Ребенок в 5 лет не говорит вообще? Решение

Правильное формирование речи у малыша предопределяет его личностное развитие, мышление и восприятие окружающего мира в целом. Ребенок, который не умеет разговаривать в 5-летнем возрасте, не способен делать выводы и логические суждения, обобщать, размышлять над причинами и следствием тех или иных явлений. Ключевая ошибка родителей неговорящих детей в том, что они долгое время ждут, что малыш вот-вот проявит свои речевые способности, упуская тем самым столь ценное время.

Ключевые этапы развития речи у детей

Безусловно, родителям 5-летнего молчуна уже давно следовало обратиться за помощью к специалистам. В обобщенном виде речь у детей развивается по таким этапам:

  • до 1 года – произношение звуков, пробы использования артикуляционного аппарата;
  • 1 год – первые простые односложные слова, запас которых при хорошем развитии насчитывает до 10 штук;
  • 2 года – построение простых фраз и словосочетаний, расширение словаря;
  • 3 года – построение предложений, ответы на вопросы, обильная и ясная речь, чтение стихов наизусть;
  • 4 года – грамотное построение фраз, сложных и простых предложений с применением различных частей речи;
  • 5 лет – хорошо сформированная речь, которая близка к речи взрослых; правильное произношение всех звуков;
  • 6 лет – развитая связная речь, которая необходима для последующего школьного обучения чтению и письму.

Очевидно, что молчание малыша в 5 лет является явным отклонением от нормы. И если плохие разговорные навыки в 3-4 года можно списать на индивидуальные особенности развития, то отсутствие речи в 5 лет уже свидетельствует о необходимости обращения к специалистам.

Читайте также: Почему ребенок говорит плохо и невнятно

Что делать, если ребенок молчит в 5 лет?

Прежде всего, не стоит тратить силы на самостоятельное решение проблемы. Родители не смогут развить речь у молчащего пятилетнего малыша, а лишь упустят время. Необходимо показать малыша ряду специалистов, среди которых педиатр, психолог, невролог, дефектолог и другие врачи узкого профиля.

Заочно определить, какие ребенку потребуются обследования, практически невозможно. Осмотр малыша обязательно должен провести врач, который изучит рефлексы, проанализирует актуальный уровень развития, узнает об особенностях протекания беременности и родов, и лишь потом назначит дальнейшую диагностику. Как правило, требуется прохождение энцефалограммы, Доплера, МРТ и других обследований.

Прежде всего, необходимо определить причину, по которой ребенок в 5 лет не говорит. Их может быть огромное количество, начиная от патологий внутриутробного развития и осложнений при родах, и заканчивая эмоциональным климатом в семье. Выявить факторы, которые привели к задержке становления речи, может только грамотный специалист после проведения объективных обследований. И лишь после этого возможна разработка эффективной программы развития речевого аппарата у ребенка.

Читайте также: Ребенок от испуга стал плохо говорить

Можно ли в 5 лет исправить проблемы с отсутствием речи у ребенка?

Если малыш совсем не разговаривает в 5 лет, необходимо уделять множество времени занятиям. После завершения обследования, могут быть назначены лекарственные препараты, логопедические занятия и массаж, физиологические процедуры, психоневрологическая реабилитация и многие другие методы, которые помогут сформировать речевые навыки. Безусловно, качество речи у таких детей будет хуже, нежели у их сверстников, однако, нельзя опускать руки и пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Долгие и упорные занятия с привлечением квалифицированных логопедов и постоянная работа родителей с малышом обязательно дадут результат.

Дата публикации: 09.07.2019. Последнее изменение: 21.07.2022.

5 логопедических проблем, которые нельзя запускать


Первое слово, фраза, а затем и первое связное высказывание — очень важные вехи во взрослении каждого ребенка. Ведь освоение речи — один из главных признаков полноценного психического развития малыша. Но не всегда этот процесс идет гладко. С какими проблемами, связанными с речью, логопеды сталкиваются чаще всего, рассказывает эксперт «О!» Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Задержка речевого развития

Это более позднее или более медленное по сравнению с возрастными нормами овладение устной речью. Задержка речевого развития очень распространена среди детей раннего возраста. Ее важно как можно раньше отличить от сходных состояний, причина которых — в проблемах других высших психических функций или анализаторных систем. Отсутствие речи может быть следствием невыявленного нарушения слуха, интеллекта, эмоционально-коммуникативной сферы.

И не стоит думать, что можно спокойно ждать трехлетнего возраста, а потом речь сама появится. Да, такие случаи бывают, но часто происходит совсем другое: драгоценное время, когда нервная система была максимально восприимчива и способна к компенсации, проходит безвозвратно. Особенно печалят горе-специалисты, которые не могут оказать ребенку раннюю помощь, в том числе по стимуляции речи. Вместо этого они успокаивают родителей и убеждают подождать.

К трем годам словарь ребенка составляет около 1000 слов, а в его речи присутствуют развернутые фразы. Если уже в дошкольном возраст ребенок значительно отстает от этих показателей, продолжает оперировать лишь отдельными словами, то это уже признаки не задержки речевого развития, а других нарушений речи или иных функций.

Непонимание обращенной к ребенку речи

Эта проблема более значительна, чем отсутствие у ребенка собственной речи. В раннем возрасте, в процессе интенсивного развития и усвоения речи и родного языка, ее понимание носит ситуативный характер. Это значит, что оно связано с конкретной деятельностью, которая осуществляется в данный момент времени. Это понимание и выполнение простых действий, связанных со знакомыми ребенку предметами («Кати мячик», «Сними колечко», «открой коробочку»), разученных жестов и действий («Ладушки», «До свидания», «Воздушный поцелуй» и так далее).

Если ребенок раннего возраста не понимает абстрактной речи, оторванной от наглядной ситуации, это допустимо. Но если он не реагирует на речь взрослого в принципе — это тревожный признак. А уж если мы говорим о ребенке дошкольного возраста, то это в любом случае должно вызвать беспокойство.

Нужно подключать специалистов и искать причины этого явления. Они могут крыться в проблемах со слухом, с зонами коры головного мозга, которые отвечают за восприятие речи. Также они могут быть связаны с недоразвитием познавательной, интеллектуальной сферы ребенка.

Отсутствие связной речи

Связная речь — это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание. Когда дошкольники оперируют лишь простыми отдельными фразами, это не тот уровень развития речи, который должен быть в этом возрасте. У таких малышей бедный словарный запас, они испытывают трудности в усвоении грамматических норм родного языка, им тяжело общаться со взрослыми и друг с другом.

Отдельная проблема, когда родителям может показаться, что речь есть, но на самом деле это не так — это эхолалия, повторение речи собеседника вместо формулировки собственного высказывания. Например, на вопрос «Какого цвета шарик?» малыш отвечает отраженно: «Какого цвета шарик?». А если вопрос альтернативный, то есть предполагает выбор из нескольких вариантов, то ребенок может повторить последнюю часть: «Шарик большой или маленький?» — «Маленький». В раннем возрасте, с некоторыми оговорками, это еще допустимо: ребенок учится говорить, подражая взрослому, повторяя за ним. В дошкольном возрасте это всегда сигнал об определенных нарушениях в развитии, ведь ребенок не выражает собственные мысли, не участвует в диалоге.

Нарушение произношения

Дети могут произносить определенные звуки неразборчиво, искажают их, заменяют более легкими по артикуляции или просто пропускают. Насколько серьезна эта проблема для разных возрастов? Есть тревожные родители, которым хочется, чтобы ребенок сразу четко произносил все звуки. А если этого не происходит, спешат обратиться к логопеду. Не стоит столь строго относиться к ребенку раннего возраста: его артикуляционный аппарат еще формируется, и этот процесс завершится только в дошкольном возрасте.

Однако плохая разборчивость и качество речи могут быть вызваны речедвигательными нарушениями. Специалисту эта проблема видна уже в первые месяцы и годы жизни, и с этим не только можно, но и нужно как можно раньше начать логопедическую работу. В этом случае лучшими методами работы будут массаж артикуляционной мускулатуры, пассивная артикуляционная гимнастика (от активной она отличается тем, что не сам ребенок выполняет то или иное движение, а взрослый своими руками).

Что еще должно насторожить родителей? Общая смазанность речи, так называемая каша во рту, когда даже близким непонятно, что говорит ребенок, а также проблемы с голосом, речевым дыханием, интонацией, темпом и ритмом речи. Если у малыша есть проблемы с жеванием твердой пищи — это тоже может быть симптомом. Также стоит серьезно отнестись к обильному слюнотечению: если у ребенка уже прорезались все зубы, оно говорит о неврологической симптоматике.

Распад речи

Такая проблема встречается не так часто, как перечисленные выше, но не упомянуть о ней нельзя. Это частичная или полная утрата речевой функции: ребенок перестает говорить или начинает говорить хуже, чем раньше — это может касаться как содержания высказывания, так и его звукового оформления. И это может быть симптомом серьезных нарушений нервной системы: нарушения мозгового кровообращения, опухоли или воспалительных заболеваний в мозге, последствием травмы, судорог, энцефалита.

Важно не перепутать это состояние с мутизмом — отказом от речи при сохраненном речевом аппарате. Он может быть обусловлен патологическими процессами в области головного мозга, нервной системы; быть следствием сильного стресса или психологической травмы; может проявляться при смене обстановки или при общении с определенными людьми. Это не каприз, а именно проблема, которую поможет решить специалист.

Что делать?

Итак, вы обнаружили у ребенка как минимум одну проблему из этого списка. Первое, что вам нужно сделать, — исключить нелогопедические проблемы. Проверьте слух ребенка, для этого есть точные аппаратные методы. Самым распространенным видом анализа остроты слуха является аудиометрия. Благодаря ей можно получить анализы в виде графиков, где наглядно указывается вид заболевания и его степень. Невролог и дефектолог помогут уточнить сохранность интеллектуальных процессов. Врач может назначить процедуры для визуализации головного мозга, его структур и процессов. Психолог и психиатр установят или исключат расстройства аутистического спектра и другие эмоционально-коммуникативные проблемы.

Если вышеперечисленные нарушения исключены, то можно и нужно обращаться к логопеду. Впрочем, если одна из проблем подтвердилась, все равно ребенку потребуется коррекционно-логопедическая помощь. Просто она будет вестись параллельно с другими направлениями комплексной психолого-медико-педагогической работы.

Второе важное направление — развитие речи. В раннем возрасте оно происходит в процессе предметной деятельности при участии и направлении взрослого. В этот период ребенок накапливает значительную базу лексики и усваивает грамматические категории родного языка. В дошкольном возрасте речь развивается через игру, общение, диалог, в процессе взаимодействия не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Отдельным пунктом хочу выделить чтение. Если вы много читаете своим детям, если, вырастая, они и сами стремятся к книгам, то они будут обладать совершенно другим уровнем речевой культуры, грамотности, кругозора в принципе, чем нечитающие малыши. Сейчас, к сожалению, дети стали читать гораздо меньше, потому что появилось слишком много других развлечений. Но в ваших силах «повернуть» ребенка к книгам.

Ничто так хорошо не прививает нормы родного, да и иностранного языка, как чтение. Когда ребенок много раз видел какое-то слово, напечатанное в книге, происходит «насмотренность», у него сформируется зрительный образ и он не ошибется в его написании. А когда малыш слышал слово много раз, но ни разу не видел, то он и напишет его как слышит, и наверняка ошибется, особенно если есть проблемы с фонематическим восприятием.

Почему все указанные проблемы так важно исправить в дошкольном возрасте? Потому что если их не решить вовремя, они обязательно проявят себя в школе — при чтении, письме, восприятии речи на слух, в образовательном процессе в принципе. Нарушения звукопроизношения и различения фонем родного языка на слух всегда порождают ошибки на письме. Чем более серьезны проблемы с пониманием и порождением речи, тем сложнее ребенку будет учиться. Будьте внимательны и терпеливы по отношению к своим детям!

Читайте также:

Зачем читать детям русские сказки?

10 сказок для тревожных детей

Как помочь ребенку вернуться к режиму после каникул

Фото: Evgeny Atamanenko/Oksana Kuzmina/Africa Studio/CandyBox Images

детиразвитие речиполезные советы

Почему дети говорят о себе негативные вещи

Эндрю М.И. Lee, JD

Краткие советы, когда дети используют негативный внутренний диалог

  • Краткий совет 1

    Не игнорируйте опасения детей.

    Не игнорируйте детские опасения.

    Если ребенок говорит: «Я тупой», не отмахивайтесь быстрым «Нет, ты не тупой». Задавайте вопросы, чтобы помочь понять, почему дети говорят о себе негативные вещи.

«Я тупой». «Я никому не нравлюсь.» «Я никогда не буду хорош в этом». Почему дети плохо отзываются о себе? Большинство детей (и взрослых) время от времени оставляют негативные комментарии о себе.

Иногда им хочется выговориться или пошутить. Это также может быть способом общения с другими. Если негативный комментарий изолирован, обычно не о чем беспокоиться.

Но некоторые дети снова и снова говорят о себе плохие вещи. Это характерно для детей, которые борются в школе или испытывают больше неудач, чем другие дети. Когда происходит что-то плохое или разочаровывающее, они могут рассматривать это как часть закономерности, которая применима ко всем сферам их жизни.

Например, школьник, который неправильно решает задачу на вычитание, может сказать: «Я никогда не смогу ничего сделать правильно». Или для подростков даже самый незначительный комментарий или социальная неудача могут восприниматься как конец света или осуждение их способностей.

Если дети постоянно говорят о себе негативные вещи, вы можете помочь им распознать эти модели мышления или «ловушки разума». Выявление этих паттернов может стать первым шагом к тому, чтобы помочь детям перестать слишком сильно беспокоиться или быть слишком строгими к себе.

901b М.И. Ли, JD , редактор и адвокат, который стремится помочь людям разобраться в сложных юридических, образовательных и родительских вопросах.

Проверено

Проверено

Кристин Дж. Карозерс, доктор философии , клинический детский психолог, посвятивший себя дестигматизации проблем психического здоровья.

Как разговаривать с вашим ребенком, когда кто-то серьезно болен (в возрасте от 5 до 8 лет)

BabyCenter выбирает продукты на основе исследований наших редакторов и мудрости родителей в сообществе BabyCenter. Все цены и подробности актуальны на момент публикации. Мы можем получать комиссию от торговых ссылок.

Что знает и должен знать ваш первоклассник

Родители иногда думают, что защищают ребенка, не сообщая ему, что кто-то болен, но дети в возрасте от 5 до 8 лет заметят это, если члены семьи будут грустить или шептаться, или нарушится обычный распорядок дня. Вашему ребенку нужны простые, честные ответы на его вопросы. И его нужно заверить, что он в безопасности, что о нем позаботятся и что все работают, чтобы помочь больному человеку выздороветь или, по крайней мере, почувствовать себя лучше.

Если болен родитель, ребенок школьного возраста может иррационально чувствовать, что он в чем-то виноват, и его нужно убедить, что болезнь не его вина. Он может отреагировать замкнуться в себе, сниться кошмары или стать разрушительным в школе. Даже если больной человек менее близок – сосед или учитель – он, скорее всего, будет волноваться и переживать, что родитель тоже заболеет.

Как говорить о серьезной болезни с первоклассником

Сначала подумайте, что говорить  и кто должен это говорить. Отрепетируйте вслух слова, которые вы будете использовать, например: «У папы больное сердце, и врачи пытаются помочь ему выздороветь». Держите его кратким, а затем уточняйте в зависимости от реакции вашего ребенка. Это нормально сказать, что тебе грустно. «Но если вы думаете, что будете рыдать, лучше, чтобы кто-то другой рассказал об этом вашему ребенку», — говорит Дайан Блюм, исполнительный директор Национальной некоммерческой организации Cancer Care, которая помогает больным раком.

Вики Келли из Таузенд-Оукс, штат Калифорния, изо всех сил пыталась сказать своим 5- и 7-летним детям, что у ее матери рак: «Мы сказали им, что бабушка больна, и врач прописал ей специальное лекарство, которое как маленькие Pac-Mans, пожирающие все плохое «больное».

Когда матери Лизы Кент делали операцию по поводу рака груди, она сказала своим 6- и 8-летним дочерям, что бабушке нужно сделать операцию, чтобы попытаться получить все рак из ее тела. «Я сказал, что некоторые люди очень, очень сильно заболевают и умирают, но подчеркнул, что многие люди этого не делают. Они восприняли это довольно хорошо и немного поняли».

Предложите реальную уверенность. Не стоит говорить, что все будет хорошо, если вы не уверены в этом наверняка. «Можно сказать: «У учительницы Бет есть хорошие врачи и много людей, которые о ней заботятся. Мы очень надеемся, что ей станет лучше, но, возможно, нет», — говорит Джудит Майерс-Уоллс, доцент кафедры детского развития. и семейные исследования в Университете Пердью.

Будьте готовы говорить снова и снова. Не ждите, что один разговор закончится. Вопросы появятся со временем. Возможно, вам придется не раз объяснять, что кто-то все еще болен и может некоторое время не чувствовать себя лучше. Вам не нужно давать больше информации, чем просит ваш ребенок – подробностей о лекарствах и лечении, вероятно, будет слишком много.

Обсудите пребывание в больнице. Если кто-то, кого вы хорошо знаете, попадает в больницу, сообщите об этом своему ребенку. Поскольку детские фантазии могут быть хуже реальности, если только пациент не подключен к множеству трубок и не выглядит пугающе, Блюм советует, что визит обычно обнадеживает. Если ваш ребенок не может прийти, попросите его сделать специальную открытку или помочь выбрать цветы для отправки.

Расскажите о возможном самочувствии больного. «Вы хотите подготовить своего ребенка к выпадению волос и тому подобным вещам», — говорит Блюм. Вы можете сказать: «Папе придется вздремнуть, когда он вернется домой из кабинета врача» или «Из-за моего лечения у меня выпадут волосы, и я буду выглядеть совсем по-другому. Но они отрастут снова». .»

Реклама | страница продолжается ниже

Поощряйте самовыражение через искусство и игру. Рисунки расскажут вам, что творится в голове у вашего ребенка. Дайте вашему ребенку набор игрушечного доктора или какое-нибудь реальное оборудование для экспериментов, это также может быть хорошим способом помочь ему справиться со своими чувствами.

Будьте готовы обсуждать смерть. Если лечение идет плохо, скажите что-то вроде: «Врачи делают все возможное, чтобы помочь дяде Джо. Но это не работает, и ему становится все хуже». Выразите свое беспокойство: «Мы очень беспокоимся о тете Салли». Таким образом, вы готовите своего ребенка к возможности смерти.

Будьте осторожны и не говорите: «Нет, тетя Салли не умрет». Вместо этого сосредоточьтесь на том, что делается: «Нам плохо, что она так больна, но врачи пытаются помочь». Будьте прямолинейны и используйте слова, понятные вашему ребенку, такие как «умереть», «боль» и «больно». Избегайте запутанных эвфемизмов, таких как «скончался».

Ответы на распространенные вопросы о серьезных заболеваниях

«Могу ли я заразиться?» Если, как и рак, состояние не заразно, скажите об этом. Если это заразно, как менингит, скажите ребенку: «Вот почему мы не хотим, чтобы ты еще какое-то время навещал дедушку».

«Вы с папой собираетесь его поймать?» Вы не можете обещать, что не заболеете. Но вы можете успокоить. Если болезнь в семье является наследственной, скажите что-то вроде: «Мы собираемся хорошо позаботиться о себе, чтобы оставаться здоровыми и в безопасности».

«Как он заболел?» Вы могли бы описать это так, как он понял из собственного опыта: «Части нашего тела иногда заболевают, например, когда у вас болит ухо или боль в горле. Иногда у человека может сильно заболеть сердце или мозг, тоже, и это может заставить его чувствовать себя очень плохо».

Чтобы ответить на вопрос о своем отце, больном СПИДом, Рена Хеффернан из Тилламук, штат Орегон, ответила своим 7- и 2-летним детям правдиво, но просто: «Я сказала им, что дедушка заболел, потому что заболела его девушка.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *