Содержание
Гиперактивность – это навсегда?
Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.
Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.
Диагностические критерии дефицита внимания:
- Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
- С трудом удерживает внимание в работе и игре;
- Не слушает, что ему говорят;
- Не в состоянии следовать инструкции;
- Не может организовать игру или деятельность;
- Не может длительно концертировать внимание;
- Часто теряет вещи;
- Часто и легко отвлекается;
- Часто бывает забывчив.
Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.
Диагностические критерии гиперактивности:
- Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
- Часто вскакивает со своего места;
- Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
- Всегда в движении;
- Не может играть в тихие игры;
- Очень много говорит.
Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.
Диагностические критерии импульсивности:
- Отвечает на вопрос не выслушав его;
- Не может дождаться своей очереди;
- Вмешивается в разговоры других.
Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.
Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.
У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.
Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.
Признаки в возрасте 1 года:
- ребёнок чрезмерно активен;
- редко спокоен в бодрствующем состоянии;
- много кричит;
- отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
- характерен сниженный аппетит;
- ребенок мало и беспокойно спит;
- нет этапа ползания;
- активно реагирует на обращение;
- не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.
Признаки в возрасте 2 лет:
- ребёнок постоянно в движении;
- необычайно любопытен;
- готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
- утомителен для окружающих;
- бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
- не обращает внимания на замечания.
Признаки в возрасте 3 лет:
- ребёнок стремится к постоянному движению;
- бывают приступы агрессии;
- проявляется ярко выраженное упрямство;
- отмечается неловкость и неуклюжесть;
- часто ломает игрушки;
- характерна повышенная отвлекаемость;
- способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.
В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.
Критерии сравнения
|
Упрямый
|
Гиперактивный
|
---|---|---|
Особенности поведения
|
Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.
|
Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.
|
Жизненная позиция
|
Активная
|
Пассивная
|
Частота
|
Время от времени становится неуправляемым.
|
Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние.
|
Реакция на окружающих
|
В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.
|
На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.
|
Отношение к последствиям
|
Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних)
|
Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.
|
Поведение у психолога
|
Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием.
|
Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение.
|
Самооценка
|
Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.
|
Отсутствует самокритика.
|
Наказание
|
Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.
|
Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.
|
Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.
Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.
Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!
Врач-невролог Гудная Т.П.
Психолог Борозда А.В.
Гиперактивный ребёнок: это СДВГ? — БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2»
- Информация о материале
-
Обновлено: 16.11.2016
Эти дети всегда на виду: они постоянно в движении, что-то хватают, бросают, на замечания не реагируют, не доводят начатое до конца. И дело не в плохом воспитании, а в болезни. В среднем в мире насчитывается до 21% детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВиГ). В России их около 35%. В Австралии среди учеников младшей школы таких до 40%. В США говорят о 30% школьников. Причем у мальчиков это заболевание встречается в 8 раз чаще, чем у девочек.
Где у него кнопка?
Как правило, основные жалобы родителей — что ребенок непослушный, не реагирует на замечания взрослых, чрезмерно подвижный, бесцельно хватает предметы, не может пять минут посидеть спокойно, раздражителен, импульсивен, даже агрессивен. При этом плохо концентрирует внимание, не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи. На занятиях часто отвлекается, что мешает усвоению знаний в детском саду или школе. У непоседы нет друзей, ему сложно в коллективе, так как он отстает от сверстников в психическом развитии, но стремится командовать и руководить. Трудно складываются отношения и со взрослыми: наказания на него не действуют, а похвалы почти не стимулируют.
Окончательный диагноз
Часто диагноз СДВиГ ставится необоснованно, под похожими симптомами могут скрываться самые разнообразные патологии – шизофрения, эпилепсия, аутизм, и просто бурный темперамент. В основе выявления СДВиГ у детей лежит нейропсихологическая диагностика, которая определяет, как формируются те или иные высшие психические функции: памяти, внимания, речи, мыслительной деятельности, зрительного и слухового восприятия, предметных движений. На основе полученных данных нейропсихолог составляет индивидуальный терапевтический комплекс. С кем-то врач занимается индивидуально, для таких детей группа – тяжелые условия. Если требуется небольшая коррекция, то родители получают советы, что делать дома, и приходят периодически на контроль.
Методы нейропсихологической коррекции разработаны для детей от 4 лет. Для совсем маленьких непосед есть невролог, который может выявить риски возможного развития заболевания, и дефектолог – он поможет научить родителей правильно играть с малышом.
Важно: лечение, начатое в 5–6 лет эффективнее, чем в 10–11. Оставленная без внимания проблема из медицинской может превратиться в социальную: не достигая успехов в учебе, получая нарекания за поведение, гиперактивные дети с дефицитом внимания ведут себя все хуже и хуже.
Biofeedback-терапия, или метод биологической обратной связи (БОС) направлен на развитие навыков самоконтроля. Появившись в США в 60-е годы прошлого века, он получил быстрое развитие на Западе, а теперь и в России. Суть диагностики: ребенок садится перед монитором, на котором показывают мультик. Как только активность мозга становится чрезмерной, ребенок отвлекается (это фиксируют специальные датчики), мультфильм прекращается. На экране появляются черные пятна, в ушах раздается неприятный скрежет. Как только ребенок вновь сосредоточен, мультик включается. То есть школьник учится контролировать свое состояние. Продолжительность БОС-терапии – от 15 до 40 сеансов по 20–40 минут 2–3 раза в неделю.
Кто виноват?
Ответ на этот вопрос хотели бы получить и врачи. На сегодняшний день конкретная причина СДВиГ не найдена. Более того в ходе диагностики у таких детей не находят никаких структурных нарушений. Обычно это идеальная картинка строения головного мозга, хорошая биохимия крови, неплохое ЭЭГ, которое показывает некоторые изменения, говорящие о небольшой возбудимости. Инфекционные заболевания, травмы, анестезия, осложнения во время беременности и родов, экология или социальная среда не являются причиной развития заболевания. Тогда что же?
- Последние исследования показали, что расстройство связано с дефектом нескольких генов. В результате в мозге вырабатывается мало допамина, вещества, которое управляет процессами торможения, и много норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение. Кроме того, развитие СДВиГ может быть связано с проявлением генетического синдрома, поэтому для установления природы расстройства необходима консультация генетика.
- Еще одна из причин — дефицит магния и таурина, которые участвуют в обменах клетки. Сбой в биохимической системе приводит к дисбалансу в системах торможения и возбуждения. Согласно английскому исследованию, у школьников 7–12 лет, получавших дополнительно 200 мг магния в день в течение полугода, значительно улучшилось поведение.
- Рабочая версия, которая сейчас активно исследуется, – это питание, а именно дефицит натуральной еды и необходимых аминокислот. Все самое важное в организме построено из белков, в том числе и те нейротрансмиттеры (вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой), с которыми у гиперактивных детей большие проблемы. Они должны получать полноценное белковое питание.
- И конечно, важную роль играет семья, в которой ребенок воспитывается. Поводом для развития СДВиГ у детей, предрасположенных к этому заболеванию, может стать среда, где очень много раздражителей. Например, если мама с папой одновременно дают разные указания, ребенок не понимает, на чем ему сконцентрироваться. Мультики во время еды или постоянно работающий телевизор отвлекает ребенка, не давая сосредоточиться на конкретном деле. Большое количество игрушек в поле зрения также рассеивает внимание.
Потребность в магнии для детей 4–8 лет составляет 180 мг в сутки, а 9–13 лет – 240 мг. Много магния содержится в какао, гречке, ржи, овсе и зародышах пшеницы, в бобовых, включая арахис, а также печеном картофеле, бананах, шпинате и другой зелени. Тарелка гречневой каши дает половину суточной нормы магния, миска овсянки или печеная картофелина – примерно пятую часть нормы, а если получать весь магний из бананов, их придется съесть штук восемь.
Что делать?
В США и Европе активно используют психостимуляторы, которые снижают общую активность мозга, успокаивают детей, повышают внимание. Однако вокруг этих препаратов не утихают споры. В России стараются применять немедикаментозную нейропсихологическую коррекцию. Успех лечения на 90% зависит от родителей, которые должны набраться сил и терпения и ежедневно заниматься с ребенком.
Научиться правильно играть. Детей с СДВиГ нельзя заставлять сидеть спокойно. Наоборот, им надо предлагать двигаться. Но чтобы это движение было не бессмысленным, нужно придумать много подвижных игр. Все игры и обучающие занятия надо строить по типу слоеного пирога: немного позанимались тем, что требует концентрации, затем попрыгали с дивана на конкретную подушку или проползли под столом по определенной кривой и опять вернулись к сосредоточенному заданию. Тем самым ребенок учиться регламентировать свою двигательную активность. Для этой цели отлично подойдет старая добрая игра «Море волнуется раз», которая заставляет ребенка «замирать» на короткое время.
Убрать лишние игрушки. В поле зрения оставить 1–3 игрушки. Лучше, если они будут убраны в упаковку или завернуты в бумагу. Начинать игру лучше с одной игрушки. Ребенку не обязательно сидеть во время игры, он может бегать вокруг стола, на котором стоит единственная пирамидка. Постепенно можно добавлять игрушки. Через некоторое время заек и мишек менять на других.
Работать в тандеме с педагогом. Конечно, найти понимающего учителя не просто. Но сообщить, что ребенок проходит терапию, надо обязательно. Принцип слоеного пирога в школе тоже работает. Высидеть 30–40 минут за партой непоседе сложно. Учитель должен направлять энергию в мирные цели: предложить раздать тетради, полить цветы, вытереть доску и т. д. Действия должны быть короткие: отвлекся ненадолго, снова сосредоточился на уроке.
У непосед есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Американские исследователи установили, что среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше удачливых бизнесменов, чем среди спокойных и уравновешенных людей.
Организовать двигательную активность. Идеальны занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Детей надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости. А вот физкультура с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны. Не забывать про меры предосторожности, такие дети не очень хорошо понимают, где опасность.
Часто хвалить. Причем делать это целенаправленно, объясняя за что. Это дополнительные внимание и контроль. Например, не просто сказать: «Молодец, собрал портфель сам». А проговорить, что именно сделал: «И красный карандаш положил, и синий, и линейку, и ластик».
Соблюдать режим дня. Размеренный темп жизни необходим вечно возбужденным живчикам. Распорядок должен быть четким и понятным. Не просто готовимся ко сну, а что именно надо сделать: пойти умыться, почистить зубы, переодеться в пижамку и лечь в кровать. У детей с СДВиГ часто отмечается повышенная тревожность, привычная последовательность действий снимает напряжение и позволяет сконцентрировать внимание.
Материал с сайта журнала «Здоровье»: http://zdr.ru
Почему мой ребенок такой гиперактивный? СДВГ, сахар, пищевые добавки и многое другое
Автор Джина Шоу
В этой статье
- Это нормально для их возраста?
- Может ли это быть СДВГ?
- Они получили это от меня?
- Они едят слишком много сахара?
- Пищевые добавки делают их гиперактивными?
- Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?
- Они гиперактивны, потому что недостаточно тренируются?
Ваш ребенок является сгустком энергии по ряду причин, и вы можете многое сделать, чтобы успокоить его.
Это нормально для их возраста?
Если ваш ребенок гиперактивен, это может быть потому, что он еще ребенок. Для детей всех возрастов нормально иметь много энергии.
Дошкольники, например, могут быть очень активными — они часто быстро переключаются с одного занятия на другое. Дети постарше и подростки также энергичны и не так сосредоточены, как взрослые.
Если чрезмерное поведение вашего ребенка регулярно вызывает проблемы в классе, с домашними заданиями или с друзьями и отношениями, проконсультируйтесь с педиатром.
Может ли это быть СДВГ?
Естественно задаться вопросом, не может ли СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) быть причиной повышенной энергичности вашего ребенка. Но просто быть гиперактивным не обязательно означает, что у вашего ребенка есть это заболевание.
Следите за этими другими признаками СДВГ:
- Часто ли они прерывают?
- Имеют ли они проблемы с выполнением инструкций и организацией задач?
- Они забывчивы?
- Они нетерпеливы?
- Часто ли они говорят вне очереди?
Если у вашего ребенка СДВГ, эти проблемы будут возникать в течение длительного периода времени, как правило, дома и в школе.
Они получили это от меня?
Если причиной гиперактивности вашего ребенка является СДВГ, некоторые исследования показывают, что это состояние имеет тенденцию передаваться по наследству.
Могут быть определенные гены, повышающие вероятность развития у людей СДВГ.
Они едят слишком много сахара?
«Мой сын съел все оставшиеся хэллоуинские конфеты и теперь прыгает по стенам!»
Вы когда-нибудь говорили что-то подобное? Многие люди думают, что существует связь между гиперактивностью и употреблением сахара, но исследования этого не подтверждают. В нескольких исследованиях изучалось поведение и обучаемость детей, получавших сахар по сравнению с заменителем сахара, и не было обнаружено никакой разницы.
Другие исследования показали, что родители, которые думают, что их дети ели сахар, оценивают свое поведение как более гиперактивное, чем родители, которые думают, что их дети ели заменитель сахара.
Это, конечно, не означает, что давать ребенку наедаться сахаром — хорошая идея, но исключение его из рациона, вероятно, не решит проблему.
Пищевые добавки делают их гиперактивными?
Итак, сахар тут ни при чем. Но могут ли искусственные красители, красители или другие добавки вызвать у вашего ребенка гиперактивность?
Для большинства детей ответ, скорее всего, нет. Но некоторые исследования показывают, что небольшой процент детей с СДВГ может быть чувствителен к некоторым из этих добавок.
Если вы думаете, что это так, вы можете попробовать «элиминационную диету». Исключите источники искусственных добавок, таких как конфеты, морсы, газированные напитки, хлопья ярких цветов и нездоровую пищу, и посмотрите, заметите ли вы какие-либо изменения в поведении.
Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?
Иногда слишком много шума и активности в вашем доме могут мешать вашему ребенку расслабиться.
Например, слишком много конфликтов в семье, таких как ссоры, могут вызвать стресс. То же самое можно сказать о хаотичном графике и недосыпании.
Так что постарайтесь, чтобы атмосфера была максимально спокойной. И оставьте место в своем календаре для семейного времяпрепровождения. Иногда ребенок, который ведет себя гиперактивно, нуждается в тихом, близком общении с мамой или папой. Устройтесь поудобнее на диване с одеялом и почитайте ребенку, чтобы успокоиться.
Являются ли они гиперактивными из-за того, что недостаточно тренируются?
Дети могут стать беспокойными, если они не получают достаточной физической активности, чтобы сжечь свою энергию. Тем не менее, вы можете помочь своему ребенку получить необходимые ему упражнения. Например, возьмите свою семью на прогулку или в поход. Или покатайтесь на велосипеде или поиграйте в пятнашки во дворе.
Если у вас есть двор, оборудуйте безопасное место для игр, например песочницу.
Почему мой ребенок такой гиперактивный? СДВГ, сахар, пищевые добавки и многое другое
Автор Джина Шоу
В этой статье
- Это нормально для их возраста?
- Может ли это быть СДВГ?
- Они получили это от меня?
- Они едят слишком много сахара?
- Пищевые добавки делают их гиперактивными?
- Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?
- Они гиперактивны, потому что недостаточно тренируются?
Ваш ребенок является сгустком энергии по ряду причин, и вы можете многое сделать, чтобы успокоить его.
Это нормально для их возраста?
Если ваш ребенок гиперактивен, это может быть потому, что он еще ребенок. Для детей всех возрастов нормально иметь много энергии.
Дошкольники, например, могут быть очень активными — они часто быстро переключаются с одного занятия на другое. Дети постарше и подростки также энергичны и не так сосредоточены, как взрослые.
Если чрезмерное поведение вашего ребенка регулярно вызывает проблемы в классе, с домашними заданиями или с друзьями и отношениями, проконсультируйтесь с педиатром.
Может ли это быть СДВГ?
Естественно задаться вопросом, не может ли СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) быть причиной повышенной энергичности вашего ребенка. Но просто быть гиперактивным не обязательно означает, что у вашего ребенка есть это заболевание.
Следите за этими другими признаками СДВГ:
- Часто ли они прерывают?
- Имеют ли они проблемы с выполнением инструкций и организацией задач?
- Они забывчивы?
- Они нетерпеливы?
- Часто ли они говорят вне очереди?
Если у вашего ребенка СДВГ, эти проблемы будут возникать в течение длительного периода времени, как правило, дома и в школе.
Они получили это от меня?
Если причиной гиперактивности вашего ребенка является СДВГ, некоторые исследования показывают, что это состояние имеет тенденцию передаваться по наследству.
Могут существовать определенные гены, повышающие вероятность развития у людей СДВГ.
Они едят слишком много сахара?
«Мой сын съел все оставшиеся хэллоуинские конфеты и теперь прыгает по стенам!»
Вы когда-нибудь говорили что-то подобное? Многие люди думают, что существует связь между гиперактивностью и употреблением сахара, но исследования этого не подтверждают. В нескольких исследованиях изучалось поведение и обучаемость детей, получавших сахар по сравнению с заменителем сахара, и не было обнаружено никакой разницы.
Другие исследования показали, что родители, которые думают, что их дети ели сахар, оценивают свое поведение как более гиперактивное, чем родители, которые думают, что их дети ели заменитель сахара.
Это, конечно, не означает, что давать ребенку наедаться сахаром — хорошая идея, но исключение его из рациона, вероятно, не решит проблему.
Пищевые добавки делают их гиперактивными?
Итак, сахар тут ни при чем. Но могут ли искусственные красители, красители или другие добавки вызвать у вашего ребенка гиперактивность?
Для большинства детей ответ, вероятно, нет. Но некоторые исследования показывают, что небольшой процент детей с СДВГ может быть чувствителен к некоторым из этих добавок.
Если вы думаете, что это так, вы можете попробовать «элиминационную диету». Исключите источники искусственных добавок, таких как конфеты, морсы, газированные напитки, хлопья ярких цветов и нездоровую пищу, и посмотрите, заметите ли вы какие-либо изменения в поведении.
Может ли шумиха в моем доме сделать их гиперактивными?
Иногда слишком много шума и активности в вашем доме могут мешать вашему ребенку расслабиться.
Например, слишком много семейных конфликтов, таких как ссоры, могут вызвать стресс. То же самое можно сказать о хаотичном графике и недосыпании.
Так что постарайтесь, чтобы атмосфера была максимально спокойной.