Содержание

как помочь ребенку — Иркутская областная детская библиотека имени Марка Сергеева

Страх охватывает нас, когда мы чувствуем угрозу жизни, здоровью, сложившимся отношениям с людьми, положению в обществе или в кругу друзей. Страх способен парализовать волю к действию либо, напротив, породить у человека необузданную активность в виде панического бегства или бессмысленного суетливого поведения. Мышление замедляется, мускулы напрягаются, а в состоянии ужаса человек может на какое-то время просто остолбенеть. В самых острых формах страх опасен для жизни и психического здоровья.

В мире нет ребенка, который ничего бы не боялся. Каждый возраст «несет» в себе свой страх. Для младенцев – это отсутствие рядом мамы и появление незнакомого человека. Подрастая, ребенок боится громких, непонятных звуков, неизвестных предметов, чужих людей и даже собственных родителей, когда они предстают перед ним в неизвестном обличье, например, в новой шубе, большой или мохнатой шапке. Страх высоты и лестниц возникает у падавших и сильно ушибившихся детей, которые при падении испытали сильную боль.

С 3-х лет дети чаще всего боятся темноты, страшных сказочных персонажей, боли, высоты, смерти своей и своих родителей. С 12 лет количество страхов должно сокращаться.  Страхи у подростков – не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрывают это. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых: когда нет чувства безопасности и ощущения уверенности в ближайшем социальном окружении.

Но стойкий страх появляется далеко не у каждого. К нему предрасположены мнительные, неуверенные в себе и стеснительные дети.

Родители должны знать, что детские страхи – естественная составляющая этапа взросления. Легче всего эти этапы проходят, если родители спокойны и с пониманием относятся к своему ребенку. Не следует ради послушания пугать детей волком, Бабаем, чужим дядей. Воспитание страхом – жестокое воспитание. Последствия его – тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность.

Дети чаще пугаются не того, что случилось, а чересчур бурной реакции на происходящее у родных и близких ему людей. Профилактика страхов – воспитание оптимизма, воспитание уверенного и самостоятельного ребенка.

Страхи (как и все, что волнует ребенка) находят отражение в его рисунках. В них он борется со страхами. Ребенок не просто рисует «страшного человека», чудищ, Бабу-ягу, он рисует их или смешными, или себя рядом с ними вооруженного, смелого и непобедимого. Тем самым объекты страха теряют свою угрожающую суть. Можно страшному чудовищу нарисовать бантики или другие забавные элементы. Когда страх становится смешным, он перестает пугать. После этого можно рисунок вместе с ребенком порвать или сжечь.

Отлично помогает избавиться от детских страхов лепка из пластилина. Этот способ хорош, если ваш ребенок не любит рисование. Пусть он слепит свой страх, а затем скатает его в шар.

Игра – лучшая психотерапия. Играя, можно побегать за волком с ружьем (пусть мама или папа наденут маску волка). И теперь «волк» уже боится, просит прощения за свои проделки. В игре ребенок и сам может побыть волком, Бабой-ягой, попугать родителей. Очевидно, что в игре, как в древнем обряде, страх изживается символическим действием, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.

Проигрывайте ситуации, которые помогут преодолеть страхи, например, ребенок боится врачей – играйте в больницу. Если ребенок боится ходить в детский сад, обыграйте с ним ситуацию, в которой вы выполняете роль ребенка, а ваш ребенок пусть будет воспитателем.

Многие мамы и папы допускают ошибку, оставляя ребенка в одиночестве в темной комнате, зная, что он боится темноты. Родители считают, что так они воспитывают в нем мужество. Поплакав, ребенок засыпает, но засыпает измученный страхом. Мужественным он не станет. Такие дети чаще всего подвержены неврозам. Если ребенок боится спать в темноте, включите ночник, расскажите сказку, дайте любимую игрушку, пусть малыш засыпает с ней в обнимку и чувствует себя в безопасности.

Будьте внимательны к вашему взрослеющему ребенку (особенно, если он является старшим), у него также могут быть свои страхи и волнения.

У 7–8-летних детей помимо тревог, связанных с учебой (контрольные, оценки, экзамены, записи в дневнике), наблюдается страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения (школа, сверстники, семья), особенно они боятся не оправдать ожидания родителей. Старайтесь больше прислушиваться к своему ребенку. Дайте понять, что дома его всегда любят и ждут, даже если у него не всегда хорошие отметки в школе. Помогайте ему самому принимать решения, благодарите за помощь и хвалите за ответственность.

Чем больше конфликтов в жизни подростка (11–16 лет), тем больше у него страхов. Чаще всего боязнь возникает из-за постоянных запретов педагогов и родителей, конфликтов со сверстниками и т. д.  Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой – быть вместе со всеми, соответствовать ценностям и нормам своей группы. Разрешить это противоречие нелегко. Старайтесь быть более лояльным к агрессии и возбудимости ребенка. Сейчас важно понять, что подросток – это отражение вас самих. Поэтому в первую очередь начинайте работать над собой.

Истоки страхов следует искать в семье и той обстановке, в которой воспитывается ребенок. У спокойных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. А страхи и нервозность родителей (главным образом у мамы) автоматически передаются детям. Конфликтные отношения между родителями в семье также могут являться причиной страхов ребенка, так как он чувствует свою вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. По мнению психологов, наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство.

От страхов ограждают мудростью. Будьте терпеливы к своему ребенку, чаще его обнимайте, разговаривайте с ним о его переживаниях, он должен чувствовать вашу любовь и защиту.

 

Что нужно знать о детских страхах – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 6 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

«Мой ребенок всего боится — темноты, пылесоса, миксера, собак и посторонних людей. Он не может оставаться один в комнате, все время ходит за мной хвостиком, хнычет и просится на ручки»… Что делать в такой ситуации? Как помочь ребенку справиться со страхом и тревогой? Рассказывает детский психолог Наталья Барложецкая.

Страх — это нормальная эмоция

Нормально развивающийся и психически здоровый ребенок подвержен огромному количеству страхов. Сила реакции на страхи зависит от врожденного темперамента ребенка. Одни дети подвержены тревоге сильнее, они острее реагируют на внешние стимулы. Другие более устойчивы, их реакция проявляется менее ярко. Однако боятся все. Потому что страх и тревога — это нормальные эмоции, которые возникают в ответ на угрозу нашей жизни или нашим интересам. Маленькому ребенку сложно понять, что является угрозой, а что нет. Детские страхи как раз и отличаются тем, что чаще всего не связаны с реально существующей угрозой. Нередко это обычная информация, которую ребенок получил от взрослых и пропустил через призму своей фантазии и живого воображения.

Взрослый человек тоже боится, просто он уже научился преодолевать свои страхи. Он осознаёт их, подвергает осмыслению и рационализации. Все это снижает интенсивность переживания неприятных эмоций. А ребенок лишен подобных адаптационных механизмов, поэтому переживает страхи намного острее. То, что взрослому человеку может показаться легкой преградой, для ребенка представляется непреодолимым препятствием.

Большинство детских страхов  при правильном отношении к ним бесследно исчезают по мере взросления. Это так называемые типичные страхи, которые обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Разновидности детских страхов

Новорожденный боится громких звуков, проявляет тревогу при продолжительном отсутствии мамы, в восемь месяцев возникает страх перед незнакомцами.

В период от одного года до трех лет малыш боится резких звуков, посторонних людей, одиночества, высоты, боли, уколов и медработников. В два года может появиться страх перед животными, чаще собаками, и перед движущимся транспортом. На третьем году возникает страх перед наказанием.

| Читайте также:

Не надо запугивать детей бесами

В возрасте от трех до пяти лет возможны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Родители часто пугают детей этого возраста Бабайкой, Серым волком, Бородатым Дядькой, доктором и так далее. Этого делать нельзя ни в коем случае. Подобные методы только усугубляют проблемы ребенка и могут привести к серьезным психическим расстройствам.

Ребенок от пяти до семи лет обладает хорошо развитой фантазией, поэтому нередко появляются страхи, связанные с представителями потустороннего мира — привидения, черти, домовые. (От редакции: о детских страхах религиозного происхождения см. статью протоиерея Игоря Фомина «Не надо запугивать детей бесами» [ссылка!]) Нередко возникновение подобных персонажей спровоцировано компьютерными играми, фильмами и видео в социальных сетях. В этом возрасте появляется самый главный, ведущий страх — страх смерти (своей и родителей). К концу дошкольного возраста появляется страх стихийных бедствий и катастроф: пожар, землетрясение, наводнение, падение метеорита, ядерная война. Эти страхи встречаются у каждого второго ребенка.

В возрасте от семи до одиннадцати лет ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники. Появляется страх таинственных явлений, предсказаний, суеверий.

Подростки боятся физических изменений, происходящих с ними, опасаются стать обезличенными. В то же время есть страх одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников.

Причины детских страхов

Наиболее распространенная причина появления детских страхов — чрезмерная опека в сочетании с повышенной тревожностью взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка. В этом случае малыш постоянно слышит о том, какие опасности его подстерегают:

  • «Не залезай на горку — упадешь, голову разобьешь».
  • «Не бегай с ребятами — руки-ноги сломаешь, глаз выбьешь».
  • «Не отходи от бабушки — потеряешься, будешь плакать и никто тебе не поможет».
  • «Будешь так себя вести — отдам дяде, пусть он тебя воспитывает».
  • «Не подходи к собаке, укусит. Будет больно, поедем в больницу, а там врач будет тебе уколы делать и зеленкой прижигать».
  • «Не трогай половник. Я сама налью, а то обожжешься».
  • «Не надо помогать, еще рассыплешь крупу. Потом убираться весь день будем».

Иными словами, детские страхи — это подчас страхи взрослых, переданные детям.

В семье, где очень опекающие и тревожные взрослые, любое проявление самостоятельности и познавательной активности ребенка пресекается. Люди боятся предполагаемой неудачи или травмы. Природное детское любопытство блокируется различными страшными историями и предостережениями. Все это становится плодотворной почвой для развития страхов и формирования таких черт характера, как боязливость и безынициативность.

Поэтому самый простой способ помочь ребенку справиться со страхами — это развивать его самостоятельность, поддерживать познавательную активность через совместные подвижные игры и преодоление трудностей.

Ребенок хочет забраться на горку? Дайте ему такую возможность, но стойте рядом и страхуйте.

Бегает по детской площадке с другими детьми? Пусть бегает. А когда упадет — вы его обнимете, утешите и вылечите ушиб волшебным маминым поцелуем.

Не хочет гулять с бабушкой? Делаете предупреждение, не слушает — идете домой. И никаких страшилок о дядьках.

Собака не укусит, если смотреть на нее с безопасного расстояния. А если собака подбежала сама — сначала спроси у хозяина, можно ли ее погладить.

 Суп — наливай сам, вот тебе для этого маленький половник. Не получается? Сейчас мама поможет, а потом научишься сам.

Хочешь помочь? Спасибо. А если крупа рассыплется — ничего страшного! Мы ее сметем веником в пакет и на прогулке пойдем кормить птичек.

Таким образом, каждый момент повседневной жизни ребенка может культивировать появление страхов, а может превращаться в точку личностного роста.

Как справиться с детскими страхами?

Если же предотвратить появление детских страхов не удалось, можно попробовать их проработать. В борьбе с типичными детскими страхами наиболее эффективны психотерапевтические техники, которые связаны с творчеством: рисунок, сочинение историй и игра.

Рисунок страха

Попросите ребенка нарисовать свой страх. Процесс рисования помогает малышу найти выход своим переживаниям, поделиться со взрослым тем, что его пугает. Внимательно вместе с ребенком рассмотрите рисунок. Задавайте вопросы о каждой детали. А что у него на голове? Это одежда или шерсть на теле? У него есть уши? А как он питается? Где живет? Как проводит свободное время? С кем встречается? Что он любит и чего боится?

Фото Елены Шумиловой

Сочинение историй

Предложите ребенку сочинить историю о страхе. Как он проводит отпуск? Был ли он маленьким? Есть ли у него бабушка? Вспомните мультипликационный фильм «Корпорация монстров». Персонажи этого фильма ходили на работу, мечтали об отпуске, жили повседневной жизнью. При этом монстры боялись обычных предметов, которых много в детской комнате. В процессе сочинения истории вы можете придумать такой предмет и разместить его в детской.

Сюжетно-ролевая игра

Попробуйте проиграть один день из жизни страха. Как он просыпается, завтракает, как собирается на работу или на прогулку. Чем больше веселых и интересных подробностей — тем лучше. Шаг за шагом, включаясь в игру, малыш постепенно преодолевает свой страх и обретает уверенность в собственных силах.

* * *

Типичные детские страхи преодолеваются довольно быстро и легко, если родители проявляют понимание, терпение, оказывают ребенку поддержку и дают возможность развивать самостоятельность и уверенность в своих силах.

Если типичные возрастные страхи сохраняются на длительное время и выражены очень ярко, это может служить признаком психического неблагополучия ребенка. Так появляются невротические или навязчивые страхи, они могут существенно ухудшать качество жизни любого человека. В том случае, если страх становится невротическим, то есть наблюдается продолжительное время, сопровождается постоянными тревожными мыслями, спасительными ритуалами, избегающим поведением и навязчивыми действиями, стоит обратиться за помощью к врачу-неврологу или к психотерапевту.

Когда ваш ребенок вдруг забеспокоился обо всем — Сегодняшний Родитель

Тара-Мишель с дочерью Анной.

В тревоге нет ничего нового для меня — я страдал от нее большую часть своей жизни. Я заболел тревогой , справился с паническими атаками и не спал по ночам.

Но до недавнего времени мою пятилетнюю дочь Анну редко что-то беспокоило. Даже когда мы переехали, она хорошо адаптировалась. Будучи малышкой , , она нормально посещала новые детские сады и приспосабливалась к новому персоналу. Она едва сказала мне «до свидания», прежде чем в сентябре прошлого года впервые ворвалась в свой младший класс детского сада.

Этим летом все изменилось.

симптомов тревоги Анны поначалу не казались чем-то особенным. В начале лета мы записали ее на футбол, и она сказала мне, что нервничает перед поездкой. Оказывается, ей это понравилось, и ей было грустно, когда это закончилось. Затем она нервничала из-за недельного дневного лагеря. И снова ей это понравилось, и она попросила вернуться.

Но к концу лета она провела еще одну неделю в другом дневном лагере. Она плакала каждый день, когда я приходил за ней. Она продолжала говорить, что скучает по мне, что, хотя и мило и душераздирающе, казалось маловероятным. Я подумал, что она переутомилась, перевозбудилась и, возможно, перегрелась. У нее по-прежнему было несколько друзей, и она получила удовольствие от нескольких экскурсий, но ее приступы плача выделялись для меня, потому что они были первым случаем, когда она не сразу полюбила новое место или занятие.

И это еще не все. Она беспокоилась о том, чтобы провести ночь в доме моих родителей родителей. Она очень беспокоилась о возвращении в школу в этом году, несмотря на то, что в прошлом году ей нравилось, и она не хотела прерываться на лето. Это переросло в нервные срывы из-за новой 15-минутной игры под наблюдением на открытом воздухе, где она с комфортом проводит дни с учителями и друзьями до утреннего звонка. Она сходила с ума по спортзалу из-за того, что они хотели запланировать какое-то конкретное занятие. Она была в истерике, когда я не заглянул к ней раньше той ночью, когда она засыпала. Недавно она проснулась и сообщила о кошмарах. Иногда, когда я выхожу ночью и звоню, чтобы зарегистрироваться, она плачет, что хочет, чтобы я вернулся домой.

Вместо того, чтобы обращаться к книгам, веб-сайтам и экспертам, я по прихоти решил научить Анну, как назвать свое беспокойство. Я спросил ее, знает ли она, что означает слово «беспокойство», и, по сути, объяснил его как «когда вы так беспокоитесь, что начинаете бояться». С тех пор, как мы начали говорить об этом по имени, она стала говорить мне спокойнее, когда чувствовала это. Мы также смогли обсудить разницу между нежеланием идти куда-то или что-то делать и нервничать по этому поводу, но желанием меньше нервничать и все же попробовать. Я также внедрила политику, согласно которой она должна попробовать это несколько раз и, если проблема все еще остается, найти решение (для футбола это было три игры, для школы — две недели). Кроме того, мы смотрим на прошлые примеры занятий, которые прошли хорошо, и я прошу ее вспомнить, почему они ей нравились. Я сама не была бы счастлива, если бы меня заставляли заниматься спортом или делать что-то, чего я действительно не хотел делать, но правда в том, что у Анны в таких ситуациях часто получается хорошо и она чувствует себя хорошо.

Анна всегда была чувствительной, но с чего вдруг такая перемена? Как правило, она постоянно приспосабливается, поэтому, хотя я думаю, что нет необходимости беспокоиться о беспокойстве моего ребенка, иногда довольно трудно не делать этого.

Как вы справляетесь с внезапными симптомами тревоги у ваших детей?

Тара-Мишель Зинюк — квир-мать пятилетнего ребенка из Торонто. Она начинала как мать-одиночка по выбору, а теперь стала со-родителем. Вы можете прочитать больше  ее посты здесь  и следите за ней в Твиттере @therealrealTMZ.

Ночные страхи у детей: Практическое руководство

© 2008 – 2014 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены необъяснимые звуки и темнота. В этой статье я рассматриваю

  • Эволюционную основу детских страхов
  • Почему дети могут быть биологически не готовы справляться самостоятельно, и
  • Как вы можете помочь своему ребенку преодолеть его страхи и тревоги

Если ваш ребенок страдает от пугающих снов или ночных криков, вы также можете прочитать эту статью о кошмарах и ночных страхах.

Ночные страхи в эволюционной и межкультурной перспективе

Если вы читаете это, потому что ваш ребенок страдает от ночных страхов, ему повезло по крайней мере в одном отношении: вы знаете об этом.

В ходе исследования детей в Нидерландах более 73% детей в возрасте 4-12 лет заявили, что испытывают страх по ночам (Muris et al 2001).

Другое исследование австралийских детей показало, что более 64% детей в возрасте от 8 до 16 лет признались в ночных тревогах или страхах (Gordon et al 2007).

В обоих случаях многие родители не знали о проблемах своих детей.

Почему так много детей сообщают о ночных страхах? И почему некоторые родители не выходят на связь?

Возможно, ответ связан с практикой одиночного сна.

В большинстве мест по всему миру маленькие дети спят с другими людьми. Но в некоторых западных странах дети должны спать одни.

Сон в одиночестве делает детей более боязливыми? Было бы удивительно, если бы совместный сон с родителями не уменьшил тревогу разлуки у ребенка — паническую реакцию, возникающую из примитивной части мозга, которая также обрабатывает информацию о физической боли (Panskepp, 2000).

И вполне логично, что дети могут найти  ночную  разлуку особенно неприятной.

На протяжении более 99% истории человечества наши предки жили как охотники-собиратели. Среди этих предков дети, оставленные одни на ночь, были бы чрезвычайно уязвимы для хищников. Оставить ребенка одного на ночь означало покинутость и (весьма возможно) смерть. Страх развился, чтобы держать детей рядом и в безопасности.

Немногим современным детям приходится беспокоиться о нападении хищников. Но склонность к страху остается, и некоторым маленьким детям трудно отличить фантазию от реальности. В результате у этих детей может быть больше ночных страхов (Zisenwine 2012), а сон в одиночестве может усугубить ситуацию.

В ходе исследования, в котором приняли участие более 900 детей Квебека в возрасте от двух лет, Валери Симар и ее коллеги обнаружили, что малыши, которые спали в кроватях своих матерей, реже страдали от ночных кошмаров в последующие годы (Simard et al 2008).

Корреляция наводящая на размышления, но не окончательная. Возможно, у детей, которые спят вместе, есть и другие преимущества, которые снижают риск ночных кошмаров.

Но одно кажется очевидным: спит ли ваш ребенок вместе с членами семьи или с ними, ночные страхи и тревоги следует воспринимать серьезно.

Хотя дети в австралийском исследовании были отобраны из общей популяции (в отличие от психиатрической практики или клиники сна), исследователи обнаружили, что около 10% детей, жалующихся на ночные страхи, соответствуют критериям тревожного расстройства.

Исследование, проведенное Симардом и его коллегами, сообщает о тесной связи между тревогой и плохими снами. Семнадцатимесячные дети, которых матери оценивали как тревожных, трудных или эмоционально неуравновешенных, чаще, чем другие дети, видели плохие сны в возрасте 29 месяцев (Simard et al 2008).

Исследователи предполагают, что некоторые дети — более заторможенные или тревожные — подвержены большему риску хронических ночных кошмаров и других психологических проблем. Если родители лечат страхи своих детей в раннем возрасте, они могут помочь своим детям избежать эмоциональных проблем в более позднем возрасте.

Борьба с ночными страхами вашего ребенка также может помочь ему лучше спать. Дети, страдающие от ночных страхов, могут страдать от проблем со сном и частых ночных пробуждений.

Наконец, мы должны иметь в виду, что все склонны остро реагировать на эмоциональные раздражители в конце дня. Эксперименты показывают, что миндалевидное тело — область мозга, которая обрабатывает эмоциональные события — становится сверхактивной, когда вы устали (Yoo et al 2007; Maski and Kothar 2013). Негативные эмоции могут естественно прийти к нам ночью.

Почему детям нужна помощь, чтобы справиться с ночными страхами

Взрослым трудно справиться со страхом и тревогой. Когда пожилые люди ложатся спать с чувством одиночества, угрозы, грусти или неуправляемости, на следующий день у них повышается уровень кортизола (гормона стресса) (Adam et al 2006).

Если это взрослый опыт, то каким он должен быть для ребенка, которому не хватает зрелых навыков преодоления трудностей взрослого?

Чтобы успешно справиться с ночными страхами и тревогой разлуки, ребенку необходимо

  • Хорошо развитое чувство времени («когда я снова увижу маму?»)
  • Способность контролировать эмоциональные порывы
  • Способность отличать видимость от реальности
  • Способность сознательно рассуждать и доверять рациональным выводам вводящая в заблуждение сенсорная информация («эта темная шишка на полу может выглядеть как чудовище, но я знаю, что на самом деле это куча одежды»)

Большинство детей не развивают эти способности до 5-6 лет — не случайно возраст, когда лобные доли начинают созревать (Eliot 2000). Лобные доли мозга позволяют нам рассуждать, решать проблемы и планировать заранее. Они также помогают нам решить, что делать с необработанными эмоциями, которые мы испытываем.

Последствия очевидны. Когда испуганные малыши и дошкольники предоставлены сами себе, они не знают, как себя успокоить. И даже после того, как дети разовьют способность рассуждать о своих эмоциях, нельзя ожидать, что они изобретут свои собственные эффективные методы лечения страха.

Более того, некоторые дети от природы более робкие, чем другие. Эти дети могут оказаться в невыгодном физиологическом положении, когда дело доходит до противостояния собственным страхам.

Дети с заторможенным темпераментом, как правило, имеют более высокую частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и более высокий уровень гормонов стресса. Они показывают большую активность мозга в правой лобной доле, где обрабатываются страхи и тревоги (Элиот, 2000).

А исследования на животных показывают, что миндалевидное тело — структура мозга, которая сообщает нам, когда нам следует бояться, — более чувствительно или «срабатывает» у робких детей (Fox et al 2005; Eliot 2000). Эти дети могут научиться меньше бояться. Но для этого им нужна чуткая, нежная поддержка родителей.

Каков итог?

Детям нужна помощь, чтобы справиться с ночными страхами, и им нужен помощник, чувствительный к стадии их развития и индивидуальному темпераменту.

Им нужен кто-то, кто успокоит их, даст чувство безопасности и научит преодолевать ночные страхи.

Короче говоря, они нуждаются в чутком, рациональном воспитании.

Как помочь детям справиться с ночными страхами: Контрольный список

Всегда подвергайте сомнению советы родителей, которые побуждают родителей оставлять детей, страдающих от стресса, одних на ночь.

Как отмечалось выше, детям не хватает инструментов для решения проблем самостоятельно. И даже сторонники стратегии обучения сну «выкрикивать» предупреждают, что такие подходы не подходят для маленьких детей и детей, которые особенно напуганы или встревожены (France and Blampied 19).99; Оуэнс и др., 1999).

Поговорите с детьми о разнице между фантазией и реальностью и докажите им, что в шкафу нет монстра.

Как отмечалось выше, дети, у которых есть проблемы с различением фантазии и реальности, могут подвергаться большему риску ночных страхов (Zisenwine et al 2012).

Учитывайте источники ежедневного стресса.

Дети, которые в дневное время беспокоятся о школе, о разлуке с родителями или о других заботах, чаще боятся темноты и боятся спать в одиночестве (Грегори и Элей, 2005). Возможно, вы сможете уменьшить ночные страхи вашего ребенка, помогая ему справиться с дневным стрессом.

Проверьте потребности вашего ребенка во сне и график сна.

Иногда родители переоценивают, сколько сна нужно их детям. В результате они отправляют своих детей спать задолго до того, как те успевают уснуть. Дети, оставленные вариться в темноте, имеют больше времени, чтобы сосредоточиться на ночных страхах (Ferber, 1995).

Чтобы узнать, как определить потребности вашего ребенка во сне, ознакомьтесь с этим руководством по воспитанию детей.

Избегайте пугающего телевидения, рассказов и изображений, особенно перед сном.

Это включает в себя пассивное воздействие, которое происходит, когда ваш ребенок присутствует в то время, как вы смотрите потенциально тревожный материал по телевизору. В одном исследовании сообщалось, что 5-6-летние дети, которые смотрели телепрограммы для взрослых, включая вечерние новости, в целом спали меньше и чаще испытывали нарушения сна (Paavonen et al 2006).

Борьба со страхом силой прикосновения.

 Физическая привязанность отключает тревогу разлуки (Panskepp 2006). №

Подарите своему ребенку комфорт в виде мягкого игрушечного животного или куклы.

Есть экспериментальные доказательства того, что этот старый резерв действительно помогает: в исследовании, в ходе которого испуганным детям случайным образом давали игрушечного «щенка-обнимашки», у детей было меньше ночных страхов и проблем со сном, чем у детей из контрольной группы. Эффект наблюдался независимо от того, была ли игрушка представлена ​​как защитник или как существо, нуждающееся в защите (Кушнир и Садех, 2012).

Постарайтесь набраться терпения.

Если ночные страхи вашего ребенка лишают вас сна, чувство обиды естественно. Но важно не направлять гнев или раздражение на ребенка. Если ваш ребенок чувствует себя отвергнутым, это только усилит его тревогу разлуки и усугубит ситуацию.

Мгновенно реагировать на кошмары.

Убедите ребенка, что кошмар не был реальным, и объясните, что всем иногда снятся кошмары. Чем быстрее вы разрушите чары пугающего сна, тем быстрее ваш ребенок сможет снова заснуть.

Для получения дополнительной информации о ночных кошмарах и их двойниках, ужасах во сне, см. это руководство по воспитанию детей.

Подарите ребенку ночник.

По мере того, как вы и ваш ребенок преодолеваете свои ночные страхи, вы можете переключаться на более тусклый свет (Glaze 2004). Но слово мудрому: найдите ночник, который излучает тусклый свет и свет с мягким, теплым оттенком.

Исследования показывают, что как яркий свет, так и синий свет подавляют выработку мелатонина в мозге и, таким образом, могут предотвратить сонливость вашего ребенка перед сном. Подробнее об этом читайте в статье «Наука о воспитании детей».

Будьте образцом спокойного, уверенного поведения

Когда ваш ребенок приходит к вам в состоянии страха, будьте теплыми, чуткими и отзывчивыми. Скажите ему, что вы понимаете, что он напуган, и что все иногда пугаются. Но не позволяйте сочувствию превратиться в чрезмерную защиту. ]

Многие животные — от птиц до обезьян — чувствительны к социальным сигналам о страхе (Zentall and Galef, 1988). Они приобретают страхи, наблюдая, как другие моделируют их. Дети не исключение. Если ваш ребенок считает, что вы обеспокоены или встревожены, он может стать еще более напуганным.

Покажите ребенку, как расслабиться

Например, успокоив плачущего ребенка, вы можете показать ему дыхательные упражнения.

В исследовании, направленном на снижение тревожности у маленьких детей, которым назначена медицинская процедура, исследователи научили детей делать медленные глубокие вдохи, заставляя их выдыхать в воздуходувки для вечеринок (Jay et al. 1987). Эти дыхательные упражнения уменьшали дистресс у 40% детей.

Противодействуйте пугающим мыслям образами счастья, безопасности и храбрости.

Когда ваш ребенок боится, помогите ему подумать о ситуациях, в которых он чувствует себя счастливым и контролирует ситуацию. Например, вы можете предложить ему представить, что он играет с любимым питомцем. Вы также можете попросить его попрактиковаться в том, чтобы говорить себе, что он смелый. Этот метод использовался в упомянутом выше исследовании (Jay et al. 19).87).

Обучение навыкам выживания с помощью ролевых игр

Многие дети преодолевают страх перед медицинскими осмотрами, играя в доктора. Вы можете применить этот подход и к ночным страхам.

В дневное время поговорите о страхах вашего ребенка и обсудите, как он может им противостоять. Помогите ребенку практиковать тактику, упомянутую выше: думать о хорошем, говорить себе, что он смелый, репетировать расслабляющие техники и превращать пугающих воображаемых существ во что-то глупое и не угрожающее. Затем попробуйте немного разыграть ролевую игру (Джей и др. 1987).

Если у вас есть еще один взрослый или старший ребенок, которому нужно помочь, вы вдвоем можете разыграть роли напуганного ребенка и помогающего родителя. Родитель показывает ребенку, как противостоять ночным страхам, и ребенок пробует каждую технику. После этой демонстрации попросите ребенка сыграть роль утешающего взрослого. Вы или любимая игрушка можете взять на себя роль испуганного ребенка.

В дневное время придумывайте вместе с ребенком истории, в которых главный герой (любимый вымышленный персонаж или герой вашего ребенка) учится преодолевать ночные страхи.

Этот метод, называемый десенсибилизацией рассказа, предназначен для того, чтобы дети меньше боялись, заставляя их противостоять своим страхам небольшими шагами (King et al 2001).

Начните с рассказа истории, в которой нет ничего пугающего. Затем представьте что-то, что немного пугает.

Например, если ваш ребенок боится пауков, вы можете добавить в рассказ очень маленького неопасного паука (того, который держится на расстоянии от героя). В ответ герой успешно практикует техники управления страхом, упомянутые выше.

Если эта история не расстраивает вашего ребенка, вы можете усилить пугающий элемент в следующей истории, например, заставив паука приблизиться. Таким образом, вы можете постепенно снизить чувствительность страхов вашего ребенка.

Если ваш ребенок страдает от сильных ночных страхов, проконсультируйтесь с врачом или лицензированным терапевтом.

Исследования показывают, что дети с проблемами в ночное время часто страдают от различных проблем в течение дня, включая беспокойство, импульсивность и ненормальный контроль внимания (Kushnir et al 2014). Специалист может порекомендовать программу помощи, адаптированную к индивидуальным потребностям вашего ребенка.


Рекомендации: Как справиться с ночными страхами

Адам Э.К., Хоукли Л.С., Кудиелка Б.М. и Качиоппо Дж.Т. 2006. Ежедневная динамика ассоциаций опыта и кортизола в популяционной выборке пожилых людей. Proc Natl Acad Sci USA. 103(45):17058-63.

Элиот Л. 2000. Что там происходит? Как развиваются мозг и разум в течение первых пяти лет жизни. Нью-Йорк: Бантам.

Ferber R. 1995. Бессонница у детей. В книге Р. Фербера и М. Крюгера (ред.), «Принципы и практика медицины сна у детей».

Фокс Н.А., Хендерсон Х.А., Маршалл П.Дж., Николс К.Е. и Гера М.М. 2005. Поведенческое торможение: связь биологии и поведения в рамках развития. Анну Рев Психол. 56:235-62

France KG и Blampied NM. 1999. Нарушение сна у младенцев: описание процесса проблемного поведения. Обзоры медицины сна 3 (4): 265-280.

Глазурь DG. 2004. Детская бессонница: почему Крис не может уснуть. Клиники педиатрии Северной Америки 51: 33-50.

Гордон Дж., Кинг Н.Дж., Гуллоне Э., Мурис П. и Оллендик Т.Х. 2007. Лечение ночных страхов у детей: необходимость современного рандомизированного контролируемого исследования. Clin Psychol Rev. 27 (1): 98-113.

Гордон Дж., Кинг Н., Гуллоне Э., Мурис П. и Оллендик Т.Х. 2007. Ночные страхи детей и подростков: частота, содержание, тяжесть, ожидание вреда, раскрытие информации и способы преодоления трудностей. Behav Res Ther. 45(10):2464-72.

Грегори А.М. и Эли Т.С. 2005. Проблемы со сном, тревожность и когнитивный стиль у детей школьного возраста. Развитие младенцев и детей 14: 435-444.

Джей С.М., Эллиотт, Ч.Х., Кац, Э.Р., и Сигел, С.Е. (1987). Когнитивно-поведенческие и фармакологические вмешательства при дистрессе у детей во время болезненных медицинских процедур. Дж. Консалт. клин. Психол. 55: 860-865.

Кинг Н.Дж., Хейн Д., Гуллон Э. и Моллой Г.Н. 2001. Полезность эмоциональных образов при лечении детских фобий: клинические рекомендации, примеры и проблемы. Консультативная психология Ежеквартально 14: 95-101.

Кушнир Дж. и Садех А. 2012. Оценка краткосрочных вмешательств при ночных страхах у детей дошкольного возраста. Eur J Педиатр. 171(1):67-75.

Кушнир Дж.1, Готельф Д2, Садех А. 2014. Ночные страхи детей дошкольного возраста: потенциальный маркер склонности к тревоге? Компр Психиатрия. 55(2):336-41.

Mahat G и Scoloveno M. 2003. Сравнение страхов и стратегий выживания, о которых сообщают непальские дети школьного возраста и их родители. J Педиатр Нурс. 18(5):305-13.

Маски К.П. и Котхаре С.В. 2013. Депривация сна и нейроповеденческое функционирование у детей. Int J Психофизиол. 89(2):259-64.

Мурис П., Меркельбах Х., Оллендик Т.Х., Кинг Н.Дж. и Боги Н. 2001. Детские ночные страхи: рейтинги родителей и детей по частоте, содержанию, происхождению, способу преодоления трудностей и серьезности. Behav Res Ther. 39(1):13-28.

Owens JL, France KG и Wiggs L. 1999. Поведенческие и когнитивно-поведенческие вмешательства при нарушениях сна у младенцев и детей: обзор. Обзоры медицины сна 3 (4): 281-302.

Paavonen EJ, Pennonen M, Roine M, Lahikainen AR (2006): Просмотр телевизора связан с нарушениями сна у 5-6-летних детей. Дж. Сон Рез. 15: 154–161.

Панксепп Дж. 2001. Аффективная неврология: основы эмоций человека и животных. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *