Стеснительный ребенок – нужно ли преодолевать застенчивость

Главная

Родителям

Как воспитывать ребенка?

Стеснительный ребенок – нужно ли преодолевать застенчивость

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • семейное воспитание
  • подростки
  • приемы воспитания

Не бывает в человеке плохих и хороших качеств. Все зависит от того, мешает ли та или иная черта человеку или окружающим. Поговорим о стеснительности.

Все — и взрослые, и дети в определенных ситуациях могут чувствовать стеснительность и робость. Это какие-то новые, необычные, или очень значимые ситуации, когда мы не очень уверены в том, как себя вести. Такая реакция — своего рода защита, возможность взять паузу, чтобы подумать и оценить ситуацию прежде, чем начать действовать. Это — поведенческая реакция на внешние условия — ситуативная стеснительность, присущая в большей или меньшей степени любому человеку. Другое дело — устойчивая личностная особенность.

Застенчивость как черта характера

Проблема застенчивости не возникает на ровном месте – все мы родом из детства. Не секрет, что дети рождаются с определенными особенностями нервной системы и темпераментом. Некоторые от рождения активные и бойкие, а другие — спокойные и застенчивые. Кроме врожденных особенностей, есть и условно наследственный фактор. Условно, потому что у застенчивых и стеснительных родителей с большой долей вероятности может быть застенчивый ребенок. Именно «может быть», но не обязательно будет, так как развитие этого качества зависит от поведения родителей. При внимании к этому качеству застенчивость будет просто признаком сдержанного темперамента.

В процессе развития ребенок проходит несколько периодов проявления застенчивости: первый – от 7-8 месяцев и до года, второй – около 4 лет, и третий – в подростковом возрасте. Это периоды проявления этого качества, связанные с узнаванием себя, делением людей на своих и чужих, а в подростковом возрасте – с глубинным познанием себя, рефлексией, сравнением себя с другими.

Положительные моменты застенчивости

Вообще, многие родители не против спокойного, застенчивого ребенка — он очень «удобен» в обращении, с ним нет проблем. Между прочим, застенчивость, как черта характера, действительно во многом благоприятна.

  • Осторожность в общении. Стеснительный ребенок не склонен доверять незнакомцам. Вероятнее всего, он не пойдет с первым встречным, посулившим ему шоколадку.
  • Наблюдательность. Сдержанность ребенка позволяет ему смотреть на происходящее издалека, что развивает наблюдательность.
  • Самообразование. Недостаток контактов компенсируется саморазвитием — ребенок, не имея друзей, часто выбирает книги.
  • Логическое и аналитическое мышление. Застенчивые детишки к трудностям подходят обстоятельно, тщательно анализируя и взвешивая все варианты.

Такие качества, безусловно, очень важны в жизни. Но излишняя застенчивость, к сожалению, может принести немало проблем своему обладателю.

Застенчивость и качество жизни

Итак, период застенчивости является возрастным этапом, и проходит он в процессе развития и получения жизненного опыта. И если застенчивость не влияет на качество жизни ребенка – не надо относить ее к проблеме.

Но если эта черта начинает мешать ребенку устанавливать и развивать контакты, нормально учиться, влияет на его самооценку , то это — повод обратить на это пристальное внимание, иначе с возрастом проблема будет усугубляться. Застенчивость проявляется у детей, имеющих комплексы, неуверенных в себе, и закрепившись, может со временем привести к замкнутости и социофобии, что конечно же, будет сильно мешать полноценной жизни.

Как преодолеть болезненную застенчивость

Как помочь ребенку преодолеть болезненную застенчивость и стеснительность? Предлагаю родителям ряд несложных советов, следование которым поможет справиться с этой проблемой.

1. Не акцентируйте внимание на трудностях ребенка. Не смейтесь над ним, не навешивайте ярлыки, не обсуждайте своего тихоню в его присутствии.

2. Самое простое и действенное, что могут дать ребенку его родственники – это общение. Уделяйте ему как можно больше внимания, разговаривайте с ним. Когда ребенок видит, что его готовы слушать и он интересен – у него растет уважение к себе.

3. Застенчивость идет рука об руку с низкой самооценкой. Поощряйте ребенка за любую активность, за самый маленький успех в чем-либо. Чаще хвалите ребенка — это тот случай, когда «кашу маслом не испортишь»!

4. Развивайте его навыки общения, учите, как вести себя в разных ситуациях. Главная эмоция, сопровождающая застенчивость – это страх перед всем новым: людьми, обстоятельствами. Приглашайте в свой дом знакомых и родственников, с младенчества расширяйте круг людей, с которыми ребенка можно оставить – не замыкайте его на одних родителях.

5. Обратите внимание на стиль воспитания, принятый в вашей семье. Чрезмерный контроль и опека так же, как и авторитарность, не способствуют развитию уверенности в себе. Приучайте ребенка к самостоятельности: чем больше будет уметь ребенок, тем меньше он будет бояться новой для него ситуации.

6. Если застенчивость ребенка проявляется чаще всего в социуме – детском саду, школе, то необходимо развивать его интересы и способности. Это и спорт, и кружки по интересам. Очень эффективен театральный кружок.

7. Дома в игровой форме отрабатывайте разные ситуации, которые пугают ребенка. Любого человека незнакомые ситуации напрягают, для застенчивого ребенка это — сущий кошмар. Устраивайте «генеральные репетиции» любых новых ситуаций в жизни ребенка: детский сад, «в первый раз в первый класс», переезд в другой район и другие. Уделите внимание ребенку, расскажите ему о том, что он может увидеть, услышать, и что может сделать.

8. И, конечно же, наберитесь терпения. Будьте рядом с ребенком во всех сложных для него ситуациях — буквально держите его за руку. И внимательно следите, когда он перестанет бояться — тогда можно отпустить его, дав возможность осваиваться самому.

Будьте опорой вашему ребенку в любых ситуациях, проявляя выдержку и спокойствие — этим вы вселите в него уверенность. И тогда ваш ребенок легко преодолеет излишнюю застенчивость или стеснительность— и будет счастлив!

Автор: Ирина Иванникова

Диагностики взаимоотношений родителя с ребенком

Понимаете ли вы своего ребенка? Много ли у вас с ним общего? Не давите ли вы на ребенка излишним контролем? А может, вы неуверенно чувствуете себя в роли родителя? Взглянуть со стороны на систему воспитания, сложившуюся в вашей семье, поможет наш тест.

Пройти тест

Если ваш ребенок застенчив


Почему одни дети общительные, смелые, а другие – стеснительные, робкие, нерешительные? Если вы родитель тревожного и застенчивого ребенка и задаетесь подобным вопросом, то это статья для вас.


 


 


Прежде всего, родителям надо иметь ввиду, что природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков. 


Кроме того, одно и то же качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других ситуациях – как недостаток. Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость. 


К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми. 


Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность – все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента – сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.  


Сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям, около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них впоследствии становятся несмелыми, осторожными детьми. 


На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:


— ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность; 


— излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери; 


— завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто является причиной его проблем в дальнейшей, взрослой жизни.


Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.


Работа по повышению самооценки является одной из важнейших составляющих коррекционной работы с тревожными и неуверенными в себе детьми.


Придерживайтесь следующих правил при воспитании вашего ребенка:


 


1. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.


 


2. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться. Если задаете ему вопрос, то давайте необходимое для подготовки ответа время; старайтесь не повторять вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение он будет воспринимать как новый стимул.


 


3. Не заставляйте ребенка «быть смелым». Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?


 


4. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!


 


5. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.


 


6. Повышенная требовательность родителей – опасна. Излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной душевной организацией приводит к прямо противоположному эффекту. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.


 


7. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники для детей и приглашать на них одноклассников малыша, или устраивать совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходит в походы. Здесь, в комфортной для себя обстановке, когда рядом мама и папа, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.  


 


8. Тревожные дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности. Одновременно им очень трудно самим оценить итоги своего труда, они не могут сами решить, правильно или неправильно они сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Негативные оценки значимых взрослых оказывают сильное травмирующее влияние на ранимую психику таких детишек. 


Нужно сказать о первостепенной роли учителя для первоклассника, так как именно он оказывается для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от учителя исходит отрицательная оценка. Поэтому в случае необходимости можно рекомендовать родителям сходить в школу и поговорить с учителем. Как известно, улучшения положения ребенка в начальном классе можно добиться простым изменением отношения к нему учителя.


 


9. Не надо бояться, что, отгораживая ребенка от негативного опыта и создавая ему комфортные условия для развития, вы вырастите «тепличного» человека, совершенно не приспособленного с суровой реальности. Конечно, повышенная гиперопека только навредит. Не нужно «подставлять руки» на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. 


Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов. 


 


 


Застенчивость


 


 


К детской застенчивости у родителей часто двойственное отношение. С одной стороны, эта черта в ребенке умиляет. К тому же можно быть уверенным, что застенчивый ребенок не выкинет неожиданно какую-нибудь штуку. Стало быть, и краснеть за него не приходится. И все же, нередко, родители сокрушаются: каково будет такому стеснительному во взрослой жизни. Как относиться к этой черте и чем помочь застенчивому сыну или дочке? 


Все застенчивые люди похожи друг на друга (и дети в том числе). Они испытывают одни и те же чувства в общении с другими людьми: скованность, неловкость, боязнь начать или поддержать разговор. Эти чувства особенно усиливаются, если они попадают в неожиданную ситуацию общения, в незнакомое общество или в большую компанию.


Застенчивый человек убежден, что все внимание окружающих направлено только на него. И что это внимание обязательно негативное. Что окружающие критически оценивают его внешность и поведение, видят все его недостатки и т. д. Стеснительные люди гораздо чаще других испытывают отрицательные эмоции – и когда находятся в реальной ситуации общения, и когда думают о ней. Им свойственно постоянное ожидание неудач, неуверенность в себе.


И все же у разных людей застенчивость может проявляться в разной степени. От легкого замешательства при встрече с незнакомыми людьми до полного отказа от контактов. Кроме того, стеснительность свойственна многим детям в определенные периоды их жизни. Впрочем, как и взрослым. Но не у всех детей она становится устойчивой чертой личности.


Застенчивый или нет?


 


Поведение некоторых детей внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они таковыми не являются.


— Есть дети малообщительные, но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.


— Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию среди других детей. А подходящих качеств для этого пока и не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов («Мне это не нужно, неинтересно»).


— У некоторых детей отказ от общения – это средство самоутверждения, стремления показать свою власть над другими. «Хочу – разговариваю, не захочу – не буду!» Понятно, что в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а избавлять его от высокомерия и капризности.


— Трудности в общении могут быть вызваны недостаточным развитием у ребенка речи, мышления; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п.


Что могут сделать родители для профилактики застенчивости?


— Меньше тревожиться по поводу возможных неприятностей и несчастий. Нередко беспокойство за ребенка заставляет родителей контролировать каждый его шаг. Он постоянно находится в окружении взрослых, не имеет опыта выбора и самостоятельного налаживания контактов.


— Стараться настраивать ребенка на успех в больших и малых делах. Не подчеркивать постоянно его слабость или неумение («Ты еще мал», «У тебя это не получится»).


— У него должна быть возможность свободно выражать свои чувства и потребности. Родители постоянно стыдят, слишком озабочены тем, что скажут о поведении ребенка окружающие. Не удивительно, что он и во взрослой жизни будет излишне зависеть от этих оценок.


— Конечно, ребенку нужно видеть, что его близкие получают удовольствие от общения и с ним самим, и с другими людьми. Больше контактов с детьми и взрослыми разного возраста, в разных ситуациях – лучшая профилактика застенчивости. Это могут быть общие праздники, спорт, туризм, театральная студия и многое другое.


Если все же ребенок растет застенчивым, как ему помочь?


— Не высказывайте ему свою тревогу по поводу этой черты и тем более не упрекайте ребенка. Не ставьте в пример других детей. Не обещайте ему всевозможные затруднения из-за застенчивости в будущем.


— Не выделяйте застенчивость как главную черту своего ребенка. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, способность понимать чувства других, сдержанность, осторожность и т.д. 


— В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите и не принуждайте. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: «Похоже, что тебе сейчас не хочется играть (разговаривать, бегать и т. д.)».


— Старайтесь сами проявлять активность в общении. Побуждайте ребенка дома больше разговаривать. 


— Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей. Не заставляйте сына или дочь попадать в неприятные для них ситуации. Но понятно, что не следует и излишне опекать ребенка.


— Предоставляйте на выбор разнообразные занятия. Заметив успешность ребенка в каком-то деле, подскажите, как он может использовать свои новые знания или умения в общении с другими ребятами. Ведь нередко застенчивый ребенок считает себя неинтересным для других людей.


— Расскажите учителям или воспитателям об особенностях ребенка в контактах с другими детьми и о его сильных сторонах. Попросите дать ему возможность проявить свои способности и умения. 


— Если в жизни ребенка предстоят большие изменения, помогите ему с наименьшими потерями приспособиться к новой обстановке и людям. Например, побывайте с ним заранее в новой школе или классе, познакомьте с учителями и ребятами. Проиграйте с ним возможные ситуации – что он может увидеть, услышать, что ответить. 


— Поделитесь с сыном или дочерью собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами.


— Лучшее средство меньше думать о своих проблемах и трудностях – помочь другому. Важно изменить знак постоянных переживаний застенчивого ребенка с отрицательного на положительный. Поможет общение с четвероногими друзьями. Не исключено, что ежедневные прогулки со своим питомцем расширят круг приятных знакомств – например, с другими владельцами собак.


 

10 советов, которые помогут вашему очень застенчивому ребенку

03 окт. 10 советов, которые помогут вашему очень застенчивому ребенку

Опубликовано в 23:09
в социально-эмоциональных навыках
Сьюзен Лайт

Многие маленькие дети от природы застенчивы в новых ситуациях. Но что делать, если у вас очень застенчивый ребенок? Что, если застенчивость мешает ей общаться и веселиться с другими детьми? Что, если она очень застенчива и не может участвовать в мероприятиях дошкольного или детского сада?

Понимание застенчивости

Застенчивость — это нормальное с точки зрения развития и распространенное свойство маленьких детей. Это естественная реакция на то, что может показаться пугающей или подавляющей ситуацией. Но с застенчивостью трудно справиться, потому что это смесь эмоций. Застенчивость может включать в себя страх, напряжение, опасение и тревогу.

По мнению экспертов в области раннего детства, в процессе развития ребенка могут возникать различные уровни застенчивости. Например, младенцы по своей природе боятся новых взрослых. А в возрасте 4 или 5 лет у детей может развиться застенчивая застенчивость или боязнь смущения.

Обычно застенчивость постепенно проходит, когда дети становятся старше и попадают в различные новые ситуации. Но ребенку с крайней застенчивостью может потребоваться гораздо больше времени, чтобы привыкнуть к людям или ситуациям. Ей может понадобиться ваша помощь, чтобы преодолеть застенчивость.

Как я узнаю, что мой ребенок очень застенчив?

Очень застенчивый ребенок в незнакомом месте или ситуации может демонстрировать комбинацию следующих действий:

  • Он редко говорит добровольно.
  • Он не отвечает, когда взрослый или сверстник задает ему вопрос.
  • Она следует указаниям, но не отвечает на них устно.
  • Когда она говорит, она обычно говорит очень мягким, тихим голосом.
  • Он отворачивается, когда к нему обращаются другие, и почти не смотрит в глаза.
  • Он часто смотрит в землю.
  • Она смотрит, как играют другие дети, но не присоединяется к ним.
  • Она выглядит напряженной, рассеянной или обеспокоенной.
  • Он может отказаться войти в новое место без родителей.

 

Как родитель или опекун, вы можете мягко поощрять своего ребенка становиться более общительным. Имейте в виду, что ваш ребенок стесняется не из-за упрямства, поэтому его не следует наказывать за застенчивое поведение. Вместо этого подумайте о том, чтобы бороться с застенчивостью так же, как и с любым другим процессом обучения, например, с обучением чтению. Секрет в том, чтобы быть терпеливым, нежным и понимающим с вашим ребенком, когда вы повышаете его уверенность в себе.

Вот 10 советов, как помочь очень застенчивому ребенку:

  1. Не называйте ребенка «застенчивым». Когда вы называете своего ребенка «застенчивым», вы делаете две вещи. Во-первых, вы лишаете его многих других качеств и позволяете ярлыку определять его личность. Во-вторых, вы поощряете его считать себя «застенчивым». Это может заставить его разыгрывать «застенчивую» роль, не пытаясь измениться. Вместо того, чтобы навешивать ярлыки, попробуйте описать поведение вашего ребенка так, чтобы не было слова «застенчивый». Например, вы можете сказать: «Сэму просто нужно время, чтобы привыкнуть к новым ситуациям» или «Он любит наблюдать за тем, что происходит вокруг него, прежде чем присоединиться к нему».
  1. Научите ее социальным навыкам. Вы можете научить своего ребенка многим социальным навыкам, которые помогут ему преодолеть застенчивость. Вы можете научить ее:
  • познакомиться с новыми людьми
  • приветствовать других
  • начать общение
  • присоединиться к игре
  • установить зрительный контакт
  • будь хорошим слушателем
    С помощью марионеток, фигурок или кукол можно разыграть различные ситуации. Научите ее использовать определенные фразы, такие как «Привет, меня зовут Мария» и «Можно я тоже поиграю?»
  1. Объясните преимущества большей общительности. Скорее всего, когда-то вы были очень застенчивым ребенком. Или вы все еще можете быть застенчивым в определенных ситуациях. Предрасположенность к застенчивости связана с генетикой, хотя эту черту можно преодолеть. Если это так, приведите личный пример случая, когда вы преодолели застенчивость. Объясните, почему этот опыт был полезен для вас. Обсудите, что хорошего вы получите, если будете вести себя более общительно. Эти вещи могут включать в себя заведение новых друзей, больше веселья и больше удовольствия от учебы.
  1. Помогите вашему ребенку познакомиться и подружиться. Попробуйте предоставить вашему ребенку новые дочерние элементы и настройки. Но делайте это постепенно. Например, вы можете посетить парк, где постоянно играют одни и те же дети. Не заставляйте его сразу взаимодействовать с незнакомыми детьми. Не забудьте дать ему достаточно времени, чтобы разогреться. Устраивайте для него свидания дома, где он чувствует себя комфортно и безопасно. Во время первых взаимодействий давайте ребенку слова, необходимые ему для разговора с новыми друзьями. Вы можете сделать это разными способами, но вот несколько вариантов:
  • Подсказывайте ему прямо, например: «Скажите Миа, что вы тоже хотели бы помочь» или «Спросите Уилла, в какую игру он хотел бы сыграть».
  • Поговорите с обоими детьми, чтобы поддержать разговор. Например, можно сказать: «Элла, я знаю, что ты любишь рисовать. Анна тоже отличный художник».
  • Поговорите с другим ребенком, а затем задайте своему ребенку вопрос о разговоре. Например, вы можете сказать другому ребенку: «Куэйд, мне нравятся твои туфли в виде динозавров». Затем своему ребенку: «Тебе нравятся его туфли? Тебе тоже не нравятся динозавры? Какой твой любимый динозавр?»
  1. Ставьте цели и поощряйте прогресс. Поработайте с ребенком, чтобы установить цели поведения и отслеживать его прогресс. Начните с малого и постепенно наращивайте. Например, одной из выполнимых целей может быть поздороваться с соседом. Когда ваш ребенок достигнет цели, отметьте это на графике прогресса. Предложите много похвалы или небольшое угощение в качестве награды.
  1. Хвалите общительное поведение. Закрепите новые социальные навыки, которые осваивает ваш ребенок. Когда вы увидите, как она пытается побороть застенчивость, похвалите ее с большим теплом и нежностью. Будьте осторожны и не делайте этого на публике, если ваш ребенок может смутиться. Вместо этого скажите ей, как хорошо она справилась наедине.
  1. Модель общительного поведения. Ваш ребенок во многом учится действовать, наблюдая за вами. Поэтому обязательно ведите себя дружелюбно по отношению к другим в присутствии вашего ребенка. Это может быть сложно, если вы сами пытались преодолеть крайнюю застенчивость. Но имейте в виду, что ваш ребенок, скорее всего, будет подражать вашим действиям. Если вы будете вести себя застенчиво перед ним, ему будет труднее преодолеть собственную застенчивость.
  1. Повышайте самооценку вашего ребенка. Дети, которые хорошо относятся к себе, менее склонны к застенчивости. Определите сильные стороны вашего ребенка и опирайтесь на них. Он креативен? Она спортивная? Поощрение этих навыков позволит вашему ребенку увидеть себя талантливой и способной личностью. Это чувство уверенности может помочь ему стать смелее в социальных ситуациях.
  1. Используйте книги! Читайте вместе с ребенком книги, в которых герои преодолевают крайнюю застенчивость. Используйте эти истории в качестве отправной точки для обсуждения застенчивости и того, как она влияет на ее жизнь. Вот несколько предложений:
  • Очень застенчивый пес Бастер от Лиз Бехтольд . В трех историях рассказывается о Бастере, собаке, которая пытается преодолеть свою застенчивость среди властных животных.
  • Голос Майи Вен-Вен Ченг . Майя только что пошла в школу, но не может найти свой голос. Дети, страдающие избирательным мутизмом или просто не любящие говорить, будут особенно идентифицировать себя с Майей.
  • Слишком застенчив, чтобы показывать и рассказывать Бет Брэкен . Сэм хочет участвовать в шоу «покажи и расскажи» в школе, но он слишком напуган. Дети, которые ненавидят быть в центре внимания, поймут дилемму Сэма.
  • Застенчивый от Деборы Фридман . Шай прячется в канаве книги, потому что стесняется выйти. Но тут он слышит красивую птицу и не может дождаться встречи с ней. Умная концепция невидимого персонажа очарует детей, наряду с красивыми акварельными иллюстрациями.
  • Маленькая мисс Шай Роджера Харгривза . Маленькую мисс Шай приглашают на вечеринку, но она слишком напугана, чтобы идти. Но она узнаёт, что когда она преодолеет свою застенчивость, она действительно сможет повеселиться.
  1. Общение с учителями. Если ваш ребенок посещает дошкольное учреждение или детский сад, объединитесь с воспитателями. Вместе составьте план, как помочь ребенку преодолеть застенчивость. Часто говорите о стратегиях, которые вы используете дома. Работайте вместе, чтобы установить цели для вашего ребенка. При последовательном подходе как дома, так и в школе можно увеличить результаты своих усилий.

 

Ваш ребенок очень застенчив? Как вы помогли ему или ей? Добавьте свои предложения в разделе комментариев ниже. Мы хотели бы поделиться ими с другими родителями очень застенчивых детей!

 

Сьюзан Лайт

[email protected]

Сьюзан Лайт — мама, бабушка, журналист и эксперт в области образования. Она является старшим редактором Rainbow Educational Concepts и регулярно ведет блог Dilly’s Tree House. Сьюзен фокусируется на темах, основанных на исследованиях, для родителей дошкольников и на том, как помочь маленьким детям подготовиться к детскому саду.

Как определить, застенчив ли ваш ребенок или это действительно тревога

Как отличить соответствующую возрасту социальную неловкость от чего-то более серьезного?

Беспорядочная шеренга дошкольников, одетых в черные брюки и белые футболки, распевает хоровые песни на сцене.

Мой сын смотрит не в ту сторону и грызет пальцы.

Я пытаюсь поймать его взгляд и одарить его ободряющей улыбкой, когда я имитирую знакомые слова , которые он громко пел и уверенно живет в нашем доме неделями. Но он предпочитает избегать моего взгляда, вместо этого сосредотачиваясь на сбившейся с ног заусенице.

Как бывший учитель начальной школы, я уговаривал маленьких детей стоять прямо, смотреть на публику и говорить громким и гордым голосом во всевозможных сольных выступлениях, шоу и спектаклях. Но теперь, когда у меня есть свой собственный упорный исполнитель , я сомневаюсь в себе и задаюсь вопросом, как именно отличить соответствующую возрасту социальную неловкость от чего-то более серьезного?

Быть застенчивым или быть интровертом
Родители часто называют своих детей «застенчивыми», когда они проявляют вполне приемлемую настороженность к незнакомцам или неизвестным ситуациям и местам. Но для родителей и учителей важно проводить различие между мимолетной застенчивостью в развитии и реальным типом личности, который, вероятно, сохранится во взрослой жизни, говорит Джин Отто, клинический психолог из Палос-Вердес, Калифорния. «Застенчивость и интроверсия — не одно и то же, — говорит она. «Застенчивый ребенок часто испытывает дискомфорт в социальных ситуациях и чувствует себя уязвимым. Но часто эти дети просто медленно разогреваются и становятся более вовлеченными по мере того, как их уровень комфорта повышается, и стесняются в основном в новых ситуациях или среди людей, которых они не знают».

Что делать, если ребенок не общительный
Интроверты, с другой стороны, сильно предпочитают определенное количество одиночества и перезаряжают свои батареи во время простоя, говорит она.

Имейте в виду, что навешивание ярлыка на ребенка как «застенчивого» для оправдания поведения, которое вы можете счесть смущающим, или плохого этикета, например отказа приветствовать взрослых, может принести больше вреда, чем пользы. «Если вы называете своего ребенка застенчивым, есть риск, что он воспримет это как несовершенный или неполноценный», — говорит Фрэн Уолфиш, семейный психотерапевт из Беверли-Хиллз и автор книги «9».0135 Самосознающий родитель .

Сара Торн*, инструктор по воспитанию и мама, сразу определила, что ее дочь проявляет признаки интроверта , но она также не считает полезным называть ребенка «застенчивым». «Мне не нравится застенчивость как ярлык, потому что это часто связано с ситуацией», — говорит она. «Многие дети совершенно уверены в себе с другими детьми, с которыми они хорошо ладят, или со взрослыми, которые умеют хорошо взаимодействовать с детьми. Иногда взрослые просто называют ребенка застенчивым, если он не реагирует так, как они ожидают от него в обществе».

Чтобы помочь застенчивым или интровертным детям в исследовании мира, Уолфиш советует родителям создавать возможности для практики социальных навыков безопасным способом. Она предлагает родителям устраивать игровые свидания только с одним ребенком, потому что группы, особенно из трех человек, могут привести к тому, что менее напористые дети останутся без внимания. Уолфиш также советует родителям выбирать тех, кого они выбирают для общения со своим ребенком. «Пригласите легкого, мягкого ребенка на игровое свидание. И если ваш ребенок чувствует себя в большей безопасности рядом с вами, сядьте рядом с ним, но так далеко, насколько он может комфортно себя чувствовать. Вы хотите оказывать поддержку, не поощряя его зависимость от вас».

Тревога — это больше, чем застенчивость
Тревога, в отличие от застенчивости, — это состояние, которое часто сопровождается физическими симптомами и обычно вызывает у страдающих дискомфорт и стресс.

Институт социальной тревожности, единственный лечебный центр в мире, который специализируется исключительно на лечении социальной тревожности, отмечает, что застенчивость является чертой личности, тогда как социальная тревожность сопровождается подавляющими негативными эмоциями. «Люди с социальной тревожностью ежедневно испытывают страх, тревогу, стресс, смущение и унижение», — говорит Отто. «Количества переживаемого беспокойства достаточно, чтобы причинить сильную эмоциональную боль и заставить людей избегать ситуаций, а не сталкиваться с ними и испытывать страх и тревогу».

Так что следите за любыми физическими или эмоциональными симптомами, сопровождающими более распространенные внешние признаки застенчивости у вашего ребенка. «Ищите физические жалобы, такие как головные боли или боли в животе, особенно в периоды, когда дети могут испытывать страх или тревогу», — говорит Отто. «Многие дети заболевают в воскресенье вечером, потому что они боятся идти утром в школу и испытывают надвигающееся чувство обреченности или страха».

Мама двоих детей Зайда Хазе всегда знала, что одна из ее дочерей застенчива, и беспокоилась о последствиях для общественной жизни ее маленькой девочки. «Я был обеспокоен, потому что она хотела, чтобы с ней играли друзья, но она отправляла своим сверстникам сбивающие с толку сообщения. Она слишком застенчива, чтобы даже поздороваться, если это не ее ближайший друг», — говорит она.

Но недавний диагноз тревоги изменил ее отношение к жизни. Записав дочь на спортивные занятия, она стала регулярной и предсказуемой, когда от нее ожидалось общение с другими. Сопровождение дочери на вечеринки по случаю дня рождения (вместо того, чтобы просто подбросить ее) помогло оказать эмоциональную поддержку, а также побудило ее к большему общению.

Если вам кажется, что тревога вашего ребенка влияет на его способность радоваться жизни, поговорите со своим врачом. Но тем временем вы можете предпринять несколько небольших шагов, — говорит Джулия Кук, консультант и эксперт по воспитанию детей из Фремонта, штат Небраска. «Даже если опасения вашего ребенка кажутся необоснованными, постарайтесь искренне принять их, а также осторожно исправить дезинформацию», — говорит Кук. Всегда старайтесь приводить ребенка на мероприятия вовремя или раньше, так как опоздание может повысить уровень беспокойства. Разыграйте по ролям различные стратегии борьбы с ожидаемой тревогой — будет полезно, если вы смоделируете, как реагировать в определенных ситуациях. И всякий раз, когда вы можете, позволяйте и поощряйте вашего ребенка делать что-то самостоятельно.

*Имя изменено по запросу.

Подробнее:
Почему дети-интроверты прекрасны
Как помочь детям подружиться

Оставайтесь на связи

Подпишитесь на ежедневный информационный бюллетень Today’s Parent, чтобы получать наши лучшие новости для родителей, советы, эссе и рецепты.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *