Содержание

Ребенок сутулится ✔️ Как исправить осанку?

«Не сутулься», «не спина, а знак вопроса»… Почти все из нас слышали подобные замечания в детстве, но кажется, что в современном мире здоровые спины остались только у артистов балета.

Особенно остро проблема сутулости встаёт в школьные годы, когда дети много часов проводят сидя — на уроках и за домашним заданием, а время, уделённое двигательной активности, сокращается.

Из-за сидячего образа жизни осанка ребёнка портится, а это первая предпосылка к возникновению самых разных заболеваний — от сколиоза до межпозвоночных грыж. Могут возникнуть и психологические проблемы — из-за кривой спины ребёнок начнёт чувствовать себя некрасивым, комплексовать, упадёт его самооценка.

Рассказываем, как выработать у ребёнка привычку держать правильную осанку, вовремя заметить назревающие проблемы и сохранить спину здоровой.

Содержание:

  • Почему осанку нужно «держать» и из-за чего дети начинают сутулиться?
    • Причины сутулости у детей
    • Какие ещё нарушения осанки существуют?
  • Как понять, что у ребёнка проблемы с осанкой?
    • Правильная осанка у ребёнка: как это проверить в домашних условиях?
  • Как исправить осанку ребёнка?
    • ЛФК и упражнения от сутулости 
    • Массаж
    • Спортивные секции и кружки
    • Корректоры осанки
  • Когда из-за проблем с осанкой нужно обращаться к врачу?
  • Профилактика сутулости у детей: как помочь спине ребёнка?
  • Чек-лист «Здоровая спина». Памятка для родителей 

Дело привычки и физиологии: почему осанку нужно «держать» и из-за чего дети начинают сутулиться?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Осанка — это привычное положение тела в покое и движении. Если осанка правильная, то нагрузки на область позвоночного столба распределяются равномерно, не нарушая его естественные анатомические изгибы: лордозы — прогибы вперёд (в шее и пояснице), и кифозы — прогибы назад (в области грудной клетки и крестце).

Сутулость — это положение спины, при котором усиливается естественный грудной кифоз: голова и плечи смотрят вперёд и вниз, а грудной отдел как бы вогнут. В результате избыточного прогиба грудного отдела позвоночника назад ребёнок выглядит сгорбленным.

Причины сутулости у детей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Формирование естественных изгибов позвоночника человека начинается с момента, когда младенец учится держать голову, а закладка осанки происходит, когда ребёнок начинает ходить.

Первые проблемы могут возникнуть уже в дошкольном возрасте, нередко на фоне раннего высаживания или использования ходунков. Но если говорить о сутулости, не связанной с особенностями здоровья, приобретёнными нарушениями развития или травмами, то чаще всего она появляется в детском и подростковом возрасте, в период усиленного роста скелета.

Развитие сутулости напрямую связано с учёбой в школе, потому что основная причина нарушений осанки у детей — неправильное положение тела в положении сидя. По статистике, такие проблемы встречаются у 20% воспитанников детских садов, у 40% учащихся начальной школы и у 50% выпускников школ.

Почему возникает сутулость:

  1. Длительные статические нагрузки — значительную часть дня дети проводят сидя.
  2. Малоподвижность — без регулярной физической активности мышцы спины и грудной клетки слабеют.
  3. Слабое здоровье — болезненные дети чаще сутулятся из-за общей ослабленности организма.
  4. Рацион питания, не удовлетворяющий потребности растущего организма.
  5. Внешние факторы: неправильная мебель, плохая освещённость рабочего стола, неподходящие рюкзак и обувь.
  6. Психологические факторы: дети, особенно девочки, которые выше ростом, чем сверстники, комплексуют и стараются визуально казаться ниже.

Сама по себе сутулость не является заболеванием. Скорее, это привычка находиться в определённом, кажущемся удобным, положении. Дети редко специально кривят спину, чаще всего они просто не замечают этого.

Именно поэтому правильную осанку нужно «держать» — это такая же привычка, как и сутулость, которая из детства переходит во взрослую жизнь.

Какие ещё нарушения осанки существуют?

Источник: aleksayoga.ru

Кроме сутулости, которая является самым распространённым нарушением детской осанки, существует ещё несколько видов проблем:

Плоская спина

Prostock-studio/Shutterstock.com

Сглаживание всех физиологических изгибов позвоночника. Бывает у ослабленных или быстрорастущих детей, когда мышцы не успевают развиваться вместе со скелетом. При такой осанке амортизационная функция позвоночника снижена, из-за чего случаются постоянные микротравмы спинного и головного мозга. Приводит к головным болям и повышенной утомляемости.

Плоско-вогнутая спина

Prostock-studio/Shutterstock.com

Поясничный изгиб увеличен, шейный сглажен, в шейном отделе кифоз (искривление позвоночника в передне-заднем направлении). Довольно редкая патология, разновидность плоской спины. Приводит к ущемлению нервных корешков и боли, а также нарушению амортизирующих свойств позвоночника. Также у детей возникают проблемы с дыханием, пищеварительной и сердечно-сосудистой системами.

Синдром круглой спины (кифотическая осанка)

Prostock-studio/Shutterstock.com

Грудной кифоз увеличен, поясничного изгиба практически нет. Приводит к боли в ногах, затруднённому дыханию, в дальнейшем возможны проблемы с репродуктивными способностями.

Кругло-вогнутая спина (кифолордотическая осанка)

Prostock-studio/Shutterstock.com

Шейный и поясничный изгибы резко увеличены. Это нарушение развивается в возрасте 13 – 15 лет без каких-то видимых причин и чаще встречается у мальчиков.

Провоцирует онемение в ногах, одышку при физических нагрузках, в тяжёлых случаях – нарушение работы сердечно-сосудистой системы. В 20% случаев при кифосколиозе бывают аномалии развития мочеполовой системы.

Сколиотическая (асимметричная) осанка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Искривление вбок при положении сидя и стоя, которое выравнивается лёжа. Без корректировки приводит к сколиозу – деформации позвоночного столба, и сопутствующим заболеваниям.

Как понять, что у ребёнка проблемы с осанкой?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Достаточно обратить внимание на его внешний вид.

Первые «звоночки» возможных нарушений осанки:

  1. У ребёнка покатые плечи.
  2. Он сутулится при ходьбе.
  3. Сидит в полусогнутом положении, голова и плечи опущены.
  4. Сидит, скривившись в бок, закидывает ногу на ногу.
  5. При ходьбе и движении тянет голову вперёд и вниз.

Дальнейшими тревожными сигналами станут жалобы на боль в спине, головную боль, повышенная утомляемость и снижение зрения.

Стоит обратить внимание на детскую обувь – если она снашивается с внутренней стороны, это говорит о том, что при ходьбе вес распределяется неравномерно, а это также напрямую связано с нарушениями осанки.

Правильная осанка у ребёнка: как это проверить в домашних условиях?

Prostock-studio/Shutterstock.com

При отсутствии проблем со спиной части тела располагаются симметрично относительно позвоночника.

Есть 6 маркеров правильной детской осанки:

  1. Ключицы находятся по горизонтали на одном уровне.
  2. Лопатки и плечи симметричны к позвоночнику.
  3. Расстояние от уха до плечевого сустава одинаково с обеих сторон.
  4. Лоб и подбородок на одной вертикальной линии.
  5. В горизонтальном положении ноги одинаковой длины.
  6. В ровном расслабленном положении стоя живот втянут, не выпячивается.

Определить соответствие детской осанке норме можно с помощью самостоятельного визуального осмотра.

Тест «у стены»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Также выявить отклонения поможет простое тестовое упражнение у стены.

Поставьте расслабленного ребёнка спиной к стене без плинтуса так, чтобы он касался её пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Если получается – всё в порядке. Отсутствие соприкосновения стены и затылка говорит о возможных нарушениях в грудном отделе позвоночника.

Теперь попросите ребёнка напрячь и выпрямить спину. Если получилось коснуться затылком стены и удержать положение в течение нескольких секунд, по-прежнему касаясь её остальными частями тела, то проблема связана со слабостью мышц спины и привычкой сутулиться. Однако если при этом от стены отходят ягодицы, речь, скорее всего, идёт об аномалии развития позвоночника.

В обоих случаях необходимо проконсультироваться со специалистом.

Как исправить осанку ребёнка?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Правильная осанка детей невозможна без хорошего развития мышечного корсета спины. Если мышцы ослаблены, ребёнок принимает вынужденное положение тела. Поэтому основа здоровой спины – физическая активность.

Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям 5-17 лет уделять физической активности средней и высокой интенсивности не менее 60 минут ежедневно, а минимум трижды в неделю заниматься интенсивными аэробными тренировками для укрепления скелетно-мышечной системы.

Учитывая учебную нагрузку и любовь детей к компьютерам и смартфонам, звучит несколько фантастически (по данным ВОЗ, лишь каждый пятый подросток в мире выполняет эти рекомендации). К тому же, не все дети одинаково развиты физически и могут переносить интенсивные спортивные занятия.
Однако успешная профилактика сутулости у ребёнка собственными силами вполне возможна.

ЛФК и упражнения от сутулости

Prostock-studio/Shutterstock.com

Лечебная физкультура – это комплексы терапевтической гимнастики, разработанные врачом, для корректировки и восстановления работы мышц с целью профилактики, лечения или реабилитации после травм и операций. Упражнения могут быть предназначены для мышц рук, ног, спины, органов дыхания и т.д., и различаются по степени активности.

При серьёзных нарушениях осанки комплекс ЛФК подбирает и назначает врач, но для избавления от сутулости можно обратиться к универсальной детской гимнастике. Это базовые упражнения, посильные при любом уровне физподготовки, и направленные на укрепление мышц шеи, спины, нижних и верхних конечностей.

Они улучшают осанку, предотвращают искривления позвоночника и служат профилактикой заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Достаточно, если ребёнок будет выполнять этот комплекс в домашних условиях 2-3 раза в неделю, но лучше заниматься ежедневно.

Примеры упражнений в видео:

Полезны будут и общеразвивающие упражнения на тренировку равновесия и баланса. Например, хождение по растянутой на полу верёвке с расправленными в стороны руками, хождение с небольшим грузом – книгой или пустой коробкой – на голове.

Хороший вариант зарядки для детей помладше – упражнения с обручем, которые можно провести в игровой форме под весёлую музыку:

Массаж

Важное вспомогательное средство при профилактике и лечении нарушений осанки – массаж. Он помогает снять напряжение мышц, укрепляет их за счёт поочерёдного сокращения и расслабления, улучшает циркуляцию крови, стимулирует лимфоток.

При сутулости и незначительных искривлениях позвоночника хороший прогресс в состоянии заметен довольно быстро. Как правило, курс массажа составляет 7-10 сеансов, периодичность – раз в 6 месяцев.

Спортивные секции и кружки

Prostock-studio/Shutterstock.com

Зная о важности физической нагрузки для здоровья спины и правильной осанки ребёнка, у родителей возникает логичное желание отдать его в какую-нибудь секцию. Однако не все виды спортивной активности будут одинаково полезны для выпрямления спины.

Также надо учитывать, что на здоровье положительно влияют только занятия на любительском уровне, без погони за высокими достижениями и медалями крупных соревнований.

Полезная секция при сутулостиПлюсыСекция, которая может навредить при сутулостиМинусы
Плавание Укрепляет все мышцы спины и рук, способствует закаливанию организма. При этом в воде нагрузка на позвоночник практически отсутствует.ВелоспортСидячее положение усугубляет имеющиеся проблемы.
Мышцы спины испытывают повышенные нагрузки.
Лыжи, бегРавномерное и симметричное укрепление мышц спины, брюшного пресса и ног. Развитие дыхательной системы, улучшение кровообращения.Фигурное катаниеТравматичный вид спорта: неравномерная нагрузка на мышцы спины при отработке и выполнении прыжков, основной упор на развитие мышц ног.
Футбол, баскетбол, волейболПри регулярных занятиях равноценно укрепляет все группы мышц, в том числе спины и плечевого пояса. Положительно влияют на сердечно-сосудистую систему.ХоккейАсимметричная нагрузка из-за использования клюшки ведущей рукой, тяжёлая экипировка.
Боевые искусстваУпражнения как в статитке, так и в движении и растяжка помогают равноценно развивать все группы мышц.БоксТравмоопасен, перегрузка плечевого пояса, вынужденное положение сутулости, поскольку необходимо держать руки перед собой в защитной стойке.
Балет, бальные танцы, художественная гимнастика Базовые упражнения изначально направлены на формирование правильного положения спины. Сочетание силовой и аэробной нагрузки с растяжкой.Бадминтон, теннис, фехтованиеПри занятиях левая и правая половины тела выполняют разные действия и получают неравномерную нагрузку, ребёнок долго находится в асимметричной позе.


Детей старшего подросткового возраста, которым не интересны профильные секции, можно записать в тренажёрный зал или на йогу, пилатес, кинезиотерапию.

Интересной и полезной может оказаться практика миофасциального расслабления. Это тренировка низкой интенсивности с элементами самомассажа. Упражнения направлены на снятие напряжения в мышцах, увеличение их гибкости и подвижности в суставах. Проходит с использованием медицинских и теннисных мячей, роликов для пилатеса.

Не переживайте за здоровье и безопасность своего ребёнка, когда отправялете его одного в секции, кружки или школу? Всегда знайте, где он находится, слушайте, что происходит вокруг и быстро дозванивайтесь даже до беззвучного гаджета с помощью приложения «Где мои дети».

Корректоры осанки. Помогают ли корсеты и фиксаторы бороться с сутулостью у детей и подростков?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Ортопедические корсеты и корректоры осанки – медицинские изделия из эластичной ткани с лямками, которые выпрямляют спину, отводят плечи назад и сводят лопатки, удерживая корпус в анатомически верном положении.

Могут фиксировать только грудной отдел позвоночника или всю спину, а также иметь рёбра жёсткости – полиуретановые или металлические вставки, которые усиливают интенсивность воздействия на туловище и давят на искривлённые участки спины.

Реклама обещает, что такие ортопедические фиксаторы помогают эффективно бороться с сутулостью у детей, формировать у них привычку держать правильную осанку и предотвращают возможные искривления позвоночника.
Однако это не совсем так.

Корректоры осанки и тем более ортопедические корсеты у детей для исправления дефектов осанки нужно использовать только после консультации с врачом и при наличии показаний в виде заболеваний позвоночника и его деформации. Подбор ортопедического изделия также должен осуществлять специалист.

Просто сутулость, которая является привычкой, а не болезнью, корсетом или фиксатором исправить нельзя. Более того, можно ухудшить ситуацию. Привыкнув к внешней поддержке, мышцы спины постепенно начнут слабеть, в результате чего ребёнку станет ещё труднее держать осанку.

Когда из-за проблем с осанкой нужно обращаться к врачу?

Prostock-studio/Shutterstock.com

К сожалению, возникшие искривления позвоночника необратимы, можно лишь снизить тяжесть деформации и остановить прогрессирование. Поэтому к профильному специалисту стоит обратиться, если вы понимаете, что привычка сутулиться у ребёнка вышла из-под контроля.

Причины показать ребёнка врачу:

  1. Ребёнок не может самостоятельно держать правильную осанку, он постоянно сутулый или кривится.
  2. Начались видимые деформации позвоночника.
  3. У ребёнка появились боли в ногах, спине, шее, голове.
  4. Ребёнок часто жалуется на усталость, стал менее активный.
  5. Появились проблемы с дыханием – одышка.
  6. Участились респираторные заболевания.
  7. Возникают проблемы с пищеварением: запоры.

Первичный осмотр в поликлинике, как правило, проводит педиатр или хирург. Затем пациент направляется к детскому ортопеду – специалисту по профилактике и лечению болезней костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата, или вертебрологу – врачу, который специализируется на лечении и профилактике заболеваний позвоночника.

К чему приводит сутулость, если её не «лечить»?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Прямое последствие сутулости, помимо неэстетичной фигуры – заболевания позвоночника, такие как сколиоз, кифоз. Они, в свою очередь, провоцируют патологии межпозвоночных дисков, например, остеохондроз и грыжи.

Врачи говорят о том, что эти проблемы, обычно присущие старшему поколению, всё чаще встречаются у людей в возрасте до 25 лет и… школьников. В МКБ даже есть диагноз «Юношеский (ювенильный) остеохондроз позвоночника».

Из-за сутулости и неправильной осанки у ребёнка может развиться гиперлордоз – увеличенный в сравнении с нормой изгиб позвоночника в пояснице. Вызывает неравномерное развитие мышц, боли, приводит к травматизации суставного хряща, ухудшению подвижности суставов.

Важно отметить, что все заболевания позвоночника сопровождаются болевым синдромом, иногда очень сильным. Для его купирования врачи, как правило, назначают нестероидные противовоспалительные препараты, которые при длительном применении негативно влияют на желудок.

Также заболевания позвоночника сказываются на работе внутренних органов и систем организма.

Патологии отдела позвоночникаВозможные проблемы
Шейный отделГоловокружение, шум в ушах, нарушение чувствительности рук, головные боли, приступы мигрени.
Грудной отделПовышенная утомляемость, неспособность переносить даже средние физические нагрузки, невротические расстройства, панические атаки, асимметрия таза, развитие горба.
⠀⠀
При высокой степени искривления и давлении на внутренние органы возможны боли в области сердца, нарушение дыхания, проблемы с пищеварением, нарушение мочеиспускания.
Поясничный отделОнемение ног, боль в суставах, ночные судороги в ногах. Из-за слабости мышц брюшного пресса опускаются желудок и кишечник, возникают запоры, ухудшается кровоснабжение органов малого таза, мочеполовой системы.

Успех лечения нарушений осанки и заболеваний спины во многом зависит от того, как ребёнок соблюдает назначения доктора – в большинстве случаев, это регулярное качественное выполнение комплексов лечебной физкультуры на протяжении длительного времени.

Дополнительно могут потребоваться лекарства, физпроцедуры и ношение специальных медицинских ортопедических изделий – корсетов, ортезов, стелек.

Тяжёлые формы искривлений позвоночника приводят к инвалидности. Их можно исправить только хирургическим вмешательством, которое проводят далеко не в каждой больнице, и затем оно требует долгой и болезненной реабилитации.

Если ребёнок будет саботировать лечение, когда болезнь только начала развиваться, то помочь ему не получится. Поэтому необходимо объяснять важность терапии и последствия, которые могут наступить без неё.

Профилактика сутулости у детей: как помочь спине ребёнка?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Для сохранения правильной осанки и профилактики искривлений позвоночника важна не только физическая активность. Необходимо учитывать и внешние факторы, влияющие на здоровье ребёнка.

Правильная мебель

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если в школе выбирать стул и парту не приходится, то дома можно грамотно оборудовать рабочее место.

Мебель и техникаТребования
СтулОбязательно должен иметь спинку, повторяющую физиологические изгибы тела.
Не должен быть слишком мягким. Высота стула должна обеспечивать постановку ног на полу под углом 90 градусов.
СтолДолжен соответствовать росту ребёнка. Правильной считается высота, при которой от столешницы можно достать указательным пальцем до носа согнутой в локте рукой.

Под столом должно быть достаточно места, чтобы можно было расслабить и вытянуть ноги.
Лучше расположить боком к окну.
Монитор Должен стоять прямо перед ребёнком на расстоянии 50-80 см от глаз.
Настольная лампаДолжна обеспечивать качественное освещение, чтобы ребёнок не наклонялся к тетрадям и книгам.
Лампочка – не более 60 Ватт, не должна выступать за края плафона.
Расположить поодаль слева, чтобы тень не падала на уже написанный текст.
ПостельМатрас средней жёсткости, т.к. слишком мягкая постель не даёт телу ровной опоры, нагрузка на спину распределяется неравномерно, мышцы спины ослабевают, возникает сутулость.

Подушка не должна быть слишком высокой – это приводит вынужденному наклону головы, так что мышцы шеи находятся в постоянном напряжении.
По возможности лучше отдать предпочтение ортопедической подушке.

Читайте также Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.

Правильный школьный рюкзак

Prostock-studio/Shutterstock.com

Тяжёлый портфель, с которым дети вынуждены ходить в школу, вреден для ещё неокрепшей спины – это известный факт. Снизить нагрузку поможет правильный ранец с удобной жёсткой спинкой, не шире плеч ребёнка и ниже его пояса.

Важно следить, чтобы ребёнок не носил рюкзак на одном плече или в одной руке, это может стать причиной развития сколиоза.

Правильная обувь

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если происходит деформация ступней, это обязательно сказывается на походке, осанке и здоровье позвоночника. Поэтому категорически нельзя брать детям обувь «на вырост». Кроме того, что в ней элементарно неудобно: при ходьбе нога занимает неправильное положение, что ведёт к развитию косолапости, плоскостопия, вальгусной деформации стоп (образованию «шишки» у большого пальца), а также нарушению в работе всех суставов ног. Самый правильный выбор – ортопедическая обувь.

Правильное питание

Prostock-studio/Shutterstock.com

В детском меню должно быть достаточно блюд, богатых кальцием, калием, магнием и витаминами, чтобы ткани опорно-двигательного аппарата в период интенсивного роста и развития получали необходимые вещества.

Витамины для детей: отличная память, хорошее настроение и зима без простуды.

Правильный режим дня

Помните «физкультминутки» в начальной школе? На самом деле это хорошая практика. Важно следить, чтобы ребёнок «разбавлял» периоды пребывания за столом физической активностью – это снижает риск развития проблем с осанкой.

Правильный настрой

Prostock-studio/Shutterstock. com

Формирование у ребёнка осознания важности здоровья спины – то, без чего не получится развить привычку «держать осанку». Необходимы и родительский контроль – потому что со стороны сутулость и неправильное положение заметнее.

Здесь отлично работает личный пример: если родители делают гимнастику и не сутулятся, то дети будут стремиться повторять.

Чек-лист «Здоровая спина». Памятка для родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Соблюдая эти 8 пунктов вы поможете ребёнку избежать проблем с осанкой:

  1. Следите за тем, как сидят и ходят дети.
  2. Регулярно проводите визуальные осмотры – можно в игровой или соревновательной форме, чтобы это не обременяло ребёнка.
  3. Своевременно посещайте педиатра.
  4. Приучайте детей делать гимнастику, зарядку.
  5. Подберите для детской правильную мебель.
  6. Не экономьте на обуви и школьном ранце.
  7. Обсуждайте с детьми вопросы здоровья и важность осанки.
  8. Подавайте личный пример.

Хотя сутулость у детей сама по себе не является заболеванием, она со временем может привести к серьёзным проблемам с позвоночником. Если не следить за осанкой ребёнка, особенно в школьные годы, то в будущем без помощи врачей не обойтись.

Грамотный подход к физическим нагрузкам и формирование у ребёнка понимания важности правильной осанки помогут ему приобрести ценную и полезную привычку – держать спину ровно.

Оцените, пожалуйста, статью

Это нам очень важно

Рейтинг статьи: 0 / 5. Подсчет голосов: 0

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

/>

Не сутулься! Почему ребёнок горбится и как избежать проблем с осанкой | Здоровье ребенка | Здоровье

Что делать, если ребёнок сутулится? Как с рождения формировать у ребёнка правильную осанку и предупредить проблемы с позвоночником? Что поможет сохранить правильное положение позвоночника во время длительных занятий сидя? Об этом АиФ. ru поговорил с доктором медицинских наук, профессором, травматологом-ортопедом Людмилой Михайловой.

Миличь Майя, АиФ.ru: Что приводит к проблемам с осанкой у ребёнка?

Людмила Михайлова: На сегодня основной причиной нарушения осанки является гиподинамия. Родители нередко под свой режим дня подстраивают ребёнка. Например, сидят вечером на диване, смотрят телевизор, а ребёнок рядом с ними сидит в положении сгибания, когда голова и плечи опущены. Это происходит, к сожалению, даже с детьми до года. Вместо этого родители должны осознавать, насколько важна для ребёнка постоянная активность. Ребёнку, как котёнку или щенку, нужно постоянное движение, беготня, преодоление высоты, ползание. Детям крайне вредно сидеть, потому что в этом положении работают только сгибатели, а когда дети бегают, прыгают, залезают на что-то или слезают, мышцы работают синхронно, и на сгибание, и на разгибание.

Сегодня же дети часто лишены возможности активно двигаться. На улицах дети уже не чертят классиков, чтобы прыгать, никто не лазит по деревьям, никто не прыгает на детских площадках. При этом посещение спортивных секций не развивает детей в достаточной мере.

Кроме этого, раньше дети на переменах в школе бегали, а сейчас — склонившись «сидят в телефонах», что тоже играет свою роль. Хотя у современных гаджетов есть один плюс — они являются замечательной мотивацией, с их помощью можно чего-то добиться от ребёнка, например выполнения упражнений. Конечно, лишать всего тоже нельзя, но стоит искать альтернативу. Например, пусть ребёнок играет в телефоне разрешённое время, но не сидя, а лёжа на животе на полу.

С самого рождения

— Что же делать родителям, чтобы у ребёнка правильно сформировалась осанка?

— Заниматься осанкой нужно с самого раннего возраста. Когда ребёнок совсем маленький, то есть в первые 1,5–2 месяца, его можно держать в кроватке. Но уже после двух месяцев малышу необходимо движение. Конечно, за ним нужно постоянно присматривать и при этом как-то делать рутинные домашние дела. В решении этой проблемы поможет манеж, где ребёнок может самостоятельно играть, ползать, развлекать себя, пока мама занята. При этом детская кровать должна использоваться только для сна. Приучать к манежу лучше с 1,5 месяцев, до шести месяцев ребёнок может проводить часть активных часов именно там. Манеж должен быть максимально большой, чтобы у ребёнка было место для перекатов через бочок и для ползания.

Потом уже, после полугода, стоит оборудовать в квартире «детский» угол. Лучше всего оборудовать игровое место на полу, постелив на пол ковёр и разложив игрушки. Цель этого в том, чтобы ребёнок научился сам себя перемещать в пространстве, управляя мышцами. При этом, конечно, с ребёнком нужно постоянно играть, заниматься на мяче, делать лёгкие и подходящие по возрасту и показаниям развивающие упражнения.

Крайне важно развивать у ребёнка ползунковый рефлекс, например ложиться рядом с малышом, чтобы он карабкался и учился переползать через взрослого.

Но чаще всего родители совершают одну ошибку — кутают ребёнка и кладут отдельно, в результате мы получаем гиподинамию, а ведь ребёнок должен активно шевелить ручками, ножками. Проблемы, связанные с гиподинамией, не решит массажист, приходящий раз в день.

Правильно развитые дети, которые находятся в постоянном движении, меньше травмируются, так как умеют группироваться. Важно строго соблюдать правила безопасности, ребёнок должен ползать только на полу, если он перемещает себя по кровати, то рядом должен находиться взрослый, полностью контролирующий действия малыша.

Разговоры о том, что есть дети, которые не ползают, а сразу встают и начинают ходить, некорректны. На мой взгляд, такой сценарий — скорее всего, последствие маленьких квартир, где ребёнку просто негде было ползать. А ведь переходить в вертикальную позицию и учиться ходить можно только после того, как ребёнок научился ползать. При этом дети должны сами учиться вставать, потом — залезать и сползать с дивана.

Последствия

— К чему может привести неправильно сформированная осанка?

— Родители боятся таких диагнозов, как кифоз и лордоз, но физиологический кифоз и лёгкий лордоз — это нормальное состояние, которое формируется позже. И стоит этого не бояться, а предупреждать. Дело в том, что у ребёнка изначально ровный позвоночник, и чтобы у него правильно сформировалась осанка, должны быть сформированы крепкие и сгибатели, и разгибатели, поэтому важно давать симметричную нагрузку. А для этого лучше, чем ползание, пока ничего ещё не придумали. Иногда мы даже назначаем быстро растущим детям, у кого быстро растут конечности, ползание по лестнице. Заставить ползать ребёнка можно с помощью специальных горок.

Родители должны сами понимать, насколько важна осанка. Потому что, если она сформирована неправильно — это проблема на всю жизнь. Неправильная осанка приводит и к головокружениям, и к нарушениям дыхания, частым простудным заболеваниям, патологическим реакциям на погоду и головным болям.

Учимся стоя!

— Как организовать обучающие занятия?

— Главное, чтобы ребёнок выполнял задания не только сидя, но и стоя или даже лёжа на животе. Для этого есть и специальные рабочие места.

Патологический кифоз формируется как раз от длительного положения сидя, его ещё называют синдром «перочинного ножа». Чтобы этого избежать, уже после года стоит купить для ребёнка что-то вроде конторки, чтобы он мог работать стоя, например, именно стоя рисовать, листать книжки, выводить первые кружочки и крестики. Стоя или в движении ребёнок даже информацию осваивает быстрее. Если он устал — пусть валяется на полу и продолжает заниматься.

При этом более 15 минут в положении сидя ребенку 4–5 лет нельзя находиться.

Кроме этого, с ребёнком нужно гулять три – четыре раза в день, где бы он мог бегать, носиться, залезать на горки, преодолевать препятствия и так далее. С ребёнком нужно постоянно разговаривать, чтобы он мог и речь развивать. Очень полезна игра в детский «дартс», когда ребёнок бросает шарики в мишень то одной рукой, то другой. Полезно и просто не спеша подниматься по лестнице, причём не приставным шагом. А вот качели бессмысленны — ребёнок сидит и не затрачивает энергию. Дома можно завести планку для периодического положения «виса» или шведскую стенку, можно танцевать. Иногда за ребёнка нужно придумывать занятия, особенно если он один в семье. Когда детей много, например двое или трое, то они и без взрослых найдут себе развлечения и будут достаточно двигаться. Главное, чтобы всё происходило под присмотром взрослых.

Родители сегодня часто забывают, что они в детстве имели большую свободу и больше двигались. Сейчас же во дворах целыми днями уже никто не гуляет, от этого возникают проблемы с осанкой.

— Как быть, когда ребёнок начинает готовиться к школе и ходить в подготовительный класс?

— Там все дети уже сидят по 30 минут на занятиях. Поэтому после занятий обязательна длительная прогулка, где ребёнок побегает по площадке, попрыгает на горке и так далее — это и станет профилактикой проблем, к которым приводит длительное положение сидя за партой. Конечно, нельзя ребёнку разрешать сидеть, развернувшись с опорой на правый локоть (если он правша) или на левый (если ребенок левша), при этом свесив голову и «разложившись» по столу. Такое положение говорит о том, что ребёнок устал и настало время для двигательной активности. Потому что самое вредное — это сидеть по два – три часа без отдыха и при этом — не разгибаясь.

Кстати, детей, с которыми не занимаются, сразу видно — у них голова опущена, плечики опущены, лопатки «крыловидные» и как будто отходят от тела. А ведь главное — сформировать осанку ещё до школы, тогда и проблем не будет.

Какую секцию выбрать?

— Если же школьник уже сутулится — что делать?

— Отдавать в спорт, причём в какую именно секцию — это в целом не важно. Главное, чтобы секция была рядом с домом, а занятия вёл внимательный тренер, которого дети не раздражают. Теннис — не лучший выбор, так как там даётся очень односторонняя нагрузка. Художественная гимнастика — специфический вид спорта, тренировки нацелены на развитие гибкости позвоночника, что приводит к перегибам и перегрузкам. А вот единоборства могут помочь с формированием правильной осанки. Любой игровой вид спорта — отличный выбор, поскольку потом можно пойти заниматься танцами.

Ходить же в секцию нужно так часто, как получается. Потому что этой нагрузки всё равно будет мало, и родители должны заниматься с ребёнком каждый день, ведь ни один спортивный комплекс сам по себе не работает. Заниматься дома нужно тем, что больше походит каждой конкретной семье. Пусть ребёнок показывает и повторят то, чему его научили в секции, или можно делать гимнастику всей семьёй, можно ходить на длительные прогулки, зимой — кататься на коньках или лыжах, можно выполнять упражнения на шведской стенке или ежедневно отжиматься, можно походить на пятках по дому и так далее. Кстати, для полноценной утренней гимнастики достаточно и пяти минут. Главное — чтобы ребёнок получал удовольствие от занятий, чтобы ему нравилось двигаться, так будет закладываться правильный стереотип осанки.

«Не сутулься!»

— Как обычно лечат нарушения осанки у детей и подростков?

— Основа исправления осанки — это движение. Корсеты для спины — это фиксатор для детей, которые уже не могут сами выпрямиться, этот вид лечения назначается уже при запущенных стадиях. Нарушение осанки — это неправильный режим.

Нельзя забывать, что мы живём в регионе, где мало солнца, поэтому нужно много гулять, не менее четырёх часов в день, и принимать препараты с витаминами А, D и можно очищенный рыбий жир. Для правильного формирования скелета крайне важно достаточное количества кальция. Но эти моменты должен регулировать педиатр. Родители же должны нагружать ребёнка так, чтобы он уставал и быстро засыпал.

— Какие упражнения можно делать дома?

— Стоять, прижавшись к стене или косяку, — эффективно, но подходит скорее для девочек. Мальчикам лучше ходить по дому на пятках, играть с грушей, делать висы, делать уголок в висе и подтягиваться. Мальчикам важно наращивать мышечную массу, потому что скелет у них очень быстро растёт. А вот мануальная терапия — не выход из ситуации, она точно не показана детям.

Если есть желание найти для ребёнка подходящую именно ему гимнастику — то стоит проконсультироваться у ортопеда, потому что универсальных упражнений нет, все люди отличаются не только по весу и росту, но и даже варианты развития позвоночника могут быть самые разные. Кроме этого, отличить патологию от нормы сможет только специалист, поэтому если беспокоит осанка ребёнка — обратитесь к специалисту, не занимайтесь самолечением.

Опускаться до уровня ребенка просто глупо

Автор JOHN ROSEMOND | www.rosemond.com

Вопрос: Что вы можете предложить для дисциплинирования 7-летней девочки, которая спорит со всем, что говорят ее родители?

Мы не пытаемся ее урезонить и часто говорим: «Потому что я так сказал», но она кажется совершенно неспособной просто делать то, что мы ей говорим. Это доводит нас до безумия! Спасибо за любые предложения.

А: У меня нет предложений. У меня есть решение. Но сначала дети спорят, потому что родители объясняют. Это немного отличается от попытки урезонить ребенка, так что потерпите меня.

Сегодняшние родители — и, конечно, я говорю в целом — чувствуют потребность в равноправии со своими детьми. Одним из бессознательных симптомов этого является привычка многих родителей опускаться до уровня ребенка, когда они дают инструкции. Позиция предполагает, что родитель и ребенок являются сверстниками. Это также выглядит так, как будто родитель умоляет ребенка, а не говорит авторитетно. Почему родители это делают? Потому что «эксперты» по воспитанию сказали, что это правильная и правильная позиция, с которой нужно обращаться к детям. Я говорю, что это не что иное, как глупость. Чтобы должным образом заявить о своей естественной власти над ребенком, вы должны выглядеть и вести себя соответствующе. Сужение не получается.

Люди тоже читают…

Второй симптом — тенденция современных родителей давать пассивные инструкции наряду с объяснениями, например (после наклона и хватания за колени): «Дорогой, было бы очень полезно, если бы ты прекрати то, что ты делаешь, и собери эти игрушки для мамы, чтобы я могла пропылесосить эту комнату. В этом примере инструкция вообще не инструкция. Это предложение.

Слушайте и подписывайтесь: Apple Podcasts | Подкасты Google | Спотифай | Сшиватель | RSS-канал | Омни Студия

Кроме того, объяснение вызывает отпор, также известный как аргумент. Ребенок кричит: «Я был здесь первым, и почему ты не можешь пропылесосить позже, и ты всегда хочешь, чтобы я убрал свои вещи!»

И мать делает еще одну попытку быть милой, и ребенок снова отталкивает ее, и она вдруг, как вы так ярко выразились, «на грани безумия». Давать объяснения — еще один пример глупых советов от «экспертов» по ​​воспитанию детей.

Приучите себя давать инструкции (а) с прямой, авторитетной позиции и (б) без объяснений, например: «Я хочу, чтобы ты взял эти игрушки и перенес их в другую комнату». Когда ребенок ноет: «Но почему?» ответьте: «Потому что я так сказал».

Не «часто», а каждый раз. Спокойно, заметьте, как будто вы отвечаете: «Какая погода на улице?» Затем повернуться и уйти. Выключите вилку из борьбы за власть.

Что касается ссоры вашей дочери, ей понадобятся последствия, чтобы помочь ей сосредоточиться и запомнить новый способ ведения дел. Скажите ей, что эксперт по воспитанию сказал вам, что ссоры означают, что она слишком устала, чтобы помнить о своих манерах, и поэтому каждый раз, когда она ссорится в течение дня, ей приходится ложиться спать на 30 минут раньше вечером.

Применяйте это беспристрастно, и через пару недель вы окажетесь на грани безумия дальше, чем за несколько лет.

Получайте местные новости на свой почтовый ящик!

* Я понимаю и соглашаюсь с тем, что регистрация или использование этого сайта означает согласие с его пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности.

Как мои младшие дети учат меня молиться

Маленькие дети так хотят ориентироваться в этом большом мире так же, как это делают взрослые. Чарис Тирни надеется быть столь же радостно восприимчивой, как и они.

 

«Мудрость часто ближе, когда мы наклоняемся

Чем когда мы парим. (Вордсворт)

Прошлой ночью моя трехлетняя дочь Зели изо всех сил пыталась успокоиться, чтобы поужинать. Она была голодна, но ее слезы и жалобы мешали ей понять, что ей действительно нужно.

Нельзя заставлять ребенка есть. Вы можете попытаться направить ее в нужное русло, преподнести ей аппетитный выбор, но, в конечном счете, она должна решить сделать это сама.

Вместо того, чтобы торговаться, давать взятки или просить милостыню, спеша выполнять множество других дел, я остановился и нагнулся до ее уровня. Я взял ее за руку и начал с ней разговаривать. Ее глаза метались туда-сюда, пока, наконец, не остановились на моих, и мы соединились. Я объяснил ей, что ей нужно поесть и что я подогрею для нее хот-дог, который она потом поможет мне разрезать на кусочки.

Она согласилась, и я разогрел ее хот-дог, положил его на ее кухонную клетку размером с ребенка и медленно показал ей, как пользоваться ножом и вилкой, чтобы нарезать хот-дог кружочками. Она сразу успокоилась и заворожилась. Она охотно взяла у меня нож и вилку и усердно работала, пока не разрезала весь хот-дог. Затем она села и принялась за еду, наслаждаясь каждым кусочком.

Наши младшие дети способны концентрироваться, быстро осваивать новые навыки и по-настоящему получать удовольствие от своей работы. Им нужен только толчок руководства, чтобы двигаться вперед с поразительной скоростью.

То же самое и с их молитвенной жизнью. Ребенка нельзя заставить молиться, но можно направить его в правильном направлении, подарить ей семена нашей веры, а потом наблюдать, как они прорастают в благодатной почве ее юного сердца.

По мере того, как наши дети погружаются в окружающий их мир и то, как мы в нем живем, им так хочется делать что-то для себя. После того, как Зели съела свой хот-дог, она с радостью помогла мне подмести пол и загрузить белье в сушилку. Когда мы работали вместе, она сказала: «Мне нравится помогать тебе. Я люблю подметать пол».

Этот возраст и отношение — идеальное время, чтобы завоевать их сердца для Иисуса. Они готовы отдаться Ему — нам просто нужно немного подтолкнуть их деликатным руководством.

Наши дети наблюдают, как мы живем по вере. Они видят все, что мы делаем, когда посещаем мессу, читаем Библию, молимся на Розарии и украшаем наш дом предметами, которые напоминают нам о наших небесных целях. Они могут не знать, как просить, но они тоже хотят это делать. Просто потратьте несколько минут, чтобы научить их крестному знамению, или тому, как преклонять колени, или тому, как осторожно гасить свечи после того, как семейный Розарий учит их, как молиться.

Возможно, стремление наших детей выполнять задачи вместе с нами отчасти связано не с их развитием, а с нашим. Может быть, они и есть тот тихий голос от Бога. Возможно, они осознают, что должны передать нам важное сообщение, и для этого у них есть всего несколько коротких лет.

Они учат нас замедляться, быть более обдуманными и концентрироваться, что ведет нас еще глубже в созерцание и отношения с нашим Господом.

«Пожалуйста, позвольте мне сделать это с вами, чтобы я мог показать вам, как быть спокойным».

«Пожалуйста, позвольте мне помолиться с вами, чтобы я мог показать вам, как принимать Бога с радостью».

Когда я наклонился до уровня Зели, чтобы поговорить с ней об обеде, я подумал, что делаю это только для того, чтобы заставить ее выслушать меня.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *