Не оставляйте их плакать! | PSYCHOLOGIES

315 277

Родителям

Все началось почти сразу, во вторую ночь жизни моей дочери Лизы. Она начала плакать. Я попыталась ее покормить. Поговорить с ней. Поменять памперс. Покачать ее. Бесполезно. Она уже не плакала, она заходилась от страшного крика. И я оставила ее, крохотную, в пластиковой колыбели, со сжатыми кулачками, согнутыми ножками и широко открытым ртом, и вышла в коридор, чтобы хоть кто-нибудь помог мне.

Я была в отчаянии: материнское знание, как обращаться с этим младенцем, не было дано мне природой вместе с ним. «Ты скоро привыкнешь», — сказала мне усталая дежурная сестра. И прижала мой «маленький сверток» ко мне, кожей к коже, дав девочке соску.

С этого дня я училась спать почти не двигаясь, дышать потише и жить в постоянном страхе, что этот плач начнется снова и я снова не смогу успокоить Лизу. Как только она начинала кричать, мой мир рушился. А это случалось постоянно. Я простодушно открывала для себя, что грудные дети плачут, когда им хочется есть, пить, когда им больно, жарко, холодно, когда они скучают или устали, когда их нужно утешить или когда им некуда деть свою энергию. Итого по нескольку часов в день. Счастье еще, что у Лизы хотя бы не было этих проклятых колик, которые могут свести с ума ребенка, семью, а заодно и соседей.

Не то чтобы я не старалась ее понять. Наоборот, я очень старалась. И узнала, например, что существуют специальные приложения, которые можно загрузить в телефон, чтобы «расшифровывать» крики младенцев. И что эти приложения абсолютно не работают. Что, по мнению одного гарвардского психолога, ночной плач — стратегия выживания: изматывая родителей, младенцы якобы мешают им побыстрее завести следующего ребенка. Потому что в прошлом такие «непрерывные» роды были одной из причин детской смертности.

Еще я беспрерывно сидела на форумах — и чем больше читала, тем больше впадала в панику. «За 30 секунд ты успевала обшарить 15 сайтов, позвонить шести подругам и доктору, — смеется, вспоминая это время, мой муж Алексей. — Причем тебе надо было, чтобы Лиза замолчала немедленно — как будто ее выключили».

Объятия и кортизол

Еще во время беременности я внимательно изучила «теорию». Доктор Спок, например, очень даже рекомендовал оставлять плачущих младенцев одних — в воспитательных целях. Но современные исследователи резко возражают против этого.

Педиатр Катрин Геген убеждена, что нельзя оставлять плачущих детей в одиночестве: последствия могут оказаться катастрофическими: «Кортизол, выделяющийся под действием тяжелого, повторяющегося стресса, оказывает токсическое воздействие на крайне восприимчивый мозг ребенка, а также на развитие нейронов, их миелинизацию, формирование синапсов и так далее. Способности к обучению и запоминанию из-за этого снижаются, может замедлиться умственное развитие».

Утешительные поглаживания снижают уровень гормонов стресса и способствуют синтезу в организме «молекул благополучия»

Детский психотерапевт Альбина Локтионова уточняет: «Все дети рождаются с геном чувствительности к кортизолу. Но он «просыпается» лишь благодаря материнской чуткости и заботе — только тогда организм ребенка начинает дозировать выработку этого гормона в ситуациях, когда он необходим».

Кроме того, симпатическая нервная система детей до двух лет не регулируется парасимпатической системой, и, если родители не утешают младенца, его нервная система становится гиперактивной. Это вызывает более частые инфекции, нарушение дыхания, аппетита, сна, головные боли…».

И если утешительные поглаживания и прикосновения снижают уровень гормонов стресса и способствуют синтезу в организме «молекул благополучия» (окситоцин, эндорфины и серотонин), то страх оставляет след в бессознательном ребенка: дети растут боязливыми, с раннего детства у них возникают приступы тревоги, вспышки агрессивности, возможны нарушения привязанности.

Родительские страдания

Узнав все это, могла ли я оставить Лизу плачущей, даже на секунду? К счастью, с папой ей повезло больше: у Алексея явно лучше получалось успокаивать дочь. Не могу сказать, что это совсем меня не задевало, но в конечном счете здравый смысл взял верх: уж лучше пусть папа успокоит Лизу, чем я буду переживать и из-за плача, и из-за того, что сама не в состоянии ее унять.

Мы пробовали массажи, пеленание, прогулки в коляске, в машине, мерный шум пылесоса, записи морского прибоя и птичьего щебета, колыбельные, кажется, всех народов мира и даже мантры на санскрите с низкими звуками (которые, как говорят, успокаивают). Но спасение пришло с балладами Леонарда Коэна — его низкий хрипловатый голос успокаивал Лизу намного лучше всех моих стараний. Теперь у нас с Алексеем появилось немного времени, чтобы хотя бы обсудить: оставлять Лизу плачущей или нет. Потому что поначалу мы были не совсем согласны друг с другом.

Вместо того, чтобы впадать в панику или злиться, попробуйте на секунду представить, что чувствует ваш грудной ребенок

«Я не знал, что такое грудной ребенок, и поэтому боялся, что, если мы дадим слабину, девочка станет невыносимой, слишком зависимой, что она превратится в тирана, который будет нами помыкать», — признается он теперь. Но тогда он, к счастью, быстро пересмотрел свои взгляды: «Я понял, что она не капризничает, а просто выражает свои потребности». Да, выражает. Настоятельно, шумно и часто. И немного дольше, чем мы представляли. Потребовалось около двух месяцев, чтобы Лиза начала немного варьировать свои крики, а мы научились хоть немного ее понимать.

«Младенец никогда не плачет без причины, — считает Альбина Локтионова. — Его рептильный мозг, который выявляет опасности, уже полностью созрел, тогда как неокортекс, который его контролирует и регулирует, сформируется только к пяти годам. Младенец воспринимает свои примитивные эмоции во всей их яркости и не способен себя образумить». Поэтому вместо того, чтобы впадать в панику или злиться, попробуйте на секунду представить, что чувствует ваш грудной ребенок.

Его тоска бездонна, его ужас осязаем. Он воспринимает свои инстинктивные потребности как угрозы существованию. Если он голоден, ему кажется, что на него изнутри напали «разъяренные львы и тигры», — очень удачный образ, предложенный знаменитым педиатром и психоаналитиком Дональдом Винникоттом.

«Первые 4–5 месяцев плач — единственный способ сообщить о неблагополучии или о потребности, которую ребенок испытывает, — продолжает Альбина Локтионова. — Мощный, сопровождаемый криком выдох облегчает боль, снимает напряжение». Грудной ребенок еще не обладает физической и психической способностью сдерживать свои эмоции, — подчеркивает Катрин Геген: «Для этого ему нужны взрослые. Если они вмешиваются слишком поздно, его мучает тревога, чувство покинутости. Он может испытывать ощущение падения, потери идентичности, утраты целостности и даже погрузиться в депрессию».

Проснуться в тишине

«Непросто утешить младенца, когда он плачет», — успокаивает Альбина Локтионова. Особенно если вы устали от бессонных ночей, если советы не помогают и все чаще кажется, что вы никогда не станете винникоттовской «достаточно хорошей матерью». Но мне неожиданно придал сил плохой совет. «Ну и пусть поплачет. Не надо ей потакать, а то вырастет и будет думать, что в жизни все легко дается!» Угадайте, кто это сказал? Наша патронажная медсестра — видимо, верная последовательница доктора Спока.

«Мы три ночи не обращали внимания на то, что сын плачет. И на четвертую он перестал!» — так написал на одном из родительских форумов отец трехмесячного мальчика, явно гордясь своей твердостью духа и призывая следовать его примеру. «Это ужасно! Всем нам, и детям, и взрослым, нужно утешение, когда мы переживаем горе, — возмущается такими родителями Катрин Геген. — Когда же окружающие не реагируют, ребенок понимает, что звать бессмысленно».

«Крик — признак хорошего здоровья, пусть даже это очень утомительно для родителей!» — заключает Альбина Локтионова. И подтверждает то, о чем писала Франсуаза Дольто в «На стороне ребенка»: «Чем лучше ребенка успокаивают, тем более независимым он станет!»

Со временем плач начинает дифференцироваться: ребенок использует его как инструмент, рычаг для изменения ситуации

Постепенно мы становились «достаточно хорошими родителями», то есть стали находить общий язык с нашей дочерью и верный момент, чтобы вмешаться. Мы поняли: не всегда нужно сломя голову мчаться к Лизе, услышав первый же крик. В наших отношениях стал устанавливаться какой-то ритм, мы начали чувствовать, когда требуется ее успокоить.

«Со временем плач начинает дифференцироваться, — комментирует Альбина Локтионова. — Ребенок использует его как инструмент, рычаг для изменения ситуации. Например, плач протеста, когда мама уходит, плач от страха, когда что-то пугает его. Дистанция в отношениях родителей и ребенка уточняется в ходе их «танца втроем». Это развитие системы тонких настроек друг на друга, умения понимать происходящее. И если это происходит, фундамент психического развития формируется быстрее и успешнее».

Когда Лизе исполнилось три месяца, я поняла, что и я, и она стали вести себя более гибко. Меня уже не так выводили из равновесия ее крики, а ей, кажется, стало легче иногда и потерпеть. Я понимала ее лучше, она меньше беспокоилась. А через четыре месяца после ее появления на свет я проснулась поздно — и в полной тишине. Лиза спокойно лежала в своей кроватке и теребила какую-то игрушку. «Леша, ты представляешь? Ты слышишь?! Она не плачет!» Нет, она не плакала. Она улыбалась.

Текст:Александра ГригорьеваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

5 книг, которые помогут сделать важный выбор

Лабиринт страха: как найти выход — 5 важных цитат

«Парень вообще не помогает с ребенком. Почему все так несправедливо?»

«Я боюсь отношений с новым парнем. Что делать с постоянной тревогой?»

«Партнер не выполняет мои просьбы»: как это исправить

«Закодированный алкоголик — бомба, которая однажды разнесет вашу жизнь»: история одного развода

«Муж угрожает самоубийством на глазах у детей, если уйду от него»

Как пережить кризис четверти жизни: 5 простых советов

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ПЛАЧЕТ – Московский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики (МОЦОЗиМП)

Нет, наверное, таких детей, которые бы не плакали, как и нет таких родителей, которые не волновались бы, услышав плач своего чада. Плач – это единственная возможность, при помощи которой дети в первые месяцы своей жизни могут общаться со взрослыми. В первый месяц жизни ребенка молодая мама не всегда может определить причины беспокойства малыша, однако позже она начнет почти безошибочно различать даже самые тонкие оттенки его плача.

Советов по поводу того, что именно следует сделать, чтобы ребенок перестал плакать, существует вели­кое множество. Иногда предлагают не подходить к малышу или даже прикрикнуть на него; кто-то го­ворит, что плач «способствует развитию легких». Все это неверно. Ведь ваш кроха все чувствует, но не мо­жет выразить словами. Если малыш плачет, значит, он чем-то недоволен, и надо попытаться установить и устранить причину детского плача.

К сожалению, нет единого универсального ре­цепта, позволяющего успокоить ребенка, ведь каж­дый малыш индивидуален. Мы попытаемся описать несколько способов. Вы можете воспользоваться как одним из них, так и сразу несколькими. Когда вы будете применять тот или иной способ, обязательно понаблюдайте за ребенком: посмотрите на реакцию вашего крохи и постарайтесь понять, что в данный момент он хочет вам сообщить. Поверьте, очень ско­ро методом проб и ошибок вы найдете оптимальный путь успокоения вашего ребенка.

«Мама, покорми меня!» Наиболее частой причи­ной детского плача является голод, и почти каждый малыш успокаивается у маминой груди. Поэтому первое, что следует попробовать сделать при плаче вашего крохи, – это предложить ему грудь. Питание – основная потребность новорожденного ребенка, и он незамедлительно заявит о ней, как только за­хочет есть. Сначала он будет «ворчать», затем тихонь­ко плакать, ненадолго успокаиваясь при отвлечении его внимания, и снова плакать, но уже более интен­сивно; успокоение ребенка произойдет только при кормлении. Плач от голода имеет повелительный ха­рактер, сопровождается сосательными движениями губ и языка, ребенок вертит головой в поисках мате­ринской груди или соски.

Число кормлений новорожденного обычно со­ставляет 8-ю, но может достигать 15-20 раз в сутки, включая и ночные прикладывания к груди (от 2 до 4 раз за ночь). В этот период кормление ребенка осу­ществляется «по требованию», а не по расписанию. Поэтому, если малыш плачет, ему в первую очередь нужно предложить грудь. К месяцу кроха сам уста­навливает режим, и обычно в возрасте от 1 до 4 ме­сяцев число кормлений составляет 6-7 раз в сутки.

Если вы пытаетесь кормить ребенка, а он отказы­вается, то, возможно, он хочет пить. Детям, которые питаются материнским молоком при хорошей лакта­ции матери, дополнительно вода не нужна (по мне­нию ведущих российских и зарубежных ученых, молоко содержит необходимое количество жидко­сти), но во время летней жары, а также при высокой температуре воздуха в помещении, где находится ребенок, ему можно давать кипяченую воду. При ис­кусственном вскармливании потребности в жидко­сти более высоки, поэтому ребенку, которого кормят смесями, можно предложить попить.

«Мама, я мокрый». Часто дети плачут из-за того, что испытывают чувство неудобства. Плач, вызван­ный каким-нибудь неудобством (наиболее часто это грязный подгузник или мокрая пеленка), непре­рывный, монотонный по сравнению с плачем от го­лода, он сопровождается беспокойством ребенка, а как только вы обнаружите причину этого недоволь­ства и устраните ее, малыш сразу же успокоится.

Ребенок первого месяца жизни мочится до 20 раз в сутки. При естественном вскармливании стул ребенка достигает 5-6, а при искусственном – 3-4 раз в сутки. Для того чтобы малыш чувствовал себя комфортно и в качестве профилактики раздра­жений кожи – пеленочного дерматита, необходимо регулярно менять ребенку подгузники (каждые 2-3 часа, а также перед сном, прогулкой и после стула).

Причинами плача «от неудобства» также могут быть слишком тесное пеленание, тугой подгузник, складки пеленок. Тугое пеленание (с выпрямлен­ными ножками и плотно прижатыми к туловищу выпрямленными ручками), которое было весьма распространено раньше, нарушает естественное положение новорожденного, нормальное дыхание и кровообращение, что, конечно, не нравится ре­бенку. В настоящее время рекомендуется «свобод­ное» пеленание, при котором малыш может двигать ножками и принимать удобное для него положение, с последующим переходом на кофточки и ползунки (обычно ребенка пеленают до 2-3-недельного воз­раста, однако этот период индивидуален для каждо­го малыша).

«Мама, мне жарко (холодно)». Температура очень важна для хорошего самочувствия и настроения кро­хи. В комнате, в которой находится ребенок, следует поддерживать постоянную температуру (22-24°С -для новорожденных, 20-22°С – для более старших детей). Не следует «кутать» ребенка: одежда малыша должна быть «дышащей» (из натуральных тканей -например, хлопка), свободной. Достаточно сложно рационально одеть малыша: необходимо соблюдать принцип разумной умеренности и подбирать одежду в соответствии с температурой. Если малыш сладко спит, значит, вы одели его правильно; если не спит и постоянно кричит, то надо задуматься о том, что он мерзнет или перегревается, и, вероятно, следует одеть его иначе (если вы находитесь на прогулке, то нужно вернуться домой). Если кроха перегрелся, у него пот­ная шейка и лобик, температура тела может поднять­ся до з8°С.  В этом случае необходимо раскрыть малы­ша, снять с него один слой одежды, переодеть в сухое белье. Если крохе холодно, его ручки, ножки, носик будут холодными. В этом случае нужно завернуть малыша в одеяло, взять на руки, приложить к груди. Когда кроха согреется, перед тем как положить его в кроватку, не забудьте надеть на него еще один слой одежды.

Причиной дискомфорта и плача ребенка также могут быть слишком яркое освещение, шум, не­достаточно свежий воздух. Плач подобного рода по своему характеру напоминает предыдущий. Что­бы ребенку было комфортно, не следует устанавли­вать его кроватку на сквозняке, вблизи источников шума, под прямыми солнечными лучами, непосред­ственно около окна, однако она не должна распола­гаться и в темном месте. Детская комната должна быть легко проветриваемой и чистой, оптимальная влажность в ней 6о%.

«Мама, я хочу спать». Ребенок устал, но ни­как не может заснуть, как это нередко случается и со взрослыми, и он начинает плакать… Плач, пред­вещающий сон, имеет монотонный характер и появ­ляется после длительного бодрствования, часто при перевозбуждении ребенка (например, при посеще­нии незнакомых малышу людей).

В данном случае иногда бывает достаточно пере­вернуть ребенка на другой бок или на спинку, т. е. по­менять его положение. Малыша можно взять на руки и походить с ним по комнате (но помните, что у ре­бенка не должно входить в привычку всегда засы­пать на руках).

Можно попробовать успокоить кроху ласковыми словами (голос должен быть тихим и спокойным), напеть ему колыбельную песенку или включить спо­койную, мелодичную, тихую музыку, взять за ручку, погладить по головке, по спинке.

«У меня болит животик». Плач, обусловленный коликами (часто наблюдаются в первые три месяца жизни), имеет резкий характер (похож на визг), со­провождается сгибанием ножек, стремлением при­жать их к животику, беспокойством, покраснением кожи, выпусканием газов. Кишечные колики возни­кают в результате спазма на фоне перестройки работы кишечника, недостаточного созревания его ферментов при увеличении объема питания. Обыч­но спазмы появляются во время кормления или че­рез некоторое время после еды, вечером и ночью (это связано с активностью кишечника). Ребенок вначале спокоен, возможно, засыпает у груди, а спу­стя 30-60 минут внезапно просыпается с криком.

Что можно сделать для устранения детских колик:

  • Во время кормления ребенок должен захватить сосок и околососковую область, чтобы воздух не попадал к нему вместе с молоком.

  • Если кроха находится на искусственном вскармли­вании, кормите его несколько медленнее, смесь должна полностью заполнять соску, можно вос­пользоваться специальными антибликовыми бу­тылочками, не позволяющими воздуху проходить вместе с пищей.

  • Перед кормлением ребенку с кишечными колика­ми можно дать немного (i чайную ложку) укропной воды или специального чая на основе фенхеля, что также поможет облегчить его состояние.

  • После кормления подержите малыша 2-5 минут в вертикальном положении, с головкой, присло­ненной к вашему плечу, и с животиком, тесно при­жатым к вашей груди.

  • Уложите ребенка на спинку и погладьте его живо­тик «по часовой стрелке»; можно положить на жи­вотик теплую (не горячую!) байковую пеленку, предварительно проглаженную горячим утюгом.

  • Наладьте свое питание, попытайтесь определить, какой продукт вашего рациона вызывает колики у малыша, и старайтесь его не употреблять. Капу ста, бобовые, виноград, изделия из дрожжевого теста, любая острая пища и кофеин могут усили­вать колики у ребенка.

«Мама, мне страшно». Ребенок может реагиро­вать на раздражение, тревогу, испуг мамы или об­щую недоброжелательную обстановку в семье. Плач как признак тревоги пронзительный, часто появля­ется внезапно, без всякой видимой причины. В дан­ной ситуации маме и окружающим надо успокоиться и по возможности устранить источник раздражения. Однако если плач не прекращается, несмотря на все ваши действия, надо немедленно вызвать врача.

«Возьми меня на ручки». Когда ребенок плачет, каждая мама чувствует желание немедленно взять своего малыша на руки, приласкать и покачать. В то же время ничто так не успокаивает младенца, как ощущение защищенности и уверенности в любви родителей. Поэтому забудьте о «теориях» неправиль­ного воспитания (нет опасности избаловать ребенка в первые полгода жизни): ребенок, который знает, что может рассчитывать на вас в любое время, рас­тет более спокойным и меньше плачет. Запомните: чем дольше кроха плачет, тем сложнее потом вам бу­дет его утешить.

Каждому малышу необходим физический кон­такт с матерью, ему нравится чувствовать теплоту ее тела, ее запах, ее объятия. Если вы возьмете его на руки, обнимите, приласкаете, ребенок сразу же успокоится. Часто бывает достаточно просто уделить малышу внимание: спокойно поговорите с ребен­ком, глядя ему в глаза; поставьте спокойную музыку, дайте игрушку, сядьте рядом с ребенком, чтобы он видел вас. Можно попробовать сменить обстановку: выйдите с крохой из комнаты (пусть он увидит другое помещение и предметы, которые могут привлечь его внимание).

Таким образом, при помощи плача ребенок дает вам знать о появившихся у него потребности или боли; здоровый ухоженный младенец не будет плакать, если устранены все причины дискомфорта. Речь идет именно о здоровом ребенке: не стоит забывать, что малыш может плакать, если у него что-то болит (например, ушко) или просто заложен нос (ребенку трудно дышать), однако в данных случаях всегда есть еще какие-нибудь признаки болезни (например, повышение температуры, насморк) и надо обязательно вызвать врача. Если вы не можете выявить причину плача крохи, не стесняйтесь вызвать врача: доктор обязательно поможет исключить плач, связанный с болезнью.

 

Страница не найдена — Воспитание для мозга

Мы не нашли сообщения для этого URL.

Последние сообщения

| Типы эмоционально агрессивных родителей | Причины | Эффекты | Как иметь дело с эмоционально оскорбительными родителями в детстве | Как иметь дело с эмоционально оскорбительными родителями во взрослом возрасте | Что такое эмоциональное насилие? Эмоциональное насилие со стороны родителей может принимать различные формы, в том числе словесные оскорбления, запугивание, эксплуатацию, изоляцию, отвержение, пренебрежение и родительское воспитание​1​. Это …

Подробнее о 7 типах эмоционально агрессивных родителей и их влиянии на детей

| Что такое родительское выгорание? | Родительское выгорание во время пандемии | Симптомы | воздействия | Причины | Как оправиться от родительского выгорания | Воспитание детей может быть прекрасным и полезным занятием, но воспитание детей — одна из самых требовательных и утомительных работ. Это требует постоянных усилий, внимания и вдумчивости. Рождение ребенка может …

Узнайте больше о родительском выгорании: что это такое, как определить признаки и как родители могут справиться

| Внимательность и медитация | Преимущества осознанности в внимательном воспитании | Как практиковать внимательное воспитание | Что такое осознанное воспитание? Осознанность — это быть здесь и сейчас, в данный момент. Речь о не…

Узнайте больше о 7 преимуществах внимательного воспитания и о том, как это практиковать

| Что не является родительским отчуждением | Родительское отчуждение против синдрома родительского отчуждения | Признаки родительского отчуждения | воздействие родительского отчуждения на взрослых детей | Что такое родительское отчуждение? Родительское отчуждение – это попытка одного из родителей настроить ребенка или детей против другого родителя посредством манипулирования, критики или других…

Подробнее о 17 признаках родительского отчуждения и их влиянии на взрослых детей

| Классическое кондиционирование | Безусловный ответ против условного ответа | Примеры безусловного ответа | Что такое безусловная реакция? В классической парадигме обусловливания безусловная реакция (UCR) — это естественная, автоматическая реакция на стимул, не требующая предварительного обучения. Безусловные реакции — это рефлекторные реакции, возникающие непроизвольно. Эти естественные реакции могут быть эмоциональными…

Подробнее о 30 примерах безусловной реакции в классическом обусловливании

| Что такое Laissez Faire Parenting | воздействия | Как остановить Laissez Faire Воспитание » вики полезно Laissez-faire — это французский термин, означающий «оставить в покое». Это экономическая философия, которая выступает за нерегулируемый свободный рынок. Идея состоит в том, что лучший способ способствовать экономическому росту и развитию — это позволить людям и предприятиям …

Подробнее о 5 негативных последствиях невмешательства в воспитание детей и о том, как их преодолеть

| Непоследовательные примеры воспитания | Эффекты непоследовательного воспитания | Причины | Как предотвратить непоследовательное воспитание | Что такое непоследовательное воспитание? Непоследовательное воспитание — это использование различных дисциплинарных методов во времени или между родителями​1​. Это может произойти, когда правила и ожидания в отношении поведения детей неясны или применяются непоследовательно. Также возможно …

Узнайте больше о 5 типах непоследовательного воспитания и о том, как его предотвратить

| Что такое нарциссическая мать | Что говорят нарциссические матери | Иметь дело с нарциссической матерью — это больше, чем просто иметь дело с ее требовательным и контролирующим поведением. Они часто говорят обидные вещи, которые подрывают вашу самооценку. Взросление с нарциссическим родителем может быть кошмаром. Нарциссические матери не …

Подробнее о 50+ вещах, которые говорят нарциссические матери, и почему они их говорят

| Что такое психологическая гибкость | Почему важна психологическая гибкость | Как гибкость облегчает воспитание детей | Как помочь детям улучшить их психологическую гибкость | Родительство по своей природе тяжело. Быть полностью ответственным за другого человека — непростая задача. Но иногда родители усложняют задачу. Воспитание …

Подробнее о том, как психологическая гибкость облегчает воспитание детей

| Факторы риска, которые заставляют родителей жестоко обращаться с детьми | Последствия жестокого обращения (статистика) | Защитные факторы | Как разорвать цикл | Что такое жестокое обращение с детьми? Насилие со стороны родителей может принимать разные формы. Бывают случаи, когда это очевидно, а бывает, когда его трудно обнаружить. Пять видов жестокого обращения …

Узнайте больше о том, почему жестокие родители жестоко обращаются с вами и как разорвать порочный круг жестокого обращения

5-месячный ребенок недавно начал все время плакать?!?

Если вы купите что-то по ссылке на этом сайте, я могу получить небольшую комиссию. (Политика раскрытия информации).

 

  • Последнее изменение сообщения: