Содержание
Откуда берутся детские страхи и как их победить: от монстров под кроватью до боязни смерти
Бабайка в шкафу, пришельцы, злые собаки и темная комната — родители пытаются объяснить, что это не страшно, а ребенок продолжает переживать и плакать. Страхи — естественный этап, который дети должны пройти вместе с родителями, считает детский психолог и игровой терапевт Александр Покрышкин. И рассказывает, как мы можем им в этом помочь.
Мы боимся высоты или насекомых, вздрагиваем от резких звуков или неожиданных моментов в фильмах ужасов. Все это естественно. Страх — одна из базовых человеческих эмоций, реакция на раздражитель, который наше подсознание воспринимает как реальную опасность (на деле он может быть реальный или нет). Знания и опыт помогают рационально смотреть на ситуацию и уменьшать напряжение, а вот детям в этом плане сложнее.
Фото: Shutterstock / Wild Bite
Страхи часто возникают у детей 3–7 лет. В этом возрасте они еще не умеют рассуждать логически и строить причинно-следственные связи, а вот воображение у них уже отлично работает. Детские страхи зачастую не связаны с реальной угрозой, они формируются на основе информации (например, сказки) и преобразуются фантазией.
Но такой умеренный стресс — это даже хорошо. Это естественный этап психоэмоционального развития и формирования нервной системы
Распознать страх несложно: дети ярко показывают его своим поведением. Могут не отходить от родителей, прятаться или закрывать лицо руками, могут плакать или нервничать (грызть ногти, сосать пальцы, перебирать руками и т. д.). Видно, что они замирают и выглядят настороженно в какой-то момент. Часто страх — это то, о чем ребенок может рассказать нам.
Он боится темноты и игрушек, а его друг — нет
Все зависит от ребенка, от его чувствительности и силы воображения. Кто-то может бояться темноты, кто-то — нет, кого-то пугают пришельцы — кто-то любит мультфильмы про них. Есть несколько факторов, которые влияют на эмоциональное состояние детей:
1. Опыт, связанный с опасностью. Например, в 2 года ребенка укусила собака. Вполне логично, что сейчас приближающаяся собака может вызывать беспокойство, даже если это добродушный домашний пес и он хочет просто поиграть.
2. Чувствительность ребенка, обусловленная определенным этапом его взросления и просто его индивидуальными особенностями.
3. Воображение и недостаток опыта. Воображение развивается быстро, а опыт накапливается постепенно. Поэтому в какой-то момент первое значительно перевешивает второе, и дети начинают бояться больше и чаще.
4. Обстановка в семье. Частые скандалы, громкие ссоры, напряжение, отсутствие взаимопонимания и поддержки.
5. Социальное окружение. Например, то, что происходит у родителей на работе или в ближайшем окружении семьи.
Зеленый монстр или развод?
В целом детские страхи можно разделить на несколько видов:
- Сверхценные. Это то, что дети воображают, результат их фантазии, чаще всего некие выдуманные персонажи. Именно из-за таких страхов дети чаще всего боятся оставаться дома.
- Навязчивые. Это боязнь повторения предыдущего негативного опыта, как в ситуации с собакой. Плюс дети часто проецируют реакцию родителей, и такой страх тоже становится навязчивым. Например, если мама сильно закричала, когда увидела паука, для ребенка это насекомое тоже по умолчанию станет страшным, ведь если родители его боятся, значит, это действительно очень страшно. Сюда также можно отнести реальные ситуации из жизни, которые каким-то образом обсуждаются либо происходят в семье: смерть, развод, страх толпы.
- Бредовые или необоснованные. Например, ребенок боится играть с какой-то определённой игрушкой или носить определённую пару обуви. Кажется, что это абсурдно, а на деле он мог упасть в этих кедах или удариться обо что-то, когда держал в руках именно этого плюшевого зайца. Главное — попытаться выяснить настоящую причину, а не паниковать из-за странной фобии ребенка.
- Ночные страхи. Сны, которые можно рассматривать как отдельную категорию.
- Социальные страхи. Они возникают у детей постарше, лет с 9–10, когда взаимодействие со сверстниками уже не полностью контролируется родителями. Им страшно сделать ошибку, показаться смешными или опозориться — детей пугает все, что связано с мнением и репутацией.
В целом не очень важно, чего именно боится ребенок, поскольку причины их возникновения и помощь, которую оказывают родители, схожи. Основная причина — это его богатое воображение. Любой взрослый человек теоретически может представить, что в комнату залетает дракон или врывается какой-нибудь монстр, но мы осознаем нереальность этой идеи. Опыт нам подсказывает, что такого не случится, хотя представить мы можем все что угодно. Именно в этом разница между взрослым и ребенком: мы можем смотреть на это со стороны и проверять идею, а ребенку кажется, что его идеи реальны. Он не может абстрагироваться от своих эмоций. Он видит, что тень похожа на волка, и ему кажется, что это по-настоящему. Он видит человека, и ему кажется, что это преступник.
Фото: Shutterstock / granata68
Мозг ребенка уже достаточно созрел, чтобы визуализировать какие-то вещи, он может представлять разное (не очень приятное) развитие событий, но еще не может отделять его от реальности. Если вы считаете, что ребенку это как-то мешает, стоит проконсультироваться со специалистом, но в целом страхи — это естественный процесс.
Условно страхи можно разделить по возрастам. Но это не значит, что, если фобия у ребенка отсутствует, все идет не по плану. Ее может не быть, она может появиться в другом возрасте, могут появляться несколько фобий сразу — все это индивидуально.
- 1–3 года. Разлука с родителями, потому что в этом возрасте дети максимально к ним привязаны и не представляют, как можно расстаться на какое-то время. Еще здесь появляются ночные кошмары и страх больших объектов (например, тракторов), которые выходят за рамки детского мировосприятия.
- 3–5 лет.Формируются навязчивые страхи. Дети смотрят мультфильмы и в любой момент могут придумать себе страшного героя. Они узнают о смерти и терактах, пожарах и болезнях.
- 6–8 лет. Навязчивые страхи сказочных персонажей не теряют актуальности, даже проявляются сильнее. Пугает темнота, перспектива остаться одному, появляется страх одиночества и незащищенности.
- 9–13 лет. Вымышленные персонажи забываются, начинается период социальных страхов: несостоятельность, внешность, критика.
Что делать родителям?
Первый этап — выявление страха. О них нужно спрашивать аккуратно, чтобы не заострять внимание ребенка. Делать это в спокойной обстановке, а не сразу после приступа паники. Можно мягко расспросить про ощущения ребенка и его эмоции, понять, как выглядит страх.
Второй этап — разговор. У ребенка должно быть ощущение, что родители действительно понимают его и пытаются помочь. Можно не верить, что бабка Грэнни сейчас проберется в квартиру, но представить это. Вспомнить, что мы сами в детстве боялись чего-то. Вера в то, что страх настоящий и ребенок действительно страдает — надёжный мостик взаимоотношений между детьми и родителями, именно он помогает размыть напряжение. Говорить уважительно очень важно.
Родители могут показать ребенку, что в доме хороший замок и никакой преступник не сможет проникнуть в квартиру. Окна закрываются изнутри, и никакой дракон не сможет залететь. Есть сигнализация, которая сработает в случае проникновения, а они охраняют ребенка в соседней комнате, и мимо них медведь не сможет к нему пройти.
Какие-то вещи можно объяснить логически. Но не все. Родители могут объяснить один раз, второй, третий. А ребенок продолжает в это верить — и часто это начинает раздражать. Может показаться, что наши объяснения какие-то не такие, слова подобраны неправильно или с ребенком что-то не так. Но на самом деле ответ простой — время.
Умение уживаться со своим воображением — это как попытки научиться ходить
То есть человек уже не ползает, но еще не ходит. Ему нужна рука, чтобы перешагнуть порог. Но это физическое: здесь мы видим, какие конкретно есть препятствия и какой прогресс. Со страхами аналогично, только сложнее. Когда этот этап у нас далеко позади, кажется, что надо просто понять, что происходит, — и успокоишься. Но психика детей устроена иначе, им нужно больше времени. То есть какой-то период, так же как с порогом: вы просто живете с этим. Нет быстрого решения. Это требует сил, это выматывает, но это естественно. Лучшее лекарство — эмоциональная поддержка, неспешные разговоры и совместное решение проблемы. Это три главных антидота от страхов.
Shutterstock / Joanna Dorota
Следующий этап — думаем, как сражаться. Вспомогательных инструментов много, но все они будут работать только вместе с разговором, пониманием и поддержкой. Хочется, чтобы ребенок прочитал сказку про смелого мальчика, лег спать и больше не боялся темноты. Но это так не работает. Это не значит, что сказка плохая или вы сделали что-то не так. Чтобы вместе придумать способ борьбы, ребенок должен быть готов обсуждать страх.
1. Амулеты. Если придет медведь, а мы стукнем тапком — он уйдет? Если да, то тапок нужно положить рядом с кроватью. Можно сделать ловушку из подушек или завести «волшебный спрей» (например, любой пустой флакончик, на котором будет картинка с условной перечёркнутой Бабой- ягой), сделать волшебную палочку, которую ребенок будет носить с собой, или другой амулет.
2. Рисунки. Страх можно нарисовать и разыграть с ним фантастическую драку. Например, зеленый монстр, который попадает в капкан по пути к дому, а потом приезжает полиция и забирает его. Это наглядно, да и зачастую весело. А процесс, конечно, нужно сопровождать разговором.
3. Терапевтические сказки. Есть специальные психологические рассказы про детей, которые боялись темноты или незнакомцев, а потом успешно эти страхи побороли. Это хорошая возможность обсудить страх и увидеть пример успешной борьбы. Важный момент при чтении такой литературы — настроение. Опять же не нужно думать, что после прочтения книжки ребенок перестанет бояться. Скорее всего, нет. Это может поддержать, сделать еще один шаг на этом пути. Можно сочинить свою сказку, в которой главный герой обязательно победит чудовище.
4. Свой опыт. Можно рассказать ребенку про свое детство. Сказать, что вам тоже было страшно оставаться в темноте, вы пугались незнакомцев на улице или с криками отказывались носить красные ботинки. Главное — не усугубить детский страх таким разговором, а помочь понять, что это естественное состояние и все рано или поздно справляются с ним. И особенно важным для ребенка может оказаться ваш рассказ о том, что вообще-то у вас тоже был период, когда вы не справлялись, вам было трудно. Это дает детям возможность увидеть, что всем иногда бывает трудно, и вполне ествественно не чувствовать свою «особость» из-за того, что боишься.
5. Сценка. Инсценировка ситуации со страхом часто проигрывается с психологами или в детском саду. Эту сценку можно попробовать повторить дома, но только если процесс не вызывает у ребенка негативных эмоций. Важно акцентировать внимание на смелости ребенка и его способностях побороть этот страх: «Ты старался и победил!»
«Зайди в темноту, и перестанешь бояться»
«Вот Никита боялся, повесил фонарик — и бояться перестал. Может, ты тоже так сделаешь?». Иногда мы стремимся наглядно проиллюстрировать способ решения проблемы, но это не помогает, и дело тут не в словах. Для многих детей спешка — это давление, которое усиливает беспокойство.Как мы уже говорили выше, у каждого ребенка свой темп, и он избавится от страха тогда, когда будет готов.
Мы говорим: «Пойдем я покажу тебе, что в шкафу никого нет». Это действительно может помочь, но порой работает в обратную сторону — может напугать ребенка
Важно, насколько ребенок расстраивается, когда сталкивается с этой ситуацией: как часто этот страх проявляется в течение дня, сколько времени ребенок борется с ним и успокаивается, когда и на что он реагирует (условно, ему страшно только вечером в темноте или это мешает ему еще и выходить на улицу, когда темнеет).
Ночные кошмары и дедушкина болезнь
Если речь идет о ночных кошмарах, то нужно научить ребенка отделять сон от реальности. Дети часто боятся засыпать, потому что для них все действия во сне происходят будто на самом деле. Нужно объяснить, что увиденное называется «сон», он приснился, это было неприятно, но это закончилось. Такое бывает с каждым, и это нормально. Если страшные сны снятся ребенку часто, они могут влиять на соматическое здоровье, тогда можно обсудить этот вопрос с педиатром и неврологом. Но важно помнить: разделять ощущение сна и реальности — то, чему дети учатся не сразу.
Фото: Shutterstock / ADragan
Страх смерти — это про опыт. В процессе взросления ребенок постепенно знакомится с разными сложными ситуациями. Например, он узнает, что люди умирают или родители разводятся. Даже идея рождения других детей в семье может пугать. Эти вещи объяснить сложно, потому что они абстрактные. Человек узнает про войны и террористические акты, техногенные катастрофы или какие-то природные катаклизмы. К сожалению, защитить детей от этой информации невозможно, и снова лучшая профилактика — разговор.
И, конечно, мы можем делиться с детьми тем, во что мы верим сами. Тем не менее, даже этого недостаточно — детям нужно сформировать свою понятную картинку, а для этого нужны подробности. Рассказ о том, что дедушка теперь на облачке важен, но его недостаточно.
Чаще это не один разговор: все проговорили, а вопрос начал появляться снова, причем такой же. И ребенку снова нужно время, чтобы понять и осознать, что происходит, ему хочется услышать один и тот же ответ, убедиться, что все происходит именно так, а не иначе.
Нам может казаться, что мы объяснили все подробно, а ребенок начинает еще больше бояться. Например, «дедушка был старенький, он болел, и поэтому умер. Люди могут умирать от болезней».
Ребенок, который думает наглядно, может решить, что и его насморк смертелен. Поэтом нужны подробности: болезни бывают разные, что такое смерть, что значит «перестал жить», что происходит с телом дальше, как его хоронят, что он будет на кладбище и мы будем его навещать — буквально все.
Важно, что борьба со страхом не дело одного дня. Обычно ребенок в ходе взросления боится чего-то и ему требуется время, чтобы побороть страх. Время и поддержка — главная игра, которую можно предложить. Она нередко требует особого внимания, но с ней точно проще. Ребенку нужна эмоциональная поддержка, потому что рациональная часть — это классно (он должен знать, что замки хорошие и сигнализация в рабочем состоянии), но страх — вещь иррациональная.
Детские страхи как реакция на стрессовые события
Детские страхи – это та проблема, с которой рано или поздно сталкивается почти любой родитель. Даже мы, взрослые, чего-то боимся. Часто очень эмоционально делимся друг с другом своими переживаниями, подчас забывая, что рядом с нами наши дети. Они же быстро улавливают наше состояние: тревогу, неуверенность, напряжение, волнение, страх.
Чем меньше лет ребенку, тем легче появляются страхи, вызванные различными обстоятельствами, предметами, событиями. Каждому периоду жизни ребенка присущ свой перечень страхов. Такие страхи называют возрастными. Однако, дети, пережившие нечто ужасное, могут начать бояться того, чего не боялись раньше. Как правило, дети верят в то, что их родители — вездесущие и всемогущие, а поэтому защитят их от любых несчастий. Эта вера помогает им чувствовать себя в безопасности. Но после травматических событий эта вера уже не является такой непоколебимой. Без нее ребенку гораздо страшнее жить в этом мире, и вполне обычные вещи могут напомнить о бедствии: дождь, машины скорой помощи, шумные люди, резкие звуки, звуки праздничного салюта, испуганное выражение лица. Вы не виноваты: это вина пережитого стресса.
- Объясняйте, что произошло.
В отличие от взрослых, дети выражают свою реакцию не словами, а поведением. Поэтому они очень нуждаются в рациональном объяснении того, что с ними происходит. Детям трудно понять, что они не могут заснуть ночью из-за того, что в нескольких метрах от них взорвалась ракета. Им надо объяснить эту связь, рассказать, что испугались не только они, но и взрослые, и что этот страх не всегда проходит сразу.
- Слушайте ребенка
Если ребенок рассказывает вам о своих страхах, не пытайтесь сменить тему разговора. Говорите с детьми о страхах, но не навязывайте им собственные тревоги: позвольте ребёнку говорить и просто побудьте слушателем. Задавайте вопросы, не перебивайте и не обесценивайте страхи.
- Не забываем о чувствах
Очень часто мы сталкиваемся с желанием сделать вид, что ничего не происходит. Лучше описать чувства детей словами, назвать их, объяснить, что чувствовать это нормально. Важно говорить друг с другом, спрашивать о самочувствии, интересоваться, чем можно помочь и чем хотелось бы заняться. Такие вещи помогут разрядить обстановку, создать ощущение психологически безопасного пространства.
- Что делать взрослым?
Говорите ребенку о том, что вы все сделаете, чтобы защитить его. Если что-то напоминает ему о пережитом, и он думает, что это повторится снова, помогите понять разницу между тем, что происходит сейчас (дождь или резкий звук), и тем, что происходило во время бедствия. Если ребенок говорит о монстрах, помогите изгнать их: «Убирайся, чудовище! Не пугай мою девочку (мальчика). Вон отсюда! Я сейчас накричу на монстра — и он уйдет.» Ребенок еще не может оценить, действительно ли вы можете его защитить, но так вы сами напомните себе обо всем, что можете сделать для вашей совместной безопасности. Иногда дети боятся, что с вами что-то случится. Такие страхи могут быть и у вас. Это естественная реакция для тех, кто пережил опасность. Если вы не были с ребенком во время бедствия, его страхи могут быть еще сильнее. Старайтесь чаще говорить о том, что вам сейчас ничего не угрожает. Если опасность все же существует, расскажите, что прилагаете много усилий, чтобы ее избежать, что есть много других людей, готовых прийти вам на помощь. Подумайте о тех, кто сможет позаботиться о ребенке, если с вами действительно что-то случится. Это поможет вам меньше волноваться. Постарайтесь делать как можно больше позитивного вместе, чтобы отвлечься от тревожных мыслей.
- Что еще нужно делать?
Самый эффективный способ – продолжать нормально функционировать и в состоянии опасности. По возможности нужно соблюдать обычный режим: вставать в привычное время, одеваться, чистить зубы, готовить завтрак. Дети особенно чувствительны к четкому распорядку дня, но он поможет и взрослым. Достаточно раз в час посмотреть новости, постоянное внимание к ним просто парализует, ведь кроме этого вы ничего не можете делать. Гораздо важнее приготовить обед, убрать квартиру, поиграть с детьми.
Вам, уважаемые родители, следует помочь ребенку преодолевать страхи. Нельзя наказывать ребенка за то, что он боится, стыдить его и называть «трусом».
В первую очередь, помните, что страх – нормальная и неотчуждаемая от жизни человека эмоция. Запрещая ребенку бояться, вы запрещаете ему чувствовать. Словами “не бойся”, “мужчины не должны бояться” и т.д. — вы не помогаете, а загоняете страх внутрь, лишаете детей возможности обсуждать эмоциональные проблемы, которые их волнуют.
Поддерживающее поведение повысит степень взаимопонимания между вами и вашим ребёнком. Тем более, помимо страха, существуют и другие, положительные эмоции, которыми в будущем ребёнок с удовольствием поделится с вами, если будет уверен, что его слышат даже во время рассказов о своих отрицательных эмоциях.
Вернуться к списку новостей
СЛИШКОМ СТРАШНО! Почему некоторые дети всего боятся в фильмах
Фото Daxiao Productions / Stocksy United
Шерил Фландерс
Вы замечали, что даже в фильмах, заявленных как детские фильмы, есть довольно страшные моменты? Летающие обезьяны уносят персонажей из The Wizard of Oz , Бэмби теряет свой дом из-за пожара, а его мать убита охотником, Frozen показывает территориального ледяного монстра, а Moana включает огненного монстра, помешанного на охоте. ее вниз.
Независимо от того, преследует ли герой мстительный злодей или родители героини погибают во время шторма на море, эти сюжетные линии могут оказать сильное влияние на многих маленьких детей, которые, возможно, все еще пытаются отличить вымышленную жизнь от реальной жизни. Когда эти чуткие души смотрят фильм, даже мультфильм, они воспринимают историю фильма как свою собственную, и это может вызвать детские тревоги и страхи: Что, если бы за мной охотился монстр из лавы? Что, если бы меня разлучили с родителями?
Понятно, что для этих детей фильмы просто не интересно смотреть. На самом деле, они очень напряжены. Так почему же детские фильмы содержат такой страшный контент? Ну, добро против зла — это сюжетная линия, старая как мир, например. И зло не всегда плохо. По данным Children’s Media Foundation, просмотр слегка пугающего контента закладывает основу для понимания того, что в жизни могут случиться плохие вещи, и по мере взросления дети будут готовы к более взрослому контенту.
Какова бы ни была причина, все дети разные — некоторые будут в ужасе, а другие могут и глазом не моргнуть. Хотя это можно частично объяснить темпераментом, Марджи Керр, социолог, изучающий страх, считает, что есть и физическая причина, которая полностью зависит от индивидуальной химии мозга: «Один из основных гормонов, высвобождаемых [когда мы напуганы], — это дофамин, и оказывается, что некоторые люди могут получить больше удовольствия от этой дофаминовой реакции, чем другие», — отмечает она в The Atlantic.
Дофамин — это химическое вещество, вырабатываемое мозгом, которое заставляет нас чувствовать себя хорошо, другими словами, дети, у которых больше дофамина, с меньшей вероятностью будут перегружены пугающими сюжетными поворотами.
Возраст тоже играет роль. Дети в возрасте от пяти до восьми лет все еще учатся различать фантазию и реальность, и в фильмах эта грань может стать для них размытой. Дети в этом возрасте особенно склонны к беспокойству или дискомфорту, если рассказ слишком насыщенный.
Вот несколько советов, которые помогут вам ориентироваться в порой пугающих водах детских фильмов:
1. Сначала проведите небольшое исследование о детском кино
Прежде чем отправиться в кинотеатр, сделайте домашнее задание, заглянув в Common Sense Media. , в котором размещена большая библиотека обзоров детских фильмов, рейтингов и кратких обзоров, чтобы помочь родителям сделать правильный выбор в отношении средств массовой информации.
2. Избегайте 3D-фильмов для детей младшего возраста
Это правда, 3D делает процесс просмотра фильма более реальным, но для детей младше пяти лет, которые все еще узнают, что реально, а что нет. т, 3-D может превратиться в пугающую сенсорную перегрузку.
3. Обсудите жуткие повороты сюжета до того, как они произойдут
Когда вы вместе смотрите фильм, дайте им знать, когда произойдет что-то сложное, а затем поговорите об этом. Не бойтесь испортить фильм — если вы забыли, маленькие дети любят смотреть фильмы снова и снова.
4. Признайте их детские страхи и уважайте их
Если вашему ребенку постоянно снятся кошмары, определенные страхи или он пережил что-то, что его беспокоит или огорчает, проявите внимание к его чувствительности и пока избегайте фильмов на эти темы. Например, если ваш ребенок пережил смерть домашнего животного, полка Marley & Me и Charlotte’s Web на потом. Со временем они будут готовы к ним, и вы даже можете устроить обсуждение перед фильмом, чтобы помочь им освоить этот жизненный опыт. Но не нужно торопиться — пусть они доберутся туда в свое время.
5. Подтвердите их опыт
Не говорите что-то вроде: «Это не так страшно, просто посмотри!» или даже «Будь смелым!» Из таких фраз дети могут предположить, что их чувства не в порядке или что с их реакцией что-то не так, и это может быстро ухудшить их уверенность в себе. Признавая их точку зрения и предлагая быстрое решение («Вы правы, это было немного страшно. Мы можем отключить его и вернуться к нему позже, если хотите!»), вы даете им понять, что вы на их стороне.
Советы и рекомендации
Основные вехи
Понимание поведения
Развитие мозга
Ребенок, начинающий ходить
Pre-K
Детский сад
Школьный возраст
Падать
Малыш (1-3)
Дошкольное (3-5)
Ночные страхи: почему они возникают и что с ними делать (возраст от 5 до 8 лет)
Почему у моего ребенка так много ночных страхов?
Может показаться странным, что ребенок, у которого не было страхов перед сном, когда он был малышом или дошкольником, теперь, когда он стал старше, будет бояться стольких вещей, включая темноту, монстров под кроватью и спать в одиночестве. Но это имеет смысл с точки зрения развития. Дети школьного возраста понимают разницу между реальностью и фантазией, но у них яркое воображение, которое иногда может убежать вместе с ними.
Дети школьного возраста могут полностью осознать тот факт, что в мире есть вещи, которые могут причинить им боль, и что их родители не всегда могут их защитить. Это также возраст, когда на поверхность выходят страхи, что с мамой или папой может случиться что-то ужасное.
И, как и взрослый, ребенок в возрасте от 5 до 8 лет может испытывать трудности с отключением мысленного обзора дня и предварительного просмотра завтрашнего дня. Например, она может прийти к вам, жалуясь на страшный шум, но на самом деле ее пугает война или стрельба, о которых говорят в новостях и о которых говорят ее одноклассники.
Ваша работа в течение следующих пяти лет или около того будет заключаться в том, чтобы помочь вашему ребенку понять разницу между реальной опасностью (принятие поездки от незнакомца или курение сигарет) и чем-то, что, хотя и беспокоит, не представляет опасности. непосредственная или личная угроза (война ведется на расстоянии 5000 миль).
Что я могу сделать, чтобы помочь моему ребенку избавиться от ночных страхов?
Возможно, вы не сможете помочь ему справиться со своими страхами прямо сейчас, потому что это в основном стадия, которую ему придется перерасти. Но вы можете многое сделать, чтобы помочь ему справиться со своими страхами и легче заснуть. За несколько часов до сна поднимите настроение вашего ребенка оптимистичными, ненасильственными историями или фильмами (даже кажущиеся сдержанными книги и фильмы могут быть слишком тяжелыми для ребенка, переживающего дополнительный период страха).
Перед сном придерживайтесь спокойного распорядка – душ или ванна, нежный рассказ или несколько стихов (или 15 минут самостоятельного чтения), а может песня и пара минут молчаливого бдения с вами, сидя у кровати . (Спросите у местного библиотекаря список книг о детях, которые борются со страхами перед сном. Одна из любимых книг, которую можно добавить в свой список: Перед сном для Фрэнсис, Рассела Хобана. ) мыслей и облегчает переход от бодрствования к крепкому сну. Ночник или два также могут помочь вашему ребенку чувствовать себя в большей безопасности.
Оставлять дверь в спальню приоткрытой, проигрывать записи сказок на ночь или легкую музыку, а также поощрять вашего первоклассника спать с любимой игрушкой или одеялом (напоминая ему, что он не слишком стар для этого) тоже может помочь. Если у вашего ребенка есть брат, сестра или даже домашнее животное, если они будут спать вместе, ночные страхи исчезнут так же внезапно, как и появились.
Если ваш ребенок боится одиночества и утешается только общением с вами, подумайте о том, чтобы предложить ему виртуального вас в виде двустороннего монитора или набора раций. Это позволяет вашему ребенку говорить в монитор и слышать, как вы отвечаете, убеждая его, что вы — и он — все еще живы и здоровы, и дает ему некоторую степень контроля, что само по себе успокаивает.
Реклама | страница продолжается ниже
Конечно, этой привилегией можно легко злоупотребить, и ее постоянное использование может стать утомительным. Но это может быть способ удержать нервного ребенка в постели, пока вы будете в другом месте. И новизна чрезмерного использования должна исчезнуть в течение нескольких ночей, и в этот момент простое присутствие монитора на тумбочке вашего ребенка может быть достаточным утешением.
Также: Если вы не возражаете против того, чтобы ваш ребенок какое-то время спал с вами, пока его ночные страхи не утихнут и он не отправится на очередную развивающую задачу, не беспокойтесь об этом. Пока все счастливы и отдохнули, это время потрачено не зря.
Некоторые первоклассники хорошо реагируют на визуализацию и другие методы релаксации, и это хорошая возможность научить их этому жизненному навыку (до того, как он решит, что это слишком странно, чтобы пытаться). Пусть он закроет глаза и сделает глубокий вдох через нос и выдох через рот. Попросите его отправиться в своем воображении в самое красивое и спокойное место, которое он когда-либо видел.
Если это солнечный пляж, предложите ему представить, как он чувствует песок между пальцами ног и жаркое солнце на лице. Скажите ему, что он может мысленно отправиться в это место, когда захочет, будь то ночью, когда он о чем-то беспокоится, или в школе, когда он нервничает из-за контрольной.
Перед отбоем, возможно, пока вы прижимаетесь к нему перед сном, постарайтесь, чтобы ваш ребенок рассказал о том, что у него на уме. Открытые вопросы («Как прошел день, дорогая?») ни к чему не приведут. Поэтому попробуйте что-то вроде: «Что было самым лучшим, худшим и самым странным в вашем дне?»
Когда ответ открывает шлюз беспокойства, не говорите ему просто не волноваться. Вместо этого слушайте, что он говорит. Вы могли бы даже помочь ему записать свои переживания. Это кажется упрощением, но перенос этих мыслей из его головы на бумагу может облегчить их нагрузку.
Должен ли я давать своему ребенку «монстрический спрей», чтобы помочь ему избавиться от ночных страхов?
Для некоторых детей пульверизатор, наполненный водой, может быть эффективным способом чувствовать себя в большей безопасности перед лицом воображаемых существ, скрывающихся в шкафу или под кроватью, но это зависит от ребенка.
Некоторым детям это покажется забавным. Это может дать им ощущение силы, когда вы говорите: «Если вы думаете, что видите монстра, просто распылите на него вот это, и он исчезнет».
Но для других детей эта стратегия может иметь неприятные последствия. В конце концов, быть вооруженным спреем от монстров означает, что вы должны сражаться с существом под кроватью, и это довольно страшная мысль для ребенка. может лучше ты обрызгиваешь комнату перед тем, как поцеловать ее на ночь. Но она все равно может подумать: «Если у взрослых действительно есть эта штука, чтобы избавиться от монстров, то на самом деле должно быть монстров».
То же самое относится и к тщательному поиску монстров в комнате вашего ребенка перед тем, как поцеловать его на ночь – это может успокоить одного ребенка и напугать другого. «Если в моей комнате не прячутся существа, — может задаться вопросом ваш школьник, — то почему моя мама их ищет?»
Так что действуйте по своему усмотрению. Только вы можете знать, может ли подобная тактика утешить вашего ребенка или усилить его тревогу. Она может предпочесть успокаивающие ритуалы, такие как чтение и тихая музыка, чтобы дети чувствовали себя в безопасности перед сном.
Как определить, являются ли ночные страхи моего ребенка ненормальными?
Если вы сделали все возможное, чтобы успокоить своего ребенка, но он все еще испытывает сильный страх, возможно, его страхи перешли черту от нормального нарушения развития до проблемы фобии или беспокойства, и вам потребуется помощь для него. .
Характерные признаки фобии включают в себя плач и постоянное поведение, которое постоянно длится более нескольких минут и чрезмерное раздувание нормального страха (от «Я боюсь темноты» до «Включи свет во всем доме»). чтобы грабители не могли нас убить»).
Сильные или постоянные ночные страхи могут быть вызваны тревожным или травмирующим событием дома, в школе или в большом мире. Учащиеся начальной школы осознают и уязвимы для стресса, связанного с разводом или смертью члена семьи, потерей работы родителем, сменой опекуна или учителя, актом насилия или стихийным бедствием.