Содержание
Ребенок психует и плачет в 3, 4, 5 лет
Сколько раз мы все бессознательно были свидетелями сцены, в которой малыш внезапно бросался на пол, ударял кулаками и рычал на полной скорости, в то время как его мать отчаянно пыталась его успокоить и утащить? Ужасная картина. Еще хуже, когда эта мать — ты.
В возрасте от 3 до 5 лет дети часто злятся без видимой причины. Часто это связано с возрастными кризисами, но есть и более серьезные причины. Мы расскажем, почему ваш ребенок плачет и расстраивается, и как с этим бороться.
Содержание
- Основные причины истерики
- Возрастные особенности
- Болезнь
- Привлечение внимания
- Двойные стандарты
- Низкая социализация
- Плохая обстановка в семье
- Чем опасна истерика?
- Как справиться с истерикой?
- Дайте ребенку проявить самостоятельность
- Единые правила и запреты
- Всегда предлагайте варианты
- Не реагируйте на истерику
- Проанализируйте свои отношения с ребенком и супругом
- Проверьте, не испытывает ли ребенок дискомфорт и как организован его досуг
- Договаривайтесь с ребенком
Основные причины истерики
Возрастные особенности
По мнению психологов, трехлетний кризис постепенно смещается, и все больше детей переживают его, переходя в младший дошкольный возраст, то есть на 3-4 года. В этот период ребенок активно познает мир и межличностные отношения, а круг общения значительно расширяется. Она стремится к независимости, и при этом хочет как можно дольше оставаться под опекой матери. Негативизм, истерики, бунт и упрямство — это попытки исследовать пределы дозволенного и установить свои собственные правила игры.
С 5 лет, в старшие годы детского сада, ребенок становится спокойнее, потому что на первый план выходят познавательные процессы. Потребность в независимости дополняется желанием добиться успеха. Некоторые дети очень болезненно переживают неудачу, например, в учебном задании или игре, и у них срабатывает защитный механизм — истерия.
Болезнь
Истерики, вспышки агрессии и беспричинный плач могут быть вызваны плохим самочувствием или более серьезным заболеванием, например неврозом. Маленькие дети не могут точно сказать, что их беспокоит, где им больно. Прежде чем вырастить ребенка, обязательно посетите педиатра или невролога, чтобы не пропустить начало болезни.
Привлечение внимания
В первый год жизни мама круглосуточно находится с малышом. По мере взросления ребенок не может смириться с тем, что у мамы теперь есть другие дела. Даже если он много времени проводит с малышом, этого, похоже, недостаточно. Также бывает, что когда ребенок ищет сочувствия, по ошибке принимает форму строгого родителя, это тоже приводит к эмоциональному дискомфорту у ребенка.
Двойные стандарты
Основной принцип воспитания — единство правил и запретов. Если мама не разрешает есть много сладкого, а бабушка готова купить целую кондитерскую фабрику, то ничего хорошего из этого не выйдет. Ребенок не знает, что можно, а что нельзя, и во что бы то ни стало добивается того, чего хочет. Другой пример: вы часами объясняли своему ребенку правила дорожного движения, а он или она переходят дорогу на красный свет. В результате ребенок становится раздражительным, поскольку ему приходится постоянно выбирать между противоположными и навязанными моделями поведения.
Низкая социализация
За единственными и долгожданными детьми часто безмерно присматривают родители. Ребенок быстро привыкает к тому, что мир вращается вокруг него, все желания сразу угадываются и исполняются. Когда такой «маленький император» находится в группе детей, он испытывает сильнейшее потрясение. Например, в детском саду — его никто не преследует, все равны. То же самое происходит, когда в семье рождается еще один ребенок — первенец отодвигается на второй план, потому что теперь мать все свое время посвящает новорожденному.
Плохая обстановка в семье
Если родители постоянно спорят друг с другом, это неизбежно сказывается на незрелой психике ребенка, поскольку впитывает эмоции мамы и папы, как губка. Ситуация становится особенно сложной, когда родители в процессе развода начинают делить детей и прибегают к криминальным методам. Для ребенка это непомерное переживание, которое часто приводит к неврозу. Ребенок впадает в беспочвенную злость, не слушает, злится.
Чем опасна истерика?
Наверняка ваши «мудрые» соседи уже сказали вам: «Со временем это пройдет!» Но они не обнаружили, что с возрастом вспышки агрессии и истерики исчезали только у детей, родители которых могли справиться с ними. Если не заниматься истериками и «психозами», они с возрастом усугубляются, трансформируются в очень неприятные черты характера и остаются с ребенком на всю жизнь. Интенсивные неврозы приводят к серьезным психическим расстройствам, бессоннице, потере аппетита, хронической усталости, ночному недержанию мочи, потере интереса к жизни, нервным тикам и т. Д.
Как справиться с истерикой?
Дайте ребенку проявить самостоятельность
Никогда не делайте для них того, что они могут сделать сами. Выбирая одежду, досуг или меню, вместе обсудите варианты и прислушайтесь к его мнению. Если просьба абсурдна, невозможна, четко объясните, почему это невозможно.
Откажитесь от полного контроля и позвольте ребенку делать собственные ошибки. Осторожно укажите на них, покажите им, как поступать правильно, а остальное зависит от них.
Единые правила и запреты
Все взрослые, участвующие в образовании вашего ребенка, должны соглашаться в своем мнении и последовательно соблюдать правила и запреты. Вы не можете этого иметь, поэтому вы не можете этого иметь, поэтому вы не можете этого иметь, поэтому вы не можете этого иметь. По крайней мере, ищите компромисс, который устроит всех. Тщательно обдумайте их и объясните ребенку их значение. Впервые создайте 5-6 запретов, которые легко запомнить и соблюдать.
Всегда предлагайте варианты
Например, сегодня вы ходите в детский сад, но много игрушек с собой не взять. Идут беспорядки. Предложите ребенку выбрать: машинку, зайчика или мячика? Учитывается мнение ребенка, забирают игрушку, проблема решается.
Не реагируйте на истерику
Лучший способ справиться с истериками — сохранять олимпийское спокойствие и игнорировать их. В этом случае ребенок «работает» на зрителя. Без лишних слов оставьте маленького актера одного в комнате и займитесь другими делами. Без внимания быстро прижится. Опытные мамы советуют сделать в доме специальное место для истерик, например стул или что-то вроде дачи, и не позволять малышу уезжать, пока он не успокоится.
Если у вас истерика на публике, немедленно удалите ребенка из раздражающей обстановки и постарайтесь отвлечь его от чего-то другого. Иногда просто помогает отойти в сторону и притвориться, будто вы видите его впервые. Через пять минут малыш успокоится самостоятельно.
Самое главное, не следуйте за своим ребенком и не высказывайте ему или ее желания немедленно, например, не покупайте и не обещайте купить игрушку, из-за которой он плачет. Таким образом вы подпишете собственное суждение. Ребенок сделает только один вывод: в истерике можно добиться всего.
Внимание! Вы должны различать истерический плач и слезы негодования. Если ребенок действительно травмирован и нуждается в вашей защите, немедленно помогите ему.
Проанализируйте свои отношения с ребенком и супругом
Может, ребенку действительно уделяется меньше внимания и нежности, а папа стал часто спорить? Поговорите со своим супругом, работайте над своими отношениями. Постарайтесь проводить больше времени вместе, найдите позитивное и полезное занятие, которое сблизит вас как дружный коллектив.
Станьте другом своего ребенка, когда он хочет поделиться с вами, внимательно выслушайте, проявите интерес, задайте вопросы.
Проверьте, не испытывает ли ребенок дискомфорт и как организован его досуг
Маленькие дети часто грубы, когда они слишком устали, голодны, хотят пить, хотят в туалет, но стесняются сказать это. Иногда плохое поведение возникает из-за того, что ребенок боится нового места, посторонних — надо заранее подготовить, объяснить, что с ним мама, это будет безопасно. Еще один враг хорошего поведения — скука. Наполните детский день веселыми развивающими занятиями, держите в запасе несколько новых вариантов. Всегда берите с собой в дорогу мини-игры, книгу, любимую милую обезьянку, небольшое угощение и бутылку воды.
Договаривайтесь с ребенком
Многие дети стремятся к конструктивному диалогу, когда видят, что вы серьезны, и хотят учитывать их взгляды. Не хотите носить теплую куртку? Сделайте отметку на градуснике и определите, что когда красная полоса ниже линии, куртка обязательна, а когда она выше, можно выбрать что-нибудь более светлое. Или, например, ребенок в пятницу делает все, что хочет, но прекрасно ведет себя в остальные дни недели.В этом случае каждый получает то, что ему нужно, и все счастливы.Это лучше и эффективнее, чем брань и шантаж.
Не трать время!Если все, что вам нужно сделать, чтобы успокоить трехлетнего ребенка, — это немного изменить их отношения и проявить больше внимания и приверженности, вы не сможете сделать это с пятилетним дошкольником без помощи специалиста.
как быть, если ребенок просыпается в истерике, боится оставаться один, не ест твердую пищу или кусается
Оля Селиванова
выбирала вопросы
Профиль автора
Елизавета Мешкова
психотерапевт
Профиль автора
Собрали вторую часть ответов детского психотерапевта Елизаветы Мешковой на вопросы читателей.
В новом материале разбираемся с истериками, фобиями и странностями в поведении маленьких детей. Что делать, если ребенок не готов оставаться один, как разнообразить питание избирательного чада и как объяснить границы дозволенного — собрали ответы на эти и еще шесть вопросов.
Что делать, если ребенок просыпается с истерикой?
Анастасия К
не спит вместе с сыном
Сыну два года и десять месяцев. Уже год у него сильные истерики. Он может проснуться среди ночи и кричать — сильно, как животное, до визга — минут 40. Днем не спит, только по случаю: поездка в автобусе, машине. Но если все-таки уснет в кровати, то просыпается с истерикой. Как ночью проснется — забираем к себе в кровать. Утром может проснуться и, не открывая глаз, начать требовать: «Мама, открой глазки». Если я не открыла их сразу, может начать бить руками и ногами, целиться в лицо. То, что нельзя бить, мы проговариваем, руку перехватываем. Не помогает. Еще больше злится и истерит. Требует ли такая проблема вмешательства специалиста или перерастет?
Чаще всего проблемы со сном у детей возрастные при условии, что других жалоб на поведение и развитие нет. Советую почитать про «ночные терроры» (night terrors), а также про оптимальный режим дня и нормы сна по возрасту. Физиологически детям обычно требуется раннее укладывание — до появления признаков гиперусталости, не позже 20—21 часа, а лучше раньше, а также продолжительный, не менее 11 часов, ночной сон, особенно при отсутствии дневного.
Могут ли истерики быть следствием разницы подходов к воспитанию у родителей?
Майк Каскадер
держится построже с сыном
Сыну пять лет. Закатывает истерики через день: перед походом в садик, например, может захотеть надеть летние кроссовки зимой или зимнюю шапку летом или искать машинку 30 минут. Еще бывают истерики, когда надо ложиться спать, не любит спать днем. Со сверстниками ведет себя нормально, очень активен. Есть проблема с тем, что мама совсем не строгая — может пропустить дневной сон, а папа построже. В целом ребенок, скорее всего, не видит, что родители работают одним фронтом, и больше тянется к «доброму» родителю. Ходили к семейному психотерапевту, и похоже, что мы не сможем прийти к единым правилам воспитания. Насколько это плохо для ребенка? К чему это может привести в будущем?
Я вижу, что вы сформулировали причину проблемы: в семье нет спокойствия и нет единого стиля воспитания. Это сильно увеличивает тревожность и неуверенность у детей, а все свои сложные чувства такие маленькие детки проявляют с помощью «плохого» поведения и истерик. Боюсь, пока вы — оба родителя — не станете крепким и единым тылом, истерики не закончатся. Я бы посоветовала установить единый стиль воспитания и реагирования в семье.
Как объяснить ребенку, что нельзя много смотреть телевизор?
Дмитрий Давыдов
ограничивает время просмотра мультиков
Ребенку год и девять месяцев. Очень умный, спокойный мальчик. Любит смотреть видео с детскими песенками — «Синий трактор» и другие. Мы ограничиваем ему время просмотра телевизора, разрешаем около 20 минут в день посмотреть про любимый трактор, и все. Практически невозможно выключить телевизор без криков. Как объяснить ребенку, что нельзя смотреть телевизор, когда он хочет и сколько хочет?
Вы взрослые, и вы устанавливаете правила. Маленького ребенка проще отвлечь какой-либо игрой, возможно, сочинить сказку или поиграть вместе в «синий трактор». Если ребенок совсем не может смириться и плачет — активное слушание вам в помощь. Объясняйте, контейнируйте, разрешайте поплакать в безопасном пространстве рядом с вами.
Ребенок кусается, когда ему что-то запрещают. Как себя вести?
user6393114
ищет способ правильно реагировать на агрессию сына
Сыну полтора года, в целом спокойный ребенок, но иногда психует: когда что-то запрещаю, когда что-то не получается, без видимой причины — ну, может, скучно резко стало — и тогда начинает меня или папу бить, кусать. Если не дотягивается, бьет то, до чего может дотянуться, иногда кусает себя. И еще в общую картину: на улице гуляет сам, может спокойно метров на 10—15 от меня уйти и играть. А дома часто истерика, если я иду на кухню и не взяла его на руки. Перерастет или пора к специалисту? Невролог на профосмотре проблем не выявила.
Всем детям в возрасте от 16 до 36 месяцев показан скрининг на нарушения развития — тестирование M-CHAT. Если вы его не проходили, то это первое, что нужно сделать. Если в остальном развитие соответствует возрасту, то да, повторяйте, что драться нельзя, проговаривайте эмоции, отвлекайте.
Ребенок тревожный и переживает, когда узнает об опасностях, как быть?
Татьяна Бахмурнова
помогает ребенку не погружаться в фобии
Дочка, пять с половиной лет, последние месяцы всего боится. Например, на онлайн-занятии говорили про паукообразных — она расплакалась, начала спрашивать, водятся ли ядовитые пауки у нас. Плакала минут 30. Потом мальчик в саду сказал про фонтанчик крови. Весь вечер спрашивала, в какой ситуации может быть фонтанчик крови и как сильно нужно для этого удариться. В новостях услышала про вакцинацию подростков — рыдала весь вечер, что не хочет взрослеть. Как помочь ребенку не углубиться в фобии?
Говорить про фобии, как это ни странно. Объяснять, рассказывать, попутно принимая ее чувства и не обесценивая их. Придумывать вместе истории, делая в них страхи нестрашными. Ну и смириться с тем, что вам досталась крайне впечатлительная девочка.
Как помочь ребенку, который боится оставаться один?
Наида
не оставляет сына одного
Мальчику пять с половиной лет. В последнее время стал пугливым. Днем один не хочет оставаться в комнате. На игровых площадках без конца выглядывает, чтобы проверить, не оставили ли его. Ночью не спит один. Даже спиной к себе не дает повернуться, пока не заснет. Если оставишь одного спящего, просыпается и бежит за тобой. При общении с ровесниками и другими детьми никаких отклонений нет. Очень общительный, ранимый, гиперактивный, ласковый ребенок, думаю, что по развитию не отстает, знает таблицу умножения, читает. Стоит ли беспокоиться?
Поговорите про его страхи. Расскажите про свои из детства, попросите нарисовать, слепить, сочините про них сказку. На ночь можно придумать защитные ритуалы и «обереги» — ловец снов придумали очень давно, а работает до сих пор. Еще страх расставания в возрасте пяти лет сильно связан с первым осознанием смерти. И об этом тоже с ребенком нужно говорить — и говорить честно. Детская фантазия гораздо причудливей реальности.
Ребенок не ест твердую пищу, как разнообразить его питание?
Настя Сергеева
кормит сына разнообразно
Сыну год и десять месяцев. Полмесяца отказывается от твердой пищи, одни творожки, кефир, ряженки. Иногда хлеб и гречневая каша по настроению. Про мясо вообще молчу. Отказывается от вкусной еды, которую даже не пробовал, например черешни, зефира. Это временно или как-то можно и нужно повлиять на ситуацию?
На всякий случай сделайте скрининг M-CHAT и обязательно сходите на прием к педиатру, чтобы исключить железодефицит. Если никаких проблем не найдут, то сажайте ребенка вместе с собой за стол, подсовывайте интересную еду. По опыту, дети охотно пробуют кукурузу, горошек, небольшие мягкие ягоды, но это индивидуально. Пробуйте добавлять что-то в его любимую молочку — тоже выход.
Что делать, если ребенок проявляет сильный интерес к интимным вещам?
Олеся Власова
мама любознательного ребенка
Старшему сыну семь с половиной. Стал тайком таскать у меня прокладки и трусы. Не ругала, все доступно объяснила про менструацию, все называла своими именами, плюс у него есть все книги по возрасту. Просил показать женские половые органы — рассказала, почему это интимная часть тела и что можно изучать ее пока только по иллюстрациям в энциклопедиях. Но на этом интерес не иссяк: к сожалению, настройки планшета дали сбой и ребенок нагуглил то, чего я бы ему показывать не стала. Продолжил таскать мои вещи, пока мы с мужем серьезно на него не разозлились. Насколько нормально такое поведение в этом возрасте, нужно ли что-то еще делать? И к чему морально готовиться?
По описанию похоже на тот самый запретный плод, который очень интересен. Я бы жестче обозначила границы — и телесные, и материальные, но при этом дала бы ему информации по возрасту с избытком, например книгу по анатомии. И уж если он посмотрел, то рассказала бы про порно и про то, почему смотреть это плохо и неправильно: как минимум то, что происходит на экране, неправдоподобно, а зачастую и больно, и уж точно не приятно.
Сын проявляет интерес к телу мамы, что лучше предпринять?
Dmitry
не конкурирует с сыном
Сыну четыре года. Очень много внимания уделяет попе мамы, говорит, как любит ее, если видит, что дома мама ходит в трусах, обязательно захочет ее потрогать. Мы ему объясняем, что это некрасиво и что ребенку это не положено делать, — сын обижается, ревнует, когда я с женой обнимаюсь, даже иногда бьет меня. Как объяснить ему?
Ваш ребенок в том возрасте, когда ему уже можно и даже нужно объяснять, что такое телесные границы, интимные зоны. Про то, что такое телесная неприкосновенность, что никто не должен трогать другого человека без согласия. Можете вместе с ним почитать книги «Мое удивительное тело», «Давай поговорим про это». Конечно, он не сразу смирится, что нельзя трогать любимую маму за попу. Тут вам в помощь техники активного слушания и я-сообщений.
AMA.Эксперты и герои отвечают на вопросы о чем угодно
Предложите свою тему
7 советов для родителей, как справляться со срывами у детей, легко впадающих в дистресс
Здоровье + Развитие/Поведение + Дисциплина
Как справиться со стрессом у них (и у вас)
Лаура Кастнер, доктор философии.
|
Опубликовано: 15 июля 2020 г.
Высокочувствительные дети обладают врожденным темпераментом, который заставляет их реагировать на внутренние и внешние переживания. Таких детей называют «тревожными», «трудными», «легко расстраивающимися», «взрывными» и «высокоэмоциональными». Родители часто считают их жесткими и негибкими. Эти дети, как правило, тяжело переносят переходы, незнакомые обстоятельства, новые виды деятельности и даже легкие стрессовые факторы. Они ничего не могут с этим поделать. Итак, что же делать родителю?
Представьте себе шкалу — «измеритель дистресса», которая колеблется от 1 до 10. Что вызывает стресс у среднего ребенка (такие ситуации, как физический дискомфорт, отверженность или разочарование в выполнении задания) и регистрируется на измерителе в оранжевая зона 6 или 7 воспринимается вашим чувствительным ребенком как 8, 9 или 10, то есть красная зона. Ваш ребенок становится истеричным, иррациональным, кричащим, сопротивляющимся и абсолютно неуправляемым. Злиться на ребенка, находящегося в красной зоне, все равно, что подливать масла в огонь. Вам лучше оставаться в прохладной зеленой зоне.
Рутинные ожидания от ребенка (например, отход ко сну, посещение школы, участие в командных видах спорта) могут показаться вам легкими стрессорами, но тревожные дети могут воспринимать их как серьезные. Вы можете подумать, что эти вещи не должны бросать эмоциональный дроссель вашего ребенка в красную зону, но это суждение не поможет ребенку научиться успокаивать себя. Только интенсивная когнитивная и эмоциональная переподготовка приведет к этому. И не спешите думать, что это всего лишь работа терапевта, потому что, если ребенок пойдет домой к своим самым близким, любящим фигурам привязанности (родителям) и найдет их сердитыми, раздраженными и осуждающими, его мозг будет слишком загружен. хронической огненной бури, чтобы преднамеренно получить доступ к любым методам преодоления и успокоения.
Родители, успокойтесь
С точки зрения неврологии, когда у вашего ребенка нервный срыв, он переживает «захват миндалевидного тела». Эмоциональная часть их мозга реагирует на стрессор так, как если бы это был хищник, и это запускает реакцию «бей, беги или замри». Родителям таких детей необходимо развивать навыки самоуспокоения, чтобы они могли помочь своим детям также научиться успокаивать себя. В случае чрезвычайной ситуации в самолете кислородный мешок должен быть сначала передан родителям, чтобы они могли оптимально помочь своему ребенку.
Рациональные и интеллигентные родители легко могут попасть в ловушку, совершая неправильные поступки с взбешенными детьми. Наша склонность подбадривать ребенка в момент «красной зоны» примечательна тем, насколько она типична и насколько эффектно она может не помочь в достижении целей успокоения ребенка и вдохновения на подчинение. Независимо от того, вызвана ли тревога вечеринкой по случаю дня рождения, футбольной тренировкой или домашним заданием, страх находится в сознании смотрящего, и с ним нельзя спорить во время нервного срыва.
Родители должны вести себя тихо и очень тщательно обдумывать то, что они говорят и передают эмоции своим чувствительным детям в эти моменты срыва; они должны брать пример с того, что клинические психологи учат делать в экстренных ситуациях: «Не делай что-то просто так, стой на месте». Другими словами, сначала «не навреди». Раздраженный тон родителей или резкость в их голосе могут перевести ребенка из состояния тревожного беспокойства в кричащую истерику.
Стресс заразен
Исследование нейровизуализации задокументировало то, что мы всегда знали интуитивно: когда в мозгу одного человека вспыхивают тревога и дистресс, мозг любого, кто находится рядом, активируется в тандеме. Дети знают, что их родители думают о них. Чувствительные дети могут замечать даже слегка негативные чувства, и их срывы могут развиваться по спирали, если они чувствуют, что их родители думают: «О, нет, вот она снова», «У меня нет времени на эту нелепость» или «Почему я не могу». Разве она не похожа на других детей?
Да, это правда. Тревожные дети лучше справляются с дзен-буддистами в качестве родителей. Но те из нас, кто не бодхисаттвы, все равно должны стараться достичь как можно более спокойного эмоционального состояния, отвечая чрезвычайно тревожным детям. Вот еще несколько полезных советов, как действовать в данный момент:
Подтвердите чувства вашего ребенка
Помните, что сочувствие не равнозначно согласию. Во время нервного срыва у вашего ребенка будет учащаться сердцебиение, он будет казаться иррациональным и безутешным, и его «нальют» гормоны стресса (которые на самом деле вызывают головные боли и боли в животе!).
Самая большая проблема для родителей в данный момент — не стать пренебрежительным, потому что это приводит к тому, что ребенок начинает кричать сильнее, чтобы показать маме и папе, насколько он или она расстроен. Вместо того, чтобы сказать: «Ты любишь школу. У тебя сегодня утром просто головокружение», — скажите: «Ты не хочешь идти в школу сегодня. У тебя болит живот, и кажется, что это худший день в твоей жизни». Вы можете немного перефразировать, чтобы связать утверждения вашего ребенка с «прямо сейчас» и «вы чувствуете», чтобы вы не соглашались с их ужасными заявлениями.
Сохраняйте терпение и понимание того, что переживает ваш ребенок
Скажите себе: «Мой ребенок делает все возможное, учитывая его эмоциональное состояние. Она не может помочь, что у нее такой чувствительный темперамент. Она пришла к этому темпераменту так же невинно, как другие дети к астме или диабету». Сострадание приведет к более быстрому разрешению вспышки гнева вашего ребенка, даже если это всегда займет больше времени, чем вам хотелось бы.
Слушайте и повторяйте
Пока вы сидите тихо и слушаете своего ребенка, попробуйте просто повторять то, что он вам говорит. Не спорь. Скажите им, что вы внимательно слушаете. Говорите медленно и очень тихо.
Тревога подобна силе притяжения: то, что растет, должно упасть
Другими словами, паника вашего ребенка будет усиливаться, но всегда будет уменьшаться. Цель родителя должна состоять в том, чтобы «контролировать ущерб», то есть не усугублять ситуацию, споря, критикуя или даже слишком много болтая, потому что любая стимуляция вообще может удерживать эмоции вашего ребенка нахлынувшими или достигшими нового пика. Часто меньше значит больше, когда речь идет о реакции родителя на сильные эмоции ребенка.
Вы не балуете своего ребенка
Убедите себя, что этот подход не «балует» и не «потакает» вашему ребенку, а лечит состояние повышенной тревожности. Хотя вам может казаться, что это занимает слишком много времени или что вы поощряете плохое поведение, помните, что другие методы наказания не сработали.
Помните старую пословицу «единственный человек, которого вы можете контролировать, это вы сами»
Поскольку вы, вероятно, расстроены тем, что ваш ребенок расстроен, смоделируйте свое собственное «самоуспокоение», выполнив дыхательное упражнение. Медленно вдыхайте в течение пяти секунд и медленно выдыхайте в течение следующих пяти секунд. Используйте секундную стрелку на часах и погрузитесь в глубокое дыхание животом. Когда вы сосредоточитесь на своих собственных навыках самоуспокоения, ваш ребенок может решить присоединиться к вам. Другие преимущества явного сосредоточения на самоконтроле заключаются в том, что вы служите образцом для подражания, а фокус уводит вас от принуждения. с вашим ребенком.
Подумайте о том, чтобы отвлечься
Если эмоциональный стресс вашего ребенка находится на спаде от красной зоны (8–10) до оранжевой зоны (6–7) на шкале дистресс-метра, отвлечение может помочь ему еще больше успокоиться. Возможно, вы можете поделиться историей из детства о том, как вам нужно было использовать такую технику, как глубокое дыхание или позитивный внутренний диалог, чтобы успокоиться. Поскольку стыд может так легко ассоциироваться с нервным срывом, ваша личная виньетка может также отражать скромную истину о том, что всем иногда нужно работать над самоуспокоением.
Все люди получают пользу от этого навыка самоуспокоения, также известного как «эмоциональная регуляция». Это один из краеугольных камней эмоционального интеллекта. Я назвал одну из своих книг «Обретение спокойствия», потому что большинству родителей подростков необходимо работать над самоуспокоением, чтобы справиться с острыми проблемами подросткового возраста.
Но родители маленьких детей с чувствительным и тревожным темпераментом могут также обнаружить, что им необходимо стать сверхнавыками терпения и самоуспокоения в раннем воспитании детей. Как и во многих аспектах воспитания, наши дети моделируют, усваивают и учатся у нас эмоциональному регулированию.
Примечание редактора: эта статья была первоначально опубликована в июне 2018 г. и обновлена в июле 2020 г.
ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ!
Получите лучшее из ParentMap, доставленное прямо в ваш почтовый ящик.
Читать далее
Неожиданный диагноз, поставленный детьми перед экраном
Хотите вылечить своего ребенка? Начните с исцеления себя
Насколько плохо снисходительное воспитание?
Похожие темы
Беспокойство
Печатные истории
Истерики
Поделитесь этой статьей с друзьями!
Об авторе
Лаура Кастнер, доктор философии.
Лаура Кастнер, доктор философии. является соавтором ряда книг по воспитанию детей, в том числе получивших признание «Обретение спокойствия: хладнокровные стратегии воспитания подростков и подростков» и «Разумное воспитание: 7 основных принципов воспитания успешных подростков и подростков». Она клинический профессор психиатрии и поведенческих наук в Вашингтонском университете.
8 хороших подходов к тому, как справляться с эмо-свалками, оскорблениями и остроумием вашего ребенка
План «Стань активным», чтобы помочь вашему подростку чувствовать себя более оптимистично в отношении жизни
Другие статьи этого автора
Вам также может понравиться
Возраст от 0 до 2 лет
Психическое здоровье
Здоровье + питание
Психическое здоровье
x Агрессия? Когда тревога у детей выглядит как гнев, истерика или нервный срыв
Беспокойство может быть искусным самозванцем. У детей это может отклоняться от более типичного избегающего, навязчивого поведения и проявляться в виде истерик, срывов и агрессии. Как будто с тревогой не так уж трудно справиться!
Когда дети находятся под влиянием беспокойного мозга, их поведение не имеет ничего общего с желанием раздвинуть границы. Зачастую это замечательные дети, которые не хотят поступать неправильно, но их мозг ведет в состоянии повышенной готовности.
Если бы мы могли видеть, что происходит в их головах, когда тревога охватывает их, их поведение имело бы смысл. Мы бы хотели собрать их и унести подальше от всего этого хаоса. Конечно, это не означает, что они должны получать полную свободу от своего непослушного поведения. Их гневное поведение имеет смысл, и важно дать им понять это, но всегда будет лучший выбор, на который они способны.
Как только дети получат более четкое представление о том, почему они делают то, что они делают, они будут на пути к поиску лучшего ответа. Вот где взрослые в своей жизни будут иметь решающее значение. Родители, бабушки и дедушки, учителя — любой, кто способен понять и реагировать на их поведение как на что-то, вызванное беспокойством, а не как на «непослушное» поведение, поможет им найти более здоровые, сильные и эффективные способы реагировать на мир. Все дети умеют это делать, но тревога может хитрым образом отвлекать внимание от их сильных сторон. Теперь, чтобы положить этому конец.
Беспокойство или агрессия?
Тревога возникает, когда часть мозга, миндалевидное тело, чувствует тревогу. Когда он чувствует угрозу, реальную или воображаемую, он выбрасывает в организм гормоны (включая кортизол, гормон стресса) и адреналин, чтобы сделать тело сильным, быстрым и мощным. Это реакция «бей или беги», и она поддерживает нашу жизнь на протяжении тысячелетий. Это то, что должен делать сильный, здоровый мозг.
Тревожный мозг — это сильный, здоровый мозг, который немного чрезмерно защищает. Скорее всего, он почувствует угрозу и нажмет кнопку паники «на всякий случай». Когда это происходит часто, это может вызвать «беспокойство по поводу беспокойства». Одна из ужасных особенностей тревоги заключается в том, что она возникает без предупреждения и часто без необходимости, отправляя ничего не подозревающее тело в драку или бегство.
Для детей с тревогой любая новая, незнакомая, трудная или стрессовая ситуация считается потенциальной угрозой. Реакция «бей или беги» происходит автоматически и мгновенно, посылая нейрохимические вещества в их тела, подготавливая их к борьбе или бегству. Каждый физический симптом, сопровождающий тревогу, — учащенное сердцебиение, больной живот, липкая кожа, рвота, дрожь в руках или ногах — возникает из-за всплеска этих нейрохимических веществ. Естественным завершением реакции «бей или беги» является интенсивная физическая активность. Если бы угроза была реальной, они бы боролись за свою жизнь или спасались бегством. Когда нет необходимости сражаться или бежать, нечему сжигать нейрохимические вещества, и они накапливаются, вызывая физические симптомы тревоги. (Подробное понятное для детей объяснение того, что вызывает каждый из физических симптомов тревоги, см. здесь.)
Если к агрессивному поведению причастна тревожность, признаки тревожности каким-то образом все равно будут присутствовать. Ищите любой тип избегающего поведения, больные животы, головные боли, чувствительность к новым или незнакомым ситуациям. Любой из них может быть ключом к тому, что тревога усердно работает. Обратите внимание, когда случаются срывы или истерики. Есть ли образец? Происходят ли они чаще в незнакомых ситуациях или в ситуациях, которые могут привести к перерасходу эмоциональных ресурсов вашего ребенка?
Почему некоторые дети проявляют тревогу как гнев?
Тревога часто связана с избеганием или цеплянием, но не обязательно проявляется таким образом. Физиологический драйвер тот же — мозг под угрозой — но вместо полета он инициирует бой . Неважно, что там вообще не о чем беспокоиться. Когда мозг думает, что есть проблема, он действует так, как будто это правда.
Думайте об этом как о пожарной сигнализации. Детектор дыма не может отличить настоящий пожар от сгоревшего тоста, да это и не важно. Все, что он хочет сделать, это держать вас в безопасности. Он делает это, производя достаточно шума, чтобы получить ответ. Береженого Бог бережет. Мозг работает так же. Тревожный мозг очень хорошо защищает мозг, и он быстрее сработает, даже если в этом нет необходимости. Это может произойти в ответ на незнакомые ситуации или людей, потасовки на игровой площадке, критику, разочарование, угрозу смущения или неудачи — все, что потенциально может вызвать ощущение, что вот-вот произойдет что-то плохое.
Реакция борьбы — это адаптивный способ мозга дать молодому телу физические ресурсы, необходимые ему для того, чтобы справиться с потенциально опасной ситуацией. Помните, эта реакция происходит автоматически и мгновенно. Это так быстро, что не остается времени на какие-либо осознанные размышления о том, реальна ли угроза.
В процессе взросления дети регулярно попадают в незнакомые ситуации, где им приходится вести переговоры и изучать стратегии взаимодействия с миром и его людьми. Так они приобретают эмоциональные и социальные навыки, которые помогут им стать сильными и здоровыми взрослыми. А пока что для беспокойного мозга проблемы на каждом шагу! Любая ситуация, которая возлагает на них ожидания и требования, которые могут превысить их собственные ресурсы развития, может вызвать тревогу.
Как и реакция бегства (избегание, цепляние), реакция борьбы — это автоматический, запрограммированный ответ мозга, который думает, что ему угрожает опасность. Это не значит, что детей нельзя научить контролировать его — они вполне могут, — но сначала им нужно понять, что происходит.
Будучи взрослыми в своей жизни, важно быть открытым для возможности того, что за агрессивным, разрушительным ребенком скрывается тревожный ребенок, ищущий безопасности и комфорта. Если в игре присутствует тревога, обращение с агрессией как с плохим поведением всегда будет накалять ситуацию. С другой стороны, обращение с ней как с тревогой даст им стратегии и поддержку, необходимые им, чтобы найти выход, а также научит их жизненно важным навыкам, которые будут поддерживать их до конца их жизни.
Практические способы справиться с агрессией, вызванной тревогой.
Что нужно знать детям.
• Объясните, откуда берется тревога.
Дети могут делать удивительные вещи, имея правильную информацию, и важно не недооценивать их способность к пониманию. Когда это касается чего-то личного, их способность к пониманию огромна. Вот что им нужно знать, но это не должно происходить сразу. Предоставление им информации через множество небольших случайных чатов будет столь же эффективным.
‘Те моменты, когда вы действительно злитесь, вероятно, сбивают вас с толку. Я знаю, что ты не хочешь поступить неправильно, и я думаю, тебе поможет, если я объясню, что происходит, когда ты так злишься. Прежде всего, вам нужно знать, что все злятся по разным причинам. Ваша причина действительно веская — это потому, что ваш мозг усердно работает, чтобы защитить вас.
В вашем мозгу есть особая часть, называемая миндалевидным телом. У всех нас есть один. Работа миндалевидного тела состоит в том, чтобы предупредить вас об опасности и обеспечить вашу безопасность. Думайте об этом как о своем собственном маленьком воине, который защищает вас. Твой работает особенно усердно. Когда он думает, что может быть опасность, он наполняет ваше тело своего рода супергеройским топливом — кислородом, гормонами и адреналином — чтобы сделать вас сильным, быстрым и достаточно сильным, чтобы справиться с опасностью.
Это может быть что угодно, что, по мнению вашего мозга, может причинить вам боль или заставить вас чувствовать себя некомфортно: новые люди, новые места, слишком много шума, необходимость делать что-то рискованное. У каждого есть что-то, что вызывает у него тревогу. Мы все такие же.
Вашему мозгу все равно, есть ли там что-то, что может причинить вам вред. Он просто хочет обезопасить вас, поэтому на всякий случай подпитывает вас. Для этого есть действительно классное название — «бей или беги» — борись с опасностью или беги от нее. Угадайте, к чему готов ваш мозг. Это готовит вас к бой опасность.
Это происходит очень быстро — так быстро, что вы даже не осознаете, что это происходит, пока внутри вас не проявится гнев. Ваш мозг работает сверхбыстро, и он наполняет вас топливом для борьбы или бегства, прежде чем он даже подумает о том, реальна ли опасность. Это происходит у всех нас, но у некоторых людей это происходит чаще, особенно в моменты, когда в этом нет необходимости. Больше всего на свете ваш мозг хочет защитить вас, и он очень усердно работает над этим — даже иногда вам не нужна защита.
Вот кое-что важное, что вам нужно знать: та же самая часть мозга, которая выполняет очень важную работу по обеспечению вашей безопасности и готовности справиться с неприятностями, также имеет дело с вашими эмоциями. Когда он думает, что вы можете быть в опасности, он включается. Когда он включен, ваши эмоции тоже будут включены. Иногда они будут включены по-крупному! Вот почему вы можете почувствовать, что хотите расплакаться или по-настоящему разозлиться.
Ничто из этого не означает, что вы можете винить свой мозг в том, что он вышел из себя. Это означает, что у вас действительно сильный здоровый мозг, который усердно работает, чтобы заботиться о вас. Он хочет быть хозяином вещей, но все будет идти гладко, когда вы сами отвечаете за свой мозг!
Есть еще кое-что о мозгах, которые вам нужно знать. Мозги могут измениться. Они такие замечательные. В настоящий момент ваш мозг склонен слишком вас защищать, но вы можете натренировать его, чтобы он не так сильно реагировал, когда вокруг нет опасности. Он по-прежнему будет защищать вас, давая вам знать, когда возникают проблемы, и он по-прежнему будет прекрасно подготавливать вас к тому, чтобы справиться с этим, но он не будет делать этого так сильно, когда в этом нет необходимости.
Есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы управлять своим мозгом и научить его больше расслабляться. Он по-прежнему будет готов подпитывать вас, если действительно существует опасность, но если вы хозяин своего мозга, последнее слово остается за вами. Это означает, что когда нет опасности, вы сможете успокоить свой мозг гораздо быстрее. Давайте поговорим о том, как это сделать».
• Дышите – но вы, наверное, никогда раньше так не дышали!
‘Сильные глубокие вдохи всегда успокаивают встревоженный (и разъяренный!) мозг, но это не так просто, когда твой мозг занят тем, что пытается обезопасить тебя. Последнее, что он хочет делать, когда находится в режиме защитного воина, — это расслабляться. Он думает, что нужно проделать серьезную работу, чтобы обезопасить вас! Сначала давайте поговорим о том, почему сильные глубокие вдохи работают, а затем о некоторых специальных способах сделать ваше дыхание идеальным.
Сильное дыхание задействует переднюю часть вашего мозга, называемую префронтальной корой, которая является частью вашего мозга, которая способна успокаивать и обдумывать вещи. Когда ваша миндалевидное тело думает, что существует опасность, оно становится властным и сообщает этой части мозга, что в этом нет необходимости. Вот почему для вас так важно научиться быть хозяином своего мозга. Когда вы командуете, вы можете задействовать переднюю часть своего мозга, чтобы решить, сражаться или нет.
Это очень важно. Передняя часть вашего мозга прекрасно успокаивает миндалевидное тело — часть, которая вызывает вашу борьбу и гневные чувства.
Как задействовать переднюю часть мозга? По дыханию. Дыхание похоже на колыбельную для миндалевидного тела. Это помогает понять, что беспокоиться не о чем. Когда это произойдет, миндалевидное тело успокоится, и вы тоже. Но — вы должны практиковать дыхание, когда вы не злитесь. Слишком сложно делать что-то новое, когда ты действительно расстроен. Мы все с этим боремся! Дышать сильными вдохами — это как любой новый навык. Чем больше вы это делаете, тем лучше у вас будет получаться.
Вот несколько забавных способов попрактиковаться — и это потребует некоторой практики, так что наберитесь терпения и продолжайте делать это каждый день.
Это горячее какао, которое ты держишь?!
Представьте, что вы держите кружку горячего какао. Вдохните в течение трех секунд через нос, как будто вы чувствуете восхитительный насыщенный шоколадный запах. Затем притворитесь, что дуете на него прохладно, выдыхая через рот в течение трех секунд. Продолжайте делать это четыре или пять раз, и тогда вы почувствуете, что расслабляетесь.
Найди себе дышащего друга.
Положите на живот мягкую игрушку. Вдохните на три, задержите дыхание на секунду и затем выдохните на три. Если игрушка движется, вы дышите глубоко животом, как и должно быть сильное дыхание. У тебя вышло.
Помните, мы говорили об изменении вашего мозга? Каждый раз, когда вы дышите через тревожное чувство, вы помогаете изменить и укрепить свой мозг. Вы делаете что-то удивительное, и чем больше вы это делаете, тем лучше у вас получается, но вам нужно практиковаться!»
• Подготовьте свои мощные мысли.
‘Когда вы начинаете чувствовать, что начинаете злиться, самое время дать своему мозгу понять, что вы босс. Вот в чем секрет — вам придется решить, что думать, и попрактиковаться в этом, , прежде чем , вы разозлитесь. Чем больше вы практикуетесь, тем легче это будет получаться. После того, как вы попрактикуетесь некоторое время, вы сможете найти свою мощную мысль без каких-либо усилий. Однако, как и ваше дыхание, это потребует практики. Определите, какими будут ваши сильные мысли. Представьте, что вы разговариваете со своим миндалевидным телом — вашим маленьким свирепым воином, который пытается защитить вас. Он всегда будет готов выслушать. Практикуйте это вслух или тихо про себя. Тебе решать. «Все в порядке, воин, чувак. Нам здесь всем хорошо. Ты можешь расслабиться. Здесь нет ничего, что могло бы нам навредить». Затем продолжайте практиковать свои сильные, смелые мысли, пока они не станут автоматическими, что они и сделают».0003
И другие вещи, связанные с ними.
• Внимательность.
Исследование эффективности осознанности могло бы заполнить собственную библиотеку. Снова и снова было доказано, что осознанность обладает огромной способностью строить сильное тело, разум и дух. Создание мозга против беспокойства является одним из его чудес.
Тревога возникает, когда мозг проводит слишком много времени в будущем. Вот где он цепляется за «что, если». Внимательность укрепляет его, чтобы оставаться в настоящем. Это просто, и дети прекрасно усваивают эту концепцию. В любом случае, они сознательные маленькие существа, но чем больше они смогут укрепить этот навык, тем сильнее они станут. Это замечательный навык, независимо от того, волнуетесь вы или нет.
Осознанность — это отстранение и наблюдение за тем, как мысли и чувства приходят и уходят, без осуждения, но с расслабленным умом. Было показано, что он укрепляет связь между инстинктивной, эмоциональной задней частью мозга (центром реакции «бей или беги») и префронтальной корой (частью мозга, которая успокаивает его, чтобы он снова успокоился).
Внимательность для детей, как правило, работает лучше всего, если она составляет около пяти минут или меньше, но пусть они продолжают заниматься столько, сколько захотят. Вот несколько интересных способов практиковать внимательность с детьми.
• Назовите его, чтобы приручить.
Сильные эмоции живут в правом полушарии мозга. Слова, которые объясняют эти эмоции, живут слева. Иногда между ними возникает разрыв. Это может случиться с каждым из нас. Когда есть разъединение, возникают большие чувства, но они кажутся подавляющими и бессмысленными.
Подумайте об этом так. Левая часть мозга говорит: «Вот что происходит». Это буквальное понимание мира – конкретные данные, факты. Правая часть мозга говорит: «Вот как я отношусь к тому, что происходит». Это более эмоциональное, интуитивное понимание мира. Если бы у нас было только левое полушарие, у нас было бы много деталей («это случилось, а потом это случилось»), но это был бы более холодный и отстраненный способ реагирования. Если бы у нас было только правое полушарие, у нас было бы ощущение того, как мы относимся к переживанию, и было бы много эмоций, но отсутствовало бы более рациональное понимание. Детали мира важны («вот что произошло»), но важна и общая картина («вот что я чувствую по этому поводу»).
Эффективный способ успокоить детей, когда они находятся в разгаре сильного чувства, — назвать это чувство. Как сказал Марк Брэкетт из Центра эмоционального интеллекта, «если вы можете назвать это, вы можете его приручить». Когда ваш ребенок находится в гуще сильного гневного чувства, назовите чувство, которое вы видите. «Я вижу, что ты сейчас очень зол». «Тебя очень расстроило, что тебе не разрешили пробежаться по супермаркету. Я понимаю. Иногда трудно быть неподвижным, не так ли».
Услышав слова, соответствующие их чувствам, вы укрепите связь между правым и левым полушариями мозга. Когда это произойдет, эмоция начнет «приручаться». Это будет меньше похоже на засаду из-за большого неясного чувства, и с вашими словами это начнет обретать смысл. Потерпи. Это не произойдет сразу, но это будет иметь значение. Это также поможет расширить эмоциональный словарный запас вашего ребенка. Это мощная часть развития их эмоционального интеллекта, которая жизненно важна для любого ребенка по мере его роста.
• Поднимите их.
Дети, которые регулярно закатывают истерики или проявляют агрессию, вероятно, будут уделять много внимания своему плохому поведению. Поднимите их, сосредоточившись на их сильных сторонах. Вот некоторые распространенные из них, которые приходят с тревогой.
И наконец…
Если кажется, что ваш ребенок вспыльчив, будьте готовы к тому, что причиной может быть тревога. Самый действенный способ обратить вспять любой тип беспокойства — объяснить детям движущую силу их поведения. Это поможет расширить их возможности и сосредоточит внимание на их сильных сторонах в управлении своим поведением и поднимет их на полную высоту.
Вам также может понравиться …
«Эй, воин» — это книга, которую я написал для детей, чтобы помочь им понять тревогу и найти свою «смелость». Это объясняет, почему тревога ощущается так, как она есть, и учит их, как они могут «быть хозяином своего мозга» во время беспокойства, чтобы чувствовать себя спокойно. Не всегда достаточно сказать детям, что делать — им нужно понять, почему это работает. Hey Warrior делает это, давая объяснения в веселой, простой манере, которая помогает понять смысл в стиле «О, так вот как это работает!», Наряду с великолепными иллюстрациями.