. О том, что очень часто на творческое развитие влияют психические сбои. Многие художники страдали психическими расстройствами. Например, стиль портретов Фрэнсиса Бэкона обусловлен тем, что он видел лицо человека в постоянном движении:

«Автопортрет» Фрэнсиса Бэкона (1969)

«Искусство и визуальное восприятие» Рудольфа Арнхейма. Эту книгу изучают и студенты-психологи, и студенты-художники. Там много рассуждений о том, как моторика связана с развитием ребенка.  

«Воображение и его развитие в творческой деятельности человека» Евгения Игнатьева. О фантазии и развитии творческих способностей ребенка.

«Психология ребенка и подростка» Анатолия Смирнова. Из нее я взял систему этапов развития детского рисунка.

«Как говорить с детьми об искусстве» Франсуазы Барб-Галль. Очень важный помощник в том, чтобы объяснить искусство детям простым языком, не навязав штампов.

Как расшифровать детский рисунок

Далеко не каждый взрослый способен передать словами переживания. Ребенок тем более ограничен словарным запасом и психологическими барьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не в таком явном виде, поэтому эмоции, страхи, симпатии и антипатии можно прочитать по рисункам ребенка.

Зачем анализировать детские рисунки

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

  1. соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
  2. симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
  3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
  4. страхи и скрываемые переживания;
  5. тайные желания.

Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.

Как определить уровень развития ребенка через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

  • Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
  • Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
  • Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

  • Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
  • О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
  • Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
  • Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
  • Фиолетовый – цвет фантазеров.
  • Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.

Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.

Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

  • Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
  • Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
  • Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
  • Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
  • Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
  • Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

В заключение

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

  1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
  2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
  3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

Детские рисунки говорят многое о доме: NPR Ed: NPR

Детские рисунки говорят многое о доме: NPR Ed Быстрый рисунок первоклассника может многое рассказать исследователям о том, что происходит — или не происходит — дома.

Уилл Хантсберри

Примеры оценки семейного рисунка: Рисунок ребенка с минимальными показателями семейной дисфункции (вверху) и рисунок ребенка с повышенным уровнем семейной дисфункции (внизу).

В. Роджер Миллс-Кунсе


скрыть заголовок

переключить заголовок

В. Роджер Миллс-Кунсе

Примеры оценки семейного рисунка: Рисунок ребенка с минимальными показателями семейной дисфункции (вверху) и рисунок ребенка с повышенным уровнем семейной дисфункции (внизу).

В. Роджер Миллс-Кунсе

Когда детям исполняется 6 лет, их рисунки имеют значение.

Не из-за этих лиловых единорогов или полосатых драконов, а из-за того, как дети рисуют себя и очень реальных людей в своей жизни.

В новом исследовании исследователи обнаружили, что дети, которые столкнулись с хаосом дома, включая высокий уровень шума, чрезмерную скученность, беспорядок и беспорядок, с большей вероятностью рисовали себя на расстоянии от родителей или намного меньшего размера по сравнению с ними. к другим фигурам.

В некоторых случаях эти дети рисовали себя с опущенными руками и равнодушными или грустными лицами.

Их рисунки были отражением этого простого факта: хаос в доме означал, что родители меньше общались с ними, и во многих случаях происходящее взаимодействие было короче и прерывалось.

В результате у детей обесценилось чувство собственного достоинства, говорит Роджер Миллс-Кунсе, который руководил исследованием с Бхарати Звара в UNC-Chapel Hill. Чтобы было ясно, Миллс-Кунс не обвиняла родителей или опекунов, а называла этот вид домашнего стресса «функцией бедности».

Исследователи усадили детей с маркерами и бумагой и попросили их нарисовать свои семьи. Без коучинга. Никаких других указаний.

Рисование обычно занимало 10 минут или меньше.

По словам Миллс-Кунсе, шестилетний возраст является «золотым пятном» для такого теста. Любой моложе, и ребенок не может управлять своим карандашом. Чуть старше, и она начинает усваивать концепцию идеальной семьи, которая затем может повлиять на ее рисунки.

Многие психологи используют тесты по рисованию как субъективный способ понять жизнь детей дома. Новым здесь является то, что Миллс-Кунсе и его команда считают, что создали систему оценки рисунков 9.0057 объективно — короче , что позволяет любому клиницисту взглянуть на семейный портрет ребенка и сделать примерно такие же выводы.

«Как инструмент оценки, он существует уже некоторое время, — говорит он о тесте по рисованию, — но теперь он берет его и превращает в исследовательский инструмент».

Для этого команда изучила распространенность определенных качеств — грустных лиц, удаленности от родителей и т. д. — и показала, что они указывают на хаос в доме, о чем раньше только подозревали.

В прошлом некоторые терапевты избегали полагаться на тесты рисунков из-за их двусмысленности, говорит Кирстен Каллен Шарма, нейропсихолог из Нью-Йоркского университета, которая когда-то использовала тесты, но больше не использует их.

«Моя коллега может интерпретировать рисунки не так, как я, поэтому необходимо продолжать разработку оценок, чтобы мы могли на них положиться», — говорит она.

Это новое исследование — первый шаг к тому, чтобы сделать эту надежность реальностью.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Что мы можем узнать из детских рисунков?

Дети любят рисовать. Примерно в возрасте двух лет они открывают для себя истинное удовольствие делать отметки. Они берут любой мелок, карандаш или ручку и пишут.

Наши малыши не пытаются изображать реальность этими каракулями. Это просто радостное исследование своей новой обретенной силы — способности оставить неизгладимый след в мире.

Важность писанины

О-о…
с www.shutterstock.com

Примерно к трем или четырем годам ранние прямые каракули превращаются в круговые каракули, и это очень важная веха. Их большие, непрерывные, круглые набросанные линии начинают соединяться, образуя замкнутые круглые формы.

Способность рисовать замкнутую форму знаменует собой начало способности представлять объекты окружающего мира. Это также знаменует начало способности образовывать буквы алфавита.

Придание смысла

— Это мумия?
Семья Пэссел/Flickr, CC BY

Постепенно каракули перестают быть просто внутренним интуитивным удовольствием для маленьких детей, поскольку взрослые в своей жизни ищут сообщения в своих метках.

Круглые формы становятся головами, солнцем или цветами. Мамы, папы, бабушки и дедушки и опекуны придают значение своим каракулям: «Это мама?» «Какой красивый цветок!»

Благодаря ободряющим разговорам и моделированию со стороны взрослых их каракули теперь стали восприниматься другими как «вещи». Это также введение в сложное и абстрактное представление о том, что написанные слова также являются символами смысла.

Наши дети начинают понимать коммуникативную силу своих меток.

Следующим важным достижением является способность распознавать «внутри» и «снаружи» этих форм. Точки внутри становятся глазами и носами, линии выходят наружу, превращаясь в руки, ноги, солнечные лучи, лепестки и стебли. Эти же навыки необходимы для улучшения написания букв алфавита.

Взрослые в своей жизни взволнованы, и эти положительные отзывы воодушевляют наших детей. Их рисунки хвалят, вешают на стены детских садов, вешают на дверцы холодильников. И так рисуют и рисуют.

С точки зрения четырехлетнего ребенка — что не нравится в рисовании? Это доставляет им огромное внутреннее удовольствие и, кажется, делает счастливыми и их близких. За исключением, видимо, случая, когда он на стене спальни… в биро…

Не все радуги и цветы

Пяти- и шестилетние дети склонны рисовать цветы и радугу, потому что их легко рисовать.
Тодд Сандерс/Flickr, CC BY

Взгляните на дверцы холодильников по всей стране, и вы поймете, что каракули превратились в одержимость цветами, солнцем, радугой и домами с остроконечными крышами. Пяти- и шестилетние дети кажутся зацикленными на них.

Оказывается, все это довольно простые фигуры для рисования, и они представляют собой очень легко распознаваемые схемы, а это означает, что вы получите много похвалы от вашей аудитории. Их рисование приносит много внешней похвалы и внутреннего удовольствия.

Но если присмотреться к рисункам пяти-, шести- и семилетних детей, можно увидеть гораздо больше, чем солнечные лучи, леденцы и радуги. Пропорции предметов на их рисунках имеют мало общего с реальной жизнью.

Вещи, которые производят на них впечатление, вырисовываются на странице. Следовательно, пупки и ресницы часто занимают видное место в рисунках маленьких детей.

Более отрезвляюще: заборы и колючая проволока занимают видное место в рисунках детей в центрах содержания под стражей.

Примерно к семи годам достигается еще одна веха в рисовании, когда дети начинают закреплять свои рисунки на странице, где раньше их объекты беспорядочно плавали в пространстве.

Они рисуют базовые линии и линии горизонта, обычно тонкие линии зеленой травы и голубого неба, пытаясь представить мир, который они видят вокруг себя.

Почему дети перестают рисовать?

К девяти или десяти годам у многих детей радость от рисования начинает угасать. Они начинают смотреть на свои рисунки резко самокритичными глазами, поскольку они стремятся представить реальность и обнаруживают, что им не хватает навыков для этого.

Их довольно схематичные цветы, закрепленные на полосе зеленой травы, больше не выглядят настоящими. Они знают, что руки — это не круги с пятью расходящимися линиями, но они не могут нарисовать настоящие руки.

Взрослые, которые когда-то любили все, что рисовали, теперь кажутся менее влюбленными. В школе учителя больше не поощряют рисование, а многие и препятствуют этому: «вы можете нарисовать картинку, если и когда закончите писать».

Кажется, все сговорились против того, чтобы наши дети продолжали рисовать.

Нам нужно учить рисовать

Когда наши десятилетние дети перестают рисовать, потому что «у меня это плохо получается», они теряют важный инструмент обучения. Когда рисование выпадает из нашего творческого и коммуникативного репертуара, мы оказываемся в невыгодном положении.

Рисование позволяет нам тестировать и играть с чувствами и идеями. Развивает вербальные навыки чтения, письма и разговорной речи.

Рисование — это способ пристального наблюдения за миром вокруг нас, записи того, что мы наблюдаем, и использования этого в качестве основы для дальнейших исследований. Это может быть важным игроком в нашем внутреннем диалоге, когда мы прорабатываем концептуальные задачи.

Рисование — это приобретаемый навык; мы улучшаем с инструкцией. Тем не менее, мы уклоняемся от уроков рисования для детей. Существует неуместный страх, что мы задушим творчество, если вмешаемся с инструкциями по рисованию.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *