Содержание

Ребенок в 5 лет плохо разговаривает, что делать, причины и лечение

Для родителей свой ребенок априори является особенным. Из-за этого зачастую пропускаются тревожные «колокольчики» в развитии малыша. Ведь когда ребенку годик, молчание или слова, понятные только матери, считаются нормой. Но, например, к пяти годам эта особенность уже не выглядит такой милой, она настораживает и побуждает к решению теперь уже возникшей проблемы.

Ребенок плохо говорит в 5 лет: причины и лечение

Среди множества мнений за основу в психологии берут классификацию А.Н. Леонтьева, согласно которой выделяют четыре этапа.

  • Подготовительный (до года). В начале жизни малыш приспосабливается к новым условиям существования, поэтому все способы его реакции на окружающий мир сводятся к плачу и крику. К счастью, этот насыщенный период длится, в среднем, до одного месяца, после чего начинается распознавание голосов и интонаций. С двух месяцев подключается гуление, а в три появляется непонятный лепет. Затем наступает пора считывания и подражания. Ребенок запоминает услышанное и пытается воспроизвести. Так рождаются первые слоги и слова.

Ребенок с нарушением речи

  • Преддошкольный (от года до трех). Этап характеризуется становлением речи. Все начинается с нескольких слов, не несущих смысловой нагрузки. Такая коммуникация носит название ситуационной. То есть характер слов определяет ситуация, при которой они были употреблены. Все это сопровождается активной мимикой и жестикуляцией. К двум годам ребенок уже отлично понимает взрослого и активно пополняет словарный запас, произнося слова более четко. В возрасте трех лет начинает выстраиваться грамотность речи, слова произносятся в падежных формах, склоняются и могут быть употреблены в множественном числе.

Психолог А.Н. Леонтьева

  • Дошкольный (от трех до семи лет). В этот период ребенок начинает общаться связно, простыми предложениями, со временем все больше усложняя свою речь. Дикция становится чище, формируется способность слышать себя и исправлять ошибки, т. е. следить за произношением. Кругозор расширяется, и в 5 лет пересказ сказки не представляет трудности.
  • Школьный (от 7 до 17 лет). Появляется письменная речь, приходит осознание грамматических правил построения и целенаправленное внедрение их в жизнь.

К сведению! Для правильного прохождения всех этапов и достижения продуктивности в развитии малыш должен расти в благоприятном речевом окружении, обладать хорошим слухом и зрением, иметь нормальные умственные способности и быть психически здоровым.

Выявляем причины задержки речевого развития в этом возрасте

Если ребенок плохо говорит в 5 лет, стоит обратить внимание на предрасполагающие факторы и причины, в основе которых наблюдаются следствия повреждения центральной нервной системы и головного мозга. Они могли возникнуть при:

  • Травме, инфекции матери во время беременности (могут повлиять на развитие плода).
  • Осложненных родах.
  • Заболеваниях ребенка, перенесенных в раннем детстве.
  • Наследственных заболеваниях репродуктивной системы.
  • Детской психической травме.
  • Неправильном подходе к воспитанию (жестокость, гиперопека, отсутствие общения).

Причинные заболевания:

  • ДЦП;
  • психические расстройства;
  • онкологические заболевания головного мозга;
  • ненормальное внутричерепное давление;
  • гидроцефалия;
  • заболевания центральной нервной системы.
  • глухота;
  • аутизм;
  • функциональные нарушения голосовых связок.

Что делать родителям

По мнению психологов, существуют научно-необоснованные причины, согласно которым ребенок в 5 лет плохо разговаривает.

Ребенок не должен зависать на мультиках

Точка зрения психологов на проблемы развития речи

С учетом современных реалий стоит обратить внимание на:

  • Ранний доступ к просмотру мультфильмов, развивающих программ в сети, онлайн играм. Подмена родительского внимания и забота безусловно сказывается на том, как разговаривают дети. Из этого плавно вытекает следующий пункт.
  • Избыточное поступление информации. Психологи утверждают, что только с трехлетнего возраста малышам разрешается пользоваться гаджетами, но не более 30 минут в день.
  • Еще одна причина – перевозбуждение. Ребенок может отставать в речевом развитии из-за чрезмерного шума, беспрерывной работы телевизора или громкой музыки.

К сведению! Стоит обратить внимание на длительность и интенсивность мелодий, используемых для успокоения или убаюкивания детей.

Условия, необходимые для правильного и своевременного развития речи

Что делать, если ребенок в 5 лет плохо разговаривает, и существует ли лечение — поможет правильная консультация специалиста. Также необходимо учитывать все условия при решении данной проблемы.

Продуктивное общение

Это методы общения, подразумевающие, что ребенок будет высказывать собственные связные мысли. Сюда относятся:

  • пересказ своими словами;
  • различные творческие задания и беседы;
  • рассказывание небольших историй с одновременным просматриванием картинок.

Общение со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.

Речь родителей и остального окружения ребенка должна быть богатой и насыщенной, грамматически правильной и с четким произношением. Немаловажно общение детей дошкольного возраста со сверстниками, во время которого происходит обмен впечатлениями, взаимопомощь друг другу. Это побуждает ребенка к разговору.

Важен обмен информации со сверстниками

Игры для общения

Например, обыгрывание игрушек, краткие спектакли. Совместная деятельность положительно сказывается на развитии общения дошкольников со взрослыми.

К сведению! Хорошие результаты дают игры, развивающие мелкую моторику рук.

Ребенка просят показать пальчик или сделать какой-либо жест. Не стоит пренебрегать пением, разучиванием стишков и артикуляционными упражнениями.

Самый распространенный детский прием – научить ребенка дуть, например, задувать свечку или надувать мыльные пузыри. Разнообразные игры с общением также не будут лишними.

Несомненен факт, затруднения в коммуникации детей 5 лет не являются особенностью, необходимо сделать все возможное во избежание этой проблемы. Не стоит надеяться на человека с волшебным лекарством, которое поможет разговорить ребенка. Крайне важно с самого начала комплексно подходить к воспитанию и развитию детей, уделять этому время, изучать информацию, а не ждать точки невозврата.

Почему ребенок плохо говорит – Школа развития речи Говори

В развитии детей важно обращать внимание на их речевой аппарат. Девочки должны начинать разговаривать к 1 году, а мальчики до 1,5 лет. Но возраст зависит от особенностей ребёнка и уровня развития, поэтому средняя цифра — это 2 года. Если вы заметили, что в два года ваш ребёнок плохо говорит и даже не пытается издать звуков, то это повод показать его специалистам. Логопеды и врачи поставят точный диагноз и назначат правильное лечение или упражнения для речевого аппарата.

Речь напрямую влияет на ум и интеллект, поэтому ее развитие крайне важно. Все неговорящие дети до 3-х лет имеют диагноз ЗПРР. А тем, кто не говорит до 7 лет, предписывают снижение интеллекта. Поэтому важно уделять внимание речи ребёнка ещё на начальном этапе. Каждый ответственный родитель должен показывать детей специалистам и вместе вырабатывать речь. Нередко и в 5 лет дети учились говорить, все зависит от мотивации и поддержки.

Почему ребенок долго не начинает говорить до двух лет

Отсутствие речи до 2-х лет может быть вызвано следующими причинами:

  • аутизм — при таком диагнозе малыш будет всячески избегать контакты со сверстниками, взрослыми и даже с родителями. Он никогда не будет смотреть в глаза. В таком случае нужна будет помощь психолога и психиатра;
  • умственная отсталость — поведение не соответствует возрасту. В таких случаях нужно также обращаться к специалистам;
  • отсутствие слуха — дети не слышат никаких звуков вокруг себя. Родителям незамедлительно нужно обращаться к ЛОРу;
  • ринолалия- проявляется болезнь сразу после рождения. Недуг можно узнать по расщелинам в губе и небе. Поможет в этом хирург и далее логопед;
  • афония — недуг можно выявить при рождении, ребенок не кричит и не издаёт никаких звуков. Болезнь может быть вызвана из-за ДЦП. В таком случае поможет ЛОР, невропатолог, логопед.

Таким образом, до двух лет у детей встречается множество причин, которые препятствуют нормальному развитию речевого аппарата.

Почему ребенок долго не начинает говорить с 2 лет

Основными причинами плохого разговора у детей от 2-х лет являются следующие отклонения:

  • ОНР со снижением слуха — диагноз может поставить врач, начиная с трех лет. Ребенок становится невнимательным, плохо слышит тихие звуки. В таком случае нужна помощь ЛОРа;
  • ЗРР — диагноз задержки речевого развития ставится детям с 2-3 лет. Причинами недуга может стать отсутствие общения со сверстниками и двуязычие. Это не самый страшный диагноз, скорректировать речь могут многие специалисты;
  • ЗПРР — это означает, что родители плохо занимались развитием ребёнка. Он боится разговаривать в присутствии других и имеет психологические проблемы. Поможет психолог и логопед;
  • афазия — болезнь возникает из-за черепно-мозговой травмы. Родители отмечают, что ребенок резко прекращает говорить;
  • анартрия — малыш не умеет и не может произносить некоторые звуки, улыбаться, ему трудно жевать твёрдую пищу.

Иногда причины отсутствия речи могут смешиваться, это вызывает трудности при лечении. В любом случае, если родители заметили странное поведение и дефекты, необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

Что нужно сделать, чтобы ребенок быстрее заговорил?

Родители являются главными помощниками ребёнка в формировании правильных речевых навыков. Еще с младенчества нужно приучать детей к простым жестам и проговаривать их. Также важно учить жестами отвечать «да» и «нет», то есть кивать и мотать головой.

Ребёнок должен знать очередность действий, например, сначала кубик необходимо взять в руки, затем кинуть его, потом построить из него башню. Будет идеально, если два родителя будут уделять одинаковое внимание. Мама и папа могут говорить по очереди. Показывайте ребенку простые картинки и озвучивайте их, например: котёнок говорит «мяу, мяу», собака — «гав, гав».

Постарайтесь убрать из собственной речи лишние слова и слова-шумы. При ребёнке говорите медленно и четко. Во время разговора максимально используйте мимику, дети превосходно понимают ее. Постарайтесь выстраивать диалог даже не с говорящим ребенком, это пойдет ему на пользу. На ночь можно читать одни и те же сказки, стихи, так вырабатывается память. Важно развивать вестибулярный аппарат, катайте ребенка на аттракционах, качайте на качелях. Соблюдая такие простые рекомендации, ваш ребенок заговорит быстро и без дефектов.

Чем опасна задержка речевого развития?

Задержка речевого развития — это серьезная проблема для ребенка и родителей. Речь является основой интеллекта. Каждый ребёнок должен коммуницировать с окружающим миром, общаться со сверстниками, разговаривать с взрослыми. С помощью речи ребенок познает мир.

Если ребенок не общается со своими ровесниками, то проблема только усложняется. Родители должны позаботиться о полноценной жизни, например, специалисты рекомендуют отдавать ребенка в сад. В таком заведении не только развиваются навыки общения, но и укрепляется иммунная система.

Задержка речевого развития может провоцировать другие осложнения. Считается, что если ребёнок не разговаривает до трех лет, то это просто отставание в развитии, если до пяти — проблемы с психоречевым развитием. Ребёнку важно проходить комплексную реабилитацию, иначе есть риск получить проблемы с памятью и общим развитием. Родителям очень важно сразу заметить проблему и заняться ее устранением. Дети с плохим речевым развитием могут заниматься только в специальной коррекционной школе.

Куда обращаться, если ребенок не говорит?

При обнаружении дефектов речи многие родители сразу бьют тревогу и не знают, к какому врачу сначала обратиться. Главное — не тянуть с этим вопросом, помощь нужна как можно скорее. Следует обратиться к следующим специалистам:

  • логопед;
  • дефектолог;
  • психолог;
  • невролог.

Специалисты осмотрят ребенка и назначат индивидуальный план лечения. Вид терапии подбирается, исходя из особенностей организма и осложнений. Важный момент — помощь родителей. Они должны ежедневно заниматься с малышом, чтобы конечный результат был положительным. Также можно отдать ребенка в школу для плохо говорящих детей, где речью вашего чада будут заниматься профессионалы своего дела.

Таким образом, речь — это главный инструмент общения и развития. Если у детей замечены какие-либо отклонения в речевом аппарате, то незамедлительно нужно обратиться к специалисту.

5 шагов, чтобы вылечить его у детей — Речевые и языковые дети

Перейти к содержимому