Содержание
Как помочь раскрепоститься стеснительному ребенку?
Читательница «Речи» Светлана Игоревна задала вопрос в постоянную рубрику: «У меня очень стеснительная 4-летняя внучка, как ей помочь наладить общение с детками и взрослыми? В садик ходим с 2 лет, но вне семьи замыкается и боится общаться».
Как помочь ребенку?
Своим опытом делится воспитатель центра образования № 12 Светлана Копылова:
— Часто родители, бабушки и дедушки, которые видят, что их дети в возрасте 3 — 5 лет испытывают затруднения в общении со сверстниками, описывают эту ситуацию так: «Хотя мой ребенок ходит в эту группу детского сада уже год, а все равно не общается. Ребенок хочет, чтобы с ним играли, но стесняется попроситься в игру или не умеет дружить с детьми долго». А еще часто звучат такие фразы: «Не хочет играть по правилам других детей и замыкается». Бывает и такая ситуация: «Наш в садик утащил все дорогие игрушки, чтобы привлечь внимание других детей. Без игрушек мы стеснительные». И всегда эти истории заканчиваются тем, что малыш плачет, расстраивается, замыкается или вовсе не хочет идти в детский сад.
Чтобы помочь такому ребенку, важно понять: поведение ребенка до 10 лет на 70% определяется его генетикой и поведением тех взрослых, с кем он в контакте. Также стоит здраво оценить 12 ос-новных проблем, из-за которых у дошкольника могут быть трудности в общении:
1. Флегматичный или меланхоличный темперамент или определенные психологические «изюминки», доставшиеся от родственников, которые в своей жизни (особенно — в юности) также были явными одиночками. Поэтому, если в семье кто-то был стеснительным в детстве, стоит рассказать эту историю ребенку и объяснить, что так бывает и ситуацию можно изменить. Если в близком окружении есть малообщительный и стеснительный взрослый, то пусть он с ребенком поделится своими мыслями и чувствами. Опыт — лучший помощник.
2. Важно понимать, что основой общения и игры детей от 4 до 10 лет является не интеллектуальная, а прежде всего двигательная активность. И флегматику, и меланхолику сложно включиться в подвижную, быструю игру ребят. И, возможно, необходимо почаще играть в активные игры из детского сада дома.
3. Отсутствие у ребенка «входного билета» в мир общения со сверстниками, то есть каких-то конкретных игрушек, гаджетов или аксессуаров, которые являются характерными элементами общения в данном детском коллективе. Да, вам придется разобраться в современных куклах и куколках — пусть они похожи на монстров, но это то, чем играют сверстники вашего ребенка. А еще стоит узнавать про скрепышей, бакуганов, игрушки-вывернушки, спиннеры и многое другое. Сейчас, например, популярна яркая игрушка под названием попит. Помочь могут члены семей деток из вашей группы.
4. Ребенок единственный в семье, родители выполняют все его прихоти, живя по его просьбам, командам и указаниям. В этом случае принять правила игры от других детей сложно и проще стать стеснительным и закрытым, чем начать договариваться.
5. С ребенком очень мало общаются взрослые: его родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. Начните разговаривать именно с малышом, включайте его в жизнь семьи и, конечно, играйте все вместе.
6. Ребенок психологически очень сильно зажат родителями или бабушками-дедушками. Его так сильно «завоспитывали» в семье, делая «образцового ребенка», что малыш не в состоянии расслабиться с детьми и другими взрослыми. Обычные дети не могут играть с юным «замороженным» рафинированным интеллигентом.
А бывает, что ребенок, напротив, так дурно воспитан или имеет какие-то нюансы психического состояния, что окружающие дети боятся общаться. Поговорите откровенно и доброжелательно с вашими воспитателями и примите взгляд со стороны на ребенка. Ведь ваша цель — помочь именно ребенку.
Продолжение — через неделю в газете «Речь»
Почему ребенок стесняется? Советы психолога
Поделиться с друзьями
Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности — заниженная самооценка.
Есть, правда, одно исключение — стеснительность / осторожность при общении с людьми в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.
В других возрастных категориях стеснительность — следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.
Стеснительность — это проявление защитного поведения.
Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», — словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», — показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» — подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», — пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе — тоже говорит «за».
То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» — примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».
Что же делать со стеснительным ребенком?
Во-первых, как ни странно это прозвучит, — «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.
В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», — спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.
То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.
В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или игротерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому — Ваша дочь.
Агрессивность — обратная сторона застенчивости
Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.
Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.
Решение проблемы
И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по системе Марии Монтессори. Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.
Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92,250-02-12.
Поделиться с друзьями
Застенчивость в возрасте от 3 до 6 лет — Новости здоровья потребителей
×
Факт проверено
HealthDay работает в соответствии с самыми строгими редакционными стандартами. Наш синдицированный новостной контент полностью независим от каких-либо финансовых интересов, основан исключительно на авторитетных в отрасли источниках и последних научных исследованиях и тщательно проверяется фактами
команда отраслевых экспертов для обеспечения точности.
- Все статьи редактируются и проверяются на достоверность нашими
Редакция перед публикацией.
- Если не указано иное, все статьи, посвященные новым исследованиям, основаны на исследованиях, опубликованных в
рецензируемых журналах или издаваемых независимыми и уважаемыми медицинскими ассоциациями, академическими группами и государственными организациями.
- Каждая статья содержит ссылку или ссылку на первоисточник.
- Любые известные потенциальные конфликты интересов, связанные с исследованием или источником, доводятся до сведения читателя.
См. наш
Редакционная политика и политика проверки фактов для более подробной информации.
Редакционная политика и политика проверки фактов
Обязательства редакции HealthDay
HeathDay стремится поддерживать максимально возможный уровень беспристрастных редакционных стандартов в отношении содержания, которое мы представляем на нашем веб-сайте. Все наши статьи выбираются независимо от каких-либо финансовых интересов. Редакторы и авторы прилагают все усилия, чтобы прояснить любые финансовые связи исследований, о которых мы сообщаем.
По мере того, как ваш ребенок приближается к дошкольному и детсадовскому возрасту, поведение, которое казалось понятным и даже ожидаемым от малыша, например, цепляние за ногу при приближении незнакомца, плач во время прощания, отказ участвовать в групповых занятиях, может начать ощущаться. тревожный. Мы ожидаем, что по мере взросления дети будут становиться более искусными в социальных ситуациях, поэтому ваш робкий ребенок может чувствовать большее давление, чтобы выйти из своей скорлупы.
Как и в случае со многими другими проблемами развития, лучший ответ — набраться терпения. Независимо от того, действительно ли ваш ребенок застенчив или просто переживает последние стадии беспокойства о разлуке, ему нужна ваша поддержка и понимание, когда он отваживается погрузиться в мир, который вы видите прямо перед собой.
Почему мой ребенок застенчив?
Возможно, вы замечали робкий характер вашего ребенка с самого начала или не замечали признаков застенчивости, пока ваш ребенок не подрос и не стал чаще ввязываться в социальные ситуации, но теперь исследователи считают, что дети рождаются с склонность к таким чертам личности, как застенчивость. Застенчивые дети, как правило, врожденно осторожны и медленнее настраиваются на новые ситуации, чем общительные дети. Важно не думать о застенчивости как о чем-то плохом для вашего ребенка; на самом деле застенчивые люди прекрасно приспособлены. Тем не менее, то, как вы воспитываете его в этом возрасте, может иметь большое значение в том, как он относится к себе и как меняется и растет его личность. Вместо того, чтобы пытаться изменить своего ребенка, мягко подготовьте его к любой ситуации, которая может показаться ему трудной.
Когда у общительного родителя робкий ребенок, это может быть тяжело для них обоих. Если вам трудно понять подход вашего ребенка к миру, потому что он сильно отличается от вашего, подумайте о том, чтобы посетить родительский семинар по темпераменту под руководством консультанта или другого специалиста. Родители часто утешаются, узнав, что есть много детей, похожих на их детей, и многие родители изо всех сил пытаются лучше понять их.
Как подготовить застенчивого ребенка к школе?
Если ваш ребенок скоро пойдет в дошкольное учреждение или детский сад и раньше не посещал группу, небольшая предварительная работа поможет проложить путь. Большинство детей испытывают опасения перед тем, как пойти в новую школу, но застенчивому ребенку это может показаться мучительным. Вот несколько предложений:
- Запишите своего ребенка с другом. Начать школу хотя бы с одним знакомым лицом может все изменить.
- Сходите с ребенком на экскурсию по классу. Он будет более расслаблен, если заглянет в свой класс и за учителем до начала занятий. Образ места и человека в его голове может успокоить его.
- Попросите вашего ребенка попрактиковаться в общении с другими детьми и взрослыми. Вы можете превратить это в игру: попросите ребенка быть экскурсоводом, когда близкие друзья или родственники посещают ваш дом. Или побудите его сделать собственный заказ в ресторане. Он не только станет чувствовать себя комфортно с другими людьми, но и начнет понимать ход разговора и то, насколько громко и четко ему нужно говорить, чтобы его поняли. Если он склонен шептать или бормотать, он, вероятно, расстроен тем, что его не понимают.
- Познакомьте своего ребенка с толпой. Ваш ребенок будет менее напуган шумным классом или шумной столовой, если он сталкивался с веселыми шумными ситуациями. Отведите его на кукольный спектакль, в общественный бассейн, на окружную ярмарку или в любое другое место, где он увидит, что шумная толпа — это не обязательно плохо.
- Проведите ритуал прощания. Никогда не крадитесь, когда оставляете ребенка в школе. Попрощайтесь и напомните ребенку, что вы вернетесь. Приезжайте немного пораньше, чтобы он не беспокоился о вас.
Как я могу помочь моему застенчивому ребенку завести друзей?
Вашему ребенку, вероятно, будет лучше всего, если он будет представлен одному потенциальному другу за раз, и если этот ребенок также немного застенчив или имеет такой же сдержанный характер. Таким образом, двое детей будут находиться в равных условиях. Не ждите многого от первой встречи; может потребоваться несколько коротких встреч, прежде чем оба ребенка почувствуют себя комфортно. Если ваш ребенок сможет привязаться к одному ребенку, он узнает больше о том, как вести себя в обществе, а его друг поможет ему войти в большую группу, когда придет время. Он также может хорошо играть с детьми разного возраста; Ребенок постарше может взять на себя инициативу и растопить лед, в то время как ребенок помладше может смотреть на вашего ребенка снизу вверх, повышая его уверенность в себе.
Если ваш ребенок собирается пойти в дошкольное учреждение или детский сад и не знает никого в своем классе, попросите учителя или школьного администратора назвать несколько имен сокурсников и постарайтесь назначить свидание с одним или двумя из них до того, как школа начинается. Если кто-то из соседских детей ровесник вашего ребенка, узнайте, будут ли они ходить в ту же школу, и познакомьте их или пригласите к себе.
Плохо ли, что на моего ребенка навешивают ярлык «застенчивый»?
Ребенку редко бывает выгодно носить ярлык, будь то ярлык, дающий завышенные ожидания (например, одаренный), или ярлык, оправдывающий нелюдимое поведение («О, он просто застенчивый»).
Даже ребенок дошкольного возраста прислушается, если услышит, как родители или кто-то еще называет его «застенчивым». Он может не думать о себе так, но если он начнет слышать это достаточно часто, то обязательно поверит, что это правда.
Если вашего ребенка считают застенчивым, вы можете помочь ему изменить представление о себе, попросив его подслушать что-нибудь позитивное. Когда он находится в пределах слышимости, вы можете обсудить, насколько дружелюбным он стал, или воскликнуть по поводу некоторых усилий, которые он приложил, чтобы быть общительным. Поощряйте родственников, друзей семьи и учителей избегать навешивания ярлыков и вместо этого смотреть на своего ребенка как на цельную личность. Да, он может быть менее общительным, но это не отражает всю его личность.
Мой ребенок такой застенчивый, может с ним что-то не так?
В дошкольном и детсадовском возрасте большинство детей все еще понимают, как взаимодействовать в различных социальных ситуациях. Многие будут стесняться новых людей и в новых местах. В конце концов они начнут чувствовать себя комфортно и подружатся.
Даже когда ваш ребенок мал, дружеские отношения являются важной частью его развития и хорошим барометром его успехов. Если ему всегда кажется, что он один, поговорите с его няней или учителем; возможно, вы не видите тех моментов, когда он счастливо общается. Однако, если они согласны с тем, что у вашего ребенка больше проблем с общением, чем у большинства детей его возраста, поговорите со своим педиатром. Она может предложить специалиста или терапевта.
В большинстве случаев, однако, беспокоиться не о чем — даже чрезмерная застенчивость обычно не сигнализирует о скрытой проблеме. Лучшее, что может сделать родитель застенчивого ребенка, — это не становиться тревожным и чрезмерно опекающим. Если вы дадите ему достаточно времени, он найдет способ присоединиться к круговороту общения.
Дополнительные ресурсы
Для получения дополнительной информации о застенчивости и других тревожных формах поведения у подростков обращайтесь по телефону:
Американская академия детской и подростковой психиатрии
(202) 966-7300
http://www. aacap.org/cs/root/facts_for_families/facts_for_families
Американская ассоциация супружеской и семейной терапии
(703) 838-9808
http://www.aamft .org
The American Counseling Association
(800) 347-6647
http://www.counseling.org
Free Spirit Publishing
http://www.freespirit.com
Free Spirit Publishing — издатель документальной литературы о себе. -справочные ресурсы для детей, учителей и родителей. На сайте есть вопросы детей и ответы экспертов по таким вопросам, как неприкосновенность частной жизни, поддразнивание и общение с хулиганами.
Ссылки
Джон Готтман, Джоан Деклер и Дэниел Гоулман. Воспитание эмоционально интеллектуального ребенка: суть воспитания . Саймон и Шустер.
Дэниел Гоулман. Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем IQ . Бантамские книги.
Бразелтон, Т. Берри, доктор медицины, и Джошуа Д. Воробей, доктор медицины. Точки соприкосновения от рождения до трех лет: эмоциональное и поведенческое развитие вашего ребенка . Да Капо Пресс.
Эта история может быть устаревшей. Мы предлагаем несколько альтернатив.
Содержимому, содержащемуся в этой статье, более двух лет. Поэтому мы рекомендуем вам обращаться к статьям ниже для получения последних обновлений по этой теме. Эта статья была оставлена на нашем сайте как исторический документ. Пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу [email protected] с любыми вопросами.
Читать дальше
Другие актуальные статьи
Этот веб-сайт сертифицирован Health On the Net Foundation. Нажмите, чтобы подтвердить.
Моя дочь очень застенчива и беспокойна в присутствии незнакомцев. Как я могу ей помочь?
Авторизоваться
|
регистр
Советы и инструменты
Советы и инструменты
Вопрос
Клэр Маккарти, доктор медицины, FAAP
Отвечать
Не все из нас экстраверты, то же самое касается и детей. Некоторым комфортнее с незнакомцами, чем другим. Некоторые застенчивые дети «вырастают из этого» и становятся более общительными; другие по-прежнему предпочитают оставаться вне поля зрения — и на знакомой территории.
Что могут сделать родители:
Образец для подражания Уверенное социальное поведение . Дети учатся, наблюдая за окружающими их людьми. Родители, значит вы! Со временем ваша способность подходить к другим и успокаивать их может помочь успокоить и вашего ребенка.
Поощряйте ребенка совершать небольшие социальные «шажки» например, сказать «привет» соседу или присоединиться к игре на несколько минут. Попробуйте заранее разыграть ролевую игру, чтобы попрактиковаться в том, что она может сказать или сделать.
Найдите занятия, которые интересуют вашего ребенка. Ваш ребенок занимается спортом? Художественный? Аккуратно и организованно? Любит книги? Хорошо строите вещи? Что удерживает ее внимание? Что ее меньше всего обескураживает? Найдите занятия, которые используют эти сильные стороны, и запишите ее. Иногда общий интерес — это именно то, что нужно застенчивым детям, чтобы начать разговор и отношения.
Дайте ребенку много похвалы и похвала за любое достижение — даже «маленькие шаги» могут быть трудными!
Когда обращаться за помощью:
Если кажется, что ситуация не улучшается, особенно если ваш ребенок очень расстраивается из-за любых встреч с незнакомцами или в любое время вдали от вас, или кажется грустным или обеспокоенным, отметьтесь обратитесь к педиатру вашего ребенка за консультацией.
Дополнительная информация от HealthyChildren.org:
Застенчивость у детей
Что могут сделать родители, чтобы поддержать дружбу
Как понять темперамент вашего ребенка
Как облегчить тревогу вашего ребенка