неуправляемый ребенок – Детский сад и ребенок

Рубрика — Детская психология

Пишет Анастасия:

Здравствуйте, нашей дочери 5 лет, не можем найти общий язык. она не слушается, своевольничает, угрожает, сегодня например сказала, отцу, что задушит, если не сделает так как она хочет и так далее. Скажите пожалуйста, что делать?

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Да-да, опять неуправляемый ребенок. Какие они сейчас – непокорные, самостоятельные, настойчивые,… прекрасные!
Как найти общий язык с ребенком?

Да, в общем-то так же, как и со взрослым или любым другим человеком, например, с самим собой. А вы находите с собой общий язык? Всегда ли вам удается принимать окончательное решение без колебаний и сомнений? Часто ли вы делаете то, что хотите, и говорите то, что думаете? В каждом из перечисленных случаев может иметь место внутренняя борьба мотивов, и если конкурирующие мотивы примерно равны по силе, вынести решение не так уж легко.

Что Вы лично делаете в такой ситуации?

Проще, легче и веселее жить, если при всяком удобном случае делать то, что хочется. «Всякий удобный случай» вовсе не означает, например, в день рожденья, который только раз в году. Удобные случаи встречаются ежедневно, к тому же по многу раз на день. Каждый человек сам выбирает, какой случай считать удобным. Один может считать, что это – время после работы и после выполнения всех своих обязанностей по дому, для другого удобный случай – перекур, для третьего – каждое мгновение, то есть всегда.

Истинная природа человека такова, что он нутром чует, что ему нужно делать, и это обычно выражается в желаниях. У среднестатистического человека желания возникают совершенно нормальные по сути, какими бы странными они не казались. Человек всегда интуитивно тянется к светлому, доброму и радостному. Такими уж мы созданы! А путь к этому самому светлому иногда пролегает через не совсем обычные действия и поступки. И если разрешить себе поступать и стандартно, и нестандартно по мере необходимости, так сказать, по внутреннему компасу, жизнь наша существенно облегчается и упрощается. Некоторым своим желаниям, все же, человек дает решительный отпор, в этом случае он не сомневается нисколько – и значит, действует в соответствии со своими принципами, убеждениями или просто чувствами. И это вполне нормально до тех пор, пока позволяет ему быть эффективным и удовлетворенным жизнью.

Ту же систему отношений мы применяем и к окружающим. Наши близкие тоже – и в первую очередь – входят в это число.

Чтобы с легкостью находить общий язык со своим ребенком, можно пересмотреть свои ожидания относительно него и представления о том, каким он должен быть и как должен себя вести, чтобы Вам это нравилось. Вы убедитесь в том, что часть «недопустимых» действий ребенка вполне можно допустить, и от этого никто не пострадает, а многие (в том числе и Вы) выиграют. Просто задайте себе вопрос: а что поменяется, если мой ребенок будет это делать? Если Вы видите, что все будет нормально, разрешите – освободитесь от лишнего груза проблем, легче станет дышать. Если видите, что так Вам совсем не подходит – попробуйте найти компромисс или альтернативу, если же и это не помогает, поставьте строгий, но спокойный и уверенный запрет. Ребенок отлично понимает и чувствует Вашу реакцию, он ощущает Ваше отношение. Спокойные, последовательные запреты он воспринимает тоже спокойно, как должное, не вызывающее никаких сомнений. Если же ребенок видит, что Вы нервничаете, проявляете сильные эмоции, он не без оснований заподозрит, что тут что-то не так и вполне может начать «разведку боем» со всеми вытекающими последствиями. Не ловитесь на удочку, спокойно объясните, почему Вам какие-то действия ребенка не нравятся, как Вам нравится, чтобы было, и почему. Тут надо действительно попридержать свои эмоции, но Вы это сможете, потому что будете действовать в согласии с Вашим сердцем и умом.

А еще не бойтесь проявлять любовь и одобрение. При каждом удобном случае. Ребенку, близким и не очень близким, и конечно, себе, любимому!

Неуправляемый ребёнок: что делать родителям?

Как изменить поведение ребёнка и надо ли вообще это делать? Рассказываем о реальных психологических методах для общения с детьми 4-17 лет.

«ТЫ плохой»

Чаще всего мы пытаемся изменить самого ребёнка, говорим ему: «Вот у Марии Ивановны такой прекрасный ребёнок – отличник, послушный, крестиком вышивает (хотя и мальчик), не кричит, не протестует…». Но детская психика это слышит как – я плохой, я ненужный, меня не любит собственный родитель. Первое, что мы должны сделать – это перестать оценивать самого малыша, а оценить его конкретный поступок. Например, не ты плохой и не нравишься мне, а я огорчена, ты поступил в конкретной ситуации не правильно, я знаю, что ты можешь иначе.

«Стань таким, как я хочу»

Дальше мы должны понять, а действительно ли всё так плохо или же мы хотим сделать ребёнка просто удобным для себя? Психолог Людмила Петрановская в своей книге «Если с ребёнком трудно» (16+) предлагает провести эксперимент.

Выпишите на бумаге, что вам не нравится в себе. Например, лишний вес, цвет волос, раздражительность в беседе с близкими. И потом замените «я» на «ты». И представьте, что те же самые слова произносит ваш муж, начальник, свекровь. Заметили? То, что могло вдохновлять изначально, например, вы понимали, что хотите перекрасить волосы, уже вызывает протест. Ведь не так приятно, когда уговорами и замечаниями тебя пытается изменить другой человек. 

Вот и у ребёнка это может вызвать протест. Вы только представьте, если бы все менялись только из-за уговоров и критики. Поэтому принцип «стань таким, как я хочу» часто не действует.

Так что же делать?

Вот что советует Людмила Петрановская:

1. Обозначьте чёткую цель. Чем яснее вы будете представлять, чего хотите добиться от ребёнка, тем проще. Возьмите лист, выпишите то, что ребёнок делает не так, а потом определитесь, что конкретно из этого вас больше всего угнетает. Выписывать необходимо несколько дней.

2. Анализируйте записи. Но без он «всегда», «вечно», «никогда». Обязательно учитывайте возраст, взрослые часто требует от детей того, на что они не способны. Некоторые отделы мозга у человека дозревают только к 21-24 годам!

3. Найдите ответ на вопрос «зачем он это делает?». Редко люди совершают поступки без мотивации. Например, ребёнок бьёт кого-то, чтобы привлечь к себе внимание, ворует – не имеет представления о собственности.

4. Используйте «я-высказывания». Ссылайтесь не на поступки ребёнка, обвиняя его, а раскрывайте свои чувства. Например, не «ты ведёшь себя ужасно!», а «я очень расстроился из-за твоего поведения, ведь я знаю, что ты можешь быть другим». 

5. Дайте событиям наступить. Иногда мы слишком опекаем своих детей и не даём им приобрести опыт. Покажите реальность жизни. Например, забыл выучить стих на завтра, придётся учить его перед сном вместо мультиков.

6. Помогите добиться желаемого другим способом. Сместите фокус внимания с «нельзя» на «можно». Предложите ребёнку альтернативный вариант. Нужны деньги, можно их заработать, а не красть. Иногда ребёнка надо просто направить.

7. Позитивно подкрепляйте. Похвала всегда лучше действует, чем крик или требование. Сказал ребёнок «спасибо» — похвалите. Позвоните при нём бабушке и расскажите, какой Петя молодец.

Самое главное – всегда можно обратиться к специалисту. Психологи говорят, что чаще всего дети ведут себя трудно, если чувствуют, что их привязанность со значимым взрослым под угрозой.

Мария (имя изменено по просьбе комментатора), мама двух детей.

«Моей девочке 10 лет, в какой-то момент ребёнок стал совершенно неуправляемым. Воспринимала требования к ней в штыки, стала хуже учиться, могла даже накричать на нас с мужем и чем-то кинуть. Я обратилась к психологу. Оказалось, что ребёнка беспокоило появление в скором времени нового члена семьи, я была беременна. Как объяснил психолог, дочь восприняла это как угрозу нашей с ней привязанности, что вклинится ещё один человек».

И помните, что ваш ребёнок – тоже личность со своими интересами. Старайтесь их не игнорировать, не кидать «успокойся», «не бойся»… в психологии — это обесценивание чувств. Иногда не ребёнок не управляем, иногда значимый взрослый не может найти подход.

Должен ли я беспокоиться об агрессивных истериках моего 5-летнего ребенка? — Little Otter

Этот пост является частью серии, в которой наша команда специалистов по детскому психическому здоровью отвечает на реальных вопросов, заданных читателями , такими как вы. Этот пост посвящен проблемам, связанным с истериками и агрессией. Пожалуйста, будьте внимательны при чтении.

Приступы гнева, особенно если они сопровождаются гневными словами или агрессивными действиями, могут вызывать беспокойство. Один родитель написал, чтобы спросить об агрессивных истериках своего ребенка, задаваясь вопросом, когда пора беспокоиться. Вот вопрос и ответ от нашей команды специалистов по детскому психическому здоровью:

«Должен ли я беспокоиться из-за очень агрессивной истерики моей 5-летней дочери? Она также испытывает нестабильные эмоции, которые иногда испытываю и я, а также, возможно, СДВГ».

— Ф., Нью-Мексико

Большое спасибо, что обратились за поддержкой к вашей дочери. Я понимаю, что вы видите, как ваша дочь проявляет множество эмоций, и что вы также испытываете некоторые подобные эмоции.

Что такое приступы гнева?

Истерики — это внезапные проявления сильных чувств, которые вырываются наружу и выходят из-под контроля.

Гнев, разочарование, страхи, беспокойство, грусть, голод, усталость, подавленность и изменения в распорядке дня могут спровоцировать приступы гнева, но иногда кажется, что они появляются из ниоткуда! Истерики обычно указывают на то, что ребенок пытается что-то сообщить своим поведением.

Пик гнева приходится на возраст 2-3 года. Согласно исследованиям дошкольных истерик, проведенным соучредителем Little Otter доктором Эггером, у 75% двухлетних и 60% трехлетних детей была хотя бы одна истерика за последний месяц. Среднее количество истерик у 2-летних детей было 4 раза в неделю, а у 3-летних — 5 раз в неделю. У старших дошкольников (в возрасте 4 и 5 лет) было в среднем 2 истерики в неделю.

Тем не менее, в возрасте 5 лет дети все еще часто испытывают сильные эмоции, а также истерики.

Стоит ли опасаться агрессивных истерик?

Несмотря на то, что маленькие дети нередко пинают, топают ногами или ругаются во время истерики, мы ожидаем, что по мере взросления дети научатся заменять это поведение более эффективными альтернативами. (Другие варианты преодоления могут включать перерыв или использование слов.)

Когда у ребенка агрессивная истерика, важно убедиться, что он в безопасности и что все (и все) в вашей семье тоже в безопасности. Эта статья о детской агрессии может дать дополнительный контекст; он также предлагает 6 шагов для реагирования на агрессивное поведение у маленьких детей.

Когда мы видим приступы гнева, которые случаются почти каждый день и носят агрессивный характер, мы начинаем беспокоиться. Мы называем эти частые и агрессивные истерики «психической лихорадкой». Подобно физической лихорадке, эти «психические лихорадки» являются признаком того, что ребенок расстроен и может испытывать эмоциональные или поведенческие проблемы. Нам нужно знать больше, чтобы быть в состоянии помочь ребенку и помочь его семье. Мы не знаем, что вызывает эту «психическую лихорадку», но нам нужно узнать больше, чтобы мы могли помочь ребенку и его семье.

Что может вызвать истерику у 5-летнего ребенка?

Опять же, приступы гнева связаны с чувствами. Маленькие дети еще не обладают вербальными навыками или контролем импульсов, чтобы эффективно управлять своими чувствами. Однако по мере взросления дети приобретают эти навыки, и частота и интенсивность истерик, как правило, снижается. Примерно в пять лет начните учиться более конструктивно выражать потребности и эмоции.

Возможно, истерики вашей дочери вызваны неспособностью выразить свои мысли или чувства устно.

Будьте в гармонии с чувствами вашего ребенка, это поможет вам предвидеть истерики, но иногда истерики неизбежны. Далее мы поделимся некоторыми советами, как реагировать на истерику пятилетнего ребенка.

Как реагировать на истерику 5-летнего ребенка?

Одна вещь, которую вы можете сделать, чтобы поддержать ее, когда у нее агрессивная истерика, — это дать ей язык, который она сможет использовать, чтобы выразить то, что с ней происходит, когда вы сможете.

Например, вы можете сказать: «Вы устали, и вам совсем нехорошо». Вы также можете показать ей, как успокоиться, когда она расстроена: делать глубокие вдохи, считать до 5, просить отвлечься от текущей задачи и т. д.

Кроме того, важно сохранять спокойствие, как бы трудно это ни было. Если вы будете сохранять спокойствие, вы сможете помочь своему ребенку успокоиться.

Наконец, может быть полезно сопереживать ребенку и проявлять сострадание. Истерики расстраивают родителей, но они также расстраивают и детей. Плохо, когда ваши эмоции выходят из-под контроля. Взрослеть и осваивать так много новых навыков может быть сложно.

Помните: когда у вашего ребенка истерика, не просите его «говорить словами» или рассуждать с ним. На пике этой эмоциональной бури они просто не могут!

Рекомендуем вам стать истеричным детективом. Это означает, что нужно обращать внимание на факторы, которые могут способствовать истерике. Спросите себя:

  1. Как часто случаются истерики?

  2. Что происходит во время истерики?

  3. Когда они происходят?

  4. Где они происходят?

  5. С кем они случаются?

  6. Что такое триггеры?

  7. Как долго они служат?

  8. Что происходит в жизни вашего ребенка и в жизни вашей семьи?

  9. Как вы и другие взрослые реагируете на истерики вашего ребенка?

  10. Как дела?

Чтобы помочь вам и вашему ребенку, нам нужно учиться вместе.

Little Otter также предлагает бесплатное обследование детей в возрасте от 2 до 6 лет на приступы гнева.

Ответив на 3 коротких вопроса, вы сразу поймете, типичны ли истерики вашего ребенка или пора обратиться за поддержкой.

Мы также опубликовали полное руководство по истерикам, в котором подробно рассказывается о том, что такое истерика, как реагировать и когда волноваться.

Как СДВГ может способствовать возникновению истерик?

Что касается СДВГ, то без дополнительной информации сложно предоставить конкретную обратную связь.

Вот руководство по СДВГ, которое может оказаться полезным; Little Otter также обеспечивает лечение СДВГ в некоторых штатах.

Судя по вашему вопросу, вам также может быть полезно получить поддержку. Мы знаем, что благополучие родителей и детей взаимосвязано.

Если вы заинтересованы в индивидуальной или более конкретной поддержке как для вас, так и для вашей дочери, вы можете обратиться к Little Otter — мы всегда рады помочь.

Спасибо, что доверили нам свой вопрос.

Дополнительные ресурсы
  • Бесплатная оценка вспышек гнева: узнайте, когда следует беспокоиться о вспышках гнева вашего ребенка

  • Полное руководство по вспышкам гнева [Подробное руководство]

  • Все об агрессии у малышей: когда волноваться и как реагировать [блог]

  • Почему у моего 5-летнего ребенка бывают приступы ярости? [Блог]

  • Являются ли истерики моего ребенка ненормальными? [Нью-Йорк Таймс]

    • Доктор Хелен Эггер, соучредитель компании Little Otter, поговорила с New York Times о том, как определить, являются ли истерики вашего ребенка ненормальными, и поделилась своим исследованием о том, указывают ли агрессивные истерики на психическое расстройство. забота о здоровье.

    • В статье поясняется, что «если у вашего ребенка сильные истерики почти каждый день, и эти истерики включают в себя удары ногой, удары, укусы или поломку предметов, у него или нее в восемь раз больше шансов заболеть расстройством, по словам доктора Уилсона. Исследования Эггера».

  • Все о СДВГ [Подробное руководство]

  • Вспышки гнева нашего сына связаны с СДВГ или с поведенческими проблемами? [Блог]

У вас есть вопрос, который вы хотели бы задать детскому психологу?

Задавайте свои вопросы здесь. Помните, что вы можете остаться анонимным, если хотите.

Гнев, раздражительность и агрессия у детей > Информационные бюллетени > Yale Medicine

Обзор

Никто не любит злиться, но все мы время от времени испытываем эмоции. Учитывая, что многим взрослым трудно выражать гнев здоровым и продуктивным способом, неудивительно, что гневные чувства часто перерастают в вспышки гнева у детей. Большинство родителей задаются вопросом, что делать с истериками и гневным поведением, и многие задаются вопросом, нормально ли ведет себя их ребенок.

В Детском учебном центре Йельского университета медицины мы работаем с детьми и их семьями, чтобы разработать планы для каждой поведенческой цели. Мы предлагаем различные оценки и планы лечения.

Когда гнев, раздражительность и агрессия нездоровы у ребенка?

Для ребенка младше 4 лет нередко случается до девяти истерик в неделю. Это могут быть эпизоды плача, пинков, топания, ударов и толчков, которые длятся от 5 до 10 минут, говорит Денис Суходольский, доктор медицинских наук, клинический психолог из Йельского медицинского центра изучения детей. Большинство детей перерастают это поведение к детскому саду. Для детей, чьи истерики продолжаются по мере взросления и становятся чем-то, что не соответствует их развитию, может потребоваться профессиональная помощь. По словам Суходольского, проблемы с гневом являются наиболее распространенной причиной, по которой детей направляют на лечение психических расстройств.

Что вызывает гнев, раздражительность и агрессию у детей?

Борьбе конкретного ребенка с гневом, раздражительностью и агрессией (поведением, которое может причинить вред себе или другим) может способствовать множество факторов. Одним из распространенных триггеров является разочарование, когда ребенок не может получить то, что он или она хочет, или его просят сделать что-то, что ему или ей может не хотеться делать. У детей проблемы с гневом часто сопровождают другие психические расстройства, включая СДВГ, аутизм, обсессивно-компульсивное расстройство и синдром Туретта.

Считается, что генетика и другие биологические факторы играют роль в гневе/агрессии. Окружающая среда тоже вносит свою лепту. Травма, дисфункция семьи и определенные стили воспитания (например, суровые и непоследовательные наказания) также повышают вероятность того, что ребенок будет проявлять гнев и/или агрессию, которые мешают его или ее повседневной жизни.

Как диагностируется гнев, раздражительность и агрессия у детей?

Маленьких детей могут отправить на психологическое или психиатрическое обследование их родители или направить к педиатру, психологу, учителю или администратору школы. Дети более старшего возраста с поведенческими проблемами, из-за которых они столкнулись с законом, могут быть направлены для оценки и лечения в суды или систему ювенальной юстиции. (Суходольский отмечает, что именно это и призвано предотвратить раннее лечение.)

При оценке широты и глубины детского гнева или агрессии медработник рассмотрит поведение в контексте жизни ребенка. Это включает в себя получение информации от родителей и учителей, просмотр академических, медицинских и поведенческих записей, а также проведение индивидуальных бесед с ребенком и родителем. «Мы рассматриваем весь спектр психических расстройств и то, как они влияют на жизнь ребенка», — говорит Суходольский.

Суходольский добавляет, что основанные на исследованиях инструменты измерения, такие как ответы родителей и ребенка на конкретные вопросы, используются для определения того, соответствует ли ребенок диагностическим критериям поведенческого расстройства. В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-V), которое считается «библией» диагнозов, потенциальные диагнозы для ребенка с гневом, раздражительностью и агрессией включают:

  • Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) , паттерн гневного/раздражительного настроения, спорного/вызывающего поведения и/или злобы, который длится шесть месяцев или более
  • Поведенческое расстройство (CD) , устойчивая модель поведения, которая нарушает права других, например, запугивание и воровство, и/или соответствующие возрасту нормы, такие как прогулы в школе или побег из дома
  • Деструктивное нарушение регуляции настроения (DMDD) , характеризующееся частыми вспышками гнева и раздражительным или подавленным настроением большую часть времени

Иногда клиницисты могут использовать термины, которые не являются частью DSM, но использовались в исследованиях, образовании или защите интересов. Например, термин «тяжелая дисрегуляция настроения» относится к сочетанию раздражительности и вспышек гнева/агрессивного поведения у детей с расстройствами настроения и СДВГ. В области синдрома Туретта термин «приступы ярости» используется для описания вспышек гнева, которые часто несоразмерны провокации и не характерны для личности ребенка.

Как лечить гнев, раздражительность и агрессию у детей?

Поведенческое вмешательство является первой линией лечения детской злости и агрессии. Хотя существует довольно много методов лечения, которые могут быть полезными, Детский учебный центр выделяет два основных подхода, которые сосредоточены на изменении межличностной динамики, которая приводит к вспышкам гнева и является их результатом. Это дополнительные методы лечения, которые решают проблемы поведения ребенка с разных сторон.

  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это трехкомпонентный подход, который помогает ребенку освоить новые и более эффективные стратегии регулирования гневных эмоций, мыслей и поведения.
  • Регулирование эмоций, , который позволяет ребенку научиться определять триггеры гнева и превентивные стратегии.
  • Изучение альтернативных способов выражения разочарования и преодоления его поможет ребенку и родителю взвесить возможные последствия каждого выбора и свести к минимуму конфликт.
  • Разработка новых коммуникативных стратегий, с помощью ролевых игр для практики, помогает предотвращать и разрешать ситуации, провоцирующие гнев.

Несмотря на то, что когнитивно-поведенческая терапия проводится с ребенком, родители активно участвуют в лечении и поддерживают прогресс ребенка в обучении навыкам управления гневом.

  • Методы управления родителями (PMT) помогает родителям ограничивать вспышки гнева, обучая альтернативным способам справиться с плохим поведением. Акцент делается на использовании положительного подкрепления за то, что ребенок делает правильно, а не на наказании за проступки. PMT подчеркивает положительное взаимодействие в семьях как вознаграждение. «Мы помогаем семьям получать удовольствие от совместного времяпрепровождения. Это становится самой большой мотивацией ребенка для уменьшения вспышек гнева», — говорит Суходольский.

Некоторые дети также принимают лекарства для лечения других психических заболеваний (таких как СДВГ, тревога или депрессия). Но основными методами лечения являются когнитивно-поведенческая терапия и методы управления родителями (которые в 65% случаев снижают частоту и интенсивность вспышек гнева).

Если ребенок не реагирует, можно попробовать другие подходы, говорит Суходольский, добавляя, что некоторым детям требуется более интенсивное амбулаторное лечение или даже стационарное лечение. «Жизнь, наполненная эмоциями, не приносит удовольствия, поэтому наша цель и цель лечения — помочь ребенку чувствовать себя лучше и не страдать», — говорит он.

Что делает подход Йельской медицины к гневу, агрессии и раздражительности у детей уникальным?

Гнев и агрессия — сложные проблемы. Ключевым преимуществом обращения за лечением к нам является возможность доступа к ресурсам Йельского университета и Йельской больницы Нью-Хейвен. «Часто один подход не работает изолированно», — говорит Суходольский, добавляя, что Йельский университет предоставляет доступ к широкому спектру услуг в области психического здоровья для детей со сложными психическими расстройствами и поведенческими проблемами.

Также следует отметить приверженность Детского учебного центра лечению детей в контексте семьи, с большим вниманием к культуре, ценностям и образу жизни каждой семьи. Например, говорит Суходольский, проявление уважения к бабушкам и дедушкам может быть культурно важным для конкретной семьи. «Некоторым детям требуется дополнительное обучение тому, как вести себя уважительно, — говорит он, — поэтому мы разрабатываем план для каждой поведенческой цели». Родители также учатся уважительно относиться к тому, что важно для ребенка, и иногда в лечение включают братьев и сестер.

Независимо от того, является ли целью выполнение работы по дому или своевременное посещение школы, подход один и тот же.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *