ГлавнаяРебенку 5Ребенок в 5 классе не делает уроки самостоятельно
Ребенок не хочет делать уроки: что делать родителям? Ребенок в 5 классе не делает уроки самостоятельно
Как заставить (научить) ребенка делать уроки
24.09.2017
Советы психолога
Анастасия Ашихина
Сентябрь. Начало учебного года. Как листья один за другим начали осыпаться с деревьев, так в кабинет психолога один за другим стали приходить родители школьников с одной и той же темой: «Что делать с выполнением домашнего задания? Семейный невроз! Помогите, спасите наши отношения!» И, как под кальку, одними и теми же словами: «Сидим до 12 ночи и делаем уроки, за день устали, сил никаких не осталось. Начинаем проверять — понимаем, что надо все переделывать. Начинаем объяснять — ничего не понимает, переходим на крик — ребенок в слезы: «нам не так в школе объясняют». Пытаемся вникнуть в то, что написано в задании — возмущаемся всей семьей: «И кто только пишет такие учебники?» Нервов никаких не хватает, всех хочется просто убить! Все на взводе, надо спать, утром ранний подъем. В итоге у ребенка уже нет сил самостоятельно собрать портфель. Ложимся и думаем: ведь не так планировали провести вечер, хотели сохранять со своим чадом теплые взаимоотношения, а выходит одна ругань!»
Многие родители, делая вместе с ребенком домашнюю работу, искренне обижаются и расстраиваются, когда видят плохую оценку за выполненное задание, как будто эту оценку поставили им. Замечание учителя в дневнике о плохом поведении в школе их сына или дочери, воспринимают буквально, как сообщение о том, что «ТЫ ПЛОХОЙ РОДИТЕЛЬ» и начинают доказывать обратное: «Я хороший, поставьте мне «5», оцените меня, а еще лучше, на очередной школьной линейке, вручите грамоту «Лучший родитель года»!
Как часто из-за нашей тревоги и в погоне за хорошими отметками рушатся отношения, начинаются ссоры в семье, дети и родители становятся в оппозицию друг другу. Все общение с ребенком сводится к одному: «Что в школе? Какие сегодня отметки? Уроки сделал? Поел? Ложись спать!» А что желают детям на днях рождения? Хороших отметок! Складывается ощущение, что для пап и мам главное в их жизни, «чтобы ты учился хорошо!». Все остальное как будто неважно или второстепенно. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь, что тем самым вы вызовете отвращение к учебе вообще.
В отношениях со школьными учителями, завучами и директорами вы всегда должны быть на стороне своего ребенка! Берегите своих детей! Старайтесь не ругать, не критиковать и не говорить ему, что «ты меня в гроб вгонишь из-за двойки по природоведению». Этим вы закладываете в него установку, взращиваете в нем чувство, что любят его только за хорошие отметки, а не потому, что он просто есть на этом свете.
Что же тогда получается? Если хорошая отметка — я хороший, если плохая — я плохой? Помните! Родительская любовь безусловна.
Есть люди, которые ненавидят отмечать свой день рождения лишь потому, что, когда в детстве они мечтали о каком-то подарке, родители ставили им обязательное условие: «вот закончишь четверть без троек, тогда получишь». Почему бы нам не перестать спрашивать у своих детей: «как там, в школе?» с единственной целью узнать про их успеваемость? Мы же тем самым портим с ними отношения. Нам что поговорить с ними больше не о чем? Может стоит начать интересоваться у своих детей их отношениями с другими людьми, их мыслями, чувствами, переживаниями? Спросите ребенка, как он себя чувствовал сегодня? Не волновался ли из-за чего-то? Что произошло интересного в его жизни? Сосредоточьтесь на нем самом, на вашей родительской любви и общечеловеческих ценностях.
Ответьте себе на вопрос: у кого больше психологических проблем и проблем со здоровьем в целом? У отличника или у троечника, или двоечника? А как сложилась жизнь у ваших одноклассников, много ли вы знаете счастливых пятерочников? Ведь, как показывает жизнь, чаще всего бывшие двоечники и троечники в большинстве своем стали успешными людьми, в отличие от отличников с их низкой самооценкой и плохим здоровьем.
Жизнь взрослого человека похожа на забег на длинную дистанцию по зарабатыванию денег. Папа и мама круглые сутки на работе, а как по-другому?! Надо оплачивать кредиты, налоги, ЖКХ, образование и т.д. И как следствие жизни взрослых — сумасшедшая нагрузка у детей. Чтобы не сидел без дела у компьютера, не шатался по улице без присмотра, не был предоставлен сам себе, ребенка надо загрузить, что называется, по полной программе: спортивные секции, кружки, языки, репетиторы… И что мы имеем в конце? Время спать, а уроки еще не сделаны.
Запомните, пожалуйста, у ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он НИЧЕГО не делает: от 2 до 4 часов в день. Тревожные, амбициозные родители заорганизовывают своих детей, и, как следствие, получают неврозы и все, что к ним прилагается. О каком доверии, самостоятельности, свободе воли, праве на ошибку может идти речь, когда, благодаря тревожности родителей, у ребенка день расписан поминутно.
Повторяю: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать: «как там, в школе?» не надо. И пожалуйста, НИКОГДА НЕ СРАВНИВАЙТЕ ЕГО С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ. И с собой в том числе. Есть родители, которые, вспоминая себя, говорят: «Какой же ты, у меня медлительный! Я все это делал(а) быстрее и лучше.».
Помните, у всех разные возможности, разный темп выполнения той или иной задачи. Уважайте личность вашего ребенка! Будет ли он с вами делиться тем, что происходит в его жизни, зависит только от вас. От того, как вы будете его слушать и что будете говорить и делать. Никогда без его согласия не вырывайте листы из тетради. Вы тем самым обесцениваете его самого и его труд. Если он сделал ошибку, не заставляйте его по десять раз переписывать начисто, ЖИЗНЬ — НЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА! Мы все имеем право на ошибку и на ее исправление. Все ошибаются: и взрослые люди, и маленькие дети, помните об этом. Дайте ему исправить ошибку самому, зачеркнув неправильное решение или ответ и написав правильный.
Если ваш ребенок не в состоянии делать уроки самостоятельно — этому всегда есть причина. Лень тут не причем. Такой категории, как лень, в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.
Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). И вместо того, чтобы тратить свои вечера на совместное сидение над учебниками, лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.
Тем не менее, способность ребенка самостоятельно работать — это, безусловно, навык, который надо осваивать с 1 класса. При этом важно помнить, что ребенок способен концентрировать внимание не более 20 минут, потом оно начинает рассеиваться. Пить захотелось, от соседей блинами запахло, кошка пришла и легла на стол. Не надо сидеть три часа кряду и нервничать из-за палочек и крючочков, в конце концов, все вырастают, научившись писать!
Одни родители хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей, а бывают родители, цель которых — тотальный контроль над ребенком, а уж каким он вырастет, не так и важно. Дайте ребенку самому научиться справляться с поставленными задачами, не делайте это вместо него. Вы же не собираетесь проживать за него его жизнь?! Но детям важно знать, что вы всегда будете рядом. И если им понадобится ваша помощь, вы всегда придете и поможете, только договоритесь об этом заранее.
Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семей: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать этого кошмара или хотя бы минимизировать его последствия?
Ответ прост: сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумайте о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно: не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком.
Решите для себя раз и навсегда, что для вас важнее: личность вашего ребенка или эгоистичная попытка навязать ему чужую жизнь. Берегите себя и своих близких.
Практические советы родителям
В начальной школе выполнение домашней работы не должно занимать более полутора часов. В пятом классе — не более двух, в 6–8 классе — два с половиной часа, в последних классах — три с половиной часа с обязательными перерывами.
У ребенка должно быть рабочее место, где нет ничего, что могло бы отвлекать его внимание во время выполнения уроков (игрушки, конструкторы, телевизор, гаджеты). Это не должен быть кухонный стол, где вместе с учебниками и тетрадками лежат продукты, и на котором мама или бабушка одновременно с этим что-то готовят.
Следует идти от простого к сложному. Начинать с предмета, который ребенку нравится больше, это придаст уверенности в своих силах. Потом переходить к более сложным заданиям. Если же ваше чадо, наоборот, быстро утомляется, начните с работы, которая требует максимальной собранности. Алгоритм всегда такой: сначала повторение правила или нового материала, потом закрепление.
Самостоятельность приходит со временем, поэтапно, поэтому сначала просто следите за тем, как ребенок выполняет задание, и при необходимости будьте готовы придти к нему на помощь и объяснить, если потребуется, то, что непонятно.
Не забывайте хвалить, постарайтесь не давать негативных оценок. Не надо бояться позволять ребенку делать ошибки. Дайте ему самому возможность найти ее и исправить.
Если вы видите, что ваш ребенок устал или плохо себя чувствует, вспомните себя в таком состоянии. Действуйте по обстоятельствам.
Будьте на стороне своих детей. Поддержите их, когда они в этом нуждаются. Берегите нервы и здоровый климат в своей семье.
zagerclinic.ru
Как научить ребенка самостоятельно делать уроки?
Моя дочь учится в третьем классе. Им очень много задают на дом — вечером просто не успеваю сделать с ней все уроки. Знакомые пугают, что с каждым годом нагрузка будет все больше. Я воспитываю ребенка одна, бабушек-дедушек нет. Работаю, с работы прихожу поздно. Обычно процесс подготовки уроков — крики и слезы. До поздней ночи. Что делать? Как научить дочку самостоятельно готовить уроки? Или уже поздно?
Mary, помогите своей дочери организовать своё время. Это один из важных моментов, ведь очень часто взрослые не умеют планировать свой день, а тут ребёнок.
Вечером придя с работы, спокойно сядьте и поговорите с ней. Объясните, что пока вы не можете изменить график своей работы, но уже думаете о том, как это сделать, чтобы проводить с дочерью больше времени.
Объясните, что можно от школы, от учебы получать удовольствие, главное во время всё учить, чтобы не было пробелов, так ей будет легче.
Составьте вместе план на следующий день, напишите его на листе бумаги, поставьте смайлики, чтобы он не выглядел унылым. Прикрепите его в комнате ребенка в самом видном месте у рабочего стола.
Предоставьте ей право выбора решить самостоятельно, что она хочет делать в первую очередь, можете расписать по времени, так дочери проще будет отслеживать пункты. После каждого выполненного задания, предложите ей себя похвалить.
Она может вычеркивать каждый выполненный пункт, или обводить его любым цветом, который будет служить обозначением «задание выполнено».
Для неё это будет своего рода игрой, но игрой которая поможет организовать ребёнка и вызвать интерес.
План на следующий день составляйте каждый вечер. Пусть это станет вашей совместной традицией. Вы можете добавлять туда такие пункты, как «вынести мусор» или «пропылесосить ковер», в общем подключайте её к помощи по дому.
Школьные задания следует начинать с более легких, так она будет наращивать уверенность в себе и своих знаниях.
Более сложные задания, предложите сделать самостоятельно в черновик, и убедите её в том, что если она с ним не справиться нет ничего страшного, вы сможете это разобрать вместе, когда вы придете с работы.
Но есть очень ВАЖНЫЙ момент. Донесите до ребёнка мысль, что когда она научится выполнять домашние уроки самостоятельно, вы сможете вечером заняться вместе чем-то приятным. ВАЖНО выполнять свои обещания, не ссылаясь на усталость после рабочего дня, уделите время своему чаду, займитесь чем-то интересным.
Разговаривайте со своей дочерью как со взрослой, дети это чувствуют и понимают, объясняйте, как вам бывает не легко и просите её о посильной помощи. Если сорвались и накричали, извинитесь, при этом объяснив своё состояние. Чем искреннее Вы будете со своим ребенком, тем больше он будет вам доверять.
И думайте о хорошем, думайте о своей дочери, как о самостоятельной личности, способной к росту и развитию, она уловит этот импульс и начнет меняться. Помните, ребёнок тоже страдает не меньше, чем вы.
Успехов Вам, Mary и спокойствия!
Онлайн консультант
www.silavolya.ru
Как правильно учить уроки самостоятельно, правила-советы
Дорогие читатели!
Я - не учитель, я - просто мама. Я просто стараюсь воспитать ребенка хорошим человеком - умным, добрым, отзывчивым и сильным. Когда возникают трудности, нахожу способы, как их преодолеть: читаю специальную литературу, консультируюсь со специалистами.
Когда ребенок учится в младшей школе – у него могут возникнуть проблемы с выполнением уроков, и родители это видят. В средней и старшей школе контроль значительно меньше, иногда заключается лишь во фразе «Ты уроки сделал?» А как ребенок сделал уроки? В полном ли объеме? Все ли ему понятно? С удовольствием ли он их делает? Или просто перекладывает книги и тетради в портфеле?
Мне знакома эта проблема и я серьезно подхожу к ее решению. Результатами своего труда хочу поделиться с вами – дорогие мамы и папы.
Если у Вас в семье есть ученик, думаю, что нижеприведенные правила-советы для школьников как правильно учить уроки ему пригодятся.
Я выделила 15 важнейших правил-советов, которые необходимо выполнять ребенку обязательно. Их выполнение поможет ему научиться самостоятельно и с удовольствием выполнять уроки. Чтобы не утруждать занятых родителей необходимостью вести разговоры с ребенком об обычных делах ежедневно, привожу правила-советы, непосредственно обращаясь к ребенку.
Вам остается только распечатать их и отдать Вашему чаду на изучение и воплощение в жизнь.
КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬ УРОКИ
1. Если ты учишься в первую смену, после школы следует пообедать, немного отдохнуть, погулять и только после этого садиться за уроки. Начинать выполнять домашнее задание нужно обязательно в одно и то же время. Если ты учишься во вторую смену, задания лучше всего выполнять утром, конечно, тоже в одни и те же часы.
ПОЧЕМУ? Дело в том, что мозг привыкает к тому, что в определенные часы его ждет работа, и успешно справляется с ней. Ну, а тебе остается только пользоваться этим. Следовательно, даже организм подсказывает, что режим дня необходим.
2. Всегда будь внимательным на уроках. Это прекрасно помогает лучше усвоить домашнее задание.
ПОЧЕМУ? Если ты понял, что к чему уже на уроке, то дома тебе остается только повторить, а не разбирать сначала.
3. Этот совет тесно связан с предыдущим. Научись всегда четко записывать домашнее задание.
ПОЧЕМУ? Если у тебя никогда не будет возникать потребность выяснять, что задано на дом, часами болтая по телефону, ты сохранишь чрезвычайно много времени, которое можно использовать с удовольствием.
4. Прежде чем начать выполнять домашнее задание, проверь, все ли у тебя готово: убери со стола все лишнее; держи всегда свое рабочее место в чистоте; свет во время занятий должен падать слева. Учебники и тетради, которые ты не берешь в школу, клади в ящик, а карандаши, ручки, линейки, которые не носишь с собой в пенале, удобно держать на подставке на письменном столе.
ПОЧЕМУ? Ничто не должно отвлекать тебя от важного дела. Во всем должен быть порядок.
5.Не начинай выполнять домашнее задание с самых сложных для тебя предметов. Начни с предметов средней сложности.
ПОЧЕМУ? Нагрузку мозгу нужно давать по нарастающей. Впоследствии, когда сосредоточишься, настроишься на рабочий лад, переходи к наиболее трудным. И напоследок изучи то, что является самым легким для тебя.
6. Перед выполнением домашнего задания не читай увлекательных книг, не смотри интересных передач по телевизору.
ПОЧЕМУ? От увлекательного дела (скажем, интересной книги) оторваться чрезвычайно трудно. К тому же, отложив книгу, ты еще долго будешь под впечатлением описываемых приключений героя. В таком состоянии очень сложно переключиться на рабочий лад, настроиться, так сказать, на волну обучения.
7. Чрезвычайно важным и полезным является этот совет. Начав дело, не отвлекайся, доведи его до конца. Начав выполнять уроки, не переключайся через полчаса на телефон или телевизор. Идешь в магазин за продуктами - не оставайся на улице с друзьями на два часа, иди домой, как и собирался.
ПОЧЕМУ? Так можно бросать все дела, не доводя до конца. Даже не хочется об этом говорить, но именно так ты делаешь свой путь к успеху слишком длинным и даже, скорее всего, невозможным. Поэтому, если ты замечал за собой такой недостаток, есть много причин сделать все, чтобы попытаться от него избавиться.
8. По возможности избегай так называемых внешних раздражителей. Некоторые считают, что могут сразу делать несколько дел: выполнять домашнее задание и слушать MP3-плеер, или играть с котенком. От такого обучения мало пользы.
ПОЧЕМУ? Если ты и выучишь уроки, то не так хорошо, как мог бы, потратив на это гораздо больше времени, причем сильнее устанешь. Это происходит потому, что мозг работает в этом случае с двойной нагрузкой. Тишина - вот что больше всего поможет тебе во время выполнения домашнего задания.
9. Этот совет также связан с предыдущим. Итак, ты приготовился выполнять домашнее задание, выключил телевизор, радио, выпустил погулять кота. Условия создал идеальные. А за окном - шум, гам, музыка, громкие разговоры. Придется учиться отключаться, т.е. переключать внимание, сосредотачиваться.
ПОЧЕМУ? Если ты сосредоточишься на своем деле, ни один шум тебе не помешает.
10. Очень важно и полезно через каждые 45-50 минут регулярно делать перерыв на 10-15 минут. Только ни в коем случае в это время не читай, не смотри телевизор, не решай кроссвордов! Хорошо бы размяться, выполнить несколько несложных физических упражнений. Можно выполнить какую-нибудь несложную работу по дому: пропылесосить, вытереть пыль, полить цветы или вынести мусор.
ПОЧЕМУ? Только таким образом мозг хорошо отдохнет, и ты будешь работать в полную силу.
11. Бывает так, что долго не можешь решить задачу - кажется, что она неразрешимая. Отложи ее на некоторое время. Выполни домашнее задание по другому предмету.
ПОЧЕМУ? Возможно, ты устал. Отдохни немного и снова попробуй решить задачу. Повтори правила, просмотри внимательно учебник и тетрадь, вспомни, не решал ли ты подобную в классе или дома. И тогда задача уже не будет казаться тебе такой сложной, и, безусловно, ты ее решишь.
12. Без сомнения, у тебя есть предмет, который нравится тебе больше остальных. Кто-то с первого знакомства очарован историей, кому-то интересно и легко решать математические задачи, у кого любимый урок - физкультура - тоже интересно и полезно. Желательно оставлять выполнение домашнего задания по любимому предмету на потом. Сначала лучше выполнить все другие задания.
ПОЧЕМУ? Если для тебя любимый предмет - это математика, ты пытаешься заранее решить все сложные задачи, если история, география или ботаника - читаешь много дополнительной литературы. Но из-за этого часто страдают другие предметы. На них просто не остается времени.
13. Выполняя устное домашнее задание по любому предмету, никогда не пытайся запомнить информацию слово в слово, зазубрить ее. Ты можешь попробовать вслух пересказать часть параграфа, которую только что прочитал. Это даже очень хорошо. Но пересказывать надо своими словами, так как ты понял.
ПОЧЕМУ? Только понимание, представление, переживание, осознание прочитанного облегчают запоминание материала и ведут к успеху.
14. Существуют предметы, изучению которых нужно уделять внимание каждый день. Прежде всего, это иностранный язык. Очень полезно тратить 10-15 минут в день на запоминание новых слов, читать вслух одну-две страницы текста. Да, возможно, тебе придется посидеть с часик.
ПОЧЕМУ? Но ты же знаешь, каким важным и полезным является сейчас знание языка. И к тому же в дальнейшем тебе будет легче выполнять задания по иностранному: ты сможешь быстро читать текст, переводить и даже сносно разговаривать. Думаю, ради этого стоит потратить время.
15. Этот совет является самым приятным. Когда ты закончил выполнять домашнее задание, наведи порядок на письменном столе, сложи все нужные вещи в портфель и - отдыхай. И ни в коем случае не думай об уроках! Лучше погуляй, побегай, помоги маме. Не стоит сразу садиться к телевизору или компьютеру.
ПОЧЕМУ? Потому что твой мозг и твои глаза и так очень хорошо поработали и устали. Как приятно каждый раз чувствовать себя человеком, который доводит каждое дело до конца и может отдыхать с чистой совестью!
Надеюсь, что приведенные правила-советы для школьников как правильно учить уроки пригодятся и сослужат хорошую услугу Вашему ребенку.
Человек, который каждое дело доводит до конца, закладывает прочный фундамент успешности. А не этого ли мы хотим для своих детей?
О том, как помочь ребенку учиться и что делать, если ребенок не хочет учиться, я писала ранее.
До новых встреч.
Понравилась статья?
Также Вам может быть интересно:
Правильный режим дня школьника. Зачем он нужен?
Стресс у школьников
Как правильно выбирать цветы
moedomovodstvo.ru
Как заставить ребёнка делать уроки
1 февраля, Александра Бондарева
Начнём с того, что заставлять ребенка что-либо делать — ни в коем случае нельзя. Ребенок – пусть еще маленькая, но все-таки личность. А значит с ним можно договориться и попытаться объяснить то, что от него требуется мирным путем.
Потому перед тем, как заставить ребёнка делать уроки, определи причины, приводящие его к этому, и попробуй их устранить.
Почему ребенок не делает уроки
Если твой ребенок отказывается делать уроки, причин для этого может быть несколько, начиная от банальной избалованности до психологического дискомфорта, который он может испытывать во время выполнения домашних заданий. Выяснив причину, ребенка с легкостью можно настроить на нужный лад.
Отсутствие опыта. В младших классах, после перехода ребенка из детского садика во «взрослую» школьную жизнь, он начинает испытывать стресс от навалившихся на него обязанностей. От непривычки ребенок быстро устает, его внимание рассеивается и ему становится скучно и неинтересно выполнять домашнее задание. Чтобы облегчить учебный процесс, сделай выполнение уроков интересным и разнообразным, и мотивируй ребенка на их выполнение.
Отсутствие ответственности. Банальная лень чаще всего является причиной нежелания заниматься и делать уроки. Объясни ребенку, что выполнение уроков – это часть его семейных обязанностей, настолько же важная, как для родителей их работа. Убеди его, что не выполняя домашнее задание, он может лишиться определенных благ. В этом моменте главное – не запугать малыша наказаниями, а просто лишить чего-нибудь важного для него, чтобы он понял, что безделье – это неэффективно.
Трудности с усвоением. Бывает, что ребенок отказывается выполнять какой-то один школьный предмет, начиная отвлекаться, откровенно скучать и зевать. Это значит, что с этим предметом возникли сложности по усвоению материала и ребенок нуждается в твоей подсказке и помощи. Разбери с ребенком все непонятные моменты в задании, старайся заинтересовать и привлечь его внимание, иначе сложности надолго отобьют охоту выполнять уроки.
Страх перед ошибками. Это психологический дискомфорт, который ребенок может испытывать после первых неудач по выполнению уроков. Возможно кто-то в классе (учитель или товарищи) осмеивал ошибки малыша и дразнил его по этому поводу, а у ребенка сформировалась боязнь перед совершением ошибки и неуверенность в своих силах. В этом случае, поможет только внимание со стороны родителей и их понимание ситуации. Не ругай ребенка за ошибки, старайся вместе с ним прорабатывать их, обращай на малыша больше внимания.
Нехватка внимания. Часто бывают и такие случаи, когда ребенок отказывается от выполнения домашнего задания, чтобы привлечь внимание родителей к своим проблемам. Помни, что ребенок – главный человечек в твоей жизни и старайся уделять ему побольше внимания и интереса к его жизни.
Если тебе трудно найти первопричину отказа от выполнения домашнего задания и достучаться до своего чада, собери семейный совет. Главным на этом совете должен быть сам ребенок, чтобы он мог почувствовать себя значимым и полноценным членом семьи. Вместе обсудив проблему, составьте план по ее решению (план должен писать сам ребенок!), вывесите его на видном месте и действуйте согласно намеченному, периодически обсуждая результаты на семейном совете.
Такие действия помогут ощутить ребенка себя взрослым и самостоятельным, научит решать проблемы и ощущать всегда твою поддержку и помощь.
Приучаем ребенка делать уроки
Разобравшись с причинами нежелания ребенка делать уроки, постарайся организовать процесс выполнения домашнего задания так, чтобы он был для ребенка интересным, необременительным и постепенно приучал к самостоятельности.
К выполнению домашнего задания ребенок должен приступать бодрым и отдохнувшим. Поэтому сначала дай ребенку пообедать и отдохнуть после школы. Но контролируй, чтобы отдых не затянулся до вечера, когда ребенок станет уже вялым и сонным.
Составь расписание и режим дня, в котором четкое время должно уделяться выполнению домашнего задания. Для его составления привлеки ребенка, чтобы он тоже чувствовал ответственность за его выполнение. Сразу же оговорите штрафные санкции за отклонение от плана: отлучение от компьютера, игр (но не от занятий в спортивных секциях!).
Хвали ребенка за каждое, пусть небольшое, достижение и поощряй его к выполнению новых – пусть ребенок чувствует собственную значимость.
Сделай в глазах ребенка «неучение» немодным. То есть, на своем примере или примере близких и знакомых людей объясни, что дает хорошее образование и почему без него не обойтись.
Позволь ребенку самостоятельно планировать порядок выполнения домашнего задания. Дай ему возможность начать с того, что менее всего получается, постепенно переходя к более сложным заданиям.
Правильно организуй свою помощь при выполнении домашнего задания – здесь важно найти «золотую середину». То есть, не стоит полностью делать уроки за ребенка и постоянно сидеть над ним – дай ребенку свободу и подключайся только к тем заданиям, в которых без твоей помощи просто не обойтись.
Наберись терпения. Не осуждай, не ругай , не кричи на ребенка, если у него сразу не все получается. Это может отбить у него навсегда охоту заниматься дальше и задавать вопросы, если ему что-то непонятно.
Обязательно делайте перерывы в работе. Чтобы ребенок не утомлялся и эффективней выполнял домашнее задание, он должен делать небольшие перерывы в 10-15 минут, чтоб отвлечься и дать мозгу отдохнуть.
Не превращай выполнение домашнего задания в наказание. Не заставляй ребенка переделывать работу, если он что-то сделал не так – лучше объясни непонятное, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем. Пустое переписывание не только делает выполнение уроков скучным занятием, но и убивает у ребенка веру в себя и собственные силы.
Запомни, что главная твоя помощь при выполнении домашнего задания – не заставить ребенка вызубрить урок и правильно решить задачу, а научить ребенка «УЧИТЬСЯ» и радоваться своим пусть небольшим достижениям.
amazingwoman.ru
причины и выход из ситуации
Главная » Дети » Ребенок не хочет делать уроки: что делать родителям?
28 11 2015
admin
Пока нет комментариев
Немногие дети любят учиться в школе. Делают домашние задания с трудом, без удовольствия, выполняют неаккуратно или вовсе не готовят. Родители редко поступают правильно в такой ситуации. Одни нервничают, повышают голос, обзывают обидными словами, наказывают. Это усугубляет ситуацию. Другие нанимают репетиторов, делегируя им всю ответственность за образование, а, значит, и будущее своих детей. Третьи не нагружают себя этой проблемой, предоставляя детей самим себе.
Ребенок не делает уроки: в чем причина?
У негативного отношения детей к школе имеются серьезные причины. Детям неинтересно то, чему их учат. Угнетает необходимость запоминания непонятных вещей. Пугает, что на уроке они не смогут правильно ответить у доски, получат негативную оценку и нелестный комментарий учителя или одноклассников.
Причины, по которым дети не хотят готовить домашнее задание:
Не знают, как его выполнить, боятся ошибиться и получить плохую оценку. Гораздо легче списать у отличника и быть уверенным в работе.
Ленятся и отвлекаются. Такие дети могут часами «зависать» в телефоне или компьютере, но к домашней работе так и не притронутся. Современные гаджеты отнимают много времени даже у взрослых, а подростку или ребенку и подавно легко потеряться в разнообразии игр и социальных сетей.
Неинтересен предмет.
Как мотивировать ученика?
Чтобы мотивировать ребенка самостоятельно и аккуратно делать уроки, заинтересуйте его в результате. Спешим сказать, что обмен выполненного задания на сладости, подарки и карманные деньги работает недолго. Это еще и опасный путь.
Некоторые дети отреагируют на перспективу стать лучшим в классе, отличником, «медалистом», а впоследствии – генералом, миллионером, президентом. Детей творческого склада попробуйте сначала заинтересовать каким-то одним предметом. Поскольку в современной школьной программе происходит интеграция дисциплин, то скоро такой ребенок становится успешным по большинству предметов.
Детям, чувствительным к мнению окружающих, объясните, каким авторитетом и уважением пользуются примерные ученики у товарищей и преподавателей.
Родителям стоит спокойно и доброжелательно поговорить с ребенком, понять суть проблемы. Может, это страх. Не знает, как выполнить задание. Приходит в школу неготовым и мучается на уроке. Потом скрывает от родителей плохую оценку. Эти страдания длятся месяцами, порождая неврозы и агрессию. Со временем ребенок привыкает быть «плохим» и вовсе перестает учиться. Согласен жить с «клеймом».
Достаточно помочь с домашней работой пару раз, и проблема исчезнет. Объяснить, как сделать задание, показать, где найти информацию о способах решения задач, написании сочинения или доклада. Увы, в учебниках материал не всегда понятно изложен даже взрослыми. Учителя, случается, тоже не блещут ясностью объяснения.
Помогая ребенку, важно не раздражаться и не изображать жертву, иначе он перестанет делиться с вами проблемами. А в жизни уроки – не самая большая сложность.
Не стоит навязывать свою последовательность выполнения домашнего задания по предметам, требовать делать больше, чем задано. Даже подростку трудно сосредоточенно заниматься больше 30 минут.
Помощь родителей в ситуации
Что необходимо сделать родителям, чтобы ребенок начал выполнять домашнюю работу?
Отвести ему определенное время для этого. Например, каждый день после уроков в 19.00 вечера. Строго в это время ребенок выключает компьютер, телефон и садится за уроки. До 19.00 он может делать все, что хочет.
Помочь с трудными уроками и заданиями.
Научить искать информацию и решения сложных задач.
Объяснить, что плохая оценка – тоже оценка, и даже если он сделает ошибку в домашней работе, ничего страшного не случится.
Научить выполнять уроки последовательно, а не хвататься за все сразу. Это поможет лучше концентрироваться и повысить эффективность обучения.
Выяснить, какой школьный предмет ему нравится больше – гуманитарный или технический.
Обеспечить дома тишину и спокойствие на время выполнения домашней работы. Если в квартире шум и гам, гости, веселье, то ребенку трудно сосредоточиться. А еще и обидно – все веселятся, а ему уроки делать надо.
Подскажите, что лучше сперва выполнить простые задания, а потом приступать к сложным. Так эффективнее.
Рабочее место ребенка должно быть комфортным: правильное освещение, просторный стол и удобный стул, приятные предметы под рукой (точилка или карандашница с героями любимого фильма, игрушка, ручной тренажер). Процесс можно превратить в творчество, а проверку уроков в игру. Можно похвалить и за мелочь, а ошибку перевести в шутку. Смешное и приятное лучше запоминается. А цели обучения как раз запомнить информацию, усвоить навыки, чтобы в будущем стать специалистом и найти место в жизни.
zhasminka.ru
Как заставить ребенка делать уроки?
Как только малыш идет в школу, все родители мечтают о том, что каждый день, вернувшись с учебы, покушав и немного отдохнув, он по собственной инициативе будет приступать к выполнению домашнего задания. Папы и мамы хотят, чтобы их дети были самыми умными, сообразительными, внимательными, легко справлялись со всеми школьными заданиями и радовали успеваемостью. Однако, это идеальная картинка, которая встречается довольно редко.
Чаще всего наблюдается противоположная ситуация: Ваше чадо не хочет делать уроки и готово заниматься чем угодно, только не домашними заданиями. Знакома ли Вам такая ситуация? Что дальше? Родители расстраиваются, нервничают, в ход идут уговоры, угрозы, компромиссы, а иногда даже крики и скандалы.
Что делать? Как заставить ребенка делать уроки? Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?
Для начала давайте разберемся в основных причинах, почему ребенок не хочет делать уроки.
Ребенок не хочет делать уроки: главные причины
1. Малыш ленится
Действительно есть дети, которые по своей природе очень ленивые и иногда кажется, что их вообще трудно заставить что-то делать.
2. Ребенок не понимает предмет
Если кроха не понимает предмет, ему не интересно делать домашнее задание.
3. Ребенок боится неудач
Есть дети, которые панически бояться потерпеть неудачу, и это касается любого дела, домашнего задания в том числе. Они бояться сделать что-то не так. Страх не справиться с заданием отбивает стремление пробовать.
4. Усталость
Каждый день подолгу заниматься умственной деятельностью сложно. А дети делают это независимо от способностей и желания. Усталость, которая накапливается на протяжении занятий в школе, вызывает только одно желание – отдохнуть.
5. Ребенок надеется на то, что кто-нибудь сделает за него хотя бы часть работы
В младших классах родители с большой охотой помогают малышам делать домашние задания. Они считают, что ничего страшного не произойдет, если они сделают за ребенка парочку упражнений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок и в средней, и в старшей школе рассчитывает на подобную помощь.
6. Ребенку не хватает внимания и любви
Некоторые дети нежеланием выполнять домашнее задание пытаются просто привлечь внимание родителей. Они таким образом добиваются хоть какого-то проявления чувств от взрослых.
Как заставить ребенка делать уроки без криков, скандалов и истерик?
Не удивительно, если ребёнку больше хочется играть, чем учиться. Попробуйте объяснить крохе, что Вам тоже не всегда приходится делать только то, что хочется. Иногда надо делать то, что НУЖНО. Предложите ему такой вариант: ты пойдешь делать домашние задания, я — готовить ужин, а вечер проведем в свое удовольствие.
Расскажите крохе, какую пользу приносит своевременное исполнение домашних заданий: он учится быть более организованным, усидчивым и ответственным, планировать свой день, а это ему нужно будет для достижения важных жизненных целей. Но, ни в коем случае не рассказывайте все это в форме нотаций.
Если ребенок не хочет делать уроки потому, что не понимает предмет, постарайтесь ему помочь. Только не выполняйте задания вместо него, а просто объясните тему. Если какой-то предмет дается малышу с трудом, лучше нанять репетитора.
Не оставляйте без внимания жалобы карапуза на головную боль, усталость. Эти симптомы могут быть причиной стресса, переутомления, ведь сейчас очень сложная программа. Можно проконсультироваться с врачом и попринимать какие-то витамины. Следите за тем, чтобы кроха вовремя ложился спать, не избегал умеренной физической нагрузки, правильно питался.
Очень важно, чтобы у ребенка было хорошее рабочее место и все необходимое для выполнения заданий. Возле рабочего места школьника и на нем не должно быть ничего такого, что бы его отвлекало в процессе работы.
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?
Определите сферы ответственности. Малыш должен понимать, что его оценки – это его ответственность (не мамина, не папина, не бабушкина). Оценки напрямую зависят от того, как он выполнит домашние задания.
Постарайтесь для выполнения домашнего задания выделять одно и то же время. Ребенок должен привыкнуть к тому, что он приходит со школы, переодевается, кушает, немного отдыхает и делает уроки, тогда он не будет тянуть до последнего. Объясните, что если кроха пораньше сделает домашку, у него потом больше времени будет для игр.
Ребенок должен сам читать задания и вникать в них. Помогать и пояснять родителям нужно тогда, когда без этого не обойтись.
Дайте ребенку возможность попробовать выполнить задание самостоятельно, пусть даже в первый раз с ошибками, но, на черновике, чтобы не переписывать несколько раз.
Не ругайте ребенка за оценки. Если он получит ниже оценку, чем Вы рассчитывали за задание, которое выполнил сам, ничего страшного. Это его опыт.
Доверяйте своему ребенку.
Когда лучше делать уроки?
Если на улице хорошая погода и ребенок хочет пойти погулять, посоветуйте ему сделать таким образом: сначала справиться с письменными заданиями, потом пойти погулять, а вечером доделать устные. Хорошим вариантом может быть продленка, когда дети делают уроки в школе.
Помните, что делать домашние задания несколько часов подряд сложно, через каждые 40 минут нужны перерывы на 10-15 минут.
Мы поговорили с Вами о том, как заставить и научить ребенка делать уроки, если у Вас есть, что добавить, пишите в комментариях.
Не пропустите интересные статьи:
karapysik.ru
Как заставить ребенка делать уроки без скандалов
Как часто родители жалуются на детей, которые не хотят самостоятельно делать уроки, требуя присутствия мамы рядом! Но не спешите обвинять чадо в лени и глупости — иногда ребенок действительно не в состоянии заниматься один. Почему же возникают такие проблемы и как с ними бороться?
Наиболее распространенные причины, из-за которых ребенок отказывается заниматься самостоятельно, — это гиперактивность с дефицитом внимания и непосильная нагрузка. Гиперактивного ребенка узнаешь сразу: он постоянно вертится, крутится во время уроков, а на переменах носится, сбивая других детей. Ему очень трудно долго сидеть на одном месте и выполнять монотонные задания. Он все время отвлекается на посторонние вещи, вместо того чтобы слушать учителя. Но такая рассеянность и непоседливость объясняется повышенной возбудимостью нервной системы и эмоциональной неустойчивостью, а не вредностью ребенка.
Для начала покажите ребенка невропатологу и психологу. Консультация специалистов ему просто необходима! Но и вы сами можете во многом ему помочь. Например, избавьтесь от всех предметов, которые отвлекают его внимание. Скажем, если он сидит у окна и сбоку орет телевизор, а рядом лежит миллион всяких интересных вещичек, ему, естественно, труднее сосредоточиться, чем, если бы он сидел перед голой стеной спиной к окну. Вот и посадите его там! Это, конечно, несколько утрированный совет, но тенденция верная. Гиперактивному ребенку нелегко совершать несколько действий одновременно. Так пусть делает что-то одно! Например, скажите ему: «Сейчас ты переписываешь текст. Потом читаешь первое предложение. Ищешь в нем подлежащее. Затем подчеркиваешь подлежащее…» и т. д. То есть, вы должны ему расписать программу действий вплоть до мелочей, чтобы он одновременно выполнял только одно задание. И не забудьте похвалить ребенка за усердие! В общем, запомните: вы должны не столько наказывать за то, что не получается, сколько хвалить за то, что получается.
Трудности при обучении
Сейчас нередко родители отдают детей в первый класс чуть ли не с пяти лет, да еще выбирают школу с усложненной программой. Неудивительно, что многие дети не справляются. У них пропадает всякое желание делать уроки, да и вообще — учиться. В какой-то момент ребенок может махнуть на все рукой и даже не пытаться вникнуть в то, что рассказывает учитель. На уроке он будет смотреть в окно или рисовать картинки. А дома по собственной инициативе и близко не подойдет к учебнику. Такой ребенок объективно не в состоянии сам заниматься. И кстати, появляется такая проблема обычно из-за чрезмерных амбиций родителей.
Если вы чувствуете, что ребенку трудно учиться, то необходимо провести тестирование, которое покажет, насколько усвоена им программа. Это делается для того, чтобы определить, соответствуют ли возможности ребенка предъявляемым к нему требованиям. И если чадо не справляется, лучше перевести его в школу с облегченной программой. Ведь ему объективно может быть тяжело учиться там, где по сто уроков на дню, пять языков, риторика, психология, право, древнегреческий и история культуры. Впрочем, если родители не доверяют мнению учителей, можно провести независимую экспертизу, — и психологическую, и педагогическую.
Причиной может быть и высокая тревожность ребенка. Он очень боится сделать что-то не так. Ему нужен контроль и постоянное подтверждение того, что у него все получается. Возможно, в раннем детстве вы подавляли его самостоятельность, поэтому он вырос нерешительным и зависимым. Такие дети боятся даже начать что-то делать. Например, ему говорят: «Возьми любой фломастер и нарисуй квадрат». Он будет долго думать, красный или зеленый ему выбрать, в то время как все остальные дети уже выполнят задание. Подобная нерешительность объясняется повышенными требованиями со стороны родителей, которые хотят, чтобы ребенок строго соответствовал определенным правилам и нормам.
В случае, если у ребенка проявляется тревожность, то в причинах должен разбираться, конечно же, специалист. Справиться с проблемой самостоятельно вряд ли получится. С ним необходимо провести психотерапевтический курс (и желательно не только с ним, но и с мамой). В такой ситуации давать заочные советы очень сложно.Повышенная тревожность ребенка может быть вызвана тревожностью самой матери. Такой маме хочется постоянно ощущать себя нужной своему чаду. Она убеждена, что без нее у него ничего не получится. Поэтому-то и окружает чадо гиперопекой. В результате ребенок без нее уже и шагу ступить боится. И в том, что он не желает корпеть над книжками-тетрадками самостоятельно, нет его вины.
Что же делать?
Попробуйте взглянуть на себя со стороны: не слишком ли вы подавляете ребенка. Указываете ли вы ему, с кем следует дружить, стремитесь ли быть в курсе всех школьных дел, обзванивая родителей его друзей и выспрашивая у них подробности школьных происшествий? Пытаетесь ли навязать чаду свою помощь даже в тех сферах, где он вполне способен справляться самостоятельно? Если ответ — «да», вам следует всерьез задуматься над тем, почему вы хотите все время чувствовать себя нужной ребенку. Решить вашу проблему поможет психолог. Сами же постарайтесь не предъявлять чересчур строгих требований к чаду и не навязывайте ему без конца свою помощь. В противном случае к подростковому возрасту ребенок не то что уроки сам делать — даже в школу не захочет ходить.
Если родители до полуночи делают с ребенком уроки — значит, есть какая-то проблема. Если вы попали в этот «замкнутый круг», то попытайтесь для начала ответить на вопрос: почему ваш ребенок не может сам делать домашнее задание? Может, вы рано отдали его в школу, а у него еще «игровая мотивация», и плевать он хотел на эту школу? Или вы слишком много требуете от чада? Бывает, что родители были круглыми отличниками, и им нужно, чтобы дети тоже стали такими. Но все люди разные, и если у вас золотая медаль, то это вовсе не значит, что вашему ребенку тоже нужно быть отличником. Ведь у него же другой характер, другие интересы!Идеальная ситуация — когда ребенок приходит из школы и без напоминаний садится за уроки. А родители только проверяют, а то и вообще не проверяют тетрадки. Однако в некоторых ситуациях действительно следует помогать, тем более, если ребенок сам вас об этом просит. Но сидеть рядом с ним совершенно не обязательно. Разберите вместе домашнее задание, а дальше пусть занимается самостоятельно. Если же вам сложно играть роль педагога, и вы постоянно срываетесь на ребенка, возьмите репетитора. Не экономьте деньги! Опытный специалист поможет ребенку наверстать упущенное, и он будет чувствовать себя более уверенным в своих силах.